Иван Бецкой

ГЕНЕРАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ О ВОСПИТАНИИ ОБОЕГО ПОЛА ЮНОШЕСТВА

(1764г.)

 

На подлинном собственною Ея Императорского Величества  рукою написано тако:

                                         Быть по сему. 

 

Всепресветлейшая, Державнейшая, Великая государыня, Императрица и Самодержица Всероссийская. Всемилостивейшая Государыня!

Редко великие Государи о таких делах крайнее имеют попечение, которых плоды медлительны и которые, чем большую обещают пользу для потомства, тем большего труда и неистощимого великодушия требуют. Слава скоротекущих дел чаще упражняет самые величайшие души: в ней находят они и скорое подвигов своих воздаяние, и новое к оным поощрение.

Преодолеть суеверие веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать, новое порождение есть дело, совокупленное с невероятными трудами, а прямая оных польза остается вся потомству. В сем, однако ж, наибольшее изволите Ваше Императорское Величество прилагать старание, и при славе Вашего Государствования не имеет к тому иного поощрения, кроме обитающих в особе Вашего Величества Божественных дарования и Материнского к подданным Вашим благоутробия, и при всей тягости государственного правления не находит иного подкрепления, кроме Вашей твердости и великодушия.

Таково точно учреждение в Москве Воспитательного дома под Монаршим Вашего Императорского Величества покровительством. Там прозорливое Ваше намерение к тому клонится, чтобы бедных и неповинных младенцев от пагубы, а немилосердых убийц от смертного избавить греха и таких людей обществу полезными сделать, кои были в тягость оному своими пороками и своею жизнию.

Таковы и ныне вновь Монаршие попечения, о которых не знаю, изъяснил ли я слабым моим слогом Вашего Императорского Величества намерения, каким образом учредить в России Воспитательные училища, но то знаю, что все меры употребил, тщательно стараясь изобразить изустно повеления и высокие мысли Августейшей моей Монархини как следует:

«С давнего уже времени имеет Россия Академию и разные училища, и много употреблено иждивения на посылку российского юношества для обучения наукам и художествам, но мало, буде не совсем ничего, существительных от того плодов собрано. Разбирая прямые тому причины, не можем мы жаловаться на Провидение и малую в Российском народе к наукам и художествам способность, но можно неоспоримо доказать, что к достижению того не прямые токмо пути избраны были, а чего совсем не доставало, о том совсем и помышляемо не было.

Из посланных еще при Государе Императоре Петре Великом дворяне с хорошими возвратились успехами в том, чему они обучаться назначены были, но по возвращении, имея путь и право к большим чинам и заслугам, не могли они в том упражняться.

Другие, из простого народа к наукам взятые, также весьма скоро успевали в оных, но скорее еще в прежнее невежество и небытие возвратились, отчего и людей такого состояния, которое в других местах третьим степенем или средним называется, Россия до сего времени и произвести не могла.

Искусство доказало, что один только украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина, но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях, и твердо оные в сердце его не вкоренены, а небрежением того и ежедневными дурными примерами привыкает он к мотовству, своевольству, бесчестному лакомству и непослушанию. При таком недостатке смело утверждать можно, что прямого в науках и художествах успеха и третьего степени людей в государстве ожидать всуе и себя ласкать.

По сему ясно, что корень всему злу и добру Воспитание, достигнуть же последнего с успехом и с твердым исполнением не инако можно, как избрать средства к тому прямые и основательные.

Держась сего неоспоримого правила, единое токмо средство остается, то есть произвести сперва способом Воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить, какие получили они сами, и от них дети предали бы паки своим детям, и так следуя из родов в роды в будущие века. 

Великое сие намерение исполнить нет совсем иного способа, как завести воспитательные училища для обоего пола детей, которых принимать отнюдь не старее как по пятому и по шестому году. Излишно было бы доказывать, что в те самые годы начинает дитя приходить в познание из неведения, а еще нерассудительнее верить, якобы по прошествии сих лет еще можно поправить в человеке худой нрав, чем он уже заразился, и поправляя его, те правила добродетелей твердо в сердце его вкоренять, кои ему иметь потребно.

И так о воспитании юношества пещися должно неусыпными трудами, начиная, как выше показано, от пятого и шестого до осьмнадцати и двадцати лет безвыходного в училищах пребывания. Во все же то время не иметь им ни малейшего с другими сообщения, так что и самые ближние сродники хотя и могут их видеть в назначенные дни, но не инако как в самом училище, а то в присутствии их Начальников. Ибо неоспоримо, что частое с людьми без разбору обхождение вне и внутре онаго весьма вредительно, а наипаче во время воспитания такого юношества, которое долженствует непрестанно взирать на подаваемые примеры и образцы добродетелей.

При сих воспитательных учреждениях первое прилагать должно старание, чтобы вселять в юношество страх Божий, утверждать сердце в похвальных склонностях и приучать их к основательным и приличествующим состоянию их правилам: возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтоб страшились праздности как источника всякого зла и заблуждения, научить пристойному в делах их и разговорах поведению, учтивости, благопристойности, соболезнованию о бедных, несчастливых и отвращению от всяких предерзостей, обучать их домостроительству во всех онаго подробностях, и сколько в оном есть полезного, особливо же вкоренять в них собственную склонность к опрятности и чистоте как на самих себе, так и на принадлежащих к ним; одним словом, всем тем добродетелям и качествам, кои принадлежат к доброму воспитанию и которыми в свое время могут они быть прямыми гражданами, полезными общества членами и служить оному украшением.

Такие и тому подобные правила, когда посеются в сердцах воспитываемого юношества, надеяться можно, тем лучший плод произведут, что согласоваться будут с младостью и непорочностью их возраста. Просвещая при том их разум науками и художествами по природе, полу и склонности каждого, обучаемы быть должны с примечанием таким, что прежде, нежели отрока обучать какому художеству, ремеслу или науке, надлежит рассмотреть его склонности и охоту и выбор оных оставить ему самому. Душевные его склонности всемерно долженствуют в том над всеми прочими уважениями преимуществовать: ибо давно доказано, что не предуспеет он ни в чем том, чему будет прилежать по неволе, а не по своему желанию.

При том весьма еще важное примечание иметь должно в сих воспитательных Училищах, то есть дабы для юношества все то наблюдаемо было, что к жизни, целости здравия и крепости сложения служить может, как-то: в построенных жилищах приводом чистого воздуха, неупотреблением всякого звания медной посуды, также и всякими невинными забавами и играми оное юношество увеселять и чрез то мысли его приводить всегда в ободрение, а напротив того, искоренять все то, что токмо скукою, задумчивостью и прискорбием называться может; и сего правила из памяти не выпускать.

От сих первых учреждений зависит все воспитание, которое дано будет первому от оных новой породы происхождению. Почему само собою понятно, какая потребна осторожность и благоразумие в выборе Учителей и Учительниц, а особливо главными над воспитательными училищами Директоров и Правителей. В последних сих вся важность и затруднение состоит: им надобно быть всем известной и доказанной честности и праводушия, а поведение их и нравы долженствуют быть наперед ведо  мы и непорочны, особливо же надлежит им быть терпеливым, рассмотрительным, твердым и правосудным и, одним словом, таковым, чтобы воспитывающееся юношество любило их и почитало, и во всем добрый от них пример получало.

Сего ради остается в дополнение изъяснить, что все сие единственно зависит от особливого учреждения и даваемых наставлений, кои надлежит сочинить с великим размышлением и осторожностию, дабы все соображено было ясно, внятно и точно, и чтоб ничего того пропущено не было, что надлежит до Учителей, Учеников, до поведения тех и других и до общего в сих училищах наблюдаемого порядка. Ибо при начинании сего надобно сперва за точное принять правило: или делать, и делать целое и совершенное, или так оставить и не начинать».

Таковым премудрым узаконением Генерального сего Учреждения Ваше Императорское Величество достигнете самых истинных и единственных причин благополучия Российского рода. Ваше Величество доказываете сие точно данным мне повелением представить Себе вследствие того надобные регламенты и инструкции к исполнению высочайшего намерения Вашего о учреждении таковых воспитальных училищ, во-первых, в Санкт-Петербурге при Академии художеств, второе, во всех губерниях Российской Империи, третье, для двухсот дворянских девиц, определяя для последних часть знатного здания, построенного Ея Величеством Государынею Императрицею Елизаветою Петровной, Вашею любезнейшею Теткою незабвенной памяти, яко монумент Ея набожности и благочестия; соединяя Ея намерения и пользу государства таким образом, что сугубо тем прославляема будет пекущаяся о нас премудрость Божия.

Свет будет удивляться великости и премудрости намерений Ваших, всемилостивейшая Государыня! А потомки будут в Вас прославлять неумирающую Мать их блаженства и просвещения. Но как теперь не остается ко изъявлению чувств нашей благодарности и признания иного способа, как содействовать по мере наших сил и состояния толиким о нас Монаршим промыслам и усердные воссылать желания, то да увенчает всемогущая рука Божия все намерения Ваши такими успехами и славою, как непостижимо и чудесно Провидение его увенчало Вас короною.

Вашего Императорского Величества всеподданнейший  Иван Бецкой 
конфирмованное Ея Императорским Величеством 1764 года марта 12 дня

 

Выдержки.

 

УСТАВ ШЛЯХЕТНОГО СУХОПУТНОГО КАДЕТСКОГО КОРПУСА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ БЛАГОРОДНОГО РОССИЙСКОГО ЮНОШЕСТВА (1766г.)

 

О порядке воспитания и обучения малолетних дворян и о первом возрасте оных.

 

I. О разделении малолетних дворян на возрасты

Для порядочного воспитания и обучения разделить их на пять возрастов: первый от пяти и шести до девяти лет, второй — от девяти до двенадцати, третий — от двенадцати до пятнадцати, четвертый — от пятнадцати до осьмнадцати, пятый — от осьмнадцати до двадцать первого. По сему в каждом возрасте питомцам быть по три года и обучаться по склонности и понятию наукам, как до воинского, так и гражданского звания принадлежащим.

 

II. Расписание наук для пяти возрастов воинского и гражданского звания

1. Руководствующие к познанию прочих наук:

логика; начальные основания математики; красноречие; физика, общая и особенная; история священная и светская; география и хронология; языки употребительные и для наук потребные; математика; механика.

2. Предпочтительно нужные гражданскому званию:

нравоучение; естественное право; всенародное право; государственные права; экономия государственная.

3. Полезные:

генеральная и экспериментальная физика; астрономия; география вообще; наутика, или сведение о морском искусстве; натуральная история; воинское искусство; фортификация и артиллерия; химия.

4. Художества:

рисование; живопись; гравирование; изваяние; делание статуй; архитектура; музыка; танцованье; фехтованье.

 

III. О принятии в корпус отроков первого возраста

1.Совету принимать в корпус отроков сто из природных российских и двадцать из завоеванных Лифляндской, Финляндской и Эстляндской провинций. Каждого принимать отнюдь не старее как по шестому году. Ежели по приеме случатся убылые места, комплектовать оные только в первом году, а в следующие потом два года ни единого более не принимать, но оный прием возобновлять по прошествии трех лет.

2. Совет имеет заблаговременно обнародовать в империи нашей о новом принятии в корпус молодых дворян, как приближается время, дабы сродники их, живущие в отдалении, могли на срок привезти своих детей, коих в корпус записать пожелают.

3. Принимать их по осмотрам и свидетельствам от докторов и лекарей о здоровом их сложении и безвредном состоянии; в противном же тому случае находящихся не принимать.

4. Без достаточного доказательства о дворянстве представляемого отрока и без достоверного о крещении его свидетельства в корпус не определять.

В числе дворянских детей принимать и тех, коих отцы, по крайней мере, в штаб — офицерских чинах действительно служили.

Как наше намерение в том состоит, чтоб и тем наипаче помоществовать, коих родители или убиты, или ранены па службе Отечества ради и коих судьба не одарила достатком; дабы от заступлений и предстательства не последовало злоупотребление, повелеваем таковым детям при выборе давать пред другими преимущества.

Губернаторам и воеводам должно беспристрастно и без замедления давать вышеписанным, когда пожелают, надлежащие свидетельства, дабы никому несправедливости учинено не было.

5. Родителям, кои пожелают детей своих записать в Шляхетный корпус, должно дать от себя письменное объявление, что они по собственному своему произволению отдают их в наш императорский дом корпуса не меньше, как на пятнадцать лет, и что до истечения сего времени отнюдь ни под каким видом их обратно, ниже на временные отпуски, требовать не будут. Такие объявления, приняв, запечатать и полагать для сохранения в архив корпуса.

6. Есть ли по приеме в первом годе усмотрены будут в детях признаки неизлечимых болезней или слабый смысл, так что никакой от них пользы надеяться нельзя, повелеваем таковых обратно отдавать родителям или тем, кто их представил; но прошествии же того срока их не исключать.

7. По строгом наблюдении всего вышеизображенного благородный отрок вручается управительнице первого возраста.

 

IY. Об управительнице и воспитательницах для первого возраста

1. К первому возрасту определить одну управительницу и десять воспитательниц для смотрения, хождения, воспитания и для обучения ста двадцати благородных детей, кои составляют первое в корпус вступление, и для того разделить число их на десять частей.

2. Должность управительницы в том состоит, чтоб с крайним рачением наблюдать поведение, нравы воспитательниц и всех принадлежащих к сему возрасту.

3. Ей должно и выбирать их, и ответствовать перед Советом как за них, так и за все, что происходит в сем первом возрасте.

4. Иметь ей потребные к отправлению столь важной должности качества, поступать со всеми благоразумно, с кротостию, учтивством и человеколюбием, дабы посеять оные в сердцах и у прочих.

5. Ей наблюдать, дабы все до воспитания и наставления принадлежащее было с тем согласно, что о сем во многих наших уставах обстоятельно изображено.

6. Во всем, что до пользы, надобностей и до ея правления касается, должно ей быть всегда согласного мнения с генералом-директором Шляхетного корпуса и образоваться предписаниям, которые от Совета даны будут.

 

Y. О воспитательницах

1. Их должность так важна, что во всякое время определять в оную должно с прилежным рассмотрением их нравов. Надлежит непрестанно смотреть им за молодыми дворянами и не отлучаться от них ни днем, ни ночью.

2. Поступать со своими питомцами, наставлять и обучать их со всякою ласковостью, терпением и любовью; и сие им особливо подтверждается.

3. Стол иметь им с питомцами вместе, быть безотлучно при всех их забавах и гуляньях, и без самых законных причин от них никогда не отлучаться. Весьма наблюдать, чтоб они со служителями никакого сообщения никогда не имели.

4. В прочем надлежит им сообразоваться даваемым от Совета особливым предписаниям...

 

О втором и третьем возрастах

 

I. Об инспекторах над оными

Инспекторам в сих двух возрастах иметь смотрение над воспитанием и обучением питомцев и каждому в своей части наблюдать порядок, воспитателями к тому употребляемый. Не допускать их обходиться с детьми сурово; наблюдать, чтобы сами собою подавали пример кротости и умеренности и чтоб время воспитания и учения без пользы не проходило; а что до наук принадлежит, поступали бы по наставлениям определенного ко обучению юношества директора. Инспекторы занимают место сих учителей в случае болезни или отсутствия их по законным причинам.

 

II. О воспитателях

Ко второму и третьему возрастам определять воспитателей для смотрения за благородными отроками. Им отправлять в одно время при воспитании и учении их наукам те же должности, какие выше предписаны воспитательницам для первого возраста…

Науки:

стараться о приведении в совершенство начатых в предыдущих возрастах наук, присовокупляя к тому для понятнейших начало полезных, и при том художества;

совершение славянского языка;

латинский язык для тех, кои к оному склонны будут;

основание воинской и гражданской архитектуры;

бухгалтерству, или знанию, как вести приходные и расходные книги, обучать и последний год сего возраста.

Все способы употребить к совершению в отроках благородного воспитания, вкоренить в них изящные мысли, благоразумные и твердые основания...

В сем возрасте, как и в двух последующих, привыкают сами собою исправляться без служителей.

 

V. О питомцах третьего возраста

Во время трех лет сего возраста делать прилежно опыты склонностям питомцев, дабы узнать, кто к которому званию способнее, к воинскому ли или к гражданскому.

Опытами разумеется то, чтоб в разных родах наук и экзерциций примечать, к чему точно они способны скажутся во время гулянья, забав и при других случаях, наблюдая, чтоб при том не нарушался порядок их учения; для того стараться, дабы все игры и гулянье служили им и в пользу и в увеселение, и оставлять им благопристойную вольность выбирать оные по своим летам так, чтоб самые забавы не казалися им должностью. Сим способом опознавать их склонности, дабы тем удобнее употребить оные в их пользу.

Когда сии примечания с точностью учинены будут, по вступлении питомцев в четвертый возраст, те только в гражданский и воинский штат включены будут, кои в третьем возрасте прямую к тому или к другому оказали склонность и охоту.

 

О четвертом и пятом возрастах

/. О подполковнике

1. Подполковнику надо быть одарену отличными достоинствами, нравом кротким, учтивым и приятным: всем его поступкам надобно быть подражания достойным.

2. Сей штаб-офицер должен быть сведущий в воинских науках и имевший случаи показывать их на деле, управлять кадетами и офицерами так, дабы приметно было, что дисциплина и порядок во всем, даже и в служителях, строго наблюдаются.

3. Ему должно смотреть за поведением каждого и особливо наблюдать, чтобы кадеты никогда праздны не были, склонять их с ласковостью и любовью, дабы сами для себя сыскивали полезные упражнения.

4. Хотя и принужден бывает в воинском деле оказывать вид строгости, но прямое его достоинство и дарование в том состоять имеет, чтоб сию строгость соединять с приятностью и остерегаться, дабы не произвесть в юношах вредительных воображений страха, которые трудно истребить, когда единожды вкоренятся.

5. Ежели генерал-директор по какой-либо законной причине отлучится, он исправляет все его должности. <...>

 

III. О капитанах в должности инспекторов в каждой роте

Капитаны Шляхетного корпуса сугубым одолжаются упражнением в рассуждении воспитываемых ими кадетов:

·        первое, обучать кадетов всем частям воинского искусства, присовокупляя к тому знаки благородного воспитания и такие правы, кои составляют человека благородного и лучше еще воспитанного;

·        второе, сверх воинских экзсрциций иметь им инспекторскую должность каждому и своей роте и исполнять, что предписано прочим инспекторам над вторым и третьим возрастами. Стараться, что до военных экзерциций и воспитания кадетов принадлежит, все приводить в такой порядок, дабы ничего лучшего желать не останалося.

 

IV. О порутчиках и подпорутчиках в должности воспитателей

…порутчики и подпорутчики в каждой роте во время экзерциций поенных поступают по своим чинам; а сверх того в роте, по разделении оной на две части, исправляя при кадетах ту же должность, которая полагается на воспитателей во втором и третьем возрастах; следовательно, не отлучаться им ни на малое время от своих питомцев, жить подле их, довольствоваться с ними одним столом — словом, ответствовать за их поведение, воспитание и нравы, подавать им примеры чести и тех мыслей, кои к истинной ведут добродетели. В случае законной отлучки капитана старший по чину исполняет его должность, а место его занимает следующий по нем; сего ради преимущества и субординация полагаются па них по чинам во всем без изъятия. <...>

 

VII. Об инспекторе над обучением кадетов гражданского знания и о профессорах-воспитателях

К воспитанию и наставлению кадетов, назначенных к гражданскому званию, в последних двух возрастах должен быть инспектор, которому наблюдать порядок, управление и поведение профессоров и воспитываемых кадетов, как предписано инспекторам второго и третьего возрастов.

Профессоров к воспитанию и наставлению кадетов с великим рассмотрением определять надлежит. Они должны сверх назначенных кадетам наук показывать опыты всех прочих знаний, кои потребны к такому воспитанию и обучению, какое они в сих двух возрастах совершить обязуются. В прочем поступать им по тому, что предписано воспитателям предыдущих возрастов. <...>

Науки:

Закон божий, яко первое всему основание;

все части воинского искусства с теоретическими и практическими доказательствами посредством примерных осад, оборон, сражений и прочего; к чему употреблять и четвертого возраста кадетов, когда надобно;

окончание наук четвертого возраста;

все полезные науки;

  художества;

совершение воинской архитектуры практическими доказательствами;

гражданская архитектура для тех, кои к тому склонность иметь будут.

 

X. Предписания о четвертом и пятом возрастах воинского и гражданского званий

оставлять кадетам на волю, чтоб им при переходе из четвертого возраста в пятый переменять звания свои — воинское в гражданское и гражданское в воинское, в какое бы они до того записаны ни были; но сию перемену не инако чинить, как по справедливым причинам, а именно — для склонности, совсем противной принятому званию, для сложения к тому несродного и по другим причинам, достоверно изведанным и доказанным; напротив того, сих перемен уже не дозволяется делать в пятом возрасте, для каких бы то причин ни было; но кто в какое звание будучи в сем возрасте записан, в оном до самого выпуска непременно остаться и приличные звания приобретать должен.

Всевозможное прилагать старание, дабы воспитание и обучение кадетов воинскому и гражданскому искусству привесть на такую степень совершенства, как от пятого возраста ожидать следует.

С отличностью уже должно сему возрасту оказываться в обществе, ибо кроме собраний, кои в доме Шляхетного корпуса из обоего пола особ происходить будут, кадетам дозволяется по несколько человек приходить от времени до времени ко двору нашему в некоторые праздники и церемониальные дни в препровождении офицеров корпуса, директора или профессоров.

Время пятого возраста служит повторением или подтверждением последних и самых важнейших частей наук и познаний. В сие время сто двадцать кадетов первого в корпус вступления завершат воспитание свое и те науки, которым обучилися; словом, сей возраст долженствует быть жатвою посеянного в предыдущие четыре. Здесь надлежит хорошим и мужественным воспитанием просветившемуся кадету зрело рассуждать, какое бы для себя избрать состояние в обществе на великом театре света. Здесь он по благоразумным советам своих воспитателей уже совершенно ведать должен, что будущая его участь зависит от его наук, поведения и нравов. В последние сии три года, просвещаясь наиболее собственным своим рассудком, надлежит ему крайне прилагать старание при выпуске из корпуса получить всю ту честь и славу, коими он труды свои увенчать должен, заслужить похвалу и одобрение от своих начальников и из корпуса выйти с такими от Совета свидетельствами, с которыми бы можно было благонадежно показать себя свету. Все сие необходимо надобно внушать благородному юношеству и в память его твердо впечатлевать во все время пребывания их в императорском нашем Шляхетного корпуса доме.

 

XI. О должности всех приставников вообще

1. Все начальники сего корпуса, офицеры, воспитатели и прочие долженствуют быть руководимы равномерным к достижению общего предмета желанием: офицерам надобно сообразоваться намерению начальника и соответствовать оному во всех правилах повиновения.

2. Всем офицерам должно разуметь воинское искусство опытами нескольких кампаний. Хотя воинские экзерциции и требуют в команде строгости, однако не будут препятствовать, чтоб и при сем так же, как и при других случаях, кротость, учтивость, человеколюбие с неразрывною от прямого воспитания благопристойностью соединены были.

3. Инспекторам, воспитателям и учителям в немалое поставится искусство и похвалу, когда они, как выше узаконено, стараться будут точно узнавать склонности обучающихся, дабы для пользы их можно было употреблять заблаговременно приличные средства; ибо потеряние времени скоропечатному есть вред неоплатный.

4. Как искусство и благоразумие долженствуют им быть правилом во всем без изъятия, то крайне наблюдать надлежит, чтоб воспитываемое юношество не усматривало в них ничего иного, как токмо самое похвальное и к пользе служащее. Всем приставникам должно смотреть за кадетами в двух последних возрастах с отменным прилежанием, памятуя, что они приближаются тогда к выпуску своему из корпуса; для того в сие весьма важное для воспитания время приуготовлять их к произведению истинной пользы и утверждать в них добродетель.

ХП. О директоре наук

1. Важность всех предписанных инспекторам и воспитателям должностей требует, чтоб к обучению юношества наукам определен был директор. Выбирать его из ученых людей, отличные достоинства имеющих и искусных во всем, что до воспитания, до воинских и гражданских наук принадлежит.

2. Он должен с согласием инспекторов назначать время, чему в которые часы обучать питомцев, предписывать легчайшие к тому способы, смотреть, чтоб узаконенный единожды для наук порядок наблюдаем был непрерывно, свидетельствовать знание определяющихся в учители, а учащихся по экзаменам переводить из одного класса в другой.

3. Гражданским наукам обучать и из воинского звания таких кадетов, кои пожелают оным учиться, разумеется, не только из четвертого и пятого, но и скоропонятных из третьего возраста.

 

Об экзаменах и награждениях

1. Производить экзамен в науках и экзерцициях первому и второму возрастам через четыре месяца, а третьему через шесть; быть при том генералу-директору с прочими начальствующими в корпусе и по меньшей мере одному из членов Совета. В последних двух происходить экзамену ежегодно в присутствии всех членов Совета и помянутых чинов. Во время сих свидетельств сравнивать настоящие успехи и поведение питомцев с прежним их состоянием, записанным у цензора по бывшим до того экзаменам, дабы испытать склонности учащихся, узнать, к чему природа их приглашает, и возбудить в них ревнование к успехам справедливыми преимуществами, назначивая оные во время публичных сравнений прилежания одних с нерадением других.

2. Чтоб сие к пользе соревнование в юношестве сделать общим, давать в награждение кадетам воинского и гражданского знания в пятом возрасте шесть золотых медалей, из

которых две большой величины первым, две средней вторым и две меньшие третьим; в четвертом же возрасте шесть серебряных с таким же различием их величины.

Получившим медали носить в бытность в корпусе на кафтанах разной величины знаки нашивные с изображением номеров в лавровых псинах, золотые кадетам пятого возраста, а серебряные четвертого.

Кадетам, удостоившимся первых награждений, если заслужат оных во второй и третий год, делать отличие только в нашивных знаках, а медали с прежними знаками давать тем, кто по них первые, и так обо всех далее.

Что принадлежит для награждения в первых трех возрастах. Совет определит оное по своему рассмотрению.

3. Раздачу сих награждений по окончании экзаменов производить с приличною важностью при собрании особ первенствующих чинов обоего пола. Раздавать оные именем нашим присутствующему тут старшему члену Совета.

4. Все сие происхождение записывать ежегодно в особливой книге: награжденным кадетам при выпуске давать из сего копию, от Совета подписанную, секретарем скрепленую и большой печатью Шляхетного корпуса утвержденную, дабы сие па конец им служило свидетельством о их поведении, правах ч успехе в науках и экзерцициях.

Всем кадетам, кои заслужат похвальные от Совета свидетельства, при выпуске своем получать преимущества и почтение порутчиского чина.

5. Совету не определять их в службе, но после выпуска, когда сами пожелают, и в воинскую и в гражданскую принимать их не ниже сего чина. В прочем не по покровительствам, но по собственному дарованию, способности, а паче нравам и по свидетельству о своем поведении должно им искать дороги к достижению желаемых мест с преимуществом перед прочими при первой вакансии.

6. Если кадеты, будучи выпущены из корпуса, окажут охоту путешествовать в чужих краях с согласия ближайших своих сродников, хотя скоро после выпуска или несколько лет спустя, получившим в последнем возрасте награждения как в воинских, так и в гражданских науках, позволяем три года путешествовать на иждивении казны корпуса, а Совет определит единожды па всегда потребную для таковых сумму.

Рекомендовать их пребывающим тамо нашим министрам, что разумеется и о прочих, кои на своем коште туда поедут, хотя бы, в корпусе будучи, и награждений не получили.

7. Хотя по выпуске не состоят они под властью Совета, но, будучи обязаны благодарностью за приложенное об них попечение и оказанные благодеяния, должны подавать Совету корпуса известия как об успехах своего путешествия, так и о чинимых ими по различным местам примечаниях и изобретениях.

«Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения

 в России юношества обоего пола». т.1 и II. Спб.. 1774.