Тбилисское Нахимовское военно-морское училище

1944-1957

 

 

Валентин Владимирович Максимов, выпускник ТНВМУ 1952 г/

Из книги «Суворовцы и нахимовцы навсегда»

 

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. явилась для Советского Союза апокалипсическим испытанием на жизнь и смерть. Россия в очередной раз выстояла и победила! Дорогой ценой достался триумф. Одним из тяжелейших последствий войны было появление большого количества детей-сирот. Заботясь о детях и оценивая перспективу, руководители страны приняли решение создать специализированные военные учебные заведения для детей: нахимовские военно-морские и суворовские военные училища. К моменту публикации решения значительная часть территории страны еще была оккупирована, еще шла смертельная война. Освобожденные районы были разрушены. Страна в неимоверном напряжении изыскивала средства для обеспечения побед на фронтах. Тем значительнее историческое значение принятого решения и его быстрого и качественного претворения в жизнь.

Необходимо отметить, что в системе Военно-Морских Сил уже существовала концепция организации подготовки и обучения различных категорий личного состава ВМС (ВМФ) - матросов и старшин, мичманов и офицеров, командно-штабных кадров в лице старших офицеров и адмиралов. Нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов, в соответствии с этой концепцией и опираясь на Решение СНК и ЦК ВКП(б) «О неотложных мероприятиях по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецких оккупантов», по представлению начальника Военно-морских учебных заведения (ВМУЗ) контр-адмирала С.С.Рамишвили с одобрения Правительства СССР, принял решение о создании в системе ВМУЗ еще одного типа военно-морских училищ. Им присвоили имя легендарного флотоводца русского флота адмирала Павла Степановича Нахимова. Под этим героическим именем нахимовские военно-морские училища открыли новую славную страницу в истории подготовки государственных служилых людей!

 

Здание Тблисского нахимовского училища на ул. Камо в г. Тбилиси, 1948 г. (фотография предоставлена Константином Чикваидзе)

 

Приказ наркома ВМФ от 16 октября 1943 г. за № 0785 «Об организации НВМУ» предусматривал сформировать к 1 января 1944 г. в Тбилиси НВМУ численностью 600 воспитанников со сроком обучения 8 лет. Цель обучения - подготовка мальчиков к поступлению в высшие военно-морские училища и последующей военно-морской службе в офицерском звании. В училище было решено принимать мальчиков с 10-летнего возраста с образованием не ниже 2 классов средней школы.

28 октября 1943 г. в Тбилиси прибыли заместитель начальника ВМУЗ генерал-майор А.Н.Татаринов и помощник начальника ВМУЗ по учебной части капитан 1 ранга Н.Г.Изачик с письмом наркома ВМФ. Уже 13 декабря 1943 г. было принято Постановление СНК и ЦК ВКБ(б) Грузии о передаче нахимовскому училищу комплекса зданий и помещений бывшей 2-й средней школы. В годы войны здесь функционировал военно-морской госпиталь № 40.

1 января 1944 г. училище приказом начальника ВМУЗ ВМФ получило официальное наименование Тбилисское нахимовское военно-морское училище.

1 апреля 1945 г. помощник начальника ВМУЗ ВМФ генерал-майор А. И. Татаринов вручил училищу Красное Знамя военно-морской части ВМФ СССР.

 

Помощник начальника ВМУЗ ВМФ генерал-майор А. И. Татаринов вручает

Тбилисскому НВМУ Красное Знамя военно-морской части ВМФ СССР, 1 апреля 1945 г.

 

За этими несколькими сухими строчками скрывается напряженная организационная работа коллектива людей, которые глубоко прониклись идеей спасения страдающих :т войны мальчишек, объединив ее с патриотической государственной идеей подготовка кадров профессиональных военных моряков. Работа велась одновременно по всем направлениям — подготовка материально-технической базы досоздаваемой воинской части; формирование кадров для всех служб училища — строевой части, учебного отдела, снабжения и тыла, медицинской службы; особое внимание уделялось формированию преподавательского и воспитательного состав.

Одновременно проводилась тщательная работа по набору контингента воспитанников. Появилась первая возможность защитить детей от ужасов войны — по всем войсковым частям армии и флота развернулась работа для откомандирования, на учебу прежде всего тех, кто был официально или неофициально приписан к военным учреждениям. Военкоматы страны подбирали кандидатов на учебу из осиротевших в войну детей. Порой кандидаты были полными сиротами, либо из родных имевшими только бабушек или дедушек. Состав кандидатов на обучение был очень «разношерстным»: случалось, дети были из очень глухой глубинки, не видевшие никогда городского транспорта — Ваня Колбин, Сережа Сырчин, а Петя Зайцев смотрел на городской телефон-автомат как на чудо из чудес! Мало кто до училища бывал в театрах, да и кино видели очень немногие!

 

Будущие воспитанники Тбилисского нахимовского училища

 

Наименьшим учебным подразделением был класс (взвод) численностью в 25 воспитанников. И первоначально очень многие взводы младших классов состояли, в основном, из 12-14-летних мальчишек, независимо от ступени обучения — это было прямое следствие войны: кто-то учился, а кто-то был в составе воевавших частей. В каждом взводе был офицер-воспитатель и помощник офицера-воспитателя (мичман или старшина срочной или сверхсрочной службы).

Среди набора первонахимовцев был целый ряд детей, имевших заслуженные боевые награды за проявленную доблесть и отвагу в бою. Вася Осадчий имел три боевых награды, Боря Сафонов — две медали, Слава Петров (на фото - Станислав Павлович Петров вып. ТНВМУ 1949 г.), награжденный двумя боевыми медалями, был знаменосцем училища на парадах в первые годы. Были и другие мальчишки, гордо носившие на груди боевые награды.

Практическая работа по созданию первого нахимовского училища в Тбилиси широко развернулась сразу же после объявления приказа наркома ВМФ СССР. 13 декабря 1943 г. прибыл к месту службы первый назначенный начальник училища контр-адмирал Владимир Юльевич Рыбалтовский. Потомственный моряк, окончивший еще в 1910 г. Морской корпус, грамотный офицер, образованнейший человек высоких душевных качеств, сумев подобрать группу надежных помощников, обеспечил эффективную реализацию всех организационных мероприятий. С большой теплотой о нем вспоминает выпускник ТНВМУ Юрий Леонидович Коршунов:

«Новый 1944 г. встречали в актовом зале с елкой. Начальник училища контр-адмирал В. Ю. Рыбалтовский вручал каждому подарок — пакет со сластями: американский шоколад, печенье, конфеты и мандарины. Таких вещей я не видел давно и решил часть съесть, а часть оставить на потом. Утром, достав пакет из-под подушки, обнаружил в нем далеко не столь приятные вещи. Впрочем, первое время бывало и похлеще...

Несомненно, главным источником заботы о нас являлся В. Ю. Рыбалтовский. Его квартира располагалась при училище, и был он с нами практически все 24 часа. Высокий, представительный, с добрым, умным, я бы сказал даже породистым, лицом Владимир Юльевич являлся душой и сердцем училища. Фамилия Рыбалтовских исконно морская. Русскому флоту она дала не одно поколение моряков. Увы, в 1917 г. Рыбалтовские оказались по разные стороны баррикад. Владимир Юльевич принял новую власть и всю свою жизнь отдал советскому флоту. Приспосабливаться к новой жизни, наверное, было нелегко. Мама вспоминала, как Надежда Евгеньевна, жена В.   Ю. Рыбалтовского, рассказывала, что однажды муж попросил ее поджарить макароны. Положив на сковородку неотваренные макароны, она долго ждала, когда они станут мягкими. Потом ей многое пришлось узнать и многому научиться, смеясь, вспоминала она. Доброта была свойственна не только Владимиру Юльевичу, но и его жене. Воспитанники младшей роты часто бывали их гостями. Зная меня по дому на улице Чапыгина, Надежда Евгеньевна приглашала и меня, но я стеснялся.

В общем, начальника училища мы любили, пожалуй, даже обожали. Это было несколько странно, ведь обычно любят доброго, заботливого старшину, справедливого, разумного офицера-воспитателя, Даже командира роты, с которыми сталкиваются постоянно. Но чтобы обожали начальника училища — такое случается редко. Между тем именно так и было. В конце 1944 г. В. Ю. Рыбалтовский получил новое назначение — должность начальника училища им. М. И. Фрунзе. Предстоял отъезд в Ленинград. Училище приуныло. Но самое невероятное произошло в день отъезда. Поезд уходил поздно вечером, и по ротам пошел шепоток: «Проводим». Почти все училище, старшие и младшие, через ворота и щели в заборе ринулось на вокзал. Остановить созревшее решение было невозможно. Перед вагоном на платформе собрались почти все нахимовцы. Естественно, привокзальные клумбы остались без цветов. Еще помню, что мы ревели навзрыд, по-детски, размазывая слезы по щекам. Плакала Надежда Евгеньевна, да и сам всегда выдержанный В. Ю. Рыбалтовский украдкой смахивал слезу. В училище мы возвращались уже строем, под командой офицеров. Шли осиротевшие».

 

Начальником учебного отдела был назначен капитан-лейтенант С.Г.Таршин. К 1 декабря 1943 г. был укомплектован вольнонаемный состав училища.

Несмотря на сложную обстановку на фронтах, страна изыскала ресурсы, чтобы обеспечить всем необходимым обмундированием нужных размеров весь контингент училища. Многое просто пришлось шить заново по детским меркам. Нормы довольствия воспитанникам были установлены по образцу подводников.

К установленному сроку все это было обеспечено и сосредоточено на складах училища. Прибывающие кандидаты направлялись поначалу в Кобулети и первый лагерь в с. Кикеты (около курорта Сурами), где получали первые уроки морской этики и воинских правил поведения в различных условиях жизни — училище было закрытой воинской частью со всеми вытекающими обстоятельствами. Мальчиков приучали правильно носить флотскую форму, аккуратно укладывать на ночь, самостоятельно и всегда чистить обувь, обучали приемам личной гигиены, сбережению обмундирования, правилам и нормам воинского общежития и взаимного уважения воспитанников и старших начальников. Здесь начинали обретать навыки уставной жизни и несения служебных нарядов. Это было все то, что входит в курс молодого краснофлотца и что обеспечивает нормальное функционирование военно-морской части. Здесь же начинала зарождаться любовь к морской форме и гордость за принадлежность к славному Военно-Морскому Флоту!

На фото нахимовцы ТНВМУ в летней форме

 

Построение во дворе тбилисского воспитанников НВМУ, 1947 г.

Все усилия были направлены на то, чтобы выполнить главную задачу — с 1 января 1944 г. начать нормальный учебный процесс. И к этому времени были созданы и укомплектованы воспитанниками, офицерами и помощниками офицеров первые пять классов: 231-й, 241-й, 251-й, 311-й и 321-й классы. А к 10 января — еще 9 классов: 232-й, 233-й, 242-й, 243-й, 252-й, 301-й, 322-й и 323-й. Начался полномасштабный учебный процесс. По большому счету, задача организации была выполнена, хотяеще длительное время в жизнь претворялись разные мероприятия, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование учебного процесса. С этого же момента начались и регулярные строевые занятия в составе взводов и рот, а позже и в составе училища. Именно такие занятия придают таким образованиям настоящий воинский вид — организованное и красивое движение, четкое исполнение команд, образцовый и безукоризненный внешний вид. Обучение этим премудростям проводили начальники всех ступеней и рангов. Все это неотъемлемая часть воинской дисциплины. И воспитанники усердно этим занимались, хотя, конечно, достаточно большому количеству мальчишек это не так уж и нравилось.

 

С июня 1944 г. училище возглавил капитан 1 ранга Игорь Иванович Алексеев.

 

На фотографии (слева-направо):

Кулешов Алексей Ильич - заместитель начальника училища по политчасти (1943-46),

Алексеев Игорь Иванович - начальник училища (1944-50),

Таршин Сергей Григорьевич -  заместитель начальника  училища по учебно-строевой части (1946-51, в 1960-61 заместитель начальника ЛенНВМУ),

Свебило - начальник санчасти

 

С апреля 1950 г. начальником ТНВМУ стал капитан 1 ранга Георгий Иванович Гаврилин, а с января 1953 г. по сентябрь 1955 г. — контр-адмирал Николай Дмитриевич Новиков.

 

Из боевых частей ВМФ в училище отбирались опытные, грамотные, заслуженные офицеры, мичмана и старшины на должности офицеров-воспитателей и помощников офицеров-воспитателей. Перед ними стояли архитрудные задачи: отогреть мальчишечьи сердца, хлебнувшие военного горя и нечеловеческих лишений в самой ужасной войне человечества, заменить им потерянных родных, зажечь стремление все преодолеть и стать на святой путь служения Родине в самом непосредственном смысле. А чего стоит сверхзадача воспитания Настоящего Человека!? И при всем при этом успеть дать мальчишкам то, что безжалостно отняла война — ощущение любви и заботы честных, добрых и близких людей! Среди первых были Евгений Павлович Коротков, Евгений Васильевич Брусникин, Дмитрий Васильевич Комаров, Николай Филиппович Ченчик, Евгений Федорович Панин, Борис Владимирович Шайхетов, Василий Степанович Матяш, помощники офицеров мичмана и старшины Юрий Иванович Павлов, Николай Павлович Халбаев, Леонид Васильевич Щедеркин, Александр Александрович Долидзе, Михаил Акимович Салунин, Сергей Сергеевич Сергеев, и другие.

То, что воспитательский состав всех уровней и рангов блестяще справился с трудными и многочисленными задачами — и справился блестяще по самым высоким меркам! — говорит тот факт, что часть офицерского корпуса ВМФ, носящая на груди нахимовский знак, всегда возглавляет списки Героев, занимает ведущие командные и управленческие должности. Их имена неизменно среди тех, кто первыми торит дороги и в освоении новой техники и образцов оружия, и в освоении новых горизонтов службы во славу Флота Родины. Много их и среди тех, кто, не задумываясь, совершал подвиги, служа по чести, совести и правде!

 

Первые воспитатели Тбилисского НВМУ, 1944 г

 

Очень тщательно отбирался преподавательский состав. Программа обучения в училище была шире, чем в обычной средней школе. Учебными предметами были утверждены: русский язык и литература, математика в различных ее направлениях, естествознание (ботаника и зоология), физика, химия (в т. ч. в старших классах — органическая химия), история, география, астрономия, иностранные языки (именно во множественном числе — был период, когда одновременно преподавались английский (какой моряк без него?), французский (понятно, «куртуазный» язык) и немецкий (какой военный без оного?), черчение, физическая подготовка (не физкультура!), основы военно-морского дела, общевойсковая подготовка, рисование, пение и музыка, танцы. По каждой из учебных дисциплин был подобран коллектив педагогов-фанатов в лучшем смысле слова. На каждом учебном цикле были педагоги-звезды, на некоторых же циклах блистали целые созвездия! С самого начала очень сильным был состав цикла математики и физики — Николай Иванович Мишин, Елена Анатольевна Берг, Андрей Константинович Гамазов, Михаил Александрович Шкабич, Левон Николаевич Мартиросян, Израиль Павлович Келье, Лазарь Аронович Штейнберг; традиционно блестяще был укомплектован цикл русского языка и литературы — Татьяна Валентиновна Делюкина, Ольга Федоровна Грицак, Сусанна Вартановна Бурунсузян, Маргарита Михайловна Шахназарова, Ж. И. Нинбург; блестяще вела уроки истории Мария Давыдовна Хачапуридзе, Дионисий Парамонович Бойко; на других циклах были не менее сильные преподаватели — Григорий Михайлович Лебединский, Минни Израидевна Бродская, Валентина Александровна Дзагания (Носенко), Карл Эмильевич Кшонзер. Особо выделялся Леонид Николаевич Потапов — человек недюжинной эрудиции, влюбленный в историю и природу Грузии, талантливый учитель рисования, он был всеобщим любимцем нахимовцев.

Урок географии Экзамен

И преподавательский состав, несмотря на неописуемые трудности периода войны и послевоенного восстановления, справился со всеми задачами обучения выше всяких похвал. Свидетельством тому являются, во-первых, то, что в каждом выпуске было множество медалистов — от 7 до 27 человек на выпуск! Во-вторых, на жизненном пути многие стали учеными, конструкторами, преподавателями вузов с учеными званиями и степенями. Целый ряд выпускников училища награждены государственными премиями и орденами. Те же, кто прошел полную дорогу по военной службе, стали либо блестящими командирами современных боевых кораблей и выросли в опытных военачальников, получивших высокие командные должности, либо стали на флотах флагманскими специалистами разных степеней, чьи достижения также отмечены страной. И особо следует сказать: заслуги преподавателей значимо подчеркиваются тем, что их имена запечатлелись в памяти буквально каждого нахимовца. В мемуарах практически любого и каждого из выпускников Тбилисского училища вы увидите имена этих педагогов!

 

Не меньшее значение придавалось укреплению здоровья и совершенствованию их физической выносливости. С первых дней пребывания все приучались к ежедневной утренней физической зарядке — исключений не было! Подъем, короткий утренний туалет и — зарядка. Суточный наряд отслеживал погодные условия и устанавливал форму одежды на зарядку — как правило, это трусы и голый торс, в непогоду — брюки, тельняшка. Зарядка отменялась лишь в сильную непогоду и по праздничным дням — надо было успевать готовиться к построениям по Большому сбору. Хотя зарядкой руководили обычно старшины — в составе роты, очень часто проводились общеучилищные зарядки под руководством специалистов цикла физподготовки и в сопровождении духового оркестра училища. Майоры Семенов, Г. В. Кружков, С.   Н. Зиновьев, капитаны Е. Т. Венков, И. М. Макаров, старший лейтенант В. А. Максимов и другие были руководителями таких зарядок.

Занятия на шлюпках в летнем лагере в Фальшивом Геленджике, 1950 г.

Особое внимание уделялось физической выносливости в летних лагерях. 11 мая 1948 г. на Черном море в местечке Фальшивый Геленджик (ныне Дивноморск под Геленджиком) был организован летний лагерь Тбилисского НВМУ. Первым начальником лагеря был капитан Бользин, а первым командиром лагерного сбора — старший лейтенант Н. Ф. Ченчик. Цикл физподготовки использовал этот период для закаливания — ежедневные купания в море, совершенствование выносливости и спортивного мастерства. Проводились различные соревнования по спортивным играм, кроссы, товарищеские встречи с командами воинских частей, расположенных поблизости. Но, конечно же, основной упор в лагере делался на закреплении и совершенствовании навыков по военно-морской подготовке, которые прививались в классах весь учебный год. Львиная доля времени отдавалась практическим занятиям шлюпкой — гребле и парусу, при этом с усвоением материала нахимовцам предлагалось — конечно, под руководством офицеров и старшин — учиться самостоятельно управлять шлюпкой и ее командой, порой в довольно свежий ветер.

Флажный семафор и азбука Морзе, боцманское дело — во всех проявлениях, от просто узлов и соединения концов до сложных изделий — огонов, кранцев, матов и т. п. — все это обязан был делать каждый. А чтобы еще научить красивой боцманской работе, устраивались разные конкурсы, соревнования, выставки с развитой системой поощрения отличившихся. Капитан 1 ранга Н. Кедров (1944-1949), подполковника. И. Воробьев (1943-1945), капитан 2 ранга В. И. Чураков (1945-1950), капитан 2 ранга Л. М. Довбня (1950-1955), капитан 3 ранга В. Ф. Докукин (1950- 1955), капитан 3 ранга Н. М. Короткий (1952-1955), боцман кабинета военно-морского дела старшина 2 статьи Беляев — вот славные имена тех, кто научил мальчишек стать настоящими моряками. Разве они не справились со своими задачами превосходно?

Полковник Владимир Герасимович Бигвава в трудной обстановке сумел решить задачи организации медицинского контроля здоровья воспитанников, и весь коллектив санчасти училища напряженно работал по укреплению и профилактике здоровья всего коллектива училища.

 

Повседневный комплекс мер привития культуры детям войны был многообразен. От правил пользования салфеткой и столовыми приборами, норм этикета, правильной и образной речи до вполне глубокого знакомств с сокровищами культуры — музыки, живописи, музейными фондами Грузии. Посещения театров Тбилиси — от ТЮЗа до Академического театра оперы и балета им. 3. Палиашвили — были регулярными и постоянными во все годы обучения. Нахимовцам показывали и мировую классику, и грузинскую, например, балет «Горда» по историческим мотивам. С музыкой знакомили на уроках и в театрах. На уроках учили рисовать, а в музеях показывали творения художников. Видимо, неспроста многие нахимовцы в зрелые годы отдавали свой досуг живописи и личным выставкам. Леонид Николаевич Потапов так много сил и своего педагогического таланта отдал мальчишкам, что они всю жизнь, будучи специалистами суровой мужской профессии — защищать Родину, не расставались с мольбертом и кистями.

 

Подготовка художественной самодеятельности, танцует Осадчий Василий

 

Преподаватели Михаил Давыдович Мирзоян, его партнер и коллега Маргарита Константиновна Ионисиани, Сурен Григорьевич Горский, незабываемая «божий одуванчик» Софья Львовна (музыкальное сопровождение) — вот тот маленький коллектив учителей, кто из деревенских увальней и нескладных мальчишек делал блестящих кавалеров, владеющих и бальными и современными танцами. Нахимовцы и их не забыли. Так самозабвенно эти педагоги отдавались работе с нахимовцами.

В истории нахимовских училищ был и такой факт. Как описано в рукописном журнале «Нахимовец» за № 11 от 1959 г. (журнал регулярно создавался в ЛНВМУ), 23 июня 1944 г. был издан приказ наркома ВМФ Союза ССР о формировании Ленинградского нахимовского училища с пятилетним сроком обучения по программе средней школы. Но уже за несколько дней до объявления приказа в Ленинград прибыла оперативная группа в составе 7 офицеров и 4 старшин из Тбилисского НВМУ. Одновременно прибыл в Ленинград и будущий начальник вновь создаваемого училища капитан 1 ранга Н. Г. Изачик для развертывания практических мероприятий по созданию Ленинградского НВМУ. Он длительное время изучал опыт работы по созданию Тбилисского училища. Прибывшая группа была размещена в училищном доме им. Петра Первого. Именно в этом здании вскоре было создано Ленинградское НВМУ! 21 июня 1944 г. для проведения подготовительных работ к ремонту выделенного здания прибыли 43 воспитанника Тбилисского училища и вольнонаемный состав. 22 июня 1944 г. начались самые первые работы и приборка в здании. Началась уборка мусора, разборка ДОТов и других огневых точек и заградительных сооружений в здании, оставшихся со времен блокады города. 30 июня начались ремонтно-восстановительные работы в здании. В них активное участие принимали и тбилисские воспитанники. 26 июня 1944 г. на Карельский перешеек была направлена группа офицеров для изыскания места для нахимовского лагеря и подсобного хозяйства. В составе группы были и приехавшие из Тбилиси. 31 июля 1944 г. земельный участок был выделен, и уже целая рабочая группа офицеров, старшин и воспитанников (с привлечением тбилисцев) была отправлена на полученный участок для создания лагеря и подсобного хозяйства. 19 августа 1944 г. рота воспитанников старших классов Тбилисского НВМУ была передана в Ленинградское НВМУ для зачисления воспитанниками ЛНВМУ (8-й класс средней школы). Вот так с самого начала тесно переплелись судьбы ленинградских и тбилисских нахимовцев и училищ!

 

Ветераны-нахимовцы на юбилее образования НВМУ в 2004 г.

Первый (нижний) ряд слева направо:

капитан 1 ранга Виктор Артемьевич Коваленко (Рж-ТбНВМУ-1956), генерал-лейтенант Владимир Окропирович Чиковани (Тб-РжНВМУ-1956), контр-адмирал Станислав Павлович Петров (ТбНВМУ-1949), вице-адмирал Рий Анатольевич Кайсин (Рж-ТбНВМУ-1957), Станислав Семенович Иващенко (Тб-РжНВМУ-1957) капитан 1 ранга Алексей Иванович Палитаев (Тб-РжНВМУ-1957).

Второй ряд:

Герой Советского Союза капитан 1 ранга Юрий Петрович Филипьев (ТбНВМУ-1952),..., Эдуард Станиславович Маляровский (Тб-РжНВМУ-1957), Гиви Васильевич Гивишвили (Тб-РжНВМУ-1957), Сулико Евгеньевич Чуткерашвили (Тб-Рж НВМУ-1957),

Третий ряд (верхний):

Вольфганг Гилярович Нуркас (Рж-Тб НВМУ-1957), капитан 1 ранга Владимир Сергеевич Корчагин (Тб-РжНВМУ-1957), Владислав Михайлович Лепков (Рж-Тб НВМУ-1957).

 

Директивой Главкома ВМФ № 1065 от 10 сентября 1955 г. Тбилисское нахимовское училище было расформировано. Этим же решением оставшиеся роты (9-й и 10-й классы) общей численностью 315 человек были переведены во 2-е ВВМУПП в Ригу. Училищем до 1956 г. командовал контр-адмирал К. А. Безпальчев, а позже — контр-адмирал А. Д. Федоров. Из прибывших было сформировано подготовительное отделение (9-е и 10-е классы). Прибывшим сохранили морскую форму с нахимовскими знаками различия. Часть воспитанников была откомандирована в ЛНВМУ. Знамя ТНВМУ было сдано на хранение в Центральный Военно-Морской музей в Ленинграде.

По-разному сложились судьбы выпускников Тбилисского НВМУ. Однако абсолютное большинство остались в кадрах Военно-Морского Флота до конца службы. Но что еще важнее — практически все гордо пронесли через всю свою жизнь незапятнанную честь государственных служилых людей! Стране есть, кем гордиться! Герои Советского Союза капитан 1 ранга Юрий Петрович Филипьев и капитан 1 ранга Валентин Евгеньевич Соколов. Адмиралы и генералы: Евгений Павлович Горожин, Владимир Петрович Касаткин, Станислав Павлович Петров, Юрий Степанович Пив- нев, Владимир Окропирович Чиковани. Командиры соединения, кораблей и подводных лодок, штурманы, флагманские специалисты: Анатолий Павлович Бойко, Дмитрий Николаевич Косолапов, Владимир Степанович Косоротов, Алексей Иванович Палитаев, Вилен Алексеевич Тушурашвили, Игорь Всеволодовичи Шелютто и многие другие. Лауреаты Ленинской и государственных премий, доктора наук, профессора: Алексей Владимирович Авринский, Владимир Иванович Доронин, Эдуард Гаврилович Карпов, Николай Александрович Кучумов, Владимир Александрович Мелешин, Александр Сергеевич Миляев, Олег Васильевич Порывко, Виктор Григорьевич Харазов, Игорь Федорович Шишкин... Перечень имен длинен, и традиции Славы Флотской бесконечны!

 

 

 

НАЧАЛЬНИКИ ТБИЛИССКОГО НАХИМОВСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА

 

Контр-адмирал Владимир Юльевич Рыбалтовский

(1943-1944)

 

Родился 7 июля (25 июня по ст. ст.) 1899 г. в Петербурге в семье потомственных моряков.

Окончил Морской корпус (1910), Артиллерийские офицерские классы (1917), Военно-морскую академию (1925).

Контр-адмирал (1940), доцент. Служил минным офицером на миноносцах «Разящий» (1910-11) и «Сильный» (1911), ротный командир и вахтенный начальник (1911-12), ревизор (1912-13) учебного судна «Николаев», командир роты Учебно­минного отряда (1913-14), ревизор (1914-17), младший артиллерист (1917) линкора «Петропавловск». Преподаватель в Артиллерийском офицерском классе (1917-18). За участие в Первой мировой войне награжден орденами Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом и Св. Станислава 3-й ст.

 В РККФ с 1918 г. Участник Гражданской войны на Балтийском, Азовском и Чер­ном морях. Участвовал в Ледовом походе Балтийского флота (1918). Артиллерист линкора «Петропавловск» (1918), начальник охраны огненных складов фортов Кронштадтской крепости (1918), флагманский артиллерист 2-й бригады линкоров (1918-1919), комендант форта «Красная Горка» (1919), главный артиллерист штаба Морских сил республики (1919-20) и Морских сил Черного и Азовского морей (1920), начальник штаба Крымского укрепрайона и Севастопольской крепости (1920-21) и Морских сил Черного и Азовского морей (1921-25). Одновременно работал в Главном гидрографическом управлении, был прикомандирован к Пулковской обсерватории, возглавлял отдельный гидрографический отряд Балтийского моря. Заместитель начальника Учебно-строевого управления (1925-30), начальник Спецкурсов командного состава (1930-39) Управления морских сил РККА.

Начальник кафедр военно-морских дисциплин Военно-политической академии им. В. И. Ленина (1939), военно-морской подготовки Высшего инженерно-технического училища ВМФ (1939-41), морской тактики и организации ВВМУ им. М. В. Фрунзе (1941-43), начальник военно-морского цикла Высших военно-политических курсов ВМФ (1943).

Начальник Тбилисского НВМУ (1943-44), Высшего военно-морского училища им. М. В. Фрунзе (1944-47).

С июля 1947 г. в отставке. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й ст., медалью XX лет РККА и другими, именным оружием, орденом «За заслуги перед народом» 2-й ст. Югославии.

Умер 23 августа 1951 г., похоронен в Ленинграде на Серафимовском кладбище.

 

Капитан 1 ранга Игорь Иванович Алексеев

(1944-1950)

Родился в 1897 году в Екатеринбургской области. Воинскую службу начал в 1918 году. Во время Великой Отечественной войны был начальником штаба Каспийской флотилии.

Награжден "Орденом Красного Знамени" (1943), "Орденом Ленина" (1945), "Орденом Отечественной войны" (1945), "Орденом Красного Знамени" (1948), медалью "За оборону Советского Заполярья" (1944), медалью "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

 

Капитан 1 ранга Георгий Иванович Гаврилин

(1950-1952)

Родился 26 ноября 1895 г. в с. Выгозерский Погост Петровско-Ямской волости Повенецкого уезда Олонецкой губернии. Окончил курсы бухгалтеров (1921), военнно-морское училище (1930), ККС Учебного отряда подводного плавания (1932). Служил интендантом штаба дивизиона подводных лодок Морских сил Белого моря (1918-1927), помощником командира плавбазы «Смольный» (1930), подводных лодок «Рысь» (1933), «М-18» (1933-37), «Щ-117» (1937-38). Командир береговой базы (1938-41), военно-морской базы в Комсомольске-на-Амуре (1941-42), отряда (1942-43). Начальник отдела Управления тыла ТОФ (1943), начальник отдела штаба ТОФ (1943-45). Командир УО ТОФ (1945-48), заместитель начальника по оргчасти штаба 5-го ВМФ (1948-50). Начальник ТНВМУ (1950-52). Награжден 6 орденами и медалями.

 

Контр-адмирал Николай Дмитриевич Новиков

 (1952-1955)

Родился 20 октября 1908 г. Окончил Ростовский морской политехникум (1931), Курсы командного состава Учебного отряда подводного плавания им. С. М. Кирова (1935). До призыва в ВМФ — моряк Совторгфлота, штурман дальнего плавания, старший помощник капитана. В ВМФ с 1933 г. Помощник командира ПЛ «Л-4» (1935), дублер командира, командир ПЛ «А-1» (1935-38), командир ПЛ «Д-6» (1938-39), командир 12-го дивизиона ПЛ ЧФ (1939-41), командир 1-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ЧФ. В ходе Великой Отечественной войны — участник 15 боевых походов. С ноября 1945 г. — в распоряжении Управления кадров ВМФ, командир охраны водного района ВМБ Поти (1946-47), по август 1947 г. — в распоряжении командующего ЧФ, исполняющий должность заместителя начальника отдела подводного плавания (1947-48), командир учебного дивизиона (ремонтирующихся) ПЛ ЧФ, командир учебного отряда подводных лодок ЧФ (1948-51), командир 152-й бригады 21-й дивизии ПЛ (1951-52), начальник Тбилисского нахимовского военно-морского училища (1952-55), заместитель начальника 1-го Ленинградского высшего военно-морского училища подводного плавания (1955-56), заместитель начальника Управления кадров ВМФ (1956-65). В запасе с июля 1965 г. Награжден тремя орденами Красного Знамени, Ушакова 2-й ст., Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды и медалями. Умер 4 февраля 1980 г., похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.