Стандарт содержания НВПО

     Стандарт содержания образования определяет перечень  учебных дисциплин, объем  (в учебных часах),  последовательность и интенсивность изучения дисциплин.

     Структура военно-профессиональной подготовки

в стандарте содержания начального военно-профессионального образования

Плановые теоретические и практические занятия

(циклы дисциплин)

Уклад воинской жизни

(практическое приобретение военных навыков)

I - Военно-гуманитарный цикл

II - Цикл тактических дисциплин

III - Цикл военно-специальных дисциплин

IY - Цикл общевоенных дисциплин

Организация распорядка дня

Внутренний порядок и служба войск

Воинские звания и служебные отношения

Форма одежды и воинская символика

Воинские традиции и ритуалы

     Профессиональная подготовка  в  образовательных  учреждениях начального профессионального  и среднего специального образования включает в себя следующие циклы дисциплин:  общетехнический,  общепрофессиональный (отраслевой)  и профессиональный,  в свою очередь подразделяющийся на базовый курс,  задающий теоретические  и практические  основы  профессии,  и специальный курс (вариативная часть цикла),  направленный на развитие у обучающихся  особенных, присущих  только данной специальности,  знаний,  умений и навыков.

    В данную классификацию учебных циклов сопоставимо вписываются и дисциплины военно-профессиональной подготовки

Классификация   НПТО

Классификация   НВПО

Общетехнический цикл

Цикл общевоенных дисциплин

Общепрофессиональный цикл

Цикл военно-профессиональных (тактических) дисциплин

Профессиональная подготовка:

маркированный список

базовый курс

маркированный список

военно-гуманитарный цикл

маркированный список

специальный курс

маркированный список

военно-специальный цикл

.Для составления Модели учебного плана начального военно-профессионального образования необходим расчет бюджета учебного времени и сравнительный  анализ  его  соответствия  бюджету  времени образовательных учреждений подобного уровня. При расчете за основу принимались требования стандарта общего  образования в  части максимальной учебной нагрузки по возрастам воспитанников данного типа учебных заведений.

Общий объем учебного времени

Образовательные учреждения

БП СШ 

ПУ-4

СВУ

КК

БП СШ

СПТУ

классы обучения

5-8

9-12

9-11

5-11

5-11

9-11

Общеобразовательная подготовка

3468

1834

2822

6462

5610

1920

Предметы по выбору

408

283

272

3476

1224

75

Професс. подготовка/технологии

306

2393

1352

2684

544

258

Предметы по выбору

408

367

204

395

918

360

ВСЕГО (час.)

4590

4877

4650

10674

8296

4935

Бюджет учебного времени на военно-профессиональную подготовку

Классы

5

6

7

8

9

10

11

Всего

плановые занятия

в корпусе

204

204

238

238

272

272

272

1700

в лагере

144

144

144

184

184

184

-

984

факультативы

136

136

136

136

136

136

136

952

всего по классам

484

484

518

558

592

592

408

3636

по ступеням

1486

2140

3636

     В общем  объеме учебной нагрузки разделены (в соответствии с требованиями руководящих документов) обязательные предметы по общеобразовательной подготовке и технологиям (профессиональная подготовка) и предметы по выбору (факультативы).  При  этом  учтено, что физическая  подготовка  является одним из важнейших дисциплин профессиональной подготовки военных кадров, поэтому в военно-подготовительных учебных заведениях она переводится из общеобразовательного блока в военно-профессиональный.  Приведенные данные показывают, что  на  профессиональную  подготовку в профилированном кадетском корпусе может быть отведено 3636  часов    профессиональном педагогическом училище - 2750 часов);  на физическое воспитание из них отводится 1156 часов.

     Для кадетских  корпусов  с семилетним сроком обучения летнее (лагерное) обучение в загородных учебных  центрах  рассчитывается из предположения  его длительности в один календарный месяц или 4 учебных недели.  При этом продолжительность лагерного обучения  в различных корпусах  и училищах,  исходя из их возможностей и иных причин может быть увеличена до 6 учебных недель (может быть только для старшего возраста),  что в соответствующих пропорциях увеличит время на  профессиональную  летнюю  подготовку  и  позволит часть времени  зимнего  (в корпусе) обучения передать на усиление общеобразовательной подготовки.

Модель учебного плана образовательного учреждения

начального военно-профессионального образования

 Срок обучения 7 (4) лет на базе начального общего образования

Продолжительность обучения:  в корпусе  - 34 уч.недели,

                                                             в лагере  -  4 уч.недели,

зимний отпуск  - 2 недели,

летний отпуск  -  8 недель,

каникулы и праздники - 2 недели.

Распределение учебной нагрузки

ООП

ВПО

А. Обязательное обучение:

1.     Общеобразовательная подготовка:

   
маркированный список

Гуманитарный цикл

2628

 
маркированный список

Естественно-научный цикл

3834

 

2.     Военно-профессиональная подготовка:

   
маркированный список

цикл общевоенных дисциплин

 

580

маркированный список

цикл военно-профессиональных дисциплин

 

440

маркированный список

военно-гуманитарный цикл

 

1092

маркированный список

военно-специальный цикл

 

572

Б. Предметы по выбору (гуманитарный цикл)

476

 

В.  Факультативы (ВГЦ, ВСЦ)

 

952

Всего на образование

7038

3636

     Таким образом, доказано,  что общий бюджет времени на начальное военно-профессиональное  обучение  и  представленная   модель учебного плана  ОУ  НВПО  соответствуют Основным положениям Государственного стандарта начального  профессионального  образования.

     Как уже  отмечено  выше,  предметы по выбору включают в себя расширенное и преимущественно самостоятельное углубленное  изучение отдельных  предметов  гуманитарного цикла общеобразовательной подготовки за пределами плановых занятий по расписанию. Это могут быть различных форм занятия в исторических,  литературных,  художественных студиях,  кружках словесности и т.п.  Но в тоже  время занятия такие должны быть обязательными для каждого воспитанника.

     В группу предметов факультативного занятия входят занятия  в различных спортивных  секциях  и военно-технических и технических кружках.

     Примерный объем  дисциплин военно-профессиональной подготовки, последовательность их изучения, соотношения теоретических занятий с  практическими  и  занятий в корпусе с занятиями в летний (лагерный) период обучения приводятся в нижеследующей таблице.

дисциплины

Последовательность изучения по классам

всего

Соотношение часов

5

6

7

8

9

10

11

теор

практ

корп

лагерь

Цикл общевоенных дисциплин

Общевоинские уставы

             

133

100

33

85

48

Строевая подготовка

             

133

23

110

85

48

Огневая подготовка

             

180

30

150

68

112

Автоподготовка

           

134

100

34

85

48

Цикл военно-профессиональных (тактических)  дисциплин

Тактика

           

160

-

160

-

160

Связь

           

48

-

48

-

48

Военная топография

           

88

-

88

-

88

Военно-инж. подготовка

           

48

-

48

-

48

РХБЗ

           

48

8

40

-

48

ВС и вооружения

           

48

48

-

-

48

Военно-гуманитарный цикл

История Российской Армии

           

238

238

-

238

-

Основы военной педагогики

   

34

20

14

34

-

Основы военной психологии

     

51

40

11

51

-

Осн. в/админ. и в/законодат.

     

41

30

11

17

24

Физическая подготовка

           

1156

-

1156

1156

*

Военный перевод

     

48

-

48

-

48

Военно-специальный цикл

Введение в профессию

           

102

102

-

102

-

Введение в специальность

           

81

40

41

17

64

Основы воспитательной работы

         

51

51

-

51

-

Основы орг. учебного процесса

     

34

30

4

34

-

Основы обеспечения л/с

   

33

17

16

17

16

Основы методики обучения

     

82

34

48

34

48

Основы безопасности жизнед.

           

190

102

88

102

88

Военно-техническая подготовка

             

476

-

476

476

-

      Основу практического обучения  начального  профессионального образования  составляют процесс приобретения профессиональных навыков и  умений.  В  образовательном  учреждении начального военно-профессионального образования  в  отличие  от   профессионально-технических существует ряд особенностей практического обучения.

     1. Собственно военная организация  жизнедеятельности  такого учебного заведения со специфическими особенностями отношений воспитанников друг с другом и воспитателями, со всеми атрибутами воинской службы,  которые должны обеспечить воспитание "строго согласованное с общими началами русского государственного устройства и имеющее  главной  целью  подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству  посредством  постепенной,  с детского возраста,  выработки  в  кадетах  тех  верных  понятий и стремлений, кои служат прочной основой сознательного  повиновения власти и закону и чувству чести, добра и правды.

      Соответственно таковой цели корпусное  воспитание  должно  в каждом из кадет всесторонне развить физические и душевные способности, правильно образовать характер, глубоко укоренить благочестие и верноподданический долг, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств,  кои имеют первенствующее значение в  воспитании будущего офицера " .

     Несомненным является тот факт,  что  воспитанник  кадетского корпуса в  своей  профессиональной  деятельности в первую очередь будет ориентироваться на то, как "это было в корпусе".

     2. Практическая подготовка заложена опосредованно во все виды занятий профессиональной подготовки,  в течение которых воспитанник находится на положении обучаемого. При этом он приобретает навыки и умения, которыми не только будет пользоваться в дальнейшем, но  и воспитывать такие же навыки и умения у своих подчиненных.

     3. Самостоятельная практическая подготовка должна предусматривать возможность самостоятельного проведения занятий  во  время всех  практических  видов  занятий,  в лагерный период обучения в младших и своих классах.  В отдельных случаях командование корпусов могут  решать  вопросы  организации практических стажировок в войсках.

     Организация всей жизни и деятельности КК обеспечивает (помимо расписания и в гораздо большем временном объеме, не сопоставимом с учебным планом)  практическое  приобретение  воспитанниками этих  качеств профессионала.  Весь период обучения и проживания в корпусе воспитанник учится у  своих  начальников,  преподавателей основам своей будущей профессиональной деятельности, а уклад корпусной жизни должен быть для него таким примером,  на который  он будет ориентирован и в ВВУЗе .

     Сравнение содержания военно-профессиональной подготовки профилированного кадетского корпуса проведем  по  объему  дисциплин, входящих в военно-профессиональный компонент стандарта содержания образования. В нижеследующей таблице приводятся данные по дисциплинам  военной подготовки суворовских военных училищ с 3х-летним сроком обучения,  школы младших специалистов  (войсковая школа  сержантов готовит командиров мотострелковых отделений) Ленинградского военного округа,  цикла начальной военной подготовки в Военной инженерной академии для поступивших  на  первые курсы,  а в плане педагогической,  методической и психологи ческой подготовки,  педагогического  училища №4  (специальность 0312- "Психология и педагогика преподавания").

Дисциплины военной подготовки

СВУ

ШМС

НВП

ПУ-4

КК

Цикл общевоенных дисциплин

Общевоинские уставы

42

20

54

-

133

Строевая подготовка

45

35

47

-

133

Огневая подготовка

24

121

43

-

180

Автомобильная подготовка

100

48

-

-

134

Цикл военно-профессиональных (тактических)  дисциплин

Тактика

91

123

79

-

160

Связь

18

7

-

-

48

Военная топография

30

6

24

-

88

Военно-инженерная подготовка

20

14

29

-

48

РХБЗ

32

14

20

-

48

ВС и вооружения

122*

-

-

-

48

Военно-гуманитарный цикл

История Российской Армии

-

-

-

-

238

Основы военной педагогики

-

-

-

78

34

Основы военной психологии

100

-

-

34

51

Основы в/администрации и в/законодательств

-

-

6

-

41

Физическая подготовка (**)

268

45

35

-

714

Военно-специальный цикл

Основы воспитательной работы

-

14

-

124

132

Основы организации учебного процесса

3

-

-

59

34

Основы обеспечения личного состава

-

-

-

-

33

Основы методики обучения

-

-

-

108

82

Основы безопасности жизнедеятельности

10

9

16

-

190

Военно-техническая подготовка

-

28

-

-

476

      *  - в Ракетно-артиллерийском кадетском корпусе;

    **  - плановые занятия по расписанию.

 Простой сравнительный анализ объема учебного времени на программы военно-профессиональной  подготовки в различных видах военной подготовки показывает,  что бюджет времени,  представляемый в военно-подготовительном  учебном  заведении  с  7ми-летним сроком обучения достаточен для  обеспечения  высокого профессионального уровня выпускников и подготовки его к выполнению им в предстоящей деятельности своих прямых обязанностей, так как обеспечивает обучение не только по чисто военным дисциплинам,  но и по предметам, формирующим качества младшего командира, необходимые ему для обучения и воспитания своих подчинены. В суворовских военных училищах нет физически реализуемого необходимого  бюджета  времени  на глубокую профессиональную подготовку за три года младших командиров курсантских подразделений военно-учебных заведений уровня командиров  учебных групп и старшин курсов без необходимости их дополнительного обучения уже в ВВУЗе.  Практические результаты, изложенные в первом разделе, подтверждают этот вывод.

     Подготовка сержантов  в  школах младших специалистов (школах сержантов) имеет целью подготовить командиров отделений к  выполнению определенных обязанностей,  не предусматривающих особенностей и специфики работы младшего командного звена в  высшей  военно-профессиональной школе. Как показывает опыт, качество успешной работы младшего командира (сержанта), поступившего  в  ВВУЗ из войск тем выше,  чем больше опыт службы он имеет в войсках, но при этом он должен и хорошо учиться. Двум этим  условиям далеко не всегда соответствует поступающий в ВВУЗ из войск.

     Начальная военная подготовка в ВВУЗе после отбора вновь  потупивших тоже  не  может обеспечить необходимого по уровню подготовки младшего командира.  При этом становится фактом частая сменяемость сержантского состава на младших курсах, что на может положительно сказываться на морально-психологическом состоянии курсантских коллективов.

     Профессиональные качества  выпускника  кадетского  корпуса в способности им выполнять обязанности,  связанные  с  обучением  и воспитанием подчиненных, могут быть в достаточной степени сформированы и развиты,  так как отводимый в кадетском корпусе на педагогику,  психологию  и методику бюджет учебного времени сравним с бюджетом учебного времени педагогического училища.

     Стандарт содержания начального военно-профессионального  образования, реализуемого  в кадетских корпусах с семилетним сроком обучения удовлетворяет требованиям государственного образовательного стандарта  начального профессионального образования и позволяет обеспечить высокий уровень  качества  подготовки  выпускника кадетского корпуса  и его профессиональную готовность к предстоящей деятельности.

Литература:

Барабанский Ю.К.  Рациональная организация учебной  деятельности.// Сер. Педагогика и психология. М.:Зн. -1981,3

Беляева В.А. Технология проектирования учебных планов по педагогике для многоуровневой системы подготовки учителя.-Ряз.,1994

Головнин А.В. О военно-учебных заведениях.-СПб.,1862

Кадетские корпуса России. Спецвыпуск.//Бомбардир,1995,1

Календарь для кадет.Варшава,1908

Кондрашин А.В. Учебные программы Кадетских корпусов, как отражение сущности военного образования в России.//Бомбардир,1995.1

Матусевич В.А. Социальная микросреда и выбор профессии.- Киев,1982

Организация и  методическое  проведение 3х-месячной ОВП курсантов 1х курсов. Метод.пособ. / под  ред. .Чичеватова. - Л.:ВИИ им.А.Ф.Можайского-1989

 Организация учебного процесса в педагогических  классах  (по психологии). Метод.реком.-СПб.,1990

 Основные положения ГОС НПО. ОСТ 9 ПО 01.01-93./ Реш.колл.Мин. образ. от 30 июня 1993 г.,N%14/3.

Предположение о губернском кадетском корпусе.-СПб.,1830

Проблемы методологии и методики исследования  профессионального обучения в ПТУ / АПН,НИИ ПТО / А.Беляева. -М.:Высш.шк.,1991

Проблемы организации профессионального образования на интеративной основе. Сб.науч.тр.АПН НИИ ПТП.- М.:АПН,1990

Программы БП учебных мотострелковых подразделений.М.,1989

Психологические основы  профессионально-технического  обучения. /Под рук.Т.В.Кудрявцева.-М.,1988

Психолого-педагогические основы формирования личности учащегося профессионально-технического училища.- М.,1991

Пыльнев А.А.   Практические  занятия кадет и юнкеров.Сводн.собр.-СПб.,1902

Россия. ГУВУЗ.  Инструкция по воспитательной части  для  кадетских корпусов.-СПб.,1908

 Содержание подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием. Сб.науч.тр.-М.,1988

Уваров Л.Н. Психолого-педагогические основы обучения воинов.-М.:ВА им.Ф.Э.Дзержинского-1984