Стилистика речи руководителя департамента военного образования и орфография изложения беседы сохранены в оригинале. Текст ответов имеет отличия от оригинального, напечатанного на сайте, поскольку скорректирован по предложенной аудиозаписи. Многоточие означает неразборчивость записи.
Т. ДЗЯДКО - Максим Викторов - член Общественной палаты РФ. Добрый день.
М. ВИКТОРОВ - Добрый день.
Т. ДЗЯДКО – Будем мы обсуждать, что может произойти с этими училищами и как следует к этому относиться. Но давайте сначала послушаем комментарий, который мы сегодня получили от Тамары Фральцовой, начальника Управления военного образования Министерства обороны, которая разъясняет, что все отнюдь не так страшно, как пишет пресса, и что никаких серьезных поводов для беспокойства нет.
Т. ДЗЯДКО – Хотелось бы вас попросить разъяснить ситуацию, которая образовалась с суворовскими, нахимовскими училищами. Поскольку, несмотря на вчерашнее опровержение, все еще остается не совсем понятно, какова ситуация. Их ждет какая-то реорганизация, перепрофилирование и какое-то изменение их статуса?
Т. ФРАЛЬЦОВА – Кто, откуда, какую почерпнул информацию. Все суворовские училища остаются там, где они на сегодня есть, исторически были. Вторая позиция и второй посыл – к этой сети суворовских училищ мы еще создаем новых 7 училищ, оснащенных по самому последнему, как говорится, слову науки и техники под эгидой президента РФ. Третье. Сегодня все суворовские училища, что называется, и кадетские, и нахимовские и так далее и тому подобное, они у нас проходят программу переоснащения. То есть что это – пересматриваются учебные планы, если раньше до этого все суворовские училища учились по одному учебному плану, который был, грубо говоря, самым стандартным и самым обычным. В нем не было ни профильности, в нем не было ни углубления. На сегодня для всех суворовских училищ разработано и дано право реализовывать широкий спектр как дополнительного образования, так и широкий спектр профильного образования. Поэтому сегодня министром поставлена задача во всех суворовских училищах, да, усилить языковую подготовку. Языковая подготовка должна у нас быть – это два языка как минимум, да, или один язык, но очень хорошего владения. И третья задача поставлена министром – чтобы каждый ребенок, когда выходя из суворовского училища, он у нас каждый ребенок смог самостоятельно сдать ЕГЭ для того чтобы поступить на бюджетное место. И в тот вуз, который он выбирает. Если он выберет военную профессию, то мы будем очень рады. Но на сегодня мы соблюдаем гражданские права и ребенку даем право выбрать.
Т. ДЗЯДКО – В частности во всех публикациях в СМИ, после которых вся эта дискуссия и поднялась, говорилось, что они могут быть переподчинены от Министерства обороны Министерству образования и науки.
Т. ФРАЛЬЦОВА – Нет, об этом вообще речь нигде не идет.
Т. ДЗЯДКО – То есть еще раз, чтобы точно все понимать и не было никакой путаницы. Правильно ли я понимаю, что на сегодня речь идет о переоснащении…
Т. ФРАЛЬЦОВА – Сегодня речь идет о кардинальном изменении содержания преподавания, понимаете ли. Вот само образование. Если раньше в суворовском училище у нас качественная успеваемость была, где каждый второй учился на три, если раньше в суворовском училище реализовывали самую обычную стандартную программу, то сегодня в наших суворовских училищах реализуются, понимаете, все программы углубления, все программы профильности и программы широкого дополнительного спектра образовательных услуг.
Т. ДЗЯДКО – А насколько происходит серьезный крен, о котором говорилось от военного образования в сторону светского?
Т. ФРАЛЬЦОВА - Да. Вы представляете, вот сейчас мы заканчиваем, к 1 января этого года все суворовские училища, каждый кабинет будет оснащен интерактивным оборудованием, каждый кабинет. Такого нет ни в одной школе России. Поверьте. Сегодня министром выделяются деньги, они выделены, мы закупаем, чтобы блок дополнительного образования у ребят был реализован ....., всего не перечислишь, что мы делаем.
Т. ДЗЯДКО – В этих публикациях говорилось о том, что суворовское училища, которые ранее и сегодня готовили и готовят тех, кто потом становились титулованными генералами, военными, якобы сегодня будет наблюдаться серьезный крен в пользу большей светскости что ли. И общеобразовательности. Это так?
Т. ФРАЛЬЦОВА – Нет. Если мы скажем…..., мнение не изменилось, пожалуйста, ты можешь идти дальше, но мы хотели бы, чтобы ты все-таки выбрал наше военное образовательное учреждение.
Т. ДЗЯДКО – То есть теперь суть такого философского что ли изменения состоит в том, что дается право выбора больше?
Т. ФРАЛЬЦОВА – Конечно, мы просто жестко не привязываем, вот. Если раньше говорили: хорошо, мы тебя настраиваем на военное училище, да, но при этом, скажем, тебе не даем, а ты любишь углубленно химию, физику, а кто-то может быть литературу, да, и мы не даем такой возможности, сегодня мы говорим: нет, давайте выбираем по интересам, и чтобы каждое суворовское училище имело возможность реализовывать программы разной профильности. Вы понимаете, когда убрали вот эту однобокость, ведь сегодня можно назвать это однобокостью…
Т. ДЗЯДКО – А нет ли здесь ущерба вооруженным силам?
Т. ФРАЛЬЦОВА – Я глубоко убеждена, наоборот, мы создаем такие уникальные учреждения, точно такие кстати, как и на Западе, я была, смотрела, сколько образовательные учреждения, которые есть в ведении Минобороны для детей военнослужащих. Сегодня создаем такие учебные заведения, чтобы родители военнослужащие могли понимать: у них часть социального бонуса, их ребенок может учиться в элитном, самом лучшем заведении России. Вот какая задача поставлена министром. Были лучшие образовательные учреждения в России. И мы это делаем сейчас.
Т. ДЗЯДКО – Не может ли возникнуть опасение, что подавляющее большинство выпускников будут идти потом по линии светского образования дальше. Не военного.
Т. ФРАЛЬЦОВА – Вы знаете, вот, меня много спрашивают и говорят, вот вы человек верующий или нет. Вот как воспитать, чтобы в духе православия. Я говорю, если мы будем заставлять людей лбом биться, извините меня, об пол, и заучивать тупо молитвы, то навряд ли они будут истинными православными. То есть можно очень многие вещи, да, но делать совершенно глубоко, тонко и работать на то, чтобы человек сделал осознанно свой выбор и тот, который нам нужен. И чтобы он гордился профессией родителей, и сам продолжал их традиции. Поэтому мы не убираем все то, что было у нас хорошего. У нас была и начальная военная подготовка, да, были летние полевые лагеря, да, но если мы летний полевой лагерь сегодня называем, игру мы формируем, игра «Зарница» или игра на выживание. Превознося совершенно иной дух, дух состязательности, соревнования, тем не менее, рядом вместе с военной частью, одновременно с военной формой, это что, это разве плохо?
Т. ДЗЯДКО – То есть вы не боитесь, что армия потеряет этих людей, которых раньше получала из этих училищ?
Т. ФРАЛЬЦОВА - Нет, вот почему-то когда только первый шаг делаешь, сразу все начинают говорить о рисках. А о том, какие плюсы мы можем от этого получить, почему-то люди пытаются этого не видеть. Вы бы приехали действительно, кто-то из вас в пансион воспитанниц, где наши девочки Министерства обороны. Вот они получают светское образование. Но вы спросите любого из них: куда ты будешь поступать планируешь после окончания. Они вам все назовут только лишь военные вузы.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР - Это было интервью, которое Тихон Дзядко записал с Тамарой Фральцовой, начальником Управления военного образования Министерства обороны. Максим, вроде все хорошо, усовершенствуется система. Чем вы недовольны?
М. ВИКТОРОВ - Когда ехал на эфир, уже немного успокоился. Сейчас опять разволновался вот по какой истории. После публикации в «Московском комсомольце» был комментарий Министерства обороны о том, что никакого перепрофилирования, никого не трогают, все будет хорошо и останется как есть сейчас. Эта информация, которую я слышу, она входит в противоречие. Объявляется, что система образования суворовских училищ это однобокая система. Но позвольте, люди выбирают эту профессию – родину защищать. Идут туда сызмальства, всю жизнь посвящают этому. И там всегда ковалась элита вооруженных сил и специальных служб РФ. Если ребенок делает выбор, если это генетическая или этическая уже потребность, как можно говорить о том, что эта система должна претерпеть изменения, я цитирую: и дать широкий спектр профильного образования. Широкий спектр профильного образования - что это? Но проблема суворовских училищ совсем недавно стала такой острой. Я в 2005-2006 году стал попечителем московского суворовского военного училища, достаточно серьезные пожертвования мы осуществляли от моего фонда на развитие училища. Годы определенные были потрачены на то, чтобы привести многое в порядок. И конечно, это делалось совместно с Министерством обороны. И сегодня когда ко мне, в последнее время ко мне обратилось суворовско-нахимовское содружество и мне пришлось провести специальное расследование о том, что происходит, и действительно столкнулся с очень серьезной проблемой. Госпожа Фральцова почему-то умалчивает о таких вещах, которые мне удалось вскрыть в результате проверки.
Т. ДЗЯДКО – Тех вещах, которые будут?
М. ВИКТОРОВ - Да, в самое ближайшее время. Например, радиослушатели «Эхо Москвы» отнесутся к тому факту, что теперь суворовцы никогда не будут участвовать в парадах победы.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР - Вы считаете это следствием отхода в сторону светскости образования?
М. ВИКТОРОВ - Надо знать этот вопрос чуть глубже. Я вам расскажу. Дело в том, что первый парад победы, когда суворовцы участвовали в нем, прошел 24 июня 1945 года. Тогда сводный полк суворовцев прошел непосредственно перед расчетом солдат с трофейными фашистскими знаменами. Колоссальнейшее воспитательное значение этого прохода ребят, которые посвятили себя служению Отчизне, был настолько велик, что эту традицию с тех пор не прерывали. И в 1956 году, осознавая значение этой традиции, этого символа, Горьковское суворовское училище перевели в Москву и таким образом образовали Московское суворовское военное училище. Именно с целью участия суворовцев в парадах. Надо знать дух суворовцев, надо общаться с этими людьми, понимать, что они думают не о профильном широком образовании, они думают о том, что когда идут по брусчатке Красной площади, на них смотрит страна, на них смотрит мир. Что для них честь – идти по Красной площади, нести алые погоны. И честь мундира.
Т. ДЗЯДКО – Максим, это все важная, несомненно, но более демонстративная вещь. Здесь мы говорим о неком знаке, важном знаке самой популяции я так скажу. Но если я правильно то, что говорила госпожа Фральцова, речь идет о том, что это образование будет более широким. Они будут лучше знать физику, математику и химию, а не только строевую подготовку. В чем засада-то?
М. ВИКТОРОВ - На сегодняшний день или на начало года, Московское суворовское училище обладает классами специализированными, которые отвечают последним требованиям специализированных школ. Это уже существует. Это делалось силами Министерства обороны, силами тех людей, которые поддерживают это образование. Уже сегодня там существует лингвистические классы, за последние два года построены новые стадионы, бассейны и так далее. Это делается. Но сегодня госпожа Фральцова говорит о другом. Я цитирую: пересматриваются учебные планы. Я не слышал от госпожи Фральцовой, вот раньше не было комментариев, вчера Министерства обороны о пересмотре учебных планов. Пересмотре учебных планов куда? Это единственная система образования в стране, которая продемонстрировала свою великолепную эффективность. Столько героев страны, героев еще Советского Союза, РФ не дала ни одна система образования. Она является уникальной.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР - То есть вы считаете, что не надо ничего менять, не надо усовершенствовать. Лучшее – враг хорошего. Оставьте все как есть. Все и так работает.
М. ВИКТОРОВ - Конечно, нет. Сегодня армия должна жить уже ощущениями 21 века. Но именно в сферу специализации углубленной, именно в сферу конкретизации знаний военных. Именно поощряя, приветствуя и давая дополнительные возможности молодым людям, вставшим на путь военной карьеры, с самого раннего юного возраста получать эти знания и в дальнейшем совершенствовать их в системе высшего учебного образования Министерства обороны. Госпожа Фральцова умолчала, к сожалению, о той истории, которая произошла с приемными экзаменами в этом году. Давайте не пожалеем времени, я прочитаю одно письмо, которое пришло в мой адрес. Оно короткое. Будет понятно. Пишет пенсионер МВД, ветеран труда, полковник в отставке Васютин Сергей Викторович: «Наш мальчик Васютин Денис Сергеевич 1996 года рождения, 6 лет готовился к поступлению в Нахимовское военно-морское училище. А последний год – в особенности. У него в аттестате всего оценки «четыре», остальные оценки – «пять». Сдал в Мурманске на отлично оба экзамена, набрал в общем 24 балла. Когда он расписывался в том, что его ознакомили с набранными баллами, члены комиссии ему сказали, чтобы он готовил тельняшку. И до встречи в Питере. Но в списке поступивших его не оказалось. Денис не верит, что такое может произойти. Он пока еще надеется на справедливость». Вы понимаете, сегодня произошла история, когда в результате проведенной сессии по приему в учебные заведения тех людей, которые набрали высшие баллы и должны были поступить, их просто не приняли. Существует ситуация, когда тех людей, которые окончили суворовское училище в этом году, они не поступили в профильные вузы. Они несколько лет готовились к тому, чтобы в профильные вузы поступить, но там система приема, система льгот была неожиданно отменена. И второе письмо, в котором молодой человек пишет о том, что он теперь студент Аграрного сельскохозяйственного вуза, потому что он не сумел в связи с изменившейся системой приема поступить в то высшее учебное военное заведение, куда он поступал. Он пишет: «Очень обидно, как же получилось, с одной стороны выпуская нас из суворовского училища, руководство училища настаивало, чтобы мы поступали только в вузы Министерства обороны…», - слышите отзвук госпожи Фральцовой? «А в командном училище мы оказались никому не нужны. И все складывалось так, что предпочтение отдавалось выпускникам с гражданки». Понимаете, в одночасье перерубили систему подготовки…
Т. ДЗЯДКО – А в чем проблема, как вы ее видите? Это такой саботаж Министерства обороны?
М. ВИКТОРОВ - Хороший вопрос. Давайте зададим его на общественных слушаниях, которые я инициировал в Общественной палате 17 ноября. Если представители Министерства обороны уполномочены принимать решения…
Т. ДЗЯДКО – У вас есть ответ?
М. ВИКТОРОВ - …приедут, зададим вопрос, получим ответ.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР - То есть предположений никаких у вас нет, вы видите просто некое разрушение существующей системы обучения в училищах, вам это не нравится и вы всеми доступными вам способами пытаетесь предотвратить это.
М. ВИКТОРОВ - Вы знаете, когда я слышу выступление госпожи Фральцовой, я конечно понимаю, гражданский человек, департамент образования, называть военное образование однобоким, это не понимать в этом ничего.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР - Но госпожа Фральцова говорит, что если раньше успеваемость была в среднем на тройку, то сейчас пытаются ребят подтянуть, может быть это будет полезно. Почему вы так однозначно в штыки воспринимаете то, что пытается сделать Минобороны?
М. ВИКТОРОВ - Я вам попробую ответить немножко иначе. Госпожа Фральцова говорит о неких результатах на тройку гипотетических и неких потенциальных положительных результатах. А я служил в армии. И я знаю, что есть хороший офицер, а вот отличный офицер оказывается суворовцем. Есть ситуация, когда есть практически подтвержденный опыт. Что в наших вооруженных силах костяк, элита это в основном суворовцы. Конечно, не отрицаю и значение других учебных заведений, безусловно, это всегда индивидуально, но это уникальная система. Она дала результаты. Уже дала. Госпожа Фральцова говорит, гипотетически они будут более широкого профиля какого-то. А зачем, вот пансион какой-то приводится в пример. Ну не хочет человек быть в интернате или пансионе, он хочет быть будущим офицером. Давайте так, кто хочет получать более широкого профиля образование, он пойдет, куда он хочет.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР - Ребенок в 10 лет и подросток в 15 лет могут, оставаясь одним и тем же человеком, могут полностью поменяться. Они могут понять, что это не их путь. И то широкое профильное образование может им помочь.
М. ВИКТОРОВ - Госпожа Фральцова утверждает, что выпускники суворовских училищ уступают в знаниях среднестатистическому выпускнику нашей общеобразовательной школы на сегодня?
Т. ДЗЯДКО – Нет, госпожа Фральцова говорит о том, что мы должны предоставлять ученикам этих училищ право выбора. И не ограничивать их военным образованием.
М. ВИКТОРОВ - Сегодня в суворовском училище дают полноценную подготовку на уровне средней общеобразовательной школы.
Т. ДЗЯДКО – Так пусть будет еще.
М. ВИКТОРОВ - Пусть будет еще что? Вот я хочу узнать у госпожи Фральцовой в такой заочной дискуссии, надеюсь, она перейдет в очную 17 ноября в Общественной палате. Я хочу узнать: что еще?
Т. ДЗЯДКО – Расскажите про ваши общественные слушания. Кого вы ждете и чего вы ждете от них? Каковы могут быть результаты?
М. ВИКТОРОВ - Я хочу получить ответы от Министерства обороны. Кстати министр обороны еще ничего не сказал по этому поводу. Надеюсь, что он выскажется тем или иным образом. Я хочу услышать, в чем идея того, что суворовцы не будут участвовать в параде на Красной площади. В чем ее сакральный смысл, прерывать 65-летнюю традицию. Я хочу услышать, о каком перепрофилировании широком идет речь, хочу услышать детали. Я хочу, чтобы в этих общественных слушаниях приняли участие действующие офицеры, ветераны, я хочу, чтобы в них активно приняла участие пресса и общественность. Сегодня если мы отдадим, отпустим эту ситуацию на неподконтрольную, вот этими словами за «перепрофилированием и однобокостью» мы утратим символ, мы утратим кроме того элитарную систему подготовки, которая показала, что она состоялась. Она 65 лет показывает, что она состоялась. Неужели нет других проблем у Министерства обороны, надо сохранять это и пестовать.
Т. ДЗЯДКО – А главное символы или модернизация?
М. ВИКТОРОВ - Все-таки модернизацию надо начинать с себя. Кстати, в послании президента «Россия, вперед!» об этом тоже есть. Давайте посмотрим, что важнее для страны, если 65 лет мы этот символ сохраняли. А сейчас мы от него откажемся и проглотим. Давайте потом откажемся от символа, вообще не будем парад победы проводить. А зачем? А зачем помнить о том, что сделала советская армия в годы Великой Отечественной войны. Есть так потихонечку отпускать эту ситуацию. Давайте будем двигаться в этом направлении. Нельзя допустить сегодня, чтобы ключевые, а ведь этот символ, кстати, прохождение суворовцев это традиция, которую знают во всем мире, она главная традиция суворовского училища. Это вы еще поговорите, я надеюсь, с теми, кто окончил суворовское училище, с теми, кто шел по брусчатке, с теми участниками первого парада, что было для них в жизни, как они воспитывали своих детей после такого опыта, который у них был – прохождение суворовцев на параде победы в Великой Отечественной войне.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР - Все-таки это две разные темы. Я думаю, что вы не будете их в одну кучу валить на своих слушаниях. Отмена прохода во время парада и система образования.
М. ВИКТОРОВ - Нет, это не две разные темы. Они как раз в одной куче. Этот широкий профиль и цитируя опять: «пересмотр учебного плана» - это отсутствие строевой подготовки. Вот русским языком я вам говорю, что это такое. Не будет суворовцев, которые смогут пройти строевым шагом по брусчатке в шеренге по 20 человек. Это кстати не так просто. Да, это тяжелая подготовка. Но надо знать дух, понимаете, что в суворовских училищах человек, который отстраняется от участия в параде, это позор. Вся система воспитания построена на том, что это великая честь для офицера.
Т. ДЗЯДКО – У меня последний вопрос. Относительно возможных последствий этих слушаний чисто процедурных. Что вы можете сделать.
М. ВИКТОРОВ - Я надеюсь, что мы сможем найти форму, получить от Министерства обороны заверения о том, что система суворовских училищ останется как система военного образования - раз. И то, что суворовцы всегда будут участвовать в парадах на Красной площади, посвященных великой победе до тех пор, пока эти парады будут существовать.
Т. ДЗЯДКО – 17 ноября?
М. ВИКТОРОВ - Да, в 12 часов Общественная палата.
Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР - Спасибо большое. Это был Максим Викторов - член Общественной палаты РФ.
PS. И ЭТА дама, выражающая свои мысли ТАКИМ языком, управляет военным образованием и наукой??? |