Санкт-Петербург 2008
Авторская образовательная программа, предназначенная для учащихся старшего возраста кадетских классов под эгидой МЧС
«Психологическая подготовка учащихся кадетских классов «Юный спасатель»
Составитель Ильинская И. И.
Пояснительная записка 1. Введение в предмет В современном обществе большое значение имеет формирование человека, как всесторонне развитой личности. Повышенное внимание уделяется изучению закономерностей внутреннего мира, психики. Проблема носит междисциплинарный характер, поэтому исследования, в той или иной степени ее затрагивающие, принадлежат ко многим наукам: истории, медицине, биологии, психологии и социологии. В кадетских классах «Юный спасатель», сформированных под эгидой МЧС России, учащиеся получают первоначальные знания и навыки по профессии «спасатель». Такие дисциплины как противопожарная подготовка, обеспечение безопасности труда, специальная подготовка, медицинская подготовка, ОБЖ дают основы знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, объясняя, что происходит с человеком в условиях угрозы его жизни. Не менее важна и психологическая подготовка кадет, способствующая формированию основ профессиональных и личностных качеств спасателя. В данную учебную программу входят основы психологии риска и чрезвычайных ситуаций, психологии стресса и психологической помощи, реабилитационной психологии и необходимой каждому человеку психологии безопасности. Вокруг множество людей занимаются вопросами нашей безопасности: милиция, врачи, спасатели, органы государственного надзора и контроля, инженеры по охране труда, учителя, но никто из них не может заставить нас пристегнуть ремень безопасности, научиться правильно делать искусственное дыхание, обращать внимание на схему эвакуации при пожаре и не рыбачить во время ледохода. А ведь это те мелочи, от которых может зависеть наше здоровье, благополучие, а нередко и жизнь. Приняв на себя долю ответственности за собственную безопасность, готовясь к БЕЗОПАСНОЙ жизни, мы становимся сильнее, увереннее и спокойнее только в том случае, когда не просто знаем как себя вести в экстремальной ситуации, а ещё и готовы применить свои знания и умения на практике. Эту задачу решает психологическая подготовка учащихся кадетских классов «Юный спасатель». Кроме того, являясь наукой гуманитарного цикла, психология «воспитывает нравственность и чувство ответственности перед страной и ее народом» в нашем подрастающем поколении. Именно так определял задачи гуманитарных наук академик Д.С. Лихачев. Содержание учебного материала данной программы выполняет воспитательную задачу: прививает кадетам чувство патриотизма. Программа знакомит с характерами и нравственными устоями выдающихся героев-спасателей, воинов МПВО, помогает ребятам выбрать профессию, определить направления деятельности, побуждает кадет к самостоятельному осмыслению общечеловеческих проблем, развивает познавательный интерес к предметам: психологии, в том числе военной, истории Отечества и др. Человек не один существует в этом мире. Ежедневно общаясь с другими людьми, он согласовывает свою деятельность с сокурсниками в учебе, с коллегами в профессиональной сфере, с родными и близкими в личной жизни и т.д. Для оптимального построения отношений необходимо понимать людей, т.е. разбираться в их психологии, уметь спрогнозировать реакции, действия, поступки. Но не менее важно иметь правильное представление и о самом себе. Выше перечисленным навыкам можно и нужно научить, и рациональнее это делать именно в подростковом возрасте.
2. Новизна и актуальность Данная программа является новаторской, прежде всего, по двум позициям: - во-первых, кадетам даются начальные знания по психологии риска и чрезвычайных ситуаций, психологии стресса и психологической помощи, реабилитационной психологии, психологии безопасности, военной психологии, предметам, которые преподаются только в высших учебных заведениях МЧС и МО. Изучение дисциплин противопожарная подготовка, обеспечение безопасности труда, специальная подготовка, медицинская подготовка, ОБЖ дают теоретические основы знаний. Учитывая специфику экстремальных ситуаций (воздействие опасных и вредных факторов, значительное рассеяние внимания вследствие значительного количества раздражающих факторов и т. д.) для эффективного применения теоретических знаний и практических навыков необходима психологическая подготовка обучаемых. Приобретаемые в ходе изучения данной программы знания и навыки могут быть в дальнейшем использованы учащимися в повседневной жизни, и, кроме того, позволяют облегчить процесс профессиональной ориентации обучаемых; - во-вторых, помимо психологических аспектов, программа затрагивает проблемы, обсуждаемые в других дисциплинах: в истории, биологии, этологии, социологии, медицине и т. д. Таким образом, данная программа является интегрированным курсом, в ходе изучения которого школьники обучаются определять межпредметные связи, а также применять полученные в ходе обучения знания на практике. Актуальность программы заключается в том, что в современных условиях на фоне непрерывного роста количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и увеличения количества пострадавших, в том числе и погибших при ЧС, возникает острая необходимость не только обучить население правильным действиям в экстремальных ситуациях, но и обеспечить готовность населения к применению этих знаний. При этом учитываются особенности возраста, пола, обучения кадет, нынешний статус ребят и будущая специфика их профессии.
3. Цель данного курса ознакомить ребят с общими основами психологии, с психологией риска и чрезвычайных ситуаций, реабилитационной психологией – одной из отраслей психологической науки, психологическими методами саморазвития и привить им начальные навыки грамотного поведения в кризисных ситуациях.
4. Задачи: - рассмотреть основные этапы эволюции психики и психических процессов; - изучить и освоить приемы развития и улучшения памяти, внимания, воображения, мышления и речи; - познакомиться с содержанием и организацией мероприятий по изучению индивидуально-психологических особенностей личного состава подразделений, социально-психологических процессов и явлений в коллективах; - узнать основы оценки психологического состояния личного состава подразделений и определения степени его влияния на выполнение АСДНР; - ознакомится с требованиями к нравственным, интеллектуальным и волевым качествам спасателей, сплоченности и слаженности подразделений; - ознакомиться с основами психоконсультирования и психокоррекции; - стимулировать саморазвитие и самосовершенствование, развить свой творческий потенциал; - освоить приемы оптимального взаимодействия с другими людьми; - ознакомится с основами социально-психологической реабилитации пострадавших в чрезвычайных ситуациях и граждан, принимавших участие в АСДНР; - освоить основные приемы саморегуляции; - освоить навыки мобилизационного, адекватного, грамотного поведения в кризисных ситуациях; - освоить навыки контроля над аудиторией.
5. Условия реализации Программа рассчитана на два года и предназначена для занятий с ребятами старшего возраста, обучающимися в кадетских корпусах (старшие курсы, аналог 10 – 11 класса общеобразовательной школы).
6. Формы и методы Методы. По способу организации занятий: - рассказ, беседа, диспут, обсуждение - тренинги, упражнения, тесты, «пятиминутки» саморегуляции - работа с литературой, интернет-источниками По уровню деятельности учащихся: - объяснительно-иллюстративный - репродуктивный: воспроизведение знаний во время бесед и итоговых занятий по пройденных темам - участие в коллективном поиске, например, способов решения проблемы
Формы. Формы организации деятельности: - групповая (беседы, диспуты, игры в тренингах) - индивидуально-групповая (выполнение упражнений индивидуально и в звеньях) - индивидуальная (решение тестов, высказывание мнения по тому или иному вопросу) Формы проведения занятий: - диспут - конкурс - деловая игра - консультация - творческая встреча
Занятия состоят из двух частей: первая – несет информацию по теме урока и проводится за партами, вторая – тренингово-игровая, проводится в кругу. Игры связаны с темой урока и носят развивающий характер. Кроме того, предусмотрено проведение различных тестовых заданий, например, выявление особенностей памяти, определение уровня устойчивости внимания, типа темперамента и т. д. Предполагается использование методик таких как: «Память на числа», «Память на образы», тест Липпмана «Логические закономерности», Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона), методика «Q– сортировка» тенденций поведения в группе, выявление структуры темперамента с помощью опросника В. М. Русалова и др. Практическое применение и закрепление навыков возможно при участии обучаемых в проведении различных соревнований (спортивных, туристических), в том числе по специфике обучения («Школа безопасности», «Юный спасатель»).
Элементы воинской дисциплины, связанные в первую очередь с ограничениями свобод и необходимостью осознанного безусловного подчинения руководителю, зачастую тяжело воспринимается не только 15-16-летними учащимися, но и людьми более старшего возраста. Именно в связи с этим занятия содержат пятиминутки по саморегуляции, где ребята учатся основным приемам расслабления и собранности. Фоном для этих пятиминуток служит музыка для релаксации, записи пения птиц, шума дождя и др., которые благоприятно влияют на психику человека. Таким образом, данный курс носит не только информационно-развивающий характер.
10 класс Тематический план
Тема 1.: Вводное занятие (1 час). Занятие 1. Возникновение и развитие психологии, ее структура, функции и методы исследования. Общее представление о психике человека. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Тема 2.: Эволюция психики (2 часа) Занятие 2. История возникновение термина «психика». Понятие о психике и ее эволюции. Раздражимость и чувствительность. Процесс возникновения психики в эволюции живой природы. Занятие 3. Поведение. Высшая стадия развития психики – сознание. Физиологические основы психики человека. Военнослужащий как объект научного психологического познания. Тема 3.: Психические процессы (4 часа). Занятие 4. Что такое психические процессы. Познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы. Эволюция, классификация и значение памяти. Характеристика основных процессов памяти. Индивидуальные различия памяти. Занятие 5. Виды, свойства и характеристики внимания. Значение внимания для успешной военно-профессиональной деятельности. Занятие 6. Виды, значение и тренировка воображения. Виды и свойства восприятия. Иллюзии - искаженное восприятие. Занятие 7. Общее понятие о мышлении, его характеристики и свойства. Основные виды умственных операций. Речь – инструмент мышления и одновременно познавательный процесс. Функции и виды речи. Тема 4.: Личность и ее характеристики (3 часа). Занятие 8. Темперамент – общие представления, типы и их психологические характеристики. Значение темперамента для успешности военно-профессиональной деятельности. Занятие 9. Характеристика эмоций и чувств. Их классификация. Состояние аффекта. Болевые эмоции. Занятие 10. Нравственность, ее значение. Различные пороки и варианты борьбы с ними. Тема 5.: Эволюция психики человека в онтогенезе (3 часа). Занятие 11. Психика детей дошкольного возраста Сходные аспекты в поведении детей и некоторых высших млекопитающих. Умственное развитие ребенка-дошкольника. Развитие восприятия, памяти, внимания, творческих способностей. Формирование характера, индивидуальные черты ребенка. Занятие 12. Психика детей школьного возраста. Становление основных черт характера, установок, мотиваций. Изучение познавательной потребности, волевых и др. качеств школьников. Проблематика подросткового возраста. Занятие 13. Период взрослости (психологические аспекты). Ключевые моменты в психополовом развитии мужчины и женщины. Тема 6.: Особенности коллектива (5 часов). Занятие 14. Эволюция отношений в коллективе (на примере биологических социумов). Понятие «коллектив» с точки зрения психологии. Ближайшее социальное окружение. Различные позиции личности в коллективе. Занятие 15. Психология и средства психологического изучения коллектива. Особенности взаимоотношений в коллективе: служебные и неслужебные взаимоотношения. Коллективные настроения и традиции воинских коллективов. Занятие 16. Сплоченность коллективов. Пути ее достижения. Взаимовыручка и взаимопомощь, в том числе и в критических ситуациях. Занятие 17. Психология воинской дисциплины. Уставные взаимоотношения. Нормативное и ненормативное поведение военнослужащих. Дисциплинарная деятельность командира. Занятие 18. Агрессия. Общие сведения о концепции «фрустрация – агрессия» и ее пересмотр. Идентификация склонности к насилию. Конфликты в коллективах и пути их урегулирования. Разработка новых способов поведения. Тема 7. Основы психологической подготовки спасателей (5 часов) Занятие 19. Основные этапы психологической подготовки спасателей. Требования к психологической подготовке спасателей. Занятие 20. Психологические особенности профессиональной деятельности при проведении АСДНР: способность к принятию решений в условиях дефицита информации или дефицита времени на ее переработку, эффективное взаимодействие, взаимозаменяемость в процессе выполнения АСР, устойчивость к влиянию психотравмирующих условий ЧС и др. Занятие 21. Адаптация. Функциональное состояние организма (физиологический и психологический аспекты). Адаптация психики спасателя к стрессогенным факторам обстановки ЧС. Занятие 22. Саморегуляция. Основные приемы саморегуляции. Воля. Устойчивость. Как развивать свои способности (различные практические приемы и методики). Тема 8. Особенности психологического состояния населения, пострадавшего в ЧС (4 часа) Занятие 23. Посттравматические синдромы. Суицид. Понятие о психическом здоровье и его критерии. Занятие 24. Аддиктивное поведение. Его особенности и механизмы формирования. Клинические формы девиантного поведения. Девиантное поведение в кризисных ситуациях. Характеристика видов девиантного поведения в боевой обстановке. Занятие 25. Паника и стресс. Общее понятие о панике и механизмах ее возникновения. Особенности эмоционально-сенсорных нарушений у пострадавших в ЧС. Понятие о стрессовом и психотравмирующем событиях. Занятие 26. Сон, дремота. Возможности планирования сна. Релаксация, различные варианты. Тема 9.: Взаимоотношения полов (2 часа). Занятие 27. Психологические особенности в профессиональной деятельности мужчин и женщин. Различия в поведении в ЧС, при АСДНР. Занятие 28. Эволюция отношений мужчины и женщины. Психологические аспекты этих взаимоотношений. Тема 8.: Итоговое занятие (1 час). Занятие 29. Обсуждение основных аспектов по пройденным темам. Подведение итогов года.
Формы проверки и оценки результатов: Итоговые беседы в конце каждой темы, проведение тестов, тренингов, выступления перед аудиторией, письменные работы по обсуждаемым темам
Ожидаемые результаты К концу первого года обучающийся должен Знать: - основные психические процессы, характеристики личности и коллектива - биологическую основу и социальную мотивацию своих поступков - психологические качества, которыми должен обладать спасатель - основные типы поведения людей в ЧС - основы военной психологии
Освоить: - навыки грамотного, адекватного поведения в кризисных ситуациях и ЧС - способы раскрытия потенциала собственной личности - основные приемы саморегуляции - уметь предложить объяснение поступков других людей - основные пути решения конфликтных ситуаций - сформировать собственное мнение по обсуждаемым вопросам 11 класс Тематический план
Тема 1.: Вводное занятие (1 час) Занятие 1. Общая характеристика психологической работы в МЧС России. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога. Профессионально-этические нормы в психологической работе.
Тема 2.: Психология безопасности (6 часов) Занятие 2. Психология безопасности. Навыки грамотного, адекватного, мобилизационного и мотивированного поведения в различных кризисных ситуациях и ЧС. Занятие 3. Навыки грамотного, адекватного, мобилизационного и мотивированного поведения в различных кризисных ситуациях и ЧС. Занятие 4. Основы психологии чрезвычайных ситуаций. Виды ЧС. Индивидуальная работа с пострадавшими. Оценка группы риска среди пострадавших, работа с острыми аффективными реакциями и др. Занятие 5. Создание психологической службой сети социальной поддержки при ЧС; ориентация очевидцев на оказание помощи пострадавшим; отслеживание вероятности возникновения массовых негативных реакций и др. Занятие 6. Основы психологии риска Занятие 7. Посттравматические состояния: виды, формы, способы их психодиагностики и психокоррекции.
Тема 3.: Психологическая работа в МЧС России (3 часа) Занятие 8. Деятельность должностных лиц МЧС России, направленная на формирование у ЛС психологических качеств, обеспечивающих психологическую готовность и устойчивость, способность выполнить задачи АСДНР, а также на сохранение их психического здоровья. Организация и содержание психологической работы. Основные задачи психолога подразделения. Занятие 9. Психологическое изучение личного состава подразделений (основные аспекты). Средства психологического изучения личного состава и их содержание. Занятие 10. Психологическое обеспечение при проведении АСДНР. Регуляция актуального психологического, психофизиологического состояния и работа с негативными эмоциональных переживаниями, связанными с кризисным или чрезвычайным событием. Профессиональные методы, соответствующие требованиям ситуации.
Тема 4.: Психологические основы саморегуляции различных психических состояний (6 часов). Занятие 11. Методы психической саморегуляции, Приемы релаксации, психофизиологические методы регуляции психических состояний. Правильное дыхание, управление дыханием. Занятие 12. Психологическая реабилитация, ее принципы, задачи и этапы. Занятие 13. Сон и отдых, как психофизиологическая основа нормального функционирования организма. Занятие 14. Особенности поведения человека в экстремальных условиях. Кризисные ситуации, стресс, стрессогенные факторы. Оперативная психологическая помощь в различные периоды выполнения АСДНР. Занятие 15. Психологическое консультирование. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи. Гипноз. Занятие 16. Групповая психотерапия в психологической реабилитации.
Тема 5.: Как развивать свои способности (5 часов) Занятие 17, 18, 19, 20, 21. Приемы развития и улучшения памяти, внимания, воображения, мышления и речи. Составление социально-психологического портрета каждого из кадет. Способы и методы управления аудиторией.
Тема 6.: Беседы на темы, предложенные кадетами (6 часов) Занятие 22, 23, 24, 25, 26, 27 Примерный список тем на выбор: Психологическая характеристика суеверий, их учет в кризисной ситуации; мифы и легенды о ЧС; психологический анализ «видородовой» психологии; как повышать престиж службы в силовых структурах и армии: практические основы организации рекламы воинской службы и т.д. Тема 7.: Итоговое занятие (1 час). Занятие 28. Подведения итогов года и курса.
Формы проверки и оценки результатов: Итоговые беседы в конце каждой темы, проведение тестов, тренингов, выступления перед аудиторией, письменные работы по обсуждаемым темам, составление характеристик людей.
Ожидаемые результаты К концу второго года обучающийся должен Знать: - основы психологии безопасности, психологии ЧС, психологии риска - об организации психологической работы МЧС России с личным составом и населением - особенности диагностики и тренировки психических процессов, - способы контроля и прогнозирования своих поступков - расширенный круг проблем, изучаемых психологией
Продолжить освоение: - навыков грамотного поведения в различных кризисных ситуациях и ЧС - способов раскрытия потенциала собственной личности - основных приемов саморегуляции - путей решения и предотвращения конфликтных ситуаций - формирования и высказывания собственного мнения по обсуждаемым вопросам
Освоить: - варианты контроля над аудиторией - основные способы убеждения - подготовку социально-психологического портрета одного из кадет своего взвода (класса).
Методическое сопровождение Вспомогательный материал к различным тестам и бланки для ответов. Фонотека с тематической музыкой к определенным занятиям и релаксационной музыкой, звуками природы. Тематические таблицы и рисунки (по 1 на парту). Блоки для записей (для проведения «летучек» и опросов). Вспомогательный материал к тренингам, в том числе к тематическим играм.
Материальное обеспечение Магнитофон, Mp3-проигрыватель в комплекте со звук. колонками. Аудиокассеты и CD диски Декорации, костюмы для выступлений, проведения ролевых игр Список литературы О совершенствовании морально-психологического обеспечения в ВС РФ. Приказ МО РФ № 023 от 13. 04. 1996. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998г. №28-ФЗ. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. №68-ФЗ. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 г. №151-ФЗ. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» № 3186-1 от 2.07.92 Анцупов А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях: уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – СПб.: Питер, 2005: ГП Техн. Кн. – 288 с. ил. Арзамаскин Ю.Н., Караяни А.Г., Осколков В.П. Морально-психологическое обеспечение подготовки и ведения боевых действий. М., 1999. Бендас Т. В. Гендерная психология: уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – СПб.: Питер, 2005: ГП Техн. Кн. – 430 с. ил. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 248 с., ил. Власенко И.И. Как удвоить свои способности. Секреты психологической подготовки к экзаменам. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320с. (Серия «Сам себе репетитор») Военная психология. Под редакцией В. В. Шеляга, А. Д. Глоточкина, К. К. Платонова. Коллектив авторов. М., Военное издательство, 1972. – 399с. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 384 с.: ил. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192с. Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. Под редакцией и с предисловием В. М. Смирнова и А. И. Трохачева. 1974. Изд-во «Наука», Ленингр. отд., Л. 1-258. Драчев П.Н., Коледа С.Н. Выживание. – Минск, «Лазурак», 1996. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Издательство «Речь», 2005. – 256с. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – 5-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315с.: ил. – (Психологический практикум) Елисеев А.П. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск ГО. Новогорск, 2002г. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002. – 176с. Зорина З. А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 320 с. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 480 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). Кашапов Р. Р. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. – 320 с. – (Практическая психология). Кинг Л. Тесты на креативность. – СПб.: Питер, 2005. – 96с.: ил. Корнейчук Ю.Ю. Методика оценки военно-психологической пригодности специалистов при комплектовании войск ГО: Диссертация на соискание ученой степени кандидата военных наук.- М.:ВНИИ ГОЧС, 1996. Крысько В.Г. Морально-психологическая подготовка личного состава армий империалистических государств. – М.: ВПА, 1990. Лощилов И.Н. Петербург – кадетская столица. Рассказы и очерки о питерских кадетах. – СПб.: Белл, 2003. – 295с. Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс: Пер. с англ. / Перевод Зориной З. А., Полетаевой И. И.; Под. Ред. И с предисл. Л. В. Крушинского. – М.: Мир, 1982. – 360 с. с ил. Методические рекомендации по проведению психологической работы в органах и войсках ФПС России: метод. пособие / Под ред. В.К. Мирошниченко. – М.: Граница, 2000. – 40 с. Методические советы по изучению курса военной психологии и педагогики: учебно-методическое пособие для курсантов. – Голицыно, 1988. – 109с. Основы морально-психологического обеспечения повседневной деятельности войск, подготовки и ведения боевых действий / Под общ. ред. В.П. Ососкова. – М., 1996. Ответчиков А.В. Психические состояния военнослужащих в особых условиях ведения боевых действий. – М.: ГА ВС, 1991. Платонов К. К. Занимательная психология. – 4-е изд. перераб. – М.: Мол. Гвардия, 1986. – 224 с., ил. – (Эврика). Почепцов Г.Г. Психологические войны. – 3-е изд. дополн. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2002. – 528с. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / Под. ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.: ил. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А. Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»). Психологические последствия воздействия боевой обстановки. – М.: МО РФ, 1992. Система воспитательной работы с личным составом пограничных застав: учеб.-метод. пособие. – М.: Граница, 1996. – 63с. Современная военная психология: Христоматия / Сост. А. А. Урбанович. – Мн.: Харвест, 2003. – 576 с. – (Библиотека практической психологии). Сравнительная психология и зоопсихология / Сост. и общая редакция Г. В. Калягиной. – Спб.: Питер, 2004. – 416 с.: ил. – (Серия «христоматия по психологии»). Трегубов А.И. О некотором опыте работы по сплочению воинских коллективов пограничных застав: учеб. пособие. – М.: тип. журнала «Пограничник», 1978. – 50с. Учебник спасателя/ С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов и др.; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева – 2 изд., перераб. и доп.- Краснодар, «Сов. Кубань», 2002. – 528 с. – ил. Феденко Н.Ф. Лекции по военной психологии. – М.: тип. журнала «Пограничник», 1963. – 220с. Феденко Н.Ф., Сергеюк П.И. Психология личности воина-пограничника в условиях воинской деятельности по охране государственной границы СССР. – М.: тип. журнала «Пограничник», 1980. – 262с. Хозиев Б.И., Хозиев В.Б. Сборник задач по курсу « Военная психология». Вып.1 «Психология как наука», «Понятие «деятельность» в психологии». –М.: ГА ВС, 1992. – 92 с. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 272 с., ил. Шапарь В. Б. Психология войн и конфликтов / В. Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 320 с. – (Х-файлы). Шейнов П. В. Искусство убеждать. – М.: ЗАО «Книга сервис», 2005. – 304 с.
|