1948 - Седьмой выпуск - 1955

 

 

В выпуске 52 суворовца

 

Приказами начальника училища направлены в:

№187 от 27.06.55

Ленинградскую Военно-воздушную инженерную академию имени Можайского

Дроздова Руслана

2010+

 

194 от 05.07.55

Рижское высшее военно-авиационное училище

Дурова Бориса Валентиновича

2007+

 

Попова Валентина Васильевича

 

Брест, РБ

Харьковское высшее военноавиационное училище

Аминова Алима Багаутдиновича

 

 

Трушева Владимира Павловича

2006+

 

Минское высшее инженерное радиотехническое училище ПВО (в/ч 52107)

Казакова Юрия Петровича

 

 

Кудрявцева Юрия Дмитриевича

 

 

Литвина Арона Григорьевича

 

 

Киевского высшего инженерного радиотехнического училища ПВО (в/ч 52075)

Богданова Юрия Петровича

 

 

Постникова Анатолия Николаевича

 

 

Московское военное училище

Авдеева Юрия Александровича

?+

 

Беженцева Василия Сергеевича

 

 

Гаврилова Анатолия Сергеевича

 

Оренбург

Крылова Владимира Ивановича

2003+

 

Лебедя Евгения Ивановича

 

Москва

Логинова Юрия Алексеевича

 

 

Раевского Германа Ивановича

 

 

Щербакова Виктора Васильевича

 

Москва

Свердловское офицерское суворовское училище

Акберова Марса Хурметовича

 

 

Миновара Анаса Акберовича

1995+

 

Корнилова Валерия Кузьмича

1978+

 

Николаева Виктора Михайловича

 

Йошкар-Ола

Николаева Юрия Сергеевича

 

Казань

Царева Михаила Степановича

?+

 

Шевелева Кима Борисовича

 

 

Рязанское военное училище

Баламутенко Виктора Васильевича

2009+

 

Мухина Николая Ивановича

1984+

 

Попкина Владимира Ивановича

 

 

Савельева Вячеслава Константиновича

 

 

Самохвалова Евгения Васильевича

2006+

 

Соловьева Льва Борисовича

1994+

 

Киевское офицерское суворовское военное училище

Комисарова Евгения Петровича

 

 

Одесское военное училище

Козырева Анатолия Владимировича

 

 

Львова Бориса Васильевича

?+

 

Маклакова Юрия Михайловича

 

 

Муртазина Данияла Абдулловича

 

 

Никитенко Артура Григорьевича

 

 

Новичкова Владимира Ивановича

?+

 

Паскова Германа Ивановича

 

Санкт-Петербург

Соломонова Виктора Александровича

 

 

Ленинградское офицерское суворовское военное училище

Нурутдинова Асфара Авзалловича

 

Оренбург

Военно-инженерную артиллерийскую академию имени Дзержинского

Бендецкого Евгения Александровича

 

Москва

Москвенкова Анатолия Петровича

1977+

 

Путилова Александра Сергеевича

 

Москва

Артиллерийскую радиотехническую академию имени Говорова

Котова Аркадия Ивановича

 

Минск, РБ

Сергеева Юрия Алексеевича

 

 

№212 от 20.07.55

Тамбовское военно-финансовое училище

Агаркова Виктора Григорьевича

 

 

Артеменко Анатолия Филипповича

 

 

Лохмачева Бориса Михайловича

 

Королев, МО

Калининградское военно-интендантское училище

Лунева Юрия Петровича

2005+

 

 

Мараховского Марка Ефимовича

 

 

Казанское авиатехническое училище

Маросеева Геннадия Алексеевича

 

 

Данные буклета С.Кулешова и справочника "70 лет КзСВУ"

 

К 50-летию 7-го выпуска Казанского СВУ

Скрывая истину от друзей, Кому ты откроешься?

Никто не обнимет необъятного

Козьма Прутков

 

Евгений Бендецкий

Октябрь 2005 года

 

День проходит за денечком,

Дни слагаются в года.

Утекло полета годочков.

Как в Москве-реке вода.

 

Наших всех учителей

Вспоминать я стану.

 

Этот список открывают

Выборнов, Уланов.

 

Первый взвод Иван Иваныч

Не довел до выпуска,

Но снимать кальсоны на ночь

Ну-ка разучитесь-ка!

 

А потом его сменил

Шипилов (дядя Миша),

Нас по-своему любил

И не бил нас дышлом.

Помкомвзвода в первом взводе

(Возразите нуте-ка!)

Был никто иной, как Витя,

Витя Баламутенко.

 

Вплоть до выпуска лелеял

Второй взвод Уланов.

Был суров, но справедлив,

Нас любил, болванов.

 

Борю Дурова Семеныч

Убеждал и так, и сяк.

И, возможно, что остался

От воздействий тайный знак.

 

Хоть полвека пролетело,

Но, однако, так и знай:

Детству нашему в погонах

Не могу сказать «Прощай»!

 

Лидер Боря был во взводе,

Радуйся иль зубоскаль,

Ему только покорилась

Эта сама вертикаль.

Его мама родила

Бодрым и счастливым.

Он вершит свои дела

Грамотно, красиво.

 

Он в Сокольниках живет,

Там его деревня.

И ее он покидает

Изредка на время.

Говорят, в двадцатом веке

Боря был пиратом.

На гранитных островах

Он пробыл порядком.

 

Боря вовсе не чекист.

Боря - бывший топчанист.

Пожелаем мы ему

Крепкого здоровья,

Чтобы жил до сотни лет,

Масло ел коровье.

 

Ротными у нас служили

Мешков, Князев, Фишер.

К сожаленью, голосов их

Больше не услышим.

А старшины Князев, Мишин, -

Кто из вас о них не слышал?

 

И, конечно, Воропаев,

Славный ротный старшина,

Примерял шинели, брюки

(Амуниция важна!)

 

Мирошниченко, Руднев, Панин

Были всем нам как батяни.

Боевые генералы

Сопли всем нам подтирали.

И полковник Соловьев

Нас любил всех, как сынков,

Поправлял нам одеяло,

По ночам, когда спадало

Пирожинский, затем Эрре

Нач. учебного отдела,

И Ткаченко, и, не скрою,

До него зам. нач. по строю

Бывший ротный наш Мешков

Нас любили, как сынков.

Чтоб мы жили - не тужили,

Здесь работали, служили

 

Тетя Поля из столовой,

И вахтер весьма суровый,

И сантехник Рахматуллин,

И сапожник Хабибуллин,

И ватага поваров,

И бригада докторов,

 

И команда музыкантов

(Сколько их, столько талантов!),

И Храпчевский - дирижер,

Ну, а с ним тамбур-мажор, 

Также Витя Огурцов

(Всех любил нас, подлецов).

 

Назову еще завклубом,

В клубе всем нам было любо.

Тары-бары, растабары,

Полотеры, кочегары,

 

В прежни дни истопники

И других людей полки.

Все не могут тут назваться,

Как бы я ни стал стараться!

Ведь нельзя, ну как пить дать,

Необъятного обнять!

 

Арифметике учил

Нас старик Алфеев,

Тратил очень много сил

На нас, дуралеев.

 

А ботанике учил

Дедушка Лепилов.

В огород нас приводил,

Нас учил, дебилов.

 

А истории учили

Колотов и Соколов.

Их уроки не забыли,

Помним даты - будь здоров!

 

Помним мы Варфоломеича –

Он нас всех учил умеючи.

Знал историю детально,

Вел уроки неформально.

 

Его доченька Алина -

Очень славная дивчина.

Я так Алей восхищался,

Что за ручку взять боялся.

 

Я записки ей писал,

Щербаков передавал.

(Он поверенным являлся

И по-дружески старался).

 

Ну, а я писал ему

В дня четыре по письму.

Он в Москву их отправлял

Девочке знакомой.

 

На Солянке та жила

В том же самом доме.

Был Витюша простоват,

Стиль мой был витиеват.

Кончилось все очень мило –

Она нас разоблачила.

 

Рисованью и черченью

Обучал нас Петухов.

Поднимал он стол зубами,

Развлекал нас, дураков.

 

А теперь скажу вам прямо,

На кружок, ведомый Камой,

(Пусть осудит нас Минюст)

Шли мы, чтоб взглянуть на бюст.

 

Мы сидели, рисовали,

Не сводя глаз с этой крали.

Географии учил

Капитан Жигалко.

Изучили карту всю,

Хоть и из-под палки.

Он особенно любил

Говорить про кушанья:

Что и где едят и пьют,

С интересом слушали.

 

А нас физике учили

Баринов и Солодухин.

Законы Ома нам вдолбили,

Не таская нас за ухо.

 

Математике учили

Филиппов, Тарабукин.

Хоть наука и суха,

Мы не знали скуки.

 

Два Петровых, Кусургашев

Нам любовь привили

К родной литературе нашей.

Мы их не забыли.

 

Кусургашев - горный шорец,

А жена - цыганка.

Их дочурки Надя,

Таня - Милые смуглянки.

В них отчаянно влюблялись,

Но не нам они достались.

 

Ну, а химии учили

Гольцев и Морозова.

Жизнь, когда урок учили,

Нам казалась розовой.

 

У Морозовой была,

Помню, дочка Вера.

Она красавицей слыла

И средь офицеров.

Бравый вице-старшина

Равиль Камалетдинов

Сох по ней, но не она

Судьбу с ним разделила.

 

Кто не помнит Рябенкова

Георгия Кузьмича?

Объяснял он все толково,

Не любил рубить сплеча.

Он и химик, и биолог.

Всем суворовцам он дорог.

«В парке встретите девицу –

Говорил он, - прочь гоните!»

А у нас-то мысль другая –

«Вот бы встретилась такая!»

 

Физкультуре нас учили

Шахназаров и Фролов.

И спешу сказать, что каждый

И сейчас жив и здоров!

А сначала физкультуре

Нас учил Прокудин.

 

Абельханов, Хусаинов

Выводили в люди.

Захотелось нам в санчасть –

Лечил Епифанов.

Он оттуда нас не гнал,

Нас жалел, профанов.

 

Апполонов нас учил

Коням холить холки,

А однажды отловил

Меня в самоволке.

 

Казачихин нас учил

Науке психологии.

Что творилось, - не опишешь

Даже и в трилогии.

На его уроках мы

Допускали шалости.

Нас за это не бранил,-

Все прощал из жалости

 

Конституции учил

Капитан Коняев.

Чтим законы. Среди нас

Нету негодяев.

А Пал Палыч нас учил

Танцам и манерам. 

Его наука пригодилась

Бравым офицерам.

 

И Григорьева учила

Только на отлично.

Мы ее все называли

Почему-то спичкой.

Мы про козочку Сегена

Помним твердо по сей день.

Поэтичны тексты эти

И совсем не дребедень.

 

И известен на весь мир

«Челюсть», то бишь Штейнсапир.

Языку еще учил

Captain Гайдамака

(В разведупре он служил

На войне, однако).

Он немецкий так знавал,

Как не каждый немец. 

По диалекту узнавал,

Каких мест уроженец.

Гайдамака, как известно,

Специалист не узкий:

И английским он владел,

Знал он и французский.

 

Этот импозантный зал

В данный миг - таверна.

Я бы так теперь сказал:

Чтим мы память Герна.

Он снискать любовь сумел

И он прозвищ не имел.

Кто сей зал нам предоставил?

Тут ответ известен:

Тот, кто мастер исполнять

Ива Монтана песни.

 

Это тоже рота наша:

Вот сидит Путилов Саша.

Как и мы, не чужд грехов

И герой моих стихов.

 

Кое-кто из нас порой

Толчёт воду в ступе.

Лохмачев же не такой:

Заседает в ЦУПе.

Всегда на подвиги готов

Дядя Боря Лохмачев.

 

А хозяин на земле

Витя Щербаков

Трудится сейчас в селе,

Пестует бычков.

 ***

А теперь есть мнение

Сделать заключение.

Нашим всем учителям

Низкий наш поклон.

Труд их дал свои плоды,

Благороден он.

Через пять десятков лет

О них не забываем.

Перед теми, кого нет,

Головы склоняем.

В жизни так заведено:

Радости, печали

Часто ходят вместе, но

Грусть мы оседлаем.

 

Что поделаешь?! Ряды

Наши все редеют.

Но выбить нас из колеи

Годы не сумеют!

И пока мы будем живы,

Сохраним души порывы!

Исписался карандаш.

Я закончил. Все! Шабаш!

 

Поднимаю рюмку я

За вас, милые друзья!

Желаю вам здоровья я,

Чтоб вид у вас был молодецкий.

Люблю вас всех, мои друзья.

 

Ваш друг - суворовец Бендецкий.

 

выдержка из буклета, подготовленного Артуром Беловым к 60+летию Казанского СВУ

В альбоме приводится краткая справка по двум выпускам сразу - по седьмому (1955 года) и восьмому (1956 года). Оба выпуска начали обучение в Казанском СВУ одновременно, в 1949 году, и составили общую роту, объединившую пять отделений двух младших классов (первого и второго). Вся наша жизнь протекала вместе до 1955 года, когда состоялся 7-й выпуск. Оставшиеся классы этой роты доучивались еще один год и были выпущены в 1956 году. В последний год обучения в роту были добавлены еще два взвода, укомплектованные воспитанниками расформированных Московского Артиллерийского подготовительного училища и казанской спецшколы ВВС.

В альбоме приведены справки по обоим выпускам в целом и краткие жизнеописания суворовцев указанных выпусков. При описаниях использованы фотографии из личных архивов выпускников. Общая справка сделана короткой, поскольку достаточно большой объем сведений, относящихся к выпуску, приведен в изданной к прошлому юбилею (в 1999 году) книге Артура Белова «Мы из Казанского суворовского...». Книга имеется в библиотеке училища.

К большому сожалению, представляемый альбом не полон. Нам хотелось бы подробно рассказать обо всех выпускниках, но по некоторым из них собрать необходимые сведения не удалось, и потому в данном альбоме приводится только информация об их распределении после окончания СВУ. Работа по поиску недостающих данных продолжается.

Мы поздравляем родное училище с 60-летним юбилеем и желаем ему (училищу), командованию, преподавательскому составу, обслуживающему персоналу и всем суворовцам, которые учились, учатся сейчас и будут учиться в Казанском СВУ, больших успехов и счастья!

 

Наша рота

Наша рота сформировалась в 1949 году и включала два отделения второго класса и три отделения первого класса. В то время первый класс нашего СВУ был равнозначен четвертому классу общеобразовательной школы, а второй класс СВУ - соответственно пятому классу. На промежуточном этапе обучения наши три отделения расставались с первыми двумя, когда они пристыковывались к другой роте, потом вновь мы были в одной роте вплоть до выпуска взводов старшего класса в 1955 году. Они составили седьмой выпуск Казанского СВУ. При переходе отделений в выпускной класс (он по системе отсчета СВУ был седьмым) отделения переимено­вывались во взвода, что должно было подчеркнуть еще более серьезное внимание к нашей воинской подготовке и ее приближенность к обстановке действующей армии.

В 1955 году наша рота должна была состоять из трех взводов, но она была дополнена двумя взводами учеников расформированного второго московского артиллерийского подготовительного училища (2 МАПУ) и Казанской спецшколы ВВС. Они проучились в нашем училище один год и были выпущены одновременно с нами в 1956 году, составив 8-й выпуск училища.

В нашей роте, как и в других, были собраны представители самых разных городов нашей страны (тогда это был Советский Союз). Несколько ребят приехали из Ленинграда, были москвичи, представители Удмуртии, Мордовии, Коми, Татарии, Чувашии и других районов страны. Какие-либо клановые проявления, связанные с принадлежностью к городу проживания родителей или родственников, или к определенной национальности, в нашей роте отсутствовали в течение всего срока обучения в училище. По-видимому, эти вещи не имели для нас принципиального значения. Значительно больше внимания мы уделяли личным качествам - чертам характера, физическим данным, способностям, успеваемости, умению дружить, участию в жизни коллектива.

Мы прожили вместе 6 - 7 лет, начав обучение в 1949 году и закончив десятилетку в 1955 - 56 годах. За это время мы выросли, повзрослели. Менялись наши увлечения и привязанности, накапливались знания и навыки, открывались и проявлялись новые способности. Сама обстановка в училище способствовала этому. Каждый суворовец мог найти себе как физическое, так и интеллектуальное увлечение по душе и развивать свои способности в соответствующем кружке или секции. Среди нас были хорошие спортсмены, выполнившие нормативы высоких спортивных разрядов, наши «головастые» ребята неоднократно выходили победителями физических и математических олимпиад города Казани.
 

Наши начальники, воспитатели и преподаватели

Основная заслуга в том, что большинство выпускников успешно проявили себя во взрослой жизни и активно вписались в судьбу страны, принадлежит руководству училища, коллективу офицеров-воспитателей, преподавателей, обслуживающего персонала.

Они буквально все обладали не только высокими общечеловеческими качествами, но и были весьма квалифицированными специалистами в своих областях. Самое главное, что они любили нас и делали все возможное. Мы отдаем дань уважения всем нашим начальникам, преподавателям, офицерам-воспитателям, сержантам и старшинам, врачам и медсестрам, поварихам и официанткам, всему обслуживающему персоналу училища. Большое всем вам «спасибо» за вашу заботу и душевные силы, которые вы потратили на благо нашего воспитания. Сегодня хочется каждому из вас сказать наши слова благодарности.

К сожалению, не удалось собрать фотографии всех, кого хотелось бы отметить в этом нашем благодарственном документе. Мы приводим здесь фотографии, которые удалось найти, чтобы воскресить наши воспоминания о днях нашего обучения в Казанском СВУ. Вечная память тем работникам СВУ, которые не смогли дожить до дня празднования 60-летия нашего училища. Мы всех вас помним и всем вам благодарны.

 

Руководство училища

В процессе обучения в СВУ начальниками училища были последовательно три генерала: Мирошниченко Г.К., Руднев Н.П., Панин И.В.

Генерал-майор Мирошниченко Григорий Кузьмич. Среднего роста, плотного телосложения. Выглядел всегда спокойным, степенным. На лице обычно присутствовала добродушная улыбка. Украинская натура угадывалась в его рассудительной манере разговора, в мудрых взвешенных словах. Своим обликом и манерой поведения он напоминал нам гоголевского Тараса Бульбу. При общении с суворовцами он практически не использовал командирские интонации. Его громкий голос мы слышали только во время торжественных построений, когда ему приходилось подавать команды строю всего училища, или когда, стоя на трибуне, он провозглашал призывы или поздравления, на которые мы должны были отвечать троекратным «Ура!» Он часто появлялся в спортивном городке, когда мы там занимались, регулярно бывал в наших классах и спальнях, проверяя порядок. С неизменной улыбкой добродушно спрашивал, немного налегая на букву «О»: «Ну, как живете, поросята?». Мы его любили, старались заслужить его похвалу, не доставлять неприятностей во время посещений. Он тоже не отделялся от нас, согревая нас своей душевной теплотой. Его высокие человеческие качества проявлялись и в других сферах жизни. Будучи бездетными, они с женой взяли на воспитание ребенка, который продолжал жить с ними и после увольнения генерала из армии. После увольнения они переехали в Ульяновск, где он работал в институте профессором кафедры. В Ульяновске он и умер.

 

Генерал-майор Руднев Николай Павлович. Он сменил генерала Мирошниченко. Был высоким, стройным, сухощавым. Внешне выглядел строгим и не вызывал особого желания познакомиться поближе, тем более что до нас доходили слухи о разгонах, которые он устраивал офицерам за различные нарушения дисциплины и порядка. Вместе с тем, суворовцы, приученные к свободному общению с предшествовавшими начальниками, которые тоже были строги с офицерами, не особенно его боялись, хотя и не стремились к частым встречам. Когда же такие встречи все-таки случайно происходили, ребята находили у Руднева и понимание, и участие, и поддержку. Он пробыл начальником училища недолго. В !954 году он умер, и все училище участвовало в его похоронах.

 

Генерал-майор Панин Илья Васильевич. Отличался от предшественников некоторыми особенностями характера и поступков, которые не всегда укладывались в наши привычные представления. Он был доступным для общения, высокообразованным, скромным, демократичным, непосредственным. Личным вниманием не баловал, но на коллективных встречах проявлял участие, подлинный интерес к нашей жизни и нашим взглядам, нашему внутреннему миру. Некоторые из ребят злоупотребляли его доверчивостью, иногда допускали нескромные выражения и непристойные выходки, но ему хватало такта и терпения не применять строгие дисциплинарные меры в ответ на наши шалости. Он понимал, что наша жизнь, с которой предстоит встретиться за стенами училища, еще научит нас основам военной службы, отшлифует наши характеры. Мы часто видели генерала прогуливающимся по нашему парку в сопровождении своей жены и дочери, которая, как нам стало известно, была тяжело больна. Видимо, эта личная трагедия накладывала отпечаток и на его отношение к нам, вызывая снисходительность, отеческое прощение. Генерал Панин выпускал нас из училища, из его рук мы фактически получили путевку в большую жизнь, начинавшуюся за воротами училища.

 

Каждый из генералов наложил соответствующие отпечатки на наши характеры, что оказало влияние на наши последующие судьбы. Мы благодарны им всем за заботу и за науку.

Полковник

Пирожинский И.И.

Полковник

Эрре А.Ф.

Полковник

Соловьев Ю.А.

Полковник

Ткаченко А.В.

Подполковник

Епифанов К.К.

Несколько более частыми были наши контакты с заместителями начальника училища по учебной, политической части, по строевой подготовке. Они предметно и пристально проверяли наш внешний вид, следили за нашими успехами в учебе и спорте, за нашим здоровьем, вручали нам различные призы за победы в конкурсах или соревнованиях, были нередкими посетителями наших классных занятий, где контролировали качество и методики преподавания. Это - полковники Пирожинский Иван Иванович и Эрре Алексей Федорович — заместители по учебной части, Соловьев Юлий Александрович - заместитель по политической части, Ткаченко Александр Власович - заместитель начальника училища по строевой подготовке. Епифанов Константин Константинович - начальник медслужбы училища.

Офицеры-воспитатели

Наиболее близкими к нам в течение всего периода обучения в училище были, конечно же, наши офицеры-воспитатели, проводившие с нами практически все дни с утра до позднего вечера, а периодически, заступая на дежурство, - и круглые сутки. Именно они являлись творцами наших характеров, именно их лучшие черты мы пытались воплотить в себе, им мы несли свои печали и с ними делили свои радости и успехи. В каждом классе за время обучения сменилось по несколько офицеров- воспитателей. Некоторые из них уходили на повышение и становились командирами рот, другие уходили на пенсию или переводились на другие армейские должности. Нельзя сказать, что смена офицеров воспитателей проходила для нас легко. Ведь к каждому мы относились почти как к родителям, а некоторые были для нас даже ближе, особенно для тех, у кого родители погибли в войне.

 

За время обучения через нашу роту в качестве офицеров-воспитателей и командиров роты прошли подполковники Князев Глеб Дмитриевич, Фишер Виктор Эрмиясович, Хасанов и Блинов Виктор Михайлович, майоры Демихов Николай Семенович Аполлонов Валентин Николаевич, Фортаков Борис Михайлович, Охрименко Яков Сидорович, Уланов Виктор Семенович, Суняев Иван Матвеевич, Степанов Михаил Иванович, Шипилов Михаил Григорьевич, капитаны Соловьев Геннадий Леонидович, Гугнин Лев Алексеевич и Мифтахов Абдулла Хазеевич, Пасюк Николай Михайлович, Тураев Константин Николаевич. Также практически каждый день с нами занимался старшина роты - старшина Волков, отвечавший за сохранность и исправность оборудования роты и классов, обмундирования и имущества суворовцев.

Подпоковник

Фишер В.Э.

Майор

Блинов В.М.

Майор

Апполонов В.Н.

Майор

Суняев И.М.

Майор

Степанов М.И.

Майор

Охрименко Я.С.

Майор

Шипилов М.Г.

Капитан

Уланов В.С.

Капитан

Соловьев Г.Л.

Старшина

Волков

К сожалению, здесь не удалось привести фотографии всех наших офицеров-воспитателей, но в каждом из нас находится частица их беззаветного труда.

 

Преподаватели

Буквально все наши преподаватели обладали не только высокими общечеловеческими качествами, но и были весьма квалифицированными специалистами в своих областях. Они стремились заинтересовать нас, преподнести нам свой материал так, чтобы мы его запомнили на долгие годы. Только сейчас мы представляем, каких трудов им это стоило. А ведь их работа не заканчивалась уроками. Практически по каждому изучаемому предмету у нас работали кружки при соответствующих кабинетах, регулярно устраивались общеучилищные конкурсы по физике, химии, математике, даже французскому языку не говоря уже о соревнованиях по разным видам спорта.

Каждый из преподавателей имел свою особенную манеру изложения материала и контроля его освоения, использовал специфические приемы поддержания нашей активности на уроках, заставлявшие нас с большим старанием’ относиться к освоению их предметов. Поэтому у нас практически не было неинтересных предметов. Но основное, что заставляло нас стараться, это стремление быть достойными той любви и отеческой (естественно, и материнской, если говорить о работавших с нами женщинах) заботы, которой они одаривали нас бескорыстно. Видимо, такое же положение с преподаванием было и в других суворовских училищах. Не случайно суворовцы всех училищ, как правило, обгоняли своих сверстников из гражданских школ по всем предметам. Наряду с этим они имели заметное преимущество в области физического воспитания, работоспособности, организованности, более крепкое здоровье.

В чем секрет такого положения? Конечно, способствовала сама обстановка в училище, необходимость регулярно выполнять все задания, обязательность самоподготовки, более острая состязательность как между классами, так и внутри класса между суворовцами. Но главное все же - в уровне подготовки преподавательского состава. Ведь в период создания училищ - в 1943- 1944 годах лучших преподавателей снимали с фронтов и посылали учить детей, часто вопреки их патриотическому стремлению защищать Родину. Весь свой энтузиазм они обратили на нас, отдавая нам все свои силы и свободное личное время.

Мы благодарны нашим преподавателям:

русского языка и литературы — Луговскому Владимиру Петровичу, Бурмистрову Василию Ильичу, Петрову Василию Дмитриевичу, Муравьеву Александру Назаровичу;

математики - Ярошенко Леониду Иосифовичу, Федотову Ивану Корнеевичу, Тарабукину Василию Николаевичу;

истории - Соколову Михаилу Архиповичу, Миргородскому Петру Яковлевичу,

физики - майору Губскому и Баринову Николаю Ивановичу,

географии - Игнатьеву Виктору Петровичу,

химии - Морозовой Генуэфе Васильевне,

иностранного языка - Штейнсапиру Юрию Ефимовичу, Герну Юрию Алексеевичу, Редозубову Константину Николаевичу, Черняку Марку Наумовичу;

биологии - Лепилову Михаилу Павловичу, Рябенкову Георгию Кузьмичу,

физкультуры - Фролову Юрию Николаевичу, Шахназарову Александру Рубеновичу, Абельханову Шамилю Сулеймановичу;

психологии - майору Казачихину;

рисования и черчения - Петухову Михаилу Васильевичу.