Полоцкий кадетский корпус был
образован в 1835 году в соответствии с проектом учреждения в
различных частях Российской империи сети губернских военных училищ.
План, представленный на рассмотрение Александру I еще в 1805 году,
предусматривал создание 17 таких военно-учебных заведений. Однако в
связи с тяжелейшей Отечественной войной 1812 года этот замысел стал
реализовываться лишь в царствование Николая I, который считал заботу
о военно-образовательной сфере одной из важнейших задач государства.
Император выразил твердое намерение изменить существовавший порядок
подготовки офицерских кадров. По существу, в первые годы
николаевского правления началась реформа российской военной школы,
завершившаяся утверждением в 1830 году специального устава
военно-учебных заведений. Тогда же высочайшим указом был объявлен
проект учреждения губернских кадетских корпусов, предусматривавший
открытие военно-учебных заведений в Новгороде, Туле, Тамбове,
Полтаве, Полоцке и Елисаветграде. Общее руководство этими корпусами
было возложено на существовавший с 1805 года Совет военно-учебных
заведений, возглавляемый великим князем Константином Павловичем.
Губернские корпуса были призваны предоставить возможность обучения и
воспитания сыновьям российских дворян вблизи их семейств. По замыслу
правительства, это должно было, во-первых, привлечь для создания
военно-учебных заведений капиталы заинтересованного в обучении своих
детей местного дворянства, а во-вторых, лишний раз напомнить
населению российских окраин о постоянной заботе государства о судьбе
своих подданных.
В губернском Полоцке весьма недвусмысленно выразил на юбилее
50-летия основания этого военно-учебного заведения его выпускник,
действительный статский советник Петров: «Прошу всех иметь в виду,
что Полоцкий
кадетский корпус утвержден для проведения в Западном крае идеи
русского просвещения, русского патриотизма и русского дела».
Первым директором Полоцкого кадетского корпуса стал один из
участников освобождения Полоцка от французских войск в 1812 году
генерал-майор Павел
Кесаревич Хвощинский.
Состоявшийся в январе 1835 года приказ по ведомству военно-учебных
заведений предписывал ему «немедленно отправиться в Полоцк для
распоряжений и соображения на месте, а затем и представления: об
удобстве строения, о предположениях, как разместить воспитанников, а
равно и о хозяйственных помещениях, о служительской роте и ее
формировании, о продовольствии кадет и о всех неудобствах, какие
можно предвидеть или встретить, с объяснением мер к отвращению
оных».
Первый штат корпуса был рассчитан на 400 кадет.
Довести число воспитанников до установленного комплекта
предполагалось в течение четырех лет, принимая ежегодно по 100
кадет.
Ко дню открытия корпуса удалось принять всего 54 человека.
В 1838
году корпус был окончательно сформирован и
состоял из двух приготовительных и четырех общих классов. Кадеты
делились на четыре роты, составляя батальон.
По окончании курса обучения кадеты направлялись в столичный
Дворянский полк для получения специального (военного) образования.
Первый такой перевод состоялся в мае 1839 года. Об этом выпуске в
одном из приказов директора корпуса, в частности, отмечалось:
«Переведенные из Полоцкого кадетского корпуса в Дворянский полк
воспитанники удостоились самых лестных и милостивых отзывов
Императора; начальник штаба военно-учебных заведений, все
профессора, производившие испытания полоцким кадетам, все, как будто
по соглашению, хвалили вступление в первый раз воспитанников
Полоцкого корпуса в Дворянский полк, и что такое славное вступление
есть важная эпоха для корпуса, и что добрую славу эту необходимо
поддержать и в будущем».
1844
год был
ознаменован вручением Полоцкому
кадетскому корпусу нового знамени.
Прежнее как святыню приказано было хранить в
корпусной церкви.
В следующем году корпус дважды посетил император. Результатами
своего пребывания в нем Николай I остался очень доволен и перед
отъездом приказал представить всех служащих к наградам, а его
директору вручил знаки ордена Св. Анны высшей степени и 400 руб.
серебром для раздачи беднейшим жителям Полоцка.
В 1865 году было принято решение о переформировании Полоцкого
кадетского корпуса в военную гимназию «на тех же основаниях, которые
Высочайше утверждены для существующих уже военных гимназий с
присвоением корпусу названия «Полоцкой военной гимназии». Учебный
курс в соответствии с новой программой был рассчитан на шесть
классов. Причем в трех младших классах обучение носило характер
начального. Воспитанники в подавляющем большинстве отнеслись к
нововведениям негативно. Особо болезненно было воспринято сокращение
военных дисциплин и перенос знамени корпуса без всяких почестей в
церковь на хранение. В конце 1880 года всем начальникам военных
училищ было предписано собрать и доставить в Главное управление
военноучебных заведений (ГУВУЗ) сведения относительно результатов
учебной деятельности юнкеров — бывших питомцев военных гимназий.
Направленные в ГУВУЗ отзывы выглядели довольно однообразно и
преимущественно сводились к тому, что «воспитанники гимназий
выглядят, за немногим исключением, совершенно статскими, не
выказывая ни малейшей склонности к военной службе; на постановку
военного образования в училищах смотрят как на солдатчину в худшем
смысле этого слова». Выпускники Полоцкой военной гимназии,
отмечалось, «отличаются неуживчивостью и малой
дисциплинированностью, и хотя дух товарищества в них силен,
направления его сильно напоминают традиции прежней «старо-кадетчины».
Вскоре после вступления в
1881 году
на престол Александра III военные
гимназии были переименованы в кадетские корпуса,
педагогическая задача которых была сформулирована как предоставление
кадетам воспитания, соответствующего «их будущему предназначению»,
то есть военной службе. Организация повседневной жизни и быта
воспитанников была подчинена воинским уставам. В 1884 году старший
возраст был переименован в строевую роту. Одновременно были
учреждены должности ротных командиров.
28 февраля 1901
года Полоцкому кадетскому корпусу было возвращено его старое знамя.
С 1898 года по указанию императора особое внимание в кадетских
корпусах стало уделяться физическому развитию воспитанников.
Внеклассная работа в Полоцком кадетском корпусе была насыщена
различными играми, спортивными соревнованиями, походами по городу и
его окрестностям. Для совершения водного похода по реке Двине из
Полоцка в Ригу в 1901 году кадеты самостоятельно построили две
шлюпки «Рогнеда» и «Константин». Команда каждой состояла из семи
воспитанников. Путешествие полочан продолжалось месяц. В том же году
другая партия кадет отправилась на экскурсию в Москву.
С началом Русско-японской войны 1904—1905 гг. кадеты с большим
интересом отнеслись к событиям, происходившим на Дальнем Востоке,
читали газеты, выписывали карты, следили за движением войск,
составляли сжатые обзоры военных действий, пристально наблюдали за
судьбами находившихся на фронте выпускников корпуса. Результатом
чрезмерного увлечения кадет дальневосточным театром военных действий
стало событие, весьма взволновавшее весь корпус. В один из дней
через станцию Полоцк проходил эшелон 100-го Островского полка. Двое
кадет 5-го класса, давно задумавшие бежать на фронт, узнав о проходе
эшелона, наскоро собрали вещи, скрылись из корпуса и сели в вагон,
где были радушно приняты солдатами. Однако вскоре беглецы были
задержаны и отправлены обратно в корпус.
По словам одного из них, мотивом для побега послужило желание
«действительно принести Отечеству хотя какую-нибудь пользу или же
пасть на поле битвы с сознанием, что умереть геройски гораздо лучше,
чем простой смертью». Изучение материалов заседаний Педагогического
комитета Полоцкого кадетского корпуса позволило установить, что
большинство разбираемых на нем проступков кадет относилось к
обычным, присущим детскому возрасту шалостям.
Однако встречались и такие проступки, как неучтивость перед
преподавателем, непослушание начальству. К примеру, в 1904 году
решением ротного педагогического комитета были сбавлены баллы за
поведение кадету Сергею Андрееву «за грубость, непочтительное и
дерзкое отношение к преподавателю географии», кадетам Антону
Бенклевскому и Григорию Макарову — «за неуместную выходку на уроке
географии», Станиславу Павловскому — «за дерзкий ответ преподавателю
физики и самовольные отлучки в город».
1 августа 1908
года впервые в истории корпуса его директором был назначен уроженец
Белоруссии полковник
Модест Григорьевич Чигирь.
Он родился в 1863 году в семье дворян Могилевской губернии.
Образование получил в Первом кадетском корпусе и Павловском военном
училище. С 1905 года служил в Полоцком корпусе в должности
инспектора классов.
В
начале ХХ века в практике учебной деятельности кадетских корпусов
одно из важнейших мест в системе обучения принадлежало методам и
формам контроля. Успеваемость кадет определялась на основании
проверки их знаний, умений и навыков путем устного опроса на уроках,
при проведении письменных работ, в ходе лабораторных занятий,
годовых испытаний и выпускных экзаменов. В Полоцком кадетском
корпусе все письменные работы проводились в специально отведенном
для этого помещении за отдельными столиками, что устраняло
возможность списывания и других способов обмана со стороны кадет. По
мнению руководства корпуса, лишь при такой организации контроля
письменные испытания имели значение, а их результаты заслуживали
внимания. Во время инспекторской проверки Полоцкого корпуса в 1910
году было отмечено, что на экзаменационных письменных работах по
русскому языку сказались результаты образцово поставленного
внеклассного чтения. Во всех классах сочинения задавались по
тематике прочитанных кадетами за год литературных произведений. При
этом воспитанник мог выбрать одну из трех или шести предложенных для
работы тем. Сочинения писались начисто, без предварительно
составленных черновиков и были признаны «очень удовлетворительными».
Однако, если в целом по корпусу учебные успехи кадет-полочан
признавались соответствующими предъявляемым требованиям, то на
слабую подготовку кадет 4-го класса было обращено особое внимание.
Так, из 66 кадет этого класса оказались переведенными в следующий
класс без переэкзаменовки всего 32 воспитанника, назначены
переэкзаменовки 21 кадету, оставлено на второй год 11 кадет и 2
кадета представлены к увольнению. Довольно большой процент
неуспеваемости в 4-м классе был обусловлен началом прохождения
кадетами систематического курса алгебры и геометрии.
Благодаря неустанной заботе преподавателей и воспитателей
накануне Первой мировой войны
Полоцкий корпус пользовался славой одного из лучших кадетских
корпусов Российской империи.
«С истинным удовольствием усматриваю, что сие заведение находится в
отличнейшем состоянии, вполне соответствует моим видам -
писал Директору Главный начальник военно-учебных заведений великий
князь Константин Константинович Романов.
— Мне весьма приятно было удостовериться в этом лично во время
лагерного расположения в Петергофе, во все продолжение которого они
отличались нравственностью и самым строгим порядком».
В искренности этих слов убеждает то обстоятельство, что по настоянию
великого князя воспитанником Полоцкого корпуса становится его сын
Олег, будущий кавалерийский офицер и Георгиевский кавалер. В
Полоцком кадетском корпусе имелись свои, составленные из кадет,
духовой, струнный и симфонический оркестры. Ежегодно перед
экзаменами юные музыканты выступали на отчетном концерте перед
семьями воспитателей и преподавателей, где кадеты удивляли своей
замечательной игрой не только педагогический состав корпуса, но и
приглашенных жителей города.
Источник: http://kadet.by |