Особенности организации учебного процесса в кадетских корпусах. А.Н. Солодухин, ученый секретарь ВИМАИВиВС, кандидат технических наук, доцент Бомбардир,№1,1995
Первые школы интернатного типа в России появились в восемнадцатом столетии. Военная школа являлась отражением течений в просвещении. Образование обуславливалось военными нуждами, которые занимали как Государя. так и общество. Гуманитарные идеи XVIII века постепенно проникают в военную школу и учебный процесс, приобретая более общеобразовательный характер. К 1730 году в России сложилась конкретная система подготовки офицерских кадров для Русской армии. Анализ первых военно-учебных заведений России позволяет сделать заключение, что они не могли «давать людям полного и разностороннего общего образования, да недостаточно готовили их для службы в офицерских чинах". Поэтому было признано, что почти единственным путем «к обучению оставались по-прежнему посылки в чужие края". Следует подчеркнуть, что система обучения этих лет носила принудительный характер. Ведущее место среди военных школ принадлежало Кадетским корпусам. До создания Кадетских корпусов были открыты учебные заведения, где закладывались основы новой системы учебного процесса аристократического воспитания, получившей в Кадетских корпусах дальнейшее развитие. Петр I пытался поднять образованность обучаемых, обеспечить армию и флот, органы государственного управления составом грамотных руководителей. Принудительное обучение, взгляды руководства на военные заведения, как на повинность, недостатки педагогики вырабатывало среди кадет своеобразную форму противодействия - побега, уклонение от обучения. "Школьные побеги вместе с рекрутскими наборами стали хроническими недугами просвещения и русской государственной обороны" [З]. Хотя из учебных заведений выпускались десятки достойных офицеров, таких как адмирал и морской писатель С.И. Мордвинов, гидрограф А.И. Ногаев, ученый-моряк А.И. Чириков и др., армия и флот испытывали большой спрос в офицерских кадрах. Созданные ранее учебные заведения типа Морской академии, не пользовались популярностью. Многие, не окончив их, уходили и часто не по своей воле. Руководство вынуждено было искать другие системы организации военного образования, и оно пошло по пути создания новых закрытых школ, учредив в 1731 г. Кадетский корпус в Петербурге. Идея о создании Кадетских корпусов (КК) принадлежит П.И. Ягужинскому, который доложил свое мнение президенту Военной Коллегии графу Б.К. Миниху. Официальное открытие Кадетского корпуса состоялось 17 февраля 1732 г., а учебный процесс начался с июня 1732 года. С самого начала Кадетские корпуса имели двоякую цель: они должны были давать военное и гражданское образование, готовить офицеров для армии и гражданских чиновников для государственных учреждений. Эта цель сохранилась за Кадетскими корпусами до 1863 года. Отцом реформ военной школы стал И.И. Бецкой. Во времена Бецкого Кадетские корпуса стремились сделать типом среднего общеобразовательного учебного заведения и военными они были только по наименованию. Второму Кадетскому корпусу было суждено перенести на себе все перипетии военной школы. Из истории Кадетского корпуса необходимо обратить внимание на доклад П.И. Шувалова, где дается анализ и предложения русского образования. При поступлении не устанавливался объем знаний, от поступавших требовалось только умение читать и писать по-русски. Распорядок дня был казарменный. Поднимались в 4 часа 45 минут. На классные занятия отводилось 6 часов, на строевые упражнения - 4 часа в день. 3 июня 1728 года Екатерина I своим указом выделила инженерную часть из ведения канцелярии Главной артиллерии и подчинила инженерной конторе. Во главе поставила графа - фон Миниха Б.К. Образование Шляхетного Кадетского корпуса явилось крупным фактом в развитии учебного процесса, так как в основу был положен новый принцип, который позволял считаться с индивидуальными наклонностями учеников и представлять им самим выбирать гражданскую или военную службу. Главное внимание было обращено на Артиллерийское учебное заведение, которое делилось на две части: арифметическую и других наук. Занятия в классах проводились в соответствии с Регламентом, который предусматривал наличие в корпусе четырех классов. Первым классом считался четвертый, последним - первый. В четвертом классе обучали российскому и латинскому языкам, чистописанию и арифметике. В третьем - геометрии, географии и грамматике, во втором - фортификации, артиллерии, истории, правильному в письме складу и стилю, риторике, юриспруденции, морали, геральдике и прочим воинским и политическим (гражданским) наукам. Особенности учебного процесса: 1. Первый класс посвящался более углубленному изучению тех наук, военных или гражданских, к которым каждый воспитанник больше склонности имел. Определение кадета в первый класс производилось по особому решению командиров, профессоров и учителей, 2. Большое внимание уделялось изучению языков, особенно русского, немецкого и французского, которые преподавались по всех четырех классах. Латинский же язык являлся обязательным только в четвертом классе. 3. Обязательность повторения пройденного материала с тем, чтобы кадеты не забывали его в следующих классах. 4. Методы обучения были несовершенные. 5. Пребывание в каждом классе не ограничивалось определенным сроком. 6. В зависимости от успехов каждый кадет в любое время мог быть переведен в следующий класс.
Недостатки учебного процесса: 1. Из четвертого класса выпусков не производилось и чинов не давали. 2. Выпуски начинались из третьего и более старших классов, поэтому в армию и на гражданскую службу часто попадали недоучившиеся. 3. В первых трех классах кадеты обучались пять или шесть лет, поэтому оно заканчивалось третьим классом, где проводился публичный экзамен. 4. Отсутствовала структурно-логическая схема учебной программы и связь одного предмета с другим. Как только кадет усваивал изучаемую им науку и заканчивал предложенную ему программу, он переходил к следующему предмету и изучал до тех пор, пока учителя не находили его знания достаточными. В корпусе создавалась индивидуально-типовая система обучения, при которой каждый ученик изучал тот или иной раздел учебного предмета. Во многих странах Запада обучение производилось тем же путем. Руководителям КК в первые годы пришлось много потрудиться в организации учебного процесса. Анализ учебного процесса подтверждает следующее: 1. Трудности возникали из-за неразработанности теории и практики обучения. 2. Многое проводилось ощупью и с неизбежными ошибками. 3. Было составлено расписание занятий, "в котором часы кадетам каких наук и у которого мастера обучаться" [4]. 4. Преподаватели составляли списки учеников. 5. Ежемесячно преподаватели представляли в канцелярию рапорты о числе обучающихся у них кадет, 6. С 1 ноября 1732 г. все воспитатели имели книгу с расписанием. 7. Был установлен порядок прохождения учебных предметов. Кадету определялось число предметов, которыми он должен заниматься, выдавались пособия, бумага и принадлежности. 8. Кадет занимался одновременно двумя-тремя науками, посещая по расписанию классы и самостоятельно изучая заданный ему материал. Присутствующий преподаватель следил за тем, чтобы группа занималась, не мешали разговорами, смехом и хождением.
Система обучения была несовершенной: 1. Объем знаний по предмету был небольшим, недостатки в количестве преподавателей, учебников. 2. Преподаватели материал объясняли довольно редко. 3. Не требовалось сознательного усвоения материала - все ограничивалось зубрежкой. 4. Отсутствие системы учебного процесса и заучивания все наизусть, делали преподавание однообразным и скучным.
1. Некоторые преподаватели пытались оживить занятия показом картин или предметов. 2. Вели личные беседы кадетами, проводили коллоквиум Руководство старалось установить строгий контроль за учебным процессом военно-учебных заведений. Были введены экзамены, смотры. Учебный процесс хотя и медленно, но продвигался вперед. Хотя по-прежнему в большинстве учебных заведений требовали от обучающихся одной лишь слепой покорности воле воспитателя и одного зубрения[5]. Изменения методики преподавания математических наук позволили выпускать кадет, которые были в состоянии употребить в дело приобретенные ими знания. Заложенные Минихом новые принципы в учебный процесс удержались и после него. В 1732 г. делается попытка приучить кадет к употреблению в обиходе иностранного языка. Было установлено, что кадеты в своих классах говорили на том языке, который в том классе преподавался. В первые годы Кадетский корпус не имел сроков начала и конца учебного года, каникул или экзаменов. Учились весь год, перерывы давались кадетам в исключительных случаях, а отстающие обязаны были заниматься и в праздничные дни. Ведомости об успехах кадет в 1732—1742 гг. позволяют сделать анализ системы обучения: первое время кадет занимался одним предметом, но было подмечено (1736 г.), что такая система неудовлетворительна; предпринимаются попытки группировать изучаемые предметы по возрастам кадет (13 -15 лет, 15-20 лет); все обязаны были заниматься арифметикой, закончив ее, приступали к русскому языку, а затем к другим предметам, и только после этого приступали к военным предметам. К этому периоду складывалась и система изучения учебных предметов, на первое место выдвигались общеобразовательные предметы. В первое десятилетие своего существования произошли изменения в учебном процессе: 1. Первые два класса обучения посвящались общеобразовательным предметам. 2. Обучение военным предметам начиналось со второго класса, особенно пристальное внимание этим предметам уделялось в первом классе. Данное распределение обучения в тот период можно считать целесообразным, хотя и имелись свои недостатки: 1) низкая успеваемость; 2) запоминали целые страницы, но не могли объяснить суть их и привести примеры на законы или правила; 3) ошибка готовить гражданских и военных специалистов по одним и тем же учебным предметам; 4) многопредметность учебного процесса; 5) несовершенство организации учебного процесса; 6) отсутствие руководств и учебников. Значительный вклад в организацию учебного процесса сделал в 1745 г. князь В.А. Репин, по указанию которого ряду учеников разрешалось посещать Академию и слушать лекции ведущих профессоров. После смерти Репина Главное управление военно-учебными заведениями было упразднено. Во главе Шляхетного корпуса был назначен Б.Г. Юсупов, начальником Артиллерийского корпуса -Мартынов. Намечается совершенствование эксплуатационной подготовки, был основан учебный полигон, где кадеты отрабатывали практические навыки по фортификации или другим учебным предметам; до этого учебный процесс имел чисто теоретический характер. В 1756 г. начальником обоих учебных заведений стал граф П.И. Шувалов, который поднял значение русской артиллерии в учебном процессе. По его рекомендации в учебный процесс вводятся гуманитарные предметы: география и история. Стремясь объединить два учебных заведения в АИШКК, Шувалов представил Государыне в 1758 г. доклад. который впервые представлял трактат об обучении и воспитании кадет. Предлагался штат корпуса и учебная программа была рассчитана на пять лет с изучением 22 учебных предметов. Для получения практических навыков весь корпус каждый год выводился на два месяца в лагерь для отработки управления войсками и военной службы. Экзамены проходили публично. Проект был подписан 27 апреля 1758 года, но Семилетняя война задержала осуществление данного проекта. Для получения практических навыков в ружейной и пушечной экзерциции в учебном процессе специально отводилось время, когда учащихся направляли на учение не к осадным полкам, а к артиллерийским батареям. На этих учениях старшие кадеты должны были исполнять обязанности унтер-офицеров, капралов и рядовых. Со старшими кадетами направлялись и все малолетние, чтобы они приглядывались к условиям, учились некоторым первейшим обязанностям. Все документы учебного процесса и всех учителей утверждал сам Шувалов, всегда присутствовавший на экзаменах и практических учениях. М.И. Мордвинов выписывает ряд иностранных газет, устраивает библиотеку, организует в корпусе свою типографию. Генерал-фельдцейхмейстер А.Н. Вильбуа вернулся к проекту учебного процесса Шувалова. Он преобразует Артиллерийскую и Инженерную школу в АИШКК. Сохранив учебные программы, он увеличил практическую часть каждого предмета за счет уменьшения теоретической части. Он ставил практические цели - выпускать вполне подготовленных кадет для службы в специальных войсках унтер-офицерами, мастеровыми и художниками. 25 октября 1762 года Екатериной был утвержден проект устава корпуса со штатом и табелью, и он стал называться АИШКК. Впервые началось печатание учебных книг, были выделены два 3-х фунтовых единорога, отпускались средства для обучения кадет стрельбе из орудий и артиллерийским приемам. Но взгляды Вильбуа и Мордвинова на учебный процесс расходились, и в 1764 г. Мордвинова заменил М.С. Бегичев. Вильбуа стремился сделать Кадетский корпус чисто военным учебным заведением, а руководство и И. И. Бецкий стояли за широкое общее образование. Граф Г.Г. Орлов, сменивший Вильбуа, вернул Мордвинова, который также стал внедрять проект Шувалова в учебный процесс. В каждую роту выделялся один дежурный офицер. Кадеты вставали в 5 часов. За обедом обязательно читали два раза в неделю воинский устав и артикулы, два раза русские и два раза иностранные газеты. Занятия в классах проводились по 8 часов в день. Наблюдение за учебным процессом поручалось одному из корпусных учителей. Многое в учебно-воспитательном процессе нельзя было назвать удовлетворительным с точки зрения современной педагогики, но весь учебный процесс был подчинен государственной задаче. Появились улучшения и в учебном процессе, так как стали практиковаться командировки отлично успевающих кадет в другие страны для ознакомления и повышения своих знаний в различных областях наук. В это время учебной частью руководил С.Я. Румовский - известный математик, знаток многих древних языков. В дальнейшем усовершенствование учебного процесса проводил П.И. Мелиссино, вложивший педагогические принципы Бецкого в основу реформ. Кадеты распределялись по возрастам (три возраста): в младшем и среднем было два класса, в старшем - три. При П.И. Мелиссино проектировалось убрать школу художников, был усилен образовательный уровень, увеличился объем изучения истории и географии, введена была тактика и естественная история, из физических упражнений - верховая езда. Учебные предметы положено было вести согласно табелю, то есть учебным программам, как в настоящее время. В результате анализа учебного процесса можно прийти к выводу, что при третьем своем директоре АИШКК полностью завершил спою реорганизацию. Теперь директор имел право производить кадет от капрала до сержанта. Преуспевающие кадеты награждались серебряными и вызолоченными медалями, которые носились в петлице, питались они за отдельным столом и имели ряд преимуществ. За это время было увеличено количество томов библиотеки, закуплены новые физические инструменты, оборудован кабинет естественной истории, создана артиллерийская лаборатория. Для закрепления теоретических знаний и получения практических навыков были в АИШКК доставлены орудия для практических стрельб. Улучшен был весь учебный процесс: изучение предметов приобрело большую последовательность, на первое место выдвигалось наглядное обучение, практическое изучение наук, консультации преподавателей, принуждение кадет к учебным занятиям заменялось убеждением и заинтересованностью в науке. Кроме тот были организованы; библиотека, натуральный кабинет, ботанический сад, арсенал, механическая и архитектурная "камеры", галерея с живописными картинами, кабинет натуральной истории с многочисленными экспонатами, физический кабинет, коллекция сибирских минералов (315 названий). Учебный процесс Н.Н. Бецкого приобрел энциклопедический характер. И.И. Бецкий подготовил почву для уяснения такого принципиально важного вопроса, как: взаимоотношение общего и специального образования. Начали понимать, что специальной или профессиональной подготовке кадет должно предшествовать общее образование. Бецкий заставил общество задуматься о том, что такое общее образование, из каких учебных предметов оно может складываться и т.д. Большому числу образованных офицеров, выпущенных за этот период, армия обязана успехами преобразования учебного процесса в АИШКК. Под руководством Мордвинова, Мелиссино АИШКК успел выпустить , достойных деятелей для русской службы и науки: Н.В. Верещагина А. И. Корсакова, Е.П. Трейлебена, П.И. Меллера, И.С. Дорохова, В. И. Висковатова и многих других. Учебный процесс все время усовершенствовался с приходом П.А. Зубова, 1-му и 2-му кадетским корпусам предназначалась роль современных кадетских корпусов. 21 марта 1805 года проект был утвержден и сводился следующему: Военное обучение начинается в губернских военных училища и оканчивается в двух высших кадетских корпусах в Санкт-Петербурге. Число воспитанников, обучающихся во всех губернских военных училищах достигало 3000 человек, разделенных на 25 рот. Обучение начиналось в местных губернских гимназиях. В столичных корпусах обучение продолжалось три года и включало все предметы и практические занятия, которые были необходимы будущим офицерам. После окончания курса обучения воспитанники отделений "пехоты и конницы" выпускались в действительную службу прапорщиками и корнетами в армию, а лучшие по успехам - в гвардию. Воспитанники, посвятившие себя изучению инженерных и артиллерийских наук после трехлетнего курса, оставались еще на три года при корпусе для повышения (усовершенствования) своих знаний и выпускались в специальные рода войск подпоручиками и поручиками. В 1816 г. были разработаны новые учебные программы по классам. Полный курс корпуса продолжался 7 лет и состоял из трех верхних, трех средних и трех нижних классов, каждый из которых делился на два параллельных отделения. Всего классных отделений было 18, к 1823 г. их число возросло до 23: 7 верхних, 9 средних и 7 нижних классов, При генерале А. И. Марковиче был восстановлен курс тактики. После успешных экзаменов кадетам, отличившимся успехами в науках, раздавали награды, состоящие из книг и чертежных документов. Для тех, кто имел плохие результаты сокращали каникулярные отпуска и организовывался учебный класс, занятия в котором производились в каникулярное время. В 1830 г. был составлен "Устав для военно-учебных заведений" и "Общее положение", а также штаты и табели. Устав делился на три части, Первая говорит о физическом и нравственном воспитании, вторая - об умственном образовании кадет, а третья - распределительная - заключает в себе порядок управления военно-учебными заведениями по всем частям. Необходимо отметить большое количество преподавателей, который были людьми с университетским образованием и окончившие педагогический институт: русского языка - М.И.Сухомлинов, математики - И.А.Вышеградский, профессор истории - П.П. Ламбин, русской словесности - Н.Л. Ломан, Н.Г. Чернышевский - публицист и критик. Анализ источников показывает, что постепенно росла учебная работа и в других кадетских корпусах, где преподавателями ставились знающие люди, любящие свой труд и имеющие желание совершенствовать свое мастерство. Но, несмотря на улучшение в ряде кадетских корпусов обучение продолжало оставаться на низком уровнестественная история, иностранные языки) в Тамбовском, Тульском и Павловском кадетскихе. Годами не преподавались установленные учебными планами предметы (математика, корпусах. В 1836 г. был утвержден учебный план для Кадетских корпусов:
Анализ учебного плана показывает, что значительное время (почти 1/3) отведено изучению языкам (с 1-го класса до последнего) Много учебного времени отводилось математике, истории, географии и естественным наукам (физике, химии). Военные науки изучались только в специальных классах. Через 12 лет в учебный план были внесены изменения. Самостоятельными предметами выделены физика, химия, механика, математическая и физическая география. Было увеличено время на изучение законоведения и военные науки за счет сокращения времени на русский и иностранные языки. Источники 1 Лалаев М С, Исторический очерк ВУЗ, подведомственных Главному их управлению. ч. I-II (1700-1830), - СПб.: 1880, с. 304. ч. III (1881-1892), - СПб.: 1892, с. 164. 2. Полное собрание законов, т.8, 5894. 3. Ключевский В. Курс русской истории, т. IV, с. 256. 4. Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа (Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России). М., Учпедгиз., 1958, с. 244. 5. Глебов П. "Артиллерийская школа в царствовании императрицы Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны" Артиллерийский журнал, 1862 г., т. 11. 6. Журнал "Исторический вестник", 1902, № 12, с. 884. 7. Мельницкий Н. Сборник сведений о ВУЗ в России (сухопутные ведомства), т. 2, ч. 3, 4, - СП 1857, с. 225 |