ГЛАВА VIII

Основные черты внутреннего устройства Военно-Учебных Заведений, подведомственных ныне Главному их Управлению, и размеры ежегодной производительной и  непроизводительной убыли из них. Численный состав и материальные средства заведений в настоящее время. Заключение

 

Из предыдущей главы видно, что все военно­учебные заведения, состоящие ныне в ведении особого Главного Начальника, подразделяются, по цели учреждения и внутреннему устройству, на нижеследующие три категории:

I. С курсом специально-военным для образования офицеров:

- Военные Училища: кавалерийское и три пехотных,

- специальные классы Пажеского Его Императорского Величества и Финляндского Кадетского Корпусов.

II. С курсом общеобразовательным среднего уровня для подготовки воспитанников к поступлению в заведения первой категории:

- Военные Гимназии (в числе коих 16 - с интернатом и 2 - исключительно для экстернов,

- Приготовительный пансион Николаевского кавалерийского Училища,

- Приготовительные классы Пажеского Корпуса, и

- общие классы сего последнего и Финляндского Кадетского Корпусов

III. С курсом общеобразовательным низшего уровня для подготовки к поступлению в Юнкерские Училища

- Военные Прогимназии (в числе 8-ми).

Сверх того, в ведении Главного Начальника состоят Педагогические курсы  и Учительская Семинария военного ведомства.

 

Заведениям каждой из трех названных категорий, за исключением Финляндского Корпуса, присвоена нижеизложенная, в общих чертах, организация, основные начала которой установлены законоположениями, а подробности определяются в частных инструкциях, предписаниях и программах.

 

I. Военные Училища и специальные классы Пажеского Корпуса.

В строевом отношении пажи специальных классов составляют роту, а каждое из Училищ: пехотных  -  баталион четырехротного состава, и кавалерийское  -  эскадрон из четырех взводов. Все юнкера Училищ и пажи специальных классов считаются состоящими на службе, с правами вольноопределяющихся и с обязательством прослужить по выходе из заведения,по полтора года за каждый проведенный в нем учебный год.

Порядок зачисления в пажи к Высочайшему Двору и приема в Пажеский Корпус и в Военные Училища определен в соответственных статьях закона, на основании которого в Училища принимаются ныне лица всех сословий, получившие уже общее образование среднего уровня, не исключая и нижних чинов, состоящих на службе в частях войск или числящихся в запасе; при этом от Главного Управления ежегодно объявляется, каких именно средних учебных заведений курс признается достаточным для приема без экзамена в Военные Училища, а равной о том, каким поверочным экзаменам подвергаются не приобретшие права на поступление в Училища без испытания.

Вместе с тем порядок производства приемных испытаний определен особыми правилами.

Личный состав Пажеского Корпуса и Военных Училищ определен указанными в гл. VII штатами и табелями, с последовавшими к ним дополнениями.

Непосредственное управление Корпусом вверено его директору и каждым из Училищ - его начальнику, с предоставлением им, по части инспекторской, прав начальников дивизий.

Существенная обязанность директора Корпуса и начальников Училищ состоит в надзоре за ходом обучения и воспитания, за внешним порядком и материальным благосостоянием вверенного каждому из них заведения, и вообще за точным выполнением правил дисциплины и всех касающихся его постановлений.

Инспектор классов есть ближайший помощник начальника по всем частям управления заведением, в котором он же непосредственно заведует учебною частью.

Обязанность ближайшего наблюдения за воспитанием пажей и юнкеров и за строевым их образованием, как равно и за ведением хозяйства, возлагается на баталионных, эскадронного и ротных командиров; в помощь сим последним положено иметь известное число младших строевых офицеров, из которых каждый непосредственно заведует одним или двумя отделениями роты или эскадрона и исполняет очередные дежурства.

Преподаватели разделяются на штатных, имеющих в заведении, где служат, не менее определенного в законе числа лекций, и нештатных, причем военные офицеры могут занимать должности штатных преподавателей только по предметам военным и физико-математическим, для которых определено иметь и репетиторов.

Сверх того, по штатам положены в каждом заведении еще следующие чины: священник, помощник инспектора классов, библиотекарь, адъютант, два врача, квартермистр, заведующий хозяйственною частью, бухгалтер, секретарь, инструктор верховой езды (в пехотных Училищах), берейтор и ветеринарный врач (в кавалерийском Училище).

Нормальные оклады штатного содержания служащих в Военных Училищах, определены следующими цифрами:

начальника - 4500 р.,

инспектора классов и баталионного командира - 2520 р.,

ротных командиров, помощника инспектора и квартермистра  - 1500 р.,

младших офицеров, адъютанта и заведующего хозяйственною частью  -  1200 р., и

каждого из прочих чинов - от 900 до 600 р.;

наконец, на жалованье преподавателям ежегодно отпускается:

Пажескому Корпусу - 26.250 р.,

Финляндскому Корпусу - 54.880 марок (около 16.000 р.),

Николаевскому кавалерийскому Училищу - 16.000 р. и

каждому из трех пехотных Военных Училищ - по 23.000 рублей.

При каждом заведении состоят под председательством его начальника комитеты:

педагогический,

дисциплинарный и

хозяйственный,

состав которых, круг действий и правила делопроизводства в них указаны в подлежащих статьях Положений и в дополнительных постановлениях подробные же сведения о деятельности педагогических и дисциплинарных комитетов Пажеского Корпуса и Военных Училищ, за первые годы по их преобразовании, были в свое время напечатаны в "Педагогическом Сборнике"

 

Полный курс обучения в специальных классах Пажеского Корпуса и в Военных Училищах продолжается два года, и заключает в себе следующие предметы: Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, математику и механику, химию, политическую историю, тактику, артиллерию, фортификацию, военную топографию, военную администрацию, военное законоведение и военную гигиену; в кавалерийском же Училище, сверх названных предметов, преподается иппология.

Весь этот курс распределяется между младшим и старшим классами; для доставления же вольноопределяющимся, состоящим на службе в войсках, средств приготовления к экзамену, для производства в офицеры на правах юнкеров Военных Училищ, с 1867 г. учрежден, при Константиновском Училище, особый одногодичный курс, в состав которого входят, как вышеисчисленные военные науки, так и те общеобразовательные предметы, кои не могут быть успешно усвоены без помощи преподавателей.

Система учебных занятий в Военных Училищах составляется из

- совокупности лекций, читаемых в классных отделениях или в общей аудитории для целого класса,

- практических упражнений, при участии и под надзором преподавателей, и

- репетиций по отделам каждого учебного предмета,

с целью не только поверки усвоения юнкерами преподанных им знаний, но и пополнения запаса их сведений  путем необходимых разъяснении со стороны репетирующего;

эти три формы учебных занятий применяются к преподаваемым предметам соответственно свойству и значению каждого из сих последних в общем составе военно-училищного курса.

Затем, для практического образования, пажи специальных классов и юнкера Училищ выводятся, по окончании годичных экзаменов, в лагерь с войсками, где занимаются строевыми ученьями, инженерными и топографическими работами в поле, а также знакомятся со стрельбою из артиллерийских орудий.

В 1866 году, в заседаниях особой комиссии под председательством Начальника Военно-Учебных Заведений подвергнут был пересмотру первоначальный состав курса Военных Училищ, в связи с другими вопросами о целесообразной организации в них учебной части; тогда же в "Педагогическом Сборнике" были напечатаны подробные извлечения из отчетов Училищ о действительном ходе учебного дела в этих заведениях.

Сверх того для фактической поверки успехов обучения юнкеров и правильности постановки их теоретических и практических занятий назначались, время от времени, экзаменные комиссии из лиц, известных своими специальными знаниями и близко знакомых с требованиями войсковой службы; отчеты этих комиссий, с разъяснениями по возбужденным ими вопросам, также печатались своевременно в названном журнале.

Затем, в приложениях к общему своду постановлений о военно-учебных заведениях, изданному в 1871 году, помещены полные программы предметов, как требуемых для приема в Военные Училища, так и преподаваемых в этих заведениях. Нормальное же распределение по классам еженедельных лекций и практических занятий, для всех учебных предметов, показано в прилагаемом расписании (см. Приложение I); вместе с тем, для удобства сравнения, мы приводим здесь и составленную в 1862 году таблицу еженедельных уроков, по каждому из учебных предметов, в двух специальных классах бывших Кадетских Корпусов (см. Приложение II).

Со времени издания вышеназванных программ, в специальных комиссиях при Главном Управлении безостановочно продолжалась разработка подробностей их выполнения, как равно методов преподавания, ведения практических занятий и вообще организации учебного дела в Военных Училищах, с целью довести научную подготовку выпускаемых ими офицеров до надлежащего уровня, соответственно современным потребностям войсковой службы.

Наконец, в течение последних двух лет, в особо учрежденной при Главном Управлении комиссии под председательством помощника Главного Начальника, разрабатывался общий вопрос о необходимых по указанию опыта изменениях в нынешнем составе и распределении учебного курса Военных Училищ; этой же комиссии поручено, при содействии преподавателей в названных заведениях, тщательно пересмотреть существующие программы и, затем, определенно выяснить, во всех подробностях, целесообразный состав военно-училищного курса по каждому предмету и соответствующих практических занятий, приняв во внимание, при пересмотре программ по военным наукам, и указания боевого опыта последних войн. Заключения таковой комиссии, по окончательном их утверждении, предположено принять к руководству с началом учебного курса 1880 - 1881 года.

Для практической подготовки юнкеров Военных Училищ к предстоящей им в войсках вообще служебной деятельности, они во все время пребывания в названных заведениях занимаются изучением воинских уставов, фронтовыми упражнениями, гимнастикою, фехтованием, стрельбою в цель, верховою ездой и вольтижированием (в кавалерийском Училище), а также привлекаются к участию в ротном хозяйстве, под надзором ротных командиров и младших офицеров. Обстоятельные сведения об организации и ходе в Военных Училищах строевых занятий и других подготовительных для военной службы упражнений, как в течение учебного курса, так и в лагерное время, напечатаны в "Педагогическом Сборнике".

Кроме того, для руководства пажей специальных классов и юнкеров Военных Училищ, в 1864 и 1873 гг. были изданы, с утверждения Главного Начальника, особые "Постановления", заключающие в себе, между прочим, подробные правила: о служебных обязанностях старших и должностных воспитанников, о распределении дневных занятий и о соблюдении порядка в ротах, в классах и в лазарете, об увольнении в отпуск, о форме одежды, об отдании чести и о мерах взыскания и поощрения; затем, в 1875 году, от Управления даны подробные указания о порядке представления юнкеров к увольнению из Военных Училищ.

Остается еще упомянуть здесь о принятой в последнее время мере для ближайшего ознакомления предназначаемых к выпуску в артиллерию юнкеров пехотных Военных Училищ с предстоящими им на службе обязанностями. С этою целью названные юнкера, под руководством артиллерийских офицеров, занимаются сперва ученьем при орудиях, потом, во время лагеря, практически изучают лабораторное дело и материальную часть артиллерии, знакомятся со стрельбою из орудий, а также с приемами седловки и ковки лошадей, и, наконец, участвуют в строевых конных ученьях, занимая в назначенной для того батарее места взводных офицеров, фейерверкеров и орудийной прислуги. 

Вместе с тем, камер-пажи и пажи, предназначаемые к выпуску офицерами в кавалерийские полки, прикомандировываются на время лагеря, для ознакомления с предстоящею им службою, к Николаевскому кавалерийскому Училищу.

 

По успешном окончании положенного курса пажи и юнкера старшого класса, при хорошей нравственности и основательной строевой подготовке, выпускаются на действительную службу офицерами, с выдачею каждому из них определенного в законе пособия на обмундирование;

те же из окончивших курс, кои по болезни окажутся неспособными к военной службе, награждаются при выпуске гражданскими чинами XII или ХIV класса

Все предназначаемые ежегодно к выпуску разделяются, по результатам окончательного экзамена и по аттестациям за знание строевой службы и за поведение, на три разряда.

Причисленные к 1-му разряду выпускаются

- прапорщиками в гвардию (из Пажеского и Финляндского Корпусов),

- подпоручиками (из Пажеского Корпуса) и прапорщками - в полевую артиллерию (с 1870 г.) и в саперные баталионы (с 1877 г.),

- подпоручиками -  в армейскую пехоту, или

- (из Пажеского Корпуса и кавалерийского Училища) корнетами в гвардейскую и

- старшими корнетами в армейскую кавалерию,

причем в пехотных Военных Училищах лучшие ученики удостаиваются начальниками Училищ по сношению с гвардейским начальством прикомандирования к полкам гвардии, для перевода в эти полки после годичного испытания на службе.

Зачисление во 2-й разряд дает право на выпуск в армейскую пехоту и кавалерию первым офицерским чином.

Юнкера 3-го разряда переводятся из Училищ в армейские полки унтер-офицерами, на шесть месяцев, и потом производятся в офицеры без экзамена, но не иначе, как по удостоению полкового начальства.

Наконец, юнкера, подлежащие отчислению от Училища за проступки или по неуспеху в науках, переводятся в войска на правах вольноопределяющихся, с обязательством прослужить установленные сроки.

Кроме того, юнкера Военных Училищ, по успешном окончании в них полного курса, могут быть переводимы в старший класс специальных Училищ: Михайловского Артиллерийского и  Николаевского Инженерного.

 

Для приблизительного представления здесь результатов современной деятельности Военных Училищ и однородных с ними заведений, по размерам ежегодных выпусков, приведем средние числа из цифровых данных, по официальным отчетам, за десятилетие с 1869 по 1879 год. В трех пехотных и кавалерийском Училищах и в специальных классах Пажеского и Финляндского Корпусов всех обучавшихся, средним числом за время названного периода, состояло ежегодно до 1150 человек; из этого числа выбывало ежегодно:

 

ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА

 

А) выпуском в офицеры (по 1-му разр. - 382 и по 2-му - 88)

470

Итого

516

Б) выпуском в войска унтер-офицерами (по 3-му разряду)

4

в) выпуском в гражданские чиновники

2

 Г) переводом в Артиллерийское и Инженерное Училища

40

ДО ОКОНЧАНИЯ КУРСА

а) увольнением из заведений по не успеху в науках

57

Итого

118

б) увольнением из заведений по домашним обстоятельствам

41

в) увольнением из заведений по болезни

6

г) назначением, за проступки, на службу нижними чинами

14

Таким образом, при двухгодичном курсе названных заведений, средний размер ежегодной производительной убыли из них достигал 45% всего числа обучавшихся, тогда как непроизводительная убыль выражалась лишь 10%.

На пополнение всей убыли, в названные заве­дения, за тот же период, поступало ежегодно средним числом:

1) переведенных из Военных Гимназий и однородных с ними заведений, по окончании полного курса - 420,

2) принятых со стороны по аттестатам средних учебных заведений - 105,

3) принятых со стороны по результатам приемного испытания - 112
Итого 637 

Наконец, для выяснения действительных размеров ежегодного комплектования различных родов войск офицерами, успешно окончившими курс в Пажеском Его Величества и Финляндском Кадетском Корпусах, в Николаевском кавалерийском Училище и в Павловском, Константиновском и Александровском Военных Училищах, представляем здесь точные цифровые данные, по этому предмету, за последнее десятилетие.

 

В какие роды войск выпущены

Годы выпуска

1870

1871

1872

1873

1874

1875

1876

1877

1878

1879

Итого

%

В гвардейскую пехоту

20

19

11

21

10

15

15

13

18

23

165

25

В гвардейскую кавалерию

47

36

41

49

49

44

47

35

68

62

478

В армию подпоручикамис прикомандированием к полкам гвардии

42

48

54

54

36

85

71

39

83

41

533

В полевую артиллерию

74

140

123

171

206

206

120

186

239

250

1715

36

В инженерные войска

-

-

-

-

-

-

-

4

7

16

27

В армейскую пехоту

244

152

156

100

89

77

173

148

81

106

1321

 

39

 

В армейскую кавалерию

23

23

39

31

21

23

30

53

37

29

309

В казачьи войска

11

8

27

27

22

16

35

37

15

17

215

ИТОГО

461

426

451

453

433

446

491

510

548

544

4763

100

  

Общее же число офицеров, выпущенных из Военно-Учебных Заведение со времени последнего их преобразования, в 1863 году, простирается ныне до 7700 человек.

 

II. Военные Гимназии и однородные с ними заведения.

Установленный порядок приема в Военные Гимназии для приходящих учеников, а также в Приготовительные классы Пажеского Его Величества Корпуса и в Приготовительный пансион Николаевского кавалерийского Училища, изложен в предыдущей главе.

В Военных же Гимназиях с интернатом, на основании существующих постановлений, полагается иметь:

- казенных воспитанников,

- стипендиатов различных учреждений и частных лиц,

- своекоштных пансионеров и

- приходящих учеников.

На казенные вакансии предназначаются с 10-ти до 18-ти лет сыновья военных и некоторых невоенных лиц, состоящих или состоявших на службе, соответственно заслугам их отцов и степени сиротства в определенной постепенности по установленным 13-ти разрядам; затем, все предназначенные к приему в каждое из заведений подвергаются в нем состязательному для поступления экзамену.

Кроме того, известное число казенных вакансий предоставляется ежегодно для замещения малолетними, избираемыми по особым постановлениям.

В число стипендиатов различных учреждений и частных лиц поступают кандидаты, избираемые также согласно установленным на каждый случай правилам.

Наконец, в число своекоштных пансионеров и приходящих учеников, с ежегодною платой в приведенных выше размерах, принимаются сыновья всех вообще офицеров и чиновников как военного, так и гражданского ведомства, по результату состязательного приемного экзамена, причем перечисление их впоследствии на казенное содержание подчинено строго определенным правилам.

Затем Военные Гимназии: Оренбургская Неплюевская, Симбирская, Тифлисская и Сибирская руководствуются относительно приема вообще и размера платы за своекоштных и приходящих воспитанников особыми постановлениями; в эти же заведения, как равно в 3-ю Петербургскую и 3-ю Московскую Военные Гимназии, в число приходящих учеников определяются сыновья лиц всех сословий.

Что касается фактического соотношения между числом ищущих ныне поступления в Военные Гимназии и числом открывающихся в них казенных вакансий, то в последнее пятилетие общая цифра первых постоянно превышала почти втрое цифру свободных вакансий. Так, в истекшем году из 954-х просьб, поданных в Управление об определении малолетних на казенное содержание в Военные Гимназии, оказалось возможным удовлетворить только 331; вместе с тем, в 1879 году сюда же поступило:

стипендиатами разных учреждений и лиц  -  124,

своекоштными пансионерами 327,

приходящими учениками  -  546 малолетних.

 

Воспитанники каждой Военной Гимназии с интернатом делятся на возрасты, помещаемые в здании отдельно один от другого; каждый возраст подразделен на 4 - 5 отделений, составленных из воспитанников одних лет и одного класса, в числе не более 35-ти;

отделенные воспитатели, избираемые директорами заведений вообще из лиц, состоящих как в военной, так и в гражданской службе, и получивших основательное образование, утверждаются в таковой должности Главным Начальником. Каждый воспитатель имеет ближайшее наблюдение за своим отделением по всем частям воспитания нравственного, умственного и физического, исполняя вместе с тем и очередные дежурства по всему возрасту.

В основу воспитательного устройства Военных Гимназий положены нижеследующие руководящие начала:

1) В порядке службы отделенные воспитатели подчиняются прямо директору заведения и сносятся с ним непосредственно, или же через дежурного воспитателя.

2) Каждый воспитатель пользуется полным доверием начальства заведения, как ближайший начальник и руководитель вверенных ему воспитанников, относительно которых никакие воспитательные меры помимо его, по возможности, не принимаются.

3) Необходимое знакомство со всею деятельностью воспитанников, с их нуждами, понятиями и убеждениями, может быть достигнуто только частым пребыванием воспитателя в среде воспитанников его отделения; во время приготовления ими уроков воспитатель прямо исполняет обязанности репетитора или же организует во всей подробности учебные занятия своих воспитанников вне класса.

4) Вместе с тем воспитатель наблюдает за

- опрятностью воспитанников,

- исправностью их одежды, помещения и продовольствия,

- за всеми физическими их упражнениями,

- за призрением больных

- и вообще за образом жизни порученных ему воспитанников, как в заведении, так, по мере возможности, и вне его.

5) Дежурный воспитатель неотлучно остается в заведении в течение суток и наблюдает как за поведением воспитанников своего возраста, так и за своевременным исполнением всех назначенных по расписанию дневных занятий,

6) В частных и общих собраниях местного педагогического комитета всесторонне обсуждаются вытекающие из жизни заведения вопросы учебно-воспитательной практики, в видах установления правильного единства во взглядах и действиях всех наставников каждой Гимназии.

 

В отношении собственно учебной организации Военных Гимназий, первоначальный общий план их курса издан был в 1865 году, с определением содержания каждого из положенных в законе учебных предметов. Затем, в период времени с 1866 года по 1870 год, в специальных комиссиях при Главном Управлении Военно-Учебных Заведений постепенно вырабатывались подробные указания относительно объема, метода преподавания и распределения по классам всех предметов курса, для которого тогда же составлена была полная программа. Эта последняя распределялась на шесть классов, с годичным курсом в каждом из них, при чем всему обучению в трех младших классах придан характер преимущественно элементарный.

В 1870 г. состоялось Высочайшее повеление об увеличении курса Военных Гимназий, в видах более правильного распределения учебных предметов между сими последними заведениями и Военными Училищами. Вследствие того, с начала 1878 - 1874 учебного года всем Военным Гимназиям присвоен общеобразовательный реальный курс, продолжающийся семь лет, по одному году в каждом классе; вместе с тем установлено и новое распределение относительно приема в различные классы Гимназий, соответственно возрасту определяемых кандидатов. Вскоре затем изданы новые программы для испытания при приеме во все классы, а также программы учебных предметов в объеме полного военно-гимназического курса, последнее издание которых вышло в 1879 году.

На основании всего вышеизложенного, в настоящее время Военные Гимназии руководствуются приведенным ниже нормальным распределением еженедельных уроков по всем предметам учебного их курса (см. Приложение III).

Из этого распределения видно, что общее число еженедельных уроков (210) по всем предметам общеобразовательного курса нынешних Военно-Учебных Заведений, при семиклассном его составе, превышает более чем вдвое число таковых уроков (100) во всех пяти классах общего курса бывших Кадетских Корпусов (см. Приложение IV). По числу же уроков, назначенных в приведенном распределении (Приложение III) на отдельные учебные предметы, при указанном там же, в главных чертах, объеме преподавания каждого из них, настоящий курс Военных Гимназий соответствует установившимся ныне основным требованиям общего реального образования.

Так, нынешний курс Реальных Училищ Министерства народного просвещения, проходимый в шести последовательных классах и в общем отделении дополнительного класса, отличается от курса военно-гимназического лишь в некоторых частностях. Прусские реальные училища первого разряда, представляющие самый полный тип общеобразовательных реальных заведений, имеют три младших класса - с одногодичным, и три старших класса - с двухгодичным курсом в каждом из них; общий же состав девятилетнего учебного их курса сходен, в существенных частях, с семилетним курсом наших Военных Гимназий, дополненным некоторыми отделами общеобразовательных предметов, проходимых в младшем классе Военных Училищ (см. Приложение I). Главное отличие учебного плана Прусских реальных училищ от нашего заключается в том, что в программу их введен латинский язык, изучение двух новых иностранных языков заканчивается здесь кратким очерком истории французской и английской литературы с исхода ХIV века, а курс математики дополнен сферическою тригонометрией. Но при этом следует заметить, что в младший класс названных училищ обыкновенно поступают малолетние, обучавшиеся уже 2 - 3 года в элементарной школе, и что вообще приемные требования для этого класса значительно превышают объем требований от поступающих в I класс наших Военных Гимназий. Наконец, число абитуриентов, окончивших полный курс первых заведений, обыкновенно ограничивается 3% всего числа учащихся, тогда как в последних среднее число ежегодно оканчивающих курс старшого класса превышает ныне 9%.

Для наглядного сравнения, приводим здесь таблицу с точными данными о числе еженедельных уроков по всем учебным предметам, преподаваемым как в наших Военных Гимназиях и Реальных Училищах Министерства народного просвещения, так и в Прусских Реальных Училищах первого разряда, учебный план которых (для шести средних классов) принят, в последнее время, и для шести общих классов Прусского кадетского корпуса

 

Учебные предметы

Военные Гимназии.

(курс 7-летний)

Реальные училища Миннарпрос

(курс 7-летний)

Прусские реальные училища 1-го разряда,

(курс 9-летний)

Закон Божий

16

12

20

Отечественный язык и словесность

33

26

29

Иностранные языки

фр. и нем.

54

фр. или нем.:

обязат. - 27

не обязат. - 18

фр. и англ.- 53

латинский - 44

Математика

42

с прибавл. начал механики - 38

47

Естественная история, физика и начала химии

20

20

34

История и география

24

22

30

Начертательные искусства

19

42

28

Общее число еженедельных уроков

210

205

285

 

Каждый из семи последовательных классов Военных Гимназий подразделяется на параллельные отделения с таким расчетом, чтобы ни в одном из сих последних не было более 35  учеников.

Учебные занятия собственно в классах продолжаются ежедневно от 9-ти часов утра до 3-х часов пополудни, и состоят из пяти часовых уроков, с промежутками от 10-ти минут до одного часа, посвящаемыми вообще отдыху и прогулке, а также различным телесным упражнениям;

на внеклассное приготовление уроков воспитанниками, под надзором и при помощи их воспитателей, уделяется обыкновенно по одному часу утром и по два часа вечером.

 Годовой учебный курс начинается с 16-го августа и продолжается до 5 Июня, считая в том числе и годичные испытания;

на летние же месяцы все остающиеся в Гимназиях воспитанники выводятся в загородные помещения, в которых устроены деревянные бараки, приспособленные как для житья и обычных занятий самих воспитанников, так и для квартир ближайших их наставников.

С 1864 г. возобновилось отправление, из столичных и некоторых иногородних Военно-Учебных Заведений, воспитанников, страдающих хроническими, преимущественно золотушного свойства, болезнями, к Старорусским соляным источникам, для летнего лечения. В последнее время число воспитанников, отправляемых на лето в Старую Русу как из Военных Гимназий, так и из Военных Училищ и Прогимназий, простиралось от 60-ти до 80-ти человек, с ежегодным отпуском на этот предмет особой суммы, в размере от 4000 до 5000 р.; сверх того, с 1874 г. из некоторых Военных Гимназий (Орловской, Воронежской, Полтавской и Киевской), больные золотухою воспитанники отправляемы были, на средства заведений, к соляным источникам в г. Славянске (Харьковской губернии).

 

Сверх предметов, указанных в нормальном учебном плане (Приложение III), воспитанники Гимназий, во все продолжение курса и в каникулярное время, занимаются подготовительными фронтовыми упражнениями, гимнастикою, плаванием (в летние месяцы), танцованием, пением, музыкою, различными доступными для них мастерствами и другими предметами, полезными в смысле педагогическом.

Что касается испытаний в конце каждого годичного курса, то производство их в прежней форме экзаменов удержано вообще только для старшого класса, тогда как во всех прочих введены, вместо экзаменов, годовые репетиции. Общий порядок производства испытаний при приеме в Военные Гимназии, при переводе воспитанников из класса в класс и при окончании ими всего курса, изложен в особой инструкции, изданной на основании С. В. П. 1869 г., ХV, 641. Вместе с тем, от Управления дан ряд дополнительных указаний, в разъяснение установленных законом правил, относительно увольнения воспитанников из заведений, по разным причинам, до окончания курса и перевода их в следующие классы, а также оценки поведения воспитанников различных классов по принятой 12-ти-балльной системе.

По успешном окончании полного курса, воспитанники Военных Гимназий и однородных с ними заведение переводятся в Военные Училища и в специальные классы Пажеского Корпуса или же в младший класс специальных Училищ: Артиллерийского и Инженерного на основании изданных от Главного Управления подробных правил.

 Наконец, те воспитанники, кои оказываются неспособными к продолжению военно-гимназического курса, или по другим воспитательным соображениям подлежащие увольнению из Гимназий, могут быть, с согласия родителей или опекунов, переводимы в Военные Прогимназии по правилам, указанным ниже, при обзоре устройства сих последних заведений.

 

Во главе управления каждой Военной Гимназии поставлен ее директор, который обязан направлять все действия свои и подчиненных ему лиц к цели учреждения сих заведений;

ближайшим помощником директора, по всем частям управления, служит инспектор классов, которому, вместе с тем, непосредственно подчинены все служащие здесь по учебной части.

Педагогический комитет, имеющий характер совещательный, составляется, под председательством директора, из инспектора классов, священника, всех преподавателей, воспитателей и врачей Гимназии; предметы занятий как общих, так и частных собраний комитета подробно указаны в ст. 678 (277 - 282) кн. ХV С. В. П. 1869 г.

Сверх вышеназванных чинов, в каждой Гимназии с интернатом по действующему ныне штату положены: смотритель дома, заведующий обмундированием, эконом, секретарь и бухгалтер. 

Нормальные оклады по этому штату определены в следующих размерах:

директору - 4200 р.,

инспектору классов - 2400 р.,

воспитателям и смотрителю дома -  по 1200 р.

всем при казенных помещениях;

на жалованье же преподавателям отпускается в год:

Гимназии, с комплектом в 500 воспитанников, -  40.900 р., в 400 - 34.600 р., в 350 - 80.500 р. и в 250 - 26.000 р.,

Приготовительным классам Пажеского Корпуса (150 учен.) - 12.154 р. и Приготовительному пансиону Николаевского кавалерийского Училища (800 учен.) - 26.000 рублей.

В число преподавателей Военных Гимназий допускаются только те лица, коим на основании существующих постановлений предоставлено, от Главного Управления, право преподавать известные предметы в названных заведениях. Здесь полагаются штатные преподаватели наук, языков и искусств, имеющие не менее определенного числа еженедельных уроков в том заведении, в котором состоят на действительной службе; кроме того в Гимназиях допускается иметь нештатных преподавателей, с разрешения Главного Управления.

Воспитатели Гимназии, имеющие право на преподавание, могут принимать на себя, в том же заведении, не свыше 9-ти уроков, а в других заведениях - не свыше 4-х уроков в неделю.

Что же касается Военных Гимназий для приходящих учеников, как равно и устроенных на особых основаниях: 4-й Московской, Псковской, Симбирской и Тифлисской, то здесь вышепоказанные штатные оклады директоров, инспекторов и воспитателей (для младших классов) вообще уменьшены, в размере приблизительно от 15 до 40%; вместе с тем, суммы на жалованье преподавателям в поименованных здесь Военных Гимназиях, ограничены следующими размерами: 3-й Петербургской (600 учен.) - 41.000 р., 3-й Московской (300 учен.) -  21.000 р., 4-й Московской (500 восп.) - 33.700 р., Псковской (400 восп.) - 28 400 р., Симбирской (450 учен.)  -  28.000 р. и Тифлисской (225 восп.)  -  14.400 рублей.

 

Для фактического определения производительных и непроизводительных результатов учебно-воспитательной деятельности заведений рассматриваемой категории, воспользуемся выводами из цифровых данных за период времени с 1869 по 1879 год.

Среднее число всех воспитывавшихся в Военных Гимназиях, общих классах Пажеского и Финляндского Корпусов и в Приготовительном пансионе Николаевского кавалерийского Училища, за каждый год указанного десятилетия, простиралось до 5360 человек. Из этого числа выбывало ежегодно:

 

ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА:

А) переводом в Военные Училища и в специальные классы  - 420

Б) переводом в Артиллерийское и Инженерное Училища - 52

В) выпуском в гражданскую службу - 30

Итого - 602 

 

ДО ОКОНЧАНИЯ КУРСА:

а) увольнением из заведений по домашним обстоятельствам - 182

б) увольнением из заведений по болезни - 18

в) увольнением из заведений по неуспеху в науках - 150

г) переводом в Прогимназии по той же причине - 112

д) исключением из заведения за проступки - 23

е) переводом в Вольскую Прогимназию для нравственного исправления - 10

Итого - 495

 

Сопоставление этих цифр приводит к заключению, что из всего числа ежегодно воспитывавшихся в Военных Гимназиях и однородных с ними заведениях, при семилетнем учебном курсе, успешно оканчивало этот курс более 9%, и почти такой же процент составляли выходившие из Военных Гимназий по разным причинам до окончания курса. При этом, около половины общего числа оставлявших заведения собственно по неуспеху в науках, переводилось, для продолжения учения, на менее трудный военно-прогимназический курс, а треть всех, предназначавшихся к удалению из Гимназий за дурное поведение, поступала в Вольскую Военную Прогимназию, специально приспособленную для исправления нравственно-испорченных воспитанников; наконец, все прочие уволенные из Гимназий воспитанники возвращены на попечение их родителей и опекунов, не пожелавших воспользоваться вышеуказанными средствами для продолжения воспитания своих сыновей в заведениях Военно-Учебного ведомства.

 

III. Военные Прогимназии.

По существующим правилам, в эти заведения вообще принимаются на казенное содержание, с 12-ти до 17-ти лет, сыновья офицеров и чиновников военного ведомства, дворян и почетных граждан причем предпочтительное пред прочими кандидатами право на определение предоставлено сиротам и сыновьям лиц, оказавших военные заслуги; во Владикавказскую же, Оренбургскую и Омскую Прогимназии могут быть, по усмотрению Главных Начальников местных военных округов, определяемы сыновья лиц всех сословий, применяясь, по возможности, к установленным в законе приемным разрядам и их подразделениям.

Кроме того, в Военных Прогимназиях полагается иметь определенное число стипендиатов дворянства, а также приходящих учеников, без всякой за сих последних платы; наконец, сюда же переводятся из Военных Гимназий такие воспитанники, из числа казенных и своекоштных, кои, по малоспособности или другим воспитательным соображениям, не могут оставаться в сих последних заведениях. Относительно такового перевода от Главного Управления изданы подробные правила, сущность которых заключается в том, что в Военные Прогимназии вообще предназначаются только те воспитанники, кои не в состоянии успешно следовать за военно-гимназическим курсом по своей малоспособности, но поведение которых одобряется начальством; затем, всех воспитанников, затрудняющих собственно воспитательное дело своею нравственною испорченностью, определено переводить исключительно в Вольскую Прогимназию, получившую воспитательно-исправительное назначение с 1868 г. Необходимость перевода в Военные Прогимназии малоуспешных воспитанников Военных Гимназий прямо вытекает из благотворительной цели Военно-Учебных Заведений вообще, по отношению к детям военнослужащих офицеров и чиновников; цель эта возлагает на военно-учебное ведомство обязанность предоставлять, по возможности, всем малолетним, принятым в Военные Гимназии, посильные для каждого из них способы своевременно оканчивать школьное образование в тех или других заведениях названного ведомства.

Таковое вспомогательное назначение Военных Прогимназий имелось в виду при постепенном устройстве их из бывших Военных Начальных Школ, и в настоящее время заведения эти представляют уже, в указанном смысле, необходимое дополнение к Военным Гимназиям. Устройство же в Военно-Учебном ведомстве особого воспитательно-исправительного заведения вызвано было тем соображением, что при совместном воспитании, как в Военных Гимназиях, так и в Прогимназиях, весьма значительного числа интернов, неминуемо выделяются из массы их такие воспитанники, для нравственной выработки которых все средства, доступные обыкновенному учебно-воспитательному заведению, оказываются явно недостаточными.

Между тем, вредным влиянием таких воспитанников на товарищей крайне затрудняется правильный ход воспитания вообще в заведении, причем это последнее весьма часто бывает лишено всякой возможности удалить несомненно порочного мальчика возвращением его на попечение родителей, для большинства которых исправление подобных детей немыслимо вне специально-приспособленного к тому заведения. Предназначенная для такой именно цели Вольская Военная Прогимназия, удержав в общих чертах организацию и учебный курс Военных Прогимназий, получила необходимые средства для усиления надзора за переводимыми сюда воспитанниками и для целесообразного развития между ними внеклассных занятий различными искусствами, а также ремесленными и, в особенности, земледельческими работами; в тех же видах комплект этой Прогимназии, на основании опыта подобных заведений за границей, уменьшен до 100 человек, с сохранением прежнего числа наставников, оклады которых, по штату 1874 г., значительно увеличены.

С 1868 по 1879 год в Вольскую Военную Прогимназию было переведено, из других Прогимназий и Военных Гимназий, всего 270 воспитанников, из коих до настоящего времени выпущено на службу в войска нижними чинами:

по окончании курса - 115 (48%),

до окончания курса - 14(5%),

переведено в другие учебные заведения, для продолжения курса -  12 (5%) и

возвращено, по разным случаям, на попечение родителей и опекунов - 28 (10%).

В прочие Военные Прогимназии в минувшем году было принято:

на казенное содержание - 116,

на счет капиталов от дворянства  -  18 и

 приходящими учениками - 89,

всего 178 человека;

сверх того, в эти заведения переведено из Военных Гимназий 108 воспитанников.

Личный состав Военных Прогимназий вообще и суммы на их содержание показаны в штатах и табелях, изданных в 1869 г., причем оклады директоров, в зависимости от комплекта заведений, определены в размере от 1800 до 2400 р., а инспекторов классов - от 1200 до 1500 рублей.

Учительские и воспитательские вакансии в Прогимназиях замещаются молодыми людьми, получившими образование в Учительской Семинарии военного ведомства, с обязательством, для каждого из них, прослужить в военно-учебных заведениях не менее трех лет. Состоя на службе, воспитатели получают по 860, а учителя по 240 р. в год, при казенных помещениях; по выслуге же трехлетнего обязательного срока, оклады их увеличиваются до 600 и 420 р. Вместе с тем, учителям и воспитателям в Прогимназиях предоставлено право пользования всем положенным для воспитанников столовым довольствием.

 

В воспитательном отношении внутреннее устройство Военных Прогимназий приравнено, в главных чертах, к вышеизложенной организации Военных Гимназий; подробности же этого устройства, а также общие обязанности воспитателей и основные правила физического и нравственного воспитания, определены в особой инструкции, составленной на основании С. В. П. 1869 г., ХV, 695 (631 - 635) и утвержденной Главным Начальником 9 января 1870 г. Эта же инструкция служит для разъяснения Учительской Семинарии военного ведомства объема и характера тех воспитательных требований, выполнение которых составляет существенную сторону служебных обязанностей приготовляемых ею учителей и воспитателей для Военных Прогимназий. В последнее время названная инструкция была вновь пересмотрена, дополнена по указаниям опыта и, с утверждения Главного Начальника, напечатана в исправленном виде. Кроме того, от Главного Управления изданы подробные правила приема малолетних в Военные Прогимназии и нормальный каталог для библиотек этих заведений. Затем, в "Педагогическом Сборнике" 1872 г. был помещен подробный обзор действительного состояния названных заведений в первые годы по их преобразовании.

Военным Прогимназиям присвоен общеобразовательный элементарный курс, согласованный с установленною программою для вольноопределяющихся 3-го разряда и распределенный по четырем одногодичным классам; общая программа этого курса и число еженедельных уроков во всех классах, по каждому учебному предмету, показаны в прилагаемой таблице (см. Приложение V). На основании таковой программы, для Военных Прогимназий составлена инструкция по учебной части, с подробным указанием метода и приемов начального обучения вообще и каждого из предметов в частности, распределения учебного материала по классам и требований на переводных и выпускных экзаменах, а также рекомендованных для употребления руководств и пособий; инструкция эта, первоначально изданная в 1869 г., в последнее время также исправлена и дополнена согласно указаниям опыта.

 

По окончании курса в Военных Прогимназиях воспитанники хорошего поведения, достигшие 16-ти лет,

- поступают в Учительскую Семинарию,

- или же по достижении 17-ти-летнего возраста, зачисляются в полки с определением в Юнкерские Училища, на правах вольноопределяющихся 3-го разряда;

- при поступлении же в гражданскую службу, они пользуются правами окончивших курс в Уездных училищах Министерства народного просвещения.

Порядок удостоения воспитанников Военных Прогимназий как к переводу в Учительскую Семинарию, так и к выпуску на службу в войска, определен особыми правилами.

Чтобы судить о степени производительности учебно-воспитательной работы Военных Прогимназий по размерам ежегодных выпусков из них, обратимся к рассмотрению официальных цифровых данных за тот же период, который был уже принят нами для подобной оценки по Военным Училищам и Военным Гимназиям. В среднем выводе за десятилетие с 1869 по 1879 г. в Военных Прогимназиях наличное число воспитанников простиралось до 2430 человек. Из этого числа выбывало ежегодно:

 

ПО ОКОНЧАНИИ КУРСА

А) выпуском на службу в войска унтер-офицерами, а с 1874 г. - вольноопределяющимися 3-го разряда - 360

Б) поступлением в службу вне военного ведомства - 34

В) переводом в Учительскую Семинарию военного ведомства - 23

Г) переводом в специальные школы артиллерийского ведомства - 10

Итого 427 

 

ДО ОКОНЧАНИЯ КУРСА

а) увольнением из заведений по домашним обстоятельствам - 125

б) увольнением из заведений по болезни - 8

в) увольнением из заведений по неуспеху в науках - 107

г) увольнением из заведений за проступки - 27

Итого 267 

 

Таким образом оказывается, что в названных заведениях, при четырехлетнем их курсе, ежегодно оканчивало этот курс до 18%, а выбывало из заведений, по различным причинам, до окончания курса - около 11% всего числа обучавшихся в них.

 

Учителя и воспитатели для Военных Прогимназий приготовляются, как уже было упомянуто, в Учительской Семинарии военного ведомства, личный состав которой и суммы на ее содержание определены штатом и табелью, изданными в 1869 г. В это заведение, на казенное содержание поступают по собственному желанию воспитанники лучшие по способностям, нравственности и характеру из числа успешно окончивших курс в Военных Прогимназиях и достигших 16-ти-летнего возраста; кроме того, на свободные казенные вакансии дозволено принимать, по состязательному испытанию, молодых людей со стороны, а также и приходящих учеников, допускаемых в Семинарию, с разрешения Главного Управления, сверх комплекта и без всякой платы.

В состав трехгодичного учебного курса Семинарии входят следующие предметы: Закон Божий, русский и церковно-славянский языки, главные положения о воспитании, с общею дидактикой и методикой каждого из предметов военно-прогимназического курса, математика, история, география, естествоведение, чистописание, черчение, рисование, гимнастика, с выправкой и маршировкой, пение и игра на скрипке. Содержание и объем каждого из учебных предметов и распределение их по классам показаны в нормальной программе, с расписанием числа еженедельных уроков.

Курс младшего класса Семинарии  -  исключительно теоретический,

среднего - теоретический и практический,

а старшого -  преимущественно практический.

Собственно практические занятия воспитанников начинаются присутствованием их на уроках образцовых учителей в Семинарской школе и затем главным образом состоят в собственных их пробных уроках по предварительно составленным конспектам, в опытах обучения детей в названной школе под наблюдением преподавателей Семинарии и вообще в ознакомлении с предстоящими им, как будущим учителям и воспитателям, служебными обязанностями.

Каждый класс Семинарии вверяется ближайшему наблюдению одного из трех помощников ее директора, существенная обязанность которых заключается в правильной и всесторонней подготовке порученных им молодых людей собственно к воспитательской деятельности в Военных Прогимназиях. В 1878 году, в педагогическом комитете Семинарии составлены, на основании С. В. П. 1869 г. особые инструкции о порядке производства испытаний ее воспитанникам и об устройстве их практических занятий, с подробными указаниями относительно способов ведения и разбора пробных уроков.

Успешно окончившие полный курс Учительской Семинарии получают от нее аттестаты, предоставляющие им право на чин XII класса, и распределяются на учительские и воспитательские вакансии в Военных Прогимназиях и Военно-фельдшерских школах, а также, по усмотрению Главного Начальника, могут быть прикомандировываемы к Военным Гимназиям, для учительских и воспитательских занятий в младших классах или же к низшим школам, состоящим по учебной части в ведении Главного Управления Военно-Учебных Заведений.

Все выпускаемые из Учительской Семинарии получают в пособие на обмундирование по 150 р.; между тремя же лучшими из выпускаемых учителей ежегодно распределяются проценты с капитала в 1750 р., пожертвованного, в 1826 г., графом Аракчеевым и именуемого "суммою Александра Благословенного".

Те из учителей и воспитателей, коих ближайшее начальство, после годичного испытания на службе, признает соответствующими педагогическим требованиям, утверждаются властью Главного Начальника в звании военно-прогимназических учителей и получают на таковое звание особое свидетельство, предоставляющее им права учебной службы как по чинопроизводству до VI класса включительно, так и на получение, в свое время, установленных пенсий. Наконец, по выслуге трехлетнего обязательного срока за полученное на казенный счет образование, оставляемые на службе в заведениях военно-прогимназические учителя и воспитатели производятся в чин X класса и по удостоению начальства получают увеличенные в вышеприведенных размерах оклады содержания.

При штатном комплекте Учительской Семинарии в 75 воспитанников и при трѳхлетней продолжительности ее учебного курса средний размер ежегодных выпусков из этого заведения простирается до 20-ти человек; в первые же годы по устройстве Семинарии (1866 - 1867) ей поручено было, кроме ведения нормального курса со вновь поступавшими воспитанниками, заняться и педагогическим усовершенствованием более способных, из числа состоявших на службе в Военных Начальных Школах, учителей, которые, для этой цели, прикомандировывались к Семинарии на срок от одного года до двух лет. С открытия Семинарии по настоящее время, общее число учителей, получивших от нее одобрительные аттестаты, простирается до 360, из которых 260 состоят ныне на службе как в заведениях военно-учебного ведомства (215), так и в Военно-фельдшерских Школах (45).

 

Общий численный состав Военно-Учебных Заведений по каждой из трех рассмотренных категорий, а также Главного Управления сих заведений, за последний отчетный год представлялся в нижеследующих цифрах (к 1 января 1879 г.):

 

 

 

 

 

Число обучающихся

Число служащих

Генералов

Штаб- и обер-офицеров

Гражд. чиновн.

Преподавателей

Мед. часть

Лиц духовн. звания

Итого

Штатных

Нештатных

ВУ и спец. кл. Паж. и  Финл.КК

1 239

5

160

45

40

150

11

18

429

Военные Гимназии

7 625

9

179

431

177

265

40

60

1 161

Военные  Прогимназии и Учит. Сем.

2 116

-

17

17

58

27

15

16

292

ГУВУЗ

-

10

21

21

-

-

-

-

58

Итого

10 980

24

377

377

275

442

66

94

1 940

 

На все содержание показанных в этой таблице учреждений Военно-Учебного ведомства, в последнем отчетном году действительно израходовано 4446.788 рублей.

К 1-му января того же года, состоящие в ведении Главного Управления Военно-Учебных Заведений пожертвованные капиталы достигли следующих размеров:

а) от дворянства 37-ми губерний на содержание его стипендиатов в Военно-Учебных Заведениях - 2316.436 р.

б) от частных лиц на тот же предмет - 1251.232 р.

в) от частных же лиц на выдачу пособий и премий воспитанникам названных заведений - 39.800 р.

Всего - 3607.468 р.

Капиталы эти причислены к специальным средствам ведомства и ежегодные проценты с них обращаются как в пособие государственному казначейству по содержанию сих заведений, так и на другие предметы прямого назначения пожертвований.

Наконец по размерам частных итогов действительного за 1878 год расхода на отдельные заведения, средняя стоимость содержания в них каждого воспитанника определяется нижеследующими круглыми цифрами:

в Пажеском Его Величества Корпусе - 1040 р.

в Финляндском Кадетском Корпусе - 700 р.

в Николаевском кавалерийском Училище с Приготовительным его пансионом - 790 р.

в пехотных Военных Училищах - 640 р.

в Военных Гимназиях с интернатом - 390 р.

в Военных Гимназиях для приходящих учеников - 130 р.

в Прогимназиях - 260 р.

в Учительской Семинарии военного ведомства - 560 р.

 

Оканчивая здесь общий обзор современной организации Военно-Учебных Заведений, подведом­ственных Главному их Управлению, представляем полный перечень всех таковых заведений, с обозначением как штатного, так и наличного состава их в исходе 1879-го года, и сумм, асси­нованных на все содержание каждого из заведений по смете на 1880-й год.

 

Наименование заведений

Число учащихся в заведении

Суммы на

содержание

(в руб.)

Штатное

Наличное

Интернов

Экстернов

Интернов

Экстернов

Итого

I. С курсом специально-военным

 

 

 

 

 

 

Пажеский Корпус

60

-

62

12

74

155 842

Финляндский КК

120

-

38

-

38

21 271

Военные училища

Николаевское кавалерийское

200

-

198

-

198

201 027

1-е Павловское

350

-

347

-

347

191 286

2-е Константиновское

330

-

322

-

322

190 194

3-е Александровское

300

-

313

-

313

193 439

Итого по I категории

1 360

-

1 280

12

1 292

953 059

II. С курсом общеобраз. среднего уровня

 

 

 

 

 

 

Общие классы Пажеского корпуса

90

-

81

41

122

 

Приготовительные классы Пажеского Корпуса

-

150

-

119

119

25 604

Общие классы Финляндского КК

 

 

86

4

90

 

Приготовительный Пансион Николаевского кавалерийского училища

200

100

134

94

228

130 912

Военные Гимназии

1-я Петербургская

400

-

406

98

504

169 917

2-я Петербургская

350

-

347

71

418

150 344

3-я Петербургская

-

600

-

574

574

71 800

1-я Московская

350

-

348

31

379

155 269

2-я Московская

350

-

349

31

380

153 494

3-я Московская

-

300

-

332

332

39 000

4-я Московская

500

-

494

42

536

136 413

Псковская

400

-

393

23

416

106 910

Полоцкая

350

-

346

30

346

145 841

Владимирская Киевская

500

-

509

48

557

188 877

Орловская Бахтина

350

-

338

147

485

151 266

Михайловская Воронежская

400

-

396

75

471

164 983

Петровская Полтавская

400

-

404

105

509

165 883

Нижегородская гр. Аракчеева

350

-

345

44

389

146 964

Симбирская

350

100

205

127

332

123 566

Оренбургская Неплюевская

275

-

251

62

313

133 769

Сибирская

250

60

252

96

348

124 236

Тифлисская

225

-

234

64

298

94 347

Итого по II категории

6 090

1 310

5 918

2 258

8 176

2 579 395

III. С курсом общеобраз. низшего уровня

 

 

 

 

 

 

Военные Прогимназии

Петербургская

200

-

198

41

239

53 138

Елисаветградская

200

-

192

39

231

49 595

Ярославская

400

-

350

24

374

78 100

Оренбургская

 300

-

257

57

314

68 745

Вольская

100

-

102

1

103

42 195

Омская

200

-

195

11

206

41 199

Иркутская

100

-

103

-

103

36 793

Владикавсказская

235

-

220

8

228

78 754

Итого по III категории

1 735

-

1 617

181

1 798

448 519

Учительская Семинария

75

-

65

1

66

40 037

ВСЕГО

9 260

1 310

8 880

2 452

11 332

4 021 010

 

Означенная сумма, ассигнованная по смете на все содержание заведений, распределяется по частным статьям расхода как показано ниже:

1) Содержание воспитанников (продовольствие, обмундирование, белье и постели) - 968.793 р. = 24,1%

2) Учебные пособия - 96.613 р. = 2,4%

3) Содержание личного состава служащих (начальников заведений, офицеров, воспитателей, преподавателей и чиновников) - 1757.519 р. = 43,7%

4) Содержание нижних чинов и их детей - 67.746 р. = 1,7%

5) Наем прислуги - 241.710 р. = 6%

6) Хозяйственные расходы (содержание, отопление и освещение зданий, содержание церкви, лазарета, летних помещений, прачечной, конюшни и обоза, на мебель, столовые приборы и проч.) -  873.829 р. = 21,7%

7) Канцелярские расходы - 14.800 р. = 0,4%

Итого: 4021.010 р. =100%

 

Сверх того, по расходной смете на 1880 год, в распоряжение Главного Управления Военно-Учебных Заведений ассигновано:

а) на содержание личного состава сего Управления - 91.087 р.

б) на хозяйственные и канцелярские расходы по Управлению - 28.354 р.

в) на педагогические расходы (содержание Педагогических курсов, издание "Педагогического Сборника“, покупка и издание книг и учебных пособий, командировки за границу и проч.) - 33.700 р.

г) на расходы по открытию в некоторых Военных Гимназиях в случае надобности добавочных классных отделений - 6.000 р.

д) на постепенное возобновление и улучшение зданий, занимаемых заведениями - 100.000 р.

е) на командировки по делам службы, пособия на подъем при новых назначениях и переводах, и проч. - 35.000 р.

ж) на пособия, выдаваемые на домашнее воспитание сирот - 62.193 р.

з) на пособия воспитанникам при выпуске из заведений, и расходы по загородному лечению больных и по перемещению воспитанников из одних заведений в другие - 148.839 р.

Итого: 505.173 р.

 

Таким образом полная сумма нынешних ассигнований на содержание Военно-Учебных Заведений, с Главным их Управлением и всеми вспомогательными учреждениями ведомства, простирается до 4526.183 рублей.

В пособие же государственному казначейству на покрытие части этого общего расхода, обращаются некоторые статьи специальных доходов Военно-Учебного ведомства, исчисленные по смете на 1880 г. в следующих размерах:

1) из Кабинета Его Величества:

     а) на содержание Финляндского Кадетского Корпуса - 3428 р.

     б) на обмундирование пажей и камер-пажѳй при производстве в офицеры - 10.167 р.

2) из сумм Московского Опекунского Совета -121.564 р.

3) из процентов с капиталов, пожертвованных дворянством и частными лицами - 118.564 р.

4) из дохода от платы за своекоштных пансионеров и приходящих учеников - 612.474 р.

5) из сумм казачьих войск земских и городских - 28.580 р.

6) поступления разного рода - 34.948 р.

Итого: 929.725 р.

За вычетом этой последней суммы из вышеприведенной цифры общего расхода (4526.188 р.), итог всех постоянных ассигнований, требуемых ныне ведомством Военно-Учебных Заведений собственно из государственного казначейства, определится в 3596.458 рублей.

Для наглядного сопоставления вышеизложенных выводов относительно:

1) численного состава заведений, подготовляющих ныне главный контингент для комплектования нашей армии офицерами,

2) стоимости содержания сих заведений, и

3) размеров ежегодных выпусков из них, как равно и для удобства сравнения таковых выводов с соответственными данными по Военно-Учебным Заведениям до последней их реформы в 1868 году, представляем здесь, в круглых числах, официальные цифровые данные, за прежнее и нынешнее время, в общей синоптической таблице.

 

Категория заведений

Общее число учеников

Стоимость содержания заведений с центр. их администр.

Размеры ежегодных выпусков

Интерн.

Экстерн.

Офицерами

Нижними чинами

в гвард.

 и спец. воска

в армию

в лин. и гарн. бат.

Строев.

Н/строев.

До 1863 г.

I. Кадетские Корпуса

7 000

-

3 777 000

230

300

125

-

-

II. Училища военного ведомства

7 200

-

1 033 000

-

-

-

-

600

ИТОГО

14 200

-

4 810 000

230

300

125

-

600

14 200

530

В настоящее время

I. Военные училища с Военными Гимназиями

7 200

2 300

4 037 000

330

220

-

-

-

II. Военные Прогимназии

1 600

200

489 000

-

-

-

250

-

III. Юнкерские Училища

4 400

 

715 000

-

1900

-

-

-

ИТОГО

13 200

2 500

5 241 000

330

2 120

-

250

-

15 700

2 450

-

 

Приведенные здесь цифры указывают, между прочим, что средняя стоимость содержания каждого интерна в бывших Училищах военного ведомства ограничивалась 145 р., тогда как в образовавшихся из них Военных Прогимназиях та же стоимость превышает ныне 800 р. Такое относительное увеличение расходов казны на содержание названных заведений объясняется, как существенным изменением характера и назначения их, причем необходимо было значительно улучшить всю обстановку и содержание воспитанников, так и возвышением окладов всех служащих здесь чинов, с устройством для этих заведений особого рассадника специально-приготовленных учителей и воспитателей. При сравнении же вообще показанных в таблице размеров расхода на содержание прежних и нынешних заведений, необходимо иметь в виду весьма значительное (от 40 до 60%) возвышение со времени реформы заготовительных цен почти на все предметы довольствия, как в обеих столицах, так и в большинстве тех провинциальных городов, в которых находятся заведения.


Из всего вышеизложенного видно, что Военно-Учебные Заведения, подведомственные ныне Главному их Управлению, при общем годовом бюджете в 4,5 миллиона рублей, преемственно продолжают выполнять два существенно важных в нашей государственной жизни назначения: благотворительное и утилитарное.

Размер действительного выполнения ими первого назначения выражается в призрении, воспитании и обучении по преимуществу сирот и сын­вей заслуженных офицеров, приблизительно в следующем числе:

в заведениях I категории  -  1800 интернов,

II  -  5900 интернов и 2300 экс­тернов, и

III  - 1600 интернов и 200 экстернов,

всего до 11.300 человек.

Утилитарная же цель названных заведений достигается ежегодным подготовлением в них следующего числа молодых людей к поступлению:

а) на службу офицерами с основательным общим и военным образованием - 550

б) в Военные Училища: Пехотные, Кавалерийское, Инженерное и Артиллерийское, и в специальные классы Пажеского и Финляндского Корпусов с оконченным общим образованием среднего уровня - 750

в) в Юнкерские Училища с оконченным общеэлементарным образованием - 250

 

Наконец, из всех Юнкерских Училищ по приведенному в гл. VII  расчету можно ныне ожидать ежегодных выпусков в приблизительном размере до 2.000 офицеров.

Таковы, в окончательном выводе, количественные результаты современной деятельности заведений, пополняющих ныне до 80% всех открывающихся ежегодно офицерских вакансий в наших действующих войсках (Прим. по отчетам за 1876 г. общая убыль штаб- и обер-офицеров в действующих войсках не достигала 3100 человек), численный состав которых, по последним официальным сведениям, выражается в следующих цифрах:

 

Наименование войск по роду оружия

Нижних чинов

Штаб- и обер-офицеров

Общее число

Выпущенных из

Пажеского, КК, ВУ

Прошедших курс

Юнкерских училищ

Пехота

409 522

10 714

2 542

4 521

Кавалерия 48 667 2 103 834 597
Полевая артиллерия 75 736 2 317 2 167 20

Инженерные войска

14 658

468

306

7

ИТОГО

548 583

15 602

5 849

5 145

 

Из этой таблицы оказывается, что в общем числе офицеров наших действующих войск получившие образование в Военно-Учебных Заведениях и в Юнкерских Училищах составляют ныне более 70%; такой е приблизительно процент офицеры вышеприведенных уровней образования составляют отдельно в пехоте, в кавалерии и в инженерных войсках, а в полевой артиллерии число их доходит до 95% всего наличного комплекта офицеров.

При начале же последней реформы нашей военно-учебной системы, рассматриваемые здесь отношения выражались (в 1867 г.) следующими цифрами:

во всех действующих войсках вообще - 44%, и

отдельно:

в пехоте - 86%,

в кавалерии - 52%,

в полевой артиллерии -  90% и

в инженерных войсках - 82%

"Но сила государств,  -  как выражено в Высочайшем манифесте от 1 января 1874 г., - не в одной численности войска, а преимущественно в нравственных и умственных его качествах, достигающих высшего развития лишь тогда, когда дело защиты отечества становится общим делом народа".

Успех же развития и упрочения в армии именно этой внутренней ее силы зависит, прежде всего, от качества подготовки самих офицеров, как ближайших наставников и учителей солдат.

А потому, для верной оценки пользы, приносимой государству офицерскими рассадниками, первенствующее значение имеет не число лиц, получающих в них воспитание и обучение, но действительное достоинство этого воспитания и обучения.

Только при таком непременном условии истинного преуспеяния наши военно-учебные заведения сохранят за собой необходимую силу для выполнения трудной и почетной обязанности - приготовлять надежных слуг России, добрых и честных граждан, образованных и дельных офицеров, искренно смотрящих на службу государству и обществу не как на средство, а как на благороднейшую цель своей жизни.

 

На первых страницах нашего труда была уже приведена непреложная истина, высказанная в одном из указов Императора Петра I, что "учение доброе и основательное есть всякой пользы отечества аки корень, семя и основание". "Но, -  читаем далее в том же указе,  -  сие накрепко наблюдать подобает, чтобы учение было доброе и основательное, ибо есть учение, которое и имени того недостойно есть".

Для беспристрастного суждѳния о том, в какой мере наши Военно-Учебные Заведения успевают ныне выполнять этот завет Великого их основателя, наиболее ценный материал могут, конечно, дать современные отзывы войсковых начальников о качествах служебной деятельности бывших воспитанников сих заведений.

 

По имеющимся в Военном Министерстве сведениям, многие из командиров отдельных частей войск неоднократно заявляли, что выпускаемые ныне на службу офицеры "смотрят серьёзно на свои обязанности, уважают свой долг, сами продолжают начатое в училищах образование и вообще обладают достаточною подготовкой, чтобы быть надежными помощниками своих начальников и разумными руководителями солдат".

"Служа постоянно в армии,  -  пишет один из достойных ее представителей, - мы имеем возможность заявить, что большинство офицеров, поступивших в последнее время из Военных Училищ, заняло почетное место в ее рядах; состоящие в строю согласятся с нами, что большая часть бывших воспитанников Военных Училищ по образованию стоит выше прочих товарищей и что, действительно, теперь они являются в войска с несравненно большим запасом практических сведений, чем прежде".

В минувшую войну с Турцией (1877 - 1878 г.) общие отзывы войсковых начальников свидетельствовали о том, что выпущенные из Военных Училищ офицеры, "отлично служа в рядах армии, свято и с пониманием дела исполняют свои обязанности". В ноябре 1877 года Августейший Главнокомандующий Кавказскою Армией в ответ на принесенное Его Высочеству поздравление со взятием Карса почтил Главного Начальника Военно-Учебных Заведений следующею телеграммой: "Искренно благодарю Военно-Учебные Заведения; бывшие ваши воспитанники служат отлично, многие геройски".

Наконец, Сам Верховный вождь Российского воинства, на одном из всеподданнейших докладов по Главному Управлению сих заведений, в 27-й день марта 1876 года соизволил собственноручно написать: "Дай Боже, чтобы и впредь Военно-учебные наши заведения приносили ту пользу, которую они приносят и о которой свидетельствуют почти все начальники строевых частей".

Его Императорское Величество, удостаивая милостивым вниманием постоянные, в течение 17-ти последних лет, труды Главного Начальника Военно-Учебных Заведений "по развитию и усовершенствованию всей системы этих заведений", изволил выразить ему Свое особое благоволение в следующих словах Высочайшей грамоты, данной на имя генерал-адъютанта Исакова в 30-й день августа 1875 года: "Просвещенная и продолжительная деятельность ваша по управлению ведомством, вам вверенным, и значительный успех, достигнутый в применении в нашим военно-учебным заведениям правильных начал нравственного воспитания и научного образования, вполне оправдали Наше к вам доверие".

Таковыми Всемилостивейшими отзывами Державного Покровителя русского просвещения о современной деятельности Военно-Учебных Заведений, призванных Монаршею Его волею к новой жиѳни, заключаем мы очерк почти двухвековой посильной работы их на пользу этого просвещения и славу русского оружия.

Предыдущая глава

Перейти

Приложения