Спецвыпуск №9, приложение к газете "На страже Родины", декабрь 1994 г.

 

МОРСКОЙ КОРПУС. Бизерта

 

В 17 часов 25 минут 29 октября 1924 года, 70 лет назад, у берегов далекой от нас Северной Африки, в тунисском порту Бизерта, были в последний раз спущены Андреевские флаги на кораблях белой Русской эскадры, ушедшей с П. Н. Врангелем из Крыма в ноябре 1920-го.

Последние «корабли империи» спустили славные стяги, которым лишь через 68 лет суждено было вновь заполоскаться на флагштоках российских кораблей. Так незаметно для большинства граждан молодой Страны Советов, уже увлеченных перспективами построения «светлого будущего», началась новая эпоха в истории отечественного флота. Эпоха, в которой, увы, не нашлось места остававшимся в эти дни в Бизерте и в других городах и странах русским морякам. Им отныне предстояло только одно — навсегда снять морской мундир и мирно уйти, не удостоившись даже скромного упоминания в советских исторических хрониках...

ЭСКАДРА ИДЕТ В НЕИЗВЕСТНОСТЬ

Последние  дни   белого Крыма в ноябре 1920 года описаны не раз. После падения Перекопа и Чонгарского укрепления  генерал-лейтенант П. Врангель отдал приказ об эвакуации, предупредив в своем обращении к армии, что покидающих Отечество ждет полная неизвестность.

Для эвакуации были привлечены корабли белого Черноморского флота и все имеющиеся в наличии суда. На них Крым покинуло почти 150 тысяч человек.

16 ноября 1920 года корабли и суда подошли к Босфору. Армейские части и беженцы сошли на берег. Для сухопутной армии вскоре началась тягостная эпопея лагерей в Галлиполи и на Лемносе. Флот же был реорганизован в Русскую эскадру, которая под флагом вице - адмирала М. Кедрова 8 декабря вновь вышла в море. Французские  власти (основные «кредиторы» Белого движения) предполагали взять корабли в качестве залога. С этой целью эскадру переводили в расположенную в Тунисе французскую военно - морскую ба­зу Бизерта.

Русская эскадра включала три отряда кораблей (командиры контр-адмиралы П, Остелецкий, М. Беренс и А. Клыков), дивизион подлодок (капитан 2 ранга М. Коньев), отряд вспомогательных судов (генерал - лейтенант корпуса инженер - механиков флота М. Ермаков) и отдельные группы транспортов.  Командующий поднял флаг на крейсере «Генерал Корнилов» (командир - капитан I ранга В. Потапьев).

Через две недели, с утренними лучами 22 декабря, на горизонте показались белые пески и пальмы тунисского берега. Многим из пришедших сюда русских судов уже не суждено было покинуть это место... Ловушка захлопнулась.

НА ЧУЖБИНЕ

В Бизерту пришли  два линкора, крейсер «Генерал Корнилов», вспомогательный крейсер «Алмаз», десять эсминцев, четыре подводные лодки и еще 14 кораблей меньшего водоизмещения, а также корпус недостроенного танкера «Баку». Эскадра насчитывала до тысячи офицеров и около четырех тысяч матросов и унтер-офицеров с семьями.

После трехнедельного карантина, в течение которого прибывшим запрещалось всякое сообщение с берегом, россияне начали расселяться по городу.

М. Кедров сдал командование  эскадрой контр-адмиралу М. Беренсу. Эскадру покинул и один из самых  молодых и энергичных белых адмиралов - Н.Машуков, закончивший впоследствии свои дни в Париже. На посту начальника штаба его сменил контр - адмирал А.Тихменев. Уже с 13 января 1921 года в форте Джебель-Кебир расположился Морской корпус (позже переведен в лагерь Сфаят), где приступили к занятиям 345 кадет и гардемарин.

На кораблях продолжалась четко налаженная  служба. Строго соблюдался корабельный распорядок дня, проводились учения и работы по уходу за техникой. На старом линкоре (по прежней классификации — эскадренном броненосце) «Георгий Победоносец» устроили плавгостиницу для офицерских и матросских семей. Здесь  же открыли школу для детей. Многие молодые офицеры продолжали учебу в созданном на линкоре «Генерал Алексеев» артиллерийском классе и в классе подводного плавания при дивизионе подводных лодок.

В некоторых частных библиотеках до сих пор сохранились номера выходившего в Бизерте журнала «Морской сборник» — старейшего российского издания, основанного в Петербурге еще в 1848 году.

НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ

Маленькая русская колония, возникшая неподалеку от военной гавани, знала разные времена. Периодом ее расцвета можно считать 1921-й и первую половину 1922 года. Командир французской ВМБ Бизерта контр-адмирал Эксельманс, сменивший на этом посту встретившего Русскую эскадру контр - адмирала Варрнея, был очень дружелюбно настроен к россиянам. Французы обеспечили доковый ремонт линкора «Генерал Алексеев», крейсера «Генерал Корнилов», девяти эсминцев и всех четырех подводных лодок. В Морском  корпусе состоялись выпуски корабельных гардемарин, многие из которых верили в возможность своего последующего производства в офицеры. Надежда на скорое возвращение на Родину не покидала тогда русских моряков, Одним это представлялось в виде возобновления белой борьбы, другие рассчитывали на «мирный» исход.

В 1921 году эмигрантам действительно разрешили вернуться в Россию. Большинство из них дорого заплатили за свой патриотический порыв.

«Возвращенцы» подпадали в Советской России под так называемые «фильтрационные комиссии», в которых «изымали» (то есть арестовывали) офицеров из дворян, высшей интеллигенции, а также из состава Морокой академии. В несколько дней были составлены списки чинов, служивших в морском ведомстве до 1917 года - всего 977 человек. Из них было «изъято» более 300.

«Чистки» продолжались и в последующие годы.

Летом 1922 года изменилось к худшему и отношение к Русской эскадре французских властей. Содержание ее ложилось тяжелым бременем на прежних союзников. С кораблей изъяли весь боезапас, значительно сократив экипажи (общая их численность составила к середине 24-го года   около 220 человек).

К концу 1922 года по требованию французских властей были упразднены гардемаринские роты в Морском корпусе, который переходил отныне на положение гимназии. Большинство кадет после завершения общеобразовательного курса по гимназической программе занимали на эскадре  матросские должности. Некоторые уезжали продолжать учебу в высших учебных заведениях других стран (в том числе в военно-морское училище Франции). Впоследствии питомцев Бизерты можно бьло увидеть во флотах Франции, Югославии, США и даже Австралии... Всего Морской корпус до своего окончательного закрытия 6 мая 1925 года дал аттестаты почти 400 воспитанникам.

 

«СЛЫШИШЬ ЛИ ТЫ, ВЕЛИКИЙ ПЕТР?..»

Начиная с лета 1921 года  вспомогательные суда Русской эскадры начали постепенно переходить к новым «хозяевам». В состав французского флота перешел под названием "Вулкан" бывший транспорт - мастерская «Кронштадт», ледокол «Илья Муромец» стал французским минным заградителем «Поллукс». Морское министерство приобрело и недостроенный танкер «Баку». На 12 единиц  пополнился флот министерства торгового мореплавания Франции. Итальянским судовладельцам достались  транспорты "Дон" и "Добыча", мальтийским - посыльное судно «Якут».

После признания 28 октября 1924 года СССР французское правительство дало свое предварительное согласие передать корабли советскому флоту...

Здесь мы вплотную приближаемся к одной из самых грустных страниц бизертской эпопеи.

В 17 часов 25 минут 29 октября 1924 года на кораблях Русской эскадры были в последний раз  спущены Андреевские флаги.

Приведем здесь отрывок из воспоминаний одного из очевидцев этого трагического для тысяч россиян, хотя на первый взгляд вполне будничного события:

«Сегодня с восьми я дежурный офицер. Выпала доля последний раз спускать флаг.

Роковая минута приближается. Все молчат и делают вид, что они на верхней палубе «так себе». Да и о чем ж говорить сегодня?

Прошло еще 10 минут.

- Ваше Превосходительство, время вышло!..

- Флаг спустить!

Заиграли горны... Слышишь ли ты, Великий Петр? Слышите ли вы:  Сенявин, Ушаков, Корнилов,   Нахимов... Наше Святое Знамя, Наш Флаг спускают!».

ДВА ФЛАГМАНА

Уже 28 декабря в Бизерту прибыла и советская техническая комиссия. По иронии судьбы в ее составе был помимо академика  А. Крылова и Е. Беренс - бывший командующий Морскими Силами  Республики (1919—1920 гг.) и родной брат последнего командующего белой Русской эскадрой контр-адмирала М. Беренса.

Оба Беренса, и Евгений и Михаил, были блестящими офицерами.

В равной степени ревностно служившие России до известных событий 17-го года, братья Беренсы  разошлись в понимании долга с началом гражданской войны. Евгений, не задумываясь, стал на сторону Советов и в 1919 -1920 годах даже возглавлял Морские Силы Республики; Михаил примкнул к Белому движению и тоже в конечном итоге возглавил морские силы, но противоборствующей стороны, став последним белым флагманом.

Казалось, судьбы двух братьев должны были наконец пересечься в Бизерте... Но встречи не произошло. Су­ществует предположение, что Михаил Андреевич, не желая компрометировать брата, на период работы комиссии выехал за пределы города.

Белый состав эскадры покинул корабли задолго до прибытия советской комиссии. Контр - адмирал М. Беренс заверил французские власти, что его подчиненные не причинили .кораблям никакого умышленного вреда, и слово свое сдержал.

Тем временем против передачи эскадры советскому флоту выступил французский сенат. Переговоры затянулись, и в конце концов, возвращение кораблей в отечественные порты было сорвано.

Прошло еще шесть лет, и в 1930 году французы приступили к разборке окончательно обветшавших, некогда грозных кораблей Российской империи, загнанных за десять лет до того в окруженное песками озеро - "ловушку".

...70 лет — срок для человеческих судеб немалый. Реликвии эскадры и корпуса хранят в основном дети российских моряков. Многое удалось сохранить в основанных когда-то эмигрантских музеях, кают-компаниях, клубах. В самой Бизерте до сих пор высится возведенный еще в 1930 году православный храм с Андреевским флагом у входа в алтарь. На мемориальной доске на одной из стен собора перечислены российские корабли, так и не вернувшиеся в родные базы.

Это — неотъемлемая часть истории отечественного флота, в которой славные традиции нередко соседствовали с трагическими... И те и другие в равной степени заслуживают нашего внимания и памяти последующих поколений.

Капитан-лейтенант А. КРЫШТАЛЬ.