СИМБИРСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС

Корпусная церковь

 

В декабре 1872 года Симбирское земское собрание обратилось с ходатайством об открытии в Симбирске военной гимназии. Отвечая на ходатайство, император Александр II, 21 апреля 1873 года, повелел открыть 2 гимназии, одну в Петербурге (3-я военная гимназия), другую в г. Симбирске, каждую на 300 человек. Плата за обучение составляла 30 рублей в год, обмундирование и содержание учеников производилось на свой счет. Эти две гимназии были единственными в стране, в которых обучались только приходящие воспитанники всех сословий - дети купцов, мещан, крестьян, отставных солдат, духовенства, местных дворян, офицеров.

Директором гимназии 08.08.73 был назначен полковник (затем генерал-майор) Ф.К. Альбедиль. Вначале количество учеников было невелико, в первый год зачислено всего 86 человек, к 1877 году выросло до 180 человек, а к 1882 году достигло 350 - полного штата.

Поначалу гимназия размещалась в бывшем доме Мариинской гимназии, затем в общежитии Симбирской гимназии.

1 августа 1875 года высочайше утверждено постановление о постройке нового здания. В начале сентября этого же года в Симбирск прибыл военный министр Д.А. Милютин, посетил гимназию, осмотрел место, отведенное под гимназию и признал его удачным.

2 мая 1876 года здание было торжественно заложено, а к концу сентября 1877 года новое здание гимназии с водяным отоплением, искусственной вентиляцией и увлажнением воздуха, с паркетными полами было готово принять воспитанников.

К началу 80-х гг. выяснилось, однако, что военные гимназии "не вполне удовлетворяют задаче профессионального военного заведения", и недостаточно хорошо подготавливают учащихся к переходу в военные училища в профессионально--психологическом плане. Кроме того, оказалось недостаточно обеспеченной одна из основных целей подготовительных военно-учебных заведений - давать детям бедных офицеров и чиновников воспитание и образование за государственный счет. Поэтому было решено, оставив эти заведения отдельными от военных училищ, ввести в них строевые роты и строевые занятия в старших классах, заменить гражданских воспитателей строевыми офицерами и существенно сократить количество приходящих воспитанников.

Смена дежурства

22 июля 1882 года все военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса, а 3 августа 1886 года утверждено новое положение о кадетских корпусах. С этого времени Симбирский кадетский корпус перестал быть всесословным, в него принимались только дети офицеров, чиновников и дворян. На казенный счет принимались дети лиц, прослуживших в офицерских чинах не менее 10 лет, или имевших льготы (погибших в боях, круглые сироты). Остальные платили за содержание 250 рублей в год. Земское собрание губернии освободили от своей части затрат содержания корпуса.

В ноябре 1885 года заведению из казны было передано 10 десятин земли около деревни Поливна для устройства летнего лагеря. В лагерях проводили время - с начала июня по до половины августа все кадеты 1 роты (старшей) и кадеты, не уволенные в отпуск. Летний лагерь представлял собой пять зданий (бараков) для проживания кадет, а также навес для столовой, бараки для размещения прислуги, лазарета, кухни, директора корпуса и ротных командиров. В лагере был построен небольшой деревянный храм. Несмотря на некоторые неудобства (бесчисленные комары и мошки) проживание в летнем лагере для кадет было самым светлым воспоминанием в их дальнейшей жизни. Лагерь стоял на берегу Волги, и в жаркие дни организовывалось купание. Для развлечения кадет два раза в неделю играла музыка, устраивались катание на лодках, рыбная ловля, танцевальные вечера, спектакли. В 1896 году кадетам была организована экскурсия на пароходе в Нижний на всероссийскую промышленно-художественную выставку.

К концу века на Комиссариатской улице построили квартиры для гг. офицеров - воспитателей корпуса. Глядя на это здание, трудно поверить, что в нем размещалось только 28 служебных квартир - директора, инспектора классов и его заместителя, четырех командиров рот (полковники), 17 офицеров - воспитателей, двух врачей и нескольких офицеров на хозяйственных должностях.

Сейчас в здании располагается городская дума.

За первые 25 лет своего существования в Симбирский кадетский корпус поступило 1795 человек, окончило более 760, из них поступило:

В Пажеский Его Императорского Величества корпус - 4 человека;

Николаевское кавалерийское училище - 26

Николаевское инженерное училище - 38

Михайловское артиллерийское училище - 51

Константиновское училище - 266

Павловское училище - 207

Александровское училище - 138

Уволено на попечение родителей - 38

Знамя корпуса. Кусочки знамени унесены выпускниками "на память".

 

 

Г. ИЩЕВСКИЙ, (из книги «Честь», Париж, 1956 год).

Симбирский кадетский корпус родился 15 августа 1882 года и окончил свой жизненный   путь осенью 1918 года, прожив на свете короткую, но яркую 36-летнюю жизнь. Из его стен ежегодно вылетали на путь жизни, как птенцы из родного гнезда, воспитанники чести, украшая родословное дерево корпуса свежими листьями, давая ему жизненные соки, укрепляя его молодые корни. Росло, крепло дерево, протянуло свои ветви по просторам Родины и 8 сентября, в день корпусного праздника, цвело прекрасными синими цветами — цветами чести. Не сломили его ни ветры, ни ураганы... Падали лишь редкие, отжившие  свою жизнь листья, уступая место новым, сильным, молодым...

Налетел шквал японской войны... Дикие равнины Маньчжурии  погребли много листьев... Осиротело дерево, но с гордостью смотрело, как падающие с него листья вплетались в венец Русской армии, в венец воинской доблести, храбрости и чести.

Тайфун первой мировой  войны, стихийный смерч русской смуты, с корнем вырвали цветущее дерево, разметали по миру остатки листьев... Усталые, измученные, осиротелые, падали они на чужие земли, орошались чужими дождями, пригревались чужим солнцем... Но дерево живет, и только цветет не синими, как на Родине, цветами,   а серебряно-седыми...

Трехэтажное красного кирпича здание корпуса северным и главным фасадом выходило на  Комиссариатскую улицу. Западный фасад, составлявший спальни трех рот корпуса, примыкал к церковному двору Троицкого собора, южная часть, граничившая с Покровской улицей, представляла из себя сплошной, тоже красного кирпича, высокий забор; восточное крыло  занимали квартира директора корпуса, лазарет и домовая церковь. Внутри этого четырехугольника, отрезанного от внешнего мира, помещался скромный внутренний плац, окаймленный с южной и западной стороны широкой аллеей смешанных деревьев: тополя, черемухи, ольхи и дуба.

На этом плацу производились строевые учения, уроки гимнастики и игры. Зимой половина плаца заливалась водой и превращались в каток. На второй половине плаца силами и трудами кадет строевой роты сооружалась ледяная гора с небольшим виражом, уносящим быстро скользящие санки и звонкие детские голоса в аллею тополей, примыкавшую к западной части. В глубине плаца, в западном его углу, было расположено кирпичное здание бани, рассчитанное на 40 человек,  и электрическая станция.

Перед главным фасадом корпуса, если пересечь Комиссариатскую улицу, развернулся огромный передний плац, всегда  находившийся под контрольным оком корпусного швейцара. Плац находился в черте города, хотя и был с трех сторон обнесен  внушительным деревянным забором. Четвертая сторона, смотревшая на здание корпуса, представляла из себя живую изгородь. Кадетам разрешалось посещать передний плац или по запискам дежурных по роте офицеров, или всем классом под наблюдением воспитателя или преподавателя. Учитель естественной истории Александр Иванович Иванов и художник Павел Ильич Пузыревский любили весной проводить свои уроки на переднем плацу: первый - наглядно объясняя флору и фауну, второй  - развивая в кадетах способность рисования, или, как он говорил, «писания с натуры». В зимние месяцы плац представлял из себя сплошной белый ковер, в солнечные морозные дни сверкавший мелкой алмазной пылью, и фактически посещался лишь немногими любителями вновь введенного в корпусе лыжного спорта.

Сирень дурманила головы кадетам старших классов, рождая образы Ниночек, Шурочек, Любочек и мысли какого-то сумбурного, непонятного, но властного желания любить и быть любимым...

В правом северном углу плаца помещался гимнастический городок с лестницами, мачтами, кольцами, подвижными шестами, где весной и осенью кадеты проводили уроки гимнастики, обычно кончавшиеся десятиминутной и в достаточной степени опасной игрой в "кошки и мышки".

Игра заключалась в том, что воспитатель из всего класса назначал «кошку», все остальные были мышками. По свистку воспитателя "мышки" быстро забирались наверх гимнастического городка и с испуганным трепетом следили за «кошкой», которая одна оставалась на земле. По второму короткому свистку «кошка» бросалась ловить «мышек». Все приходило в движение, темп которого всецело зависел от ловкости и хитрости «кошки». Если «кошка» поднималась вверх по правой мачте или лестнице, все «мышки» устремлялись влево и вниз, рассчитывая на свою ловкость. Бывали случаи неудачных падений, и ушибленную мышку с вывихом руки или ноги отправляли в лазарет.

    Одно время директор корпуса генерал Симашкевич решил запретить эту игру, но, учитывая положительные стороны игры, развивавшей в кадетах ловкость, отвагу, находчивость и глазомер, он ограничился строгим приказом по корпусу, в силу которого «кошки и мышки» сделалась достоянием  трех старших классов корпуса.

    Один раз в году, обычно в один из будних дней последней недели апреля, на плацу торжественно проводился спортивный праздник корпуса при участии кадет всех трех рот. Часть плаца, предназначенная для спортивных состязаний и изрезанная в разных направлениях меловыми широкими линиями, украшалась флагами. Разноцветные большие тенты защищали публику от лучистого весеннего солнца. Обширная программа состояла из всех видов спорта, культивируемых в корпусе - начиная от вольных групповых движений, бега, прыжков, аппаратной гимнастики и до вольного боя на рапирах кадет 7-го класса.

    На праздник  приглашались представители военных и гражданских властей, старшие классы гимназий, реального училища, дворянского пансиона и духовной семинарии. Не был забыт, конечно, и прекрасный пол, и в огромной толпе сидящих зрителей приятно ласкали глаз, в особенности кадет старших классов, коричневые и серые ряды воспитанниц Мариинской и Якубовской гимназий.

    Программа начиналась с выступления кадет 3-й роты и сводилась, главным образом к сокольским вольным движениям, старательно и четко исполняемый малышами, бегом на короткие дистанции и разнообразными детскими играми. 2-я рота выступала в более сложной  программе, которая заканчивалась аппаратной гимнастикой на турнике и параллельных брусьях и виртуозными прыжками через кобылу.

    После антракта, во  время которого гостей обносили мороженым и прохладительными напитками, программа вступала в красочную фазу культа молодого здорового тела, ловкости, и утонченных форм физической красоты и изящества. Финальной и наиболее интересной частью программы было  выступление лучших спортсменов корпуса. Они выступали в синих трикотажных брюках и открытых белых майках, демонстрируя перед экзальтированной публикой головокружительные номера партерной гимнастики. Пирамиды, комбинированные стойки, переднее и заднее солнце, сальто - мортале встречались громом аплодисментов, не раз заглушавших спокойную мелодию корпусного оркестра, а трепетные, порою восторженные, порою беспокойные взоры Шурочек, Любочек, Ниночек, находили живой отклик в сердцах с виду спокойных и уверенных в себе Владимиров, Константинов, Георгиев.

    После раздачи призов восторженная публика расходилась по домам, а кадет в в виде награды за отстаивание спортивной чести корпуса после обеда пускали в городской отпуск...

    Корпус состоял из семи классов с двумя параллельными отделениями в  каждом и был разделен на три роты. Третья рота, "малыши" 1-го и 2-го классов, занимала западную часть первого этажа. Четыре огромных двери из классов вели в ротный зал, в конце которого, как и во всех ротах, нашел приют гимнастический городок.  Выходная дверь из роты вела в большую швейцарскую, находившуюся под бдительным контролем монументального швейцара (по кадетской кличке — «Дедушка Крокодил»). За швейцарской следовала просторная приемная с мягкими диванами и креслами, расставленными по стенам, с которых в тяжелых золоченых рамках свисали портреты прежних директоров корпуса и картины из военных походов Русской армии. Приемная служила местом свиданий родителей, родственников и знакомых с кадетами в два будних дня недели: вторник и четверг. Для кадет старших классов приемная являлась местом нелегальной  почты от своих возлюбленных и к своим возлюбленным, через посредство очаровательной старушки — «тети Паши», когда-то тоже знавшей взлеты и падения молодого чувства, а теперь  жившей радостью весенних побегов чужого.

    2-я рота, «юноши» — 3-й и 4-й классы — помещались на втором этаже. В правом дальнем углу ротного зала была маленькая дверь, ведущая в хорошо оборудованный физический кабинет,  любимое детище инспектора классов,  академика полковника М. С. Иртэль, читавшего лекции по математике, физике и тригонометрии и считавшегося одним из требовательных преподавателей корпуса. На втором этаже также нашли приют: инспекторская, где собирались педагогические советы, учительская и малый зал для танцев, где долгие годы царил бывший артист императорского балета   Ширяев.

    Квадратная арка из малого зала вела в огромную столовую, рассчитанную на все три роты корпуса. Столовая строевой роты  была немного меньше, и часть ее была занята  домовой корпусной церковью, отделенной от столовой массивной дубовой раздвижной стеной, открывавшейся в часы церковных служб.

    1-я, или строевая, рота — 5-й, 6-й и 7-й классы, — «мужчины» — занимала весь третий этаж и в сравнении с другими ротами имела более обширную территорию. Классы двух отделений 7-го класса выходили в большой, двухсветный зал, где проводились все корпусные торжества, а также балы строевой роты.

    Главное управление военно - учебных заведений, администрация корпуса так и считали, что в Симбирском корпусе три роты, но юношеская находчивость породила еще одну роту — «нестроевую». Нестроевой ротой кадетами почитался 5-й класс, не имевший, в отличие от 6-го и 7-го. винтовок. Для кадет 5-го класса это было большой  драмой, которую они с юношеским пылом искренне переживали. Особенно они ненавидели и презирали весенние прогулки строевой роты по городу, когда звуки бравурного марша корпусного оркестра останавливали прохожих, когда из  открытых окон высовывались миловидные головки знакомых гимназисток, восторженно машущих разноцветными батистовыми платочками, когда 6-й и 7-й классы сверкали холодной сталью ровных штыков... Они понурые, глотая слюну досады, плелись где-то позади, как обоз второго разряда, как «нестроевая рота».

    Статистика корпуса говорит, что 5-й класс почти никогда не имел второгодников, что самые неспособные, лентяи, злостные лодыри, перейдя в 5-й класс, вдруг становились прилежными и, к удивлению преподавателей, преуспевали в науках. Нетрудно понять несложную, но поразительно красивую детскую психологию, властно тянувшуюся к заманчивой перспективе 6-го класса, тянувшуюся к собственной винтовке, закреплявшей за ним звание кадета строевой роты.

    Кадетский корпус, пять дней в неделю отрезанный от внешнего мира, и был тем оазисом, на котором кадеты проводили свое детство и юношество, где они учились и воспитывались, шалили, наказывались, имели свои радости и печали, где маленький отрезок жизни каждого был поставлен в рамки суровой дисциплины, где почти каждый шаг жизни был под контролем воспитателя, где хорошие выявления детских натур поощрялись, а дурные жестоко искоренялись.

    Семилетнее пребывание в корпусе и было тем подготовительным периодом, в котором каждый оснащался моральным багажом и вступал да неизведанный и скользкий путь жизни.

 

Корпус просуществовал до 1918 года, затем в здании корпуса открылись курсы красных командиров, а, в дальнейшем, знаменитое Ульяновское гвардейское танковое училище.

В настоящее время в зданиях снова кадеты - воспитанники Ульяновского гвардейского суворовского училища

 

В 1917 году стройная система подготовки офицеров начала разваливаться. После отречения императора Николая II кадеты были приведены к присяге на верность Временному правительству. Под напором общедемократических реформ 31.08.1917 года кадетские корпуса были снова переименованы в гимназии военного ведомства, затем были упразднены погоны, петлицы и кокарды. Довершил разгром корпусов декрет Совнаркома от 30.05.1918 года о реорганизации всех школ в единую трудовую школу.
Бывшие кадеты так и не приступили к занятиям – большинство возвратилось к родителям, некоторые ушли на Дон, где зарождались первые части Добровольной армии. В 1920 году уцелевшие в боях воспитанники корпусов навсегда покинули Россию. Знамя Симбирского кадетского корпуса, пожалованное ему 12.11.1903 года, было похищено в марте 1918 года оставшимися кадетами у охранявших здание красноармейцев, вывезено за границу и сейчас находится в Сан-Франциско.

Превосходная база и в дальнейшем использовалась для подготовки защитников Родины. В феврале 1918 года в Симбирске была создана школа взводных инструкторов РККА, а в декабре того же года – Симбирские пехотные курсы, разместившиеся в здании бывшего кадетского корпуса. За проявленное мужество и героизм в боях гражданской войны Постановлением ВЦИК от 10.06.1919 года курсы были награждены Красным Знаменем.

В мае 1921 года курсы переименованы в Симбирскую школу командного состава, в которую в январе 1923 года влились Самарские пехотные курсы, которые также были награждены Красным Знаменем за мужество и героизм, проявленные в боях гражданской войны. В январе 1924 года приказом Реввоенсовета СССР школе присвоено имя В.И. Ленина

С осени 1931 года школа стала стрелково-артиллерийской, а с 1932 года – бронетанковой.

В апреле 1936 года школа была преобразована в 1-е Ульяновское Краснознаменное танковое училище имени В.И. Ленина. В 1936 году лейтенант Семён Осадчий, выпускник училища, сражаясь в Испании стал одним из первых танкистов, совершивших танковый таран и первым выпускником училища, удостоенном звания Героя Советского Союза.

28 июня 1943 года за образцовую подготовку командных кадров, боевые заслуги перед Родиной приказом Наркома обороны СССР № 252 училище было преобразовано в гвардейское танковое училище, а Указом Президиума Верховного Совета СССР № 605/218 от 3 сентября 1943 года было награждено орденом Красной Звезды.

Среди более 35 000 выпускников Ульяновского гвардейского танкового училища 93 Героя Советского Союза, 2 героя Социалистического труда, 6 Героев Российской Федерации, более 180 генералов.

Ульяновское гвардейское дважды Краснознаменное Ордена Красной Звезды суворовское военное училище было образованно в 1991 году в соответствии с Постановлением кабинета Министров СССР № 463 от 11 июля 1991 года.В соответствии с приказом Министра Обороны СССР № 395 от 9 сентября 1991 года Ульяновское гвардейское высшее танковое командное дважды Краснознаменное Ордена Красной Звезды училище имени В.И. Ленина преобразовано в Ульяновское гвардейское суворовское военное дважды Краснознаменное Ордена Красной Звезды училище имени В.И. Ленина».

Переформирование училища было поручено гвардии генерал-майору Пчелинцеву Владимиру Ивановичу.

 

С 15 ноября 1991 года в Ульяновском гвардейском суворовском военном училище в полном объеме начались учебные занятия. Эта дата является праздничной и отмечается как День училища.

12 июня 1993 года был произведён первый выпуск воспитанников училища.

В 1994 году начальником училища был назначен гвардии генерал-майор Соколов Петр Алексеевич.

С 1995 года училище перешло на программу с 3-х летним сроком обучения.

В 1999 году были проведены организационные мероприятия, в результате которых училище перешло с 9-ти ротной организации на типовой штат суворовских училищ в составе 6 суворовских рот.

С 2000 по 2009 год училищем руководил гвардии генерал-майор Антонов Владимир Павлович.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 октября 2007 года № 437 с 1 июня 2008 года УГСВУ вошло в состав военно-учебных заведений Воздушно-десантных войск.

В соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации № Д-30 от 21 апреля 2008 года, начиная с 2008/2009 учебного года в училище введен 7-летний срок обучения.

В июне 2009 года командование училищем принял гвардии полковник запаса Шкирков Владимир Федорович.

14 ноября 2009 года училищу было вручено Георгиевское Знамя как символ воинской чести и доблести.

За прошедшие 19 лет училище стало одним из лучших среди суворовских, нахимовских и кадетских корпусов Министерства Обороны РФ.

В училище непрерывно осуществляется процесс по совершенствованию учебно-материальной базы, улучшению социально-бытовых условий проживания суворовцев.

Создана и постоянно совершенствуется экспозиция военной техники. В конце 2008 года было оборудовано футбольное поле с искусственным покрытием. В ноябре 2009 года был закончен капитальный ремонт суворовской столовой. В ознаменование 10-й годовщины училища был установлен бюст А.В. Суворова. В 2010 году в училище была воссоздана домовая церковь Святителя Николая Чудотворца, которая действовала в Симбирском кадетском корпусе с 1879 г. по 1918 г. 24 ноября 2010 года церковь была освящена Архиепископом Симбирским и Мелекесским Проклом.

На протяжении всех лет командованием проводится большая работа по комплектованию должностей воспитателей. Талантливыми командирами и организаторами зарекомендовали себя старшие воспитатели Маланин С.А., Романов А.В., Пастухов С.В., воспитатели Яковлев С.П., Кравцов В.А., Бельский В.М. и многие другие.

Многие военнослужащие и гражданский персонал училища имеют опыт участия в боевых действиях и награждены боевыми наградами.
Среди них: начальник училища, полковник запаса Шкирков Владимир Федорович, заместитель начальника училища по воспитательной работе полковник Тойгонбаев А.Б., начальник отделения воспитательной работы подполковник запаса Коротков А.Ю., начальник отдела материально-технического обеспечения полковник запаса Никитин М.К., старшие воспитатели рот – подполковники Ковдря А.В., Скворцов П.Н, Романов А.В., Макаров В.В., воспитатели – гвардии майоры Ермолаев О.Н., Кравцов В.А., капитан Бадигин А.А. и многие другие.

Училище сегодня представляет собой современный специфический учебно-воспитательный центр, где готовится будущее нашего Отечества, будущее Вооружённых Сил Российской Федерации. Преподавательский состав училища имеет высокую квалификацию и большой опыт педагогической деятельности, приобрёл необходимый опыт, освоил специфику работы закрытого среднего военно-учебного заведения.

Учебно-воспитательный процесс ведется на основе учебных планов и учебных программ с применением передовых методик и технологий обучения, компьютеризации, технических средств обучения и учебного телевидения. Обучение суворовцев ведется на восьми современно-оборудованных предметно-методических комиссиях общеобразовательного характера и отдельно по военной подготовке. С 1 сентября 2009 года в училище возрождена традиция Симбирского кадетского корпуса – суворовцы приступили к обязательному изучению двух иностранных языков. На предметно-методических комиссиях активно действуют факультативы, клубы и кружки по интересам.

Спортивные команды училища являются победителями и призерами различных состязаний по первенству ПУрВО, спартакиад суворовских училищ, городских и областных соревнований по различным видам спорта.

За прошедшие годы из училища выпущено более 4000 воспитанников. Из них 38 человек с золотыми медалями, 87 — серебряными.

Эстафета поколений достойных защитников Отечества находится в надежных руках воспитанников Ульяновского гвардейского суворовского военного училища Воздушно-десантных войск.