Санкт-Петербургский

ракетно-артиллерийский

кадетский корпус

открыт в 1993 году на базе Высшего военного артиллерийского училища

 

http://spbkrak.chat.ru/

Санкт- Петербургский ракетно-артиллерийский корпус создан в 1993 году. Он представляет собой военно-подготовительное образовательное учреждение, призванное готовить подрастающее поколение к поступлению в высшие командно-инженерные училища ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск и к дальнейшей офицерской службе. Ракетно-артиллерийский корпус - продолжатель традиций сформированного в 1807 г. одного из первых военно-учебных заведений России - Дворянского полка, преобразованного в 1855 г. в Константиновский Кадетский корпус впоследствии - Константиновское артиллерийское училище, а в последние годы - Санкт-Петербургское высшее артиллерийское командное училище, на базе которого создан Кадетский корпус. Кадетский корпус выполняет следующие задачи:
1. Дает кадетам среднее общее (полное) образование, а также военные навыки и знания, необходимые для успешного обучения в училищах ракетных войск и артиллерии.
2. Воспитывает кадет в духе патриотизма, прививает им любовь к военной службе и чувство гордости за профессию офицера.
3. Формирует общую культуру и нравственность кадет.
4. Подготавливает кадет физически крепкими и выносливыми, способными переносить трудности военной службы.
Формирование корпуса осуществлялось под непосредственным руководством командующего ракетными войсками и артиллерией (РВ и А) Сухопутных войск (СВ). Были разработаны документы по планированию учебно-воспитательного процесса, проведены подбор и комплектование корпуса командно-преподавательским составом и кадетами, работы по обустройству корпуса и созданию нормальных условий для учебы и быта кадет. 1 сентября 1993 года был начат первый учебный год. При организации учебно-воспитательного процесса изучались материалы по истории кадетских корпусов России (в том числе присланные из-за рубежа), по организации обучения и воспитания кадет в Кадетских корпусах, а также воспитанников Суворовских и Нахимовских военных училищ.В настоящее время положения о Кадетских и Суворовских корпусах находится в стадии утверждения, поэтому мы руководствуемся положением 1981 г. о Суворовских военных, Нахимовском военно-морском и Военно-музыкальном училищах.Срок обучения в Кадетском корпусе - 3 года (9 класс - 1 курс, 10 класс - 2 курс, 11 класс -3 курс). Кадеты каждого курса сведены в две батареи, в батареях по 4 взвода, в каждом взводе по 25-30 кадет. Каждый взвод возглавляет офицер-воспитатель, на 2-м и 3-м курсах назначается заместитель командира взвода из числа кадет, а на 1-м курсе обязанности заместителя командира взвода выполняет помощник офицера-воспитателя (прапорщик). Обучение кадет по общеобразовательным предметам ведут преподаватели, отобранные из школ Санкт-Петербурга и с общенаучных кафедр Санкт-Петербургского ВАКУ, имеющих стаж 10-12 лет, любящих свой предмет и детей

Организация учебно-воспитательного процесса в Санкт-Петербургском ракетно-артиллерийском корпусе

.И. Корякин, генерал-майор,

начальник Ракетно-артиллерийского кадетского корпуса

Санкт-Петербургский ракетно-артиллерийский корпус создан в 1993 году. Он представляет собой  военно-подготовительное образовательное учреждение, призванное готовить подрастающее поколение к поступлению в высшие командно-инженерные училища ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск и к дальнейшей офицерской службе. Ракетно-артиллерийский корпус - продолжатель традиций сформированного в 1807 г. одного из первых военно-учебных заведений России - Дворянского полка, преобразованного в 1855 г. в Константиновский Кадетский корпус (впоследствии - Константиновское    артиллерийское училище, а в последние годы - Санкт-Петербургское высшее артиллерийское командное училище, на базе которого создан Кадетский корпус. Кадетский корпус   выполняет   следующие задачи:

1. Дает кадетам среднее общее (полное) образование, а также военные навыки и знания, необходимые для успешного обучения в училищах ракетных войск и артиллерии.

2. Воспитывает кадет в духе патриотизма, прививает им любовь к военной службе и чувство гордости за профессию офицера.

3. Формирует общую культуру и нравственность кадет.

4. Подготавливает кадет физически крепкими и выносливыми, способными переносить трудности военной службы.

Формирование корпуса осуществлялось под непосредственным руководством командующего ракетными войсками и артиллерией (РВ и А) Сухопутных войск (СВ) генерал-полковника Н.М. Димидюка.

Были разработаны документы по планированию учебно-воспитательного процесса, проведены подбор и комплектование корпуса командно-преподавательским составом и кадетами, работы по обустройству корпуса и созданию нормальных условий для учебы и быта кадет. 1 сентября 1993 года был начат первый учебный год. При организации учебно-воспитательного процесса изучались материалы по истории кадетских корпусов России (в том числе присланные из-за рубежа), по организации обучения и воспитания кадет в Кадетских корпусах, а также воспитанников Суворовских и Нахимовских военных училищ.

В настоящее время положение о Кадетских и Суворовских корпусах находится в стадии утверждения, поэтому мы руководствуемся положением 1981 г. о Суворовских военных, Нахимовском военно-морском и Военно-музыкальном училищах.

Срок обучения в Кадетском корпусе - 3 года (9 класс - 1 курс, 10 класс - 2 курс, 11 класс -3 курс). Кадеты каждого курса сведены в две батареи, в батареях по 4 взвода, в каждом взводе по 25-30 кадет. Каждый взвод возглавляет офицер-воспитатель, на 2-м и 3-м курсах назначается заместитель командира взвода из числа кадет, а на 1-м курсе обязанности заместителя командира взвода выполняет помощник офицера-воспитателя (прапорщик). Обучение кадет по общеобразовательным   предметам ведут преподаватели, отобранные из школ Санкт-Петербурга и с общенаучных кафедр Санкт-Петербургского ВАКУ, имеющих стаж 10—12 лет, любящих свой предмет и детей. Коллектив преподавателей каждой дисциплины возглавляет офицер, имеющий соответствующее образование и опыт педагогической работы, в каждом коллективе 2—3 преподавателя.

Занятия по дисциплинам военной подготовки ведут преподаватели цикла военных дисциплин, командиры батарей и офицеры-воспитатели.   Распорядок дня кадет установлен в соответствии с требованиями Устава внутренней службы и положения о Суворовских военных училищах (СВУ). Он включает: подъем, утреннюю зарядку и утренний осмотр; по 6 уроков по 45 минут каждый; четырехразовое питание (1-й завтрак, 2-й завтрак, обед и ужин); время для личных потребностей и внеклассной работы; время на приготовление уроков (3 часа); время на воспитательную, культурно-досуговую и спортивно-массовую работу; вечернюю поверку и прогулку; ночной сон (8,5 часов).

Кадеты носят форму одежды, установленную для суворовцев, но на погонах артиллерийская эмблема и буквы "КК".

Корпус находится в подчинении командующего РВ и А. Кроме этого, мы руководствуемся указаниями органов военного образования Минобороны, СВ и округа, а по вопросам общеобразовательной подготовки - Министерства образования РФ и Комитета по образованию мэрии Санкт-Петербурга.

Для обучения в корпус поступают юноши, окончившие 8 классов общеобразовательной школы. Прием проводится на конкурсной основе, кандидаты сдают вступительные экзамены по русскому языку и математике (алгебре), проходят психологическое и окончательное медицинское обследование, проверку физической подготовленности.

В этом [1994-прим.] году на первый курс принято 273 кадета, в том числе:

детей военнослужащих - 60%;

 сирот, воспитанников детских домов, детей инвалидов и из многодетных семей - 12%; другие -28%.

Среди поступивших:

из Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 57%;

 из областей Урала, Сибири и Дальнего Востока - 4%;

из других областей России - 32%;

из стран СНГ (дети военнослужащих ВС РФ) - 7%.

Учебный год в Кадетском корпусе включает два учебных полугодия (с 1 сентября по 30 мая), а на 1-м и 2-м курсах, кроме того, лагерный период, где кадеты проводят стрельбы из личного оружия и артиллерийских систем (1,5 месяца - с 1 июня по 15 июля).

В течение учебного года предусмотрены каникулы: первая неделя ноября, первые две недели января и первая неделя апреля.

Кроме того, в связи с неконкурсным зачислением в корпус школьников из районов со сложной обстановкой, сирот, детей, отцы которых погибли при исполнении служебного долга, детей инвалидов и детей из многодетных семей, имеющих низкую общеобразовательную подготовку директивой Главнокомандующего Сухопутными войсками введены дополнительно к учебному плану 2 часа в неделю индивидуальные консультации.

Подготовка кадет по общеобразовательным предметам гуманитарного и естественно-научного циклов ведется по программам средней общеобразовательной школы, а эстетического цикла (культура, искусство, музыка и танцы) по программам, разработанным преподавателями корпуса,

Учебные предметы

количество часов в неделю

1 курс 2 курс 3 курс
Русский язык 2 2 -
Литература 3 3 5
Математика 5 5 5
Основы информатики и вычислительной техники 1 2 -
История 4 3 4
География 2 1 -
Физика и астрономия 4 3 5
Химия 3 2 2
Биология 2 1 2
Иностранный язык 2 2 2
Культура и искусство - 1 1
Музыка 1 1 -
Танцы 1 1 -
Физическая подготовка 2 3 3
Военная подготовка 2 4 3
Факультативные занятия 2 2 4
Индивидуальные консультации 2 2 2

Военная и физическая подготовка кадет проводится по программам, разработанным в корпусе и утвержденным командующим ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск.

Сведения о предметах обучения, включенных в военную подготовку, приведены в таблице

Учебные предметы Всего часов 1 курс 2 курс 3 курс
нач.подгот. уч.пол. лагерь уч.пол. лагерь
Тактика 92   7 40 8 36  
Стрельба артиллерии 92   6 42 9 30 5
Ракетно-артиллерийское вооружение 30   2 16   6 6
Защита войск 32     16   16  
Военно-инженерная подготовка 20     10   10  
Военная топография 30   4 14   12  
Связь 18     8   10  
Общевоинские уставы 42 6 4 12 2 14 4
Строевая подготовка 45 5 6 7 12 3 12
Огневая подготовка 24 2 2 10   6 4
Военно-медицинская подготовка 10 2   4   4  
Автомобильная подготовка 100       34 32 34
Военный перевод 80     6 34 6 34
Психологическая подготовка 100 1 37 11 37 11 3
Всего часов: 714 16 68 196 136 196 102

При разработке программ военной подготовки за основу были приняты новые программы Суворовских военных училищ, кото­рые за 50 лет своего существования накопили богатый опыт подготовки суворовцев к обучению в военных училищах.

Программы по тактике, стрельбе артиллерии и по ракетно-артиллерийскому   вооружению составлены с учетом опыта подготовки учащихся специальных средних артиллерийских школ, существовавших с 1936 по 1946 г. и подготовительных артиллерийских училищ (1946—1958 гг.). Для разработки программы привлекались выпускники этих учебных заведений.

Сравнение нашего учебного плана с программами Кадетских корпусов России начала XX века позволяет  установить  преемственность в деле подготовки молодежи к обучению в офицерских училищах. Наши программы включают все предметы, которые изучались ранее. Вместе с тем развитие науки и военного дела потребовало изучения ряда новых предметов (основ информатики и вычислительной техники, психологической подготовки, автомобильной подготовки, защиты войск, связи), а также новых более сложных разделов физики, химии и других наук.

 

Воспитательная  работа в Санкт-Петербургском Кадетском ракетно-артиллерийском корпусе организована в строгом соответствии с организационно-методическими указаниями Командующего РВ и А Сухопутных войск. Комплексный план данной работы уточнен на методической конференции и охватывает весь период работы от приема нового пополнения до выпуска кадет. В плане содержится значительный справочный материал по вопросам круга чтения, посещения культурных учреждений г. Санкт-Петербурга, связей с ветеранами и другими общественными организациями с конечной целью воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, преданности народу, верности славным традициям Российской Армии.

В истекшем учебном году командованию и преподавательскому составу, несмотря на известные трудности, удалось в основном выполнить намеченное. На практике удалось скоординированными действиями добиться комплексного подхода к постановке всего дела обучения и воспитания кадет. Комплексный подход воспитания кадет учитывает неразрывную связь, единство воспитательных мероприятий с учебным процессом. Содержание, формы данной работы учитывают период учебы кадет, уровень их знаний, умений и навыков. На основе комплексного плана разрабатывается перспективное и текущее планирование, учитывающее требования новых руководящих документов, конкретизируются основные мероприятия и сроки их проведения. Останавливаясь более подробно на учебной деятельности приводим конкретно примеры включения военной тематики в материалы уроков:

в тематическом планировании на изучение войн, военных реформ отводится в 1,5 раза больше учебного времени в сравнении с программой средней школы;

дополнительная  литература по военной истории, военному искусству, а также знания учащихся, почерпнутые из посещения музеев, мест боев, используются в содержании занятий;

особое внимание уделяется знанию истории ракетных войск и артиллерии.

Значительная работа проведена по разработке ритуалов посвящения в кадеты, дней открытия и закрытия летнего лагеря, последнего звонка, годовщины корпуса, собраний, посвященных государственным и военным праздникам. К ним, как правило, приурочиваются также тематические вечера и встречи с ветеранами, офицерами и курсантами ВВУЗов РВ и А, что позволяет не только шире пропагандировать славные традиции наших Вооруженных Сил, но и профессионально ориентировать кадет.

Несмотря на значительные финансовые трудности, на территории корпуса и подразделений создается действенная и эстетически оформленная наглядная агитация, раскрывающая историю развития русской артиллерии и форм одежды военнослужащих нашего рода войск; завершается отработка стендов, посвященных базовым училищам РВ и А. В подразделениях в строгом соответствии с утвержденными эскизами идет оформление комнат досуга, планируется оформить ряд стендов об истории кадетских корпусов города на Неве.

Несколько слов о связи патриотического и эстетического воспитания кадет. Посещение театров и новых экспозиций в музеях города стало доброй традицией. И дело здесь не только в оперативных контактах с комиссией по культурному шефству над Вооруженными Силами и дирекциями музеев, в частности ВИМАВиВС, которому мы выражаем глубокую признательность, но и желание всего коллектива не только дать кадетам максимум информации, но и воспитать из них достойных защитников Отечества, будущих офицеров XXI века. Полное использование возможности культурных учреждений города, музея и библиотеки на территории корпуса приносит свои плоды.

От стенда в музее, посвященного открытию и традициям корпуса, и выставки литературы в библиотеке начинается большой путь становления патриота и гражданина, на всех этапах которого каждый кадет чувствует помощь старших товарищей в становлении и профессиональной ориентации. То же самое можно сказать и о хорошо известных формах тематических вечеров. Если на I курсе он проводится под девизом: "Ты выбрал профессию офицера", то на II курсе раскрывается героика защитника Отечества, а на 3 курсе акцент ставится на конкретной специальности офицера-артиллериста и выбора конкретного училища для продолжения учебы.

Заслуживают внимания совместные торжественные собрания училища и Кадетского корпуса (например, такие мероприятия проведены в связи с празднованием 187 годовщины училища (март 1994 г.) и Дня Победы (май 1994 г.) В ходе этих собраний ярко проявляется преемственность поколений и важность сохранения и приумножения лучших традиций нашего народа и его армии.

Командование корпуса, в деталях проанализировав итоги и результаты минувшего учебного года, принимает все необходимые меры для того, чтобы успешно решить поставленные задачи.