Санкт-Петербургский ракетно-артиллерийский кадетский корпус открыт в 1993 году на базе Высшего военного артиллерийского училища
|
Санкт-
Петербургский ракетно-артиллерийский
корпус создан в 1993 году. Он представляет
собой военно-подготовительное
образовательное учреждение, призванное
готовить подрастающее поколение к
поступлению в высшие командно-инженерные
училища ракетных войск и артиллерии
Сухопутных войск и к дальнейшей офицерской
службе. Ракетно-артиллерийский корпус -
продолжатель традиций сформированного в 1807
г. одного из первых военно-учебных
заведений России - Дворянского полка,
преобразованного в 1855 г. в Константиновский
Кадетский корпус впоследствии -
Константиновское артиллерийское училище, а
в последние годы - Санкт-Петербургское
высшее артиллерийское командное училище,
на базе которого создан Кадетский корпус.
Кадетский корпус выполняет следующие
задачи:
1. Дает кадетам среднее общее (полное)
образование, а также военные навыки и
знания, необходимые для успешного обучения
в училищах ракетных войск и артиллерии.
2. Воспитывает кадет в духе патриотизма,
прививает им любовь к военной службе и
чувство гордости за профессию офицера.
3. Формирует общую культуру и
нравственность кадет.
4. Подготавливает кадет физически крепкими
и выносливыми, способными переносить
трудности военной службы.
Формирование корпуса осуществлялось под
непосредственным руководством
командующего ракетными войсками и
артиллерией (РВ и А) Сухопутных войск (СВ).
Были разработаны документы по
планированию учебно-воспитательного
процесса, проведены подбор и
комплектование корпуса командно-преподавательским
составом и кадетами, работы по обустройству
корпуса и созданию нормальных условий для
учебы и быта кадет. 1 сентября 1993 года был
начат первый учебный год. При организации
учебно-воспитательного процесса изучались
материалы по истории кадетских корпусов
России (в том числе присланные из-за рубежа),
по организации обучения и воспитания кадет
в Кадетских корпусах, а также воспитанников
Суворовских и Нахимовских военных училищ.В
настоящее время положения о Кадетских и
Суворовских корпусах находится в стадии
утверждения, поэтому мы руководствуемся
положением 1981 г. о Суворовских военных,
Нахимовском военно-морском и Военно-музыкальном
училищах.Срок обучения в Кадетском корпусе
- 3 года (9 класс - 1 курс, 10 класс - 2 курс, 11
класс -3 курс). Кадеты каждого курса сведены
в две батареи, в батареях по 4 взвода, в
каждом взводе по 25-30 кадет. Каждый взвод
возглавляет офицер-воспитатель, на 2-м и 3-м
курсах назначается заместитель командира
взвода из числа кадет, а на 1-м курсе
обязанности заместителя командира взвода
выполняет помощник офицера-воспитателя (прапорщик).
Обучение кадет по общеобразовательным
предметам ведут преподаватели, отобранные
из школ Санкт-Петербурга и с общенаучных
кафедр Санкт-Петербургского ВАКУ, имеющих
стаж 10-12 лет, любящих свой предмет и детей
Организация учебно-воспитательного процесса в Санкт-Петербургском ракетно-артиллерийском корпусе .И. Корякин, генерал-майор, начальник Ракетно-артиллерийского кадетского корпуса |
Санкт-Петербургский ракетно-артиллерийский корпус создан в 1993 году. Он представляет собой военно-подготовительное образовательное учреждение, призванное готовить подрастающее поколение к поступлению в высшие командно-инженерные училища ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск и к дальнейшей офицерской службе. Ракетно-артиллерийский корпус - продолжатель традиций сформированного в 1807 г. одного из первых военно-учебных заведений России - Дворянского полка, преобразованного в 1855 г. в Константиновский Кадетский корпус (впоследствии - Константиновское артиллерийское училище, а в последние годы - Санкт-Петербургское высшее артиллерийское командное училище, на базе которого создан Кадетский корпус. Кадетский корпус выполняет следующие задачи:
1. Дает кадетам среднее общее (полное) образование, а также военные навыки и знания, необходимые для успешного обучения в училищах ракетных войск и артиллерии.
2. Воспитывает кадет в духе патриотизма, прививает им любовь к военной службе и чувство гордости за профессию офицера.
3. Формирует общую культуру и нравственность кадет.
4. Подготавливает кадет физически крепкими и выносливыми, способными переносить трудности военной службы.
Формирование корпуса осуществлялось под непосредственным руководством командующего ракетными войсками и артиллерией (РВ и А) Сухопутных войск (СВ) генерал-полковника Н.М. Димидюка.
Были разработаны документы по планированию учебно-воспитательного процесса, проведены подбор и комплектование корпуса командно-преподавательским составом и кадетами, работы по обустройству корпуса и созданию нормальных условий для учебы и быта кадет. 1 сентября 1993 года был начат первый учебный год. При организации учебно-воспитательного процесса изучались материалы по истории кадетских корпусов России (в том числе присланные из-за рубежа), по организации обучения и воспитания кадет в Кадетских корпусах, а также воспитанников Суворовских и Нахимовских военных училищ.
В настоящее время положение о Кадетских и Суворовских корпусах находится в стадии утверждения, поэтому мы руководствуемся положением 1981 г. о Суворовских военных, Нахимовском военно-морском и Военно-музыкальном училищах.
Срок обучения в Кадетском корпусе - 3 года (9 класс - 1 курс, 10 класс - 2 курс, 11 класс -3 курс). Кадеты каждого курса сведены в две батареи, в батареях по 4 взвода, в каждом взводе по 25-30 кадет. Каждый взвод возглавляет офицер-воспитатель, на 2-м и 3-м курсах назначается заместитель командира взвода из числа кадет, а на 1-м курсе обязанности заместителя командира взвода выполняет помощник офицера-воспитателя (прапорщик). Обучение кадет по общеобразовательным предметам ведут преподаватели, отобранные из школ Санкт-Петербурга и с общенаучных кафедр Санкт-Петербургского ВАКУ, имеющих стаж 10—12 лет, любящих свой предмет и детей. Коллектив преподавателей каждой дисциплины возглавляет офицер, имеющий соответствующее образование и опыт педагогической работы, в каждом коллективе 2—3 преподавателя.
Занятия по дисциплинам военной подготовки ведут преподаватели цикла военных дисциплин, командиры батарей и офицеры-воспитатели. Распорядок дня кадет установлен в соответствии с требованиями Устава внутренней службы и положения о Суворовских военных училищах (СВУ). Он включает: подъем, утреннюю зарядку и утренний осмотр; по 6 уроков по 45 минут каждый; четырехразовое питание (1-й завтрак, 2-й завтрак, обед и ужин); время для личных потребностей и внеклассной работы; время на приготовление уроков (3 часа); время на воспитательную, культурно-досуговую и спортивно-массовую работу; вечернюю поверку и прогулку; ночной сон (8,5 часов).
Кадеты носят форму одежды, установленную для суворовцев, но на погонах артиллерийская эмблема и буквы "КК".
Корпус находится в подчинении командующего РВ и А. Кроме этого, мы руководствуемся указаниями органов военного образования Минобороны, СВ и округа, а по вопросам общеобразовательной подготовки - Министерства образования РФ и Комитета по образованию мэрии Санкт-Петербурга.
Для обучения в корпус поступают юноши, окончившие 8 классов общеобразовательной школы. Прием проводится на конкурсной основе, кандидаты сдают вступительные экзамены по русскому языку и математике (алгебре), проходят психологическое и окончательное медицинское обследование, проверку физической подготовленности.
В этом [1994-прим.] году на первый курс принято 273 кадета, в том числе:
детей военнослужащих - 60%; |
|
сирот, воспитанников детских домов, детей инвалидов и из многодетных семей - 12%; другие -28%. |
Среди поступивших:
из Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 57%; |
|
из областей Урала, Сибири и Дальнего Востока - 4%; |
|
из других областей России - 32%; |
|
из стран СНГ (дети военнослужащих ВС РФ) - 7%. |
Учебный год в Кадетском корпусе включает два учебных полугодия (с 1 сентября по 30 мая), а на 1-м и 2-м курсах, кроме того, лагерный период, где кадеты проводят стрельбы из личного оружия и артиллерийских систем (1,5 месяца - с 1 июня по 15 июля).
В течение учебного года предусмотрены каникулы: первая неделя ноября, первые две недели января и первая неделя апреля.
Кроме того, в связи с неконкурсным зачислением в корпус школьников из районов со сложной обстановкой, сирот, детей, отцы которых погибли при исполнении служебного долга, детей инвалидов и детей из многодетных семей, имеющих низкую общеобразовательную подготовку директивой Главнокомандующего Сухопутными войсками введены дополнительно к учебному плану 2 часа в неделю индивидуальные консультации.
Подготовка кадет по общеобразовательным предметам гуманитарного и естественно-научного циклов ведется по программам средней общеобразовательной школы, а эстетического цикла (культура, искусство, музыка и танцы) по программам, разработанным преподавателями корпуса,
Учебные предметы |
количество часов в неделю |
||
1 курс | 2 курс | 3 курс | |
Русский язык | 2 | 2 | - |
Литература | 3 | 3 | 5 |
Математика | 5 | 5 | 5 |
Основы информатики и вычислительной техники | 1 | 2 | - |
История | 4 | 3 | 4 |
География | 2 | 1 | - |
Физика и астрономия | 4 | 3 | 5 |
Химия | 3 | 2 | 2 |
Биология | 2 | 1 | 2 |
Иностранный язык | 2 | 2 | 2 |
Культура и искусство | - | 1 | 1 |
Музыка | 1 | 1 | - |
Танцы | 1 | 1 | - |
Физическая подготовка | 2 | 3 | 3 |
Военная подготовка | 2 | 4 | 3 |
Факультативные занятия | 2 | 2 | 4 |
Индивидуальные консультации | 2 | 2 | 2 |
Военная и физическая подготовка кадет проводится по программам, разработанным в корпусе и утвержденным командующим ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск.
Сведения о предметах обучения, включенных в военную подготовку, приведены в таблице
Учебные предметы | Всего часов | 1 курс | 2 курс | 3 курс | |||
нач.подгот. | уч.пол. | лагерь | уч.пол. | лагерь | |||
Тактика | 92 | 7 | 40 | 8 | 36 | ||
Стрельба артиллерии | 92 | 6 | 42 | 9 | 30 | 5 | |
Ракетно-артиллерийское вооружение | 30 | 2 | 16 | 6 | 6 | ||
Защита войск | 32 | 16 | 16 | ||||
Военно-инженерная подготовка | 20 | 10 | 10 | ||||
Военная топография | 30 | 4 | 14 | 12 | |||
Связь | 18 | 8 | 10 | ||||
Общевоинские уставы | 42 | 6 | 4 | 12 | 2 | 14 | 4 |
Строевая подготовка | 45 | 5 | 6 | 7 | 12 | 3 | 12 |
Огневая подготовка | 24 | 2 | 2 | 10 | 6 | 4 | |
Военно-медицинская подготовка | 10 | 2 | 4 | 4 | |||
Автомобильная подготовка | 100 | 34 | 32 | 34 | |||
Военный перевод | 80 | 6 | 34 | 6 | 34 | ||
Психологическая подготовка | 100 | 1 | 37 | 11 | 37 | 11 | 3 |
Всего часов: | 714 | 16 | 68 | 196 | 136 | 196 | 102 |
При разработке программ военной подготовки за основу были приняты новые программы Суворовских военных училищ, которые за 50 лет своего существования накопили богатый опыт подготовки суворовцев к обучению в военных училищах.
Программы по тактике, стрельбе артиллерии и по ракетно-артиллерийскому вооружению составлены с учетом опыта подготовки учащихся специальных средних артиллерийских школ, существовавших с 1936 по 1946 г. и подготовительных артиллерийских училищ (1946—1958 гг.). Для разработки программы привлекались выпускники этих учебных заведений.
Сравнение нашего учебного плана с программами Кадетских корпусов России начала XX века позволяет установить преемственность в деле подготовки молодежи к обучению в офицерских училищах. Наши программы включают все предметы, которые изучались ранее. Вместе с тем развитие науки и военного дела потребовало изучения ряда новых предметов (основ информатики и вычислительной техники, психологической подготовки, автомобильной подготовки, защиты войск, связи), а также новых более сложных разделов физики, химии и других наук.
В истекшем учебном году командованию и преподавательскому составу, несмотря на известные трудности, удалось в основном выполнить намеченное. На практике удалось скоординированными действиями добиться комплексного подхода к постановке всего дела обучения и воспитания кадет. Комплексный подход воспитания кадет учитывает неразрывную связь, единство воспитательных мероприятий с учебным процессом. Содержание, формы данной работы учитывают период учебы кадет, уровень их знаний, умений и навыков. На основе комплексного плана разрабатывается перспективное и текущее планирование, учитывающее требования новых руководящих документов, конкретизируются основные мероприятия и сроки их проведения. Останавливаясь более подробно на учебной деятельности приводим конкретно примеры включения военной тематики в материалы уроков:
в тематическом планировании на изучение войн, военных реформ отводится в 1,5 раза больше учебного времени в сравнении с программой средней школы; |
|
дополнительная литература по военной истории, военному искусству, а также знания учащихся, почерпнутые из посещения музеев, мест боев, используются в содержании занятий; |
особое внимание уделяется знанию истории ракетных войск и артиллерии.
Значительная работа проведена по разработке ритуалов посвящения в кадеты, дней открытия и закрытия летнего лагеря, последнего звонка, годовщины корпуса, собраний, посвященных государственным и военным праздникам. К ним, как правило, приурочиваются также тематические вечера и встречи с ветеранами, офицерами и курсантами ВВУЗов РВ и А, что позволяет не только шире пропагандировать славные традиции наших Вооруженных Сил, но и профессионально ориентировать кадет.
Несмотря на значительные финансовые трудности, на территории корпуса и подразделений создается действенная и эстетически оформленная наглядная агитация, раскрывающая историю развития русской артиллерии и форм одежды военнослужащих нашего рода войск; завершается отработка стендов, посвященных базовым училищам РВ и А. В подразделениях в строгом соответствии с утвержденными эскизами идет оформление комнат досуга, планируется оформить ряд стендов об истории кадетских корпусов города на Неве.
Несколько слов о связи патриотического и эстетического воспитания кадет. Посещение театров и новых экспозиций в музеях города стало доброй традицией. И дело здесь не только в оперативных контактах с комиссией по культурному шефству над Вооруженными Силами и дирекциями музеев, в частности ВИМАВиВС, которому мы выражаем глубокую признательность, но и желание всего коллектива не только дать кадетам максимум информации, но и воспитать из них достойных защитников Отечества, будущих офицеров XXI века. Полное использование возможности культурных учреждений города, музея и библиотеки на территории корпуса приносит свои плоды.
От стенда в музее, посвященного открытию и традициям корпуса, и выставки литературы в библиотеке начинается большой путь становления патриота и гражданина, на всех этапах которого каждый кадет чувствует помощь старших товарищей в становлении и профессиональной ориентации. То же самое можно сказать и о хорошо известных формах тематических вечеров. Если на I курсе он проводится под девизом: "Ты выбрал профессию офицера", то на II курсе раскрывается героика защитника Отечества, а на 3 курсе акцент ставится на конкретной специальности офицера-артиллериста и выбора конкретного училища для продолжения учебы.
Заслуживают внимания совместные торжественные собрания училища и Кадетского корпуса (например, такие мероприятия проведены в связи с празднованием 187 годовщины училища (март 1994 г.) и Дня Победы (май 1994 г.) В ходе этих собраний ярко проявляется преемственность поколений и важность сохранения и приумножения лучших традиций нашего народа и его армии.
Командование корпуса, в деталях проанализировав итоги и результаты минувшего учебного года, принимает все необходимые меры для того, чтобы успешно решить поставленные задачи.