Санкт-Петербург 2007
Авторская образовательная программа, предназначенная для учащихся старших курсов кадетских корпусов «Введение в военную психологию» Составитель Ильинская И. И. Пояснительная записка 1. Введение в предмет В современном обществе большое значение имеет формирование человека, как всесторонне развитой личности. Повышенное внимание уделяется изучению закономерностей внутреннего мира, психики. Проблема носит междисциплинарный характер, поэтому исследования, в той или иной степени ее затрагивающие, принадлежат ко многим наукам: истории, медицине, биологии, психологии и социологии, в частности, к военным их отраслям. Военная психология дает серьезные научные и практические результаты, объясняя, что происходит с человеком в условиях угрозы его жизни, какие стратегии поведения он выбирает в бою, как сохранить психическое здоровье военнослужащих в условиях воздействия боевого стресса, как повысить эффективность боевой подготовки войск в мирное время и др. Кроме того, являясь наукой гуманитарного цикла, она «воспитывает нравственность и чувство ответственности перед страной и ее народом» в нашем подрастающем поколении. Именно так определял задачи гуманитарных наук академик Д.С. Лихачев. Воспитанники военно-учебных заведений осознанно желают связать всю свою будущую жизнь с нелегким, но почетным делом служения Отечеству, которое невозможно без любви к Родине и веры в ее будущее. Содержание учебного материала данной программы выполняет воспитательную задачу: прививает кадетам чувство патриотизма и гордости за героическое прошлое Отечества. Программа знакомит с характерами и нравственными устоями выдающихся полководцев, героев-воинов, помогает ребятам обрести себя, найти духовный стержень, побуждает кадет к самостоятельному осмыслению общечеловеческих проблем, развивает познавательный интерес к предметам: военной психологии, истории Отечества и др. Человек не один существует в этом мире. Ежедневно общаясь с другими людьми, он согласовывает свою деятельность с сокурсниками в учебе, с коллегами в профессиональной сфере, с родными и близкими в личной жизни и т.д. Для оптимального построения отношений необходимо понимать людей, т.е. разбираться в их психологии, знать на что они способны, уметь спрогнозировать их реакции, действия, поступки. Но не менее важно иметь правильное представление и о самом себе. Выше перечисленным навыкам можно и нужно научить, и рациональнее это делать именно в подростковом возрасте.
2. Новизна и актуальность Данная программа является новаторской, прежде всего, по двум позициям: во-первых, кадетам даются начальные знания по военной психологии, предмету, который преподается только в высших военных учебных заведениях. Во-вторых, помимо психологических аспектов, программа затрагивает проблемы, обсуждаемые в других дисциплинах: в истории Отечества и Мировой истории, в биологии, этологии, социологии. Актуальность программы заключается в том, что учитываются особенности возраста, пола, обучения кадет, нынешний статус ребят и будущая специфика их профессии.
3. Цель данного курса познакомить ребят с общими основами психологии, с военной психологией – отраслью психологической науки и психологическими методами саморазвития.
4. Задачи: - рассмотреть основные этапы эволюции психики и психических процессов; - ознакомиться с содержанием и организацией мероприятий по изучению индивидуально-психологических особенностей личного состава подразделений, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах, - ознакомиться с основами подготовки, отбора и распределения младших командиров, комплектования боевых расчётов и экипажей, подбора личного состава для несения службы в карауле и во внутреннем наряде, психоконсультирования и психокоррекции военнослужащих; - изучить и освоить приемы развития и улучшения памяти, внимания, воображения, мышления и речи; - стимулировать саморазвитие и самосовершенствование, развить свой творческий потенциал; - освоить приемы оптимального взаимодействия с другими людьми; - освоить навыки контроля над аудиторией.
5. Условия реализации Программа рассчитана на два года и предназначена для занятий с ребятами старшего возраста, обучающимися в кадетских корпусах (старшие курсы, аналог 10, 11 класса общеобразовательной школы).
6. Формы и методы Методы. По способу организации занятий: - рассказ, беседа, диспут, обсуждение - тренинги, упражнения, тесты, «пятиминутки» саморегуляции - работа с литературой, интернет-источниками По уровню деятельности учащихся: - объяснительно-иллюстративный - репродуктивный: воспроизведение знаний во время бесед и итоговых занятий по пройденных темам - участие в коллективном поиске, например, способов решения проблемы
Формы. Формы организации деятельности: - групповая (беседы, диспуты, игры в тренингах) - индивидуально-групповая (выполнение упражнений индивидуально и в звеньях) - индивидуальная (решение тестов, высказывание мнения по тому или иному вопросу) Формы проведения занятий: - диспут - конкурс - деловая игра - консультация - творческая встреча
Занятия состоят из двух частей: первая – несет информацию по теме урока и проводится за партами, вторая – тренингово-игровая, проводится в кругу. Игры связаны с темой урока и носят развивающий характер. Кроме того, предусмотрено проведение различных тестовых заданий, например, выявление особенностей памяти, определение уровня устойчивости внимания, типа темперамента и т.д. Предполагается использование методик таких как: «Память на числа», «Память на образы», тест Липпмана «Логические закономерности», Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона), методика «Q– сортировка» тенденций поведения в группе, выявление структуры темперамента с помощью опросника В. М. Русалова и др.
Воинская дисциплина легко воспринимается не всеми 15-16-летними учащимися. Именно в связи с этим занятия содержат пятиминутки по саморегуляции, где ребята учатся основным приемам расслабления и собранности. Фоном для этих пятиминуток служит музыка для релаксации, записи пения птиц, шума дождя и др., которые благоприятно влияют на психику человека. Таким образом, данный курс носит не только информационно-развивающий характер. 10 класс Тематический план
Тема 1.: Вводное занятие (1 час). Занятие 1. Возникновение и развитие военной психологии, ее структура, функции и методы исследования. Общее представление о психике человека. Этология, инстинкты. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Тема 2.: Эволюция психики (2 часа) Занятие 2. История возникновение термина «психика». Понятие о психике и ее эволюции. Раздражимость и чувствительность. Процесс возникновения психики в эволюции живой природы. Занятие 3. Поведение. Высшая стадия развития психики – сознание. Физиологические основы психики человека. Военнослужащий как объект научного психологического познания. Тема 3.: Психические процессы (4 часа). Занятие 4. Что такое психические процессы. Познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы. Эволюция, классификация и значение памяти. Характеристика основных процессов памяти. Индивидуальные различия памяти. Занятие 5. Виды, свойства и характеристики внимания. Значение внимания для успешной военно-профессиональной деятельности. Занятие 6. Виды, значение и тренировка воображения. Виды и свойства восприятия. Иллюзии - искаженное восприятие. Занятие 7. Общее понятие о мышлении, его характеристики и свойства. Основные виды умственных операций. Речь – инструмент мышления и одновременно познавательный процесс. Функции и виды речи. Тема 4.: Личность и ее характеристики (3 часа). Занятие 8. Темперамент – общие представления, типы и их психологические характеристики. Значение темперамента для успешности военно-профессиональной деятельности. Занятие 9. Характеристика эмоций и чувств. Их классификация. Состояние аффекта. Болевые эмоции. Занятие 10. Нравственность, ее значение. Различные пороки и варианты борьбы с ними. Тема 5.: Эволюция психики человека в онтогенезе (3 часа). Занятие 11. Психика детей дошкольного возраста Сходные аспекты в поведении детей и некоторых высших млекопитающих. Умственное развитие ребенка-дошкольника. Развитие восприятия, памяти, внимания, творческих способностей. Формирование характера, индивидуальные черты ребенка. Занятие 12. Психика детей школьного возраста. Становление основных черт характера, установок, мотиваций. Изучение познавательной потребности, волевых и др. качеств школьников. Проблематика подросткового возраста. Занятие 13. Период взрослости (психологические аспекты). Ключевые моменты в психополовом развитии мужчины. Тема 6.: Особенности воинского коллектива (13 часов). Занятие 14. Эволюция отношений в коллективе (на примере биологических социумов). Понятие «коллектив» с точки зрения психологии. Ближайшее социальное окружение. Различные позиции личности в коллективе. Занятие 15. Психология и средства психологического изучения воинского коллектива. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе: служебные и неслужебные взаимоотношения. Коллективные настроения и традиции воинских коллективов. Занятие 16. Адаптация. Функциональное состояние организма (физиологический и психологический аспекты). Психологические особенности военно-профессиональной деятельности. Занятие 17. Психология воинской дисциплины. Уставные взаимоотношения. Нормативное и ненормативное поведение военнослужащих. Дисциплинарная деятельность командира. Занятие 18. Психологические особенности деятельности военнослужащих в условиях современного боя. Общая психологическая характеристика этапа подготовки к бою, наступательных и оборонительных боевых действий. Психологические состояния воинов после выполнения боевой задачи. Занятие 19. Девиантное поведение военнослужащих. Агрессия. Общие сведения о концепции «фрустрация – агрессия» и ее пересмотр. Идентификация склонности к насилию. Конфликты в воинских коллективах и пути их урегулирования. Разработка новых способов поведения. Занятие 20. Суицид. Работа психолога по профилактике суицидального поведения военнослужащих. Понятие о психическом здоровье и его критерии. Занятие 21. Аддиктивное поведение военнослужащих. Его особенности и механизмы формирования. Клинические формы девиантного поведения. Занятие 22. Паника и стресс. Общее понятие о панике и механизмах ее возникновения. Особенности эмоционально-сенсорных нарушений у военнослужащих. Понятие о стрессовом и психотравмирующем событиях. Занятие 23. Девиантное поведение на войне. Характеристика видов девиантного поведения в боевой обстановке. Занятие 24. Воля, патриотизм. Занятие 25. Как развивать свои способности. Саморазвитие и саморегуляция. Качества необходимые для личности в воинском коллективе. Занятие 26. Сон, дремота. Возможности планирования сна. Релаксация, различные варианты. Тема 7.: Взаимоотношения полов (2 часа). Занятие 27, 28. Эволюция отношений мужчины и женщины. Психологические аспекты этих взаимоотношений. Тема 8.: Итоговое занятие (1 час). Занятие 29. Обсуждение основных аспектов по пройденным темам. Подведение итогов года.
Формы проверки и оценки результатов: Итоговые беседы в конце каждой темы, проведение тестов, тренингов, выступления перед аудиторией, письменные работы по обсуждаемым темам
Ожидаемые результаты К концу первого года обучающийся должен Знать: - основные психические процессы, характеристики личности и коллектива - биологическую основу и социальную мотивацию своих поступков - основы военной психологии
Освоить: - способы раскрытия потенциала собственной личности - основные приемы саморегуляции - уметь предложить объяснение поступков других людей - основные пути решения конфликтных ситуаций - сформировать собственное мнение по обсуждаемым вопросам 11 класс Тематический план
Тема 1.: Вводное занятие (1 час) Занятие 1. История военной психологии. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога.
Тема 2.: Психология войн и конфликтов (6 часов) Занятие 2. Сравнения конфликтов между людьми и в природных сообществах. Первые вооруженные конфликты в истории человечества (на примере войн австралийских аборигенов). Занятие 3,4. История военных действий (на примере войн Древней Греции и Древнего Рима), изменения в тактике ведения войн в онтогенезе социума. Психологические аспекты тактических нововведений Занятие 5. Психологические особенности войн ХХ века (на примере ВОВ, Афганской, 1-й и 2-й Чеченской, локальных конфликтов по всему миру). Занятие 6. Психологический анализ деятельности военного специалиста в бою на основе системно-ситуативного анализа деятельности (ССАД). Психология ведения переговоров с террористами. Занятие 7. Новые тенденции развития оружия и войн современности. Психологическое оружие: разнообразие видов, принципы воздействия.
Тема 3.: Психологическая работа в частях и подразделениях в мирное и военное время(3 часа) Занятие 8. Организация и содержание психологической работы в воинской части. Основные задачи психолога части (подразделения). Профессионально-этические нормы в психологической работе. Занятие 9. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений (основные аспекты). Средства психологического изучения военнослужащих и их содержание. Занятие 10. Знакомство с психологическим обеспечением боевого дежурства, караульной и внутренней служб.
Тема 4.: Психологические основы саморегуляции различных психических состояний (6 часов). Занятие 11. Методы психической саморегуляции, Приемы релаксации, психофизиологические методы регуляции психических состояний. Занятие 12. Психологическая реабилитация военнослужащих, ее принципы, задачи и этапы. Занятие 13. Особенности поведения человека в экстремальных условиях. Сон и отдых. Занятие 14. Кризисные ситуации, стресс. Оперативная психологическая помощь военнослужащим в различные периоды выполнения боевых задач. Правильное дыхание, управление дыханием. Занятие 15. Суицид и его профилактика. Психологическое консультирование. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи. Гипноз. Занятие 16. Групповая психотерапия в психологической реабилитации военнослужащих.
Тема 5.: Как развивать свои способности (5 часов) Занятие 17, 18, 19, 20, 21. Приемы развития и улучшения памяти, внимания, воображения, мышления и речи. Составление социально-психологического портрета одного из кадет учебной роты. Способы и методы управления аудиторией.
Тема 6.: Беседы на темы, предложенные ребятами (6 часов) Занятие 22, 23, 24, 25, 26, 27 Примерный список тем на выбор: Психологическая характеристика суеверий, их учет в боевой обстановке; мифы и символы как регуляторы боевого поведения; психологический анализ «видородовой» психологии; как повышать престиж армии: практические основы организации рекламы воинской службы и т.д. Тема 7.: Итоговое занятие (1 час). Занятие 28. Подведения итогов года и курса.
Формы проверки и оценки результатов: Итоговые беседы в конце каждой темы, проведение тестов, тренингов, выступления перед аудиторией, письменные работы по обсуждаемым темам, составление характеристик людей.
Ожидаемые результаты К концу второго года обучающийся должен Знать: - особенности диагностики и тренировки психических процессов, - способы контроля и прогнозирования своих поступков - расширенный круг проблем, изучаемых военной психологией
Продолжить освоение: - способов раскрытия потенциала собственной личности - основных приемов саморегуляции - путей решения и предотвращения конфликтных ситуаций - формирования и высказывания собственного мнения по обсуждаемым вопросам
Освоить: - варианты контроля над аудиторией - основные способы убеждения - подготовку социально-психологического портрета одного из кадет своей роты.
Методическое сопровождение Вспомогательный материал к различным тестам и бланки для ответов. Фонотека с тематической музыкой к определенным занятиям и релаксационной музыкой, звуками природы. Тематические таблицы и рисунки (по 1 на парту). Блоки для записей (для проведения «летучек» и опросов). Вспомогательный материал к тренингам, в том числе к тематическим играм.
Материальное обеспечение Магнитофон, Mp3-проигрыватель в комплекте со звук. колонками. Аудиокассеты и CD диски Декорации, костюмы для выступлений, проведения ролевых игр Список литературы Анцупов А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях: уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – СПб.: Питер, 2005: ГП Техн. Кн. – 288 с. ил. Бендас Т. В. Гендерная психология: уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – СПб.: Питер, 2005: ГП Техн. Кн. – 430 с. ил. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 248 с., ил. Власенко И.И. Как удвоить свои способности. Секреты психологической подготовки к экзаменам. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320с. (Серия «Сам себе репетитор») Военная психология. Под редакцией В. В. Шеляга, А. Д. Глоточкина, К. К. Платонова. Коллектив авторов. М., Военное издательство, 1972. – 399с. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 384 с.: ил. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192с. Давыдов В.П. Вопросы педагогической психологии в высшей школе пограничных войск: курс лекций. – М.: Академия пограничных войск РФ, 1995. – 272с. Давыдов В.П., Мороз И.И. Индивидуальная воспитательная работа в пограничных войсках: научно-практическое пособие. М.: Всесоюзный институт повышения квалификации офицерского состава погран. войск, 1991. – 172с. Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. Под редакцией и с предисловием В. М. Смирнова и А. И. Трохачева. 1974. Изд-во «Наука», Ленингр. отд., Л. 1-258. Десять лет пограничным кадетам России. Исторический очерк. – СпПб.: ППКК ФСБ РФ, 2006. – 411с. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Издательство «Речь», 2005. – 256с. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – 5-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315с.: ил. – (Психологический практикум) Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002. – 176с. Зорина З. А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 320 с. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 480 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). Кашапов Р. Р. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. – 320 с. – (Практическая психология). Кинг Л. Тесты на креативность. – СПб.: Питер, 2005. – 96с.: ил. Лощилов И.Н. Петербург – кадетская столица. Рассказы и очерки о питерских кадетах. – СПб.: Белл, 2003. – 295с. Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс: Пер. с англ. / Перевод Зориной З. А., Полетаевой И. И.; Под. Ред. И с предисл. Л. В. Крушинского. – М.: Мир, 1982. – 360 с. с ил. Методические рекомендации по проведению психологической работы в органах и войсках ФПС России: метод. пособие / Под ред. В.К. Мирошниченко. – М.: Граница, 2000. – 40 с. Методические советы по изучению курса военной психологии и педагогики: учебно-методическое пособие для курсантов. – Голицыно, 1988. – 109с. Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности Федеральной пограничной службы Российской Федерации: учебное пособие / Под общ. ред. зам. дир. ФПС России ген-полковника В.М. Круглика, М.: Граница, 1999. – 584с. Платонов К. К. Занимательная психология. – 4-е изд. перераб. – М.: Мол. Гвардия, 1986. – 224 с., ил. – (Эврика). Почепцов Г.Г. Психологические войны. – 3-е изд. дополн. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2002. – 528с. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / Под. ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.: ил. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А. Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»). Сажин А. И. Культура межнационального общения пограничников (педагогическая сущность, содержание, функции и проблемы): научно-практическое пособие. – М.: спецтипогр. Военного института погран. войск, 1993. – 70с. Система воспитательной работы с личным составом пограничных застав: учеб.-метод. пособие. – М.: Граница, 1996. – 63с. Современная военная психология: Христоматия / Сост. А. А. Урбанович. – Мн.: Харвест, 2003. – 576 с. – (Библиотека практической психологии). Сравнительная психология и зоопсихология / Сост. и общая редакция Г. В. Калягиной. – Спб.: Питер, 2004. – 416 с.: ил. – (Серия «христоматия по психологии»). Трегубов А.И. О некотором опыте работы по сплочению воинских коллективов пограничных застав: учеб. пособие. – М.: тип. журнала «Пограничник», 1978. – 50с. Феденко Н.Ф. Лекции по военной психологии. – М.: тип. журнала «Пограничник», 1963. – 220с. Феденко Н.Ф., Сергеюк П.И. Психология личности воина-пограничника в условиях воинской деятельности по охране государственной границы СССР. – М.: тип. журнала «Пограничник», 1980. – 262с. Хозиев Б.И., Хозиев В.Б. Сборник задач по курсу « Военная психология». Вып.1 «Психология как наука», «Понятие «деятельность» в психологии». –М.: ГА ВС, 1992. – 92 с. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 272 с., ил. Шапарь В. Б. Психология войн и конфликтов / В. Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 320 с. – (Х-файлы). Шейнов П. В. Искусство убеждать. – М.: ЗАО «Книга сервис», 2005. – 304 с.
|