Первый Русский кадетский корпус на чужбине.

 

I. Учебная часть.

Систематические занятия могли начаться лишь по соединении корпуса в Сараево. Отсталость классов от их нормального курса была около полутора года. Корпуса прибыли с программой курса так называемой "15го года“. Она была лишь в 15 году введена во всех корпусах.

В ней отразилось новейшее течение педагогической мысли и опыта, проделанного раньше ее введения в трех корпусах, выбранных для опыта и проверки целесообразности ее введения. Элемент наглядности и эксперимента нашел себе достаточное в ней отражение. Общая схема метода "от наглядного к отвлеченному". Другое начало, с которым прибыли корпуса, было религиознопатриотическое направление воспитания и обучения, чуждое шовинизма, соединенное со стремлением дать учащемуся, по возможности, всестороннее гармоническое развитие его уму, воле, сердцу и здоровью.

Все усилия были направлены к тому, чтобы VII кл. возможно скорее окончил свой нормальный полный курс, а в остальных классах установить общий, возможно высший уровень знаний.

Инспектор классов полковник В. А. Розанов.

I выпуск был в августе 1920 года. Занятия велись по запискам преподавателей. Первая книжка по французскому языку — начальная читанка Поповича. По русскому языку — достали из Праги книжку "Родная речь", которая позднее не могла быть признана подходящей и для первого класса. По географии России — на стене приколота карта из учебника географии, случайно нашедшегося у одного из кадет. Вместо доски на стене лист оберточной бумаги. Вместо парт — маленькие лазаретные столики табуретки. Освещение — карбитные лампочки  горелки. Позже проведено было электричество.

С 1920 до 1921/22 учебного года корпус находился в ведении Правительственного Уполномоченного по делам русских беженцев и Военного Агента. В этот период в организации и развитии учебного дела корпусу была предоставлена полная свобода и самостоятельность.

1920 21 учебный год начат был в более нормальных условиях. Местные условия заставили, естественно, ввести во всех классах изучение сербского языка. Для того, чтобы найти время, не затрагивая существа дела других предметов, были использованы первоначально часы строевых занятий и урок танцев

К началу 1921/22 учебного года уровень знаний в классах соответствовал требованиям программы. Одновременно шла всесторонняя подготовка к следующему учебному полугодию, дабы парализовать или исправить замеченные дефекты, происходившие, главным образом, изза сокращения курсов и отсутствия необходимых пособий. Опытный педагогический состав, имевший ценз и стаж, удовлетворявший требованиям российских законов, справился со всеми трудностями, выпавшими на его долю, несмотря на тяжелые условия жизни.

В 1922 году кадетские корпуса перешли в ведение Державной Комиссии помощи русским беженцам. В августе месяце того же года в курс корпуса был введен VIII класс. Мера эта была вызвана стремлением обеспечить кончающим корпус возможность свободного, беспрепятственного продолжения образования в высших учебных заведениях Королевства и предоставить им местные права по образованию, так как наши военные училища прекратили свое существование, а вопрос о приеме окончивших кадет в военную академию был разрешен неблагоприятно.

Одновременно с введением VIII класса установлено во всех классах по три урока в неделю сербского языка, по два урока географии Королевства в IV и VIII кл. и истории Королевства по уроку в III и IV кл. и два урока в VIII классе.

VIIIму классу первоначально был дан характер дополнительного, подготавливающего к экзамену на аттестат зрелости — "большую матуру“ по законам страны. Само по себе введение VIII класса еще не открывало дверей университетов перед окончившими корпус и приходилось много хлопотать об исключении для них. Необходимо было добиться признания Министерством Просвещения равноправности корпуса, как среднеучебного заведения реального типа, с таковыми же в Королевстве.

Признание равноправности с государственными среднеучебными заведениями корпус получил, пользуясь содействием и доброжелательством руководителей Областного "Просветного" Отделения Сараевской области, представители которого установили после тщательного изучения почти полную тождественность учебного плана и программ в их целом корпуса и государственных школ реального типа.

Было отмечено, что сербские национальные предметы преподаются преподавателями местных школ. 

Содействием начальника учебного отделения дра Косте Крсмановича и инспектора Джоке Ковачевича корпус получил право выдавать аттестат зрелости на русском языке по сербской форме со следующей надписью в заголовке аттестата: "Решением Господина Министра Просвете С. Н. Бр. 12217 од 24 jула 1923 године призната jе овоj сведоцби иста вредност као сведоуби о вишем течаjном испиту у државним реалкама".

 

Комиссия "Большой Матуры" с кадетами III выпуска, по окончании экзаменов.

Первый выпуск, получивший аттестаты зрелости. 1923 г.

 

Этот аттестат своей надписью разрешил больной и тяжелый вопрос для русского юноши, могущего учиться: "что же дальше?" Он дал уверенность, снял с очереди волновавший до сих пор вопрос, мучительный и тревожный — "примут ли?“...

На 2й матуре представителем Министра Народного Просвещения был гн Ковачевич. Он не нашел возможным освободить имевших право на то по закону от устных экзаменов и пожелал слышать их ответы. По окончании матуры он высказал пожелание, чтобы лучшие школы Королевства были представлены так, как он нашел корпус. Столь лестные отзывы со стороны представителей Министра Просвещения неизменно повторяются на протяжении всего существования корпуса, что можно видеть из выписок книги почетных посетителей.

С октября 1924 года стала вводиться новая программа, выработанная на съезде в апреле того же года, начиная с первого класса. Тогда же введен 40 минутный урок, давший возможность уделить больше времени внеклассным занятиям.

Можно сказать, что одновременно с введением новой программы началось умирание корпуса. По мере продвижения программы по классам из года в год отпадал класс за классом, вследствие прекращения приема в Iй класс, так что к 1929/30 уч. году корпус не имел четырех младших классов.

В январе 1925 года в корпус прибыло 33 кадета Сибирских корпусов из Шанхая через Сплит. Для них были организованы особые занятия, по результатам которых одни из них были приняты в VII класс для дальнейшего продолжения образования, другие же продолжали занятия, готовясь сдать экзамен за VII классов по русской программе. Экзамен был сделан в комиссии под председательством профессора Добролонского — консультанта по учебным делам при Делегации по защите интересов русских эмигрантов. По получении соответствующих аттестатов эта группа кадетсибиряков отправлена на монтажные курсы в Крагуевац.

Сибиряки привезли и передали корпусу церковное имущество, духовой оркестр. Все это было крайне нужно и ценно для корпуса, помимо своей материальной стоимости, еще и в моральном и культурном отношении.

Июль и август 1929 г. были критическими в жизни корпуса  решался вопрос о его дальнейшей судьбе: сохраниться ли ему или быть поглощенным другими учебными заведениями. Содействием давнишнего друга корпуса — генерала Хаджича и волею Короля Александра — корпус был сохранен и переведен в Белую Церковь в здание Крымского кадетского корпуса, принял в свой состав 114 кадет и часть служащих этого корпуса. В этом же году открыты были I, III и IV классы.

 

Музей "Кружка любителей природы" в Сараево. 1928 г

 

Ко дню корпусного праздника 23ХI (6ХII) последовало соизволение Короля Александра на назначение шефом корпуса Великого Князя Константина Константиновича с наименованием корпуса "Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус". Об этом был отдан следующий приказ по корпусу:

"23 ноября/6 декабря, в день праздника корпуса, Маршал Королевского Двора сообщил Державной Комиссии, что Его Королевскому Величеству Королю Александру I благоугодно было милостивейше соизволить на пожалование корпуса Шефством имени в Бозе почивающего б. ГенералИнспектора ВоенноУчебных Заведений Его Императорскаго Высочества Великаго Князя Константина Константиновича. Объявляя об этой Монаршей милости, г. Заведующий Учебными Заведениями Державной Комиссии сообщил мне 11 декабря о наименовании корпуса "Первым Русским Великаго Князя Константина Константиновича кадетским корпусом".

С чувством глубочайшей благодарности Его Величеству Королю за этот новый акт милостиваго внимания к корпусу, с чувством сердечной преданности памяти Великаго Князя Константина Константиновича и с великой радостью за корпус обявляю в приказе об этом отличии, заслуженном нашею доброй славой.

Будем помнить, что на нас лежит долг быть и впредь всегда достойными как оказанного нам Его Величеством Королем Александром доверия, так и ношения Имени Незабвенного Великаго Князя, олицетворявшаго все лучшия, возвышенныя традиции Российских ВоенноУчебных Заведений.

Да послужит нам Имя Шефа помощью в утверждении в нашей среде Его заветов "доблести, добра и красоты" и в нашем стремлении к слиянию с Его религиозными, национальными и общечеловеческими идеалами".

В 1930 г. корпус впервые выдал матурные свидетельства на сербских бланках и на сербском языке в соответствии с полученным распоряжением (№ 52808 от 7 июня 1930 г. 3. У. 3.). С этого же 1930 г. начался ежегодный "упис" кадет в корпус по Закону о средних школах Королевства.

Всем русским школам в Королевстве предоставлено право "явности" решением Мин. Проев. С. Н. бр. 2528 от 17111931 года.

С 1931/32 учебного года исключена из курса корпуса "Наука об общественной и государственной жизни", что составило значительный пробел в образовании кадет.

В конце 1932/33 учебного года вновь возник тягостный и длительный вопрос о закрытии корпуса путем перевода его в Горажду, вливания во Второй Русский Донской кадетский корпус. Размещение Донского корпуса в Горажде во всех отношениях, кроме климатических, было более, чем неудовлетворительно. Мотив для перевода был, что и раньше: необходимость военному ведомству казармы "Крала Петра" в Белой Церкви", занятой корпусом. Лишь личное повеление Короля Александра о сохранении за корпусом занимаемой им казармы на все время существования корпуса спасло корпус от закрытия.

С 1933/34 года введен в курс корпуса латинский язык и корпус стал переходить от программы реального училища к программе реальной гимназии.

В 1935 году изза сокращения средств Державной Комиссии были закрыты младшие три класса. Заступничество Высоких Особ, обращение с просьбами различных русских организаций к Правительству и к Державной Комиссии сохранило корпус, были открыты II и III классы.

В 1938/39 учебном году восстановлен отсутствующий IV класс. Корпус стал учебным заведением с полным числом классов с программами государственных реальных гимназий.

Урок истории в VI классе. XIX вып. 1939 г. Вечерние занятия VIII класс. XX вып. 1939 г.

В связи со всеми перемещениями корпуса и закрытием других корпусов, в административнопедагогическом составе корпуса произошли значительные изменения, что видно из помещенного в конце книги списка бывших служащих корпуса со дня его устройства в гор. Сараевj до настоящего времени.

 

II. Учебновоспитательные установления.

С переходом корпуса в Белую Церковь, его кабинеты и библиотеки значительно пополнились, приняв имущество Крымского корпуса.

Кабинетам: физическому, химическому, природоведения и кассам: рисования, музыки и гимнастики положено основание на средства, отпущенные Правительственным Уполномоченным и генералом Врангелем, с постепенным пополнением на сметные ассигнования Державной Комиссии, по переходе корпуса в ее ведение.

 

Физический кабинет. В основе его комплектования приборами, как и химического и природоведения (естественной истории), была программа 1915 года. Первоначально был сделан тот минимум, без которого нельзя было вести курс практических работ по физике в III и IV классах и демонстраций го этому курсу. Кроме этого было выписано несколько ценных пособий по свету, звуку и электричеству от фирмы Келлер в Лейпциге. Позднее выписаны масляный насос с разрежением до 1/40 мм и "универсальный прибор по механике“ от фирмы Макс Коль в Хемнице в Германии. На характер пополнения кабинета оказали влияние преподаватели физики А.М.ГайдовскийПотапович и В.Т.Миончинский. С переходом в Белую Церковь, корпус получил кабинет Крымского кадетского корпуса, создавшийся под влиянием преподавателя физики Н.Я.Писаревского на средства, отпущенные, как и в Сараеве, генералом Врангелем. Кабинет имеет 40 таблиц, 300 диапозитивов, 124 аппарата и прибора.

 

Физический кабинет. 1937 г.

 

Химический кабинет. В основе курса, по программе 1915 года, были не только демонстрации опытов, но и практические работы кадет VI класса, для чего и было приноровлено снабжение кабинета. Кабинет был помещен в бывшей кухне, в третьем этаже, после разборки очага для котлов, с большой вытяжной трубой посреди потолка, выходившей на плоскую крышу.

Оборудование химической посудой и реактивами было выписано от фирмы Шроп в Берлине, все то, чего нельзя было достать на месте.

Практические работы были прекращены, с изменением программы в 1925 году. С основания и до 1929 года и с 1933 по 1936 год преподавателем химии и природоведения был Н. К. Седлецкий.

 

Кабинет естественной истории. Таблицы по ботанике издания Ильина приобретены в ликвидированном складе Сытина в Софии. Таблицы по зоологии и по анатомии, а равно ряд препаратов, выписаны от фирмы Келлер из Лейпцига. Первым преподавателем естественной истории был В.С.Левитский. После него все естествознание с июля 1922 года было сосредоточено в руках Н.К.Седлецкого. Кабинет обладает значительным числом препаратов земноводных, изготовленных кадетами под руководством преподавателя и коллекций минералов, собранных во время экскурсий.

Для занятий с микроскопом имеется 3 микроскопа — два из них английских со значительным увеличением.

Общее состояние материальной части класса естествознания вырисовывается в следующих числах: стенных картин 220, чучел разных  16, костяков  15, препаратов в формалине  42, минералов  350 экземпляров.

Естественный кабинет. 1937 г.

Помимо всевозможных экскурсий, кадеты писали рефераты на разнообразные темы, иллюстрируя их чертежами и рисунками л издавая журнал: "В природу". Весь материал класса природоведения был предметом особого внимания посетителей выставок, в которых корпус принимал участие.

 

Класс рисования. За время существования корпуса в Сараево, последние четыре года дали возможность предоставить для рисования постоянный класс. Во все остальное время уроки рисования производились в классах за недостатком помещения и лишь для орнаментов и прочего имущества можно было предоставить небольшой угол в какомлибо помещении учительской комнаты или физическом кабинете и т.п. Но тем не менее, с первого же года обращено внимание на возможно лучшую постановку рисования. Класс был обеспечен всем необходимым. В первые же годы помещения корпуса украсились работами кадет: пером, акварелью и маслинными красками.

Помимо рисования на бумаге и полотне кадетами были раскрашены стены при входе в корпус, на главной лестнице. В Сараево были написаны Московский кремль, памятник Минину и Пожарскому и Богдану Хмельницкому, виды зданий корпусов, вошедших в состав Русского (Киевского и Одесского), как и своего. То же повторено и в Белой Церкви в столовых и на лестнице при входе.

Наряду с рисованием, было обращено внимание на черчение карандашом и тушью. Кадеты снабжались вполне удовлетворительными чертежными принадлежностями, выдаваемыми каждому. В дальнейшей жизни черчение было для многих источником существования.

Все виды графических работ принимали участие на выставках и на их долю выпадало немало лестных отзывов.

Рисовальные пособия значительно пополнились во второе десятилетие существования корпуса; явилась возможность приобрести на местном рынке коллекцию гипсовых орнаментов и фигур, чего раньше нельзя было сделать, и заменить те, которые были случайны и не удовлетворительны.

В настоящее время рисовальные пособия состоят: из 19 моделей деревянных резных, 19 гипсовых моделей частей и фигур человеческого тела, 45 гипсовых орнаментов, 21 геометрического тела и 27 предметов "мертвой природы" (посуда и проч.).

 

Гимнастический зал. В Сараево, несмотря на небольшое сравнительно помещение, все-таки, была выделена комната, как гимнастический зал. Первоначальное оборудование было примитивно и частично получено из местных учебных заведений. Постепенно корпус приобрел свое и в настоящее время имеет почти полный гимнастический городок: три наклонных лестницы, два шеста вертикальных, два каната, турник, кольца с американским механизмом, трамплины, 3 кожаных подушки, коня, козла, лук металлический, копья для метания, ядро и другие приборы, необходимые для гимнастики, легкой атлетики и игр (отбойка, городки, крокет, ходули и проч.).

 

Хор певчих. По прибытии в Сараево, создание хора было одной из существенных нужд. Вскоре был приглашен, как учитель пения и регент хора, Ф. С. Стефанович.

XI —XV выпуски (VII - IV классы) с призами по окончании состязания в пении. 1931 г.

 

До получения оркестра из Сибирского корпуса, пение поглощало все внимание кадет и было одним из любимых ими развлечений. Хор корпуса очень ценили в Сараево, знатоки отдавали ему внимание, приходя специально слушать его пение в местном православном соборе. Его выступления на концертах и вечерах, устраиваемых корпусом, вызывали общее одобрение. Кадеты имели право петь в садике возле корпуса, и когда Король Александр бывал в Сараево, то проезжал не раз мимо садика, чтобы послушать пение кадет, о чем и делился с директором корпуса.

Хор корпуса обычно пел на славе военного госпиталя, на славе представителя местного общества г. Г. Ефтановича и на второй день Пасхи в старой сербской церкви. С переходом корпуса в Белую Церковь для поддержания пения с 1930 года введено состязание в пении между классами на переходящие призы: для трех старших классов — Российский Императорский герб с миноносца "Могучий”, для средних классов III—V кл. бюст Императора Николая II (с 1939 г.) и для младших классов I—II кл. чугунная фигура стрелка в положении "с колена”, называющаяся "Сережа Бухвостов” в честь, первого русского солдата.

 

Оркестр. С получением инструментов и организацией оркестра, значительная часть интереса кадет от пения перешла к оркестру.

Окестр медный (военный) состоит из 28—30 инструментов. Полученные инструменты от Сибирскаго корпуса были очень стары и были дважды пополнены при соединении корпусов, сначала с Крымским, а затем с Донским. В жизни корпуса, в его представительстве вне корпуса, оркестру принадлежит очень видное место, как в Белой Церкви, так и в Сараеве. Целый ряд организаций обращается с просьбой об участии корпуса в их выступлениях и, в частности, кадетскаго оркестра.

В среднем, в году, оркестр имеет до двадцати выступлений, принимая участие в концертах, шествиях и "академиях”, устраиваемых по разным случаям теми или другими организациями.

 

Духовой оркестр. 1929 г. Духовой оркестр. 1938 г.

 

На ряду с духовым оркестром, существует и балалаечный. Он был куплен в 1924 г., до получения оркестра Сибирского корпуса, как более простой и доступный в обучении, содержании и в приобретении.

Жизнь его проходит неровно; то она загоралась и давала блеск, то вновь умирала, в зависимости от наличия в среде адет любителя, способного к этого рода музыке. Одним из блестящих музыкантов был Л. Буйневич (IV вып.), пользовавшийся популярностью и после окончания корпуса.

"Песня ямщика", исполненная на вечере IX выпуска кад. В. Болдыревым под аккомпанемент великорусского оркестра,
которым управлял кад. IV вып. Л. Буйневич. Тройка нарисована кад. X вып. В. Нащокиным. 1929 г.

 

В первый же год существования корпуса, после Лемносской эвакуации, удалось найти в вагоне беженского эшелона пианино и получить его для корпуса от правительственного уполномоченного С.Н.Палеолога. Пианино это было первоначально единственным музыкальным инструментом. До настоящего времени оно служит для уроков музыки лишь в присутствии преподавательницы. Пианино это обращает на себя внимание тем, что оно из Петербурга, побывало на Лемносе и вот уже почти двадцать лет служит корпусу, не потерявши своих хороших качеств.

Уроки музыки на пианино давались за особую плату по желанию родителей. Обучалась всегда небольшая группа кадет. Первоначально корпус платил из своих средств за эти уроки.  

До 1938/9 учебного года учительницей музыки была А.А.Левитская, а с этого года Е.В.Говорова.

 

Библиотеки. Раньше устройства кабинетов пришлось сосредоточить все внимание на приобретении книг, на их розыск во всех странах, где только можно было достать русскую книгу, как литературную, так и учебную. В первые же дни пребывания в Сараево была куплена пачка старых русских "толстых" журналов: "Вестник Европы", "Исторический Вестник", "Русская Старина". В Сараево много было семей руссофилов, дам — воспитанниц Русского института в Цетинье. От одной из них была куплена целая библиотека из журнала "Нивы" со всеми приложениями за 10 - 12 лет.

В основе библиотеки лежит покупка книг из ликвидированного склада Сытина в гор. Софии. Покупались и присылались книги из разных стран и государств: из Америки, Манджурии, Китая, не говоря уже о государствах Европы и наших лимитрофах. Из последних и была получена главная масса книг. Если в первую зиму все книги с разными подразделениями помещались в одном шкапу с канцелярией и в массе являлись детскими рассказами, которыми увлекались и взрослые кадеты, то в короткое время библиотека разрослась. Первым библиотекарем кадетской библиотеки был капитан М.А.Левитский. По передаче книг для чтения в ротные библиотеки, библиотекарем преподавательской библиотеки "фундаментальной", характера научно-учебного, как пособия для преподавателей, были В. С. Левитский и сменивший его в 1922 году генерал-майор П. Ф. Старк.

С 1921 года библиотека делится на фундаментальную, три ротных, лазаретную, воспитательного чтения и склад учебных пособий.

В них состоит книг:

Библиотека роты Его Высочества - 847 книг, во 2-й роте (III—V кл.) - 826, в 3-й (I — II кл.) - 709, в лазаретной - 277, воспитат. чтения до 100 книг.

Фундаментальная библиотека делится на отделы со следующим количеством книг:

Отдел

Тематика

К-во книг

I

Закон Божий

195

II

Педагогика, философия, психология

99

III

Русский язык

1201

IV

Французский язык

70

V

Сербскохорватский язык

118

VI

Немецкий, английский и латинский

82

VII

История

535

VIII

География, этнология и геология

199

IX

Математика и астрономия

255

Отдел

Тематика

К-во книг

X

Физика, химия и технология

144

XI

Зоология, ботаника и минералогия

131

XII

Анатомия, физиология, медицина и гигиена

52

XIII

Администрация и законоведение

80

XIV

Искусства и ремесла

79

XV

Справочники, альбомы и словари

169

XVI

Периодическия издания

591

XVII

Смесь

190

XVIII

Сценический

70

Всего 4260 кн.

 

Кроме того, для чтения кадет есть библиотеки французского языка - 500 кн., немецкого - 348 и сербского - 578 кн., находящиеся в ведении преподавателя соответствующего языка.

 

Склад учебных пособий в настоящее время насчитывает до 8000 экземпляров учебников по предметам корпусной программы. Учебник выдается обычно один на двух кадет. 

Склад имеет полуторный комплект учебников с тем, чтобы за зиму произвести в своей мастерской чинку большей части учебников.

Склад имеет отдел русской классической литературы в составе тех образцов, которые проходят учащиеся по программе, и в количестве, достаточном для выдачи в классы, как учебник, т.е. приблизительно одна книга на двух.

Кроме того склад имеет большой набор карт и картин в красках по географии и истории. По истории 27 карт и 57 картин и по географии 92 карты и 48 картин. Почти все карты наклеены на полотно и с палками.

Стенной атлас по древней истории был выписан, как и карты по географии России, из Лейпцига от фирмы Келлер.

Значительное число карт по истории России и нового века сделаны самими кадетами путем увеличения при срисовке с атласа.

Вся отчетность по книгам и пособиям сосредоточена у библиотекаря, которым с 1932 года состоит А. И. Котек; до него состоял помощником инспектора классов, а позднее библиотекарем Н. Я. Навроцкий.

 

Читальная комната. С устройством ротных библиотек совпало и устройство в Сараево читальной комнаты для IV— VII кл. Комната примыкала к залу и во время богослужений служила притвором церкви, расставляемой в зале. Читальная была снабжена необходимою мебелью, газетами, журналами и небольшими книгами, большею частью с иллюстрациями. Кроме того, в ней было большое количество настольных игр, главным образом, шахматы. Для организуемых турниров пользовались прилегающим залом, куда вносили столики, бывшие раньше в классах. Стены читальной были обшиты деревянной панелью, которая служила для прикалывания различных объявлений и вырезок из газет — "стенной газеты". Позднее с созданием кружков, вся панель была разделена на участки, для каждого кружка был свой.

На стенах читальной комнаты были сделаны надписи, на каждой стене по одной:

"Учись выражать долгие думы в коротких речах".

"Слово — дар Божий, с ним надо обращаться честно".

"В умной беседе ума набраться, в глупой — свой растерять".

"Если тебя спасли молитвы в минуты отчаяния и сознания бессилия, вспомни их в дни покоя и неверия".

С переходом в Белую Церковь, читальная комната, как отдельное помещение, существует только лишь в роте Его Высочества, сохраняя тот же характер.

Вырезки, составляющие стенную газету, собираются, и все, что относится к корпусу, где упоминается его имя, вклеивается в альбом вырезок, представляющий большой интерес, как неоспоримый документ жизни корпуса, отношения к нему местного общества и его участия в окружающей жизни. Альбом газетных вырезок состоит в настоящее время из семи книг, хранящихся в музее корпуса.

 

С переходом в Белую Церковь, корпус обогатился приобретением на средства, отпущенные Державной Комиссией, эпидиаскопа, очень хорошего радио в 6 ламп и граммофона с пластинками лучших наших музыкальных сил. Число пластинок в настоящее время доходит почти до 200 двусторонних.

Как эпидиаскоп, так равно граммофон, радио, оркестры, библиотека в ее целом и ноты давали возможность устройства ряда очень интересных докладов, вечеров и концертов, способствовавших воспитанию кадет в национально  патриотическом духе, знакомя их с незнаемой ими Родиной и с неисчерпаемым богатством ее культуры и национального творчества.

Хранящиеся в музее корпуса программы всех вечеров, концертов и пр. свидетельствуют о том, как с небольшими средствами корпус стремился выполнить не только формально, но и по существу свою ответственную задачу. В этом отношении ему большую помощь оказывали приезжающие лекторы, число которых увеличилось с переходом корпуса в Белую Церковь. Список таких лекторов, для сведения всех кадет, помещен на кафедре в зале и виден из хроники корпуса за 20 лет его существования в Югославии.

 

Типография корпуса. В 1925 году, помимо имевшегося спирографа, корпус приобрел "опалограф" — искусственный литографский камень с принадлежностью. Первоначально, под руководством инспектора классов, кадеты обучались работе на этом камне. В первый же год на нем были напечатаны на весь состав корпуса аттестационные тетради с запасом на ряд следующих лет (до 1929 г.). Кроме того, печатались записки по некоторым предметам, программы почти всех вечеров, бывших в корпусе, что дало возможность сохранить их до настоящего времени, и много других литографских раз т выполняли кадеты.

 

Ряд кадет работал на опалографе и помогал в то же время по другим отраслям в работе в учебной части. Среди них: Соколов Георгий XI в., Евгений Неверовский и Олферьев Павел XIV в., Плотников Борис XVIII и Иванов Дмитрий XIX выпусков.