ЗАПИСКА ГЕНЕРАЛ-АДЪЮТАНТА ГРАФА КОНОВНИЦЫНА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ

(18...г.)

При воспитании юношества встречаются три предмета, на которые должно быть обращено главнейшее внимание, то есть здоровье, образование сердца и просвещение разума, а поэтому и замечания мои я разделяю на физические, нравственные и учебные.

 

ЗАМЕЧАНИЯ КАСАТЕЛЬНО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Для сохранения здоровья и успешного развития телесных членов потребны: хороший воздух, чистота, здоровая и сытая нища, удобная одежда и движение.

 

Воздух. При осмотре вверенных мне кадетских корпусов я нашел, что вообще величина строения не соответствует числу воспитанников, помещенных в нем. После сделанного в нынешнем году выпуска из Пажеского его императорского величества корпуса, 1-го и 2-го кадетских корпусов и императорского Военно-сиротского дома наличное число камер-пажей, пажей и кадетов, состоящих в них, есть следующее: в Пажеском его императорского величества корпусе — 163, 1-м кадетском — 1010, 2-м кадетском — 787 и в императорском военно-сиротском доме — 578. Но по величине строения этих корпусов может помещаться в них воспитанников: в Пажеском его императорского величества корпусе — 150, в 1-м кадетском — 700. во 2-м кадетском — 500, предполагая, что батальон Дворянского полка, занимающий часть корпусного строения, позволено будет вывести в казармы этого полка, и в императорском военно-сиротском доме равномерно 500... От этой несоразмерной величины строений с числом живущих в них происходит, что за исключением Пажеского его императорского величества везде воздух сперт и большей частью строения, занимаемые воспитанниками, сыры и, следовательно, не могут быть здоровы для жительства. Сырость эта ощущается в спальнях, классах и столовых запах 1-го кадетского корпуса; во 2-м корпусе — в строении, занимаемом Дворянским полком, а особенно в деревянных казармах этого же полка, и в строении, занимаемом солдатской полуротой. Чтобы исправить этот недостаток, надлежит необходимо уменьшить число воспитанников в корпусах или увеличить строение. Находя первое из этих средств удобнейшим и не требующим издержек, для приведения его в исполнение я полагаю необходимым остановить приемы в 1-й и 2-й кадетские корпуса и императорский военно-сиротский дом. Но как через одни обыкновенные выпуски кадет в офицеры, разве в течение двух или даже трех лет, корпуса могут войти в предполагаемый комплект и только в таком случае, когда в продолжение этого времени не будут производить приемов, то для скорейшего приведения в соразмерность с величиной строений числа кадет, могущих поместиться с удобностями в упомянутых корпусах и доме, я полагаю лучшим средством, чтобы тех из кадет, кто по хроническим болезням или телесным недостаткам не могут быть способны к военной службе, отдавать на собственное попечение родственников их, если они того пожелают, а тех, которые, достигнув пятнадцатилетнего возраста, не оказывают надлежащих способностей к наукам, таких на основании предписания... перевести в Дворянский полк. Но между тем, чтобы недостаточное дворянство не совершенно лишено было способов давать детям своим воспитание, то я почитаю необходимым поспешить переводом Смоленского корпуса из Костромы в Москву, устроить его на 700 кадет, разделенных на четыре роты и пятое малолетнее отделение, и потом открыть прием в него, назначив для этого пятую часть комплекта, то есть 140 воспитанников, а до перевода его в Москву учредить кандидатский список желающим определить детей своих на воспитание в корпуса.

 

Чистота. Чистота, столь способствующая здоровью и необходимая в каждом доме воспитания, хотя и соблюдается, но не может быть совершенна потому, что воспитанники все свободное время проводят в спальнях. Устроение рекреационных зал и действительнейшие меры относительно этого предмета легко поправят этот недостаток.

 

Пища. Касательно пищи я оставляю представление мое до времени, ибо прежде намереваюсь заняться подробным разысканием всего, относящегося до этого, и изысканием средств улучшить ее.

 

Одежда. Доколе человек растет, ничто не должно связывать членов его, следовательно, одежда должна быть сколько можно просторна, а без этого она отнимет свободное движение и будет останавливать рост. Основываясь на этом, я полагаю, что одежда воспитанников не довольна просторна, особенно же исподнее платье, коего краги неудобны для носки. Для отвращения этого надлежит иметь мундиры гораздо просторнее или для вседневного употребления сделать из экономических сумм камзольчики с пуговками в один ряд и брюки сверх сапог. Для караулов же, парадов и выездов воспитанников к родственникам они должны одеваться по данной форме. Для танцевального же класса положить каждому по одной паре башмаков в год.

 

Телодвижение. По причине тесного помещения некоторые из корпусов принуждены были уничтожить рекреационные залы и обратить их в спальни. Пажеский его величества корпус хотя имеет рекреационный зал, но по малости пространства своего не представляет надлежащей удобности. 1-й кадетский корпус имеет таких четыре, но первые два, определенные каждый для 320 кадет, по тесноте своей не могут соответствовать предмету их назначения. Третий зал служит для 200 кадет резервной роты, а последний для малолетнего отделения. Во 2-м кадетском корпусе рекреационные залы обращены в спальни. Императорский Военно-сиротский дом имеет только один зал, а в Дворянском полку вовсе нет залов. Из этого видно, что воспитанники большую часть зимнего времени должны проводить или в спальнях, так сказать загроможденных кроватями, столами, стульями, или в теплых коридорах, как во 2-м кадетском корпусе. Дворянском полку и императорском Военно-сиротском доме, и, следовательно, по тесноте места лишены надлежащего телодвижения. Отчего, вероятно, могут делаться менее способными к службе. Из всех гимнастических упражнений в корпусах в употреблении только верховая езда и фехтование, но и ими не все воспитанники могут пользоваться. В императорском Военно-сиротском доме, за неимением манежа и лошадей, верховой езде не обучают. Танцевальный класс, столь необходимый для развязки молодого человека, для сделания его ловким, приятным в обществе, ни в одном из корпусов, кроме Пажеского, не в употреблении. Такой недостаток действительной жизни столь важен, что должно обратить на него возможное внимание. Малорослость, слабость сил и здоровья, без сомнения, суть следствия этой ранней сидячей жизни. Надлежит стараться, чтобы ребенок в свободное время был в беспрестанном движении, чтобы он бегал, играл, чтобы он был человеком по силе своей в ожидании того, когда сделается им по уму. Поэтому необходимо в каждом корпусе завести достаточное число рекреационных залов, снабдить их книгами, соответственными возрасту и понятиям воспитанников, географическими картами, разными видами и эстампами каких-либо особенно геройских происшествий, так чтобы воспитанники могли попеременно переходить от игры к занятию и от занятия к забавам, свойственным их летам и назначению. Тогда они не будут знать праздности и, следовательно, будут чужды многих пороков, какие влечет она за собой. Желательно, чтобы введено было в употребление танцевание, вольтижирование, плавание, музыка (обучаться последнему предоставить на волю кадетам первых трех верхних классов, а чтобы не отнять времени от обучения прочим наукам, то для этого употребить воскресные и праздничные дни), токарное искусство, словом, все занятия и забавы, требующие телодвижения. Поелику при 1-м кадетском корпусе имеется жедепом, то можно в оный водить воспитанников, а когда стужа не свыше 5 градусов, то позволять им играть на открытом воздухе.

Такова деятельность укрепить их силы. необходимо долженствующие ослабевать от ежедневного просиживания по 6-ти или 8-ми часов в классах, и вместе с этим поручить их перенесению суровости климата.

 

 

О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ.

 

Нравственное воспитание состоит в попечениях, прилагаемых об образовании сердца и просвещении разума. Для большей ясности я разделяю замечания их на собственно нравственные и учебные.

 

ЗАМЕЧАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Причины упадка нравственности. Если образование сердца и просвещение разума, главные предметы воспитания, не имеют желаемой степени совершенства, в какой они должны бы находиться, то это следует приписать:

1)      производству приемов в корпуса воспитанников свыше определенного числа лет и в разное время;

2)      составлению рот из воспитанников несходных лет и, наконец,

3)      малому числу воспитателей и непомерному умножению числа питомцев.

Неудобство, происходящее от разновременных приемов в корпуса воспитанников, а тем более переступивших 12-летний возраст. Разновременные приемы в корпуса воспитанников, а тем более переступивших 12-летний возраст, причиной, что иногда в числе них поступают в корпуса дети с испорченной нравственностью. Родители или по бедности, или по принятому обычаю не обременять ребенка ранним учением оставляют детей своих в совершенной праздности: обыкновенные следствия этого бывают, что ребенок, оставаясь незанятым чем-либо полезным, обращается к дурному, ибо разум и сердце не могут быть пусты. Напротив того, производя приемы в одно время и определенного или даже и моложе того числа лет, можно быть уверенным в доброй нравственности принимаемых детей, ибо в этих юных летах они не могут быть совершенно испорчены, а если бы это и случилось, то неослабный надзор и попечение наставниц или наставников при уменьшенном числе воспитанников легко могут исправить еще неукоренившиеся недостатки.

Неудобство, происходящее от составления рот из воспитанников несходных лет. Величайший вред, происходящий от составления рот из воспитанников несходных лет, есть тот, что дети младшего возраста, обращаясь со взрослыми, нечувствительно заражаются пороками, летам их несвойственными. Главнейший из них есть преждевременная зрелость чувств, зло, губящее юность и превращающее ее в раннюю старость. Никакой надзор, никакие старания не в силах искоренить этого зла, пока воспитанники не будут принимаемы в оные совершенно в детских летах и отделены от возмужалых.

Недостаток надзора. Недостаток надзора, равномерно способствующий упадку нравственности, ощутителен во всех корпусах. По отзывам гг. директоров, в Пажеский его величества корпус надлежит прибавить трех офицеров, из которых один будет исправлять должность адъютанта; в 1-й кадетский в каждую роту по два, всего десять офицеров; во 2-й кадетский в каждую роту по два, всего десять; в императорский Военно-сиротский дом четыре офицера. О Смоленском кадетском корпусе не считаю нужным говорить, ибо он не имеет еще надлежащего устроения. В Дворянском полку, Кавалерийском эскадроне и солдатской полуроте число офицеров достаточно. Через умножение числа офицеров получится возможность иметь лучший надзор. Даже в случае уменьшения числа воспитанников и кадетских корпусах надобно иметь в каждой роте по одному штаб-офицеру и по шести обер-офицеров. Тогда в каждой роте будет дежурных два офицера, следовательно, надзор сделается гораздо бдительнее и воспитанники ни одной минуты не будут оставаться без присмотра, а чтобы каждый воспитатель совершенно знал свою обязанность, то необходимо нужно снабдить их надлежащей инструкцией.

 

ЗАМЕЧАНИЯ, КАСАТЕЛЬНО СПОСОБА ПРЕПОДАВАНИЯ НАУК

Лучший способ обучения есть тот, в котором науки расположены в таком порядке, что предшествующие облегчают изучение последующих, и все вместе ведут к предположенной цели. Но чтобы такой порядок преподавания наук мог произвести желаемый успех, то для этого должны равномерно приспособить разделение классов, а самые классы составить из такого числа учеников, чтобы в течение лекции, продолжающейся два часа, учитель мог заняться каждым учеником, в противном случае, несмотря на всю способность и старания учителей, успехи учеников будут весьма ограничены.

От разновременного приема воспитанников в корпуса и ежегодного выпуска из них в классах не может быть положенного курса учения, а если бы и установили такой, то все невозможно соблюсти его, ибо воспитанник, хотя бы кончил или не кончил части науки, .положенной в классе, где он находится, но по истечении года и по сделании выпуска из верхних классов непременно должен быть подвинут вперед. Без чего верхние классы сделаются пусты, а в средних и нижних произойдет теснота. Через это усилие учитель, получая ежегодно в класс свой новых учеников неравных сил, должен начинать пауку с начала.

Достойно сожаления, что во всех корпусах, кроме Пажеского его величества, почти ни один воспитанник не умеет говорить на иностранных языках, хотя многие из них разумеют оные. Это должно приписать оставленному обыкновению назначать дни, в которые воспитанники поневоле должны были говорить на иностранном языке. А посему, не имея упражнения, они не могут приобретать навык объясняться на них. Таковое неблагоприятное состояние учебной части в кадетских корпусах в отношении к прямому просвещению и успехам воспитания, независимо от невозможности иметь по всем частям хороших учителей за столь умеренную плату, какая положена за обучение, должно приписать также многочисленности учеников. В Пажеском его величества корпусе число учеников в каждом классе удобно для обучения с успехом, ибо не превосходит 25; в прочих же корпусах классы весьма многолюдны. В 1-м кадетском корпусе находится учеников в каждом из верхних классов около 50; средних около 55; начальных около 35 и нижних от 49 до 60. Во 2-м кадетском корпусе в верхних классах от 30 до 40, средних от 35 до 45 и нижних иг 40 до 50. В императорском Военно-сиротском доме в верхних классах от 23 до 29, средних от 41 до 44 и нижних от 53 до 67.

К этой тесноте помещения в классах надлежит еще присовокупить, что для приобретения совершенного, а не поверхностного познания в науках воспитанники вступают в свет слишком в молодых летах. Как скоро воспитаннику минет 18 лет и он хорошего поведения, то кончил ли он совершенно науку, или еще должен продолжать оные, его уже выпускают из корпуса. Года эти, так сказать лучшие для учения, можно полагать, что проводит он или в занятии по службе, или в праздности, а потому мы и видим множество молодых людей, для которых все великие щедроты, излиянные монархом, остались тщетными и для общества бесполезными.

Из всего вышеизложенного явствует, что недостатки, найденные мной по части воспитания, происходят:

1) от несоразмерности величины корпусных строений с числом живущих в них;

2) от разновременных приемов воспитанников в корпуса;

3) от составления рот из воспитанников несходных лет и, наконец,

4) от малого числа воспитательниц и офицеров для присмотра за воспитанниками.

 Исправив все это, остается еще приложить старание улучшить содержание воспитателей и учителей до такой степени, чтобы не правительство искало достойных наставников и учителей для воспитания благородного юношества, но чтобы эти последние почитали себя счастливыми, удостоясь способствовать образованию оного. Тогда можно с достоверностью полагать, что воспитанник, получив полное образование, званию благородного человека приличное, будет полезен государю и Отечеству, а корпуса будут славиться не числом, но достоинствами питомцев своих.

«Исторический очерк образования 2-го кадетского корпуса». Спб., 1862.

 

 

ПРАВИЛА ДНЕВНОГО ПОРЯДКА И ЗАНЯТИЯ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ, ПРЕДПИСАННЫЕ К РУКОВОДСТВУ ПО АРТИЛЛЕРИЙСКОМУ УЧИЛИЩУ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРОМ ЗАСЯДКОЮ

(1820г.)

 

1) За четверть часа до утренней зари по приказанию дежурного офицера бьется повестка, по которой зажигаются фонари в коридорах, на лестницах и свечи в камерах. По повестке встают дежурный по училищу портупей-юнкер, караульные и старшие в частях портупей-юнкера, первые одеваются во всю форму, а последние в шинели; в 6 часов по-полуночи бьют зорю, все портупей-юнкера, юнкера и фейерверкеры встают; каждый покрывает постель одеялом и, садясь на оном, одевается опрятно и проворно; не завязывая галстуха и без шинели, идут умываться; после чего надевают остальное платье. Когда юнкера одеваются, старшие в частях портупей-юнкера осведомляются, нет ли слабых или больных, докладывают об этом дежурному или частному своему офицеру.

 

2) Спустя четверть часа все должны быть одеты и построены в своих камерах (т.е. комнатах), частные офицеры осматривают опрятность их самих и исправность их одежды.

 

3) В 7 часов, когда все одеты и осмотрены, барабанщик бьет к молитве, форма молитвы «Отче наш»» и «Слава отцу и сыну, аминь»». Все строятся покамерно, один, вышед перед прочими, читает молитву вслух, но окончании коей дается завтрак, состоящий из куска черного хлеба, вес которого определяется двадцать четыре золотника, и стакан сбитню, у себя приготовленного.

 

4) По прочтении молитвы дежурный офицер, приказывая собрать слабых, отправляет их с дежурным портупей-юнкером в лазарет для освидетельствования и перевязки, лекарь по усмотрению своему, сделав нужные пособия слабым, отправляет их с дежурным портупей-юнкером в камеры, а больных оставляя и лазарете, докладывает об оном тотчас же командиру училища, получает за подписью его билеты и заносит оные в имеющуюся для сего книгу. Выписка из лазарета производится на общих правилах.

 

5) После молитвы и завтрака выходят оба караула к разводу, а прочие остальное время употребляют на повторение данных накануне уроков, к собранию всего нужного к классным занятиям и на совершенное приготовление к выходу в оные.

 

6) Из портупей-юнкеров, юнкеров и фейерверкеров Артиллерийского училища содержится внутренний караул, состоящий из одного портупей-юнкера за унтер-офицера и 7 человек юнкеров и фейерверкеров за рядовых. В будние дни разводу быть в 7 часов утра, а в праздничные в 8 часов; ежели мороз не свыше 5 градусов, то на дворе перед училищем, а свыше 5 градусов просто к смене  выходят оба караула, сменившийся идет в классы в шинелях, а вновь вступивший в мундирах, но без амуниции, которую оставляет в своих камерах. После класса караул опять становится. К обеденному и ужинному столу кроме часовых, все уводятся в общую столовую залу порядком. Во все те дни, когда бывает классных занятий, караул стоит в продолжение целого дня, равно как и послеобеденное время среды и субботы.

По пробитии сбора к ужинному столу оный снимается, караул становится в ружье всему генералитету, штаб-офицерам и дежурному офицеру.

 

7) После развода сменяются дежурные офицеры и сменившийся идет с рапортом командиру училища...

 

8) В 8 часов бьют сбор, по которому всех портупей-юнкеров, юнкеров и фейерверкеров надлежащим строем ведут в классы, где учителя должны уже быть за четверть часа до этого. По приводе в классы никто и ни под каким предлогом в камеры не отлучаются, если случаются заболевшие в классах, такие но извещении свидетельствуются дежурным офицером и отправляются прямо в лазарет. Вслед за выводом юнкеров в класс приводятся камеры в надлежащую чистоту, порядок и затапливаются печти.

 

9) От 8 до 12 часов продолжаются занятия в классах, по порядку в программах изложенных.

 

10) В 12 часов выходят из классов; юнкера укладывают в камерах в столовых ящиках свои книги, тетради и прочее и после прогулки, могущей продолжаться до 3/4 часа, возвращаются в камеры, поправляются в одежде и строятся для отвода к обеденном столу. Через четверть часа командир училища приказывает бить столовый сбор, по пробитии которого юнкера ведутся к обеденному столу, по окончании же ведутся камеры, отдыхают и повторяют уроки до 2 часов пополудни...

 

11) В 2 часа бьют сбор в классы, занятия продолжаются до 5 часов, по окончании которых идут в камеры, где до 7 часов остаются спокойными и повторяют уроки каждый по произволу.

 

12) В среду и субботу пополудни классных занятий не иметь, а употреблять время это на строевые упражнения, фехтовальное учение и на повторение уроков.

 

13) В 7 часов бьют сбор к ужинному столу, а в 8 вечернюю зорю, по пробитии которой старшие в камерах поверяют, все ли в своих местах находится. Рапортуют о благополучии в исправности дежурному офицеру и читают дневной приказ по камерам, после чего ложатся спать.

 

14) В 9 часов во всем доме должны быть все огни (исключая комнаты дежурной офицера и ночников) потушены и всеобщая тишина и спокойствие установлено. Дежурный офицер, приведя все в должный порядок, о благополучии идет рапортовать командиру училища.

 

15) Дежурный офицер каждую ночь три раза, а иногда и сам командир училища обходит дозором все камеры, коридоры, сени, кухни и все вообще места, не оставляя без внимания даже и чердаки, осматривая внимательно, в своих ли местах все находится и нет ли где огня, который, буде где найдется, приказывает в то же время потушить и о виновном кто держал огонь, докладывать на другой день командиру училища.

 

16) После обеденного стола и прежде отпусков со двора в дни субботние в присутствии дежурного офицера читается дежурным портупей-юнкером воинский артикул.

 

17) Командир училища по усмотрению своему назначает время, когда топить баню, и распределяется так, чтобы каждому не менее в неделю одного раза довелось быть в ней.

 

18) Отпуск всем портупей-юнкерам, юнкерам и фейерверкерам к своим родственникам дозволяется в субботу перед вечером на воскресенье и но все те праздничные дни, в которые по высочайшему повелению дозволено не иметь в присутственных местах присутствия; увольнять же их не иначе, как но всей форме и с благонадежными особами;

каждый уволенный получает билет за подписью командира училища, которые записываются фельдфебелем и данную для сего книгу. Час возвращения каждого отмечается дежурным офицером, к коему являются они по прибытии.

 

19) Дежурный офицер находится безотлучно при Артиллерийском училище. К нему в помощь наряжается один из портупей-юнкеров, обязанность коего состоит в том, чтобы смотреть за выполнением отдаваемых приказаний от дежурного офицера. Он же провожает каждого из посетителей, желающих обозреть артиллерийское училище. <...>

 

26) Командир училища, офицеры дежурные и вообще все офицеры, в училище состоящие, обязаны сверх назначенного в среду и субботу времени для строевых упражнений требовать при всяком сборе и обходе от портупей-юнкеров, юнкеров и фейерверкеров, чтобы соблюсти всегда правильную твердую стойку и выправку вообще, припоминая им сколь можно чаще правила того и другого.

 

27) Тихое благонравное поведение, прилежание, строгая подчиненность, повиновение и чинопочитание, взаимное друг к другу и тем более к начальникам высшим и низшим уважение, всегдашнее содержание себя в наилучшей чистоте, опрятности и исправности должны равным образом быть беспрестанно им внушаемы командиром училища и офицерами...

 

«Исторический очерк образования и развития Артиллерийского училища.

 1820-1870гг.» Спб.. 1870.