Кадетские корпуса, первоначально возникли
в Пруссии. В 1659 г. там были созданы школы
для подготовки дворянских детей к военной
службе и в ном же году учреждена первая
кадетская школа для несения дворянскими
детьми военной службы. В 1716 г. король
Пруссии Фридрих I сформировал
в Берлине роту кадет. По прусскому подобию
кадетские корпуса возникли во Франции,
Дании и ряде других европейских стран. Воспитанники
кадетских школ стали называться кадетами.
Слово "кадет" происходит от
французского "саpdet",
что означает младший, несовершеннолетний.
Так назывались в дореволюционной Франции
до производства в офицеры молодые дворяне,
зачисленные в военную службу. Из Франции
название "кадет" перешло во все
европейские государства. В России кадеты появились одновременно с учреждением кадетского корпуса в 1731 г.
Появлению первого в России кадетского
корпуса предшествовало создание Петром
I
специализированных военных
дворянских школ, и в первую очередь
навигационных, артиллерийских и инженерных.
|
НАВИГАЦИОННЫЕ,
АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ ШКОЛЫ ШКОЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАЦКИХ НАУК
14 января 1701 г. указом Петра I создается московская Школа математических и навигацких наук. В школу было поведено принимать сыновей "дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов" от 12- до 17-летнего возраста; впоследствии стали принимать и 20-летних, "нужне не токмо к морскому ходу, но и артиллерии и инженерству". Комплект учеников был определен в 500 человек, причем те, кто имел более пяти крестьянских дворов, содержались за собственный счет, все остальные получали "кормовые деньги". Учебный
курс школы состоял из русской грамоты,
артиллерии, геометрии и тригонометрии, с
практическими приложениями к геодезии и
мореплаванию; обучали и "рапирной науке".
Ученики из низших сословий обучались
только грамоте и счету и назначались по
окончании школы писарями, помощниками
архитекторов и на разные должности в
адмиралтействе; ученики из дворян по
окончании полного курса обучения
выпускались во флот, в инженеры, в
артиллерию, кондукторами к генерал -
квартирмейстеру и к архитектурным делам.
Дальнейшие знания они должны были получать
уже на самой службе. В
школе готовили и начальных учителей,
которые рассылались по губерниям, для
преподавания математики при архиерейских
домах и монастырях, в адмиралтейских и
цифирных школах. С
учреждением в 1715 г. в Санкт-Петербурге Морской
академии московская Школа
математических и навигацких наук потеряла
значение самостоятельного заведения и
превратилась лишь в подготовительное
заведение для этой академии. |
ИНЖЕНЕРНЫЕ ШКОЛЫ Первая
Военно-инженерная школа
была создана именным Указом Петра
I
16
января 1712 г. в Москве. В ней поначалу
обучалось 23 ученика, но 19 ноября 1713г. Указом
Сената предписано было "набрать
в эту школу еще 77 чел., из всяких чинов
людей, также из царедворцовых детей, за
которыми есть до 50-ти дворов; и учить
инженерной науке, чтобы они могли
воспринять учение" . В
1719 г. 17 марта в Санкт-Петербурге
учредили Инженерную роту
под начальством инженер-полковника Кулона,
в которую повелевалось перевести из
Московской инженерной школы все наличное
число учеников, их учителей-инженеров с
имеющимися у них инструментами и другим
имуществом. В петербургской инженерной
школе обучали арифметике, геометрии,
тригонометрии и фортификации, основам
гидравлики. Приобретенные знания
закреплялись на практических занятиях.
Закончившие с успехом курс наук получали
звание кондукторов в инженерной команде
или переходили сержантами и капралами в
инженерную роту. Слабо успевающие
поступали туда простыми минерами и
повышались в чинах только тогда, когда
доказывали совершенное знание своего дела.
Это правило распространялось и на
кондукторов, которые не производились в
инженер-прапорщики, если небрежно вели
практические занятия. Выпущенные
из школы кондукторы применяли свои знания
при возведении укреплений, постройке и
починке крепостей. Ленивых
и неспособных учеников надлежало исключать
из инженерной школы и направлять в рядовые
минеры. Например, в 1727 г. из инженерной школы
было отчислено в минеры 12 человек. В
1728 г. в инженерной школе комплект учеников
со 150 человек был уменьшен до 60, однако в 1742г.
общее число их вновь увеличилось до
первоначальной цифры за счет открытия в
Москве новой инженерной школы на 60 и
увеличения числа обучающихся в Санкт-Петербургской
школе до 90 человек. С 1756 г. Санкт-Петербургская Инженерная школа поступила в особое ведение генерал-инженера Авраама Петровича Ганнибала. Размещалась Инженерная школа первоначально на Московской стороне, затем с 1733 г. - на Инженерном дворе, принадлежавшем графу Бурхарду Кристофу (Христофору Антоновичу) Миниху. Здесь же находились полковая церковь, чертежная, архив, модельная камера, школа, госпиталь, караульная, арестантская и в конце двора жилые покои, в которых помещались учителя, кондукторы, а с 1734 г. и ученики школы. |
АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ ШКОЛЫ
Первые
артиллерийские школы возникли в начале XVIII
в. одновременно с инженерными. Из наиболее
ранних известна школа,
существовавший с 1698 г. при
бомбардирской роте лейб-гвардии
Преображенского полка. Сама бомбардирская
рота была учреждена в 1695 г. Петром
I. Два года
спустя, отправляясь в путешествие по Европе,
он "послал обучаться и
нескольких приближенных к себе лиц и своих
сотоварищей бомбардиров". Именно
они стали впоследствии учителями первой
артиллерийской школы, учрежденной при Артиллерийском полку в марте 1712г.
под командованием генерал-майора Гинтера.
Она комплектовалась из солдат лейб-гвардии
Преображенского и Семеновского полков. В
ней обучали арифметике, геометрии, началам
тригонометрии, фортификации (полевые
укрепления, атака крепостей) и артиллерии (построение
масштабов, вычерчивание лафетов и орудий,
приготовление пороха, правила стрельбы). Теоретический
материал закреплялся на практических
занятиях. Ученики, успешно окончившие
обучение в школе, получали звание
бомбардира, которое открывало им путь к
повышению по службе в гвардейской или
полевой артиллерии. При наличии вакансий
они производились в офицеры. В
1721 г. Высочайшим именным указом от 13
марта в Санкт-Петербурге была основана
особая школа на 30 человек, в которой
обучались состоящие на службе артиллеристы;
20 мая 1730 г. тоже в Санкт-Петербурге
учреждена еще одна артиллерийская школа на
60 человек для подготовки канцелярских и
полковых писарей и сыновей "мастеровых
и прочих артиллерийских служителей в
возрасте от 7 до 15 лет", получившая
впоследствии наименование Артиллерийской
арифметической школы. Она
размещалась на Литейной против
Артиллерийского двора. Начальником школы
стал штык-юнкер Воронов, а с 1733 г. -Борисов из
Московской артиллерийской школы. В
1735 г. в Санкт-Петербурге открывается
Чертежно-артиллерийская школа для 30
дворянских и офицерских детей. В ней их
обучали преимущественно математическим
наукам и артиллерийскому делу и выпускали
унтер-офицерами в артиллерию. С 10 октября
после утверждения единого штата школа
стала называться Санкт-Петербургской
артиллерийской школой. Она состояла из двух
отделений: одно (на 60 человек) готовило
писарей и мастеровых из "пушкарских"
детей, другое - на 30 человек преимущественно
из дворянских и офицерских детей -
предназначалось для обучения
математическим наукам и артиллерийскому
искусству и выпускало унтер-офицеров в
артиллерию. Вновь созданная школа была
разделена на 3 класса. Ученики 3-го класса
обучались арифметике, 2-го -геометрии и
тригонометрии, масштабу, проходили чертежи
пушек и мортир с их принадлежностями. В
первом классе изучались "прочие
артиллерийские науки и чертежи".
С
1737 г. арифметическая школа стала
подготовительной для поступления в
артиллерийскую. В артиллерийской школе, как
и в инженерной, допускались
сверхкомплектные ученики из достаточно
обеспеченных семей, имевших более 20 дворов.
Сверх комплекта разрешалось также набирать
сыновей малоимущих дворян, не имевших
никаких средств и получавших содержание от
казны. Артиллерийские и инженерные школы состояли под начальством генерал-фельдцейхмейстера, которыми последовательно были граф Б.-К. Миних (справа), принц Гессен-Гомбургский, князь В. А. Репнин и с 1756 г. - граф П. И. Шувалов. |
СОЕДИНЕННАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА
Образована
по решению генерал-фельдцейхмейстера графа
П. И. Шувалова (слева)
22 августа 1758 г. на основе
объединения петербургских Инженерной и
Артиллерийской школ. С этой целью
Артиллерийская школа переведена была на
Петербургскую сторону, на Инженерный двор,
где, как упоминалось уже, с 1733 г. помещалась
Инженерная школа. Непосредственным
начальником Соединенной Артиллерийской и
Инженерной школы утвержден был инженер-капитан
Михаил Иванович Мордвинов,
возглавлявший до этого Инженерную школу. В
1759 г. при Соединенной Артиллерийской и
Инженерной школе открылось 2-е отделение,
получившее наименование Соединенной
Солдатской школы, образованной из
Арифметической школы (для солдатских детей)
и переведенной из Санкт-Петербургской
крепости Инженерной школы для детей
инженерных служителей. Число воспитанников
из дворян, составивших 1-е отделение
Артиллерийской и Инженерной школы,
определялось в 135 человек: 75-из Инженерной, 60
-из Артиллерийской школ. Одновременно
для наблюдения за школами были назначены
особые лица от Канцелярии Главной
артиллерии и фортификации - кураторы школ:
Инженерной - генерал-инженер А.
П. Ганнибал, Артиллерийской - генерал-лейтенант
И. Ф. Глебов. В
распоряжение школы был передан учебный
полигон на Выборгской стороне, созданный по
указанию А. П. Ганнибала еще в 1753 г. для
показа инженерным ученикам
фортификационных работ. На учебном
полигоне старшие ученики Соединенной школы
должны были исполнять обязанности унтер-офицеров,
капралов и рядовых; вместе с ними
посылались на учения и все малолетние,
чтобы они, "примечая ученья,
и сами учились, глядя на старших". Улучшен
был и учебный процесс в школе: усилена
практическая направленность учебных
занятий, введено преподавание немецкого
языка, увеличен объем часов на военные
науки и математику, основаны библиотека,
музей и типография, учрежден лазарет. Укомплектована
Соединенная школа была лучшими преподавателями
Артиллерийской и Инженерной школ: И. А.
Вельяшевым-Волынцевым, Я. П. Козельским, И. Ф.
Картмазовым и другими. В
Соединенной Артиллерийской и Инженерной
школе в 1759-1761 г. обучался и одновременно
преподавал в Соединенной Солдатской школе
арифметику и геометрию будущий полководец
генерал-фельдмаршал светлейший князь Михаил
Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Значение
созданных Петром I
военных школ трудно переоценить. Они стали
краеугольным камнем, положенным в основу
научного образования русских
артиллеристов, военных моряков и инженеров,
хотя из-за ограниченности срока обучения,
колебавшегося, в основном, от двух до
четырех лет, не могли дать молодым дворянам
полного и разностороннего общего
образования и на должном уровне
подготовить их к воинской службе в
офицерских должностях. Именно по этой причине
длительное время военные школы выпускали в
войска лишь унтер-офицеров и кондукторов,
которые, в свою очередь, пополняли и
совершенствовали профессиональные знания
по месту службы. Из-за этого же воспитанники
школ имели слабое гуманитарное образование,
оставляла желать лучшего и их физическая
подготовка. Короткий срок обучения не
позволял также в полной мере дать будущим
офицерам "военную закваску", более
целенаправленно воспитывать их в духе
следования воинским традициям, уставу,
армейскому образу жизни. Но больше всего не
удовлетворяло то, что количество
выпускников школ перестало
соответствовать возрастающим потребностям
армии в офицерских кадрах. По вышеперечисленным причинам возникла необходимость создания новых военно-учебных заведений закрытого типа с более длительным, чем в военных школах, сроком обучения - кадетских корпусов. |