Памятная книга об открытии Александрин сиротского Кадетского корпуса в Москве и освящении в нем храма во имя Св. Мц. Царицы Александры; подлинник, автографы Филарета, митрополита Московского и др. присутствовавших. (рисунок с сайта www.pobeda.ru) Образован был рескриптом 27
января 1850
г. в Москве для 400 сирот штаб- и обер-офицеров,
а также военных и гражданских чиновников из
потомственных дворян. Он возник на базе Александринского
Сиротского института и официально
открылся в декабре 1851 г. По штатному расписанию для
ведения в нем учебно-воспитательной работы
полагалось иметь 57 воспитателей и учителей.
История здания Дом принадлежал в 20-е годы генералу С.С.Апраксину, который в этом огромном доме с просторным залом устроил прекрасный крепостной театр. С 1814 по 1818 здесь выступал Московский императорский театр (так именовались тогда Большой и Малый театры вместе), а затем итальянская труппа. 7 февраля 1827 года Пушкин слушал в этом доме оперу Россини "Сорока-воровка". В основе величественного, с
огромным портиком здания -- дворец ,
построенный в 1792 архитектором
За 12 лет жизни корпуса директором его состоял все время генерал-майор Грессер. Ко дню открытия корпуса прибыло 76 кадет и только с января 1852 года число учащихся достигло 91.Первый учебный год продолжался 8 месяцев вместе с лагерями. Классные занятия разбивались на утренние от 8 до 11 часов - два урока по 1,5 часа, и на вечерние - от 3 до 6 тоже два урока – по 1,5 часа. От 11 часов до 3 - кадеты занимались фронтом, гимнастикой, пением, музыкой и танцами. В этот же промежуток был обед, отдых и прогулка. Вечерних приготовлений уроков сначала не было, и вся работа преподавателя ограничивалась классным временем. В преподавателях корпус недостатка не имел, так как, занимая центральное в городе положение, мог всегда привлечь к преподаванию лиц из других учебных заведений, окружавших корпус. В первом же инспекторском отчете генерала-от-инфантерии Анненкова сказано, что поступившие были мало подготовлены (вероятно, потому что открыт был корпус в середине учебного года), и потому учебному персоналу пришлось много потрудиться, чтобы к будущему 1852 - 1853 учебному году можно было сформировать 1-й общий класс. По отзыву того же генерала Анненкова, лучше других предметов были ответы по Закону Божьему и по русскому языку, где преподаватели старались вовлечь детский ум в работу не только памяти, но и соображения и рассуждения. Результатом такой работы учебного персонала было то, что все 91 кадет перешли в следующий класс, при чем 30 человек были переведены через класс - из младшего приготовительного в 1-й общий. Правда, инспектором классов были организованы занятия со слабыми в лагере и 12 человек были переведены в следующий класс по снисхождению. Как на особенность учебного дела, следует указать на приглашение особого наставника для занятия с кадетами иностранными языками и для внеклассного с ними разговора. После приема малолетних на 1852 - 1853 учебный год образовались: 1-й общий класс на два отделения с 60 кадетами и приготовительный на три отделения с 96 кадетами. В этом году была сделана проба проходить в арифметике десятичные дроби в 1-м общем классе, но проба эта оказалась непосильной юношам, и статья о десятичных дробях была оставлена во 2-м общем классе. По отчету инспектировавшего корпус, лучше других предметов шли занятия ботаникой, географией и русским языком, за ними шли Закон Божий и рисование и на третьем месте поставлена арифметика
В
1862 г кадетский корпус переименован в Александровское
военное училище, где в разное время
учились
|