Методические
рекомендации
по
оценочному
сопровождению
учебного
процесса
и
организации
выпуска
из
кадетского
корпуса. Целевая подготовка воспитанников профилированных кадетских корпусов и, что особенно важно, большие финансовые расходы на эту подготовку определяют необходимость рационального и эффективного использования знаний и умений выпускников в высшем военно-учебном заведении Основным способом является равномерное распределение выпускников корпуса по ВВУЗам (или факультетам одного учебного заведения) вида/рода войск.
Исторический
опыт
такого
распределения
воспитанников
кадетских
корпусов
известен.
Успешно
окончившие
курс
кадетских
корпусов
распределялись
по
военным
училищам
на
основании
распоряжения
ГУВУЗа.
Разнарядка
предписывала
равномерное
распределение
воспитанников
всех
(около
30)
кадетских
корпусов
по
всем
(6-12)
военным
училищам,
с
тем,
чтобы
выпускник
любого
корпуса
имел
шанс
попасть
в
выбранное
им
самим
военное
училище.
При
этом
следует
отметить
тот
немаловажный
факт,
что
этот
шанс
непосредственно
зависел
от
личных
успехов
в
учебе
и
дисциплинированности
кадета.
Перед
выпуском
все
кадеты
ранжировались
по
разрядам
и
баллам
и
заносились
в
таком
порядке
в
выпускной
список,
который
вывешивался
рядом
со
списком
вакансий,
пришедшем
из
ГУВУЗа.
Кадет,
имеющий
более
высокий
разряд
и
балл
в
разряде,
имел
преимущественное
право
выбора
вакансии.
Вместе
с
этим
существовали
и
определенные
ограничения
на
возможность
выбора
в
специальные
училища.
Например,
в
привилегированное
Николаевское
кавалерийское
военное
училище
на
казенный
счет
мог
поступить
выпускник
корпуса
I-разряда,
а
в
Михайловское
артиллерийское
военное
училище
-
кадет,
имеющий
по
поведению
не
менее
10
баллов,
общий
средний
балл
не
менее
9,
по
математике
и
физике
не
менее
9,
по
остальным
предметам
не
менее
6.
Разряды
складывались
из
баллов,
полученных
в
течение
всего
периода
обучения
в
корпусе.
В
суворовских
военных
училищах
распределение
выпускников
имеет
несколько
иной
характер.
Отличники
учебы
имеют
самостоятельное
право
выбора
высшего
военно-учебного
заведения,
включая
военные
академии.
Выпускники,
имеющие
хорошие
успехи
в
учебе
могут
выбирать
ВВУЗ,
в
который
вступительные
экзамены
не
сдаются;
троечники
распределяются,
как
правило,
в
ВВУЗы
Сухопутных
войск.
Принцип
распределения,
как
один
из
воспитательных
способов
и
мотивационных
стимулов
к
обучению,
обязательно
требующий
постоянной
соревновательности
и
сравнимости
результатов
успеваемости,
гласного
подведения
итогов
и
зрительного
восприятия
результатов
своего
личного
труда
в
ряду
своих
товарищей,
должен
быть
введен,
как
основополагающий
принцип
обучения
в
профилированном
кадетском
корпусе.
Возможны
различные
реализации,
причем
диаметрально
противоположные
этого
принципа
в
реальном
пространстве
условий,
определяемом
ведомственной
принадлежностью
кадетского
корпуса,
числом
воспитанников/выпускников,
потребностью
профильных
ВВУЗов.
По
сравнению
с
суворовскими
военными
училищами,
выпускники
которых
имеют
возможность
выбора
между
ВВУЗАми
при,
разумеется,
определенных
условиях,
воспитанники,
например,
Военно-космического
кадетского
корпуса
ориентируются
на
поступление
в
ВИКА
им.
А.Ф.Можайского,
и
выбор
им
в
этом
случае
предстоит
между
факультетами.
Как
показал
анализ,
проведенный
методом
опроса
абитуриентов,
на
каждом
факультете
есть
специальности
престижные
и
малопрестижные.
Поэтому
выбор
факультета
предоставляет
право
каждому
выпускнику
в
процессе
дальнейшего
обучения
овладеть
любой
специализацией,
но
это
уже
будет
зависеть
от
его
работы
в
ВВУЗе.
Вопрос
несамостоятельного
выбора
профессии
в
данном
случае
не
может
и
не
должен
затенять
уже
сделанного
каждым
воспитанником
основного
жизненного
выбора
-
выбора
профессии
офицера,
сделанном
им
самим
при
поступлении
в
корпус.
При
этом
конституционное
право
не
поступать
в
высшее
военно-учебное
заведение
за
выпускником
корпуса
сохраняется.
Но
при
подтверждении
правильности
своего
выбора
воспитанник
должен
быть
готов
реализовать
вложенные
в
его
обучение
и
воспитание
немалые
государственные
средства
достойным
оправданием
возлагаемых
на
него
надежд.
С
другой
стороны,
выпускники
корпуса
в
военно-профессиональном
отношении
подготовлены
не
одинаково.
В
силу
этого
в
схему
распределения
может
быть
включен
еще
один
параметр
-
должностной,
что
усложнит
общий
подход,
но
сделает
более
вероятным
возможность
выбора
понравившейся
профессиональной
специализации.
Несколько
проще
реализуется
принцип
распределения
с
узкопрофильно
-ориентированными
корпусами.
Примерами
этого
могут
служить
Кадетский
ракетно-артиллерийский
корпус
и
кадетский
корпус
Пограничных
войск.
Распределение
в
этом
случае,
в
основном,
будет
определяться
в
большей
степени
местом
расположения
того
или
иного
ВВУЗа
соответствующего
вида/рода
войск,
его
состоятельностью.
Исходным
положением
принципа
распределения
является
предлагаемая
ниже
система
оценок
и
разрядов.
Исторически
проверенная
система
оценивания
знаний
обучаемых
в
русской
школе
строилась
по
12-балльной
шкале
и
имела
несомненное
преимущество
по
сравнению
с
современной
5-балльной
(реально
4-балльной)
системой.
Кажущаяся
трудность
такой
системы
компенсировалась
реальной
возможностью
более
точного,
оттеночного,
оценивания
знаний,
не
прибегая
к
добавкам
в
виде
плюсов
и
минусов,
как
сейчас.
Система
строилась
на
точном
определении
параметров
соответствия
данному
баллу.
Приведем
краткие
примеры
из
системы
оценивания
в
российских
кадетских
корпусах.
Кадет
получал
следующий
балл
за
знания
предмета:
12
-
за
прекрасное
знание
материала,
четкие
ответы
на
вопросы
при
свободной
манере
изложения,
логичное
формулирование
мыслей
и
способность
отстаивать
свою
точку
зрения
в
споре;
11,10
-
за
достаточно
глубокие
знания
пройденного
материала,
уверенные
ответы
на
вопросы
преподавателя,
ясную
связанную
речь,
правильные
выводы;
9,8,7
-
за
прочное
усвоение
пройденного
материала,
но
при
этом
не
совсем
четкое
формулирование
мыслей,
ответы
с
помощью
наводящих
вопросов;
при
возражении
преподавателя
воспитанник
сбивается
и
теряется;
6,5,4
-
за
понимание
в
основном
материала
или
темы,
способность
вспомнить
с
помощью
преподавателя
упущенное
при
ответе,
не
совсем
ясную
речь,
невнятный
и
не
четкий
ответ,
допущенные
смешения
понятий
или
зазубренный
текст;
3,2,1
-
за
практическое
незнание
материала.
Приведенный
пример
показывает,
что
в
12-балльной
системе
существовало
пять
групп
оценок,
которые
напрямую
не
соотносятся
с
существующей
4-балльной
системой.
При
этом
следует
отметить
то
обстоятельство,
что
промежуточные
между
"отлично"
и
"неудовлетворительно"
баллы
позволяют
преподавателю
широкое
поле
точного
оценивания
знаний
обучаемого,
т.е.
"оттенить"
их.
Законом
РФ
"Об
образовании"
допускается
введение
собственной
для
каждого
образовательного
учреждения
системы
оценивания
на
промежуточных
этапах
контроля
знаний.
При
выпускной
аттестации
внутреннюю
систему
придется
приводить
в
соответствие
с
общепринятой.
Для
профилированных
КК,
где
будет
введен
принцип
распределения,
учитывая
необходимый
объективный
подход
в
оценивании
воспитанника,
обязательно
сказывающийся
на
предстоящем
распределении,
предпочтительно
введение
12-
или
10-балльной
системы,
обосновав
в
последнем
случае
условия
каждого
балла,
что
было
реализовано
в
кадетских
учебных
заведениях
Красноярского
края. По полученным в среднем баллам за учебный год каждому воспитаннику может быть соотнесен соответствующий разряд. К выпуску все полученные за предыдущие года разряды складываются в итоговый балл. В таблице приведена система баллов и разрядов, адаптированная к существующей системе 5-балльного оценивания.
Примечание:
Естественно,
предложенная
система
может
быть
изменена
под
любые
условия,
но
при
этом
обладает
определенной
гибкостью
и
адаптивностью
к
качеству
успеваемости
любого
воспитанника,
оставляя
ему
возможность
достичь
высоких
результатов
постепенно,
к
окончанию
обучения.
Для
военно-учебного
заведения
немаловажным
является
и
воспитание
дисциплинированности
кадет.
Интересен
опыт
12-балльного
оценивания
поведения
воспитанников
Российских
кадетских
корпусов.
12
баллов
получал
воспитанник,
который
"не
только
совершенно
тверд
в
правилах
нравственности
,
но,
отличаясь
основательным
и
благородным
образом
мыслей
и
любовью
к
наукам
успевал
приобрести
доверие
начальства
и
такое
уважение
товарищей,
что
примером
своим
имеет
на
них
полезное
влияние"
11,
10
баллов
ставились
воспитанникам,
умевшим
управлять
своим
поведением,
не
нарушавшим
дисциплину;
9,8,7
баллов
по
поведению
получали
воспитанники,
допускавшие
определенные
проступки
по
рассеянности
или
неосмотрительности,
но
всегда
готовые
в
них
раскаяться
и
стараться
исправить; 6,5,4 балла за посредственное поведение получали воспитанники, "впадающие в проступки не по закоренелой наклонности к дурному, а более по увлечению вредными примерами других, по неосновательности или испорченности характера, легкомыслию или малодушию, обнаруживающие дурное домашнее воспитание, если, впрочем, при увещеваниях они показывают раскаяние и тем подают надежду на свое исправление"; дурное поведение оценивалось в 1,2,3 балла, который ставился воспитаннику, который неоднократно совершал проступки и не показывал при этом раскаяния и желание загладить их. К числу проступков относились обман и ложь, нарушение добрых отношений с товарищами, неопрятность и неряшливость, нарушение благопристойности и циничные проявления, умышленная порча вещей и др Следует отметить, что балл по поведению обсуждался и утверждался Педагогическим комитетом, который имел право повысить оценку на один балл, но понизить - на два. Литература: Памятная книжка кадета на 1911-1912 уч.год.Изд.об-ва взаимопом.Одесского КК.-Одесса,1911 Правила для производства выпускных испытаний в кадетском корпусе.-СПб.,1893 Правила составления разрядных списков и порядок производства в званиях. Утв.комиссией депутатов.-СПб.,1901 Школа Российского офицерства./Исторический справочник.-М.:Русский мир,1993
|