Основы профилирования общего образования в кадетском  корпусе

 

      Увеличенный срок обучения в профилированном кадетском корпусе и возможность целенаправленной подготовки воспитанника к дальнейшему обучению  в высшем профессиональном учебном заведении определяет необходимым новый подход к формированию комплекса  образовательных программ,  реализуемых кадетским корпусом в целях решения задач целенаправленной профессиональной подготовки.

     Анализ подходов  к формулированию содержания образовательных программ, разработанных органами образования, показывает,  что в кадетском корпусе с 7ми-летним сроком обучения  можно последовательно, учитывая возможные и реально реализуемые педагогические технологии и уровень подготовки воспитанников, усложнять общеобразовательные программы.

Схема усложнения образовательных программ

     Прием в  кадетский  корпус (СВУ) может осуществляться только на уровне базовой образовательной программы (по единому базисному учебному плану РФ).  Только в этом случае  обеспечивается  равное право  для  всех  поступающих,  независимо от города проживания и школы обучения. Каждая последующая усложняющаяся ОП базируется на предыдущей.  Для  семилетнего КК возможно обучение на III ступени общего образования (10-11 классы)  по  лицейским  образовательным программам,  которые  создают условия для формирования у учащихся склонности и допрофессиональной ориентации в системе  наук  конкретной области,  являющейся фундаментом обучения в высших военных учебных заведениях по избранной специальности. Это особенно важно,  если корпус ориентирован на ВВУЗ инженерной направленности. В этом случае совместно с ВВУЗом может разрабатываться специально профилированная ОП повышенного уровня.

     На промежуточном этапе 8-9 классов ОП может быть с углубленным обучением по отдельным предметам, обеспечивающим широкий кругозор,  высокую общую эрудицию воспитанников, развивающим их способности к самосовершенствованию. В отличие  от общеобразовательных учреждений дневного обучения, где ориентация обучаемых на дальнейшую деятельность происходит в гораздо более поздние сроки, в кадетских корпусах предварительный выбор профессии и  дальнейшей  деятельности  производится при поступлении воспитанника в корпус,  и в дальнейшем этот выбор или подтверждается (как правило),  или изменяется  (как  исключение). В силу этого вариативная часть в структуре базового учебного плана всех ОП может быть распределена:  на усиление образовательных профилирующих дисциплин; на предметы военной подготовки,  преподаваемые  в  корпусе  в течение учебного года (без учета летнего лагерного обучения).

     В отличие от общешкольных образовательных программ  физическая культура  и  технологии  переводятся в раздел военно-профессиональной подготовки.  При этом  общее  количество отводимых на  общеобразовательную подготовку часов не уменьшается .

 

классы

час/нед

час/нед

час/нед

час/нед

5

26

6

4 - 6

10 - 12

6

27

6

7

28

7

8

28

7

9

28

8

10

28

8

11

28

8

Факультатив, обязательный  по выбору предусматривает организацию внеклассных занятий по трем направлениям:

маркированный список

гуманитарного  воспитания  (художественно-театральные студии, литературные и иные кружки и общества);

маркированный список

физического воспитания (спортивные секции);

маркированный список

технического обучения (кружки технического моделирования и военно-технического направления).

     Выбор соответствующих склонностям и  желаниям  воспитанников занятий остается на их личное усмотрение, но занятия по всем направлениям обязательны для каждого воспитанника.  Распорядком  дня необходимо  предусмотреть первым часом самостоятельной подготовки и время, отводимое на факультативы.

    Рассмотренные выше  вопросы  психологической готовности подростка к профессиональной ориентации в обучении,  строгая и точно организованная система учебного процесса, разработанные программы обучения позволяют подготовить для ВВУЗа отличное пополнение.

     Для кадетского корпуса,  ориентированного на инженерные  факультеты военных академий направленность образовательных программ может быть определена следующим образом [125,126]:

    - программа  углубленного обучения по ряду дисциплин (математика,  физика,  информатика) должна быть направлена на подготовку воспитанников 8-9 классов к переходу на профильно-ориентированную лицейскую образовательную программу 10-11 классов;

    - кроме  того,  в  течение  всего  срока обучения должна быть программа углубленного изучения русского и иностранного (основного) языка.

     Другие КК сами определяют необходимые для дальнейшей профессионализации предметы углубленного обучения.

Примерное содержание образовательной части учебного плана

     На схеме цифрами показаны отводимые часы на изучение отдельного  или группы предметов по всем семи (с 5 по 11) классам в неделю: в числителе - в средней школе по базовому плану, в знаменателе  -  в кадетском корпусе инженерной профориентации.  При этом надо учитывать, что корпуса иной ориентации могут соответственным образом менять свои учебные планы.

     Дополнительные часы отводятся на усложнение программ  обучения, определяющих профилирование общеобразовательной подготовки.

     Физическая культура, трудовое обучение и предметы, относящиеся к технологиям переведены в военно-профессиональный компонент. Возможности учебного плана профилированного кадетского корпуса, готовящего своих воспитанников к поступлению в инженерные университеты, оценим в сравнении с  авторской школой №56 с углубленной физико-математической подготовкой по программам,  согласованным с профилирующим ВВУЗом и базисным учебным планом средней школы,  разработанным Комитетом по образованию Санкт-Петербурга.

классы

5

6

7

8

9

10

11

всего

Инвариантная часть учебного плана

Базисный учебный план Ком. Образ. СПб

22

23

24

25

25

15

15

149

Примерный учебный план КК

26

27

28

28

28

28

28

193

Общая недельная учебная нагрузка

Базисный учебный план Ком. Образ. СПб

32

33

35

35

36

38

38

247

Примерный учебный план КК

32

33

35

35

36

36

36

243

Физико-математические дисциплины

Базисный учебный план Ком. Образ. СПб

5

5

7

6

8

7

7

45

Авторская средняя школа  №56 СПб

5

5

7

6

8

19

19

69

Примерный учебный план КК

6

6

7

7

9

13

13

61

     Следуем отметить,  что в общую учебную нагрузку инвариантной части учебного  плана  не  входят  предметы физической культуры и технологий. Объем физико-математических дисциплин ориентированного на  инженерные  факультеты военных академий кадетского корпуса незначительно отличается от авторской специализированной  средней школы, подготавливающей своих учеников к поступлению в ВВУЗ радиоэлектронного профиля.  Строгая военная система обучения и самостоятельной подготовки  в соединении с возможностью увеличения часов, отводимых на данные дисциплины в младших классах без резкого их увеличения при переходе из 9 в 10 классы,  позволяют прогнозировать аналогичные результаты профильной подготовки,  достигнутым в указанной школе,  85-95%  выпускников которой поступают в инженерно-технические ВВУЗы.

     Предполагается, что новые кадетские корпуса в видах (родах) войск или при ВВУЗах МО РФ будут  осуществлять конкретную военно-профессиональную подготовку (а в перспективе с правовыми основами установления воинских профессий и начальное военно-профессиональное обучение) в интересах этих ВВУЗов.

     Представляется необходимым в настоящее время,  чтобы кадетские  корпуса являлись школами младших командиров курсантских подразделений ВВУЗов. Для этого выпускники корпусов должны:

маркированный список

обладать высоким уровнем среднего (полного) общего образования, позволяющим им во время дальнейшего обучения отлично осваивать все дисциплины, преподаваемые в ВВУЗе;

маркированный список

иметь высокие нравственные,  духовные, этические и эстетические качества,  которые создадут условия возвышающие выпускника Корпуса из массы выпускников школ;

маркированный список

в  результате начальной военно-профессиональной подготовки (обучения) приобрести необходимые знания и навыки, позволяющие им уверенно чувствовать себя в условиях повседневной жизни воинского коллектива,  знать психологию этого коллектива,  уметь влиять  на коллектив,  управлять им,  проводить индивидуально-воспитательную работу.

     Это общие требования к выпускнику профилированного кадетского корпуса. В качестве примера приведем разработанные требования к выпускнику Военно-космического  кадетского  корпуса  на  первом этапе его функционирования.

Литература:

Разработка образовательных  стандартов петербургской школы./ Комитет по образ.СПб.,1995

Сапожинский В.А.  Профессиональная  подготовка  офицеров  ВС РФ.// Военная мысль,1993,9

Сборник №7. Типовые положения о гимназии, лицее, школе-гимназии, школе-лицее Санкт-Петербурга.-СПб,1995

1997 г.