Иван Бецкой
...Искусство
доказало, что один только украшенный или просвещенный науками разум не делает
еще доброго и прямого гражданина, но во многих случаях
паче во вред бывает, если
кто в самой нежной юности своей был воспитан не в добродетелях, и твердо оные в
сердце его не вкоренены, а небрежением того, и ежедневными дурными примерами,
привыкает он к мотовству, своевольству, бесчестному лакомству и
непослушанию...
По сему ясно, что корень всему злу и добру воспитание: достигнуть же
последнего с успехом и с твердым исполнением не инако можно, как избрать
средства к тому прямые и основательные.
Держась
сего неоспоримого правила,
единое токмо средство остается, то есть: произвести сперва способом воспитания,
так сказать, новую породу, или новых отцов и матерей, которых дети своим же
прямым и основательным воспитанием правила
в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них дети
передали б своим детям,
и так следуя из родов в
роды в будущие веки.
Великое
сие намерение исполнить нет совсем способа,
как завести воспитательные училища
для обоего пола детей, которых принимать отнюдь не старше, как по пятому и по
шестому году. Излишне было бы доказывать, что в те самые годы начинает дитя
приходить в познание из неведения, а еще нерассудительнее верить, якобы по
прошествии сих лет еще можно поправить в человеке худой нрав, чем он уже
заразился, и, поправляя его, те правила добродетелей твердо в сердце его
вкоренять, кои ему иметь было потребно.
Итак,
о воспитании юношества печися должно неусыпными трудами, начиная, как выше
показано, от пятого и шестого до семнадцати и двадцати лет безвыходного в
училищах пребывания. Во все же то время не иметь им ни малейшего с другими
сообщений, так что и самые ближние сродники хотя и могут их видеть в
назначенные дни, но не инако, как в самом училище, и то в присутствии их
начальников. Ибо неоспоримо, что частое с людьми без разбору обхождение вне и
внутри оного весьма вредительно, а наипаче во время воспитания такого юношества,
которое долженствует непрестанно взирать на подаваемые ему примеры и образцы
добродетелей.
При
сих воспитательных учреждениях первое прилагать должно старание, чтобы вселять в
юношество страх Божий, утверждать сердце в похвальных склонностях
и приучать их к основательным и приличествующим состоянию их правилам;
возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтоб страшились праздности как источника
всякого зла и заблуждения; научить пристойному в делах их и разговорах
поведению, учтивости, благопристойности,
соболезнованию о
бедных, несчастливых, и отвращению от всяких продерзостей;
обучать их домостроительству во всех оного подробностях и сколько во оном есть
полезного; особенно же вкоренять в
них собственную склонность к опрятности и чистоте как на самих себе, так и на
принадлежащих к ним, одним словом, всем тем добродетелям и качествам, кои
принадлежат к доброму воспитанию и которыми в свое время могут они быть прямыми
гражданами,
полезными общества членами
и служить оному украшением.
Такие
и тому подобные правила, когда посеются в сердцах воспитываемого юношества,
надеяться можно, тем лучший плод произведут, что согласоваться будут с младостию
и непорочностию их возраста. Просвещая притом их разум науками и художествами по
природе, полу и склонности каждого, обучаемы быть должны с примечанием таким,
что прежде нежели отрока обучать какому художеству,
ремеслу или науке, надлежит рассмотреть его склонности и охоту, и выбор оных
оставить ему самому...
Притом
весьма еще важное примечание иметь должно в сих воспитательных училищах, то
есть: дабы для юношества все то наблюдаемо было, что к жизни, целости здравия и
крепости сложения их служить может; как то в построенных жилищах приводом
чистого воздуха, неупотреблением всякого звания медной посуды, также и всякими
невинными забавами и играми оное юношество увеселять и чрез то мысли его
приводить всегда в ободрение, а напротив того искоренять то, что
токмо скукою, задумчивостию и прискорбием называться может; и сего правила из
памяти
не выпускать.
От
сих первых учреждений зависит все воспитание, какое дано будет первому от оных
новой породы происхождению. Почему
собою понятно, какая потребна осторожность и благоразумие в выборе учителей и
учительниц, а особливо главных над воспитательными училищами директоров и
правителей. В последних сих вся важность и затруднение состоит: им надобно быть
всем известной и доказанной честности и праводушия, а поведение их и нравы
долженствуют быть наперед ведомы и непорочны...
Сего
ради остается в дополнении изъяснить, что все сие единственно зависит от
особливого учреждения и даваемых наставлений, кои надлежит сочинить с великим
размышлением и осторожностию, дабы все соображено было ясно, внятно и точно,
чтоб ничего того пропущено не было, что надлежит до учителей, учеников, до
поведения тех и других и до общего в сих училищах наблюдаемого порядка. Ибо при
начинании сего надобно сперва за точное принять правило: или делать, и делать
целое и совершенное; или так оставить и не начинать...
Марта 12 дня 1764 года.