Н. Я. Монахов

Специальные артиллерийские школы

Во второй половине 30-х гг. XX в., в условиях постоянных военных конфликтов и приближающейся крупно­масштабной войны, Советское правительство предприняло ряд конкретных мер по укреплению обороноспособности страны. Увеличилась численность Красной Армии. Она начала оснащаться новыми образцами оружия, в том числе артиллерийским вооружением разных назначений и калибров. Значительно расширилась в связи с этим и сеть военно-учебных заведений, особенно артиллерийских, авиационных, танковых и военно-морских. Для их укомплектования из числа молодежи необходимо было подготовить достойных кандидатов. В связи с этим и возникла идея создания специализированных средних военных школ для подготовки будущих курсантов военных училищ. К решению важной государственной задачи подключился ЦК ВЛКСМ, а непосредственными исполнителями стали Наркоматы обороны и просвещения.

В 1937 г. несколько средних школ Наркомпроса РСФСР в экспериментальном порядке приступили к обучению юношей 8-10 классов по программе специальных артиллерийских школ. Полученный опыт себя оправдал. В апреле 1938 г. Совет народных комиссаров СССР утвердил Положение о специальных школах Народных комиссариатов просвещения РСФСР и УССР. Они предназначались для укомплектования артиллерийских военных училищ подготовленной в военном отношении молодежью. В стране начали функционировать 16 средних артиллерийских школ: в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе и других городах.

К обучению после тщательного отбора было привлечено около семи тысяч человек, ибо желающих обучаться в этих уникальных учебных заведениях было во много раз больше. Большой активностью и целеустремленностью характеризовалось в этих мероприятиях участие комсомола. В апреле 1938 г. на расширенном совещании в ЦК ВЛКСМ, прошедшем под лозунгом "Молодежь, в артиллерию!", первый секретарь ЦК ВЛКСМ А.В.Косарев призвал комсомол посылать своих лучших представителей в артиллерийские училища и специальные артиллерийские школы, объяснив это тем, что руководство страны уделяет исключительное внимание развитию артиллерии. В газете "Правда" от 11 апреля 1938 г. был опубликован очерк "Специальные школы для будущих командиров артиллерии". В нем содержалось обращение учащихся 8-10 классов школ Киевского района Москвы, в котором они призывали молодежь пойти на учебу в артиллерийские военные училища, посвятить свою жизнь военному делу, стать командирами Красной Армии. В 1939 г. на экраны кинотеатров страны выходит фильм "Юность командира", в нем прозвучала песня с запоминающимися призывными словами:

Пусть тот, кто бесстрашен и молод,

Ктолюбит советский народ,

Пусть с первых рядов комсомола

К орудиям грозным встает.

Конечно же, не только, романтика военной службы в качестве командира-артиллериста звала молодежь в спецшколы, а прежде всего осознание долга по защите своего Отечества. Наркомат обороны делал все, чтобы новое патриотическое начинание в Красной Армии не осталось незамеченным. Начиная с 1 мая 1938 г. личный состав пяти московских артиллерийских спецшкол стал принимать участие в военных парадах на Красной площади. Трибуны всегда встречали юных артиллеристов аплодисментами.

Созданные специальные артиллерийские школы комплектовались учащимися, которые успешно окончили 7 классов и по состоянию здоровья соответствовали требованиям к поступающим в военные училища. Отбор кандидатов в каждую спецшколу осуществляли специально созданные для этой цели комиссии. У поступающих проверялись знания по всем общеобразовательным дисциплинам и прежде всего по математике, физике, химии и иностранному языку. Каждый абитуриент был обязан не только успешно пройти медицинскую комиссию, но и продемонстрировать физическую подготовку на спортивных снарядах. Высоко оценивалось наличие спортивных знаков: "Готов к труду и обороне", Осоавиахима, "Ворошиловский стрелок", Парашютного спорта и других. Учитывался интеллектуальный и культурный уровень будущих командиров-артиллеристов. Поступить, таким образом, в артиллерийские спецшколы было весьма непросто.

Учащимся спецшкол была установлена военная форма: темно-зеленый китель, синие брюки с красным кантом и артиллерийская армейская фуражка. В зимнее время предусматривалась особого покроя шинель. Петлицы были черного цвета. На петлицах сверкали две металлические буквы СШ (специальная школа) и артиллерийская эмблема — скрещенные артиллерийские стволы.

Каждая из созданных 16 артиллерийских спецшкол приравнивалась к войсковому подразделению типа дивизион.

Для организации военного обучения и воспитания в спецшколы назначались военные руководители из числа кадрового командного состава артиллерии Красной Армии. Обязанности командиров рот и взводов исполняли классные руководители из преподавательского состава. Старшины батарей, помощники командиров взводов и командиры отделений назначались из числа лучших учащихся, обладающих командными навыками. Обучение проводилось в соответствии с программами Наркомпроса. При этом такие предметы, как математика, физика, химия, черчение и военное дело, изучались с ориентацией на программы артиллерийских военных училищ. Особое внимание уделялось изучению иностранного, как правило, немецкого языка. К каждому очередному уроку требовалось знать 40-50 новых слов и правила их употребления.

Учащимся спецшкол разрешалось в свободное от учебы время проживать дома, для иногородних были созданы интернаты. Кроме того, для всех без исключения обучающихся предусматривался ежегодный 45-дневный лагерный сбор Жизнедеятельность спецшкол регламентировалась общим школьным уставом и Правилами внутреннего порядка в специальных средних военных школах.

Лучшие педагоги тех городов, где располагались артиллерийские спецшколы, преподавали общеобразовательные дисциплины. Обучение военным предметам велось кадровыми командирами Красной Армии, среди которых были имеющие боевой опыт и награжденные орденами и медалями. А это имело важное воспитательное значение. В период лагерного сбора учащиеся практически осваивали артиллерийское и стрелковое оружие, вплоть до проведения учебно-боевых стрельб. В лагерях проводились занятия на местности по тактике и топографии. Многие юноши мастерски овладевали практическими навыками сборки и разборки стрелкового оружия и технического обслуживания артиллерийских орудий.

Жизнь артиллерийских спецшкол была тесно связана с культурной и спортивной жизнью своих городов. Особенно это относилось к Москве, Ленинграду и Киеву. Постоянными гостями в спецшколах были популярные артисты, известные писатели и поэты, спортсмены. Поддерживался контакт с предприятиями и общеобразовательными школами.

Осенью 1938 г. состоялся первый выпуск из специальных артиллерийских школ. Около трех тысяч их воспитанников были зачислены курсантами военных артиллерийских училищ, что сразу повысило профессиональный уровень этих учебных заведений в подготовке командиров для артиллерии Красной Армии.

Война приближалась.

В 1940 г. по решению Советского правительства для укомплектования курсантами военных училищ Военно-Морского Флота и Военно-Воздушных Сил страны создаются специальные военно-морские школы и спецшколы ВВС. В этом же году производится набор учащихся в 8-10-е классы этих школ. Комплектование, обучение и воспитание в указанных спецшколах велись в соответствии с Положением и правилами внутреннего порядка, утвержденными для специальных артиллерийских школ.

В предвоенные годы и в период Великой Отечественной войны артиллерийские специальные школы стали одним из важнейших источников комплектования артиллерийских училищ. Следует указать, что весть о нападении фашистской Германии на СССР была воспринята учащимися спецшкол как призыв к действию. Все считали себя подготовленными воинами-артиллеристами и рвались на фронт. Шли бурные комсомольские собрания, но командование, естественно, сдерживало пыл энтузиастов, подчеркивая, что только отличная учеба будущих артиллеристов способна реально помочь фронту. Несмотря на трудное и грозное время, занятия в спецшколах продолжались. Было увеличено количество часов на военную подготовку. Большинство артиллерийских спецшкол эвакуировали в города Сибири и Урала.

В 1943 г. в Красной Армии вводятся погоны. Для учащихся  артиллерийских спецшкол предусматривалось ношение менее широких, чем у курсантов, погон с артиллерийскими эмблемами.

Военная подготовка велась приближенно к боевым условиям. В ряде случаев огромное желание учащихся спецшкол отправиться на фронт удовлетворялось. После прохождения ускоренного курса подготовки они вливались в славную плеяду воинов-артиллеристов действующей армии. С началом войны отдел специальных военных школ при Управлении средними школами Наркомпроса РСФСР был развернут в Управление военной подготовки, которое координи­ровало свою работу с отделом вузов Главного артиллерийского управления, ВМФ и ВВС.

За девять лет своего существования, пять из которых выпали на Великую Отечественную вой­ну, специальные артиллерийские школы дали фронту около 12 тысяч высокообразованных офицеров-мастеров артиллерийского дела, горячих патриотов своей Родины. Они сражались в рядах артиллерии мужественно и умело, достойно пронеся через годы испытаний звание артиллерийского спецшкольника. За мужество, отвагу и мастерство, умелое руководство подчиненными артиллерийскими подразделениями семи учащимся артиллерийских школ было присвоено звание Героя Советского Союза. Значительное число воспитанников спецшкол было удостоено прави­тельственных наград.

Многие учащиеся не вернулись с полей сражений, отдав свои молодые жизни за Родину. В Москве, в Чертольском переулке, в октябре 1982 г. был установлен памятный знак воспитанникам Московских специальных артиллерийских школ, проявивших мужество и героизм в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

После окончания войны, начиная с 1946 г., специальные артиллерийские школы Министерства просвещения стали расформировываться, но память о них жива. Помимо указанного памятного знака в 29-й Московской средней школе, где ранее находилась одна из артиллерийских спец­школ, создан музей боевой славы. Подобные музейные комнаты созданы и в ряде других общеобразовательных школ Москвы и других городов. В них собираются бывшие спецшкольники-артиллеристы. Они верны дружбе, зародившейся в далекие годы юности. Большая группа спецшкольников и воспитанников артподготовительных училищ собирается 19 ноября в День Ракетных войск и артиллерии у храма Василия Блаженного в столице. Подобные традиции существуют и в других городах, где были артиллерийские спецшколы,

Замечательную повесть об артиллерийских спецшкольниках "Нежный возраст" написал московский писатель А.Рекемчук. По этой повести создан кинофильм. К сожалению, произведений об артиллеристах-спецшкольниках очень мало. Не нашли еще своего достойного места артиллерийские учебные заведения в российском и международном кадетском движении, хотя работа в этом направлении ведется. В недавно созданном Информационном  периодическом  издании "Сыны Отечества - Кадетская перекличка" (учредитель Суворовско-Нахимовский союз) планируется публиковать материалы из жизни артиллерийских спецшкол и артиллерийских подготовительных училищ.

В 1946 г. вместо специальных артиллерийских школ, как правило, с использованием их базы, были созданы шесть артиллерийских подготовительных училищ: 1-е и 2-е Московские, Ленинградское Харьковское, Киевское и Одесское. Последнее было вскоре расформировано. Это были учебные заведения, подобные созданным в 1943 г. на базе специальных военно-морских средних школ военно-морским подготовительным училищам. Учтен был и трехлетний опыт функционирования Суворовских военных училищ. Комплектовались артиллерийские подготовительные училища в первую очередь за счет воспитанников расформированных артиллерийских спецшкол.

В Положении об артиллерийских подготовительных училищах было определено, что они имеют целью дать воспитанникам законченное среднее образование с артиллерийским уклоном, вырастить пламенных патриотов Отечества, любящих военное дело и решивших посвятить свою жизнь службе в рядах артиллерии Вооруженных Сил СССР.

В первые послевоенные годы значительное количество курсантов артиллерийских военных училищ составляли воспитанники артиллерийских подготовительных училищ. Особенно это относится к 1-му и 2-му Московским артиллерийским училищам, а также к Калининградскому училищу гвардейских минометов. Выпускники 1-го и 2-го Московских, Ленинградского, Харьковского и Киевского подготовительного училищ 1952 г., окончившие их с золотыми и серебряными медалями, были отобраны для учебы в только что созданном Ростовском высшем артиллерийском инженерном училище - будущей кузнице подготовки специалистов ракетного дела высшей квалификации. Инженеры, поступившие на укомплектование первых инженерных бригад, вооруженных ракетами дальнего действия в 1955-1960 гг., были в основном из числа воспитанников артиллерийских подготовительных училищ.

Артиллерийские подготовительные училища просуществовали с 1946 по 1955 г. Они выпустили немало профессионалов военного дела - артиллеристов и ракетчиков, горячих патриотов своей Родины, сильных морально и физически молодых людей.

Лучшие спортсмены училищ принимали участие во Всесоюзных спартакиадах Суворовских и подготовительных военных училищ. Из артиллерийских подготовительных училищ вышли писатели, поэты, музыканты, режиссеры, другие деятели культуры. На памятной доске, установленной в 1982 г. на здании, где в 1946-1955 гг. располагалось 1-е Московское артиллерийское подготовительное училище, есть такие слова: "...Воспитанники училища внесли достойный вклад в дело укрепления обороноспособности страны".

Из стен артиллерийских спецшкол, а затем и артиллерийских подготовительных училищ вышли десятки тысяч будущих офицеров и генералов артиллеристов и ракетчиков. Среди них видные военачальники Вооруженных Сил генералы армии В.Л.Говоров и Ю.А.Яшин, генерал-полковники   Ю.П.Забегайлов, Г.Н.Малиновский, Ю.И.Плотников, В.С.Неделин, генерал-лейтенанты Л.И.Волков, А.Ф.Губанов, Е.А.Евстигнеев, И.К.Макаренко,   В.М.Егоров,   В.И.Костев, И.Б.Урлин и другие. Крупным ученым в области ракетного вооружения - членом-корреспондентом РАН является профессор Л.И.Волков. Во 2-м Московском артиллерийском подготовительном училище учился летчик-космонавт Герой Советского Союза Ю.Н.Глазков.

Время неумолимо. Только небольшая часть бывших воспитанников спецшкол и подготовительных училищ продолжает служить в Вооруженных Силах. Генерал армия Ю.А.Яшин является Председателем гостехкомиссии при Президенте РФ и одновременно возглавляет Совет Союза ветеранов-ракетчиков, генерал армии В.Л.Говоров руководит Комитетом ветеранов войны. Абсолютное большинство артиллерийских спецшкольников, находясь в запасе и отставке, принимают активное участие в военно-патриотической работе.

Сейчас с позиции прожитых лет следует сказать, что система специальных школ и подготовительных училищ, существовавшая до 1955 г., накопленный опыт в деле подготовки молодого пополнения для военно-учебных заведений Вооруженных Сил и в настоящее время имеют практическое значение. Так же как и сохранение традиций артиллерийских спецшкольников в общей системе кадетского движения. Это реализуется на деле. В Санкт-Петербурге создан и успешно функционирует ракетно-артиллерийский кадетский корпус.

Бомбардир, №9, 2000 г.