II.

Основные правила нравственного воспитания

§ 29. Общая цель нравственного воспитания состоит в возможно полном развитии духовных сил воспитанника, в правильном образовании его представлений и понятий, в пробуждении и закреплении в нем чувств чести, добра и правды, в надлежащей выработке его характера и в согласовании всех его стремлений и действий с нравственною нормой.

§ 30. Для успеха воспитания детей и юношей в закрытом учебном заведении существенно необходимо, чтобы вся окружающая их здесь среда постоянно оказывала благотворное влияние на нравственный склад каждого из воспитывающихся, содействуя вообще развитию в нем высших и ограничению низших склонностей. Затем, все преднамеренные действия ближайших воспитателей должны основываться на педагогических познаниях и разумной опытности их самих и на всестороннем знакомстве с природой каждого из порученных им воспитанников.

§ 31. Все, чем человек может и должен быть выражено вполне в Божественном учении, и воспитателю остается только прежде всего и в основу всего заложить вечные истины христианства, которое дает жизнь и указывает высшую цель истинному воспитанию; оно должно научить детей "Бога бояться и Царя чтить, любить ближнего не словом или языком, но делом и истиною, повиноваться наставникам, покоряться властям и быть готовыми на всякое доброе дело" (I Петр. 2,17, I Иоанн. 3,18. Евр.13,17, и Тит.3,1). В отношении религиозно-нравственного развития воспитанников, собственно обучение сообщает им соответственные представления, понятия и суждения, действуя на их познавательную способность; но еще важнее, в этом отношении, прямое воздействие воспитания на чувствительную и желательную способности каждого юноши - возбуждением в нем живых нравственных стремлений и опирающегося на них искреннего религиозного настроения, чтобы он "был исполнителем Слова, а не слушателем только, обманывающим самого себя" (Иак.1,22).

§ 32. Воспитание в русском учебном заведении, строго согласованное с общими началами русского государственного устройства, должно постепенно подготовлять юношей к будущей их службе Государю и Отечеству - посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основой чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, и вообще всех личных, семейных и общественных добродетелей. Вместе с тем, совокупность воспитательных влияний заведения военно-учебного должна надежно подготовлять каждого воспитанника к предстоящей ему трудовой жизни строго умеренной и сопряженной с лишениями, и к неуклонному выполнению требований воинской дисциплины, приучая его, при всяком случае, относиться с полным уважением и живым сочувствием к высокому долгу и званию воина. Русское военно-учебное заведение должно быть надежным и достойным источником пополнения рядов нашей исторически-славной армии, воины которой, по завету великого ее основателя, призваны „сражаться за государство, Царю врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу Веру и Церковь". Успех же достижения этой основной цели учреждения наших заведений настоятельно требует, чтобы все доступные им воспитательные средства,  все способы непосредственного воздействия наставников на их питомцев, как и вся обстановка жизни сих последних, своевременно возбуждали и твердо упрочивали в  каждом из них живой интерес к военному делу и к славе родного оружия, глубокое уважение к воинской доблести и признательную память о боевых подвигах соотчичей, искреннее сознание святости присяги и благородную готовность приносить себя в жертву родине, усердно разделяя тягости военной службы с народом русским, в котором, - по слову Царя, - любовь к Отечеству и самоотвержение составляют заветное, из роду в род переходящее достояние всех сословий.

(Высочайший манифест 1-го января 1874 г. Приказы по в.у.з. 1831 г. 90, 1855 г. №№ 2052 и 2176, и 1881 г. №. 47, и Цирк. 1877 г. № 39, п. II).

§ 33. Все меры и средства практического воспитания имеют конечною задачей сообщение воспитаннику нравственного характера, достоинство которого прямо зависит от внутренней доброкачественности и силы склонностей, лежащих в его основании. Характер каждого человека слагается из двух элементов: природного - коренящегося в телесном его организме, и духовного - вырабатывающегося в жизни под влиянием воспитания и обстоятельств. Оба эти элемента взаимно действуют друг на друга, и из такого взаимодействия прирожденных склонностей и приобретаемых убеждений возникает характер; но при этом убеждение только тогда становится прочным элементом характера, когда оно соединяется с чувством и обращается в привычку, составляющую именно тот процесс, посредством которого мысль переходить в дело.

§ 34. Главный двигатель в поступках человека есть сердце, так как не мысли, а чувствования составляют средоточие психической его жизни, и, следовательно, в их правильном образовании воспитатель должен видеть свою главную задачу: из сердца исходят злые помыслы и в сердце же слагают они свои результаты. Таким образом, нравственное воспитание детей и юношей находится в теснейшей связи с сердечным их образованием, которое должно сообщать светлое .и бодрое душевное настроение, приучать к терпению, самообладанию и твердому перенесению невзгод, сдерживать себялюбивые стремления и ограничивать склонности к сравнениям, располагая всегда к искреннему и деятельному сочувствию печали, нужде, радости и благу ближнего, чем главнейше обусловливается собственное внутреннее довольство человека. По завету апостола „надобно, трудясь, поддерживать слабых и не забывать благотворения и общительности, ибо таковыя жертвы благоугодны Богу". (Деян.20,35, и Евр.13,16)

Вместе с тем, необходимо укоренять в воспитанниках справедливое чувство признательности за заботливость об их благе, за деятельное участие, помощь и услуги, оказываемые им со стороны кого бы то ни было из окружающих. Не менее важно развивать постепенно в каждом воспитаннике способность возможно верной самооценки для того, чтобы он был свободен от самомнения, не преувеличивал своих достоинств и не падал духом от сознания своих недостатков; взрослый воспитанник должен своевременно привыкнуть к строгой со стороны других критике его качеств, а также научиться беспристрастно уважать чужое превосходство, знание и опытность. Наконец, каждому воспитаннику должно быть своевременно внушено, что первоначальную и весьма сильную поддержку доброй нравственности непременно оказывают и внешние достоинства: точная исполнительность, привычка к порядку, бережливости и опрятности, внимание к приличиям, приветливость, вежливость и т. п. (Цирк. расп.34 и 78).

§ 35. Успеху всего нравственного воспитания существенно содействует или препятствует живой пример самого воспитателя; для развития же в воспитанниках религиозного чувства, добрый пример наставника и непосредственное влияние его нравственной личности должны быть поставлены на первом план, с решительным устранением неверия, лицемерства и равнодушия в деле религии. Здесь, как и вообще при воспитании нравственного чувства, совершенно необходимо, чтобы воспитатель сам был искренно одушевлен и согрет тем, что он хочет передать воспитаннику, помня всегда, что дети легко различают правила, предписываемый только им, от правил, которыми неизменно руководится и сам наставник; он должен быть для них - по учению апостола - „образцом в слове, в житии, в любви, в| дух, в вере, в чистоте" (Тим. 4, 12). Не менее необходимо иметь постоянно в виду, что влияние доброго примера оказывается вполне действительным лишь при. условии авторитетности наставника для питомца, и что неподкрепленный доверием, уважением и привязанностью его к воспитателю пример сего последнего, сам по себе, не может считаться сильным педагогическим фактором; установлению же таких именно благоприятных для воспитания отношений всего более способствуют: спокойная твердость и строгая последовательность во всех действиях и словах воспитателя, теплое участие его к каждому из воспитываемых и добрая готовность помогать им в достижении разумных целей,  ободрять в неизбежных затруднениях и сочувствовать всякому их успеху.

§ 36. 0бщия обязанности законоучителей, относительно христианского назидания кадет, изложены в соответственном отделе инструкции для преподавания учебных предметов в кадетских корпусах (Полож. ст.34). На всех своих уроках законоучитель обязан пастырски руководить воспитанников в деле молитвы, в ознакомлении с событиями священной истории и в уразумении Веры, заповедей Господних и церковного Богослужения; назидательные поучения свои воспитанникам пастырь должен связывать непосредственно с окружающей их жизнью, всегда соображая изложенное и самое содержание таких бесед как с общим развитием детей и юношей, так и с настроением религиозного их чувства. Во всех же классах часть времени, определенного на уроки закона Божия, посвящается чтению и разъяснению воскресных и праздничных евангелий и посланий апостольских. Со своей стороны, воспитатели заведения, как и прочие наставники, должны всеми мерами поддерживать в кадетах внушаемые духовником верования, чувства и убеждения, служить постоянным примером искренней, разумной, живой религиозности и с сердечным участием следить за неуклонным выполнением самими воспитанниками требований религии и церкви, а также благочестивых обычаев. (Цирк.расп.22 и 62). При таком ходе воспитания, каждый кадет должен быть настолько утвержден в правилах христианской нравственности, чтобы он деятельно и усердно следовал им и по выходи из корпуса. Но при этом необходимо иметь в виду, что практическая жизнь нередко порождает в душе человека разлад между требованиями религии, выводами науки и руководящими правилами житейской деятельности; возникновению такого внутреннего разногласия обязано энергически противодействовать правильное воспитание, в основу которого положены вера, наука и жизнь, долженствующая всегда составлять нераздельное целое.  „Человек с двоящимися мыслями, - говорить св. апостол, - не тверд во всех путях своих". (Иак.1,8)

§ З7. В положенные дни (см. § 2, п. а) кадеты присутствуют при церковной службе и ежегодно, в определенное время, бывают у исповеди и Св. причастия (§ 4). Заведение обязано принимать всё меры к тому, чтобы христианские обязанности исполнялись воспитанниками всегда с должным вниманием, благоговением и внутренним участием, для достижения чего существенно важно, чтобы сами наставники присутствовали при Богослужении, вместе се кадетами. Хоровое пение ежедневных молитв перед столом и после стола ни в каком случай не должно принимать характер певческого урока или репетиции, а всегда должно совершаться с тем благочинием, которого требует общественная молитва; это последнее правило следует наблюдать и при чтении молитв утренних и вечерних, а также перед началом и по окончании ежедневного учения. Вместе с тем заведение должно постоянно заботиться, чтобы надлежащее благолепие корпусного храма, при изящной простоте всей его обстановки, строгое благочиние при совершении Богослужебных обрядов, стройное исполнение обычных церковных песнопений и ненарушимый порядок во все время службы способствовали поддержанию в молящихся благоговейного настроения; составленный же из особо обучаемых кадет хор певчих должен петь на клиросе исключительно в церкви своего заведения и только в присутствии прочих воспитанников. (Цирк.1866 г.№51, 1870 г. № 8 и 1872 г. 20 п. V, Цирк. расп., 26 п 33).

§ 38. Нравственное воспитание должно постепенно развивать в детях и юношах способность, привычку и сознательную любовь к соответствующему их силам труду. Рассматриваемый в смысле психическом, как насущная потребность нашего духа, труд есть такая свободная и согласная с христианскою нравственностью деятельность человека, которую он предпринимает по безусловной необходимости ее для достижения той или другой разумной и честной цели в жизни. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние, но только внутренняя духовная сила труда служит надежным источником человеческого достоинства, а вместе тем - нравственности, внутреннего удовлетворения и счастья для того, кто трудится. Постоянный труд имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену, так как посильная деятельность есть необходимое условие физического и морального здоровья человека; только трудовым усилием приобретается истинная польза и только „трудящийся достоин пропитания". (Матф.10,10). Вот почему каждый воспитатель, желающий прочного счастия своему питомцу, непременно обязан подготовить его к серьезному труду в предстоящей жизни; но для этого, прежде всего, необходимо внушить серьезный взгляд на жизнь и заботливо ограждать от неблагоприятных или прямо вредных посторонних влияний, помня всегда слова апостола, что „худыя сообщества развращают добрые нравы". (I Коринф.15,33). При правильном ходе воспитательного дела, заведение должно достигать того, чтобы воспитанникам, особенно же взрослым и более даровитым, не приходилось чувствовать себя во внутреннем разладе с ним, скучать от безделья и, потому именно, искать удовлетворения своих умственных интересов главным образом вне заведения, как и вне родительского дома, что в большинстве случаев сопряжено с немалою опасностью в нравственном отношении. В действительности, ни что так резко не противоречит основным требованиям воспитания, как тот, к сожалению, весьма редко сдерживаемый тон высокомерной иронии и цинического сарказма, с которым многие юноши в обществе легкомысленно говорят о нравственных идеалах, о своих обязанностях, близких людях и наставниках, предметах учения, установленных порядках, общественном устройстве и т. д. Это прискорбное направление, нередко поддерживаемое чтением одних только сатирических статей и бойких памфлетов, несомненно оказывает растлевающее влияние на юное общество, вовлекая его в легкий, поверхностный и совершенно бесплодный критицизм и вытесняя из него всякое серьезное содержание, нравственное отношение к вопросам жизни и живой интерес к науке и искусству.

§ 39. Каждое заведение, тщательно ограждая вверенных ему питомцев от всякого рода вредных влияний со стороны, не может ограничиваться только предупредительными мерами, но обязано оказывать положительное воздействие на всех воспитывающихся, как для правильного образования склада их мыслей и симпатий вообще, так и, в особенности, для разъяснения случайно возникающих в том или другом юноше сомнений и умышленно сообщенных ему заблуждений относительно религии, долга, нравственности и справедливости. Преимущественное внимание воспитатель должен обращать здесь на тех из своих более даровитых питомцев, кои, выйдя из детских лет, обнаруживают особую восприимчивость, любознательность, склонность к чтению и собеседованию, или же отличаются скрытностью и необщительностью. Воспитатель не должен забывать весьма к сожалению нередких примеров совращения впечатлительных юношей не только злым умыслом, но даже одним легкомысленным увлечением; не должен он забывать и того, что для надежного ограждения воспитывающегося юношества от опасных лжеучений и разумного им противодействия необходимо серьезное знакомство самого наставника с сущностью материалистического и пессимистического направления в новой философии и современного движения в области социологии. Постоянные же заботы начальства каждого заведения должны быть главнейше направлены к прочной установке и деятельной поддержке, без всяких уступок, между всеми его наставниками и воспитанниками такого здравого, честного и единодушного направления, которое уже само по себе исключало бы возможность тайных попыток к распространенно каких-либо ложных, а тем более преступных учений. Наконец, заведение должно всегда помнить, что каждый его воспитанник, хотя бы с отличием преуспевающий во всех других отношениях, но подпавший влиянию атеистической и анархической пропаганды, неминуемо готовит себе верную гибель, родителям своим - безысходное горе и всем своим наставникам - тяжкую ответственность пред совестью и законом.

§ 40. Заботы ближайших воспитателей о правильном образовании склада мыслей и симпатий вверенных им воспитанников и о развитии в них уважения, любви и привычки к умственному труду должны быть энергически поддерживаемы всеми преподавателями заведения; эта прямая их обязанность представляет отнюдь не меньшую важность, нежели передача самих предметов преподавания, из которых каждый должен иметь двоякую ценность: как знание и как дисциплина. Преследуя цели материального и формального образования, классное преподавание должно постоянно иметь в виду то воспитательное его воздействие на учеников, которое достигается общими, согласными усилиями всех преподавателей заведения; точными и постоянными требованиями каждого из учителей, как для поддержания классного порядка, так и в отношении исправности всех учебных работ, задаваемых кадетам, они постепенно приучаются к дельному и прилежному труду и к добросовестному выполнению своих обязанностей. Наконец, личный пример самого преподавателя, участное отношение его к ученикам, особенно к слабым и менее успешным, а главное - искренность уважения его к основным нравственным принципам, несомненно должны оказывать воспитывающее влияние, содействуя достижению общей цели заведения и делая его питомцев, по мере сил каждого, способными к правильному самообразованию в дальнейшей жизни.

§ 41. Все подробности общепринятых средств нравственного воспитания, согласно вышеуказанному его направлению, применяются в каждом кадетском корпусе по обсуждении их в местном педагогическом комитета и по ближайшему усмотрению директора, несущего на себе главную ответственность за преуспеяние заведения по всем частям. (Полож.ст.49 и 50).

§ 42. К числу общих  воспитательных средств должны быть отнесены: 

  • установление порядка в жизни кадета,

  • производительное наполнение внеклассного времени,

  • постоянный надзор над воспитанниками и

  • неослабное поддержание школьной дисциплины.

§ 43. Одна из первых обязанностей учебно-воспитательного заведения заключается в приучении вверенных ему воспитанников к строгому порядку в их жизни и занятиях. Подавая собою пример точной исполнительности в этом отношении, каждый воспитатель должен постоянно наблюдать за неуклонным выполнением всеми воспитанниками определенно указанных им правил, что с успехом достигается не столько многословными поучениями наставника, сколько постоянством его требований и наглядным, на самом деле, доказательством того, как много сберегается времени и труда собственно от привычки к порядку. (Цирк. расп. 37)

§ 44. Порядок в жизни кадет определяется подробными расписаниями всех их занятий, составленными на основании §§ 2 и 4 настоящей инструкции; затем начальство корпуса обязано наблюдать, чтобы утвержденное распределение занятий повсюду выполнялось в точности и чтобы отступления от него допускались только в исключительных случаях.

§ 45. Производительное наполнение свободного от классов времени должно развивать в кадетах трудолюбие и привычку к полезным занятиям и скромным развлечениям, смягчающим и облагораживающим нравы, устраняя тем самым праздное провождение часов досуга, особенно вредное для нравственности воспитанников в закрытом заведении. (Цирк. расп., 16 и 56).

§ 46. На толковое повторение кадетами уроков и на исправное выполнение ими всех задаваемых учителями работ (§ 2, п. б) воспитатели обязаны обращать тем большее внимание, что непосредственное участие их в этом деле существенно помогает приобретению общего воспитательного влияния над воспитанниками. При исполнении этой обязанности воспитатели должны сообразоваться с требованиями утвержденных программ и инструкции для преподавания учебных предметов в кадетских корпусах, а также руководствоваться указаниями инспектора классов и сообщениями подлежащих преподавателей. (Полож. ст. 34 и 77). Назначенные по расписанию внеклассные учебные занятая должны быть ведены так, чтобы кадеты, получая необходимую помощь от своего воспитателя, единичную или общую для всего класса, непременно приучались и к, работе самодеятельной, особенно в старших классах; по мере способностей каждого юноши, он должен энергически стремиться к усвоению знаний собственными силами, чем главнейше обеспечиваются живость и прочность усваиваемых впечатлений, вместе с тем, вырабатываются настойчивость в преодолении трудностей и терпение при встречаемых неудачах. Имея это в виду, воспитатель, постоянно присутствующий в своем отделении при повторении уроков устраивает во всей подробности занятия кадет, распределяя их по группам, поручая иногда слабейших более успешным и всеми мерами поощряя в товарищах готовность посильно помогать друг другу. При организации занятий по группам, воспитатель направляет эти занятая так, чтобы они приносили пользу всем занимающимся в каждой группе, побуждая к самодеятельности более слабых, или же хотя и способных, но невнимательных и мало прилежных учеников (Цирк.расп.17); он же обязан наблюдать за правильным и наиболее производительным употреблением кадетами, особенно младших классов, принятых в заведении руководств и пособий, а также содействовать развитию в каждом ученике сознания в необходимости прочного усвоения всех требуемых от него сведений и умений. Относительно же выполнения кадетами задаваемых им письменных упражнений, воспитатель наблюдает, чтобы каждый, выполнив работу самостоятельно, представлял ее преподавателю, в назначенное время, без всяких поправок со стороны товарищей, а тем менее — кого-либо из наставников. Наконец, тем воспитанникам, кои в назначенные часы прежде других успеют окончить приготовление уроков, воспитатель дозволяет заниматься чтением, рисованием, перепискою и т.п., с тем, однако же, непременным условием, чтобы никто из них не мешал учебным занятиям товарищей.

Примечание. Отдельные репетиционные занятия воспитателей с кем-либо из вверенных им кадет, по просьбам родителей сих последних и за условленную плату, строго воспрещены. (Цирк.1879 г., 40, п. I).  

§ 47. Внеклассное чтение книг кадетами как самостоятельное, так и с воспитателями, имеет первенствующее, после учебной работы, значение в ряду образовательных средств заведения и вообще оказывает весьма сильное влияние на развитие и направление детей и юношей в нравственном отношении. А потому на строгий, вполне соответствующий воспитательным целям, выбор книг для чтения и вообще на правильное ведете этого рода занятий, все воспитатели, руководимые начальством заведения, должны обращать самое серьезное внимание. Для правильного пополнения ротных библиотек (Полож.ст.38) издан "Каталог книг для чтения воспитанников кадетских корпусов" (Приказ по в.у.з.1885 г., №15), состоящий из семи отделов, в каждом из которых все поименованные книги разделены на три группы: 

а) для кадет двух старших классов,

б) для кадет трех средних классов,

в) для кадет двух младших классов.

Чтение же кадетами книг, полученных из всякого другого источника, кроме ротных библиотек самого заведения, допускается не иначе, как с особого, на каждый раз, дозволения отделенного офицера-воспитателя, с означением о том на самой книга. При выдачи такого дозволения воспитатель должен со всею осмотрительностью руководствоваться соображениями не только цензурными вообще, но главным образом педагогическими (ср. §§ 9, 38 и 39), стараясь предусмотреть, .какого рода влияние может оказать чтение данного сочинения на склад мыслей и симпатий воспитанника, по свойствам его характера и степени умственного и нравственного развитая. Затем, перечни всех предъявленных кадетами посторонних книг, как допущенных так и не допущенных к чтению, представляются ротному командиру каждым из отделенных офицеров-воспитателей при периодических его отчетах (§66), с объяснением, какие именно были приняты меры к тому, чтобы ни одна из книг, признанных вредными для воспитанников, не могла обращаться между ними как в самом заведении, так и вне его. В отношении собственно воспитательских чтений с воспитанниками (§ 2, п. б), существенной пользы можно ожидать только от близкого участия в этом деле самих воспитателей, которые должны с заботливым вниманием выбирать целые сочинения и отдельные статьи для своих чтений, преследуя при этом по преимуществу воспитательные, а не исключительно учебные цели. Не менее важно, чтобы воспитатель успевал привлекать кадет к своим чтениям не столько формальною обязательностью, сколько возбуждением в масс их живого интереса к содержанию чтения и вполне уместных здесь бесед, которые должны направлять внимание слушателей на предметы способные облагораживать и возвышать их, должны давать здоровую пищу уму и сердцу воспитанников; раскрывая им как жизненную, так и художественную сторону лучших произведений преимущественно родной словесности, не ослабляя при этом непосредственного целостного впечатления самих произведений. Сверх того, с кадетами трех старших классов воспитатели ведут чтения некоторых литературных произведений собственно по указаниям преподавателей, в дополнение к занятиям сих последних в классах. (Цирк.1866 г.,№22,п.6, Цирк.расп.,59, 89 и 110).

§ 48. Кроме чтения избранных книг, которое не должно служить в ущерб физическому развитию воспитанников и учебной их работе, свободное от обязательных заняли время (§ 2, п. в.) употребляется преимущественно на прогулки с гигиеническою, воспитательною и образовательною целями (см. §§ 24 и 25, Цирк.1876 г.№19, п.V, Цирк.расп.,95), занятия музыкой (см. в конце этого §), и пением, ремесленные и садовые работы, а также на раздачу и осмотр учебных пособий и других положенных для кадет казенных вещей, наконец, на необходимый отдых, детские игры и другие развлечения, соответствующие возрасту и развитию воспитанников. (Цирк.1872 г. 34, Цирк.расп.16 и 64); при этом следует, руководствуясь сказанным в конце § 26, по возможности избегать стеснения отдельных личностей в выборе того или другого занятия. Вместе с тем не должно упускать из виду, что эстетическое образование составляет неотъемлемый элемент правильного воспитания, а потому заведение, пользуясь зависящими от него средствами, содействует возможному развитию в воспитанниках, соответственно возрасту их, любви и вкуса в прекрасному и возвышенному в природе и в искусстве. Особенное внимание воспитателей должно быть обращено на производительное употребление кадетами их досуга в течение продолжительных праздников и в каникулярное время. Что касается занятий музыкой, то цель их в кадетских корпусах ограничивается развитием в воспитанниках музыкального слуха и охоты к музыке и сообщением им, по мере способностей каждого, хотя некоторого навыка в пользовании ею для собственного удовольствия. А потому, обучение этому искусству и совместные упражнения в нем не могут иметь здесь характер консерваториальный и должны, главным образом, служить в школьной жизни элементом, оживляющим ее неизбежную, до некоторой степени, монотонность. (Цирк.1885 г.№32, Цирк.расп. 43 и 44). При устройстве в корпусах, время от времени, домашних увеселительных вечеров собственно для кадет (Цирк.1879 г. 27, п.II), программа их, предварительно обсуждаемая в местных педагогических комитетах, должна быть согласована, во всех подробностях, с общими воспитательными требованиями, причем в состав ее могут входить:

а) чтение избранных поэтических произведений;

б) хоровое пение, с аккомпанементом;

в) исполнение кадетами соответствующих их умению и пониманию музыкальных пьес на различных инструментах, преимущественно же оркестровое;

г) танцы, характерные и общественные, 

д) спектакли,— последние не иначе, как с особого, на каждый раз, разрешения Главного Начальника военно-учебных заведений. (Цирк. 1879 г.. № 29, п. II).

Наконец, при распределении воспитанников для обучения игре на том или другом музыкальном инструменте, заведение должно сообразоваться с личным желанием каждого кадета и его родителей, с его возрастом и способностями, имея в виду, что музыкальные упражнения воспитанников как единичные, так и совместные, отнюдь не должны служить помехой учебным и другим обязательным их занятиям; при выбор же кадетом одного из духовых инструментов, приступать к обучению можно не иначе, как по удостоверению старшего врача в том, что обучение это не окажет вредного влияшя на здоровье обучающегося.

§ 49. Для ближайшего надзора за кадетами офицеры-воспитатели. должны по возможности чаще находиться во вверенных им отделениях (Цирк. расп., 35); общее же наблюдение над целого ротой возлагается на ее командира и очередного дежурного воспитателя, в распоряжении которого должно находиться достаточное число дневальных служителей. В продолжение всей ночи дортуары каждой роты обходит один из служителей, который, наблюдая за порядком и тишиной во всех кадетских помещениях, в случае надобности обязан разбудить дежурного офицера-воспитателя. (Цирк.расп,39 и 58).

Примечание. Назначенные из числа лучших кадет VII класса вице-унтер-офицеры распределяются по отделениям старшей роты, состоят в ведении отделенных офицеров-воспитателей, по принадлежности и вместе с ними дежурят по роте; вице-фельдфебель старшей роты, подчиненный непосредственно ее командиру, исполняет и все распоряжения дежурного по роте офицера-воспитателя. Все вообще должностные кадеты старшей роты исполняют возложенные на них обязанности согласно особой на этот предмет инструкции. (Полож.ст.26, прим. Приказ по в.у.з.1885 г. 16, и Цирк.предп. от 8 марта 1885 г.).

§ 50. Неослабное поддержание в заведении дисциплины, основанной на педагогических началах, составляет непременную обязанность как директора, инспектора классов и ротных командиров, так и всех воспитателей и учителей; они должны строго наблюдать за тем, чтобы кадеты всегда были исполнительны и ни под каким видом не нарушали порядка, предписываемого установленными правилами и требованиями ближайшего начальства (Цирк.расп.37). .При этом надлежит иметь постоянно в виду, что правильная дисциплина должна не только достигать непосредственного результата - исполнительности и хорошего поведения кадет, в самом заведении, но постепенно вырабатывать в них способность подчиняться установленным требованиям и в самостоятельной жизни.

§ 51. Сущность воспитательного дела требует, чтобы воспитанник, не могущий еще иметь верного мерила для разумного самоопределения, подчинял волю свою воли воспитателя. Подчинение это есть только одно из средств воспитания, а не конечная цель его; эта последняя заключается в повиновении воспитанника нравственному закону, который должен, наконец, обратиться в его личную совесть. Но пока еще воля воспитанника не вполне согласуется с нравственным долгом, воспитанник обязан безусловно повиноваться приказанию или запрещению воспитателя, который, в свою очередь, должен сформулировать их по возможности кратко и вполне определенно, чтобы воспитанник с точностью знал, что именно следует и чего не следует ему делать (Цирк.расп.37). Вместе с тем воспитатель должен быть всегда воздержан и осмотрителен в отдаче приказаний, требуя от воспитанников лишь действительно необходимого и возможного, а затем не допускать уклончивости  в точном исполнении требуемого и деятельно преследовать неповиновение, в особенности же соединенное с обманом (ср. § 73). Само собою разумеется, что с течением возраста воспитанника многие приказания и запрещения становятся излишними, так как собственное сознание обязательности и предосудительности известных действий с летами должно все более и более укореняться в нем; но с возрастом же неизбежно появляются новые потребности и новые искушения, которыми обусловливается необходимость продолжать регулирующее влияние наставника, с соответственным лишь изменением частных целей и приемов воспитательного воздействия. При этом существенно важно, чтобы такое изменение совершалось с должною постепенностью, так как в деле воспитания резкие переходы вообще вредны; наиболее же опасностей представляет именно неподготовленный переход от строгих ограничений в школе к самостоятельной жизни.

§ 52. Вполне надежного средства для приучения воспитанников к повиновению и исполнительности вообще надо искать в развитии той подчиненности их своим воспитателям, которая вытекает из нравственной связи сих последних с порученными им кадетами и составляет одно из главных оснований для установления правильных воспитательных отношений. Истинный дух дисциплины проявляется в добрых отношениях воспитанников между собою, к наставникам и к заведению, в честном исполнении всеми его требований и в общей заботливости об его репутации. При разъяснении кадетам необходимости повиноваться приказаниям и запрещениям, воспитателю необходимо руководствоваться следующими основными соображениями: 

а) наставление посредством рассудочного доказательства, с подробным изложением мотивов приказания или запрещения, в большинстве случаев оказывается мало действительным воспитательным средством и нередко ведет питомца к отрицательной рефлексии и к ложному убеждению в том, что он не обязан повиноваться, если сам не видит на то причины; 

б) увещание, действующее на чувство питомца, есть уже более сильный фактор воспитания, так как чувство гораздо теснее связано с деятельными силами человека, нежели холодное рассуждение; но, вместе с тем, чрезмерное возбуждение чувства неминуемо ослабляет энергию человека;

в) во всяком случае наставление или увещание окажется более плодотворным, когда оно приурочено к какому либо конкретному проявлению в жизни питомца;

г) если воспитатель не имеет поводов сомневаться в безусловной готовности воспитанников повиноваться ему, то для него нет и надобности мотивировать свои распоряжения; при существовании же таких поводов, всегда лучше прибегнуть к увещанию до исполнения приказания или запрещения, нежели после их нарушения, когда уже выяснится необходимость в более сильных воспитательных мероприятиях;

д) при проявлении упрямства лучше не настаивать на безотлагательном выполнении приказания раздраженным воспитанником, а дать ему время успокоиться, и затем уже вновь приступить к объяснению необходимости подчиниться заявленному требование. Такие временные уступки, доказывая лишь готовность воспитателя благодушно отнестись к воспитаннику, никогда не подрывают авторитета наставника; резкая же настойчивость его, при раздражении воспитанника, часто принимается сим последним как личный каприз приказывающего и, в большинстве случаев, вызывает применение крутых мер, как насилие (Цирк. расп., 93), телесное наказание или исключение из заведения (см. ниже, §§ 62—64), за которыми весьма нередко кончается и самое воспитание,

е) такие воспитательные требования, кои почему-либо затруднительно провести в данную минуту (например, вследствие дурного настроения массы воспитанников, резкого разлада с установившимися в ней привычками, и т. п.), следует отлагать до более благоприятного времени.

§ 53. Кроме личного влияния наставников, школьная дисциплина должна поддерживаться совокупностью всех принимаемых .заведением воспитательных мер, в числе которых заключаются награды и наказания, как вообще приятные и неприятные ощущения, преднамеренно связываемым воспитателем с датскими поступками и проявлениями. В педагогическом отношении награды и наказания должны быть рассматриваемы как средства искусственные, чуждые чистой нравственности, нередко способные заглушать истинные мотивы детских поступков и, вместо любви к добру, вызывать своекорыстные расчеты, вместо внутреннего страха самого зла, возбуждать боязнь страдания постороннего этому злу. Для ослабления такой опасности, применяемые в заведении награды и наказания должны, насколько возможно, иметь характер логических последтвий поощряемого или порицаемого проявления.

§ 54. Воспитательные награды должны применяться в заведении вообще с большою осмотрительностью и с единственною целью - укреплять в кадетах любовь к добру ради самого добра и стремление к труду и преуспеянию, отнюдь не поселяя в них алчности, самохвальства и кичливости пред товарищами. При надлежащем ходе воспитания, таковым условиям ближе всего отвечают следующие миры поощрения:

  • более доверчивое и участное отношение воспитателя к известному воспитаннику;

  • признание его успеха вообще или достоинства отдельного поступка;

  • высказанное ему воспитателем или начальством при других воспитанниках одобрение;

  • назначение отличным воспитанникам полезных в образовательном отношении подарков и доставление умственных и целесообразных удовольствий;

  • похвальный отзыв о воспитаннике его родителям, ротному командиру и директору корпуса;

  • особое доверие ближайшего воспитателя, других наставников и начальства заведения,

  • удостоение лучших по нравственности и успехам в учении кадет VII класса к производству в звания вице-унтер-офицеров и вице-фельдфебеля. 

    При этом необходимо иметь в виду, что выражение воспитаннику похвалы за доброе его чувство вполне уместно лишь в тех случаях, когда оно сопровождается добрыми поступками, пожертвованием собственными интересами, самовоздержанием и трудом на пользу других, так как сущность эгоизма заключается не в недостатке добрых чувств, а именно в отсутствии добрых дел. В конечном же результате, каждый воспитанник должен быть приведен к искреннему убеждению в том, что лучшею для него наградой всегда служить собственное внутреннее сознание добросовестно исполненного долга. (Цирк. расп. 32).

§ 55. При употреблении наказаний, прежде всего надо иметь в виду, что, побуждая воспитанников к исполнительности, они весьма часто оказывают вредное влияние на их характер и что воспитательное взыскание должно налагаться с исключительною целью исправления, не будучи ни в каком случае актом возмездия. Но исправление посредством наказания и удачный, при данных обстоятельствах, выбор меры возможны только при том условии, если степень виновности воспитанника раскрыта во всей полной, главные побуждения к проступку тщательно выяснены и нравственное настроение подлежащего взысканию хорошо известно наказывающему лицу; опытный же и проницательный воспитатель всегда сумеет верно разграничить собственно проступки от безразличных действий воспитанников, не спеша приписывать им и кажущиеся дурные побуждения, которых в данном случай действительно не было.

§ 56. Вполне выгодного, в смысле воспитательном, результата от применения взысканий на практике воспитатель достигает только тогда, когда эти искусственные меры, постепенно утрачивая характер необходимости, окажутся, наконец, совершенно излишними для его воспитанников, когда сии последние будут побуждаться ко всему доброму, честному и полезному только истинными внутренними стимулами, освободятся от безнравственных стремлений и прочно усвоят себе склонности нравственные. Поэтому заботливость начальства, усердие и искусство воспитателей должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение проступков, как и развития порочных склонностей, и на изыскание способов надежного исправления детей помимо наказания. Но при всевозможной умеренности в применении различного рода взысканий, воспитательная система заведения отнюдь не должна уничтожать в кадетах чувства соразмерней ответственности за их поступки и возводить в безусловное право всех воспитывающихся ту безнаказанность, которую каждый из них может заслужить только своими личными достоинствами и постоянною исправностью; когда каждый воспитанник будет уверен, что, в случай необходимости, заведение всегда имеет возможность обуздать его силой, то применение этой силы на практике, конечно, потребуется лишь в крайне редких, совершенно исключительных обстоятельствах. Особенно неблагоприятными, в педагогическом смысла, последствиями обыкновенно сопровождается наложение огульных наказаний на целые группы, а потому если предполагается, что в данном проступке принимало участие значительное число воспитанников одновременно, то предстоит, при помощи выяснения им прямого долга собственного сознания каждым в своей личной виновности, как равно и других, уместных в данном случае, воспитательных приемов, открыть в массе воспитанников действительно виновных, с тем, чтобы относительно сих последних своевременно принять надлежащие исправительные меры. Обстоятельность и успех расследования, производимого в подобных случаях, будут неминуемо ослаблять уверенность кадет в возможности избежать взыскания посредством скрытности и нарушения порядка целою массой; но при этом отнюдь не следует вызывать явные, а тем более тайные, показания товарищей друг на друга, в особенности же когда общий проступок не представляется резко предосудительным в глазах самих воспитанников (ср. § 73). Наконец, в неизбежных случаях, назначение взыскания целой роте, всему классу или отделению делается не иначе, как самим директором.  

§ 57. Все вообще взыскания с отдельных личностей, как меры, направляёмые только к достижению определенных воспитательных целей, должны быть налагаемы с соблюдением надлежащей постепенности, последовательности, умеренности и строгой внутренней справедливости (Цирк. расп. 74). При выборе той или другой меры наказания и способа ее приложения, необходимо соображаться как с характером самого проступка или дурного проявления и побуждений к нему, так и с личными свойствами, возрастом, темпераментом, развитием и душевным в данное время настроением виновного; при этом более строгое внимание должно быть обращаемо на такие проступки, которые принимают характер рецидива, и в которых выражается нарушение важных нравственных требований: уважения к правилам религии и человеколюбия, повиновения начальству, почтительности к родителям и к старшим вообще, правдивости, благопристойности и скромности, добрых отношений к товарищам, уважения к достоинству и обязанностям человека и к чужой собственности. Вместе с тем надлежит всегда иметь в виду, что некоторые, хотя бы и серьезные уклонения от нравственной нормы, как леность, упрямство, капризы, резкие выходки против наставников и товарищей, тот или другой воспитанник проявляет иногда ненамеренно, под влиянием случайных обстоятельств, временного нарушения его добрых отношений к товарищам, семейного горя или беспокойства о близких ему людях, вообще душевного удручения или раздражения, телесного нездоровья и т. п.; в таких случаях участие и снисходительность воспитателя к провинившемуся несомненно окажутся для него всего болте благотворными. Особенной осторожности в применении взысканий требуют как первое время по вступлении в корпус кадета, так и переход его из детского возраста в юношеский, совпадающий обыкновенно с переводом в IV или V класс.

§ 58. Все назначаемые меры взыскания, приемы их выполнения, замечания и выговоры отнюдь не должны заключать в себе чего-либо унизительного, подавляющего в юношах, особенно более взрослых, чувство чести и оскорбляющего их справедливое самолюбие, или же сопровождаться раздражением воспитателя, обидными, грубыми и насмешливыми его выражениями. Но, вместе с тем, воспитанники должны быть проникнуты убеждением, что для каждого правильно развитого человека гораздо унизительнее заслужить наказание, нежели понести его, когда оно уже заслужено. Для того же, чтобы не ослаблять значения принимаемых мер, следует избегать частого повторения однородных взысканий в применении к одному и тому же воспитаннику, как равно и одновременного наказывания многих; осторожностью в этом последнем отношении облегчается еще и непременная обязанность воспитателя  наблюсти за выполнением, во всей строгости, каждого назначенного воспитаннику взыскания.

§ 59. По всем вышеприведенным соображениям, наложение обыкновенных взысканий на кадет. исполняется преимущественно их отделенными офицерами-воспитателями во всякое время, за исключением классных уроков, когда право распоряжения в классе принадлежит учителю; но в неотложных случаях, где необходимо остановить нарушение порядка, инспектор классов, ротный командир, учитель во время урока и дежурный по роте офицер-воспитатель налагают, по своему усмотрению, более применимые к обстоятельствам взыскания, из числа поименованных в следующем §.

§ 60. Обыкновенными взысканиями признаются:

  • выговор, сделанный воспитаннику наедине или в присутствии его товарищей,

  • неодобрительный отзыв о воспитаннике его родителям и начальству; 

  • лишение. права  участия в общих играх и развлечениях, как и вообще тех прав, коими кадет злоупотребляет или же не умеет пользоваться;

  • постановка на штраф (на время не долее часа);

  • высылка из класса (во время уроков лишь в случаях крайней необходимости);

  • лишение одного блюда за обедом, ограничение его одним супом (не более двух раз в неделю), или же замена пирога и пшеничной булки ржаным хлебом;

  • сокращение срока отпуска на несколько часов;

  • лишение права на суточный отпуск,

  • кратковременный арест (на срок, не превышающий 12-ти часов), только днем, с определенным выше стеснением в пище и непременно в одиночном для каждого арестованного помещении, под присмотром надежного служителя. (Цирк. 1884 г.№ 35 и 1885 г. № 77).

§ 61. Более строгие меры взыскания, при безотлагательной в них необходимости, допускаются только с разрешения ротного командира или директора; без таковой же необходимости все проступки кадет, выходящие из ряда обычных детских шалостей, как равно и проявления порочных наклонностей, - по обстоятельном расследовании дела ближайшим воспитателем, - обсуждаются в частных собраниях местного педагогического комитета, а в более серьезных случаях, могущих подвергнуть виновного исключению из заведения, подробно рассматриваются комитетом в полном его составе (см. ниже, § 96). Определенные комитетом взыскания приводятся в исполнение не иначе, как с утверждения директора, и могут состоять:

  • в сбавке баллов за поведение (§ 67),

  • в большем стеснении права на отпуск (Цирк. расп. 36),

  • в более продолжительном и суровом аресте (Цирк. расп. 23 и 53),

  • в лишении вице-унтер-офицерского и вице-фельдфебельского звания,

  • в лишении погон на платья (Цирк. расп. 82),

  • во временном отделении от товарищей под особым надзором,

  • в случае безуспешности всех исправительных мер, в предназначении виновного или испорченного кадета к исключению из корпуса, на основании установленных правил (Цирк. расп. 20 и 24)

§ 62. Все вопросы о предназначении кадет к исключению из корпуса должны быть решаемы в полном собрании комитета, с особою, самою тщательною осмотрительностью, так как прямая задача учебно-воспитательных учреждений вообще, а тем более - преследующих и благотворительные цели, состоит именно в том, чтобы из каждого доверенного им питомца, насколько возможно, приготовить для общества полезного деятеля; исключение же воспитанника из кадетского корпуса лишает, в большинства случаев, недостаточных его родителей последней возможности дать сыну необходимую подготовку к честно-трудовой жизни. Затем, основанные на решении местного комитета представления корпусов высшему начальству об исключении кадет непременно следует мотивировать со всевозможною обстоятельностью.

Примечание. Порядок перевода в низшие военные школы, на основании ст. 44-й Положения, тех воспитанников, кои, по малоспособности или по нравственной испорченности, не могут оставаться в кадетских корпусах, подробно определен особыми правилами.

§ 63. Относительно всякого рода телесных наказаний без обдуманного намерения, прибегать к которым иногда дозволяют себе слабые и раздражительные наставники, они должны всегда помнить, что человек, лишенный способности самообладания, менее всего может быть воспитателем и что каждый удар воспитаннику унижает не только педагогическое, но и человеческое достоинство ударившего, несомненно обнаруживая его нравственную несостоятельность. „Не раздражайте детей ваших, — говорить св. апостол, — дабы они не унывали, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем". (Колос. 3, 21 и Ефес. 6, 4). Вообще запальчивость и грубое насилие в деле воспитания не могут быть оправданы никакими соображениями и менее всего показанием воспитателя, что пострадавший воспитанник сам первый нанес ему личную обиду: при здравом понимании педагогического дела, никакое слово, даже действие воспитанника не может признаваться оскорблением для личности воспитателя ни им самим, ни заведением, ни обществом - по самой сущности воспитательных отношений вообще. В подобных обстоятельствах молодые наставники, начинавшие свою педагогическую деятельность, должны быть особенно осторожны и всегда помнить, что долг каждого из них заключается в охранении не столько своего личного самолюбия, сколько общей дисциплины и авторитета целой воспитательной корпорации, и что однажды утраченное наставником уважение восстановляется в воспитанниках лишь с большими усилиями. А потому малоопытный воспитатель, во всех случаях встречаемого им препятствия к поддержанию строгой дисциплины, обязан, оставляя в стороне излишнюю самоуверенность и ложное тщеславие, своевременно обращаться за указанием к своему ротному командиру или за советом к более опытным товарищам. 

§ 64. Крайняя исправительная мера в виде наказания розгами допускается лишь в тех исключительных случаях, когда она, по зрелом обсуждении всех обстоятельств дела, будет признана действительно способною помочь исправлению малолетнего, а не только покарать его (ср. § 55); такая тяжелая мера взыскания назначается не иначе, как по определению педагогического комитета, утвержденному директором, или. по его непосредственному усмотрению, и приводится в исполнение непременно в присутствии самого директора или, по его поручению, ротного командира. (Цирк. расп. 18 и 24). При обсуждении вопросов о наказаний розгами необходимо, с полным участием к виновному воспитаннику, принимать в соображение как его возраст, индивидуальные свойства, степень развития, нравственное настроение и вероятные последствия  взыскания, так и характер самого проступка, имея в виду, что подобная суровая мера только и может быть признана более или менее уместною лишь в случаях дерзкого упрямства, наглого цинизма, грубого насилия и злости, в их различных проявлениях, когда заведение вынуждено резко напомнить необузданному мальчику, что над ним есть высшая власть, которая всегда имеет право и силу укротить злой нрав его и вредную запальчивость.

§ 65. Вся система употребляемых в заведении исправительных мер должна быть проникну та теплым участием к детям и тем характером единства, в котором собственно и заключается главная сила воспитательных влияний вообще. При обсуждении проступков кадет должно иметь постоянно в виду, что все меры взыскания, подчиняя их известным требованиям, отучая от дурных привычек и ослабляя предосудительные порывы, тем не менее оказывают, в деле нравственного воспитания только второстепенное, вспомогательное, лишь временно облегчающее надзор за детьми влияние; сами по себе, наказания неспособны действовать на внутреннее убеждение воспитанника, не могут изменить в желательном направлении склад его чувств и мыслей. Достигается это последнее только искренним сближением воспитываемого с воспитывающим, а на пути такого именно сближения большую опасность представляют все суровые, крутые, резкие, или же мелочные, случайные и часто повторяемые меры взыскания. Совокупность вышеприведенных указаний неминуемо должна привести каждого воспитателя к сознанию той истины, что, не ограничивая себя разумною мерою в употреблении взысканий вообще, он рискует, ради временного только облегчения некоторых частных сторон своей обязанности, затруднить себя в важнейшей стороне дела - в приобретении серьезного и прочного влияния на вверенных его попечению воспитанников.

§ 66. Офицеры-воспитатели ведут подробную письменную отчетность о каждом из кадет, порученных им отделений, для чего служат шнуровые аттестационные тетради, составляемые по прилагаемой форме. Именная аттестационная тетрадь каждого кадета, за все время пребывания его в корпусе, постоянно сохраняется, как документ, у отделенного воспитателя по принадлежности, своевременно пополняется им и ежегодно рассматривается: предварительно ротным командиром и затем, по назначению директора, в местном педагогическом комитете. Для исправного ведения таковой отчетности все факты, сведения и замечания о каждом кадете, имеющие значение при его воспитании, должны быть аккуратно заносимы отделенным воспитателем в его частный дневник (Цирк. 1882 г., № 43), на основании которого он составляет и свои периодические отчеты, по прилагаемой форме. Таковые отчеты представляются чрез подлежащих ротных командиров директору и, по его назначению, подробно обсуждаются в частных собраниях педагогического комитета (см. ниже, § 96), с главною целью вырабатывать таким путем, на основании данных из опыта, руководящие указания для дальнейшего направления воспитательного дела в заведении, как равно и для необходимого ознакомления всех его воспитателей с фактическими подробностями хода этого дела в отдельных группах. Сроки для представления офицерами-воспитателями периодических отчетов, ежемесячно или через каждые два месяца (к началу октября, декабря, февраля, апреля, июня и августа), определяются по усмотрению директора корпуса. (Цирк. 1870 № 19, п. V, 1871 г. 18, п. III, 1872 г. № 38, п. II, 1882 г. ЛЙ6 46 п 54, и 1883 г. т 27 и 33, и Цирк. расп., 5 и 6).

§ 67. Для удобства при сравнительной оценке успехов в учении и поведении кадет установлена двенадцатибалльная система, причем высшая оценка собственно поведения воспитанников различных классов выражается нижеследующими предельными баллами для кадет (Цирк. 1885 г., № 73)

  • I и II классовъ - 7,

  • III класса - 8,

  • IV класса - 9,

  • V класса - 10,

  • VI класса - 11,

  • VII класса - 12.

    Во всех представлениях о воспитаннике выставленный ему балл за поведение должен сопровождаться кратким письменным отзывом отделенного воспитателя о нравственных качествах аттестуемого; за основание таких отзывов следует принимать подробные сведения о воспитаннике, заключающиеся в его аттестационной тетради и в периодических отчетах воспитателя. Представления отделенных воспитателей о прибавке и сбавке баллов за поведете каждому кадету рассматриваются предварительно ротными командирами, по принадлежности, затем обсуждаются в частных собраниях педагогического комитета и утверждаются директором.  (Цирк. 1870 г. № 19, ц. V, и Ж 42, п. П, и 1877 г. 18, •„- и. I, и Цирк. расп., 83, 96 и 106).

§ 68. В видах правильного сердечного воспитания, заведение обязано всеми доступными ему средствами поддержи вать в кадетах теплые чувства любви и почтительности к родителям, тщательно оберегая в каждом воспитаннике добрые следы патриархальной нравственности, вынесенные им из домашней, семейной жизни; по завету апостола; дети должны „почитать свою семью и быть послушны родителям своим во всем, ибо сие благоугодно Господу" (I Тим. 5, 4, и Колосс. 3, 20). Естественная привязанность детей к семье должна как можно менее ослабляться влиянием жизни в стенах закрытого заведения, которое постоянно заботится о правильном и соразмерном развитии в своих питомцах не только ума и характера, но и сердца. С другой стороны, для заведения весьма желательно, чтобы сами родители и опекуны, своим добрым влиянием на детей и всеми зависящими от них способами, содействовали ему в успешном достижении воспитательных целей.

§ 69. В назначенные дни (Цирк. 1873 г. № 36, п. II) кадеты-интерны увольняются в отпуск к их родителям или опекунам, причем соблюдаются нижеследующая главные правила:

а) отделенные офицеры-воспитатели входят в непосредственные сношения с лицами, желающими брать кадет в отпуск, и разъясняют таковым лицам все установленные правила, точное выполнение которых обязательно для воспитанников во время нахождения в отпуску, увольнять же не к родителям или опекунам, а для прогулок по городу, дозволяется, с разрешения директора, только тех кадет, которые несомненно заслуживают особого доверия (Цирк. 1884 г., № 27);

б) каждое лицо, которому, с разрешения директора, предоставлено постоянное право брать в отпуск известного кадета, получает от корпуса годовой билет, по прилагаемой форм, с подробным изложением как принимаемых этим лицом на себя обязательств, так и правил, коими должны руководствоваться сами уволенные в отпуск кадеты (Приложеше IV); 

в) на все время отпуска каждый увольняемый кадет вверяется попечению и ответственности того лица, на имя которого выдан годовой билет; в исключительных же случаях, когда воспитатель убедится, что пребывание в отпуску приносить несомненный вред для нравственности увольняемого кадета, он, по представление ротного командира, лишается директором права на отпуск, с мотивированным донесением о том Главному Начальнику военно-учебных заведений;

г) в назначенные дни и часы кадеты, имеющие право на отпуск, увольняются из корпуса, по надлежащем осмотре, своими отделенными воспитателями, причем каждый увольняемый получает форменный отпускной билет (Цирк. 1876 г., №. 28); о кадетах каждого отделения, уволенных в отпуск, делаются соответственные отметки в отпускной тетради (см. ниже, §108) при самом увольнении, а точные адреса всех увольняемых сохраняются в постоянной исправности у отделенного офицера-воспитателя, по принадлежности;

д) находясь в отпуску, кадеты должны выполнять все заявленные им требования заведения (Приложение IV), держать себя всегда прилично и вежливо, одеваться исправно и опрятно, выходить из дому непременно в форменной одежде и с отпускным билетом, и в точности соблюдать подробно означенные в нем правила отдания воинской чести,

е) уволенные кадеты возвращаются в корпус непременно к назначенному сроку и осматриваются дежурными офицерами-воспитателями, которые должны наблюдать за тем, чтобы все возвращающиеся из отпуска были одеты как следует и не приносили с собою запасов съестного, лакомств, недозволенных книг (ср. § 47) и вообще таких предметов, которые воспрещается кадетам иметь при себе.

Примечание. При увольнении кадет в загородный отпуск каждый из них получает билет за подписью директора и отделенного офицера-воспитателя, который обязан наблюсти за тем, чтобы все увольняемые без провожатого, но не иначе, как по письменной просьбе родителей или опекунов, имели при себе наличные деньги, необходимый для проезда до места назначения; в зимнее же время каждый увольняемый за город должен быть снабжен от родителей теплою одеждою. Все кадеты, прибывающие в отпуск в губернские или уездные города, обязаны предъявлять свои отпускные билеты уездным воинским начальникам, по принадлежности (Приказ по в. у. з. 1882 г. 18).

§ 70. Для посещения кадет родителями и родственниками, в отведенных для того приемных комнатах (§ 12), еженедельно назначается определенное время. Посетители не должны входить в общее помещение кадет и приглашаются не приносить им предметов, поименованных в предыдущем §; все же приносимые для кадет деньги должны быть передаваемы отделенному воспитателю (§ 72). Лица, желающие навестить воспитанников, находящихся в лазарет, допускаются туда для свидания лишь с теми из них, кому, по состоянию здоровья, это не будет воспрещено старшим врачом (ср. Инстр. врачам в. у. з. § 61), без разрешения которого больным кадетам отнюдь не должны быть передаваемы посетителями какие бы то ни было вещи, лакомства, напитки и лекарства.

§ 71. Офицеры-воспитатели должны заботиться о том, чтобы кадеты, время от времени, письменно уведомляли о себе своих отсутствующих родителей, причем само заведение может оказывать посильную помощь тем из воспитанников, которые лишены средств отправлять письма на свой счет. Вместе с тем, отделенный воспитатель обязан в назначенные сроки сообщать родителям или опекунам каждого из вверенных ему воспитанников письменные отзывы о его поведении и успехах, приглашая; в случае надобности, таковых лиц придти на помощь заведению своим влиянием и участием в деле нравственного воспитания их сыновей (Цирк. 881 г., № 26 Цирк. расп. 6). Переписка кадет с их родителями и ближайшими из взрослых родственников вообще не подлежит контролю воспитателей; изъятие из этого правила может быть допущено лишь в совершенно исключительных случаях, когда есть несомненные поводы опасаться вредных для воспитанника последствий, и не иначе, как с особого на каждый случай разрешения ротного командира; письма же, адресованные на имя трудно больных кадет, передаются им с дозволения старшего врача

72. Деньги, присылаемые для воспитывающихся в заведении кадет, как равно приносимые ими самими или их родственниками, получаются отделенными воспитателями, с ведома которых воспитанники расходуют свои деньги на предметы, допускаемые правилами заведения; при этом начальство его установляет строгую отчетность и постоянный контроль по хранению воспитателями принадлежащих кадетам денег (Цирк. расп. 8, 88 и 100).

§ 73. Установление добрых и честных отношений между совоспитывающимися составляет существенный элемент нравственного воспитания. При разделении массы воспитанников, по их возрасту, на несколько рот и при установившихся в заведении добрых нравах в общем его духе (§ 39), близкое сообщество с порядочными товарищами приносить несомненную пользу каждому из воспитанников и значительно облегчает работу их воспитателей. Дружеские связи в годы юности нередко оставляют глубокий след в мыслях, чувствах, привычках и склонностях человека на всю его жизнь, а потому не могут не быть признаваемы за один из сильных факторов воспитания, которое должно всеми мерами ослаблять вредное и усиливать полезное влияние товарищей друга на друга и тем самым закладывать в них, еще в школе, основание благородного общественного духа; побуждая более взрослых и развитых кадет к дружелюбной помощи и покровительству младшим и слабейшим, оно ни под каким видом не терпит доносов на товарищей, а, напротив, поощряет совоспитывающихся всегда выполнять разумные требования доброго товарищества, отнюдь не прибегая, разумеется, ко лжи и обману. Относительно сего последнего порока воспитатель должен всегда помнить, что в каждом человеке непременно существует такое отвращение к неправде, которое преодолевается лишь с большим усилием; но раз поддавшись искушению, отвращение это уже только с трудом может быть восстановлено в прежней силе. Внутренняя жизнь каждого воспитанника, насколько она подлежит ведению воспитателя, должна иметь основанием своим строгую правдивость, так как "всякая неправда есть грех" (I Иоанн., 5, 17). Мало достичь того, чтобы воспитанник избегал прямой лжи, но совершенно необходимо, чтобы он прочно усвоил себе положительную правдивость, проявляя ее не только на словах, но и во всех своих помыслах и поступках, и ни в каком случае не прибегая к лицемерию, хвастовству, лести, заискиванию и запирательству. Сам же воспитатель, по отношению ко всем его питомцам, должен всегда соблюдать строгое беспристрастие и внутреннюю справедливость, устраняя всякие поводы к нарушению доброго согласия между сотоварищами: ,,где зависть и сварливость, там неустройство и все худое" (Иак. 3, 16). Вместе с тем необходимо, чтобы воспитатели, развивая в кадетах благодушие вообще, давали надлежащее направление и отношениям их к прислуги заведения. При этом само собою разумеется, что всякого рода сделки, с корыстною целью (купля, мена, ссуда, игра, заклады, лотереи и т. п.) кадет между собою или с прислугою заведения, не допускаются ни под каким видом (Цирк. расп., 8, 88).

Примечание. Каждое заведение обязано принимать все зависящие от него меры к тому, чтобы находящаяся при кадетах прислуга вообще была благонадежного поведения, тщательно исполняла свои обязанности и всегда соблюдала необходимую опрятность и исправность в одежде (Цирк. расп. 39, 45 и 46).

§ 74. Кроме всего вышеизложенного кадеты, по мере приближения к отпуску из заведения, должны быть ознакомлены и с внешними, нередко мелочными требованиями современной общественной жизни, хотя и не имеющими сами по себе нравственного значения, но отчуждение от которых, мешая юноше занимать равное с другими положение в свете, возбуждает в нем недовольство собою и легко может завлечь молодого человека в дружественные связи, отрешенные от общества, уединенные, и потому, в большинстве случаев нравственно-опасные. Наконец, каждое заведение, приготовляя воспитанников к практической жизни, непременно должно развивать в них, кроме трудолюбия, и необходимое сознание той истины, что никакая работа с чистыми побуждениями не унижает человека. С этою целью кадеты должны, между прочим, быть приучаемы сами смотреть за своими вещами, убирать свои постели, чистить и, по возможности, чинить свое платье и т. п.; в этом же смысле полезно занимать воспитанников мастерствами, указанными в особых правилах (Приложеше I), и поручать им иногда исполнение некоторых домашних обязанностей: уборку классной комнаты, расчистку дорожек в саду и на дворе, разбивку куртин, гряд и клумб, посадку растений и уход за ними, устройство снежных гор,. катков и проч. Ближайшее применение всех таковых работ обсуждается в местном педагогическом комитете, причем необходимо руководствоваться общими соображениями, изложенными в упомянутых правилах.

§ 75. Вместе с тем следует приучать воспитанников к осторожному и заботливому обращению с доступными им животными, а также с растениями, и к бережливости в отношении как собственных их вещей, так и всего казенного имущества; каждый кадет должен иметь в своем ящике список находящимся у него книгам и вещам, и все офицеры-воспитатели как можно чаще осматривают в своих отделениях таковые предметы. В случай пропажи или умышленной порчи какой-либо вещи у кадета, должно всякий раз производить тщательное расследование, а вместо утраченной или испорченной им самим вещи, если возможно, не тотчас же выдавать новую, дабы этим стеснением дать воспитаннику почувствовать неприятные последствия небрежного обращения с выданным ему на руки имуществом (Цирк. расп. 104 и 108).

§ 76. Применяя все вышеизложенные меры для блага и преуспеяния вверенных ему воспитанников, воспитатель должен взаимно соподчинять свои требования от них, по относительной важности таковых для разумной подготовки к жизни, и постепенно развивать в них уверенность в собственных силах, деловые способности и практическую энергию. По мере возраста каждого юноши необходимо приучать его к деятельной заботливости о самом себе, к воздержности и довольству своим положением, к аккуратности и строгой расчетливости в пользовании собственными материальными средствами, к благоразумной .осторожности и. самопомощи в жизни, к охранению своих законных интересов и к надлежащему сбережение своего здоровья, без излишней боязливости и мнительности; но при этом существенно важно, чтобы воспитанник умел и желал  жертвовать низшим и временным своим благом для приобретения благ высших и постоянных. Не должно также упускать из виду, что в практической жизни личный интерес отдельного человека весьма часто противоположен общественному и что ум человека, даже весьма развитого, понимая очень хорошо зло, происходящее для общества от осуществления тех или других личных интересов, тем не менее решается иногда на их осуществление именно вследствие того, что они его личные интересы; правильное же воспитание обязано сообщить человеку такое направление мыслей и чувств, которое укрепляло бы в нем необходимую душевную силу всегда ставить в жизни общее благо выше своего личного.

§ 77. Рядом с этим одною из существенных задач современного воспитания следует поставить разумное и твердое противодействие развитию в юношах меркантильного направления, успевшего уже проникнуть не только во все слои общества, но отчасти даже и в школу. Направление это, вызывая ложные и преувеличивая действительные потребности человека, жадно стремится к изысканию всевозможных способов для их удовлетворения, без всякой, в большинстве случаев, оценки избираемых средств наживы по отношению к требованиям нравственности. Такое эгоистическое стремление к безграничному расположению личных интересов, прихотей и удовольствий прямо препятствует достижение истинного благополучия, так как, чем материальные потребности человека становятся шире и разнообразнее, тем в гораздо большей мере усложняются и затрудняются условия их удовлетворения. А потому каждый воспитатель нравственно обязан вкоренять в своих питомцах глубокое убеждение в том, во-первых, что низменная цель такого алчного стремления, по мере кажущегося приближения к ней искателя, отдаляется от него, и, во-вторых, что не только искание, но и само достижение этой цели, если бы оно удалось, никогда не сделает человека ни лучше, ни счастливее. Взрослый юноша должен искренне уверовать, что „корень всяких зол есть сребролюбие", что „не хлебом единым живет человек", что „более блаженства в том, чтобы да вать, нежели, чтобы брать", и что „великое приобретение - быть благочестивым и довольным". (I Тим. 6, 10, Матф. 4, 4, Деян. 20, 35, и I Тим. 6, 6). Для человека с правильно развитым нравственным чувством внешние блага жизни должны служить не целью, а только средством для достижения нравственной цели, обеспечить же свое личное материальное довольство, по мере данных ему сил и способностей, он может не иначе, как посредством прилежного труда, бережливости, воздержности и строгой честности. Вместе с тем юноша, окончивши свое школьное воспитание, должен ясно сознавать, что корыстные заботы о собственном материальном благе неизбежно понижают нравственный уровень человека, тогда как одушевленное стремление ко всему истинному, доброму и прекрасному непременно возвышает и облагораживает его. „Берегись любостяжания, - поучает нас Сам Божественный Учитель, - ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Лук. 12, 15). Наконец, правильное воспитание не может не указать человеку на то, что в нем есть самого драгоценного, - на его бессмертный дух, удовлетворяя чистым требованиям которого, при помощи религии, науки и искусства, человек только и может надеяться достичь истинного, прочного счастия. „Помышления плотския, - учит св. апостол, - суть смерть, а помышления духовныя - жизнь и миръ; живущие по плоти Богу угодить не могутъ" (Римл. 8, 6 и 8). Вместе с тем, воспитание должно сообщить характеру юноши нравственную устойчивость, необходимую для того, чтобы усвоенные им взгляды и убеждения он неотступно проводил в самой жизни и энергически противостоял многообразным ее искушениям; без этого основного элемента воспитания, все фактические знания и все, так называемое, практическое развитие не только не окажут пользы, но принесут положительный вред воспитаннику, хотя быть может сделают его не бесполезною, иногда же и весьма вредною, машиной в общественном организме.

§ 78. Совокупность всех воспитательных мер, принимаемых, согласно с вышеизложенными правилами, каждым кадетским корпусом, должна прочно установлять в его питомцах необходимые основы для приготовления из них впоследствии искренно и деятельно верующих христиан, самоотвер женно преданных Престолу, строго повинующихся законной власти и одушевленных сознательным чувством долга верных слуг России, добрых и почтительных сыновей, честных и трудолюбивых граждан, образованных, дельных и крепких духом и телом воинов, серьезно смотрящих на службу государ ству и обществу не как на средство, а как на благороднейшую цель своей жизни, с полною готовностью жертвовать ею на защиту Царя и Отечества от врагов внешних и внутренних.