Ю.Н. Гуляев

 старший научный сотрудник Санкт-Петербургского ВИМАИВиВС,

 кандидат технических наук, доцент

Особенности постановки воспитательного процесса в Артиллерийском и Инженерном Кадетском корпусе

 Кадетские корпуса (КК), вне всякого сомнения, представляют собой уникальное явление в военной истории России. В них получили военное образование прославленные полководцы, известные военачальники, видные ученые, деятели культуры и искусства, общественные деятели

Среди воспитанников первых Кадетских корпусов имена великих, русских полководцев П.А. Румянцева, М.И. Кутузова, Ф.Ф. Ушакова; одного из основоположников отечественной ракетной артиллерии А.Д. Засядко; крупных организаторов военного, артиллерийского и инженерного дела А.А. Аракчеева, П.И. Меллера-Закомельского, П.П. Коновницына, П.А. Козена, Х.И. Шванебаха и А.К. Геруа; дипломата А.М. Обрескова, поэтов и философов Г.С. Батенькова, В.Ф. Раевского, В.Г. Бенедиктова, С. Надсона; писателей -трагиков М.М. Хераскова и В.А. Озерова, директора первого русского театра А. П. Сумарокова,  художника-баталиста Коцебу, мореплавателей-открывателей новых земель Крузенштерна, Невельскова, Лисянского.

    Воспитанников Кадетских корпусов всегда отличали глубокие профессиональные знания, широкая образованность и эрудиция, высоко развитые понятия патриотизма, воинского долга и чести, войскового товарищества.

    Что же позволило подготовить в Кадетских корпусах высокообразованных и  преданных Отечеству офицеров, прекрасно проявивших себя на военном и гражданском поприщах, оказавшихся в центре культурной и общественной жизни русского общества. Ответ на поставленный вопрос следует искать, на наш взгляд, прежде всего в организации учебно-воспитательного процесса.

    Считается общепризнанным, что первые Кадетские корпуса в России были созданы по образцу и подобию западно-европейских, в первую очередь, прусских, французских и датских.

    Хотелось бы высказать иную точку зрения. Первый из созданных в России Кадетских корпусов - Сухопутный Шляхетный Кадетский корпус (СШКК) - во многом копировал прусскую систему подготовки молодых дворян к военной службе. Ее отличали четкая организация учебного процесса,   казарменная система воспитания кадет и жесткая дисциплина. .

    Созданные же в 1752 и 1762 гг. Морской и Артиллерийский и Инженерный Шляхетный Кадетские корпуса использовали в значительной степени опыт, накопленный их отечественными предшественниками — навигационной, артиллерийскими и инженерными дворянскими школами, Учебно-воспитательный процесс в них отличался большей гибкостью, демократичностью и был, на наш взгляд, более прогрессивным: кадеты в них занимались по индивидуальным расписаниям, допускающим досрочное освоение учебных программ, части из них разрешалось находиться на "своем коште" в течение длительного времени, при Кадетских корпусах существовал экстернат.

 

Что касается организации воспитательного процесса в Кадетских корпусах, то прежде всего следует отметить, что эффективность обучения и воспитания кадет зависела от полноты и глубины охвата воспитательным процессом всех сторон жизни кадет, т.е. их учебы, быта и отдыха, а именно - от численного отношения количества кадет к числу лиц, задействованных в процессе их обучения и воспитания.

    Анализ этого показателя на примере наиболее крупных Кадетских корпусов приводит к выводу, что он на всех этапах их создания и развития оставался высоким. И это является самым убедительным   подтверждением действенности  воспитательного процесса в Кадетских корпусах. Приведем конкретные цифры.

    С момента создания и вплоть до 1825г. отношение количества кадет к числу учителей и воспитателей составляло: в Пажеском корпусе - 4,7; 1-м КК -10,8; 2-м КК - 8,4; Московском КК - 9,6; в Дворянском полку с кавалерийским эскадроном - 44,7 (из-за 2-летнего срока обучения и больших выпусков в период войны с Наполеоном).

     В 1854г. с учетом приобретения значительного опыта воспитания и обучения этот показатель оказался существенно улучшенным. В Пажеском корпусе он составил - 2,3 (вместо 4,7 в 1825 г.); в 1-м КК - 5,1 (вместо 10,8); во 2-м КК - 4,9 (вместо 8,4); Московском (1-м) КК - 6,1 (вместо 9,6); Дворянском полку -6,1 (вместо 44,7); Александровском КК для малолетних - 7. Для сопоставления отметим, что в настоящее время этот показатель лежит в пределах 12 для военных училищ, для военных академий -8.

 

Вторым несомненным условием высокого уровня воспитательного процесса является тщательный подбор учителей и воспитателей для работы с подростками. По мнению одного

из столпов военной педагогики прошлого Ивана Ивановича Бецкого, успех воспитательного заведения зависит преимущественно "от удачного выбора начальствующих и учителей, одаренных здравым разумом и благонравием, а не заразившихся надутым видом и угрюмостью". "Без хороших воспитателей тщетны все предписания", - подытоживает он. Прежде всего, считал И. И. Бецкий, - совершенно необходимо, чтобы все воспитатели и учителя "не только в науках были искусны, но и юношеству бы во всем примером служить могли". Того же мнения придерживался и М.И. Голенищев-Кутузов, директор СШКК с 1794 по 1797 гг., считавший преподавателя центральной фигурой в процессе обучения и воспитания: "Без толковых учителей совершенного офицера никогда произвести не можно" - так четко и ясно сформулировал он свою точку зрения.

В отличие от Сухопутного, Артиллерийский и Инженерный Кадетский корпус (АИКК) с момента учреждения имел полный штат высококвалифицированных преподавателей, приобретших педагогический опыт еще в период работы в Соединенной Артиллерийско-Инженерной школе - предшественницы АИКК. По данным Архива ВИМАИВиВС, из Соединенной школы перешли в Кадетский корпус преподавателями  46-летний артиллерии майор Иван Харламов, вступивший в службу в 1730 г., артиллерии капитаны 35-летний Иван Карамазов и 30-летний Иван Вельяшев-Волынцев, 24-летний артиллерии поручик Павел Флоринский и подпоручик Яков Козельский. Преподаватель начальной математики Я.П. Козельский, автор учебных записок "Арифметические предложения" и "Механические предложения», стал крупным философом, опубликовавшим труд "Философские предложения". Преподаватель артиллерии И.А. Вельяшев-Волынцев написал учебное пособие "Артиллерийские предложения для обучения благородного юношества Артиллерийского и Инженерного Кадетского корпуса", которое было издано в 1767 г. отдельной книгой, став в течение 40 лет единственным руководством для русских артиллеристов. Другой   преподаватель капитан И.Р. Карамазов стал автором учебного руководства по фортификации. "Преподаватели корпуса — по свидетельству его воспитанника генерала В.Ф. Вохина, - были люди почтенные, знающие свой предмет и с любовью передающие его своим ученикам".

Позднее к преподаванию стали широко привлекать гражданских преподавателей с университетским образованием  или окончивших педагогический институт. Среди них было немало прогрессивно настроенных общественных деятелей, революционных демократов, выдающихся ученых, видных литераторов, писателей, поэтов. Так, в разное время читали лекции и про водили занятия с кадетами 2-го КК Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов,  Е.П. Гребенка, Д.И. Менделеев. Преподавали русский язык М.И. Сухомлинов, впоследствии профессор и академик, математику - профессоры И.М. Вышеградский, С.Е. Гурьев, В.И. Висковатов. Выпущен из Кадетского корпуса поручиком и оставлен преподавателем артиллерии блестящий артиллерист Алексей Аракчеев, около года проводил занятия по алгебре с воспитанниками Дворянского полка будущий декабрист И.И. Горбачевский.

 

Многое в организации воспитательного процесса зависело от личности директора Кадетского корпуса. И.И. Бецкий так определил, каким он должен быть: "Во главе управления корпусом должен стоять человек в воинских трудах состарившийся и искусный как в этих делах, так и в правилах, к гражданскому житию принадлежащих, трудолюбивый, кроткий, ласковый и обходительный, но в важных воинских упражнениях вид строгости имеющий...". Именно такими директорами стали в СШКК сам И.И. Бецкий (1765-1787), граф Ф.Е.   Ангальт   (1878-1794), М.И. Голенищев-Кутузов (1794— 1797), в Морском Кадетском корпусе - адмирал И.Л. Голенищев-Кутузов, возглавлявший корпус в течение 40 лет; в АИКК - опытные педагоги и воспитатели генерал-инженер М.И. Мордвинов, более 20 лет командовавший Кадетским корпусом и генерал-поручик Л.И. Мелиссино, известный своей образованностью, прекрасный артиллерист, руководивший корпусом 15 лет; герой Отечественной войны П.П. Коновницын и другие заслуженные генералы.  Не менее строгими были требования по отбору корпусных офицеров. В штаб-офицеры корпуса, т.е. в старшие офицеры, необходимо избирать, по-Бецкому, людей, "имеющих великие достоинства в рассуждении наук и нравственных качеств", все же корпусные офицеры вообще должны "знать воинское дело опытами нескольких кампаний" . Традиционно значительная часть корпусных офицеров набиралась из числа выпускников Кадетского корпуса с целью установления личных, более тесных контактов с кадетами. Так, с 1765 по 1823 гг., то есть за 58 лет, при АИКК - 2-го КК и Греческой гимназии было оставлено корпусными офицерами 74 выпускника или 2,5% общего числа выпущенных кадет.

    Заметим, однако, что большинство корпусных офицеров, пройдя этап пребывания в КК в обер-офицерских чинах, не оставались в нем, а возвращались в войска. Так стали известными артиллеристами бывшие корпусные офицеры Николай Корсаков, Петр Ставицкий, Александр Апушкин, Карл Клингенберг, профессорами математики - Семен Гурьев и Василий Висковатов, декабристами - поручик Полтавского драгунского полка Алексей Усовский и поручик 8-й артиллерийской бригады Иван Горбачевский. В 1793 г. вступил в АИКК 17-летний Сен-При, получивший образование в Гейдельбергском университете и через 2 года 7 месяцев переведенный поручиком в Л.-гв. Семеновский полк. В том же году направлен корпусным офицером из Нежинского драгунского полка 16-летний капитан Алексей Ермолов. Получив образование в Благородном пансионе при Московском университете, он за полутора годовое пребывание в Кадетском корпусе существенно пополнил свои знания в области артиллерии и фортификации.

    Прогрессивно мыслящие директоры Кадетских корпусов решительно отказывались от физических наказаний кадет как средства воспитания. Сошлемся на И.И. Бецкого: "Исправление нравов скорее и удобнее можно достигнуть способами кротости, нежели строгостью и силой; если начальники, офицеры и учители питомцев своих наставлять будут с любовью и ласкою, а учить их станут больше разговорами и рассуждениями, то юношество великие окажет во все том успехи". Категорически запретил применять к кадетам какие-либо меры физического воздействия, обращая внимание на убеждение с учетом возрастных особенностей кадет, директор СШКК М.И. Голеиищев-Кутузов: "Когда наказание становится частым и чрезвычайным, - говорил он, - худые поступки умножаются".

   

Основательным было религиозное воспитание кадет, что нашло отражение в учебных программах, распорядке дня, в котором отводилось специальное время для молитв, и в строительстве церквей на территории Кадетских корпусов. Так, в АИКК, в котором одна треть воспитанников была из числа лифляндских и остляндских дворян, а также были кадеты немецкой национальности, французы и даже итальянцы, и где на правах филиала существовала Греческая гимназия или Корпус Чужестранных Единоверцев, было построено 3 церкви: Церковь Св. Александра Невского - в 1804 г. архитектором Федором Ивановичем Демерцовым на  Ждановской наб., 13, немецкая евангелическо-лютеранская  церковь Св. Георгия, располагавшаяся на Б. Спасской (Кр. Курсанта, 16), ныне не сохранившаяся, и римско-католическая часовня-каплица по Ждановской наб., 11— 13, претерпевшая значительные утраты.

 

Важным элементом воспитательного процесса оставалось активное использование корпусных музеев,  художественных библиотек, драмкружков, выпусков литературных журналов, приобщение кадет к художественным ремеслам. Следует особо подчеркнуть важность установившейся традиции отслеживать судьбы воспитанников - георгиевских кавалеров, устанавливать мемориальные доски в честь особо отличившихся и так называемые "черные доски" с фамилиями погибших в боях воспитанников и кратким описанием обстоятельств их гибели.

 

Такими были в Кадетских корпусах основные направления достаточно действенной воспитательной работы. Конечно, их не следует идеализировать: на разных этапах развития Кадетских корпусов в них были и деформации, и искажения, и педагогические недоработки. Но крупные достижения военной педагогики в Кадетских корпусах несомненны, и они остаются актуальными и полезными сегодня. Не следует, наш взгляд, впадать и в другую крайность, отвергая достижения в области военной педагогики, накопленные за годы существования суворовских, нахимовских училищ и отечественных спецшкол.

 

В связи с этим хотелось бы в порядке обсуждения поставить несколько вопросов, актуальных, по нашему мнению, сегодня.

 

Первый из них касается возраста поступления в Кадетские корпуса. Поначалу считалось, что начинать воспитание следует с самого раннего возраста. Так, Феофан Прокопович в проекте, поданном Петру I в 1721 г., советовал принимать в Семинарию "отроков не выше 10 лет, ибо такового возраста дети еще не вельми обучилися злонравию и если обучилися, однако же не закрепили обычаем, и мощно таковых не трудно отучить; такоин бунтовать и бежать прочь не могут еще".

Первоначально в СШКК принимали детей не старше 6-го года, и первый возраст воспитанников лежал в пределах от 5 до 9 лет. Однако впоследствии установились проверенные длительным опытом, единые для КК правила приема в Кадетские корпуса детей в возрасте 12—13 лет. Считалось, что в этом возрасте вредное влияние улицы еще не столь значительно и не сказалось на поведении, привычках, формировании взглядов будущих кадет.

Стоит ли говорить, насколько именно такой подход актуален сегодня. По нашему мнению, прием в КК юношей более старшего возраста, в частности, в 8-й или 9-й класс, т.е. в 15—16 лет, повышает риск воздействия разлагающего влияния улицы до поступления. Поэтому сегодня, как нам представляется, наиболее приемлемым, с воспитательной точки зрения, для поступления в Кадетский корпус является возраст не старше 12—13 лет, т.е. после окончания начальной школы.

 

Во-вторых, срок обучения в Кадетском корпусе сегодня должен быть таким, чтобы у его воспитанников могли сложиться за время пребывания в нем устойчивые навыки и стереотипы воинской жизни, основанной на выполнении требований воинских уставов; чтобы в кадетах выработалась "военная косточка", чтобы армейский образ жизни вошел, как говорится, в кровь, стал бы для них и естественным и необременительным. На наш взгляд, трех лет для этого явно недостаточно. И в этом смысле заслуживает внимания опыт Кадетских корпусов прошлого, в которых срок обучения и активного воинского воспитания свелся в конечном итоге к 7 годам.

В-третьих, семилетний срок обучения в современных Кадетских корпусах должен в свою очередь давать ряд преимуществ и привилегий в присвоении первичных воинских званий и при поступлении в высшие военно-учебные заведения. В зависимости от успеваемости за время обучения кадетам могут присваиваться сержантские звания, прапорщиков, старших прапорщиков или даже мл. лейтенантов.

В идеальном варианте, Кадетские корпуса сегодня могут создаваться при Высших военно-учебных заведениях, использовать для учебного процесса их учебно-материальную базу и преподавательский состав, и готовить своих воспитанников для получения высшего военного образования в стенах этого базового ВВУЗа.

 

И, наконец, последнее соображение. Исходя, прежде всего, из стремления повышения эффективности воспитательного процесса в настоящее время, предлагается учредить "День кадета". Дату этого праздника целесообразно выбрать не только из соображений сегодняшнего дня, но с учетом истории возникновения и развития Кадетских корпусов России. Ее можно связать с датой учреждения первого в Вооруженных Силах Ракетно-артиллерийского Кадетского корпуса или суворовских и нахимовских училищ. Но это не учитывало бы длительный период дореволюционной истории Кадетских корпусов. Можно для этой цели выбрать дату учреждения в России первого Кадетского корпуса - СШКК - 29 июля 1781 года. Но эта дата будет приходиться на каникулярный или отпускной период кадет, и, следовательно, празднование в этот день в значительной степени не достигнет предполагаемого воспитательного эффекта. А вот дата начала функционирования СШКК - 17 февраля 1732 года - вполне, как нам кажется, подходит для этого во всех отношениях. Именно 17 февраля мы предлагаем учредить и праздновать "День кадета"

Источники

1. Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их Управлению. - СПб.: 1880, с. 52-53

2. Мелентьев В.Д. Кутузов в Петербурге, - Л,: Лениздат, 1986 Г.

3. Архив ВИМАИВиВС, ф. Сб. 2, оп. 13, д. 22, л., 6об-12.

4. Исторический очерк 2-го Кадетского корпуса 1712—1912, -, СПб.: 1912, т. 1.

5. Историческое обозрение 2-го Кадетского корпуса, СПб, 1862.