1944 - Шестой выпуск - 1954
В выпуске 75 суворовцев:
Приказ № 261 от 18 июня 1954 г.: «В соответствии с Положением, утвержденным Советом Министров Союза СССР и инструкцией МП РСФСР о проведении экзаменов на аттестат зрелости, и на основании результатов экзаменов считать окончившими полный курс Казанского суворовского военного училища суворовцев, с выдачей им аттестата зрелости:
Приказ № 339 от 21 августа 1954 г.: «Нижепоименованных суворовцев-выпускников, окончивших училище и убывающих в военные училища для прохождения дальнейшей службы: - в Рязанское военное училище - Бродерецкого Илью Яковлевича (1998+) - в Свердловское суворовское офицерское училище - Габова Бориса Андреевича (Пермь).
Комиссованы по выпуску по болезни: Макеев Альберт (Витебск, РБ) и Пронин Юрий. Данные буклета С.Кулешова и справочника "70 лет КзСВУ" |
Нет, нас учили с пониманьем Не кое-как, не как-нибудь, И здесь полученные знания Нам в жизни освещали путь.
Живя по совести, по чести Без унижения, без лести Я чту суворовский мой строй, Ему я верен всей душой!
Кадетской клятвы не нарушив, С гранитных невских берегов, С проспектов, парков и мостов. Что воспевал Великий Пушкин, Я шлю привет горячий свой Его онегинской строфой.
Ах, упоительная Волга! Казань! О, нет, увижу вас! И после расставаний долгих Настанет встречи светлый час,
И перед взором вновь предстанут Громады современных зданий, Старинный Кремль, Казанки берег, Театр и башня Сююмбеки...
А память снова возвращает Туда, где семь счастливых лет Внимая обученья свет Взрослели, верили, мечтали...
А ныне сон мой наяву - Я вновь в родном мне СВУ. Вокруг знакомые все лица – Любимые учителя мои! |
|
Я с болью в сердце вспоминаю Всех тех, кто волею небес Другой, безгрешный «мир вкушает», Кто «новый приняли венец»,
Покинули наш строй кадетский Мисюк, Илюша Бродерецкий, И Кузнецов, родной наш «Плинтус», Корнеева сжег смерти вирус,
Исаков Женя, Петр Мамлеев – Всех тех, кто жар сердец нам нес, Кто воспитанья тяжкий воз Тянул, кто нас растил, лелеял... О них мы в этом час скорбим, Склоняем головы, молчим...
Но жизнь клокочет с новой силой Течет, струит по жилам кровь Поднимется ль с колен Россия? Величье к ней вернется ль вновь?
Я знаю, мы расправим плечи, Воскреснет звучность русской речи, А в людях наших, знаю, есть Отвага, мужество и честь.
Словам Суворова внимая. Что натиск, быстрота, маневр – Залог успеха! Зло презрев. Спасет, поднимет и прославит Святую Русь! В том спору нет Его величество - кадет!
Друзья мои! Я от души желаю! |
1954 год стал первым юбилейным годом, училищу исполнялось десять лет. В этом году производился шестой выпуск и училище давало путевку в жизнь суворовцам, которые проучились в его стенах ровно десять лет, с 1-го по 10-й класс. Да, поистине это был необычный выпуск. Ранее все выпускные торжества проводились в конце сентября, когда после короткого отдыха ребята возвращались в училище и оттуда убывали к местам дальнейшей учебы. В этот раз выпуск производился в летних лагерях, где выпускники на торжественном построении принимали военную присягу и прощались со знаменем Выпускной вечер с приглашением девушек был проведен в училище после возвращения из лагеря. Вот и настали последний суворовский вечер, последний торжественный ужин и последние гуляния по аллеям своего парка. Ребята с грустью ходили по всем этажам здания, заглядывая во все помещения, ведь за десять лет учебы им довелось пожить во всех уголках. В памяти ребят всплывали первые дни, когда они переступили порог училища, вспоминали первых своих воспитателей и учителей. Сколько у этих ребят было и радостных, и горестных событий. За десять лет они окрепли физически и возмужали духовно. Теперь в четком строю стояли вполне оформившиеся солдаты, и трудно было представить, что десять лет назад это были голодные, исхудавшие и пережившие ужасы войны, несмышленые 8 - 9-летние малыши, любознательные ко всему окружающему и требовавшие особого внимания. Пройти путь от первоклашки до выпускника в одном подразделении довелось только этим суворовцам. В день выпуска ребята с благодарностью и любовью вспоминали своих первых воспитателей капитана Фортакова Б. М., старших лейтенантов Исакова и Кравцова, старшин Сулима, Савватеева и Егорова, преподавателей Безрукову Т. Ф., Гугнину М. М., Балашову, капитана Чайникова. Эти люди сумели заменить малышам их матерей и отцов, поставить их на ноги и сделать настоящими суворовцами. Буквально за несколько месяцев до шестого выпуска в СВУ прибыл новый начальник училища генерал-майор Панин. Суворовцы заметили, что это спокойный и добродушный человек. Он не стал производить всякие преобразования в училище, видимо, его удовлетворяли установившиеся в коллективе порядки и размеренная жизнь и учеба суворовцев. В шестом выпуске медалистами стали 20 человек: золотая - Антипенко Вадим, Болознев Игорь, Газиев Рим, Дюдин Владимир, Масюк Владимир, Путков Валерий, Ромас- ловский Игорь, Семенов Анатолий; серебряная - Бисеров Арнольд, Дурнев Валентин, Иващенко Юрий, Исаков Евгений, Камалетдинов Равиль, Канальцев Олег, Климцов Альберт, Мамлеев Петр, Морозов Юрий, Сдобное Николай, Степашкин Юрий, Шабалин Александр. Выпускники разъехались в военные училища Москвы, Ленинграда, Рязани, Харькова, Костромы, Одессы, Житомира, Калининграда и других городов.
В 1954 году завершилась учеба в стенах СВУ суворовцев первого набора, вступивших за его порог в военном 1944 году. Вспоминая о прожитых годах в Казанском СВУ, следует особо рассказать о тех людях, которые дали своим воспитанникам путевку в жизнь. Без их жизненного опыта, воли и знаний, без их человечности, сердечности и забот вряд ли суворовцы получили бы глубокие знания, физическое и духовное развитие и были бы готовы стать офицерами. Еще раз хочется подчеркнуть, что командирами и учителями у суворовцев были офицеры, старшины и сержанты, прошедшие суровую школу Отечественной войны. Для каждого суворовца-паренька и суворовца-малыша они стали жизненными идеалами и подражанием во всех своих поступках. Командование училища, все офицеры-воспитатели, преподаватели, старшины и сержанты, вольнонаемные рабочие составили прочный костяк СВУ и превратились в дружный и боевой коллектив. Во всем этом главную роль играл первый начальник училища генерал-майор Болознев В. В., который своей железной волей, справедливой требовательностью и строгостью, отцовской сердечностью сумел в короткий срок наладить в училище нормальные жизненные условия и учебный процесс. Этот человек сумел завоевать глубокую сыновью любовь всех суворовцев. Идеалом высокой офицерской культуры и этикета был заместитель начальника училища подполковник Пирожинский И. И. Один подтянутый внешний вид и обаятельное лицо с пышными усами располагало к нему окружающих и вызывало чувство уважения и доверия. Пирожинский отвечал за организацию всего учебного процесса и вел большую педагогическую работу с преподавателями училища. Генерал Болознев и подполковник Пирожинский на первое место ставили вопрос заботы о суворовцах, они учили офицеров-воспитателей и преподавателей быть отцами и матерями обездоленным войной ребятам и прививать им любовь к военному делу и званию суворовца. Они учили своих подчиненных тому, чтобы к суворовцам предъявлялась строгая требовательность, терпимость и ни при каких обстоятельствах не проявлять грубости в отношении к ним, оскорбления и унижения. Плодами труда всех воспитателей явилось то, что в течение первых десяти лет существования СВУ не было случаев издевательства старших суворовцев над младшими, не было случаев коллективной драки между ротами. Каждый командир роты и офицер-воспитатель считали своим первейшим долгом жить жизнью и мыслями своих воспитанников, заботами об их благе и учебе. В первые месяцы офицеры- воспитатели и их помощники-сержанты, старшины рот дневали и ночевали в своих подразделениях, хлопотали о нуждах суворовцев и обучали их воинским премудростям. Особый интерес у суворовцев вызывали боевые награды на груди офицеров и сержантов, они по нескольку раз заставляли их рассказывать о боевых делах на фронте. Суворовцы гордились своими воспитателями и преподавателями и стремились во всем подражать им. И конечно, не обходилось без подражания и шутливого воспроизведения отдельными суворовцами метко подмеченных черт в характере, внешнем облике и привычках своих командиров и преподавателей. Все офицеры и сержанты знали об этих премудростях своих воспитанников, но наказаний не накладывали , так как понимали, что это делается без всякого злого умысла. Но нельзя обойти и тот факт, что на суворовцев накладывались взыскания за нарушение воинской дисциплины и другие провинности. Были среди них такие, которые пытались противопоставить себя установленному порядку, пойти на грубость. Все воспитательные меры, применявшиеся к суворовцам, достигали своей цели. В стенах СВУ судьба многих детей войны была повернута в нужном и желаемом направлении, т. е. они были вызволены из нищеты и голода, отлучены от беспризорности. В суворовском училище проявлялась забота о здоровье ребят. Каждый суворовец находился под медицинским наблюдением, периодически проводились профилактические мероприятия. Особо следует отметить сердечные и теплые отношения к суворовцам со стороны старшего врача полковника Карпова И. Т. Это был опытный врач, участник войны, и он руководил всей медицинской службой в училище. Невозможно оценить материнскую заботу о суворовцах со стороны врача Анны Ивановны, фельдшера Ольги Кузьминичны Лебедевой и медсестры Фаины Хусайновны Чанышевой. У этих женщин были золотые руки и очень доброе сердце, а также большой врачебный опыт, приобретенный на войне. Фельдшер Лебедева О. К. служила на флоте и в училище появилась в морской черной шинели. Скольким суворовцам она оказала помощь—подсчитать невозможно. Тот, кто попадал в руки врача капитана Анны Ивановны, поправлялся очень быстро. Медсестра Чанышева Ф. К. на фронте была санитаркой, она вынесла с поля боя и спасла жизнь нескольким сотням раненых. За этот великий гуманный подвиг она была удостоена высшей награды Международного Красного Креста и Красного Полумесяца - Золотой медалью. Такой наградой в мире удостоены всего несколько десятков человек. Убывая из училища, суворовцы всегда находили время зайти в санчасть и от души поблагодарить всех медиков за заботу об их здоровье. Работу преподавателей в СВУ следует ставить на одно из самых почетных мест. Тот объем знаний, который давался суворовцам, в какой-то степени отличался от общеобразовательных школ. Во-первых, основной состав преподавателей - это кадровые офицеры, которые, преподнося суворовцам свои дисциплины, обязаны были воспитывать в своих учениках и военных людей. В суворовское училище направлялись самые опытные преподаватели с высшим образованием. От урока к уроку, от класса к классу они вели суворовцев к познанию точных наук, истории страны и мира, живой природы. Не всем суворовцам одинаково легко давались предметы обучения, ведь среди них были такие мальчишки, которые из-за войны вынуждены были пропустить один-два года учебы, а также выявлялись и умственно отсталые. Такие ребята доставляли большие хлопоты преподавателям. Не считаясь со своим временем, преподаватели проводили дополнительные занятия с отстающими суворовцами и добивались желаемых результатов, о чем свидетельствовали успешные переводные и выпускные экзамены. Из СВУ уезжали суворовцы, получив глубокие и твердые знания. Рассказ о Казанском СВУ был бы не полным, если бы не были сказаны самые теплые слова в адрес старшин рот и сержантов, помощников офицеров-воспитателей и многих других работников, которые обеспечивали всю жизненную деятельность и учебный процесс в училище. На плечи этих людей ложилась вся черновая работа. От этих людей зависело многое в обеспечении училища продуктами питания и обмундированием, поддержания порядка во всех уголках огромного здания и хозяйственного двора со складами, гаражом и конюшней, обеспечении бесперебойной работы котельной, благоустройстве столовой, клуба и учебных кабинетов, в организации досуга суворовцев. В каждой роте вся хозяйственная деятельность лежала на старшине роты и помощниках офицеров-воспитатилей. При формировании СВУ в 1944 году на эти должности назначались сержанты, прибывшие прямо с фронта. Каждый из них имел боевые награды, среди них были пехотинцы, танкисты, артиллеристы, связисты, разведчики. Суворовцы часто заставляли их рассказывать о боевых делах и очень гордились ими. Фактически старшины и сержанты находились с суворовцами почти круглые сутки, и поэтому ребятам они были очень близки. Эти люди учили суворовцев всему, что нужно было солдату в жизни и службе. В своих сержантах суворовцы видели старших товарищей, с которыми всегда можно было поговорить о своих сокровенных мыслях и заботах. Вместе с тем сержанты были и требовательными и строгими, когда касалось вопросов порядка в роте, во взводе, выполнения распорядка дня, соблюдения формы одежды и чистоты. Все старшины и сержанты являлись надежной опорой командиров рот и офицеров-воспитателей. Много забот ложилось на плечи вольнонаемных рабочих. Это были повара и официантки, библиотекари, портные и сапожники, сантехники и кочегары, шоферы и конюхи, кладовщики, медицинские сестры и сестры-хозяйки в санчасти, лаборанты учебных кабинетов. В основном в их среде были пожилые женщины и мужчины, которые по-матерински и по-отечески тепло и нежно относились к суворовцам. Многие ребята тянулись к этой нежности и теплу, так как в некоторых женщинах они находили сходство и черты со своими матерями. К тому же к этим людям можно было свободно обращаться по имени и отчеству или же просто - тетя Поля, дядя Петя. Во всех делах училища есть и будет большой вклад казалось бы незаметных рабочих и служащих. Из книги М.Насыбуллина и А.Хронусова "детство и юность в алых погонах" |