ТАШКЕНТСКИЙ

Наследника Цесаревича

кадетский корпус

20.06.1899-8.05.1904 гг. - Ташкентская приготовительная школа

8.05.-5.10.1904 г. - Ташкентский кадетский корпус

5.10.1904-1917 гг. - Ташкентский кадетский Великого Князя Наследника Цесаревича корпус

Первого сентября 1900 года была открыта ташкентская приготовительная школа второго оренбургского кадетского корпуса во временном помещении, в здании окружного инженерного управления. Школа состояла из трех классов: начального, первого и второго, а затем был прибавлен и третий. Кадеты, окончившие успешно курс школы, предназначались к переводу без экзамена в соответствующий класс оренбургского кадетского корпуса. С открытием школы началась и постройка здания для нее за Саларом, в которое она перешла 2 сентября 1901 года.

С 1 августа 1904 года школа превратилась в самостоятельный корпус, а с 5 октября того же года ему дано наименование ташкентского Наследника Цесаревича кадетского корпуса. Разумеется, что здание, которое первоначально предназначалось для приготовительной школы, для корпуса было мало, почему сделаны были новые доассигнования для постройки. Все корпусные постройки обошлись около миллиона рублей. Здание было готово в 1905 году. Корпус занимал площадь в 45 десятин, из которых 15 десятин во временном пользовании. Комплект учащихся был 300 человек, кроме того до 25 человек своекоштных и приходящих. Преподавателей было 22 и 13 воспитателей. На содержание корпуса отпускалось до 140000 руб. в год. 9 октября 1901 года кадетский корпус посетил бывший военный министр А. Н. Куропаткин, а в 1905 году бывший главный начальник военно-учебных заведений Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Константинович находился в корпусе с 15 по 29 октября.

Кадетский корпус по размеру и количеству капитальных построек – самое крупное учебное заведение края. Его главное здание начали строить еще в конце 19 века и закончили к 1905 г. Главный корпус в центре был подчеркнут несколько выступающим из плоскости фасада и более возвышенным объемом, увенчанным четырехгранным куполом и двумя небольшими шатрами по углам. Общие формы в центре здания и в угловом объеме церкви придают всему протяженному корпусу характер цельности и законченности.

Большая высота центрального объема объяснялась расположенным на втором этаже актовым залом, а внизу вестибюля – трехмаршевой парадной лестницей. Перед входом на столбах находился открытый балкон с выходом на него из актового зала. Граненый купол, балкон, большая высота и дополнительные декоративные формы придавали этой части здания определенную парадность и монументальность, подчеркивавшие главенство этой части и объемной композиции всего здания.

Внутренняя планировка здания чрезвычайно проста. В ней господствует коридорная система с одно- или двухсторонней обстройкой классными и жилыми комнатами. Главное здание кадетского корпуса – первый случай применения в монументальном строительстве Туркестана скрытого металлического каркаса, жестко связанного с междуэтажным и чердачным перекрытиями. Очевидно, это наглядный пример учета местными инженерами сейсмических условий, последовавшего за серией сильных сейсмических толчков в различных городах Туркестанского края.

Здание несло много функций: помимо учебных помещений, церкви, здесь находились спальни воспитанников, столовая и квартира директора. В нескольких одноэтажных флигелях, раскинутых на прилегающей территории, находились службы,, квартиры воспитателей. Находясь за городом. Громадное здание кадетского корпуса было изолировано от городской застройки и не влияло на сложение облика города.

Инспектор классов - 11.08.1905-10.08.1908 гг. - полковник (с 13.04.1908 г. - генерал-майор) фон Кох Владимир Матвеевич

Директор корпуса 10.08.1908-после 10.07.1916 гг. - генерал-майор фон Кох Владимир Матвеевич

 


Военно-педагогическая система обучения и воспитания

 на примере Ташкентского Наследника престола Цесаревича Алексея Кадетского корпуса.

 Э.Юсупов. Бомбардир,№1,1995 г.

Военная педагогика России за более чем 200-летний период к началу XX в. сложилась в законченную и стройную систему взглядов и методов воспитания. Она впитала опыт зарубежной науки, связанной с именами Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Дж. Ланкастера, она базируется на достижениях отечественной школы воспитания - на трудах К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, Ф.Ф. Эрисмана, Н.И. Пирогова, посвященных проблемам педагогики, психологии, школьной гигиены, нравственному и физическому воспитанию молодежи. Все эти проблемы были предметом обсуждения Педагогического комитета Главного управления военно-учебных заведений, выносились на страницы журнала "Педагогический сборник", в 1864 г. был создан Педагогический музей военно-учебных заведений, открыты Педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в Кадетских корпусах.

К 1900 году в стране существовала разветвленная сеть Кадетских корпусов, где воплощался этот опыт начальной военной подготовки и воспитания кадров для нужд армии. Одним из последних императорских Кадетских корпусов явился Ташкентский Его Императорского Высочества Наследника престола Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича Кадетский корпус. Возник он первоначально как Приготовительная школа 2-го Оренбургского Кадетского корпуса (5 июня 1899 года Высочайше утверждено Положение Военного совета, объявлено в Приказе по Военному ведомству №179 от 20.06.1899) в 1900 г. и был предназначен для 100 казеннокоштных воспитанников. Кадеты, успешно окончившие курс школы, предназначались к переводу без экзаменов в 3-й класс 2-го Оренбургского Кадетского корпуса. Будучи подготовительным учреждением для Кадетского корпуса, школа в учебно-воспитательном деле строго руководствовалась Положениями и инструкциями для Кадетских корпусов. Школа подчинялась Командующему войсками Туркестанского военного округа, ближайшее наблюдение за школой принадлежало Начальнику Окружного штаба.

1-го сентября 1900 года состоялось торжественное открытие Ташкентской приготовительной Кадетской школы во временном помещении в здании Окружного инженерного управления. Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Константинович - Главный начальник военно-учебных заведений - откликнулся на это радостное событие так: "От всей души приветствую вновь открытую Ташкентскую приготовительную школу. Благослови Бог это заведение и его будущее развитие и расширение. Искренне благодарю, что сообщили мне радостную весть. Константин."         На молебствии, отслуженном по этому поводу, присутствовали Команду­щий войсками ТуркВО генерал от инфантерии С.М. Духовской, высший генералитет, представители частей, учреждений и заведений военного, гражданского и духовного ведомств. Протоиерей Спасо-Преображенского собора в своей проповеди сказал: "Помолимся же Господу Богу, чтобы имеющие учиться в Школе дети при полном здоровье росли, развивались умственно и нравственно и готовились быть верными слугами нашего Монарха, доблестными защитниками Отечества и достойными сынами своих славных туркестанских отцов." Памятуя, что даже по названию Школа сродни 2-му Оренбургскому Кадетскому корпусу, что и Кадетский корпус и кадетская   школа   комплектовались из сыновей офицеров-туркестанцев, в день открытия заведующий школой послал телеграмму на имя Директора корпуса:

"Личный состав и воспитанники школы шлют товарищеский привет старшему брату с пожеланиями всякого преуспевания на благо Родине". В ответной телеграмме Директор корпуса пишет: "Да здравствует на многие лета новорожденная школа; кадеты шлют наилучшие пожелания маленьким товарищам; сердечно благодарим за привет." Вскоре из Оренбурга поступило уведомление, что старший брат - Кадетский корпус изготовляет младшему - Ташкентской школе, только что вступающему в жизнь, Образ Покрова Пресвятыя Богородицы и призывает на него Божие благословение при вступлении на высокое поприще служения Родине.

Не менее важным событием в жизни школы было первое участие кадет в параде вместе со всеми войсками. Если принять во внимание, что школа в 1900— 1901 учебном году состояла лишь из одного начального класса, т.е. 9—10-летних детей; что число часов обучения строю - согласно расписания - весьма ограничено и что, наконец, со дня открытия школы прошло лишь полтора месяца, то станет понятным волнение учащих и учащихся, с которым они отправлялись - по воле начальства - на этот парад. Каждый дорожил честью заведения. Показаться в обществе смешным не хотелось ни детям, ни их воспитателям.

Высшее начальство края во главе с Командующим войсками округа всегда с любовью и предупредительностью относилось к кадетам. Если возможно было, не нарушая порядка кадетской жизни, доставить детям удовольствие, эстетическое или образовательное развлечение, то не останавливались перед некоторыми затратами. Командующий войсками отпускал в большинстве случаев собственные средства на этот счет. Так, кадеты вместе с учащимися всех учебных заведений Ташкента присутствовали на концерте Н.Д. Славянской, исполнительницы русских народных песен; 25 декабря для кадет была устроена елка. Через несколько дней они были приглашены на елку к Его Превосходительству Начальнику Окружного штаба.  На Масляной неделе для кадет были показаны прибывшим в Ташкент физиком туманные картины астрономического, геологического и естественно-исторического содержания и т.п.

Помимо нравственной поддержки, не было отрасли в хозяйственном и учебно-воспитательном деле, где не чувствовалась бы заботливая рука Командующего войсками. Не щадя собственных средств для благосостояния школы, он устроил баню, прачечную, для которой выписал стиральную машину, подарил школе специальную санитарную карету и прекрасно оборудованный фотографический кабинет на 12 рабочих мест. От супруги командующего поступил рояль. Для обеспечения занятий по ботанике и зоологии Его Императорское Высочество Великий Князь Николай Константинович принес в дар школе оранжерею тропических растений и черво-водню /ферма шелковичных червей/. Комплекты столярных инструментов для уроков труда поступили от старого кадета статского генерала Федорова. Из Термеза был доставлен в большой клетке ичкемер - гигантская в 1,5 сажени длиной степная ящерица-варан - от солдат 13-го стрелкового батальона.

Со 2-го сентября 1901 г. школа вступила во второй год своего существования. В этот день состоялось освящение нового здания (за р.Салар), специально построенного для Ташкентской приготовительной школы. Здание производило самое благоприятное впечатление как внешней, так и внутренней отделкой. Высокие светлые комнаты, новейшие усовершенствования, просторные помещения всех классных отделений, спален, столовой, рекреационного зала и т.д. -все указывало на заботу и кропотливый труд, вложенный в дело постройки обширного здания.

4-го декабря последовало Высочайшее соизволение на преобразование Ташкентской приготовительной школы в Кадетский корпус.

11 мая учебный год 1901— 1902 завершился публичными испытаниями по внеклассным занятиям. После двух лет обучения французскому языку по натуральному методу удалось поставить силами кадет четырехактную пьесу "La chaperon rouge" на французском языке. Свидетельствует местная газета: "Актеры довольно свободно владеют языком и даже уловили тонкости произношения. Прекрасная игра кадет произвела благоприятное впечатление. Между первым и вторым действиями гости школы осмотрели кадетские изделия по ручному труду. Поделки поражают разнообразием и практичностью. Все платяные и сапожные щетки - дело рук воспитанников. Каждый чистит свое платье и обувь щеткой собственного изготовления. Садовые лейки, кружки и даже крючки на куртках - все это сделано ими же. Учебники, находящиеся на руках у кадет, часть книг библиотеки переплетены детьми. Не забыто столярное и даже сапожное ремесло: изготовляются нехитрого кроя скороходы (ночные тапочки) для употребления в спальне.     Второе отделение состояло из музыкально-вокальных номеров. Струнный оркестр из 18 человек недурно сыграл "Торжественный марш" Эйленберга и мелодию Варламова. Кадетский хор /вся школа -80 человек/ прекрасно пропел несколько простых задушевных русских песен. Молодецки спели военную песню "Было дело под Полтавой". Особенно хорошо выразительное чтение. Дети хором - в 80 человек - читают басню, и не только нет диссонанса или оглушительного гвалта, но напротив - получается приятная для слуха гармония, где слух прекрасно различает все переходы, все модуляции голоса. Выражение, логическое ударение - все на своем месте. Читала не толпа, а как бы один человек; басни "Стрекоза и Муравей", "Демьянова уха" доставили всём неподдельное удовольствие. Гимн, исполненный соединенными силами хора и оркестра, завершил второе отделение. Затем последовал осмотр детских работ в фотографическом кабинете, посещение червоводни, оранжереи, фруктового сада и огородов. Дети ведут себя свободно, без скованности, они развиты, они дорожат результатом труда, дают обстоятельные ответы. Его Высокопревосходительство с супругой в сопровождении генералитета, отбывая, выразил свое особенное удовольствие Директору школы полковнику И.М. Бонч-Богдановскому и всем чинам учебно-воспитательной службы. "Все, начиная с пьесы до огородов, прекрасно, редиска вкусна, сады произрастают, черви растут. Радуюсь, что вы умеете и учиться, и веселиться. От души желаю вам того же и в будущем". Составителям программы делает честь то, что не было погони за эффектами, подобраны вещи простые, доступные детскому исполнению, поэтому прошло все весьма удачно. Но что особенно обращает на себя внимание, - это постановка в школе физических занятий, их практичность и глубокое воспитательное значение. Осмотр фотографических работ, изделий ручного труда, червоводни и т.д., задуманных и выполненных самими кадетами, обнаружил, что в школе наглядному обучению придается большое значение. Перед детьми раскрыта великая книга природы, которая есть единственно верный источник всяческих знаний." - Так резюмируется газетой отшумевший праздник и итоги истекшего учебного года.

"Нельзя не радоваться за учебное заведение, в котором служебный персонал с неослабным молодым рвением работает, вьет уютное гнездо для среднеазиатских птенцов, - писал известный публицист В. С. Кривенко в статье "Приготовительная школа" на страницах   столичной   газеты "Русский инвалид" /№№30, 31 за 1902 г./. - Из чтения ежегодного отчета выносишь хорошее чувство дружной, воодушевленной работы крепко сплоченного учебно-воспитательного состава."

К ведению учебно-воспитательной работы были привлечены интеллигентные люди, по возможности с высшим образованием и любящие детей. Воспитательный состав школы насчитывал 7 человек, из них пятеро имели высшее образование. Задолго до открытия школы личный состав выработал принципы, строго согласованные с началами разумного воспитания и духом здравой педагогики. В основу легли "Инструкция по воспитательной части кадетских корпусов", "Правила для испытания кадет", брошюра "О некоторых мерах, способствующих более успешному прохождению воспитанниками учебного курса", а также инструкции о ведении классных и внеклассных занятий. Однако все эти инструкции имеют слишком общий характер: давая свободу личной инициативе воспитателя, предлагают обращение с детьми мягкое, гуманное, основанное на взаимном доверии учащего и учащегося, вместе с тем в приложении помещают целую шкалу запретов и взысканий. С самого начала воспитатели школы были согласны, что надо взять лучшее из того, что выработано в течение десятков лет старыми Кадетскими корпусами: дух товарищества, понятие о чести, взаимовыручке и поддержке, почитание воинских традиций и традиций своего заведения и т.п.; избежать, по возможности, недостатков старой школы: ее казарменно-административного характера, одинакового для воспитанников различных возрастов; а также использовать лучшие достижения многовекового опыта, накопленного современной педагогикой.

Вся   учебно-воспитательная работа велась по трем основным направлениям: а) физическое воспитание, б) нравственные идеалы, в) воспитание умственное.

Поступившие в Приготовительную школу дети в большинстве своем страдали лихорадкой (из Термеза, Мерва, Ашхабада). Главнейшим средством лечения и укрепления слабых детей,  помимо  медикаментов, явились ежедневные ванны, обязательное каждый вечер омовение ног на ночь. Больные корью, лихорадкой и свинкой находились на усиленном питании, получая сверх обычного меню молоко, яйца. Несмотря на пропущенные по болезни уроки, удалось все программные требования выполнить без особенного форсирования. При поступлении только у нескольких кадет зубы были в порядке. Несмотря на отсутствие особого на этот предмет отпуска средств, школа была принуждена пригласить зубного врача, который наблюдал и лечил зубы детей.

Классные и внеклассные занятия распределялись в соответствии с пользой учащихся:

  • первые уроки те, которые требуют   умственного   напряжения (арифметика, русский язык),

  • затем   физические   упражнения (строй, гимнастика, игры),

  • 2-й завтрак и большая перемена, приблизительно два часа.

  • Потом вновь два часа менее обременительных занятий (закон Божий, чистописание).

  • В послеобеденное время - ручной труд, пение,   музыка.

  • Вечером приготовление уроков и вновь гимнастика,

  • далее - чай, молитва, туалет и - в 21 час - сон

. Проветривание классов проводи­лось 7—8 раз в день. Детям дважды в неделю меняли белье и трижды - носки.

Физическое воспитание не исчерпывалось гигиеническим ре жимом: в состав общего образования был введен - как важный элемент его - физический труд (очистка двора, древонасаждение, полевые работы). В школе кадеты увлеченно занимались различными ремеслами, ручной труд доставлял им огромное удовольствие, обогащая умением. Эти занятия развивали в детях координацию, проворство рук, укрепляюще действовали на здоровье, поскольку являлись противоядием утомительным занятиям над книгой. Ремесленные занятия делали почти ненужными среди детей бессодержательные шалости, ссоры, порождаемые бездельем. Во дворе школы кадеты разбили грядки, где посеяли различные овощи. Уход за растениями кроме занятости и отвлечения от праздности, имел и образовательное значение. Ребенок учился, изучал ботанику не только по печатной книге, но и практически, собственным опытом постигал законы ее из живой книги природы.

В деле физического воспитания большое значение принадлежит играм: в городки, в лапту, пятнашки и пр. Физическими упражнениями дети занимались ежедневно по 25—30 минут, по вечерам упражнялись так называемой американской гимнастикой - с противодействием резиновых ремней. Обучение строю: основная стойка, повороты, сдваивание рядов, маршировка, бег в строю и несложные перестроения занимало около 40 минут в день. Занятия строем не тяготили детей, они даже по собственной инициативе выстраивались и маршировали под команду одного из своих товарищей.

Весь склад кадетской жизни, постоянная смена занятий, чередование умственного труда с физическим - способствуют оздоровлению детей. Несмотря на то, что многие из них поступили в школу болезненными и изнуренными лихорадкой, здесь быстро физически окрепли, прибавили в весе и росте (приблизительно на 2,7 кг в год и 4,8 см - рост). Врачебный контроль свидетельствует, что условия школьной жизни благоприятствует правильному физическому развитию детей.

Нравственные идеалы.

Преподавательский и офицерский состав школы стремился утвердить  сердечные,  теплые отношения как между самими кадетами, так и между последними и воспитателями. Стремились развить чувство дружбы, товарищества, а главное - правдивости Кадетам с самого начала было внушено, что ложь и званий кадета школы понятия несовместимые. Что благонамеренная ложь обыкновенно прячет трусость, робость и малодушие. Взыскание не есть нечто абсолютное: сила и значение его зависят от субъективного взгляда самого ребенка. Главнейшим взысканием было чувство осуждения и порицания со стороны воспитателя и товарищей. Такие взыскания, как лишение, ограничение или стеснение в пище, - вовсе в школе не практиковались как вредные для здоровья. Оставление без отпуска случалось очень редко. Было одно действенное средство: у воспитателя в дежурной комнате висела на стене бумажка, на которую по силе проступка -черным, синим или красным карандашом записывалось то, что сделано кадетом. Кадет считал большою для себя неприятностью попасть под эту запись.

Рутина, педантизм, муштровка были чужды принципам обучения и воспитания. Воспитывали людей - будущих защитников Отечества, - для которых военная вежливость, дисциплинированность - непременное качество. Руками детей был устроен музей естественной истории, собраны коллекции насекомых, растений, чучела животных. Все делается без принуждения, по доброй воле. Слово "скучно" не слышалось в школе. Неудивительно поэтому, что дети рвались не из школы, а в школу. Поэтому наказание в виде лишения отпуска домой утратило характер наказания.

Нравственное воспитание русской военной школы строилось на религиозно-нравствен­ных началах. Не имея собственной церкви, кадеты каждое воскресенье строем отправлялись в военный Спасо-Преображенский собор, во время божественной службы пели "Отче наш", "Богородице", "Верую". В царские дни отправлялись в собор, дабы помолившись, принять участие в параде. Причащаться также ходили в собор.

Воспитание умственное. В Ташкентской кадетской школе, руководствовавшейся "Положением о Кадетских корпусах", в программе образования на первом месте находился родной язык, затем - новые языки (французский, немецкий), математика, естествоведение, история, география, законоведение, ручной труд, изящные искусства. Чему учить -было ясно. Стоял вопрос - как учить. Указаний почти не было. Учебно-воспитательный состав единодушно согласился, что ни одна школа не может дать полного знания. Она должна дать умение работать. А это умение приобретается, когда человеку укажут путь к истине, если даже самой истины и не укажут. Имея на первых порах дело с весьма хрупким и нежным материалом (дети 9—10 лет, большинство из них изнурено лихорадкой), Комитет школы решил:

1) поставить обучение в зависимость от физического развития кадет, строго чередуя занятия с отдыхом;

2) вести классные занятия так, чтобы новые материалы прорабатывались в классе с учителем, а на долю учеников приходилась чистовая отделка и некоторые упражнения, требующие развития техники (списывание книги и т.п.), чтобы при посильности своей эти задания способствовали развитию самодеятельности;

3) установить тесное единение учителей и воспитателей. Чтобы в глазах кадет баллы выглядели как оценка их познания и прилежания, а не вид дисциплинарного взыскания. Практиковались хоровые ответы на вопрос; на первых порах было .установлено разделение кадет на группы по 3 человека в каждой (лучший, сре­дний и слабый). Эти группы вступали в соревнование, чтобы быть лучшей, работая сообща.

Чтение, объяснение прочитанного - составляет основу обучения родному языку. Обучение арифметике ведется по методике Шохор-Троцкого и Гольденберга, чистописание по методу Гербача. Все научные предметы изучаются по наглядным пособиям, с помощью так называемого наглядного метода. Во время внеклассных занятий с кадетами ведутся беседы на французском языке (по картинкам). Натуральный, т.е. естественный, метод преподавания иностранного языка рекомендует избегать употребления родного языка. В результате уже на третьем месяце обучения дети без труда усваивали до 800 слов и несложные фразы и счет. Французский язык преподается с 1-го класса, а со 2-го -немецкий. Приглашены к преподаванию природные француз и немец, дабы дети сразу слышали хорошее произношение.

Пением занимаются все кадеты без исключения, т.к. развитие слуха и художественного вкуса есть необходимая принадлежность рационального воспитания. Музыкой (игра на скрипке, виоле, фортепиано) занимаются те, у кого есть слух, но нет голоса. Кадеты занимаются и так называемым свободным пением: под аккомпанемент фортепиано поют до 25 песен, из них 6 на французском языке. Танцам кадеты обучаются в течение всего года, причем обращалось внимание не столько на отделку танцевальных "па", сколько на выработку чувства меры, изящества в осанке и движениях, дабы дать кадетам светскую представительность, которая выражается хорошими манерами и умением держать себя в обществе.

В 1901/1902 учебном году с целью утверждения в обществе, в семье идей, положенных в основу учебно-воспитательной   работы, школа решила широко допускать в свои стены родителей и родственников учащихся, а также издавать печатные обзоры своей работы.

В практику вошли еженедельные заседания Педагогического комитета, зачастую с участием родителей. На этих заседаниях зародилась идея учреждения Туркестанского педагогического кружка, в котором объединились бы творческие усилия педагогов всех учебных заведений г. Ташкента: мужской и женской гимназий, учительской семинарии, народных училищ во главе с инспектором Ф.М. Керенским, Кадетской школы.

Каждодневной работой педагоги Кадетской школы утверждали основные принципы:

а) воспитание истинное не должно быть фабрикой, где всех, изуродовав, подгоняют под один шаблон; воспитание должно быть индивидуальным;

б) любовь воспитателя к своим воспитанникам;

в) посильность предъявляемых ребенку требований.

Великий князь Константин Константинович на прогулке с кадетами

Дружная, чуждая формализма и такая интенсивная, требующая отказа от своего досуга, деятельность отличала работников Кадетской школы. Недаром Начальник Главного управления военно-учебных заведений Великий Князь Константин Константинович, получив "Обзор деятельности Ташкентской приготовительной школы 2-го Оренбургского Кадетского корпуса за 1900—1901 гг." на полях оставил многочисленные пометы: "Правильно", "Отрадно", "Прекрасно", "Утешительно", "Прочел с удовольствием".

Выдающаяся фигура российской культуры, великий самобытный педагог, многогранная деятельность которого еще не поучила надлежащей оценки в научной литературе, Великий Князь Константин Константинович отдал много сил этому новому заведению, видя в нем, как нам представляется, воплощение своего педагогического идеала: школу воспитания воина и гражданина.

Источники

1. Обзор деятельности Ташкентской приготовительной школы 2-го Оренбургского кадетского корпуса за 1900-1901 и за 1901-1902 уч. гг.//Сост. В.Дунин-Барковский. - Ташкент, 1902.

2. Газета Туркестанские ведомости, 1901, 1902.

3. Газета Русский Туркестан, 1900, 1901, 1902.

4. Газета Русский инвалид, 1901, 1902.