Санкт-Петербург  2007

 

Авторская образовательная программа, предназначенная для учащихся старших курсов кадетских корпусов

 «Введение в военную психологию» 

Составитель Ильинская И. И.

Пояснительная записка

1. Введение в предмет

В современном обществе большое значение имеет формирование человека, как всесторонне развитой личности. Повышенное внимание уделяется изучению закономерностей внутреннего мира, психики. Проблема носит междисциплинарный характер, поэтому исследования, в той или иной степени ее затрагивающие, принадлежат ко многим наукам: истории, медицине, биологии, психологии и социологии, в частности, к военным их отраслям.

Военная психология дает серьезные научные и практические результаты, объясняя, что происходит с человеком в условиях угрозы его жизни, какие стратегии поведения он выбирает в бою, как сохранить психическое здоровье военнослужащих в условиях воздействия боевого стресса, как повысить эффективность боевой подготовки войск в мирное время и др.

Кроме того, являясь наукой гуманитарного цикла, она «воспитывает нравственность и чувство ответственности перед страной и ее народом» в нашем подрастающем поколении. Именно так определял задачи гуманитарных наук академик Д.С. Лихачев.

Воспитанники военно-учебных заведений осознанно желают связать всю свою будущую жизнь с нелегким, но почетным делом служения Отечеству, которое невозможно без любви к Родине и веры в ее будущее.

Содержание учебного материала данной программы выполняет воспитательную задачу: прививает кадетам чувство патриотизма и гордости за героическое прошлое Отечества. Программа знакомит с характерами и нравственными устоями выдающихся полководцев, героев-воинов, помогает ребятам обрести себя, найти духовный стержень, побуждает кадет к самостоятельному осмыслению общечеловеческих проблем, развивает познавательный интерес к предметам: военной психологии, истории Отечества и др.

Человек не один существует в этом мире. Ежедневно общаясь с другими людьми, он согласовывает свою деятельность с сокурсниками в учебе, с коллегами в профессиональной сфере, с родными и близкими в личной жизни и т.д. Для оптимального построения отношений необходимо понимать людей, т.е. разбираться в их психологии, знать на что они способны, уметь спрогнозировать их реакции, действия, поступки. Но не менее важно иметь правильное представление и о самом себе. Выше перечисленным навыкам можно и нужно научить, и рациональнее это делать именно в подростковом возрасте.

 

2. Новизна и актуальность

Данная программа является новаторской, прежде всего, по двум позициям: во-первых, кадетам даются начальные знания по военной психологии, предмету, который преподается только в высших военных учебных заведениях. Во-вторых, помимо психологических аспектов, программа затрагивает проблемы, обсуждаемые в других дисциплинах: в истории Отечества и Мировой истории, в биологии, этологии, социологии.

Актуальность программы заключается в том, что учитываются особенности возраста, пола, обучения кадет, нынешний статус ребят и будущая специфика их профессии.

 

3. Цель данного курса познакомить ребят с общими основами психологии, с военной психологией – отраслью психологической науки и психологическими методами саморазвития.

 

4. Задачи:

- рассмотреть основные этапы эволюции психики и психических процессов;

- ознакомиться с содержанием и организацией мероприятий по изучению индивидуально-психологических особенностей личного состава подразделений, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах,

- ознакомиться с основами подготовки, отбора и распределения младших командиров, комплектования боевых расчётов и экипажей, подбора личного состава для несения службы в карауле и во внутреннем наряде, психоконсультирования и психокоррекции военнослужащих;

- изучить и освоить приемы развития и улучшения памяти, внимания, воображения, мышления и речи;

- стимулировать саморазвитие и самосовершенствование, развить свой творческий потенциал;

- освоить приемы оптимального взаимодействия с другими людьми;

- освоить навыки контроля над аудиторией.

 

5. Условия реализации

Программа рассчитана на два года и предназначена для занятий с ребятами старшего возраста, обучающимися в кадетских корпусах (старшие курсы, аналог 10, 11 класса общеобразовательной школы).

 

6. Формы и методы

Методы.

По способу организации занятий:

- рассказ, беседа, диспут, обсуждение

- тренинги, упражнения, тесты, «пятиминутки» саморегуляции

- работа с литературой, интернет-источниками

По уровню деятельности учащихся:

- объяснительно-иллюстративный

- репродуктивный: воспроизведение знаний во время бесед и итоговых занятий по пройденных темам

- участие в коллективном поиске, например, способов решения проблемы

 

Формы.

Формы организации деятельности:

- групповая (беседы, диспуты, игры в тренингах)

- индивидуально-групповая (выполнение упражнений индивидуально и в звеньях)

- индивидуальная (решение тестов, высказывание мнения по тому или иному вопросу)

Формы проведения занятий:

- диспут

- конкурс

- деловая игра

- консультация

- творческая встреча

 

Занятия состоят из двух частей: первая – несет информацию по теме урока и проводится за партами, вторая – тренингово-игровая, проводится в кругу. Игры связаны с темой урока и носят развивающий характер. Кроме того, предусмотрено проведение различных тестовых заданий, например, выявление особенностей памяти, определение уровня устойчивости внимания, типа темперамента и т.д. Предполагается использование методик таких как: «Память на числа», «Память на образы», тест Липпмана «Логические закономерности», Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона), методика «Q– сортировка» тенденций поведения в группе, выявление структуры темперамента с помощью опросника В. М. Русалова и др.

 

Воинская дисциплина легко воспринимается не всеми 15-16-летними учащимися. Именно в связи с этим занятия содержат пятиминутки по саморегуляции, где ребята учатся основным приемам расслабления и собранности. Фоном для этих пятиминуток служит музыка для релаксации, записи пения птиц, шума дождя и др., которые благоприятно влияют на психику человека. Таким образом, данный курс носит не только информационно-развивающий характер.


 

10 класс Тематический план

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Вводное занятие

1

2

Эволюция психики (2)

От раздражимости к сознанию (начало)

1

3

От раздражимости к сознанию (окончание)

1

4

Психические процессы (4)

Эволюция мнемической функции

1

5

Эволюция внимания

1

6

Эволюция восприятия и воображения

1

7

Эволюция мышления. Эволюция речи

1

8

Личность и ее характеристики (3)

Темперамент

1

9

Эмоциональная сфера

1

10

Нравственность и пороки

1

11

Эволюция психики человека в онтогенезе (3)

Психика животных, детей дошкольного возраста

1

12

Психика детей школьного возраста

1

13

Период взрослости (психологические аспекты)

1

14

Особенности воинского коллектива (13)

Эволюция отношений в коллективе

1

15

Психология воинского коллектива

1

16

Адаптация. Психологические особенности военно-профессиональной деятельности

1

17

Психология воинской дисциплины

1

18

Психологические особенности деятельности военнослужащих в условиях современного боя

1

19

Агрессия. Конфликты в воинских коллективах и пути их урегулирования

1

20

Суицид. Суицидальное поведение военнослужащих

1

21

Аддиктивное поведение военнослужащих

1

22

Паника и стресс

1

23

Девиантное поведение на войне

1

24

Воля

1

25

Как развивать свои способности

1

26

Сон

1

27

Взаимоотношения полов (2)

Взаимоотношения полов

1

28

Взаимоотношения полов

1

29

Итоговое занятие

1

30

Резерв

6

 

Итого

13

 

Тема 1.: Вводное занятие (1 час).

Занятие 1. Возникновение и развитие военной психологии, ее структура, функции и методы исследования. Общее представление о психике человека. Этология, инстинкты. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Тема 2.: Эволюция психики (2 часа)

Занятие 2. История возникновение термина «психика». Понятие о психике и ее эволюции. Раздражимость и чувствительность. Процесс возникновения психики в эволюции живой природы.

Занятие 3. Поведение. Высшая стадия развития психики – сознание. Физиологические основы психики человека. Военнослужащий как объект научного психологического познания.

Тема 3.: Психические процессы (4 часа).

Занятие 4. Что такое психические процессы. Познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы.

Эволюция, классификация и значение памяти. Характеристика основных процессов памяти. Индивидуальные различия памяти.

Занятие 5. Виды, свойства и характеристики внимания. Значение внимания для успешной военно-профессиональной деятельности.

Занятие 6. Виды, значение и тренировка воображения. Виды и свойства восприятия. Иллюзии - искаженное восприятие.

Занятие 7. Общее понятие о мышлении, его характеристики и свойства. Основные виды умственных операций. Речь – инструмент мышления и одновременно познавательный процесс. Функции и виды речи.

Тема 4.:  Личность и ее характеристики (3 часа).

Занятие 8. Темперамент – общие представления, типы и их психологические характеристики. Значение темперамента для успешности военно-профессиональной деятельности.

Занятие 9. Характеристика эмоций и чувств. Их классификация. Состояние аффекта. Болевые эмоции.

Занятие 10. Нравственность, ее значение. Различные пороки и варианты борьбы с ними.

Тема 5.: Эволюция психики человека в онтогенезе (3 часа).

Занятие 11. Психика детей дошкольного возраста Сходные аспекты в поведении детей и некоторых высших млекопитающих. Умственное развитие ребенка-дошкольника. Развитие восприятия, памяти, внимания, творческих способностей. Формирование характера, индивидуальные черты ребенка.

Занятие 12. Психика детей школьного возраста. Становление основных черт характера, установок, мотиваций. Изучение познавательной потребности, волевых и др. качеств школьников. Проблематика подросткового возраста.

Занятие 13. Период взрослости (психологические аспекты). Ключевые моменты в психополовом развитии мужчины.

Тема 6.: Особенности воинского коллектива (13 часов).

Занятие 14. Эволюция отношений в коллективе (на примере биологических социумов). Понятие «коллектив» с точки зрения психологии. Ближайшее социальное окружение. Различные позиции личности в коллективе.

Занятие 15. Психология и средства психологического изучения воинского коллектива. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе: служебные и неслужебные взаимоотношения. Коллективные настроения и традиции воинских коллективов.

Занятие 16. Адаптация. Функциональное состояние организма (физиологический и психологический аспекты). Психологические особенности военно-профессиональной деятельности.

Занятие 17. Психология воинской дисциплины. Уставные взаимоотношения. Нормативное и ненормативное поведение военнослужащих. Дисциплинарная деятельность командира.

Занятие 18. Психологические особенности деятельности военнослужащих в условиях современного боя. Общая психологическая характеристика этапа подготовки к бою, наступательных и оборонительных боевых действий. Психологические состояния воинов после выполнения боевой задачи.

Занятие 19. Девиантное поведение военнослужащих. Агрессия. Общие сведения о концепции «фрустрация – агрессия» и ее пересмотр. Идентификация склонности к насилию. Конфликты в воинских коллективах и пути их урегулирования. Разработка новых способов поведения.

Занятие 20. Суицид. Работа психолога по профилактике суицидального поведения военнослужащих. Понятие о психическом здоровье и его критерии.

Занятие 21. Аддиктивное поведение военнослужащих. Его особенности и механизмы формирования. Клинические формы девиантного поведения.

Занятие 22. Паника и стресс. Общее понятие о панике и механизмах ее возникновения. Особенности эмоционально-сенсорных нарушений у военнослужащих. Понятие о стрессовом и психотравмирующем событиях.

Занятие 23. Девиантное поведение на войне. Характеристика видов девиантного поведения в боевой обстановке.

Занятие 24. Воля, патриотизм.

Занятие 25. Как развивать свои способности. Саморазвитие и саморегуляция. Качества необходимые для личности в воинском коллективе.

Занятие 26. Сон, дремота. Возможности планирования сна. Релаксация, различные варианты.

Тема 7.: Взаимоотношения полов (2 часа).

Занятие 27, 28. Эволюция отношений мужчины и женщины. Психологические аспекты этих взаимоотношений.

Тема 8.: Итоговое занятие (1 час).

Занятие 29. Обсуждение основных аспектов по пройденным темам. Подведение итогов года.

 

 Формы проверки и оценки результатов:

Итоговые беседы в конце каждой темы, проведение тестов, тренингов, выступления перед аудиторией, письменные работы по обсуждаемым темам

 

Ожидаемые результаты

К концу первого года обучающийся должен

Знать:

- основные психические процессы, характеристики личности и коллектива

- биологическую основу и социальную мотивацию своих поступков

- основы военной психологии

 

Освоить:

- способы раскрытия потенциала собственной личности

- основные приемы саморегуляции

- уметь предложить объяснение поступков других людей

- основные пути решения конфликтных ситуаций

- сформировать собственное мнение по обсуждаемым вопросам

 

11 класс Тематический план

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Вводное занятие

1

2

Психология войн и конфликтов (6)

Войне 6000 лет

1

3

Мудрость, запечатленная в веках (Психологические аспекты тактических нововведений) – начало

1

4

Мудрость, запечатленная в веках (Психологические аспекты тактических нововведений) – окончание

1

5

Психология войны в ХХ веке

1

6

Психология современного боя. Боевые психотравмы

1

7

Оружие и война: новые тенденции развития

1

8

Психологическая работа в частях и подразделениях в мирное и военное время (3)

Организация и содержание психологической работы в воинской части.

1

9

Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений (основные аспекты).

1

10

Психологическое обеспечение боевого дежурства, караульной и внутренней служб

1

11

Психологические основы саморегуляции различных психических состояний (6)

Методы психической саморегуляции

1

12

Психологическая реабилитация военнослужащих

1

13

Сон и отдых

1

14

Кризисные ситуации, стресс

1

15

Суицид и его профилактика

1

16

Групповая психотерапия

1

17

Как развивать свои способности (5)

Как развивать память

1

18

Как развивать внимание

1

19

Как развивать воображение

1

20

Как развивать мышление

1

21

Правильная речь, воздействие на аудиторию

1

22

Беседы на темы, предложенные ребятами

6

23

Итоговое занятие

1

24

Резерв

6

 

Итого:

34

 

Тема 1.: Вводное занятие (1 час)

Занятие 1. История военной психологии. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога.

 

Тема 2.: Психология войн и конфликтов (6 часов)

Занятие 2. Сравнения конфликтов между людьми и в природных сообществах. Первые вооруженные конфликты в истории человечества (на примере войн австралийских аборигенов).

Занятие 3,4. История военных действий (на примере войн Древней Греции и Древнего Рима), изменения в тактике ведения войн в онтогенезе социума. Психологические аспекты тактических нововведений

Занятие 5. Психологические особенности войн ХХ века (на примере ВОВ, Афганской, 1-й и 2-й Чеченской, локальных конфликтов по всему миру).

Занятие 6. Психологический анализ деятельности военного специалиста в бою на основе системно-ситуативного анализа деятельности (ССАД). Психология ведения переговоров с террористами.

Занятие 7. Новые тенденции развития оружия и войн современности. Психологическое оружие: разнообразие видов, принципы воздействия.

 

Тема 3.: Психологическая работа в частях и подразделениях в мирное и военное время(3 часа)

Занятие 8. Организация и содержание психологической работы в воинской части. Основные задачи психолога части (подразделения). Профессионально-этические нормы в психологической работе.

Занятие 9. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений (основные аспекты). Средства психологического изучения военнослужащих и их содержание.

Занятие 10. Знакомство с психологическим обеспечением боевого дежурства, караульной и внутренней служб.

 

Тема 4.: Психологические основы саморегуляции различных психических состояний (6 часов).

Занятие 11. Методы психической саморегуляции, Приемы релаксации, психофизиологические методы регуляции психических состояний.

Занятие 12. Психологическая реабилитация военнослужащих, ее принципы, задачи и этапы.

Занятие 13. Особенности поведения человека в экстремальных условиях. Сон и отдых.

Занятие 14. Кризисные ситуации, стресс. Оперативная психологическая помощь военнослужащим в различные периоды выполнения боевых задач. Правильное дыхание, управление дыханием.

Занятие 15. Суицид и его профилактика. Психологическое консультирование. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи. Гипноз.

Занятие 16. Групповая психотерапия в психологической реабилитации военнослужащих.

 

Тема 5.: Как развивать свои способности (5 часов)

Занятие 17, 18, 19, 20, 21. Приемы развития и улучшения памяти, внимания, воображения, мышления и речи. Составление социально-психологического портрета одного из кадет учебной роты. Способы и методы управления аудиторией.

 

Тема 6.: Беседы на темы, предложенные ребятами (6 часов)

Занятие 22, 23, 24, 25, 26, 27

Примерный список тем на выбор:

Психологическая характеристика суеверий, их учет в боевой обстановке; мифы и символы как регуляторы боевого поведения; психологический анализ «видородовой» психологии; как повышать престиж армии: практические основы организации рекламы воинской службы и т.д.

Тема 7.: Итоговое занятие (1 час).

Занятие 28. Подведения итогов года и курса.

 

 

Формы проверки и оценки результатов:

Итоговые беседы в конце каждой темы, проведение тестов, тренингов, выступления перед аудиторией, письменные работы по обсуждаемым темам, составление характеристик людей.

 

Ожидаемые результаты

К концу второго года обучающийся должен

Знать:

- особенности диагностики и тренировки психических процессов,

- способы контроля и прогнозирования своих поступков

- расширенный круг проблем, изучаемых военной психологией

 

Продолжить освоение:

- способов раскрытия потенциала собственной личности

- основных приемов саморегуляции

- путей решения и предотвращения конфликтных ситуаций

- формирования и высказывания собственного мнения по обсуждаемым вопросам

 

Освоить:

- варианты контроля над аудиторией

- основные способы убеждения

- подготовку социально-психологического портрета одного из кадет своей роты.

 

Методическое сопровождение

Вспомогательный материал к различным тестам и бланки для ответов.

Фонотека с тематической музыкой к определенным занятиям и релаксационной музыкой, звуками природы.

Тематические таблицы и рисунки (по 1 на парту).

Блоки для записей (для проведения «летучек» и опросов).

Вспомогательный материал к тренингам, в том числе к тематическим играм.

 

Материальное обеспечение

Магнитофон, Mp3-проигрыватель в комплекте со звук. колонками.

Аудиокассеты и CD диски

Декорации, костюмы для выступлений, проведения ролевых игр


 

Список литературы

Анцупов А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях: уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – СПб.: Питер, 2005: ГП Техн. Кн. – 288 с. ил.

Бендас Т. В. Гендерная психология: уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – СПб.: Питер, 2005: ГП Техн. Кн. – 430 с. ил.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 248 с., ил.

Власенко И.И. Как удвоить свои способности. Секреты психологической подготовки к экзаменам. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320с. (Серия «Сам себе репетитор»)

Военная психология. Под редакцией В. В. Шеляга, А. Д. Глоточкина, К. К. Платонова. Коллектив авторов. М., Военное издательство, 1972. – 399с.

Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 384 с.: ил.

Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192с.

Давыдов В.П. Вопросы педагогической психологии в высшей школе пограничных войск: курс лекций. – М.: Академия пограничных войск РФ, 1995. – 272с.

Давыдов В.П., Мороз И.И. Индивидуальная воспитательная работа в пограничных войсках: научно-практическое пособие. М.: Всесоюзный институт повышения квалификации офицерского состава погран. войск, 1991. – 172с.

Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. Под редакцией и с предисловием В. М. Смирнова и А. И. Трохачева. 1974. Изд-во «Наука», Ленингр. отд., Л. 1-258.

Десять лет пограничным кадетам России. Исторический очерк. – СпПб.: ППКК ФСБ РФ, 2006. – 411с.

Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Издательство «Речь», 2005. – 256с.

Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – 5-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315с.: ил. – (Психологический практикум)

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002. – 176с.

Зорина З. А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 320 с.

Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 480 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

Кашапов Р. Р. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. – 320 с. – (Практическая психология).

Кинг Л. Тесты на креативность. – СПб.: Питер, 2005. – 96с.: ил.

Лощилов И.Н. Петербург – кадетская столица. Рассказы и очерки о питерских кадетах. – СПб.: Белл, 2003. – 295с.

Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс: Пер. с англ. / Перевод Зориной З. А., Полетаевой И. И.; Под. Ред. И с предисл. Л. В. Крушинского. – М.: Мир, 1982. – 360 с. с ил.

Методические рекомендации по проведению психологической работы в органах и войсках ФПС России: метод. пособие / Под ред. В.К. Мирошниченко. – М.: Граница, 2000. – 40 с.

Методические советы по изучению курса военной психологии и педагогики: учебно-методическое пособие для курсантов. – Голицыно, 1988. – 109с.

Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности Федеральной пограничной службы Российской Федерации: учебное пособие / Под общ. ред. зам. дир. ФПС России ген-полковника В.М. Круглика, М.: Граница, 1999. – 584с.

Платонов К. К. Занимательная психология. – 4-е изд. перераб. – М.: Мол. Гвардия, 1986. – 224 с., ил. – (Эврика).

Почепцов Г.Г. Психологические войны. – 3-е изд. дополн. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2002. – 528с.

Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / Под. ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.: ил.

Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А. Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

Сажин А. И. Культура межнационального общения пограничников (педагогическая сущность, содержание, функции и проблемы): научно-практическое пособие. – М.: спецтипогр. Военного института погран. войск, 1993. – 70с.

Система воспитательной работы с личным составом пограничных застав: учеб.-метод. пособие. – М.: Граница, 1996. – 63с.

Современная военная психология: Христоматия / Сост. А. А. Урбанович. – Мн.: Харвест, 2003. – 576 с. – (Библиотека практической психологии).

Сравнительная психология и зоопсихология / Сост. и общая редакция Г. В. Калягиной. – Спб.: Питер, 2004. – 416 с.: ил. – (Серия «христоматия по психологии»).

Трегубов А.И. О некотором опыте работы по сплочению воинских коллективов пограничных застав: учеб. пособие. – М.: тип. журнала «Пограничник», 1978. – 50с.

Феденко Н.Ф. Лекции по военной психологии. – М.: тип. журнала «Пограничник», 1963. – 220с.

Феденко Н.Ф., Сергеюк П.И. Психология личности воина-пограничника в условиях воинской деятельности по охране государственной границы СССР. – М.: тип. журнала «Пограничник», 1980. – 262с.

Хозиев Б.И., Хозиев В.Б. Сборник задач по курсу « Военная психология». Вып.1 «Психология как наука», «Понятие «деятельность» в психологии». –М.: ГА ВС, 1992. – 92 с.

Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 272 с., ил.

Шапарь В. Б. Психология войн и конфликтов / В. Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 320 с. – (Х-файлы).

Шейнов П. В. Искусство убеждать. – М.: ЗАО «Книга сервис», 2005. – 304 с.