Историческое прошлое России, в том числе военная история России, привлекает все более пристальное внимание не только специалистов, но и простых читателей. Особая роль в отстаивании государственных интересов России и их защите принадлежит офицерскому корпусу - цементирующей силе Русской армии. До недавнего времени роль офицерского корпуса в дореволюционный период практически не исследовалась, так как его считали прежде всего оплотом самодержавия и представителем дворянства. Совершенно неизученными до сего времени остаются и вопросы, связанные с вкладом Кадетских корпусов в подготовку офицерских кадров для Русской армии (артиллерию, инженерный корпус, гвардию, кавалерию и т.д.), их роли в общественно-политической жизни России, развитии научно-технического потенциала и других сферах. В статье сделана попытка оценки вклада Кадетских корпусов в подготовку офицеров для артиллерии и инженерных войск, роли их воспитанников в защите Отечества на примере Артиллерийского и Инженерного - 2-го Кадетского корпуса. Мы пытались не только проанализировать выпуски, но и выявить конкретные персоналии выпускников, проявивших себя при защите Отечества, на государственной службе, в создании новых образцов техники, в области науки, культуры и искусства. Изучение этих вопросов приняло особую значимость в связи с возрождением в России Кадетских корпусов. В 1993 г. в Санкт-Петербурге образован Ракетно-Артиллерийский Кадетский корпус (РАКК), ставший первым государственным военно-учебным заведением подобного типа. По заказу Командующего Ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск МО Российской Федерации генерал-полковника Н.В. Демидюка наш музей включил в план работ на 1994—1995 гг. научно-исследовательскую работу "Кадетские корпуса России и их роль в подготовке офицерских артиллерийских и инженерных кадров русской армии". Соисполнителем работы является РАКК. Выполнение указанной НИР позволит:
Кадетские корпуса (КК) были созданы как естественное продолжение реформы Русской армии, задуманной и осуществленной Петром I. Они предназначались для подготовки дворянской молодежи, а затем и представителей других слоев общества к военной службе в офицерских званиях. Первые КК возникли в основном на базе специализированных навигационных, артиллерийских и инженерных дворянских школ, готовивших будущих офицеров по наиболее сложным, наукоемким военным специальностям. Первые КК, кроме одного, были созданы в Санкт-Петербурге. Именно эти Кадетские корпуса осуществляли подготовку офицерских кадров Русской армии накануне Отечественной войны и во время войны с Наполеоном. Они же готовили офицеров вплоть до 1834 г., до открытия новых Кадетских корпусов в 10 губернских городах России, образовавших три военно-учебных округа: Санкт-Петербургский, Московский и Западный военно-учебные округа. Почему рассматриваемый период ограничен 1862 годом?
Результаты анализа вклада ведущих Кадетских корпусов в подготовку артиллерийских офицеров и военных инженеров представлены в таблице 1. При этом анализировалось общее количество выпущенных воспитанников и сколько из них ежегодно направлялось в артиллерию и инженерный корпус и другие рода войск.
Выпуски из Кадетских корпусов за 1731 - 1862 гг.
Как показали результаты анализа выпусков из 5 крупнейших и старейших КК за период с 1731 по 1862 гг., на первом этапе с 1731 по 1806 гг. основным центром по подготовке артиллеристов и военных инженеров был 2-й КК, в котором артиллеристы и военные инженеры за этот период составляли почти 70% от всего выпуска из учебного заведения. Преобладающая роль 2-го КК в подготовке артиллерийских и инженерных кадров Русской армии сохранилась и в период с 1807 по 1833 год, особенно, если учесть, что в Дворянском полку (ДП) было подготовлено еще 593 артиллериста (что составило всего 6,5% от всего количества выпускников ДП за этот период). Отметим также и вклад Московского КК в подготовку названных специалистов, хотя они составили всего 38 % от общего выпуска из МКК. И, наконец, третий период с 1834 по 1862 гг. На этом этапе основную роль в подготовке офицеров-артиллеристов и инженеров играет отделенный с 1833 г. от 2-го КК Дворянский полк, несмотря на то, что эти специальности составляли лишь 14 % от общего выпуска ДП. Вторые и третьи позиции остаются за Московским и 2-м Кадетскими корпусами. В целом, за весь рассматриваемый 130-летний период основной вклад в подготовку артиллерийских и инженерных офицерских кадров Русской армии внес и 2-й КК, причем эти специалисты составили 54 % от всего количества выпускников этого заведения. На втором месте - Дворянский полк, являвшийся до 1832 г. филиалом 2-го КК и использующий материальную базу, учебные классы и, главное, преподавательский состав 2-го КК для подготовки кадет. На третью позицию вышел 1-й Московский Кадетский корпус, в котором воспитанники артиллерийской и инженерной специальности составили менее 1/3 общего числа выпущенных офицеров.
Из результатов проведенного анализа вытекает главный вывод: с момента основания и в течение 100 лет 2-й КК остается основным центром по подготовке артиллерийских и инженерных кадров Русской армии, причем эта роль значительно усилилась в связи с созданием при нем Дворянского полка. Вывод второй. Значительная роль принадлежит в этом вопросе 1-му Московскому КК, и это следует учитывать в дальнейшем исследовании, особенно при рассмотрении роли отдельных воспитанников в защите Отечества. Вывод третий. Рассматривая общие вопросы организации учебно-воспитательного процесса, вклада воспитанников КК в дело защиты Отечества, приумножения воинской славы России, формирования лучших традиций КК и их сохранение, главное внимание можно уделить 2-му КК и Дворянскому полку. Проанализируем теперь выпуски из АИКК - 2-го КК за столетний период, т.е. с 1762 по 1862 гг. (таблица 2). Обратим внимание, что временные интервалы, на которых рассматривались особенности выпусков кадет, определялись периодами царствования императрицы и императоров России, так как каждый из них вносил определенные изменения и в организационную структуру КК и в учебно-воспитательный процесс.
Результата анализа выпусков из АИКК - 2-го КК за 1762 - 1862 гг
Какие же основные выводы могут быть сделаны в результате проведенного анализа? 1. С момента учреждения АИКК до его преобразования в 2-й КК (1800 г.) подготовка в нем артиллеристов и инженеров носила преобладающий характер и соответственно составляла: около 71% - до 1796 года и около 80% - до 1801 года, причем более половины офицеров выпускалось в артиллерию (54,3 % до 1796 года и 66,2 % до 1801 года); выпуски в инженерный корпус составляли соответственно 16 и 13 %. 2. Выпуски в артиллерию из КК продолжали оставаться определяющими и четверть века спустя после преобразования АИКК во 2-й КК, несмотря на то, что формально 2-й КК с 1800 г. утратил свою специфическую направленность из-за принятия единой для всех КК программы обучения. Доля выпускников, направленных в артиллерию из КК за этот период, составила от общего количества около 62%, причем выпуск в артиллерию составил более половины всех выпускников - 52,3%. 3. Накануне Отечественной войны резко увеличились выпуски офицеров в артиллерию и в армию: в 1811 г. в армию, т.е. в пехоту, направлено 56 % выпускников, в 1812 г. - 59 %. И, наконец, главный вывод, подтверждающий уже сделанный ранее. Несмотря на утрату с 1800 г. специальной направленности по подготовке артиллеристов и инженеров, 2-й КК продолжал оставаться ведущим центром по подготовке артиллерийских и инженерных кадров Русской армии в течение 100 лет своего существования. Доля подготовленных артиллеристов и инженеров за 100 лет соответственно составила от общего числа выпускников: артиллеристов - около 45%, инженеров - около 10%. Итого, всего около 55%.
Проведенными исследованиями сделана оценка роли АИШКК - 2-го КК в подготовке высшего командного состава Русской армии и отечественной артиллерии, в развитии конной артиллерии, в подготовке офицеров полевой артиллерии и военных инженеров на примере Отечественной войны 1812 года. Всего в войну с Наполеоном вступило 58 генералов, подготовленных в Кадетских корпусах. Анализ начальной военной подготовки генералов-воспитанников Кадетских корпусов, представленных в Военной галерее 1812 г., показал, что в АИШКК подготовлены 31 генерал, вступивших в войну с Наполеоном, 19 генералов вышли из Сухопутного Шляхетного Кадетского корпуса, 6 - окончили Пажеский корпус, один - Морской и один Гродненский Кадетские корпуса. Среди них Главнокомандующий Русскими армиями, генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов. Трое из генералов в разное время командовали артиллерией всей Русской армии: К.Ф. Левернштерн, ВТ. Костеницкий и Л.М. Яшвиль. Генералы Г.П. Веселитский и И.К. Сиверс командовали артиллерией армии. Еще двое - А.П. Никитин и И.О. Сухозанет - артиллерией корпусов. В числе генералов, сражавшихся с войсками Наполеона, - главный квартирмейстер корпуса греческий дворянин Д.Д. Курута, командиры дивизий И.С. Дорохов, П.П. Коновницын, П.М. Капцевич, М.Ф. Ставицкий, А.Я. Рудзевич, командиры пехотных бригад: грек П.Е. Бенардос, лифляндский дворянин И. Б. Ретен, итальянский барон Игнатий де Росси (Россий). Вступил в Отечественную войну командиром Егерского полка и генерал Егор Властов (грек по национальности), за отличия были произведены в генералы командир полка донской казак В.Д. Иловайский 12-й; командир полка французский дворянин, находящийся на русской службе, Макс де Дамас. Начав войну командирами артиллерийских рот, прославились в боях с французами и стали генералами капитаны Александр Марков и Александр Сеславин, подполковник Федор Беллингсгаузен. Воспитанники АИШКК стояли у истоков формирования конной артиллерии. Достаточно напомнить, что формирование конной артиллерии и общее командование ею в 1795 г. было поручено директору корпуса П.И. Мелиссино, а в числе первых пяти командиров конных рот были воспитанники Кадетского корпуса Владимир Яшвиль 1-й, Александр Есипов и Федор Бухмейер. Среди первых конно-артиллеристов имена Льва Яшвиля 2-го, Петра Ставицкого, Федора Ралля 1-го и других. В 1812 г., в том числе и в Бородинском сражении, гвардейскую конную артиллерию возглавлял полковник Петр Андреевич Козен, а 1-го и 2-ю конную батареи гвардейской артиллерии - воспитанники корпуса капитаны Ростислав Захаров и Александр Ралль 2-й. Из 11 командиров резервных и запасных бригад десять были воспитанниками Кадетского корпуса, а из 27 командиров конных рот - 18 подготовлены в АИШКК. В ходе работы также проанализировано участие воспитанников 2-го кадетского корпуса -офицеров полевой артиллерии и военных инженеров в Отечественной войне 1812 г. и в частности в Бородинском сражении. При этом воспроизводилась штатная структура Лейб-гвардии артиллерийской бригады, Гвардейской конной артиллерии, 27 артиллерийских бригад полевой артиллерии, 10-ти резервных и 4-х запасных бригад. Из представленного материала установлено, что: - из 15 командиров артиллерийских бригад, принявших участие в Бородинском сражении, 10 человек (67%) были воспитанниками АИШКК; - из 67 командиров артиллерийских рот, с учетом тех, кто вступил в командование в ходе сражения вместо выбывших из строя, 37 человек (55,2%) были воспитанниками АИШКК, а из 46 командиров рот полевой артиллерии их было 26 человек (56,5%). Следует отметить, что в ряде артиллерийских бригад все командиры рот состояли только из воспитанников 2-го КК, а в батарейной роте капитана Базилевича все офицеры были подготовлены во 2-ом кадетском корпусе. Полученные данные позволяют выявить целые династии артиллеристов и военных инженеров, незаслуженно забытых впоследствии. В качестве примера сошлемся на 12 братьев и близких родственников династии Иловайских, двое из которых -11-й и 12-й Тимофей и Василий - выпущены из 2-го КК. По архивным данным ВИМАИВиВС установлено, что из 8-ми братьев Детериксов - 6 сражались в артиллерии и 2-е из них - Давид Иванович и Иван Иванович - учились во 2-ом КК. Из 8-ми братьев-артиллеристов Гербелей, участников Отечественной войны 1812 г., шесть также выпущены из 2-го КК. Нами воспроизведена структура инженерных войск (ИВ) и показано участие каждой из пионерных, минерных рот в Отечественной войне 1812 года. Как известно, на начало 1812 г. ИВ состояли из двух пионерных полков 3-х батальонного состава, каждый из которых имел три пионерных и одну минерную роту. В Бородинском сражении в составе ИВ 1-й и 2-й армий было пять пионерных и одна минерная рота, 3 из них возглавляли воспитанники 2-го КК; майор Сазонов 2-й, капитаны Геч и Афанасьев 1-й. Многие командиры рот стали впоследствии известными инженерами, организаторами инженерных войск. Выделим среди них: Христиана Федоровича фон Шванебаха, возглавившего 1-й пионерный полк, руководителя военных инженеров накануне войны 1812 года. Шванебах выпущен, как нами установлено, из АИШКК в 1781 году; (ранее значился как выпускник 1-го Кадетского корпуса). Братьев Сазоновых, один из которых наиболее отличился в сражении на Бородино в строительстве оборонительных сооружений. Принимал участие во всех последующих сражениях, войну закончил полковником. Другой брат - Сазонов Николай Гаврилович - в начале 1813 г. возглавил лейб-гвардии саперный батальон, дослужился до генерал-лейтенанта, стал начальником инженеров гвардейского корпуса. Александра Геруа, который закончил войну подполковником впоследствии стал генерал-адъютантом, генерал-майором, управляющим инженерным Департаментом. Кавалер орденов Св. Георгия, Владимира 3-х степеней, Анны. Его портрет представлен в экспозиции нашего музея. В ходе исследования нами существенно дополнен и уточнен перечень Георгиевских кавалеров — воспитанников 2-го КК. К основному списку на 67 человек добавлены фамилии еще 21 воспитанника. Также установлены фамилии наиболее известных и отличившихся в боях воспитанников Корпуса Чужестранных Единоверцев и Дворянского полка, существовавших на правах филиалов. АИШКК - 2-го КК. Среди воспитанников Корпуса Чужестранных Единоверцев можно выделить несколько офицеров полевой и конной артиллерии и пять генералов; греки П.Е. Бенардос, Е.И. Властов, Д.Д. Курута и крымский татарин А.Я. Рудзевич. Интересна личность генерала от инфантерии Александра Яковлевича Рудзевича, кавалера ордена Св. Георгия 4, 3 и 2 степеней. Воспитанники Дворянского полка составляли основную массу офицерского корпуса, обучавшихся в Кадетских корпусах. Первые выпуски Дворянского полка вступили в Отечественную войну 1812 года на первичных офицерских должностях. В качестве примера достаточно назвать боевых офицеров Н.И. Лорера, В.Ф. Раевского и Г.С. Батенькова. Более позднее поколение выпускников Дворянского полка, впоследствии Константиновского Кадетского корпуса, подарило Отечеству героя обороны Севастополя генерал-лейтенанта С.А. Хрулева, известных историков М.И. Богдановича и Н.Ф. Дубровина, ученого картографа А.А. Тилло, крупного военного теоретика М.И. Драгомирова и Н.Е. Бранденбурга, 31 год возглавлявшего артиллерийский музей, который прошел путь от капитана до генерал-лейтенанта. Его заслугам принадлежит собирание большой коллекции музейных ценностей, создание исторической библиотеки музея, а также ряда каталогов |