В конце 1837 г. было утверждено положение об открытии в Москве наряду, с 1-ым Московским кадетским корпусом, еще одного кадетского корпуса
Открыт в декабре 1849 г. на 400 воспитанников из беднейших
дворян от каждого уезда Московской губернии. Он состоял из четырех рот и размещался совместно с 1-м Московским кадетским корпусом в Головинском дворце, в другой его половине «На приказы самый главный – То Второй Московский славный. Представителен собой – Корпус москвичей второй». Журавель 2-го Московского Кадетского корпуса Император Николай I поручил Главному начальнику военно-учебных заведений Великому князю Михаилу Павловичу обеспечить подготовку нового учебного заведения. Но по различным причинам открытие 2-го Московского кадетского корпуса затянулось до конца 1849 года. Составитель проекта учреждения 2-го Московского кадетского корпуса, Великий князь Михаил Павлович, не дожил до его открытия. Он скончался 28 августа 1849 года. На воспитание детей в этом корпусе в 1844, 1847 и 1850 гг. были сделаны пожертвования, из которых составился капитал в 65.000 рублей серебром предназначенный для содержания в корпусе по одному воспитаннику из беднейших дворян от каждого уезда Московской губернии. Для размещения нового корпуса была отведена и приспособлена правая часть Екатерининского (Головин) дворца располагавшегося в немецкой слободе в Лефортово, в левой половине которого уже размещался 1-ый Московский кадетский корпус, носивший красные погоны с васильковой выпушкой. Открытие корпуса состоялось 6 декабря 1849 г. Директором 2-го Московского корпуса 1 января 1849 года был назначен полковник Сергей Петрович Озеров, который с 1837г. состоял личным адъютантом Михаила Павловича, а с 1847г. дежурным штаб-офицером при штабе военно-учебных заведений. Полковник Озеров С.П. прибыл в Москву и вступил в командование готовящимся к открытию корпусом в феврале 1849 г. По словам историка 2-го Московского Кадетского Корпуса полковника Поливанова, Сергей Петрович Озеров, прослуживший в корпусе 12 лет, оставил о себе самую добрую память. В октябре 1849 г. во вновь открывающемся корпусе начались вступительные экзамены и медицинский отбор детей, поступающих в корпус на средства дворянства Московской и семи губерний, приписанных ко 2-му Московскому Кадетскому Корпусу (Вологодской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Нижегородской, Казанской и, Екатеринославской). Праздник открытия корпуса был назначен на день на 6 декабря 1849 г. Представителем Главного начальника военно-учебных заведении при открытии корпуса был Начальник штаба военно-учебных заведений Я.И. Ростовцев. На торжествах по случаю открытия корпуса присутствовали почетные жители и сановники Москвы, родители и родственники принятых воспитанников. В соборном зале корпуса, приглашенные на его открытие поставили свои подписи под протоколом, который гласил: «2-ой Московский Кадетский Корпус открыт повелением благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича 6-го декабря в лето от Рождества Христова 1849. Храм во имя Архистратига Михаила освящал смиренный Филарет - митрополит московский». Всего свои подписи поставили 127 человек. Прием воспитанников в корпус продолжался непрерывно. К концу января 1850 г. в корпусе уже было 54 воспитанника, к концу марта - 74, к концу учебного года - 81. 6-го августа 1850 г. в присутствии генерал-адъютанта Я.И. Ростовцева состоялась передача во 2-ой Московский Кадетский Корпус 17-и воспитанников из Разумовского малолетнего отделения во 2-ую мушкетерскую роту и 200 воспитанников Александрийского сиротского института, из которых была образована гренадерская и 1-я мушкетерская роты, численностью по 100 человек в каждой. Таким образом, в корпусе было сформировано три строевых роты, составивших батальон. Все переведенные воспитанники были распределены в 1-й, 2-й и 3-й общие классы.
Летом 1851 г. 2-ой Московский Кадетский Корпус впервые вместе с 1-ым Московским кадетским корпусом был выведен в летний лагерь в район села Коломенское, где усиленно занимался строевой подготовкой. 2 сентября того же года корпус удостоился похвал Императора Николая I во время строевого смотра. Последствием такого успеха корпуса было решение Императора пожаловать корпусу знамя и сформировать в корпусе батальон. Знамя в начале декабря прибыло в корпус. Прибивка знамени происходила во вторую годовщину существования корпуса, 6-го декабря 1851 г. В этот день полковник С. П. Озеров был произведен в генерал-майоры. Сформирование батальона и пожалование корпусу знамени следовало считать завершением строевой организации корпуса. В апреле 1861 г. С.П. Озеров был произведен в генерал-лейтенанты, а в августе того же года назначен Директором Пажеского корпуса. Это назначение следовало рассматривать как значительное повышение по службе. В ноябре 1861 г. С.П. Озеров простился с созданным им учебным заведением.
В июле 1854 г. состоялся первый выпуск из II специального класса в офицеры, а лучшие ученики, добровольно перешедшие в III специальный класс, были отличены нашитыми на левых рукавах золотыми шевронами. Воспитанниками III специального класса гордились и начальство, и преподаватели, и в особенности кадеты. Это был «золотой фонд» кадетского корпуса. В 1855 г. состоялся первый выпуск из III специального класса. Все кадеты III специального класса, окончившие курс по 1 разряду, получали чины прапорщиков гвардии, либо подпоручиков артиллерии или поручиков армии. Кадеты, успешно окончившие курс II специального класса выпускались в артиллерию и в армию, в зависимости от достигнутых успехов. Содержание III специальных классов обходилось казне дорого, но зато армия получала хорошо образованных офицеров.
Благодаря постоянным заботам Главного Штаба по военно-учебным заведениям 2-ой Московский Кадетский Корпус имел в своем составе много преподавателей, имена которых пользовались почетной известностью и в педагогическом мире, и в литературе. Одним из самых выдающихся преподавателей был преподаватель литературы Павел Ефимович Басистов, автор «Хрестоматии для средних учебных заведений», очерков жизни и сочинений Жуковского. Его статьи историко-литературного содержания в 60-ых годах XIX в. публиковались в Отечественных Записках, в «Санкт-Петербургских Ведомостях». Программа теории словесности в тогдашних корпусах охватывала все виды литературного творчества, требовала ознакомления учеников со всеми выдающимися произведениями российских поэтов и писателей.
На протяжении первых лет существования, благодаря усилиям С.П. Озерова, в корпусе не было отмечено случаев серьезных нарушений дисциплины. Кадеты не допускали грубостей в отношении ротных командиров. Пререкания с ротными командирами и офицерами, преподавателями в годы командования корпусом С.П. Озерова не были характерными для корпуса. В худшую сторону выделялись только воспитанники, переведенные в корпус из Александрийского сиротского института. В отношении нарушителей дисциплины некоторые командиры рот прибегали к наказанию розгами, «надиранию» ушей или ставили провинившихся кадет на долгий штраф. При этом директор корпуса в известность об этих наказаниях в большинстве случаев не ставился. Давая оценку командирам рот, выпускники корпуса, в первую очередь, отмечали, что каждый из них, прежде всего старался довести свою роту до высшей степени строевой подтянутости и выправки, т.е. до совершенства всех строевых приемов, до совершенства в ношении форменной одежды. Нравственное воспитание, главным образом, заключалось в том, чтобы кадет умел кратко отвечать на вопросы старших, держа руки по швам. Если кадеты показывали излишнюю откровенность, правдивость, это почиталось признаком своеволия и разгильдяйства. Обязанности ротного офицера, помимо очередного дежурства, сводились к тому, чтобы обучать свое отделение одиночной строевой подготовке, движению в строю и различным видам перестроения. Так называемое «словесное ученье», которое осуществлял офицер, состояло в изучении имен всех лиц царской фамилии и высшего военного командования. Так как состав ротных отделений менялся после каждой ранжировки, связь офицеров со своим отделением была весьма слабая, зачастую кадеты не могли припомнить, в чьих отделениях находились они в разное время. В 1856 г. было отменено название гренадерских и мушкетных рот и заменены номерами. С 1857 г. разрешено принимать в корпус экстерном.
6 октября 1861 г. Директором 2-го Московского Кадетского Корпуса был назначен генерал-майор Александр Васильевич Фрейган. Воспитанник Пажеского корпуса и Николаевской академии Генерального штаба, он прошел длинную строевую и боевую службу преимущественно на Кавказе. Появление А.В.Фрейгана в корпусе по времени совпало с появившимися слухами о возможном преобразовании кадетских корпусов в гимназии. Это повлияло на ухудшение дисциплины в корпусе. Во время инспекторской проверки, состоявшейся в конце 1862 г., инспектировавшие отметили нарушение воспитанниками установленной формы одежды, правил приличия и учтивости, отсутствие уважения к старшим. С учетом этих нарушений инспектирующий принял решение всем воспитанникам 3-ей роты сбавить по одному баллу за поведение и лишить всю роту отпуска в город на два месяца. За время с 1854-1863 гг. из корпуса было произведено 10 официальных выпусков. Летом 1863 года прошёл последний выход корпуса в батальонном составе в лагерь в селе Коломенском, и там же 9-го августа состоялся последний высочайший смотр, на котором все три Московских корпуса были «найдены в отличном во всех отношениях порядке», за что объявлено Монаршее благоволение директорам и батальонным командирам корпусов. В день императорского смотра во 2-ом Московском Кадетском Корпусе состоялось последнее производство 32 кадет в офицеры. Вслед за этим всех воспитанников специальных классов перевели частично в Михайловское артиллерийское (10 чел.), а большинство (47 чел.)»» во вновь открытое в Москве Александровское военное училище, размещенное в здание упраздненного Александрийского сиротского кадетского корпуса.
С 1863 г. началось преобразование российских кадетских корпусов в военные гимназии. Преобразование 2-го Московского Кадетского Корпуса в военную гимназию было назначено на лето 1864 г. Первым директором 2-ой Московской военной гимназии был назначен Петр Иванович Мезенцев, окончивший в 1846 г. с отличием курс Военной академии, являлся профессором Императорской военной академии и почти всю свою службу проведший при главном штабе. Приказом военного министра от 17-го мая 1864 г. в бывшем кадетском корпусе отменялся батальонный состав, знамя должно было отныне храниться в корпусной церкви, а бывшая 4 рота переформирована в три возраста: старший, средний и младший. Полное преобразование кадетского корпуса в военную гимназию было произведено директором П.И. Мезенцевым, он управлял военной гимназией семь с половиной лет и оставил о себе такую же прекрасную память, как и С.П. Озеров. Ему удалось «освежить» обедневший состав преподавателей и поднять воспитательное дело привлечением на службу в гимназии нескольких академистов — офицеров и кандидатов Университета (А.И. Хотяинцева, В.А. Бернгарда, Д.П. Езучевского). 10 июня 1864г. полковник Мезенцов вступил в должность, а 16-го июня воспитанники, не взятые родителями на каникулы, выступили в лагерь без знамени, ружей и музыки, в летних матросских рубашках, в сопровождении офицеров в сюртуках при оружии. Отныне лагерь предназначался не для строевых и тактических занятий, а должен был служить дачей. В первое лето воспитанники разместились еще в прежних полотняных палатках, а уже на следующий год были построены деревянные бараки. Лагерное время делилось на учебные занятия под руководством воспитателей, в первую очередь, с отстающими в учебе, и на развлечения, которым старались по возможности придать образовательный характер. Самыми полезными из таких развлечений были различные экскурсии, как на небольшие, так и на длительные расстояния. Ближние экскурсии проводились ежедневно с целью изучения московской флоры и фауны. Воспитанники ходили на эти экскурсии с большим желанием, запасаясь сачками для ловли бабочек и различных насекомых, жестяными банками и коробками для сбора растений и хранения насекомых Благодаря инициативе инспектора классов полковника Чепелевского, 2-я Московская военная гимназия ранее других учебных заведений завела у себя так называемый «волшебный фонарь» и теневые картины для наглядного ознакомления учеников с миром растений и животных, с характерными географическими регионами, с костюмами древних исторических народов, с портретами исторических деятелей, с картинами исторических событий и прочее. 29 октября 1871 г. состоялся Высочайший приказ о переводе генерала П.И.Мезенцова на должность директора Пажеского корпуса. В жизни учебного заведения мезенцевская эпоха признается одной из самых плодотворных. Назначенный директором 2-й Московской военной гимназии генерал-майор Георгий Павлович Кузьмин-Караваев был одним из выдающихся деятелей военно-учебного ведомства. Пять с половиной лет Кузьмин-Караваев руководил 2-ой Московской военной гимназией.
В двадцатых числах марта 1883 г. по приказанию Главного начальника военно-учебных заведений командир 1-й роты Московского юнкерского училища, майор Тимофееев был назначен командиром сводного подразделения, состоявшего из кадет 4-х московских корпусов для обучения их строевому делу. Из этих кадет должен был быть сформирован сборный кадетский батальон для участия в коронации Императора Александра III. 15 мая 1883г., в день коронации, батальон был выстроен во Владимирском зале Большого Кремлевского дворца. В январе 1885 г. кадет Михаил Третьяков, хорошо игравший на фортепьяно и имевший задатки композитора, сочинил марш в память совершеннолетия Цесаревича Николая Александровича. Государь Наследник выразил за это кадету свою искреннюю благодарность. 19-го мая 1891 г. Александр III посетил 1-й и 2-й Московские корпуса. Сопровождаемый Московским генерал-губернатором, Великим князем Сергеем Александровичем и военным министром П.С. Ванновским, Император посетил сборные залы кадетских корпусов, где произвел смотр выстроенным корпусам. Кадеты корпуса принимали участие и в коронационных мероприятиях по случаю восшествия на престол Николая II. В столетнюю годовщину рождения Императора Николая I, некоторым сформированным в царствование Николая I частям и учреждениям, в том числе и 2-ому Московскому Кадетскому Корпусу, Император Николай II повелел присоединить имя Императора Николая I к их прежнему наименованию. С этого времени корпус стал именоваться «2-ым Московским Императора Николая I кадетским корпусом», а на васильковых погонах появилась новая шифровка, где стал выбиваться вензель «Н-I» покойного Императора под императорской короною. В период командования корпусом Альбедиля корпус все чаще стали посещать его выпускники и 8 декабря 1887 г. в корпусе было создано общество вспомоществования. Первыми его членами стали 40 воспитанников корпуса. Бывшие кадеты добились того, чтобы в сборном зале были выставлены портреты бывших директоров кадетского корпуса. 12 марта 1897 г. Федор Константинович Альбедиль передал корпус генерал-майору Ивану Сергеевичу Демину. За долгую и плодотворную деятельность Альбедиля на посту директора корпуса его имя Высочайшим приказом было навечно занесено в списки кадетского корпуса. 8 ноября 1899 г. исполнилось 50 лет со дня основания корпуса. В день юбилея корпуса были получены поздравительные телеграммы от Императора, Московского генерал-губернатора и командующего войсками Великого князя Сергея Александровича, Великого князя Михаила Николаевича, военного министра Куропаткина, бывшего военного министра Ванновского, бывшего Главного Начальника военно-учебных заведений Махотина и от исполняющего должность Главного Начальника военно-учебных заведений генерал-лейтенанта Якубовского. 28 марта 1900 года впервые корпус посетил только что назначенный на должность Главного Начальника военно-учебных заведений Великий Князь Константин Константинович.
2-ой Московский Кадетский Корпус дал России многих выдающихся деятелей. В дни празднования 50-летия корпуса отмечалось, что 25 его воспитанников дослужились до генеральских званий, из числа 413 офицеров, окончивших корпус наиболее выдающимися стали: В.В. Сахаров, военный министр; генерал от инфантерии П.О. Щербов – Нефедович; Н.К. Шауфус, министр путей сообщения; генерал от кавалерии С.А. Петровский; профессор генерал лейтенант В.М. Владимиров; В.А. Бернгарт (1858), комендант Брест-Литовской крепости; И.И.Кушнерев (1854), начальник инженеров Киевского военного округа; В.М.Курсель(1857), начальник 8-й пехотной дивизии; генерал-майор В.Д.Рамбах (1856), начальник Керченских крепостных инженерных укреплений. Первый ученик корпуса, выпускник 1856 г. Д.С. Заботкин дослужился до звания генерал-лейтенанта и должности Главного начальника инженеров. Выпускник корпуса озеровской эпохи генерал-майор А.П. Кичеев (1859) стал впоследствии директором 1-го Сибирского кадетского корпуса, Л.И. Януш (1859) дослужился до звания генерал-майора. М.М.Кудрявый, фельдфебель первого выпуска из Ш специального класса, успешно окончил артиллерийскую академию, в течение нескольких лет был инспектором классов в Петровской-Полтавской военной гимназии. Мезенцовская эпоха дала военно-учебным заведениям 3-х директоров кадетских корпусов, из воспитанников выросли выдающиеся юристы и профессора академий, специалисты в области артиллерийского дела. Выпускниками корпуса были известный русский писатель А.И. Куприн, композитор А.Н. Скрябин, художник и беллетрист Н.Н. Каразин (1862), полковник А.Н. Поливанов (1858), инспектор классов 2-го Московского Императора Николая I Кадетского Корпуса, автор исторического очерка «Пятидесятилетие 2-го Московского Императора Николая I Кадетского Корпуса». На высоких гражданских должностях проявили себя выпускники корпуса: фельфебель Н.Ф. Петровский (1858), консул в Коканде; Е.А. Куровский, губернатор Воронежа; В.А. Башкиров (1863), директор Кавказских минеральных вод.
Ярким представителем 2-го Московского Императора Николая I Кадетского Корпуса, является выпускник 1896 года, артиллерийский полковник Борис Дмитриевич Приходкин. Командир батареи в Первую Мировую войну, кавалер Георгиевского оружия. Оказавшись вдали от Родины, в далекой Франции, он уже к 1927 году в одиночку создал музей "Родной корпус". Он создал первое объединение кадет 2-го Московского Императора Николая I кадетского корпуса за рубежом. Мечтою же полковника Б.Д. Приходкина было собрать всех кадет рассеянных по всему миру, в Единую и Неделимую Кадетскую Семью Земного Шара. И эта идея попала в благодатную почву. Это стало возможным благодаря появлению, именно в кадетской среде, энтузиастов, которые через годы пронесли верность кадетскому братству. Постепенно бывшие кадеты, разбросанные судьбой по всему миру, начали объединяться в Обще-кадетские объединения. К 1949 году появилось первых пять таких объединений в Аргентине, Франции, Мюнхене, Нью-Йорке и Сан-Франциско. К настоящему времени кадетские объединения имеются в США и Германии, Канаде и Венесуэле, Египте и Австралии, Аргентине и Франции, Китае и Югославии, Болгарии, Чехии и Словакии они живут по-русски, издают свои журналы и регулярно съезжаются на свои кадетские всемирные съезды.
Кадеты 2-го Московского Кадетского Корпуса были потрясены отречением царя и новыми распоряжениями Временного правительства, они отказались выполнять приказы, касавшиеся снятия погон, отмены отдания чести и запрещения исполнять царский гимн. Только после настойчивых уговоров своих командиров они позволили срезать погоны, оставив при этом широкую полоску. В октябре 1917 г. старшие кадеты 2-го Московского Кадетского Корпуса, вместе с кадетами 1-го Московского Кадетского Корпуса выступили против новой власти большевиков. 2-й Московский Кадетский Корпус просуществовал до 1918 года и дал Отечеству большую плеяду достойных сынов. В начале 1918 г. 2-й Московский Кадетский корпус прекратил свое существование. Ю.Галанин
|