Строевая математика

Перемены в Суворовских училищах вызвали острую дискуссию

Юрий Гаврилов

"Российская газета" - Федеральный выпуск №5185 (106) от 19 мая 2010 г.

Серьезные изменения, предпринятые руководством минобороны в комплектовании и учебном процессе в Суворовских военных училищах, вызвали в обществе жаркие споры: кого и как должны готовить эти учебные заведения? Свои аргументы "за" и "против" высказали эксперты "РГ".

 

Командиры с детства

Игорь Иванов, экс-министр иностранных дел РФ, выпускник Московского суворовского военного училища:

 

- Не буду касаться технических вопросов военной реформы. У нас в стране немало экспертов, которые уже высказывались и, уверен, продолжат высказываться на эту тему. Вместе с тем считаю необходимым осветить свою точку зрения на боевую подготовку солдат и офицеров.

Нельзя не согласиться с начальником Генерального штаба генералом армии Николаем Макаровым, утверждающим, что подготовка офицеров - это "самый сложный вопрос", который сейчас решает руководство министерства обороны. Совершенно очевидно, что даже самые правильные решения, касающиеся реформы Вооруженных сил, смогут быть воплощены в жизнь лишь в том случае, если армия и флот будут располагать высоко-профессиональным, преданным своему долгу офицерским корпусом.

С этой целью генерал армии Макаров предлагает "изменить менталитет командиров". Лучше, однако, не менять, а правильно формировать менталитет, и делать это надо с раннего возраста. Вот почему в 1943 году были образованы Суворовские военные и Нахимовские военно-морские училища, перед которыми была поставлена задача: готовить мальчиков к военной службе. За более чем 60-летнюю историю училища подготовили для наших Вооруженных сил более 100 тысяч первоклассных офицеров и генералов. В их числе 70 героев Советского Союза и России, видные военачальники.

Суворовская школа, вобравшая в себя лучшие традиции кадетского образования с его 300-летней историей, всегда была направлена на воспитание в будущих офицерах высокого морального духа, доблести и самопожертвования.

Казалось бы, что еще надо: развивай оправдавшую себя всей своей историей уникальную систему суворовского образования. Однако в министерстве обороны, как видно, избрали иной путь "изменения менталитета командиров".

Начальник главного управления кадров минобороны Виктор Горемыкин прямо заявляет: "В условиях сокращения количественных параметров кадрового заказа на подготовку офицеров мы не ставим на первое место перед Суворовскими училищами задачу подготовки обучающихся к офицерской службе. Теперь никто не обязывает выпускников Суворовских училищ поступать только в военные учебные заведения".

Еще дальше идет первый заместитель министра обороны Александр Колмаков: "В целях сохранения жизни и здоровья, обеспечения непрерывного учебного процесса в соответствии с учебными программами и качественной подготовкой к зачетам и выпускным экзаменам суворовцы, нахимовцы и учащиеся военно-музыкального училища структурно подчиненных Минобороны России привлекаться к участию в военных парадах, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, не будут". Вот так! С 1945 года во всех Парадах Победы участвовали, а теперь не будут.

Ясно, к чему ведут такие нововведения: под ударом все, что имеет отношение к военной подготовке суворовцев и нахимовцев. Но в таком случае училища лишатся своей сути, того, что составляет их неповторимость, они потеряют смысл существования.

С какой целью это делается? Ведь у нас имеются подчиненные различным ведомствам военные лицеи, кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские школы-интернаты, которые занимаются общеобразовательной подготовкой. Уникальность Суворовских и Нахимовских училищ как раз и заключается в их особой учебной программе. В том, что они дают элементы военной подготовки мальчикам, подавляющее большинство из которых потом должно пойти на службу в Вооруженных силах в офицерском звании.

Что же касается попытки отстранить суворовцев и нахимовцев от участия в парадах, могу заверить исходя из своего собственного опыта: маршировать по Красной площади было высочайшей честью для каждого из нас, наполняло гордостью за свою Родину. Нашей жизни и здоровью это не угрожало никоим образом.

Складывается впечатление, что ситуация с Суворовскими и Нахимовскими училищами действительно подошла к критической черте невозврата.

 

Кому доверять реформу?

Виталий Дымарский, журналист:

 

- В канун недавнего юбилея Победы страсти вокруг Суворовских училищ достигли точки кипения. Формальной причиной для вспышки дискуссионной активности послужили заявления руководителей оборонного ведомства о том, что курсанты не будут привлекаться к участию в параде на Красной площади. Наверное, действительно есть что обсудить. Хотя на самом деле конфликт, как мне представляется, выходит за пределы этой конкретной ситуации.

Не открою большого секрета, если скажу, что за созданием "нового облика Вооруженных сил", на чем уже не первый год настаивает министерство обороны, скрывается достаточно радикальная военная реформа. Вообще-то единственная на сегодняшний день в нашей стране реальная реформа, отвечающая требованию модернизации, то есть смотрящая вперед, а не назад.

Надо ли говорить о том, что любая реформа неизбежно встречает сопротивление? Тем более военная, поскольку армейская среда традиционно консервативна (а генералы, если верить Черчиллю, всегда готовятся к прошлой войне). Судьба же Суворовских училищ, да и всей системы военного образования, стала, на мой взгляд, лишь предлогом для очередной атаки на затеянные перемены.

Правда, среди оппонентов звучат голоса тех, кто вполне искренне, без задней, что называется, мысли озабочен этой проблемой, испытывая естественную ностальгию по временам собственной юности и приводя соответствующие аргументы: раньше и небо было голубее, и вода мокрее...

Как будто на протяжении трех столетий развития в России военного образования его формы и содержание не претерпевали изменений сообразно внешним и внутренним условиям. Кстати: первая реорганизация кадетского корпуса, созданного в 1732 г., была проведена уже через 11 лет, еще одна - при Екатерине II, далее - практически при каждом новом российском правителе...

Спрашивается: почему же Суворовские и Нахимовские училища, появившиеся на свет в специфическое время (1943 г.) и в специфических обстоятельствах (в районах, освобожденных от нацистской оккупации), надо обрекать на застой, на существование в качестве музейного экспоната с надписью "Руками не трогать!"? Собственно говоря, тот же вопрос можно отнести ко всей Российской армии, во многом сохраняющей до сих пор порядки и нравы, заложенные Троцким и Фрунзе. И тот факт, что она одержала Великую Победу в 1945 г., никак не гарантирует ее сегодняшнюю эффективность.

Нетрудно понять, что задержавшаяся в своем развитии почти на семь десятилетий система военного образования, включая Суворовские и Нахимовские училища, в своем нынешнем виде просто не в состоянии снабжать армию профессиональными кадрами, отвечающими современным качественным и количественным критериям. Так стоит ли сохранять нетронутой эту систему, какими бы ни были ее заслуги и сколько бы героев она ни подготовила в прошлом?

Споры же о том, надо ли суворовцам участвовать в парадах, напоминают старый военный анекдот, когда командир говорит солдатам: "Вы посмотрите на себя - сапоги не чищены, воротнички грязные! А если враги объявят войну?!" Если выбор стоит таким образом, то шагистика, доведенная до совершенства ценой нескольких месяцев бесконечных тренировок на плацу, вряд ли поднимет боеспособность армии, заменив собой знания, необходимые современному офицеру современной армии.

Все вышесказанное вовсе не означает, что предлагаемая реформа военного образования, как и весь "новый облик", безупречна. Важно только определить исходные позиции для дальнейшего критического обсуждения. Применительно к нашей теме надо прежде всего ответить на главные вопросы: какие военные учебные заведения нужны? Для чего? Какие кадры там готовить? Кто должен их готовить?

Пока же получается, что любые предложения по реформе отвергаются с порога - только потому, что раньше было иначе.

Может, действительно не только война, но и реформа - слишком серьезное дело, чтобы доверять его военным.


Примечание редактора.

Понятно, что взгляд журналиста ВСЕГДА особый. Он всегда имеет правильную точку зрения, ибо он - журналист.... "на мой взгляд", "как мне представляется". А может просто надо "знать" и "уметь", а не философствовать размышляя и мечтая.

1. Странная она "реальная реформа" у которой НИЧЕГО не получается нормально.

2. Хотелось бы услышать, что сказали бы ЭТОМУ журналисту преподаватели СВУ в глаза на его "застой"? Хотя и так вообразить легко.

3. И после таких слов, что "Российская армия ВО МНОГОМ сохранила порядки, заложенные Троцким", ЭТОТ журналист может называться ЭКСПЕРТОМ?

4. А после дальнейших "размышлизмов" т.н. 2эксперта" становиться понятно, что ВСЕ реформы надо доверить журналистам, ибо, перефразируя высказывание Герцога (из к/ф "Тот самый Мюнхгаузен"), можем записать: "Реформа - это, знаете ли, реформа". И не военным ее делать.

 

Школьный класс в погонах

Тамара Фральцова, заместитель начальника Главного управления кадров минобороны РФ:

 

- В последнее время в нашем обществе, средствах массовой информации обсуждаются изменения, происходящие в Суворовских, Нахимовских военных училищах и кадетских корпусах. Действительно, училища ждут перемены, во многом концептуального характера, но только это - не чья-то прихоть или чей-то каприз. Это - веление времени.

Всем хорошо известно, что Суворовские и Нахимовские училища появились в годы Великой Отечественной войны в первую очередь для того, чтобы воспитывать и обучать детей, потерявших родителей на полях сражений. Но уже совсем скоро они стали, пожалуй, самыми желанными и престижными учебными заведениями для подростков Советского Союза. Изменились и условия приема в училища. Неизменной осталась их высокая миссия - воспитывать достойных граждан страны. И кто же будет в здравом уме от этого отказываться!

Только не стоит забывать, что сегодня мы живем в другом мире, другом государстве, что идет формирование нового облика Вооруженных сил. Далеко не все родители могут дать своим детям возможность получить качественное образование. Скажем прямо, довольно остро стоит эта проблема и в семьях военнослужащих. Не сокращается и число сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вот мы и подошли к главному. Для нас сегодня Суворовские, Нахимовские военные училища, кадетские корпуса - это место, где офицеры, члены их семей имеют возможность в первую очередь дать детям качественное общегражданское образование. У нас сейчас почти два десятка училищ и кадетских корпусов, в каждом в среднем по шестьсот воспитанников. Понятно, что военные вузы просто не способны принять такое количество абитуриентов. Да это и не требуется. Задача, повторюсь, в первую очередь состоит в том, чтобы военнослужащие, особенно в отдаленных гарнизонах, могли полностью сосредоточиться на выполнении профессиональных задач и быть при этом спокойными за обучение и воспитание своих детей. Статус Суворовских училищ и кадетских корпусов сохраняется, как и их нахождение в ведении минобороны России. Исторически сложившаяся форма одежды суворовцев с погонами и лампасами также остается их фирменным атрибутом.

 

Вряд ли можно считать ошибочным (а если ЭТО действительно ошибка? Кто ответит? - прим. ред. сайта) и исключение должностей военнослужащих из штатов Суворовских училищ. Во многом оно обусловлено сокращением общей численности офицерского состава в Вооруженных силах. Вместе с тем это позволяет назначать на должности воспитателей офицеров запаса, имеющих богатый служебный и жизненный опыт. Кроме того, предусмотрено дополнительное введение должностей педагогов-психологов, педагогов-организаторов, педагогов так называемого дополнительного образования (Скоро у нас по Закону "дополнительное обарзование" станет платным - прим. РС). Кроме того, теперь Суворовские училища могут привлекать для реализации учебной программы лучших учителей школ, лицеев, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, сотрудников научно-исследовательских организаций, учреждений культуры.

Нас упрекают в том, что мы якобы полностью убрали военную составляющую в подготовке суворовцев. Но это опять-таки не соответствует действительности. Изучение основ военной подготовки сохранилось. Более того, мы стараемся и здесь выйти на новый уровень, предлагая современные формы и методы обучения. Для начала мы возродили в Суворовских училищах очень популярную в свое время военно-патриотическую игру "Зарница". В больших количествах приобретаем для училищ новые, самые передовые, "продвинутые" технические средства обучения, тренажеры, имитаторы, которые способны увлечь ребенка, сделать процесс познания мира, возможной будущей профессии интересным и захватывающим. Для нас поставляют сегодня, к примеру, пейнтбольное оборудование и скалодромы. Такие подходы к организации учебно-воспитательного процесса позволят выпускникам училищ осознанно выбрать будущую профессию, а лучшим из них поступить в высшие военно-учебные заведения.

Есть какой-то бред в словах "знаменитого педагога всея Руси":

1.  Обеспечение "продвинутыми" ТСУ (техн. ср-ва обучения) - это ни какая не рекламируемая инновация,

2. Такие подходы в организации УВП (учебно-воспитательного процесса) были ВСЕГДА с СВУ (только денег на ТСУ не давали),

3. Совершенно глупо утверждать, что именно эти ТСУ позволят "осознанно" выбрать будущую профессию. Альпиниста, что-ли?

 

И, наконец, последнее. Многих волнует вопрос: почему суворовцы и нахимовцы уже два года не участвуют в военных парадах на Красной площади. Здесь кое-кто опять увидел чьи-то "происки". Но если они и есть, то имя им - учебный процесс. Подготовка к параду занимает около 3-х месяцев ежедневных тренировок, что приводит к длительному отрыву ребят от плановых занятий (около 15 процентов годового учебного времени), большим физическим и эмоциональным нагрузкам. Кроме того, для обучающихся 9 и 11-х классов в этот период наступает самая горячая пора подготовки к государственной итоговой аттестации.

В стороне от праздничных торжеств суворовцы, нахимовцы, кадеты, конечно, не останутся. Лучших воспитанников приглашаем и будем приглашать на военные парады в Москву. Но не в качестве участников, а в качестве гостей.

Глупо спорить с  ... дамой. Но тренировать к параду можно и 367 дней в году. Было бы желание ... "эффективных манагеров".

Опубликованные газетой комментарии читателей к этой статье:

 

[18.05.2010] РАФАИЛ

А почему во множественном числе Нахимовские, ведь училище-то давно уже одно в Санкт-Петербурге (такая же участь ждет и Суворовские училища?), и "Парадные прогульщики Нахимовцы и Суворовцы" (кстати подготовка к Параду всегда шла с учебой на выезде всего 1-2 месяца) выигрывают у простых школьников в соревнованиях и Олимпиадах - В ЭТИХ ДИСКУССИЯХ ЯРКО ВИДНО КТО НЕ ХОЧЕТ ВИДЕТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЗДОРОВЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ НОВОЙ РОССИИ, УМЕЮЩИХ ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ И УЧАСТВОВАТЬ В ИСТИННОЙ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИИ СВОЕЙ РОДИНЫ - МАТУШКИ РОССИИ!

 

[18.05.2010] Соучастник

Около 80 процентов участников парада, это курсанты военных училищ и слушатели военных академий, для них видимо учебный процесс не важен, естественно, зачем им учиться, все равно служить мест больше нет.

 

[19.05.2010] Анатолий

Аргументы госпожи Фральцовой не выдерживают никакой критики. Далеко не каждый мальчишка, мечтающий стать офицером готов провести детство в школах интернатах МО, без гарантии поступления в ВВУЗ. Полностью разделяю позицию Игоря Иванова.


[19.05.2010] Кадет.

Полностью согласен с мнением Игоря Иванова. Об остальных выступающих нет смысла говорить, так как это абсолютно не компетентные люди. Каждый человек должен заниматься тем делом, которое знает. Вспомните басни Крылова - «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».
 

[19.05.2010] офицер запаса

Я думаю, что правильна позиция в отношении Суворовских училищ. Только не надо ими комплектовать детьми высоких начальников. В первую очередь детей-сирот, из неполных семей, детей офицеров из отдаленных гарнизонов. Не делать питомник высокопоставленных сынков, как было в МосВОКУ, МосСВУ. И не надо делать очень жесткие критерии по здоровью. Обычный отбор. Чтобы не лишить возможности получить хорошее образование детишкам всех перечисленных категорий со слабым здоровьем.

 

[19.05.2010] Стрельникова

Обращаются к Вам родители и кандидаты в воспитанники СВУ и КК 2009г. Хотим предоставить к вашему вниманию следующий, глубоко взволновавший нас вопрос. 10 августа 2009года Министр обороны Российской Федерации Анатолий Сердюков подписал приказ о зачислении в суворовские военные, Нахимовское военно-морское, Московское военно-музыкальное училища и кадетские (морские кадетские) корпуса Министерства обороны Российской Федерации несовершеннолетних граждан Российской Федерации, успешно прошедших конкурсные вступительные испытания. Да вот и Московский Комсомолец пишет, что поступить будет проще: "Больше шансов стать кадетом или суворовцем будет теперь у российских ребят, мечтающих связать свою жизнь с армией. Впервые количество абитуриентов не ограничивают жестким конкурсом. Если раньше каждое учебное заведение могло само установить максимальное количество кандидатов на одно место (обычно от 3 до 6), то теперь подобное практиковаться не будет. В итоге попытать счастья смогут все желающие." К приказу прилагались списки поступивших. При просмотре указанных списков, к своему глубокому сожалению, своих детей мы там не обнаружили, но выявили целый ряд возмутительных особенностей: - В списках в основном дети военнослужащих, однако, в положении «О порядке приема в суворовские военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальное училища и кадетские корпуса» сказано, что в училища могут поступать несовершеннолетние граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья, имеющие соответствующий классу поступления уровень образования и возраст. И нигде не указан социальный статус родителей. - Количество человек, набранное в 5, 6 и 7 классы значительно сокращено и совершенно не совпадает с заявленными цифрами, которые были вывешены на сайтах СВУ и КК. Так например: в СПб СВУ в 2009 году принимаются выпускники 4 и 5 классов по 40 человек, и 6 класса 80 человек (из официального сайта СПб СВУ), в итоге: в 5-й класс взяли 23 человека, в 6-й кл.- 37 чел. , в 7-й кл.- 35 чел. И др… - Неизвестным образом полностью исчез набор в 5, 6 и 7 классы Казанского СВУ и в 5, 6 кл. Ульяновского СВУ. Вместо этого на сайте МО было объявлено, что с учетом результатов работы приемных комиссий, возможностей училищ (кадетских корпусов) по выполнению требований к размещению обучающихся, созданию необходимых условий для организации образовательного процесса и повседневной жизнедеятельности, кандидаты, поступившие: в 5 класс Кронштадтского морского кадетского корпуса, зачислены в Нахимовское военно-морское училище; в 5, 6 и 7 классы Казанского суворовского военного училища и в 5, 6 классы Ульяновского суворовского военного училища, зачислены в Екатеринбургское суворовское военное училище; в 6 класс Нахимовского военно-морского училища, зачислены в Санкт-Петербургское суворовское военное училище. На основании вышеизложенного, просим Вам, как Верховного Главнокомандующего: - Проверить деятельность Министерства обороны по набору 2009г. в суворовские, нахимовские военные училища и кадетские корпуса МО РФ; - Восстановить конституционные права наших детей на образование. - Обязать Министра Обороны РФ произвести дополнительный набор в СВУ и КК, согласно заявленным численным показателям. Надеемся на Вашу справедливую оценку и помощь . Все наши дети очень хотят стать военными. Они много сделали для того, чтобы поступить в училища . Убедительно просим : Не лишайте их этой мечты!!! Поймите нас, мы затратили много сил, времени и энергии, чтобы восстановить справедливость. Кроме того, для многих не поступивших кандидатов это последний шанс стать кадетом или суворовцем, так как согласно приказу Министерства Обороны со следующего года большинство училищ переходит на семилетнее образование и возможности опять пробовать поступать у них уже не будет. Мы хотим , что бы наша страна Россия была Великой Державой. Мы хотим служить на благо нашей Родины, нашего народа, нашего президента!!! Товарищи взрослые прислушайтесь и помогите нам !! Надеемся на Вашу справедливую оценку и помощь . ПО МОЕМУ ТАКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЫЛО У НАС В САМОМ НАЧАЛЕ.

 

[19.05.2010] Николай

Поступил в военное училище в 1979 году, в батарее было 14 кадетов. Даже те, что в СВУ имели тройки, в училище учились превосходно. База, заложенная им, как в военных, так и гражданских дисциплинах, была очень качественная. Мы даже на первых порах конфликтовали с ними, что поделаешь - юность. Они всегда гордились званием суворовца (кадета), не зря носят погон на груди всю жизнь. Согласен с Соучастником, а что слушателям академий и училищ учеба менее важна, чем суворовцам? Игорь Иванов сам прошел школу СВУ, будучи мальчишкой, а аргументы людей, даже не нюхавших военной жизни, мне просто непонятны.

 

[19.05.2010] Ranger-009

Высказывания г-на Дымарского и г-жи Фральцовой - позиция людей, которым глубоко безразлична дальнейшая судьба армии, а значит и страны в целом. Превращение СВУ в костюмированные лицеи - еще один удар по армейским традициям (не самым плохим, между прочим). Полностью разделяю мнение Игоря Иванова.

 

[19.05.2010] татьяна

Меня на сегодняшний день волнует дальнейшая судьба выпускников 2010 года нахимовцев. Поговаривают ,что набора в высшие военно-морские училища в этом году не будет. И что теперь мечте о море и военной службе - конец?

 

[19.05.2010] Питон. Патриот. Офицер на действительной военной службе. Участник Парадов Победы 1995, 1996 гг.

"Подготовка к параду занимает около 3-х месяцев ежедневных тренировок, что приводит к длительному отрыву ребят от плановых занятий (около 15 процентов годового учебного времени), большим физическим и эмоциональным нагрузкам." Действительно, около 3-х месяцев. Только авторы забыли указать, что два из трёх месяцев шагистика происходит без отрыва от учебного процесса (т.е. ПОСЛЕ плановых учебных занятий вместо т.н. "свободного времени") и только последний, 3-й месяц непосредственно перед парадом нахимовцы проводят в Москве. Возможно, экономическая составляющая в данном случае превалирует над патриотической, ведь перевезти такую ораву из Питера в Москву, да ещё и разместить-прокормить на месте - однозначно недёшево обходится. Прошу также учесть, что и учебная программа, и расписание занятий, и распорядок дня подгоняются, оптимизируются специалистами. Касательно физических и эмоциональных нагрузок скажу, что эти нагрузки закаляют получше чем пейнтбол и "имитаторы, которые способны увлечь ребенка, сделать процесс познания мира ...интересным и захватывающим" Кто себя помнит в 9-11 классах? Сымитируйте-ка ЖИЗНЬ! Напомню, что после школы (т.е. после 11 класса) т.н. "детей" уже дядя военком ждёт. А дети-воспитанники суворовских и нахимовских училищ и вовсе с детства военные. Участие в Параде Победы - это не просто одно из наиболее ярких приключений для воспитанника-патриота, это ещё и предмет серьёзной взрослой гордости. Пройти парадным строем по брусчатке Красной площади когда на тебя смотрит прадед-ветеран - уверяю Вас, это стоит 22-х дней обучения. Не знаю ни одного человека, который не гордился бы своим участием в параде. Из наших - точно никто не пожалел.

 

[20.05.2010] Военный

Уважаемая редакция! Здравствуйте! Как специалист, занимающийся вопросами военного образования могу сказать, что вероятность того, что набора в ВВУЗы в этом году может не быть... Но пока это уровень слухов. В Москве вообще тишь и гладь... Никаких указаний по поводу набора в ВВУЗы в этом году ещё нет. А УЖЕ СЕРЕДИНА МАЯ!!! Что касается Суворовцев и Нахимовцев то вполне понятно, почему военной составляющей их образования сейчас будет уделяться всё меньше и меньше внимания. МЕСТ В ВВУЗах для них просто НЕТ... Поступят в ВВУЗы в этом году единицы суворовцев, нахимовцев и кадетов (если, конечно, набор вообще будет). Если набор и будет, то явно не больше, чем в прошлом году!

Что касается курсантов ВВУЗов, то их сейчас пачками отчисляют за всё что только можно, даже с пятого курса, чтобы не выпускать лейтенантами и не давать дипломы... Идти то им всё равно некуда, так как в войсках соответствующих должностей просто нет... А родителям будущих и нынешних суворовцев, нахимовцев и кадет предлагаю задуматься. Надо ли поступать в ВВУЗ, испытывать судьбу, а потом, возможно, загубить жизнь своему ребёнку? Каждый решает сам... Вот такие дела! Советую всем оценивать ДЕЛА руководства МО и страны, а не СЛОВА! По делам сразу всё видно... ОПУБЛИКУЙТЕ ЭТО, ПОЖАЛУЙСТА!

 

[20.05.2010] О.В.Д

Поддерживаю позицию Николая, Rangerа-009, Питона, Военного. В ВС с 1981 года, всегда относился с уважением к кадетам, они того заслуживали. Уничтожается духовная составляющая вооружённого защитника Отечества. А реформаторы кто? Почитайте биографии...
 

[20.05.2010] Сергей Кочкин

Здравствуйте! Мне, выпускнику Ленинградского Суворовского военного училища 1984 года, годы обучения в котором считаю лучшим годами своей юности, крайне удивительно читать рассуждения на тему того, что подготовка к параду на Дворцовой площади мешала нам учиться. Мы понимали, для чего мы поступаем в это учебное заведение, мы понимали, что будет тяжело, но мы этого хотели, мы к этому стремились, мы счастливы тем, что через это прошли. Что касается Суворовских и Нахимовского училищ, как системы подготовки будущих офицеров, речь, прежде всего о тех училищах, которые существовали на момент распада СССР, то в деле подготовки офицерских кадров для современной России, им альтернативы нет. Вновь созданные кадетские училища, имеют право на существование, и должны быть. Но в этих учебных заведениях государство должно готовить управленческие кадры для себя, потому что в любом случае, уровень знаний, которые получают воспитанники в этих учебных заведениях, на порядок выше, чем в обычных школах.


[20.05.2010] Болельщик

Мой отец закончил Ленинградское СВУ в 1967 г. так он рассказывал, что историю и географию преподавали на английском языке, боевое оружие стояло не в комнатах для хранения оружия за семью дверями и замками как сейчас а просто в шкафах . ни у кого даже в мыслях не было взять его без команды. Присутствовал культ спорта, систематические полевые занятия. Так он до сих пор не верит, что эту систему сломали, превратив в гламурное подобие интернатов. Да, я забыл, ведь необходимо создавать Президентские кадетские корпуса

 

[20.05.2010] Кадет

Если исходить из рассуждений г-жи Фральцовой, что подготовка к Параду и учебный процесс вещи несовместимые, то тогда (исходя из ее логики) надо исключить из участников Парада все академии и вузы МО РФ. Ведь там люди тоже учатся. Чушь абсолютная.

 

[20.05.2010] Работник военкомата

Реформы (ежегодные!) запутывают саму систему отбора суворовцев, кадетов и нахимовцев. У меня в оформлении порядка 20 личных дел кандидатов для поступления в начальные военные образовательные учреждения, теперь я в затруднении - отправлять дела по линии военного комиссариата, или выдать на руки родителям (опекунам). Смотрите дату приказа и дату отправки личных дел. Реально?

 

[21.05.2010] Выпускник СВУ 1985 года и отец выпускника

Давайте посмотрим правде в глаза: при всех традициях суворовские училища уже давным-давно не те, что были в мое время (первая половина 1980-х). Льгот при поступлении в ВВУЗы нет уже давно, большинство ребят (БОЛЬШИНСТВО) вовсе не горят желанием стать офицерами. Да, безусловно, есть достойные воспитанники, которые после СВУ, КК, НВУ шли в ВВУЗЫ, но в основном училища превратились в отстойник для оболтусов из богатых семей, которых отдавали туда, чтобы научить уму-разуму... Я не скажу, что так везде, но случаи очень и очень часты. Той атмосферы, которая была лет 20 назад, когда м все ни о чем другом, как об офицерских погонах, и думать не могли, уже давным-давно нет... стоит только посмотреть на стоянку перед училищем в родительский день, по уровню автомобилей все станет понятно. Я уж молчу о коррупции, о расценках на устройство ребёнка в училище. Поэтому смотрите правде в глаза, в нынешнем виде училища давно уже себя изжили. Другие времена, другие правила.
 

[21.05.2010] Галина

Считаю, что никакие виртуальные игрушки не заменят того чувства гордости и эмоционального подъема, которое испытывают курсанты, участвующие в Параде Победы. Не лишайте этого наших внуков и нас, людей старшего поколения, радости и гордости за них.

 

[21.05.2010] Дымарскому не понять бывших суворовцев и настоящих офицеров, также как вопросов армии. Поэтому лучше молчать, чтобы не сойти за не того.


[22.05.2010] ЛнСВУ-67, Владимир

Рационализм и патриотизм нельзя ставить на одни весы! Там, где пытаются выиграть в экономике и пр, там теряют ПРЕДАННОСТЬ РОДИНЕ!

 

[23.05.2010] Алексей

Ведь там люди тоже учатся. Чушь абсолютная. Пусть кадеты учатся, а не маршируют. По крайней мере, писать без ошибок будут.

 

[23.05.2010] Шанин А.С. выпуск ЛнСВУ-67

То, что совершенно гражданские люди, не только не учившиеся в суворовских училищах, но даже не служившие в армии, не только судят о том, с чем очень плохо знакомы, т.е. судят, так сказать, «не выше своего сапога», это понятно. Никто не может быть против необходимых преобразований, направленных на улучшение чего бы то ни было: учебы, быта, воспитания, знаний, направленных на соответствие новым требованиям науки, техники, жизни.

Сторонники сохранения суворовских училищ в большинстве своем возмущены тем, что такую хорошую кузницу кадров, которой являлась система суворовских училищ под видом преобразований пытаются сначала сравнять с распространенными сейчас «кадетскими» классами в школах, которые к настоящему кадетству не имеют ни малейшего отношения, а затем устранить совсем.

Можно каким угодно школьникам вешать какие угодно погоны, но сути эти погоны не изменят. Но ни коем случае нельзя покушаться на основу суворовских училищ, которые в своем названии имеют слово «военное». Даже ПТУ имеют свои направления, по которым готовят своих учеников. Почему же в этом отказывают воспитанникам, которые готовятся Родину защищать? А это посложнее чем готовить каменщика, плотника или повара, ничуть не принижая значения этих достойных профессий. В суворовских училищах никогда не было школьной «Зарницы», которую она милостливо разрешила «вернуть» в училища, а была стажировка в войсках для прохождения курса молодого бойца и овладения начальными навыками солдата и командира отделения. Это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Так что суворовские военные училища должны оставаться военными со всеми вытекающими: особая, более насыщенная программа обучения, содержащая военные дисциплины, наличие офицерского и сержантского командного состава, строгая дисциплина, строгий распорядок дня и выполнение всех положенных военной службой обязанностей.

Гражданские люди по определению всему этому молодых людей не смогут научить. Что касается учителей, то учителей в суворовские училища и раньше принимали по конкурсу. Пока хорошо уже и то, что эти училища, по словам госпожи Фральцовой, решено оставить в системе военного образования, а изначально ведь предлагалось передать их в Министерство образования. Этому бедному Министерству уже десятки лет не справиться со своими проблемами, им еще только головной боли с суворовскими училищами не хватает. Если же количество выпускников СВУ превышает потребности военных вузов, то конечно почему бы и не разрешить выпускникам свободный выбор вузов, а можно и по примеру нахимовских училищ, число которых сократили в 60-е годы, сократить и их число, переведя ряд суворовских училищ в разряд простых кадетских корпусов с нормальной школьной учебной программой. Сократить число, но не устранять совсем и не переделывать все полностью в «интернаты благородных девиц», которые ну никак не могут прожить без пентбола. Кстати, для наших географических и климатических условий лыжи как-то полезней, да и расходы, о которых так пекутся в МО, будут меньше. Что касается парадов, то могу свидетельствовать, как участник десяти парадов в форме суворовца, что для суворовцев парады никогда не требовали трех месяцев подготовки, не были причиной послаблений в учебе и не влияли на здоровье.

 

[23.05.2010] Выпускник Лен СВУ 1979 года

В том виде в котором они сейчас-ИХ НАДО ЗАКРЫВАТЬ! 

 

25.05.2010 Игорь, выпускник Лн СВУ 1983 года

Почему уважаемая мною газета нашла место только для публикации одностороннего мнения двух, может быть и высокообразованных, но очень далеких (не по должности) от военного образования (в том числе и в суворовских ВОЕННЫХ училищах) людей. Почему не представлено мнение выпускников-суворовцев, офицеров и педагогов (пусть даже и бывших), которые не один десяток лет своей жизни посвятили суворовским училищам? Где дискуссия? Выпускники СВУ всегда отличались, кроме хороших знаний, еще и тем, что могли самостоятельно мыслить, делать свои собственные, а не навязанные командованием, выводы, грамотно аргументировать свою точку зрения. Это не нравилось командирам, которые служат по принципу "не нравится грузить люминь - будешь грузить чугуний". Может быть эти качества как раз и являются лишними в "новом облике" Вооруженных Сил? А посему логика и цель "реформирования" абсолютно ясна.

 

25.05.2010 Роман, Удмуртия

Господа-реформаторы системы суворовских и нахимовских училищ, может обсудят предстоящие реформы с офицерами, которые с гордостью носят на груди "краб", а кармане алый погон?

 

25.05.2010 Жданов М.И., выпускник ККСВУ-1952

 Прочитал комментарии от 23.05.2010 Шанина А.С и некоего Алексей. Полностью согласен с мнением Шанина, а Алексею хотел бы сказать, что суворовцев всегда учили писать без ошибок такие учителя, каких в гражданских школах ещё поискать. И строевая подготовка, подготовка к парадам никогда этому не мешали. А вот среди гражданских специалистов с высшим образованием по жизни встречал очень много не слишком сильных в русском языке.

 

ЕкСВУ  26.05.2010 Shal

 Алексей! Да, "шагистика" отвлекает от учебного процесса, но при этом уровень подготовки выпускников СВУ остается на порядок выше.

 

02.06.2010 Алексей

Для Shal уровень подготовки выпускников СВУ остается на порядок выше".

ОСТАВАЛСЯ! В настоящее время эффективность обучения в образовательных учреждениях этого типа НИЗКАЯ! По результатам ЕГЭ в ввузы МО РФ было принято не более 25% выпускников. Мотивация выпускников школ намного выше мотивации бывших кадетов и питонов. У Вас были однокурсники по училищу из числа школьников - неужели их служебная успешность ниже, чем у кадетов?!

 

 

Отклики на статью в РГ "Отлучени от парадного строя" 7 апреля 2010 года

 http://www.rg.ru/2010/04/07/suvorovtsy.html

 

28.04.2010] Здравствуйте, уважаемая редакция! Огромное спасибо за статьи и возможность высказаться! Мой сын окончил СВУ и ему очень повезло, что он сейчас учиться в Высшем Военном ! Он мечтал, мечтал с маленького возраста стать офицером. Поэтому с удивительным терпением переносил все "тяготы" учебы и службы в СВУ.Как и многие его однокашники мечтал о высшем военном образовании! У них была цель, выучиться и поступить! Они ходили в наряды, занимались строевой, спортом и учебой! У них не было времени заниматься ерундой, смотреть телевизор и ловить ворон! И как же жаль, что многие из них не поступили после окончания в военные ВУЗы! И как было бы правильно, если бы из СВУ была прямая дорога в военный ВУЗ .Это осознанный выбор, выбор целенаправленный. Эти юноши будут и могут создавать основу в рядах ВС. Военные врачи, военные юристы, военные переводчики и т.д. - это как раз те люди, которые встанут по тревоге, по первому зову, по приказу и в независимости от времени года, местонахождения, отпуска, будут нас защищать, лечить! Поэтому ни в коем случае нельзя делать из СВУ колледжи или гражданские учебные заведения! Армию надо укреплять достойными военными кадрами, а не разваливать и разбавлять гражданскими, у которых совершенно другой менталитет и уклад жизни!

Тятьяна


[27.04.2010] Не совсем о суворовцах, но по теме парада. Участвовал мой курс в параде на Дворцовой площади, так успеваемость у тех, кто в 2,5 месяца тренировался была лучше, чем у тех, кто не попал в парадный расчет. Так что глупости одни в обосновании отказа от участия суворовцев в параде.

капитан


[26.04.2010] А я мать кадета, который выступал на параде в 2007 году. Фото и газеты с этого парада хранятся и пересматриваются по сей день с волнением и гордостью! И проблем у моего ребенка с учебой или поведением не было до поступления никаких! так что не мечтала я его "куда-нибудь засунуть", не нужны военными, будем учиться штатскими, только в штатском ВУЗе! Обидно за мальчишек!

мать кадета


[26.04.2010] Здравствуйте! Пишет человек прошедший сам школу СВУ, сказать есть что, конечно, и много, хоть каждый абзац разбирай, и спорь и соглашайся. Дело в том, что самое главное в СВУ - всегда найдется время для занятия строевой подготовкой, и оно находится, и в наказание и в примирение коллектива, и к параду выбирают самых лучших, лучше на параде, чем в наряде, а сейчас получается: нет парада, а от строевой и нарядов тоже не освободили! Лучше бы три года в пенсию засчитали!

Сычев Андрей


[25.04.2010] Здравствуйте, глубокоуважаемая редакция! Надо глубже посмотреть на проблему! Как человек, занимающийся этим вопросом, могу сказать, что сейчас основная масса суворовцев - это не дети военных, погибших в "горячих точках"...А кто они? В основном дети родителей, которые хотели упрятать своих чад от "улицы" и дать им престижное образование (не жалея больших денег). Но скорее первое. Во многом это дети родителей, имеющих "толстые" кошельки, связи в МО и других ведомствах. Поступить ведь в СВУ ох как непросто! Да, есть там умные ребята, но как и в любой нашей средней школе их 10-15%. А остальные, спросите Вы? 60-70 %- посредственные ученики. 15-20% суворовцев по своему интеллектуальному развитию не смогли бы даже среднюю школу закончить (были специальные исследования). А в СВУ можно всё! Там связи и "блат" ещё работают! Вот именно родители этих 15-20% ребят сейчас остро обеспокоены тем, что их детям нет мест в ВВУЗах! Суворовцы - не военнослужащие. Они - суворовцы же нужны нашему уважемому МО...для пиар-кампании. Не более. Поэтому теперь не будут их воспитывать офицеры - воспитатели. А кто будет, спросите Вы? А непонятно кто... Если рассматривать армейскую (офицерскую) "пирамиду" по-Сердюкову то суворовцев ,в принципе, должно быть много. Но не все они станут курсантами ВВУЗов! На это ребятам и их родителям сразу надо открыть глаза! Набор в ВВУЗы в прошлом году сильно сокращён (в 5-10 раз, а по некоторым специальностям до 20-30 раз). По набору этого года информации нет вообще! В военкоматах на поступающих в ВВУЗы вообще отказываются оформлять личные дела (нет разнарядки). В ВВУЗах поговаривают, что набор может быть в этом году вообще отменён (или набирать будут только девочек). ПРИЗЫВАТЬ на срочную службу НЕКОГО! Вот это проблема! Если рассматривать "пирамиду" Сердюкова, то (конечно, условно) из 200 суворовцев стать курсантами смогут 50. Закончить ВВУЗ (даже учитывая отличную подготовку) смогут 30 человек. А если учесть последние изменения в 80-й приказ МО, то ещё меньше курсантов (бывших суворовцев)смогут закончить ВВУЗы. Стать капитанами - человек 20, майорами - 5, полковникам, по самым оптимистичным подсчётам - 1-2 человека! Вот это "пирамида" по Сердюкову. А суворовцы - в самом её основании. И они - суворовцы являются показателем того "облика" который вскоре будет сформирован! Спасти положение поможет только приём суворовцев в ВВУЗы без экзаменов, но даже в этом случае возьмут не всех (мест мало, а есть ещё сироты, участники боевых действий, люди с рекомендацией командира части и т.д.). Проблем много, но надо предлагать реальные пути их решения и дискутировать. Надо разрабатывать новые законы, касающиеся военного образования. Только наше мнение и высказывания по проблеме помогут сформировать общественное мнение на проводимую реформу армии...Честь имею! УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ! Опубликуйте это пожалуйста!

Военный


[24.04.2010] Прочитал мнение "Пенсионера ВС" и "Ветерана ВС" и мне стало обидно за них. Они рассуждают о том, чего сами никогда не испытывали. А может это самая настоящая зависть к тем, кто в своё время прошёл "суворовскую школу"? Я закончил Московское суворовское военное училище в 1970 году, несколько позже Игоря Иванова, и ни секунды об этом не пожалел. В настоящее время я полковник запаса, но по-прежнему бережно храню уже пожелтевшие фотографии тех дней. Нельзя отдавать решение этого вопроса на откуп существующего руководства Минобороны.

Тихоненко Александр Гавриилович


[23.04.2010] прочитала статью и очень расстроилась, хотя сейчас эта проблема меня и не должна волновать. Сыновья поступали и поступили в СВУ в 80-х годах. Старший закончил СВУ, а младший не захотел дальше учиться в военном учреждении - не его это оказалось, а сейчас очень жалеет. Мой муж закончил СВУ, впоследствии стал генералом и самый дорогой знак отличия у него был - значок СВУ. А умер он в 54 года, когда узнал что не нужен больше армии, что попал под президентское сокращение. А воспитание и образование в СВУ всегда считалось и было намного лучше чем в обычных школах. А парад и подготовка к параду -это гордость и самодостаточность у мальчишек. И как правило шли на парадах они лучше всех, и воспоминание на всю жизнь, и братство суворовцев тоже на всю жизнь...

мать суворовцев и вдова генерал-майора


[21.04.2010] Еще раз о СВУ НВМУ КК. Кто занимается воспитанием воспитанников в этих учебных заведениях? Офицеры - люди которых готовили воевать, не имеющие. как правило, педагогическое образование, прошедшие 2-х месячные курсы в ТвСВУ (по формальному признаку, потому, что учат их такие офицеры). Офицер - специалист ГАС, эксплуатации ЯЭУ и тд. - воспитывает подростков! В то время как он должен (ибо его этому учили не менее 5 лет) бороздить просторы мирового океана, при этом ему платят надбавки как боевому офицеру - это по государственному?! В защиту этой системы в том виде, как было раньше - гневные письма "мам суворовцев": Куда мы денем своих чад, мы так надеялись, что их государство обучит вначале в КК, а затем в ВВУЗ МО РФ

Пенсионер ВС РФ


[20.04.2010] Огромное спасибо Игорю Иванову за поддержку. Как хорошо, что хоть кого-то трогает эта проблема. Она гораздо глубже, чем кто-либо её себе представляет. Хотелось бы спросить тех, кто начал эту реформу, они себе её как представляли и главное знают ли они что из этого получилось? Дело в том, что в настоящее время за благовидным, чистым и внешне благопристойным фасадом Московского военного суворовского училища скрывается недоумение и растерянность родителей. Порушенные надежды и мечты детей. А их кто-нибудь спросил? Хотят ли они учится в военном суворовском училище или в интернате? Посмотрите им в глаза. Многие курсанты училища дети военных, воспитанные на боевых традициях, дружбе, взаимовыручке, на любви к Родине. Мы родители не знаем что им ответить, не знаем как оправдать то, что сейчас происходит. А ведь в тот момент пока чиновники заседают, умами наших детей могут завладеть проходимцы, которые быстро займут пустующую нишу и направят наших детей в нужное им русло. Кто нам их тогда вернет. Неужели эти мальчишки не нужны стране. Сейчас в училище не хватает гражданского персонала, ведь офицеров уволили, а гражданских не набрали. Ребята (а в роте 90 человек) остаются ночью одни. Скажите, а если с ними что-нибудь случится, кто за это ответит. Как можно было не продумать все эти вопросы. И если реформировали, то необходимо было позаботится первым долгом о подборе кадров, квалифицированных кадров. Я считаю, как мать, что это преступление перед нашими детьми, перед нашей страной. Как нам смотреть детям в глаза, если мы взрослые принимаем такие необдуманные решения.

мама суворовца


[19.04.2010] Кто учился раньше в кадетских корпусах - дети дворян! Но эти дворянские семьи были, как правило, многодетные или обедневшие, неспособные дать достойное образование своим детям. А государство Российское заботилось о них, выращивая верных царю и Отечеству офицеров. Был еще Павловский военно-сиротский дом, где обучали и содержали сыновей и дочерей погибших военнослужащих. СВУ были созданы для обучения детей погибших военнослужащих, партизан партийных и государственных работников. Т.Е., эти учебные заведения несли на себе социозащитную функцию для детей ВОЕННОСЛУЖАЩИХ! Кто знает истинное положение в СВУ, НВМУ, КК в последние 5 лет - ответьте: какой % там детей военнослужащих!? Большинство - дети из неполных семей, в которых родители решают свои проблемы, зачастую за счет государство. Возможность получить высшее образование, при этом быть на гособеспечении, порождает у воспитанников иждивенчество. Однозначно, среди воспитанников есть очень способные, талантливые, сильные подростки! Но их - мало! Должна быть конкуренция при поступлении в ввуз между школьниками (которые в 17 лет выбрали свой путь осознанно и усердно готовились к поступлению) и воспитанниками (за которых, как правило, этот путь выбрали в 14, а то и в 10 лет). Подготовка к параду начиналась с началом 4-й четверти. При этом останавливалась жизнь - самоподготовка, секции, кружки - все это неважно, важно шагистика. А воспитанники НВМУ вообще выезжали в Москву. Да, участие в параде - это достойно, патриотично. Но все должно быть разумно, к примеру, пройти в одной колонне с лучшими школьниками города, возложить цветы и тд. Основная задача школьника (а воспитанники - это школьники) - учеба!

Ветеран ВС РФ


[16.04.2010] По-моему, родители радеют за своих детей-суворовцев именно потому, что критически оценивают их подготовленность к поступлению в вуз на общих основаниях! Они не конкурентноспособны, зачастую их шансы на поступление близки к нулю.

Юрий М


[16.04.2010] Уважаемый Юрий М. видно кадеты вам сильно "насолили", раз вы отзываетесь о них так пренебрежительно. Суворовцы (нахимовцы) всегда выделялись своим достаточно высоким уровнем подготовки и это не только мое личное мнение. Нам с 14-ти лет вбивали в голову, что мы будущая элита армии, а это знаете ли не забывается никогда. Необходимо отметить, что почти всех кадетов с первого курса ВВУЗа назначают младшими командирами, т.е. помощниками офицеров, и многие из них действительно достойно выполняют свои обязанности до выпуска (5 лет). Конечно, среди нас не все идеальны. Большинство бывших кадетов-офицеров не только с гордостью носят "краб" на кителе, но и достойно выполняют свои служебные обязанности. Выпускник ТвСВУ 52 в-к 1 рота 3 взвод P.S. Прошу опубликовать

Капитан


[14.04.2010] К сожалению, большинство суворовских училищ и кадеток за последние 10-12 лет превратились в рассадник безалаберности. Посмотрите на основной контингент учеников - это отбившиеся от рук дети богатых родителей, которых пристраивают туда ради "воспитания". Я уж молчу о взятках, которые нужно заплатить, чтобы устроить туда ребёнка. Посмотрите, на каких машинах приезжают туда родители. Особенно славится Кронштадский морской кадетский корпус, он создавался, как морская школа для детей-сирот, детей из трудных семей, детей офицеров, но быстро превратился в сборище "сынков". Ни о каком патриотическом духе и дисциплине не может быть и речи, я лично знаю кадетов, которые и травку покуривали, как обычные школьники, и приторговывали ею. Очень мало знакомых выпускников кадеток и суворовских училищ пошли потом в ввузы, и ещё меньше стали действительно элитой армии, а так - ничем не отличаются от прочих (а среди военных у меня много знакомых, я сам 9 лет отслужил) Поэтом, может, отставим все это ретроградство? В современном виде суворовские училища не нужны, они уже ДАВНО НЕ ТЕ.

Evgeniy T


[13.04.2010] ..Уважаемый министр обороны! Было бы справедливо начать реформу военного образования через три года после объявления о грядущих изменениях в составе учебных заведений и условиях поступления в высшие военные вузы! Ведь многие сегодняшние суворовцы и кадеты в 14 лет "пошли в армию" чтобы заслужить обучение в военных ВУЗах ! И все три года они мечтали об одном: стать настоящим офицером и защитником родного Отечества! Убедительно прошу Вас определить всех выпускников 2010г. суворовских училищ и кадетских корпусов в высшие военные учебные заведения! Эти дети заслужили небольшие льготы!

Мама суворовца.


[09.04.2010] Во-первых, по поводу заметки Юрия М. о равенстве условий приема в военные ВУЗы суворовцев и выпускников гражданских школ. Для гражданского ВУЗа это годится, но для военного - никогда. Суворовец своей учебой в СВУ уже готовит себя к военной службе, сознательно идет к этому. Конечно, бывают и ошибки, но это исключения из правил. Во-вторых, "забота" об успеваемости суворовцев во время подготовки к Параду - это не только нарушение многолетней традиции, это подрыв морального духа суворовцев и нахимовцев. Я уже давно в отставке, ещё дальше - время учебы в СВУ, но при виде суворовцев, марширующих по Красной площади, сладко сжимается сердце и на глаза наворачиваются слёзы гордости за наших мальчишек.

Выпускник Кавказского СВУ 1952 года М.Жданов.


[09.04.2010] Здравствуйте, глубокоуважаемая редакция! Дело тут совсем не в суворовцах! Скорее даже совсем не в них! Надо глубже смотреть на проблему! Почему пишут только о Суворовцах, а о курсантах ВВУЗов совсем ничего? Министру обороны не очень нужны суворовцы. ОФИЦЕРЫ НЕ НУЖНЫ! Не то, что суворовцы! Точнее нужны суворовцы, но скорее только для пиар-компании. Не более. Если рассматривать армейскую (офицерскую) "пирамиду" по-Сердюкову то суворовцев ,в принципе, должно быть много. Но не все они станут курсантами ВВУЗов! На это ребятам сразу надо открыть глаза! Набор в ВВУЗы в прошлом году сильно сокращён (в 5-10 раз, а по некоторым специальностям до 20-30 раз). По набору этого года информации нет вообще! В военкоматах на поступающих в ВВУЗы вообще отказываются оформлять личные дела (нет разнарядки). В ВУЗАх поговаривают, что набор может быть в этом году вообще отменён (или набирать будут только девочек). ПРИЗЫВАТЬ на срочную службу НЕКОГО! Вот это проблема! Если рассматривать "пирамиду" Сердюкова, то (конечно, условно) из 200 суворовцев стать курсантами смогут 50. Закончить ВВУЗ (даже учитывая отличную подготовку) смогут 30 человек. А если учесть последние изменения в 80-й приказ МО, то ещё меньше курсантов (бывших суворовцев)смогут закончить ВВУЗы. Стать капитанами - человек 20, майорами - 5, полковникам, по самым оптимистичным подсчётам - 1-2 человека! Вот это "пирамида" по Сердюкову. А суворовцы - в самом её основании. И они - суворовцы являются показателем того "облика" который вскоре будет сформирован! Спасти положение поможет только приём суворовцев в ВВУЗы без экзаменов, но даже в этом случае возьмут не всех (мест мало, а есть ещё сироты, участники боевых действий, люди с рекомендацией командира части и т.д.). Проблем много, но надо предлагать реальные пути их решения и дискутировать. Надо разрабатывать новые законы, касающиеся военного образования. Только наше мнение и высказывания по проблеме помогут сформировать общественное мнение на проводимую реформу армии...Честь имею! УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ! Опубликуйте это пожалуйста!

Военный


[08.04.2010]  Согласен со своими братьями-суворовцами, что подготовка к парадам совершенно не мешала при грамотной организации процесса нашей учебе. Уровень подготовки в СВУ, НВМУ был такой, что я, приехав из села, смог через год участвовать в городских олимпиадах по математике в Москве. Наша команда всегда была в числе призеров и, даже, в победителях. А участие в парадах стимулировало быть успешным, ибо могли не включить в парадный расчет. Что касается профильности образования в довузовском военном учебном заведении, то я и все мои друзья-кадеты считаем, что в составе Министерства обороны обязательно должны остаться несколько СВУ, а также Нахимовское военное училище, возможно, и какие-то кадетские корпуса, которые должны готовить будущих офицеров именно для своего ведомства. И руководителями в них, командирами рот, взводов должны остаться офицеры. Возможно, это могут быть и офицеры запаса, опытные воспитатели. Отбирать их туда нужно по конкурсу. Обязательно на выпускников этих учебных заведений должен быть государственный заказ. Ведь делают же сейчас это в МВД, ФСБ, МЧС. Чем военные хуже? Выпускник Мс СВУ 1971 года, Председатель Санкт-Петербургского Союза суворовцев, нахимовцев и кадет А.И.Чечков


[08.04.2010] Мест в военных вузах на всех сейчас не хватает. А если ещё и суворовцы стребуют своё, то не будет и вовсе. Со мной училось (1990-1995 г., РВВАИОКЗУ-РВАИ) не менее 2 десятков суворовцев: из Москвы, Калинина, Уссурийска и т.д. Учились архиплохо, кроме физподготовки они ни в чём не преуспели. Зато за пьянку их выгоняли пачками. До выпуска немногие доучились. Вывод: принимать в вузы - по единым критериям - по знаниям.

Юрий М


[07.04.2010] В наше время так мало осталось объединяющего, патриотического. Зачем же еще нашему руководству и на эти меры идти? Я сам учился в СВУ и помню подготовку к первому параду, как одно из самых ярких и запоминающихся событий. А уж сам парад не поддается никаким эпитетам!!!! Столько эмоций, гордости и чувства, что ты равноправный защитник Отечества.... При этом закончил СВУ я с 3 четверками, остальные пятерки. Никак эти парады не влияют на под-ку!!!!!

Евгений


[07.04.2010] Беда коль пироги начнет печи сапожник... Чтобы решать вопрос о парадах надо знать парады изнутри я участвовал в 14 парадах, и для нас неучастие в параде было наказанием.

Валерий Лаврухин


[07.04.2010] История знает немало АБСОЛЮТНО неопровержимых свидетельств того, что бывает с народом (государством), когда нарушаются его ВЕКОВЫЕ традиции. Суворовская (кадетская) школа – это вековая традиционная СИСТЕМА подготовки военных кадров, не просто лучших, но являющихся ОБРАЗУЮЩЕЙ (формирующей) силой (средой) Армии. Нетрудно сделать вывод, чем может грозить разрушение этой системы. Это как из фундамента здания вынуть один из основных несущих блоков. Не побоюсь провести аналогию с фактическим уничтожением в 20-м веке большевиками института Православной Церкви; и как это до сих пор «икается» в духовном и нравственном состоянии нашего общества. Но народ хочет выжить – и Церковь возрождается, Вера Православная возвращается в наши души. Очень хочется надеяться, что военным образованием не вечно будут править несведущие «Геростраты» (пример попытки превращения кадетских корпусов в «военные гимназии» в русской истории уже был), и суворовская (кадетская) СИСТЕМА вернётся к традиционному облику.. Вот только какой ценой.. Евгений Романов, выпускник Свердловского (ныне Екатеринбургского) СВУ 1975 г.


[07.04.2010] Совершенно неправы те, кто лишает воспитанников СВУ и НВУ участия в параде. Нас возили на парад из Воронежа, учились и маршировали, более того, до сих пор помню, что даже тренировки спортсменов не отменяли. Я тренировался в бассейне ЦСКА. А какая радость и счастье было пройти парадным маршем по Красной площади. Ничего выучились. Я сейчас уже давно полковник в отставке, а во время службы всегда сравнивал уровень подготовки офицеров бывших суворовцев и др. Почти во всех случаях уровень был в пользу "кадетов". Были, правда, и "суворовы", но Громовых значительно больше. С уважением, Анатолий.

Анатолий Хопин


[07.04.2010] Благодарен суворовской школе за прошлое, настоящее и будущее.Закончил Киевское СВУ в 1976 году. Дослужился до капитана 1 ранга, стал кандидатом техническиз наук и профессором. После увольнения сделал не менее значимую гражданскую карьеру в бизнесе. Суворовские устои военной школы(прежде всего достойные примера и уважения офицеры-воспитатели, крепкая воинская дисциплина, пребывание в летних лагерях, подготовка и участие в парадах), прекрасная учебно-методическая и спортивная подготовка дали нам необходимый стержень в жизни, привили чувство товарищества, научили по настоящему понимать смысл служения Отечеству. Практически все мои сокурсники по СВУ стали достойными гражданами Росси и стран СНГ,а многие из них в настоящее время составляют военную, научную, государственную и культурную элиту этих стран. Мы почти все дружим, часто общаемся, хотя расстались с СВУ 34 года назад. Это стоит дорогого. Мы все как один благодарим судьбу за то, что свой жизненный путь начали именно в СВУ. Суворовско-нахимовская школа-школа интеллектуалов, лидеров и настоящих патриотов Родины. Кто не понимает этого и пытается по своему усмотрению трансформировать добротно отработанный и проверенный временем процесс достоин сожаления, а кто его пытается сломать или выхолостить не может быть не только патриотом Родине, но и дальновидным ее гражданином. Честь имею. Уверен в том, что здоровые силы и руководство страны не дадут свершиться невосполнимым потерям в виде развала базового стержня обороноспособности России - Суворовского-Нахимовской школы.

Азаренко Станислав Александрович


[07.04.2010] "Понимающему".  Максим Викторов, как и мы с Вами живет в 21м веке. В училища должны поступать дети по зову сердца, успешно сдавшие вступительные экзамены и прошедшие строгую медкомиссию, предпочтение должно отдаваться сиротам и детям погибших военнослужащих. СВУ и НВМУ МО подчиняются МО РФ.

Анатолий


[07.04.2010] Военные мальчишки участвовали в военных парадах не с 1945 года, а гораздо раньше, еще до войны. Мне 86 лет и мой первый парад на Дворцовой площади в Ленинграде 1 мая 1941 года, когда в строю артиллерийских, военно-морских и военно-воздушных школ проходили мимо трибуны, радовались высокой оценке Командующего Ленинградским военным округом генерала КИРПОНОСА, по-настоящему почувствовали себя взрослыми, защитниками, а через два месяца добровольно отправились на фронт и используя полученные в спецшколе военные знания, воевали против фашистов. Патриотизм мальчишек был поддержан и участием в военном параде! Остановите глупые реформы, спасите суворовские и нахимовские училища, верните военных мальчишек на парад! Инвалид Отечественной войны подполковник в отставке Владимир Соколов-Хитрово


[07.04.2010] Интернет-движение в поддержку участия суворовцев, нахимовцев и кадет в параде победы 9 мая! Сайт открыт 31 марта 2010 года Сайт интернет-движения в поддержку участия суворовцев, нахимовцев и кадет в параде победы 9 мая! Чтобы выразить свою поддержку, зарегистрируйтесь на сайте. http://paradapobedy.net/

Олег


[07.04.2010] Почему у нас решения принимают люди, имеющие слабое представление о существе дела? И при этом (гордыня - не худший ли из пороков для руководителя?) не слушают тех, кто знает? Походящее определение этому - НЕПРФЕССИОНАЛИЗМ. Разве те, кто принимал решение о неучастии суворовцев в Параде Победы, сами проходили парадом по Красной площади? Нет! Разве знают они, что это такое - пройти парадом? И не только в Москве. А ссылка на трехмесячную подготовку - это вообще, как бы мягко выразиться, информация не соответствующая действительности. Когда войска собрали для подготовки к нынешнему параду? За месяц. А то, что отбирали, шили форму, собирали действующую технику - это называется предварительной работой. И риторический вопрос к нашей власти: когда остановится процесс назначения на руководящие должности (и не только в армии!) НЕ профессионалов?

Василий Левченко, воспитанник Казанского СВУ, 1972 года выпуска.


[07.04.2010] Поправки в Закон "Об образовании" - давно назрели. Они помогут сохранить уникальную, проверенную годами отечественную систему воспитания и образования элиты офицерского корпуса Вооруженных Сил. Анатолий Дидык Выпускник Ленинградского СВУ 1983


[07.04.2010] Максим Викторов живёт в 20 веке, сейчас многое не так, как было. А в суворовцы должны идти сироты и другие дети из необеспеченных семей, а ведь зачастую не так. Кроме этого льгот при поступлении у них практически нет. А то, что не будут участвовать в парадах правильно, они не являются военнослужащими и не относятся ни к одному из силовых ведомств.

Понимающий


 

Вот такое оно воспитание в суворовско-нахимовской школе:

не боятся называть себя кадеты и питоны, не стесняются своего имени-отчества. Не боятся!

 Это ли не пример для своих оппонентов даже в этой простой ситуации?