Разработка стандарта уровня НВПО

     Стандарт уровня образования - сложившийся и общепринятый или целенаправленно формируемый круг требований,  предъявляемый к содержанию образования и обучения, а также к типу организации учебного процесса  в  каждом  из звеньев профессиональной подготовки. Стандарт уровня образования формируется только в системе взаимосвязи с  другими ступенями профессионального образования и в определенной мере зависит от них.  В силу этого стандарт  уровня  начального военно-профессионального  должен  вписываться  в систему непрерывного военного  образования,  определяться  требованием  к квалификации,  составу и объему подготовки младших командиров воинских  коллективов и предусматривать не только формирование профессиональных знаний,  навыков и умений,  но и  повышение  общего уровня эрудированности и интеллектуального развития.

     Основными показателями, характеризующими стандарт уровня образования, являются:

маркированный список

 исходное (базовое) образование;

маркированный список

 продолжительность срока обучения;

маркированный список

 соотношение теоретической и практической подготовки;

маркированный список

 соотношение состава, объема и содержания общенаучной, общепрофессиональной и  специальной подготовки в рамках теоретической;

маркированный список

класс профессиональных (интеллектуальных) задач, к решению которых готовится в процессе обучения воспитанник;

маркированный список

 тип организации учебного процесса (соотношение аудиторной и самостоятельной работы, обязательных и элективных курсов).

     При разработке  СУ  НВПО  для  кадетских корпусов необходимо соблюдаемым условием остается взаимосвязь двух компонент стандарта: стандарта  уровня  общего  (полного) среднего и стандарта начального военно-профессионального образования.  Первый из  них  в достаточной степени разработан в системе управления общим образованием для всех типов и форм организации учебного процесса и  может быть взят за основу при незначительных изменениях,  учитывающих профиль дальнейшего профессионального образования  в  системе высшего профессионального обучения.

     На основе анализа различных подходов к формированию стандарта уровня образования сформулируем  Стандарт  уровня начального  военно-профессионального  образования,  применимого в образовательном учреждении типа кадетский корпус:

Показатели стандарта

Характеристики стандарта

1.      Общая характеристика обучающегося:

 

маркированный список

возраст

маркированный список

подростки 10 – 17 лет

маркированный список

уровень готовности к освоению образовательных программ

маркированный список

учащиеся, успешно освоившие базовую программу начальной общеобразовательной школы и сдавшие испытания входного контроля

маркированный список

состояние здоровья

маркированный список

с учетом психофизиологических особенностей и медицинских противопоказаний, обусловленных спецификой дальнейшего обучения

2.      Продолжительность  и форма профессионального обучения

7 лет интернатного проживания и военная регламентация жизненного уклада

3.      Учебные программы и соотношение курсов

Общеобразовательная

Военно-профессиональная

маркированный список

 базовая ОП

маркированный список

ОП углубленного обучения

маркированный список

лицейская ОП

учебные и рабочие  программы, разработанные КК и профилирующим ВВУЗом

Соотношение объемов подготовки:

ООП : ВПП = 1,8 : 1

В военно-профессиональном компоненте:

теоретическое : практическое = 1 : 2,6

общевоен.: общепроф.: базов.проф.: спец.=1,3:1:3,5:2,5

4.      Формы аттестования

Промежуточноговсе формы промежуточной аттестации, предусмотренные для образовательного учреждения

Выпускного:

маркированный список

выпускные экзамены по общеобразовательной подготовке;

маркированный список

дипломная работа/экзамен по теоретическим разделам и

маркированный список

экзамены/зачеты по практическим разделам военно-профессиональной подготовки

5.      Вид выпускного сертификата

Аттестат о полном среднем образовании

Диплом/Свидетельство о профессии, специальности и уровне квалификации

     Организационно-педагогические условия. Режим  интернатного обучения при шестидневном учебном процессе с соблюдением установленной максимальной возрастной учебной нагрузке.  Валеологические требования обеспечиваются проведение части занятий после  перерывов на приемы пищи,  чередованием теоретических занятий с практическими,  достаточного объема занятий физической подготовки (плановых  и  факультативных),  выделением  времени на гуманитарные и технические (кружковые) занятия в послеобеденное  время.  Седьмой день  недели  отводится  на  культурно-развлекательную и спортивно-массовую работу.

     Продолжительность уроков теоретического и практического обучения 45 минут.  Наполняемость учебных групп 24 человека. Деление на подгруппы производится по принципам,  установленным для лицеев и образовательных учреждений начального профессионального образования.

    Социальная и психологическая поддержка воспитанников обеспечивается введением в штатное расписание психологов и  методистов, обучением офицеров-воспитателей,  возможностью  в младших классах назначением на должности помощников офицеров-воспитателей  женщин с высшим педагогическим образованием.

Литература:

Белоусов Н.А.  Педагогические основы подготовки  молодежи  к военной службе.- М.:ДОСААФ,1979

Беляева А.П.  Дидактические принципы профессиональной подготовки в ПТУ.- М.,1991

Гаврилов В.Е. Вопросы профессиоведения.-М.:Высшая школа,1982

Гаврилов В.Е.  Психологичееская  классификация  гностических профессий в    целях    профконсультации.// Научн. осн. проф. самоопред. уч-ся.-Л.,1982

Гаврилов В.Е.  Составление  и  использование психологических характеристик профессий в  целях  профориентации. :Мет. реком./ ВНИИ ПТО,1988

Разработка образовательных  стандартов петербургской школы./ Комитет по образ.СПб.,1995