Cтандарт качества НВПО

     Стандарт качества образования определяет единые требования к конечному  результату  обучения  - овладению воспитанниками военно-подготовительных учебных заведений определенной системой  знаний, умений, навыков и обеспечивается проверочными испытаниями на квалификацию.

     Устав внутренней службы определяет профессиональное поле деятельности командиров  (начальников) следующим образом:

        Для курсантских подразделений ВВУЗов  профессиональное  поле ответственности в деятельности младших командиров имеет некоторые особенности. Основой задачей военного учебного заведения является предоставление курсантам  знаний и выработка у них профессиональных умений и навыков, необходимых для их дальнейшей деятельности.

    Экспертная оценка  степени  важности  каждого из направлений деятельности младшего  командира,  проведена  офицерами  академии (группа 25 человек), занимавшихся в течение своей службы обучением и воспитанием показала следующие результаты.  Требовалось  сопоставить каждому типу профессиональной деятельности младшего командира коэффициент важности.  Результаты такого оценивания  дали следующие результаты:

Группа качеств

Основные направления профессиональной деятельности

Коэфф.

I

Знание и умение организовать учебный процесс в курсантском подразделении

3,4

I I

Знание и умение организовать учебный процесс в курсантском подразделении

3,2

I I I

Умение организовать службу войск и поддерживать внутренний порядок

3,0

I Y

Умения и навыки поддержания уставного внешнего вида и строевой выправки подчиненных

2,1

Y

Навыки сохранения имущества и материальных ценностей

1,0

     Учитывая особенности в деятельности младших командиров  курсантских подразделений ВВУЗов, сферы их профессиональной деятельности можно представить следующим образом:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Командно-организаторская деятельность

Воспитательная работа

Учебная работа

- руководство воинским коллективом;

- организация службы войск и внутреннего порядка;

- организация выполнения мероприятий распорядка дня;

- обеспечение подчиненных довольствием;

- организация соревновательности и подведения итогов;

- строевое обучение

- воспитание:

         нравственное,

         патриотическое,

         правовое.

         Физическое;

- индивидуально-воспитательная работа;

- организация досуга;

- дисциплинарная практика

-организация учебных занятий;

-взаимодействие с преподавателями;

-организация самоподготовки;

-организация взаимопомощи;

организация и проведение занятий по НВП и общевоенным дисциплинам

 

   Дисциплины военно-профессиональной подготовки сведены в циклы по  направлениям развития у обучающихся требуемых профессиональных качеств

Формируемые качества

Циклы дисциплин, формирующие качества выпускника в профессиональном поле деятельности

Командно-организаторская работа

Воспитательная работа

Учебная работа

Знания

ВГЦ

ВСД - ОВД

ВСД

Умения

ВГЦ-ЦТД-ОВД

ВСД

ОВУ

Навыки

ЦТД+ОВУ

ОВУ

ОВУ+ОУП

(в таблице обозначены: ОВУ - организация воинского уклада, ОУП -организация учебного процесса, ВГЦ - военно-гуманитарный цикл, ЦТД - цикл тактических дисциплин, ОВД - общевоенные дисциплины, ВСД - военно-специальные дисциплины)

 

    Экспертное оценивание требуемого качества подготовки выпускника кадетского корпуса по  основополагающим  направлениям профессиональной деятельности при 5-балльном оценивании дало следующую профессиограмму разным уровням профессиональной квалификации:

Группа качеств

Коэфф.

Уровень квалификации

Ком.отд.

Зам.ком.взв.

Старш.роты

I

3,4

3,35

4,35

3,3

I I

3,2

3,35

4,2

3,63

I I I

3,0

3,0

3,45

4,7

I Y

2,1

3,83

3,73

3,6

Y

1,0

3,6

3,7

3,4

Суммарный балл

42,9

50,1

48,0

 

Относительный коэффициент качества требуемой подготовки сержантского состава для высших военно-учебных заведений,  выведенный отношением баллов:  КО : ЗКВ : СР = 1 : 1.2 : 1,1 показывает, что главной фигурой в ВВУЗе является заместитель  командира взвода (командир учебной группы).  Именно это обстоятельство и определяет основную цель создания кадетских корпусов с семилетним периодом обучения - подготовка младших командиров уровня заместителей командиров взводов (ЗКВ) и  старшин  рот  (СР).  При этом подготовка  командиров  отделений (КО) остается прерогативой суворовских военных училищ.

   Степень развития  личностных качеств определялась экспертным оцениванием по ряду  признаков.  В  оценивании  участвовала группа курсовых  офицеров академии с разным опытом работы в должности. Результаты оценивания (средние оценки по пятибалльной  системе) приводятся в таблице.

Личностные качества командира

ком.отд.

зам.ком.взв.

старш.роты

командные навыки

4,22

4,61

4,78

организаторские способности

4,17

4,56

4,67

личный пример в учебе

4,72

4,76

4,67

физическое развитие

4,5

4,76

4,56

коммуникабельность

4,44

4,5

4.22

интеллект

4.22

4,5

4.22

умение организовать учебный процесс

4.28

4,83

3,96

знание основ в/пед. и в/псих.

3,83

4.06

3.96

 

     Старшина курса в своей деятельности является наиболее влияющим должностным лицом на организацию внутренней службы на  курсе, установлению общих  для  всех курсантов требований по поддержанию внутреннего порядка,  внешнего вида и выполнению элементов распорядка дня.  Поэтому он должен обладать более развитыми командными и организаторскими способностями из всех командиров.

     Командир учебной  группы определяет морально-психологический климат в учебных группах (взводах), в составе которых курсанты не только живут, но и главным образом в этом составе находятся в течение всего учебного процесса, на всех занятиях. При этом немаловажным является интеллектуальное развитие командира учебной группы и его личный пример.

     Командир отделения, как непосредственный начальник для своих подчиненных, должен быть к ним ближе и доступнее.  Его коммуникабельность позволит  ему  быть в курсе не только служебных отличий своих подчиненных, но и знать их внутренний, личный мир.

    На основе приведенных данных и изложенных рассуждений каждое профилированное военно-учебное заведение  начального  военно-профессионального образование  под конкретные требования профильного ВВУЗа может смоделировать необходимую профессиограмму  и  определить квалификационные  требования  к выпускнику своего кадетского корпуса.

Литература:

Александров Г.Н.  О системно-структурном подходе  к познавательной деятельности обучаемых.-В  кн.Вопросы  педагогики  высшей школы и частных методик.- Уфа: Уф.ав.ин-т, 1983,вып.3

Барабанщиков А.В.  Основы  военной  психологии и педагогики. Для спец. 2115"Начальное военное обучение и  физическое  воспитание.-М.: Просвещение,1988

Военная педагогика   и   психология. // Барабанщиков  А.В. и др.-М.:Воен.изд.-1986

Военная педагогика. Уч.пособ.-СПб.,1995

Губин В.А.  Психолого-педагогические основы формирования командных качеств у курсантов.-Л.:ВИКИ,1980