Кадетские корпуса (КК), вне всякого сомнения, представляют собой уникальное явление в военной истории России. В них получили военное образование прославленные полководцы, известные военачальники, видные ученые, деятели культуры и искусства, общественные деятели Среди воспитанников первых Кадетских корпусов имена великих, русских полководцев П.А. Румянцева, М.И. Кутузова, Ф.Ф. Ушакова; одного из основоположников отечественной ракетной артиллерии А.Д. Засядко; крупных организаторов военного, артиллерийского и инженерного дела А.А. Аракчеева, П.И. Меллера-Закомельского, П.П. Коновницына, П.А. Козена, Х.И. Шванебаха и А.К. Геруа; дипломата А.М. Обрескова, поэтов и философов Г.С. Батенькова, В.Ф. Раевского, В.Г. Бенедиктова, С. Надсона; писателей -трагиков М.М. Хераскова и В.А. Озерова, директора первого русского театра А. П. Сумарокова, художника-баталиста Коцебу, мореплавателей-открывателей новых земель Крузенштерна, Невельскова, Лисянского. Воспитанников Кадетских корпусов всегда отличали глубокие профессиональные знания, широкая образованность и эрудиция, высоко развитые понятия патриотизма, воинского долга и чести, войскового товарищества. Что же позволило подготовить в Кадетских корпусах высокообразованных и преданных Отечеству офицеров, прекрасно проявивших себя на военном и гражданском поприщах, оказавшихся в центре культурной и общественной жизни русского общества. Ответ на поставленный вопрос следует искать, на наш взгляд, прежде всего в организации учебно-воспитательного процесса. Считается общепризнанным, что первые Кадетские корпуса в России были созданы по образцу и подобию западно-европейских, в первую очередь, прусских, французских и датских. Хотелось бы высказать иную точку зрения. Первый из созданных в России Кадетских корпусов - Сухопутный Шляхетный Кадетский корпус (СШКК) - во многом копировал прусскую систему подготовки молодых дворян к военной службе. Ее отличали четкая организация учебного процесса, казарменная система воспитания кадет и жесткая дисциплина. . Созданные же в 1752 и 1762 гг. Морской и Артиллерийский и Инженерный Шляхетный Кадетские корпуса использовали в значительной степени опыт, накопленный их отечественными предшественниками — навигационной, артиллерийскими и инженерными дворянскими школами, Учебно-воспитательный процесс в них отличался большей гибкостью, демократичностью и был, на наш взгляд, более прогрессивным: кадеты в них занимались по индивидуальным расписаниям, допускающим досрочное освоение учебных программ, части из них разрешалось находиться на "своем коште" в течение длительного времени, при Кадетских корпусах существовал экстернат.
Что касается организации воспитательного процесса в Кадетских корпусах, то прежде всего следует отметить, что эффективность обучения и воспитания кадет зависела от полноты и глубины охвата воспитательным процессом всех сторон жизни кадет, т.е. их учебы, быта и отдыха, а именно - от численного отношения количества кадет к числу лиц, задействованных в процессе их обучения и воспитания. Анализ этого показателя на примере наиболее крупных Кадетских корпусов приводит к выводу, что он на всех этапах их создания и развития оставался высоким. И это является самым убедительным подтверждением действенности воспитательного процесса в Кадетских корпусах. Приведем конкретные цифры. С момента создания и вплоть до 1825г. отношение количества кадет к числу учителей и воспитателей составляло: в Пажеском корпусе - 4,7; 1-м КК -10,8; 2-м КК - 8,4; Московском КК - 9,6; в Дворянском полку с кавалерийским эскадроном - 44,7 (из-за 2-летнего срока обучения и больших выпусков в период войны с Наполеоном).
Вторым несомненным условием высокого уровня воспитательного процесса является тщательный подбор учителей и воспитателей для работы с подростками. По мнению одного из столпов военной педагогики прошлого Ивана Ивановича Бецкого, успех воспитательного заведения зависит преимущественно "от удачного выбора начальствующих и учителей, одаренных здравым разумом и благонравием, а не заразившихся надутым видом и угрюмостью". "Без хороших воспитателей тщетны все предписания", - подытоживает он. Прежде всего, считал И. И. Бецкий, - совершенно необходимо, чтобы все воспитатели и учителя "не только в науках были искусны, но и юношеству бы во всем примером служить могли". Того же мнения придерживался и М.И. Голенищев-Кутузов, директор СШКК с 1794 по 1797 гг., считавший преподавателя центральной фигурой в процессе обучения и воспитания: "Без толковых учителей совершенного офицера никогда произвести не можно" - так четко и ясно сформулировал он свою точку зрения. В отличие от Сухопутного, Артиллерийский и Инженерный Кадетский корпус (АИКК) с момента учреждения имел полный штат высококвалифицированных преподавателей, приобретших педагогический опыт еще в период работы в Соединенной Артиллерийско-Инженерной школе - предшественницы АИКК. По данным Архива ВИМАИВиВС, из Соединенной школы перешли в Кадетский корпус преподавателями 46-летний артиллерии майор Иван Харламов, вступивший в службу в 1730 г., артиллерии капитаны 35-летний Иван Карамазов и 30-летний Иван Вельяшев-Волынцев, 24-летний артиллерии поручик Павел Флоринский и подпоручик Яков Козельский. Преподаватель начальной математики Я.П. Козельский, автор учебных записок "Арифметические предложения" и "Механические предложения», стал крупным философом, опубликовавшим труд "Философские предложения". Преподаватель артиллерии И.А. Вельяшев-Волынцев написал учебное пособие "Артиллерийские предложения для обучения благородного юношества Артиллерийского и Инженерного Кадетского корпуса", которое было издано в 1767 г. отдельной книгой, став в течение 40 лет единственным руководством для русских артиллеристов. Другой преподаватель капитан И.Р. Карамазов стал автором учебного руководства по фортификации. "Преподаватели корпуса — по свидетельству его воспитанника генерала В.Ф. Вохина, - были люди почтенные, знающие свой предмет и с любовью передающие его своим ученикам". Позднее к преподаванию стали широко привлекать гражданских преподавателей с университетским образованием или окончивших педагогический институт. Среди них было немало прогрессивно настроенных общественных деятелей, революционных демократов, выдающихся ученых, видных литераторов, писателей, поэтов. Так, в разное время читали лекции и про водили занятия с кадетами 2-го КК Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Е.П. Гребенка, Д.И. Менделеев. Преподавали русский язык М.И. Сухомлинов, впоследствии профессор и академик, математику - профессоры И.М. Вышеградский, С.Е. Гурьев, В.И. Висковатов. Выпущен из Кадетского корпуса поручиком и оставлен преподавателем артиллерии блестящий артиллерист Алексей Аракчеев, около года проводил занятия по алгебре с воспитанниками Дворянского полка будущий декабрист И.И. Горбачевский.
Многое
в
организации
воспитательного
процесса
зависело
от
личности
директора
Кадетского
корпуса.
И.И.
Бецкий
так
определил,
каким
он
должен
быть:
"Во
главе
управления
корпусом
должен
стоять
человек
в
воинских
трудах
состарившийся
и
искусный
как
в
этих
делах,
так
и
в
правилах,
к
гражданскому
житию
принадлежащих,
трудолюбивый,
кроткий,
ласковый
и
обходительный,
но
в
важных
воинских
упражнениях
вид
строгости
имеющий...".
Именно
такими
директорами
стали
в
СШКК
сам
И.И.
Бецкий
(1765-1787),
граф
Ф.Е.
Ангальт
(1878-1794),
М.И.
Голенищев-Кутузов
(1794—
1797),
в
Морском
Кадетском
корпусе
-
адмирал
И.Л.
Голенищев-Кутузов,
возглавлявший
корпус
в
течение
40
лет;
в
АИКК
-
опытные
педагоги
и
воспитатели
генерал-инженер
М.И.
Мордвинов,
более
20
лет
командовавший
Кадетским
корпусом
и
генерал-поручик
Л.И.
Мелиссино,
известный
своей
образованностью,
прекрасный
артиллерист,
руководивший
корпусом
15
лет;
герой
Отечественной
войны
П.П.
Коновницын
и
другие
заслуженные
генералы.
Не
менее
строгими
были
требования
по
отбору
корпусных
офицеров.
В
штаб-офицеры
корпуса,
т.е.
в
старшие
офицеры,
необходимо
избирать,
по-Бецкому,
людей,
"имеющих
великие
достоинства
в
рассуждении
наук
и
нравственных
качеств",
все
же
корпусные
офицеры
вообще
должны
"знать
воинское
дело
опытами
нескольких
кампаний"
.
Традиционно
значительная
часть
корпусных
офицеров
набиралась
из
числа
выпускников
Кадетского
корпуса
с
целью
установления
личных,
более
тесных
контактов
с
кадетами.
Так,
с
1765
по
1823
гг.,
то
есть
за
58
лет,
при
АИКК
-
2-го
КК
и
Греческой
гимназии
было
оставлено
корпусными
офицерами
74
выпускника
или
2,5%
общего
числа
выпущенных
кадет.
Заметим,
однако,
что
большинство
корпусных
офицеров,
пройдя
этап
пребывания
в
КК
в
обер-офицерских
чинах,
не
оставались
в
нем,
а
возвращались
в
войска.
Так
стали
известными
артиллеристами
бывшие
корпусные
офицеры
Николай
Корсаков,
Петр
Ставицкий,
Александр
Апушкин,
Карл
Клингенберг,
профессорами
математики
-
Семен
Гурьев
и
Василий
Висковатов,
декабристами
-
поручик
Полтавского
драгунского
полка
Алексей
Усовский
и
поручик
8-й
артиллерийской
бригады
Иван
Горбачевский.
В
1793
г.
вступил
в
АИКК
17-летний
Сен-При,
получивший
образование
в
Гейдельбергском
университете
и
через
2
года
7
месяцев
переведенный
поручиком
в
Л.-гв.
Семеновский
полк.
В
том
же
году
направлен
корпусным
офицером
из
Нежинского
драгунского
полка
16-летний
капитан
Алексей
Ермолов.
Получив
образование
в
Благородном
пансионе
при
Московском
университете,
он
за
полутора
годовое
пребывание
в
Кадетском
корпусе
существенно
пополнил
свои
знания
в
области
артиллерии
и
фортификации.
Прогрессивно
мыслящие
директоры
Кадетских
корпусов
решительно
отказывались
от
физических
наказаний
кадет
как
средства
воспитания.
Сошлемся
на
И.И.
Бецкого:
"Исправление
нравов
скорее
и
удобнее
можно
достигнуть
способами
кротости,
нежели
строгостью
и
силой;
если
начальники,
офицеры
и
учители
питомцев
своих
наставлять
будут
с
любовью
и
ласкою,
а
учить
их
станут
больше
разговорами
и
рассуждениями,
то
юношество
великие
окажет
во
все
том
успехи".
Категорически
запретил
применять
к
кадетам
какие-либо
меры
физического
воздействия,
обращая
внимание
на
убеждение
с
учетом
возрастных
особенностей
кадет,
директор
СШКК
М.И.
Голеиищев-Кутузов:
"Когда
наказание
становится
частым
и
чрезвычайным,
-
говорил
он,
-
худые
поступки
умножаются".
Основательным было религиозное воспитание кадет, что нашло отражение в учебных программах, распорядке дня, в котором отводилось специальное время для молитв, и в строительстве церквей на территории Кадетских корпусов. Так, в АИКК, в котором одна треть воспитанников была из числа лифляндских и остляндских дворян, а также были кадеты немецкой национальности, французы и даже итальянцы, и где на правах филиала существовала Греческая гимназия или Корпус Чужестранных Единоверцев, было построено 3 церкви: Церковь Св. Александра Невского - в 1804 г. архитектором Федором Ивановичем Демерцовым на Ждановской наб., 13, немецкая евангелическо-лютеранская церковь Св. Георгия, располагавшаяся на Б. Спасской (Кр. Курсанта, 16), ныне не сохранившаяся, и римско-католическая часовня-каплица по Ждановской наб., 11— 13, претерпевшая значительные утраты.
Важным
элементом
воспитательного
процесса
оставалось
активное
использование
корпусных
музеев,
художественных
библиотек,
драмкружков,
выпусков
литературных
журналов,
приобщение
кадет
к
художественным
ремеслам.
Следует
особо
подчеркнуть
важность
установившейся
традиции
отслеживать
судьбы
воспитанников
-
георгиевских
кавалеров,
устанавливать
мемориальные
доски
в
честь
особо
отличившихся
и
так
называемые
"черные
доски"
с
фамилиями
погибших
в
боях
воспитанников
и
кратким
описанием
обстоятельств
их
гибели.
Такими
были
в
Кадетских
корпусах
основные
направления
достаточно
действенной
воспитательной
работы.
Конечно,
их
не
следует
идеализировать:
на
разных
этапах
развития
Кадетских
корпусов
в
них
были
и
деформации,
и
искажения,
и
педагогические
недоработки.
Но
крупные
достижения
военной
педагогики
в
Кадетских
корпусах
несомненны,
и
они
остаются
актуальными
и
полезными
сегодня.
Не
следует,
наш
взгляд,
впадать
и
в
другую
крайность,
отвергая
достижения
в
области
военной
педагогики,
накопленные
за
годы
существования
суворовских,
нахимовских
училищ
и
отечественных
спецшкол.
В
связи
с
этим
хотелось
бы
в
порядке
обсуждения
поставить
несколько
вопросов,
актуальных,
по
нашему
мнению,
сегодня.
Первый
из
них
касается
возраста
поступления
в
Кадетские
корпуса.
Поначалу
считалось,
что
начинать
воспитание
следует
с
самого
раннего
возраста.
Так,
Феофан
Прокопович
в
проекте,
поданном
Петру
I
в
1721
г.,
советовал
принимать
в
Семинарию
"отроков
не
выше
10
лет,
ибо
такового
возраста
дети
еще
не
вельми
обучилися
злонравию
и
если
обучилися,
однако
же
не
закрепили
обычаем,
и
мощно
таковых
не
трудно
отучить;
такоин
бунтовать
и
бежать
прочь
не
могут
еще". Первоначально в СШКК принимали детей не старше 6-го года, и первый возраст воспитанников лежал в пределах от 5 до 9 лет. Однако впоследствии установились проверенные длительным опытом, единые для КК правила приема в Кадетские корпуса детей в возрасте 12—13 лет. Считалось, что в этом возрасте вредное влияние улицы еще не столь значительно и не сказалось на поведении, привычках, формировании взглядов будущих кадет.
Стоит
ли
говорить,
насколько
именно
такой
подход
актуален
сегодня.
По
нашему
мнению,
прием
в
КК
юношей
более
старшего
возраста,
в
частности,
в
8-й
или
9-й
класс,
т.е.
в
15—16
лет,
повышает
риск
воздействия
разлагающего
влияния
улицы
до
поступления.
Поэтому
сегодня,
как
нам
представляется,
наиболее
приемлемым,
с
воспитательной
точки
зрения,
для
поступления
в
Кадетский
корпус
является
возраст
не
старше
12—13
лет,
т.е.
после
окончания
начальной
школы.
Во-вторых,
срок
обучения
в
Кадетском
корпусе
сегодня
должен
быть
таким,
чтобы
у
его
воспитанников
могли
сложиться
за
время
пребывания
в
нем
устойчивые
навыки
и
стереотипы
воинской
жизни,
основанной
на
выполнении
требований
воинских
уставов;
чтобы
в
кадетах
выработалась
"военная
косточка",
чтобы
армейский
образ
жизни
вошел,
как
говорится,
в
кровь,
стал
бы
для
них
и
естественным
и
необременительным.
На
наш
взгляд,
трех
лет
для
этого
явно
недостаточно.
И
в
этом
смысле
заслуживает
внимания
опыт
Кадетских
корпусов
прошлого,
в
которых
срок
обучения
и
активного
воинского
воспитания
свелся
в
конечном
итоге
к
7
годам.
В-третьих,
семилетний
срок
обучения
в
современных
Кадетских
корпусах
должен
в
свою
очередь
давать
ряд
преимуществ
и
привилегий
в
присвоении
первичных
воинских
званий
и
при
поступлении
в
высшие
военно-учебные
заведения.
В
зависимости
от
успеваемости
за
время
обучения
кадетам
могут
присваиваться
сержантские
звания,
прапорщиков,
старших
прапорщиков
или
даже
мл.
лейтенантов. В
идеальном
варианте,
Кадетские
корпуса
сегодня
могут
создаваться
при
Высших
военно-учебных
заведениях,
использовать
для
учебного
процесса
их
учебно-материальную
базу
и
преподавательский
состав,
и
готовить
своих
воспитанников
для
получения
высшего
военного
образования
в
стенах
этого
базового
ВВУЗа.
И, наконец, последнее соображение. Исходя, прежде всего, из стремления повышения эффективности воспитательного процесса в настоящее время, предлагается учредить "День кадета". Дату этого праздника целесообразно выбрать не только из соображений сегодняшнего дня, но с учетом истории возникновения и развития Кадетских корпусов России. Ее можно связать с датой учреждения первого в Вооруженных Силах Ракетно-артиллерийского Кадетского корпуса или суворовских и нахимовских училищ. Но это не учитывало бы длительный период дореволюционной истории Кадетских корпусов. Можно для этой цели выбрать дату учреждения в России первого Кадетского корпуса - СШКК - 29 июля 1781 года. Но эта дата будет приходиться на каникулярный или отпускной период кадет, и, следовательно, празднование в этот день в значительной степени не достигнет предполагаемого воспитательного эффекта. А вот дата начала функционирования СШКК - 17 февраля 1732 года - вполне, как нам кажется, подходит для этого во всех отношениях. Именно 17 февраля мы предлагаем учредить и праздновать "День кадета" Источники 1.
Лалаев
М.С.
Исторический
очерк
военно-учебных
заведений,
подведомственных
Главному
их
Управлению.
-
СПб.:
1880,
с.
52-53 2.
Мелентьев
В.Д.
Кутузов
в
Петербурге,
-
Л,:
Лениздат,
1986
Г. 3. Архив ВИМАИВиВС, ф. Сб. 2, оп. 13, д. 22, л., 6об-12. 4.
Исторический
очерк
2-го
Кадетского
корпуса
1712—1912,
-,
СПб.:
1912,
т.
1. 5.
Историческое
обозрение
2-го
Кадетского
корпуса,
СПб,
1862. |