Стандарт
содержания
НВПО
Стандарт
содержания
образования
определяет
перечень
учебных
дисциплин,
объем
(в
учебных
часах),
последовательность
и
интенсивность
изучения
дисциплин. Структура военно-профессиональной подготовки в стандарте содержания начального военно-профессионального образования
Профессиональная
подготовка
в
образовательных
учреждениях
начального
профессионального
и
среднего
специального
образования
включает
в
себя
следующие
циклы
дисциплин:
общетехнический,
общепрофессиональный
(отраслевой)
и
профессиональный,
в
свою
очередь
подразделяющийся
на
базовый
курс,
задающий
теоретические
и
практические
основы
профессии,
и
специальный
курс
(вариативная
часть
цикла),
направленный
на
развитие
у
обучающихся
особенных,
присущих
только
данной
специальности,
знаний,
умений
и
навыков. В данную классификацию учебных циклов сопоставимо вписываются и дисциплины военно-профессиональной подготовки
.Для составления Модели учебного плана начального военно-профессионального образования необходим расчет бюджета учебного времени и сравнительный анализ его соответствия бюджету времени образовательных учреждений подобного уровня. При расчете за основу принимались требования стандарта общего образования в части максимальной учебной нагрузки по возрастам воспитанников данного типа учебных заведений. Общий объем учебного времени
Бюджет учебного времени на военно-профессиональную подготовку
В
общем
объеме
учебной
нагрузки
разделены
(в
соответствии
с
требованиями
руководящих
документов)
обязательные
предметы
по
общеобразовательной
подготовке
и
технологиям
(профессиональная
подготовка)
и
предметы
по
выбору
(факультативы).
При
этом
учтено,
что
физическая
подготовка
является
одним
из
важнейших
дисциплин
профессиональной
подготовки
военных
кадров,
поэтому
в
военно-подготовительных
учебных
заведениях
она
переводится
из
общеобразовательного
блока
в
военно-профессиональный.
Приведенные
данные
показывают,
что
на
профессиональную
подготовку
в
профилированном
кадетском
корпусе
может
быть
отведено
3636
часов
(в
профессиональном
педагогическом
училище
-
2750
часов);
на
физическое
воспитание
из
них
отводится
1156
часов.
Для
кадетских
корпусов
с
семилетним
сроком
обучения
летнее
(лагерное)
обучение
в
загородных
учебных
центрах
рассчитывается
из
предположения
его
длительности
в
один
календарный
месяц
или
4
учебных
недели.
При
этом
продолжительность
лагерного
обучения
в
различных
корпусах
и
училищах,
исходя
из
их
возможностей
и
иных
причин
может
быть
увеличена
до
6
учебных
недель
(может
быть
только
для
старшего
возраста),
что
в
соответствующих
пропорциях
увеличит
время
на
профессиональную
летнюю
подготовку
и
позволит
часть
времени
зимнего
(в
корпусе)
обучения
передать
на
усиление
общеобразовательной
подготовки.
Модель
учебного
плана
образовательного
учреждения
начального
военно-профессионального
образования
Срок
обучения
7
(4)
лет
на
базе
начального
общего
образования
Продолжительность
обучения:
в
корпусе
-
34
уч.недели,
в
лагере
-
4
уч.недели,
зимний
отпуск
-
2
недели,
летний
отпуск
-
8
недель, каникулы и праздники - 2 недели.
Таким
образом,
доказано,
что
общий
бюджет
времени
на
начальное
военно-профессиональное
обучение
и
представленная
модель
учебного
плана
ОУ
НВПО
соответствуют
Основным
положениям
Государственного
стандарта
начального
профессионального
образования.
Как
уже
отмечено
выше,
предметы
по
выбору
включают
в
себя
расширенное
и
преимущественно
самостоятельное
углубленное
изучение
отдельных
предметов
гуманитарного
цикла
общеобразовательной
подготовки
за
пределами
плановых
занятий
по
расписанию.
Это
могут
быть
различных
форм
занятия
в
исторических,
литературных,
художественных
студиях,
кружках
словесности
и
т.п.
Но
в
тоже
время
занятия
такие
должны
быть
обязательными
для
каждого
воспитанника.
В
группу
предметов
факультативного
занятия
входят
занятия
в
различных
спортивных
секциях
и
военно-технических
и
технических
кружках.
Примерный
объем
дисциплин
военно-профессиональной
подготовки,
последовательность
их
изучения,
соотношения
теоретических
занятий
с
практическими
и
занятий
в
корпусе
с
занятиями
в
летний
(лагерный)
период
обучения
приводятся
в
нижеследующей
таблице.
Основу
практического
обучения
начального
профессионального
образования
составляют
процесс
приобретения
профессиональных
навыков
и
умений.
В
образовательном
учреждении
начального
военно-профессионального
образования
в
отличие
от
профессионально-технических
существует
ряд
особенностей
практического
обучения.
1.
Собственно
военная
организация
жизнедеятельности
такого
учебного
заведения
со
специфическими
особенностями
отношений
воспитанников
друг
с
другом
и
воспитателями,
со
всеми
атрибутами
воинской
службы,
которые
должны
обеспечить
воспитание
"строго
согласованное
с
общими
началами
русского
государственного
устройства
и
имеющее
главной
целью
подготовление
воспитывающихся
юношей
к
будущей
службе
Государю
и
Отечеству
посредством
постепенной,
с
детского
возраста,
выработки
в
кадетах
тех
верных
понятий
и
стремлений,
кои
служат
прочной
основой
сознательного
повиновения
власти
и
закону
и
чувству
чести,
добра
и
правды.
Соответственно
таковой
цели
корпусное
воспитание
должно
в
каждом
из
кадет
всесторонне
развить
физические
и
душевные
способности,
правильно
образовать
характер,
глубоко
укоренить
благочестие
и
верноподданический
долг,
твердо
упрочить
задатки
тех
нравственных
качеств,
кои
имеют
первенствующее
значение
в
воспитании
будущего
офицера
" .
Несомненным
является
тот
факт,
что
воспитанник
кадетского
корпуса
в
своей
профессиональной
деятельности
в
первую
очередь
будет
ориентироваться
на
то,
как
"это
было
в
корпусе".
2.
Практическая
подготовка
заложена
опосредованно
во
все
виды
занятий
профессиональной
подготовки,
в
течение
которых
воспитанник
находится
на
положении
обучаемого.
При
этом
он
приобретает
навыки
и
умения,
которыми
не
только
будет
пользоваться
в
дальнейшем,
но
и
воспитывать
такие
же
навыки
и
умения
у
своих
подчиненных.
3.
Самостоятельная
практическая
подготовка
должна
предусматривать
возможность
самостоятельного
проведения
занятий
во
время
всех
практических
видов
занятий,
в
лагерный
период
обучения
в
младших
и
своих
классах.
В
отдельных
случаях
командование
корпусов
могут
решать
вопросы
организации
практических
стажировок
в
войсках.
Организация
всей
жизни
и
деятельности
КК
обеспечивает
(помимо
расписания
и
в
гораздо
большем
временном
объеме,
не
сопоставимом
с
учебным
планом)
практическое
приобретение
воспитанниками
этих
качеств
профессионала.
Весь
период
обучения
и
проживания
в
корпусе
воспитанник
учится
у
своих
начальников,
преподавателей
основам
своей
будущей
профессиональной
деятельности,
а
уклад
корпусной
жизни
должен
быть
для
него
таким
примером,
на
который
он
будет
ориентирован
и
в
ВВУЗе
.
Сравнение
содержания
военно-профессиональной
подготовки
профилированного
кадетского
корпуса
проведем
по
объему
дисциплин,
входящих
в
военно-профессиональный
компонент
стандарта
содержания
образования.
В
нижеследующей
таблице
приводятся
данные
по
дисциплинам
военной
подготовки
суворовских
военных
училищ
с
3х-летним
сроком
обучения,
школы
младших
специалистов
(войсковая
школа
сержантов
готовит
командиров
мотострелковых
отделений)
Ленинградского
военного
округа,
цикла
начальной
военной
подготовки
в
Военной
инженерной
академии
для
поступивших
на
первые
курсы,
а
в
плане
педагогической,
методической
и
психологи
ческой
подготовки,
педагогического
училища
№4
(специальность
0312- "Психология
и
педагогика
преподавания").
*
-
в
Ракетно-артиллерийском
кадетском
корпусе;
**
-
плановые
занятия
по
расписанию.
Простой
сравнительный
анализ
объема
учебного
времени
на
программы
военно-профессиональной
подготовки
в
различных
видах
военной
подготовки
показывает,
что
бюджет
времени,
представляемый
в
военно-подготовительном
учебном
заведении
с
7ми-летним
сроком
обучения
достаточен
для
обеспечения
высокого
профессионального
уровня
выпускников
и
подготовки
его
к
выполнению
им
в
предстоящей
деятельности
своих
прямых
обязанностей,
так
как
обеспечивает
обучение
не
только
по
чисто
военным
дисциплинам,
но
и
по
предметам,
формирующим
качества
младшего
командира,
необходимые
ему
для
обучения
и
воспитания
своих
подчинены.
В
суворовских
военных
училищах
нет
физически
реализуемого
необходимого
бюджета
времени
на
глубокую
профессиональную
подготовку
за
три
года
младших
командиров
курсантских
подразделений
военно-учебных
заведений
уровня
командиров
учебных
групп
и
старшин
курсов
без
необходимости
их
дополнительного
обучения
уже
в
ВВУЗе.
Практические
результаты,
изложенные
в
первом
разделе,
подтверждают
этот
вывод.
Подготовка
сержантов
в
школах
младших
специалистов
(школах
сержантов)
имеет
целью
подготовить
командиров
отделений
к
выполнению
определенных
обязанностей,
не
предусматривающих
особенностей
и
специфики
работы
младшего
командного
звена
в
высшей
военно-профессиональной
школе.
Как
показывает
опыт,
качество
успешной
работы
младшего
командира
(сержанта),
поступившего
в
ВВУЗ
из
войск
тем
выше,
чем
больше
опыт
службы
он
имеет
в
войсках,
но
при
этом
он
должен
и
хорошо
учиться.
Двум
этим
условиям
далеко
не
всегда
соответствует
поступающий
в
ВВУЗ
из
войск.
Начальная
военная
подготовка
в
ВВУЗе
после
отбора
вновь
потупивших
тоже
не
может
обеспечить
необходимого
по
уровню
подготовки
младшего
командира.
При
этом
становится
фактом
частая
сменяемость
сержантского
состава
на
младших
курсах,
что
на
может
положительно
сказываться
на
морально-психологическом
состоянии
курсантских
коллективов.
Профессиональные
качества
выпускника
кадетского
корпуса
в
способности
им
выполнять
обязанности,
связанные
с
обучением
и
воспитанием
подчиненных,
могут
быть
в
достаточной
степени
сформированы
и
развиты,
так
как
отводимый
в
кадетском
корпусе
на
педагогику,
психологию
и
методику
бюджет
учебного
времени
сравним
с
бюджетом
учебного
времени
педагогического
училища.
Стандарт
содержания
начального
военно-профессионального
образования,
реализуемого
в
кадетских
корпусах
с
семилетним
сроком
обучения
удовлетворяет
требованиям
государственного
образовательного
стандарта
начального
профессионального
образования
и
позволяет
обеспечить
высокий
уровень
качества
подготовки
выпускника
кадетского
корпуса
и
его
профессиональную
готовность
к
предстоящей
деятельности. Литература: Барабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности.// Сер. Педагогика и психология. М.:Зн. -1981,3 Беляева В.А. Технология проектирования учебных планов по педагогике для многоуровневой системы подготовки учителя.-Ряз.,1994 Головнин
А.В.
О
военно-учебных
заведениях.-СПб.,1862
Кадетские
корпуса
России.
Спецвыпуск.//Бомбардир,1995,1
Календарь
для
кадет.Варшава,1908 Кондрашин А.В. Учебные программы Кадетских корпусов, как отражение сущности военного образования в России.//Бомбардир,1995.1
Матусевич
В.А.
Социальная
микросреда
и
выбор
профессии.-
Киев,1982 Организация и методическое проведение 3х-месячной ОВП курсантов 1х курсов. Метод.пособ. / под ред. .Чичеватова. - Л.:ВИИ им.А.Ф.Можайского-1989 Организация учебного процесса в педагогических классах (по психологии). Метод.реком.-СПб.,1990 Основные положения ГОС НПО. ОСТ 9 ПО 01.01-93./ Реш.колл.Мин. образ. от 30 июня 1993 г.,N%14/3.
Предположение
о
губернском
кадетском
корпусе.-СПб.,1830 Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в ПТУ / АПН,НИИ ПТО / А.Беляева. -М.:Высш.шк.,1991 Проблемы организации профессионального образования на интеративной основе. Сб.науч.тр.АПН НИИ ПТП.- М.:АПН,1990
Программы
БП
учебных
мотострелковых
подразделений.М.,1989 Психологические основы профессионально-технического обучения. /Под рук.Т.В.Кудрявцева.-М.,1988 Психолого-педагогические основы формирования личности учащегося профессионально-технического училища.- М.,1991 Пыльнев А.А. Практические занятия кадет и юнкеров.Сводн.собр.-СПб.,1902 Россия. ГУВУЗ. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов.-СПб.,1908 Содержание подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием. Сб.науч.тр.-М.,1988 Уваров Л.Н. Психолого-педагогические основы обучения воинов.-М.:ВА им.Ф.Э.Дзержинского-1984
|