Самодельный аэроплан, великий князь с подушкой и спрятанный кадетами клад
К примеру, согласно одной из них, на территории артучилища до сих пор спрятаны серебряные украшения-гвоздики, собранные кадетами. По традиции, они вбивались в деревянное древко знамени корпуса. Со временем таких гвоздиков накопилось немало. Но в 1921 г. необходимость спасать символы заставила кадета 7 класса Дмитрия ПОТЕМКИНА обмотать полотнище вокруг тела и вывезти его на сохранение в Крым, а затем через Югославию — в Америку. Знамя Сумского кадетского корпуса нашло свое пристанище в Бруклинском монастыре в США, где хранится и сейчас. По рассказам, перед эвакуацией знамени серебряные гвоздики вытащили из древка, завернули в ткань и где-то спрятали. Специалисты утверждают, что материальная ценность этого клада, возможно, не столь высока, зато историческая — бесценна.
Бесценная история
Кроме обязательных дисциплин в корпусе преподавали стрельбу из револьвера, светские манеры, танцы, пение, музыку Заведующая офицерской гостиницей института Полина ДЗЮБИНА пересказывает воспоминания деда одного из своих коллег, который работал в то время на сахарозаводчика и строил здания кадетского корпуса. «Для строительства кирпич подвозили на телегах. Если хотя бы один кирпич был треснувшим, вся партия собиралась и отправлялась обратно. Если строить, то из нормального кирпича! В то время были умельцы, люди были очень внимательны, щепетильны к каждой вещи, не то, что сейчас», — сетует женщина, сравнивая это с собственным неудачным строительным опытом.
В царской России кадетские корпуса
строились по типичному проекту — в виде буквы «Ш». Во внутренних
двориках устанавливались гимнастические тренажеры. В 1903 г. в
корпус уже провели электричество от собственной электростанции, хотя
в городе для освещения многие еще использовали свечи. Сегодня
артучилище сохранило многие из уникальных архитектурных элементов
того времени. Центральный вход остался в первозданном виде, в
отдельных помещениях уцелела оригинальная кафельная плитка — ей
практически 100 лет. Не тронуты перекрытия и стены. Уникальна
архитектура потолка — на огромной площади нет ни одной колонны, и
все держится на несущих тросах. Исторические личности В 1900 г. возглавил строительство корпуса генерал-майор Лев КУБЛИЦКИЙ-ПИОТУХ. Постоянный контроль за ходом работ осуществлял и сам Павел Харитоненко. В июне были проведены первые вступительные экзамены, по результатам которых был зачислен 61 человек. Чтобы стать кадетом, нужно было обязательно иметь письмо-поручительство от генерал-губернатора или представителя Дворянского собрания губернии. Если провести аналогию с нашим временем — это рекомендательное письмо от главы облгосадминистрации. Такое письмо давало право сдавать экзамены, по результатам которых и производилось зачисление. В среде кадетов строго преследовались ругательства, драки, неопрятность, доносы, кражи. Провинившихся наказывали, вплоть до исключения. На торжественное открытие корпуса 26 сентября 1902 г. прибыли начальник военно-учебных учреждений великий князь Константин Константинович РОМАНОВ и архиепископ Харьковский и Ахтырский Флавиан. Надо сказать, что великий князь уделял Сумскому корпусу огромное внимание, потому приезжал сюда часто. Бывшие воспитанники корпуса вспоминали, что он был для них не строгим начальником, а родным и любящим отцом. Он никогда не кичился своим царским происхождением, держался открыто. Во время приездов бывал везде: в классах, в столовой, на танцевальных вечерах, на концертах кадетов. В 1905 г. место Льва Кублицкого-Пиотух, переведенного в Киев, занял генерал-майор Андрей САРАНЧОВ, прослуживший на этой должности до самого закрытия корпуса в 1918 г. «Самым большим ругательством Андрея Саранчова было слово „мальчишка“. Он брал провинившегося кадета за ухо, называл мальчишкой и вел в комнату для наказаний, где кадет сидел и думал о своем поведении», — продолжает Анатолий Котляр. Вообще, кадеты были большими любителями розыгрышей. Прибывший в корпус учитель французского языка Параф совсем не говорил по-русски, и кадеты успешно пользовались этим. Перед началом занятий они читали молитву, а преподаватель стоял навытяжку перед классом, ожидая окончания богослужения. После уроков француз жаловался своим коллегам: мол, кадеты читают очень длинные молитвы, которые затягиваются на 15–20 минут. На самом деле кадеты умудрялись ее прочитать по пять раз, чтобы затянуть время.
В 1906 г. великий князь приехал в Сумы, чтобы поздравить кадетов с полным завершением формирования корпуса и вручить флаг, который представлял собой полотнище из белой материи прямоугольной формы с орнаментом, вышитым по периметру, в центре — изображение Иисуса Христа, в верхней части надпись «С нами Бог». Именно тогда Константин Романов и вбил первый серебряный гвоздик в древко. «Он ни в чем не нуждался, мог просто отдыхать, но активно занимался воспитанием кадетов. Знал родителей многих из них. Всегда находился в кругу кадетов, это отражено на многих фотографиях. Мог запросто зайти в комнату к кадетам, чтобы покидаться подушками. Даже если кто-то сильно шалил, он воспринимал это нормально. Мы не можем этого понять, потому что тогда было другое воспитание, другое время, те традиции упущены навсегда», — считает Анатолий Котляр. С 1900 по 1918 г. великий князь побывал здесь 11 раз. Он занимался всеми кадетскими корпусами, но в Сумы его особенно тянуло. В свободное время группа кадетов смастерила летательный аппарат. Он взлетел (см. фото выше). Но отсутствие навыков управления у пилота привело к тому, что аэроплан зацепился крылом за дерево и упал на землю. Кадет, пилотировавший его, сломал руку. После этого случая Андрей Саранчов строго-настрого запретил кадетам заниматься полетами и вообще подходить к аппарату. Вспоминают, что разбитый аэроплан до 1918 г. лежал в подсобном помещении. Сохранилась фотография, на которой кадеты на плацу запускают этот аэроплан.
Сохранившаяся история
Нынешний
начальник военного института полковник Юрия СВИДЛОВ затеял
реставрацию комнат, где вместе с женой и детьми жил первый директор
корпуса. В каждой из них камин, обложенный голландской узорчатой
плиткой, на которой изображены разные пейзажи, в том числе и
морские. Что интересно, ни один сюжет не повторяется. На потолке
вылеплены фигуры ангелов. Полина Дзюбина уверена, что это дамская
комната: «Обратите внимание, какая здесь нежная лепка — так в то
время относились к женщинам. Здесь уютно, могу предположить, что
здесь проходили балы». Ее мнение не разделяет Анатолий Котляр,
который считает, что помещение использовали как столовую. «Никаких
балов здесь не было. Оформление белым фарфором было присуще для
обеденного зала, такие же столовые есть в киевских, петербургских
дворцах. А дамские комнаты, как правило, не были такими большими.
Отсюда можно попасть в приемную и комнату денщика, дальше — кабинет хозяина. С первого взгляда в оформлении чувствуется военный стиль — свод украшают орлы, рыцари, львы, совы — символ мудрости. Каждая деталь соответствует общему интерьеру. Полина Дзюбина предполагает, что во времена первого директора кадетского корпуса на стенах висело оружие. Планировка помещений позволяла хозяину попасть из своего кабинета в любое здание кадетского корпуса по внутренним коридорам, где располагались зимние сады. Сейчас так пройти уже нельзя — проходы давно заблокированы.
«В Российской империи была введена
казацкая традиция, когда награды отца имел право носить сын. Видел
фотографию, когда у кадета на его парадном френче висит полный
георгиевский бант. Он явно не заслужил этой награды, это — заслуги
отца или деда, но какая ответственность и гордость для юноши!
Преемственность поколений имела серьезное воспитательное значение.
Это давало понять, что если ты верой и правдой служишь родине, то
заслуги перейдут последующим поколениям», — говорит Анатолий Котляр. В белый зал Сумского кадетского корпуса входит августейший генерал-инспектор военно-учебных заведений Великий Князь Константин Константинович. 500 пар молодых глаз с восторгом и обожанием впились в высокую статную "романовскую" фигуру Великого Князя... Спальня 4-й роты, самых маленьких кадет. Они укладываются спать, оживленно переговариваясь о впечатлениях дня - посещении корпуса Великим Князем Константином Константиновичем. И вдруг входит он сам, как всегда, без свиты. Медленно обходит он ряды кроватей и шутит с кадетами. Вот он заметил одного малыша, который старательно стелит свою постель. Великий Князь, взяв подушку, тихонько подкрадывается и вдруг бросает в него подушку. Раздосадованный маленький кадет, не соображая, что он делает, бросает эту подушку обратно. Великий князь ловит её на лету и бросает в другого кадета. Это было как бы сигналом к общей битве. Полетели подушки в разные стороны, а главным образом - в Великого князя. Шутя, отбивается Великий Князь, и, наконец, схватив двух ближайших кадет, опрокидывает их на кровать, а сзади на него наваливается уже целая живая куча малышей. Прибежали испуганные ротные командиры и воспитатель, чтобы привести в порядок расшалившихся кадет, пришлось им прибегнуть к... команде: "Смирно!" В помятом кителе, смеющийся Великий Князь поднимается с кровати и притворно грозит пальцем. - Ваше Императорское Высочество, дайте что-нибудь на память! - кричат хором кадеты. Великий Князь вынимает платок и бросает его. Он подхватывается и разрывается на сотню кусочков, и каждый кадет спешит запрятать на всю жизнь драгоценный кусочек, как память о любимом августейшем начальнике, таком дорогом, таком близком нашей кадетской душе...
О некоторых традициях в кадетских корпусах. Кадеты были большими любителями на различные розыгрыши, в которые вовлекались священнослужители. В Сумском кадетском корпусе, кадеты знали, что прибывший в корпус преподаватель французского языка ни слова не говорит по-русски, и решили воспользоваться этим. При входе в класс преподавателя дежурный кадет поднимал класс, докладывал ему по-французски, после чего начинал читать одну молитву за другой, растягивая время минут на 15-20. Преподаватель Параф стоял на вытяжку перед классом, ожидая окончания богослужения. Инспектор классов однажды поинтересовался у Парафа состоянием дел. «Отлично, - ответил Параф, - очень милые и послушные дети. Но вот только не знаю, как сумею провести полностью курс. Понимаете, из 45 минут, отведенных мне на урок, для выполнения программы мне остается мало времени, потому что религиозность, свойственная русскому народу, оставляет мало времени для прохождения программы». Все попавшиеся отделения две недели были без сладкого. Однако Параф горячо любил Россию и кадет. Очутившись после отъезда из России у себя во Франции, он всегда был рад помочь любому кадету Сумского корпуса. Материалы Дмитрий Литовченко с сайта Сумского Военного Артиллерийского Командного Училища
|