Русский кадетский корпус на чужбине.

 

 

Основатель и первый директор Корпуса

генерал-лейтенант Борис Викторович АДАМОВИЧ

Наш корпус, избежав крушенья,

В своем изгнаньи двадцать лет

Стоит на страже просвещенья

И воспитания кадет.

Прямой и честной директивой

Не мало победив невзгод,

Он шел к прогрессу каждый год,

Маяк Отчизны сиротливой.

Жива в нем Русская Земля:

Музей и зал, и вид Кремля,

Девизы, Русския картины

Здесь о России говорят,

Во имя Князя Константина

К добру стремления горят.

Встречая ласку и поныне

Югославян на их земле

Хранит он память, как святыню,

О приютившем Короле.

И верит он — повеет новью:

Ряды кадет на Русь пойдут

И честь молитвой и любовью

Гнезду родному отдадут.

П. Барышев

 

"Традициями называются лучшие нравственные правила и убеждения, воспринятые от предшественников,

хранимые современниками и передаваемые преемникам.

Имени наших традиций достойны лишь правила добрые и чистые и убеждения, охраняющие верность старой национальной Великокняжеской и Царской России и Российской Империи.

Добрые традиции и верные убеждения не нуждаются в тайне.

Кадетские традиции, противные порядкам корпуса, как и действия противные закону, — преступны.

Суть традиций не в формах, а в смысле форм".

 

Шестьдесят семь моих заветов кадетам

Первого Русского Великого Князя Константина Константиновича кадетского корпуса.

I. Самое главное.

1. Быть верными старой России и относиться уважительно к ее прошлому.

2. Быть верными Югославии.

3. Уважать религии.

4. Уважать Русские старые обычаи.

5. Охранять нашу национальность.

6. Помнить, чье имя носим (России, Св. Благов. и Вел. Князя Александра Невского и Шефа Корпуса).

7. Сохранять Русский воинский строй и выправку.

8. Подчиняться не рабами, а доброй волей.

II. Отношение к корпусу.

9. Любить корпус, как любят старые кадеты.

10. Не грязнить гнездо и будущие воспоминания о своем детстве, отрочестве и юности.

11. Оберегать дом корпуса и все в нем.

12. Соблюдать в корпусе гостеприимство к старым кадетам.

13. Не набрасывать тень на кадет своим поведением вне корпуса.

14. Соблюдать форменность кадетской одежды.

III. Облик кадета.

15. Быть бодрым.

16. Закалять свою волю.

17. "Терпеть безропотно лишенья".

18. Быть везде и всегда "с поднятым забралом".

19. Смотреть людям в глаза.

20. Быть честным во всем.

21. Помнить, что честен в великом лишь честный и в малом.

22. Не обманывать.

23. Не лгать.

24. Не хвастаться.

25. Не хамствовать.

26. Не быть грубым.

27. Быть приличным.

28. Не сквернословить.

29. Не опускаться.

30. Быть чистоплотным.

31. Держаться скромно.

32. Соблюдать трезвость.

33. Знать свои недостатки.

34. Не оправдываться ни тем, что "все поволчьи воют", ни тем, что "один в поле не воин".

35. Быть, а не казаться.

36. Быть благодарным.

IV. Взаимоотношения.

37. Помогать товарищам.

38. Не завидовать.

39. Поддерживать выдающихся.

40. Не нарушать прав собственности.

41. Делиться.

42. С Не делать бесчестного ни ради товарищества.

43. Не подводить товарищей под ответ за свои проступки.

44. Не преклонять служебный долг перед долгом товарищества.

45. Почитать требующего по долгу службы.

46. Не оскорблять.

47. Помнить: оскорбление товарища оскорбляет товарищество.

48. Поддерживать взаимную уважительность.

49. Младшим не драться, старшим не расправляться насилием.

50. Уважать молящегося.

51. Охранять младших кадет как братьев.

52. Если загрязнился, не грязнить чистых.

53. Не соблазнять "малых сих“.

54. Не дружить во вред товариществу.

55. Не образовывать партий.

56. Поссорившись, думать о мире.

57. Не доносить и не сплетничать.

58. Выдавать через старших: антинационалистов, развратников, развращающих, хулящих корпус и воров.

V. Из правил общежития.

59. Не лишать товарищей удобств общежития.

60. Стеснять себя, чтобы не стеснять товарищей.

61. Не бояться быть вежливым.

62. Уважать чужое горе, печаль, радость и веселье, отдых, сон, труд и покой.

63. Не выдавать грубостью и руганью своей не находчивости и ограниченности.

64. Не барствовать перед прислугой.

65. Не брать пищу до раздачи.

66. Соблюдать за едой приличие.

67. Не проявлять и не вызывать брезгливость.

Директор корпуса Генерал Б. Адамович.

День праздника роты Его Высочества, 1934 года.


Подчиненность корпуса.

Корпус был сформирован приказом Российского Военного Агента генерал-майора Артамонова. При его посредстве корпус сносился с представителем Главнокомандующего Русской Армией в Константинополе ген.-лейт. Лукомским, с Военным Управлением в гор. Севастополе и с местными центральными властями, как, например, Военное Министерство.

В должности военного агента ген.-майора В. А. Артамонова последовательно сменили: ген.майор Д. Н. Потоцкий и последнего его помощник полковник В. И. Базаревич.

С 19 апреля 1922 года, согласно приказу военного агента, в соответствии с распоряжением Правительства Королевства, Русская Военная Миссия была расформирована, установлены нормы и положение мирного времени, и корпус по своим делам стал обращаться по адресу: Российская Миссия, Высший Совет по делам Военно-Учебных Заведений". Во главе Миссии В. Н. Штрандтман — неизменный друг и защитник корпуса. Высший Совет был учрежден при Державной Комиссии помощи русским беженцам, во главе которой стоял друг русских, бывший министр Люба Иованович, а после его смерти, его помощник и преемник, неизменный доброжелатель и покровитель русской науки, русских школ и защитник русских беженцев, академик и ныне президент Академии Наук А. И. Белич.

4 ноября 1922 года последовало распоряжение Министерства Просвещения о подчинении всех русских учебных заведений Министерству и об образовании для этого при Министерстве отделения русских учебных заведений с назначением генеральным инспектором их профессора Р. Кошутича. В то же время был объявлен состав и положение о Главном Учебном Совете Русских Школ при Министерстве. Эта реформа фактически не была осуществлена, — произошла смена Правительства.

Распоряжением Правительства Королевства, сообщенным военным агентом 19 февраля 1923 года № 687, устанавливалась подчиненность корпуса Временному Совету по делам русских учебных заведений при Державной Комиссии. Вопросы административного характера решались им окончательно, финансового — поступали в Державную Комиссию, а учебные и касающиеся преподавательского состава сообщались Министерству Народного Просвещения. Первым председателем Врем. Сов. был М. В. Челноков, которого сменил профессор А. П. Доброклонский, он же был и консультантом по учебным делам при Делегате по защите интересов Русской эмиграции — В. Н. Штрандтмане

В 1923 году была установлена должность уполномоченного державной Комиссии по делам кадетских корпусов; таковым был назначен Б. М. Орешков.

31 мая 1926 г. установлена должность Заведующего учебными введениями Державной Комиссии с назначением на эту должность профессора Белградского университета С. М. Кульбакина.

С 7 марта 1936 г. учебными заведениями Державной Комиссии ведает профессор Белградского университета Н. А. Пушин.

 

Управление корпусом.

По сформировании корпуса в Югославии его управление и администрация были основаны на книге XV Св. В. П. с изменениями, выразившимися в создании должности помощника директора, в каковой пребывал ген.майор П. Ф. Старк до сентября 1920 г., когда при пересмотре штатов эта должность была сокращена, и в введении должности начальника хозяйственной части, должности, созданной в корпусах с началом революции.

 

С переходом корпуса в Сараево начали действовать комитеты: педагогический, воспитательский и хозяйственный. Первые два в составе, предусмотренном положением о кадетских корпусах в книге XV Св. В. П., а последний в составе: директора корпуса, инспектора классов, старшего врача, ротных командиров, заведующего хозяйством и завед. отделами хозяйства (эконом, обмундирование, здание), адъютанта, как секретаря комитета и бухгалтера, как дающего справки о состоянии сумм корпуса.

Функции педагогического комитета оставались все время одни и те же, как совещательного органа по вопросам, вносимым на его обсуждение директором корпуса. По вопросу удаления кадет из корпуса требовалось утверждение г. заведующего учебными заведениями. В постановлениях и решениях педагогический комитет руководствовался установленным порядком и указаниями уполномоченного по кадетским корпусам, а позднее заведующего учебными заведениями.

Директор корпуса ген лейтенант Адамович в кабинете со своими
ближайшими сотрудниками. К 15летию корпуса. 1935 г.

 

Постановлением Учебного Совета Державной Комиссии от 4-ХІ 1929 г. все русские средние школы должны были точно придерживаться общего для всех средних школ в Королевстве "Закона о средних школах" и распоряжений Мин. Просвещения.

Тем же распоряжением, в порядке разъяснения, "наставнички савет“ был пополнен г.г. офицерами воспитателями, имеющими высшее образование с правом решающего голоса, и с правом совещательного голоса — остальными.

За двадцатилетнее существование корпуса педагогический комитет имел 359 заседаний продолжительностью от 1 часа до 7-8 часов. Такого рода заседания разделялись на два дня. Наибольший объем журнала комитета — 41 страница без приложений. Журналы комитета дадут богатый материал для будущего исследователя жизни русской школы за рубежом, для уяснения ее настроений, отношений к тем или другим вопросам педагогического характера. Это возможно потому, что все журналы отражают полностью ход заседаний и все высказанные мнения, руководящие указания и принятые решения. Обстоятельный характер журналов вполне соответствует и "стилю" корпуса. При таких условиях ни один серьезный вопрос чисто учебного или воспитательного характера или значительный проступок кадета не проходил мимо педагогического комитета, но всегда подвергался детальному обсуждению. Не только ничто не "замалчивалось", "не скрывалось", но часто то, что могло быть решено вне его, вносилось для обсуждения в интересах беспристрастия и всестороннего рассмотрения.

Секретарями педагогического комитета были по должности помощника инспектора классов: Н. Н. Краснов, с сентября 1920 г. Н. Я. Навроцкий. С введением в жизнь корпуса закона о средних школах (с 1930 г.) обязанности секретаря педагогического комитета возлагались на преподавателя А. Г. Попова.

 

Классные комитеты. Ставшие регулярными в соответствии требованиями закона, до 1929 г. были в корпусе, как частные заседания педагогического комитета. Наряду с ними непрерывно с самого начала действовали в корпусе "предметные комиссии“ по группам предметов.

Воспитательский комитет. Функции его те же, что были  России. Собирался еженедельно, обычно по субботам. Главная его деятельность: регулировать внутреннюю жизнь воспитанников и объединять взгляды и деятельность воспитателей. Разбор более серьезных проступков.

С 25-Х 1926 года в состав его введен законоучитель по распоряжению Учебного Совета, а с 6111928 г. в состав его или два члена педагогического комитета по его выбору.

Последние две меры на деятельности воспитательского комитета в корпусе не отразились и в дальнейшем были отменены.

Хозяйственный комитет. С 1923 года деятельность хозяйственного комитета прекратилась распоряжением свыше. Деятельность его надо признать весьма полезной и важной, в особенно в тяжелые моменты материального существования корпуса.

С переходом корпуса в ведение Державной Комиссии при Корпусе была установлена должность контролера Державной Комиссии с непосредственным подчинением ей.

С 1 мая 1939 года должность контролера при корпусе упразднена.

 

Вознаграждение служащих.

Вознаграждение служащих корпуса всегда было весьма скромным, а временами, когда сокращалась смета корпуса, и совершенно недостаточным.

С октября 1939 года, заботой и вниманием к нуждам служащих Державной Комиссии и прежде всего Управляющего делами ее Е.Е.Ковалевского, вознаграждение это было увеличено и настоящее время определяется для преподавателей платой по 60  дин. за месячный урок (15 дин. за каждый урок), а для офицеров-воспитателей: старших (ротных командиров) — 1200 дин., а младших — 1100 дин. в месяц. До 1939 года служащие каким правом на пенсию не пользовались, а с этого года для них установлена в виде пенсии особая "потпора" по достигши ими 65 лет при обязательном сроке службы в 15 лет (для участников мировой войны - 10 лет), в размере 900 дин. ежемесячно. Правами и преимуществами государственной службы служащие корпуса не пользуются.

 


Борис Викторович Адамович

Родился 15 ноября 1870 года. Из дворян Полтавской губернии. Православный.

В 1888 г. окончил 3-й Московский кадетский корпус и поступил во 2-е Константиновское военное училище, которое закончил в 1890. Выпущен подпоручиком (ст. 10.08.1889) в Кексгольмский гренадерский полк, получивший в 1894 году права гвардии.

В 1901- капитан гвардии. Командовал ротой 1 год 6 месяцев и 15 дней.

В 1904 году по собственному желанию перевелся в 123-й пехотный Козловский полк, чтобы принять участие в русско-японской войне. Командовал 12-й ротой полка, участвовал в боях под Анпином,Ляояном и в атаке Сыквантунской сопки. После болезни служил в разведывательном отделении штаба тыла Манчжурской армии и в генерал-квартирмейстерской части штаба 2-й Манчжурской армии. По окончании войны вернулся в лейб-гвардии Кексгольмский полк. Командовал 4-м батальоном полка.

С 1906 по 1909 - командир батальона в Киевском военном училище. В 1907 - полковник (за отличие).

С 1909 - начальник Виленского пехотного юнкерского училища, преобразованного в 1910 в военное училище. В 1913 -генерал-майор (за отличие).

В 1914 назначен командиром лейб-гвардии Кексгольмского полка с задачей восстановления его боевых качеств после тяжелых потерь в Восточной Пруссии, сдав при этом должность начальника училища инспектору классов полковнику Анисимову Н. В.

В 1915 - командир 2-й бригады 3-й гвардейской пехотной дивизии. В 1915-1916 - в резерве чинов при штабе Петроградского ВО.

В начале 1916 — назначен генералом для поручений при военном министре: инспектировал военные училища и школы прапорщиков, ведал формированием офицеров в военное время.

В октябре 1917 — уволен от службы с производством в генерал-лейтенанты. Уехал на Украину на родину отца в Миргород.


В 1919 году прибыл в Добровольческую армию и был зачислен в резерв чинов при Главнокомандующем ВСЮР.

10.03.1920 — назначен директором «сводного кадетского корпуса», в состав которого вошли преподаватели и кадеты Одесского, Киевского и Полоцкого кадетских корпусов, вывезенные в январе 1920 года из Одессы и размещенные в казармах г. Сараево в Королевстве СХС.

22.03.1936 Б. В. Адамович скончался в Сараево. Был похоронен на участке Русского кадетского корпуса на Военном кладбище Сараево. 


Б. В. Адамович принадлежал к роду полтавских дворян, корни которого восходили к Великому княжеству Литовскому:

Б. В. Адамович писал на военно-исторические и военно-педагогические темы. В армии стали широко известны его «12 заповедей товарищества», написанные для юнкеров Виленского военного училища. Позднее он создал «Шестьдесят семь моих заветов кадетам Первого Русского великого князя Константина Константиновича кадетского корпуса». Его перу принадлежали и стихи, среди которых:

«К высокому знай верный путь,
Иди прямой дорогой к свету.
Как рыцарь безупречен будь
И верен данному обету.
В дни юности и дни седин
Будь Родины своей достоин.
И твердо помни, что один
И тот на ратном поле воин».

Парафразы этого стихотворения стали в своё время девизами Виленского военного училища.

Б. В. Адамович стоял у истоков второго по времени полкового музея в РИА: музей лейб-гвардии Кексгольмского полка — был учрежден 8 июня 1899 года его трудами. В Югославии этот музей был воссоздан и дополнен экспозициями Виленского военного училища и А. В. Суворова.


Б. В. Адамович имел 7 родных и сводных братьев и сестер. Из ближайших родственников в эмиграции оказался он один. Родная сестра — Мария Викторовна Адамович, сестра милосердия, умерла в Ленинграде в 1934 году. Наиболее близкий из братьев — Дмитрий Афанасьевич Лухманов был широко известен в СССР как мореплаватель и писатель, являлся Героем Труда. 


Награды Российские

1904 -  Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом.

1904 - Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом.

1906 - Орден Святого Станислава 2-й степени

1906 - Орден Святой Анны 2-й степени с мечами.

1910 - Орден Святого Владимира 4-й степени

1915 - Мечи и бант к ордену Св. Владимира 4-й степени.

1915 - Орден Святого Владимира 3-й степени с мечами.

1915 - Орден Святого Станислава 1-й степени

1916 - Мечи к ордену Св. Станислава 1-й степени.

1916 - Орден Святой Анны 1-й степени с мечами.

1916 - Георгиевское оружие

Награды иностранные

1894 - Наградной бриллиантовый перстень с вензельным изображением шефа Кексгольмского полка ЕВ Императора австрийского Франца-Иосифа I

1908 - Прусский орден Короны 3-й ст. с мечами

1897 Орден Франца-Иосифа

Большой Крест и Звезда Белого Орла Королевства СХС 

Б.В.Адамович был награждён в период своей деятельности на посту директора кадетского корпуса в Югославии. Этой наградой он весьма дорожил, в том числе из чувства признательности Сербии, приютившей множество российских эмигрантов и позволившей воссоздать российский кадетский корпус.