КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
Глава
из книги "Суворовские, Нахимовские..."
Автор составитель Толокольников Гений Павлович (Тульское
СВУ)
|
|
|
20 июня 1944 г.
вышла директива Командующего войсками
Приволжского военного округа о формировании
Казанского Суворовского военного училища. А уже
12 августа училище было размещено по адресу
улица Толстого, 14 на месте бывшего госпиталя.
В середине сентября
в Казань стали прибывать небольшими группами
будущие суворовцы. Первыми воспитанниками СВУ
стали 500 мальчишек, приехавших из 19 областей,
8 автономных республик центра страны, Урала и
Поволжья, а также из Татарии и Башкирии. Среди
суворовцев были мальчики 14 национальностей.
Ребята прибывали в училище по направлениям
военкоматов, а некоторые - из воинских частей,
где они были сынами полков.
Формирование
подразделений осуществлялось исходя из возраста
суворовцев, который был от 8 до 14 лет.
Сформировали четыре
роты - по три отделения (взвода) в каждой и два
приготовительных класса.
Командовали
подразделениями командиры рот,
офицеры-воспитатели (командиры взводов) и их
помощники из числа старшин и сержантов.
Попытаемся
перечислить, кто в первые годы воспитывал и
обучал суворовцев.
Начальники СВУ -
генерал-майор
Болознев В.В. и генерал-майор Мирошниченко Г.К.
Начальники учебной части
- подполковник
Пирожинский И.И. и подполковник Камардин Б.Ф.
Начальники политотдела -
полковник Теленков
А.А. и полковник Рябев Л.П.
Старшие врачи
- полковник Карпов
И.Т. и подполковник Деньдобрый, врачи - Сидорова
В.Н. и Чанышева Ф.X.
Командиры рот,
офицеры-воспитатели - Емельянов,
Никифоров, Очерестин, Мешков 3.И., Демихов Н.С.,
Луговой Д.Я., Садовников Е.И., Князев Т.Д.,
Суняев И.М., Завражнов В,С., Лежнин Ф.X.,
Петрунин Г.И., Бацекалов, Фишер В.Э., Гаврилов
П.П., Гугнин Л.А., Карташов А.П., Яшков И.А.,
Зиновьев А.Г., Мифтахов А.X., Дудник, Дергач,
Пасюк П.С., Соловьев Г., Блинов В.М., Уланов
В.С., Супонин В.Я., Нечипаренко А.М., Скрипник
Б.И., Григорьев Н.Г., Нечипаренко И.С., Слюсарев
Г.К., Николаев Г.В., Буданов С.К., Тураев К.Н.,
Фортаков Б.М., Исаков, Кравцов, Исаев, Охрименко
Я.С. и другие.
Всех перечислить
невозможно, к тому же в первые годы становления
училища происходило постоянное движение
офицерского и сержантского состава - одни
увольнялись в запас, других переводили к новому
месту службы, приходили новые люди. |
|
Трудно
переоценить роль и вклад каждого из командиров рот,
офицеров-воспитателей, старшин рот, помощников
офицеров-воспитателей и других работников в дело становления
училища. Их труд и дела живут в памяти каждого воспитанника,
так как суворовцы постоянно находились в поле зрения своих
воспитателей и учителей, которые отдавали им частицу своего
сердца вместе со знаниями, жизненным и армейским опытом.
Самое главное в том, что эти воспитатели и суворовцы первого
набора стали основателями Казанского СВУ, они первыми
переступили порог училища и явились зачинателями его
истории. Командный состав училища, все офицеры и
преподаватели стали воспитателями и первооткрывателями
ребячьих душ, которые им доверили, заменили им родителей.
Почти все офицеры и сержанты являлись участниками
Отечественной войны, прошли суровую фронтовую школу, и имели
боевые награды за мужество и отвагу в боях с врагом. Это
были преданные своему делу и воинскому долгу люди, с высоким
сознанием, посвятившие свои лучшие годы жизни мальчишкам в
военной форме.
Гордостью суворовского
училища стали его первые воспитанники. Первым
вместе с генералом Болозневым в училище прибыл Ваня Пахомов.
Нелегкая судьба была у этого мальчика. Оставшись один,
скитаясь по дорогам войны, Ваня оказался в расположении 15-й
кавалерийской дивизии и там усыновлен бойцами одного
подразделения. Однажды вместе с ними оказался в окружении и
командир приказал одному бойцу вывести Ваню с места боя и
сласти его. Дальнейшая военная судьба Пахомова была связана
с зенитчиками. А при выполнении боевого задания Ваня был
ранен и оказался в госпитале. После излечения его направили
в суворовское училище. Грудь суворовца Вани Пахомова
украшала медаль «За отвагу».
Довелось пройти через военные испытания и Володе
Киселеву, Вячеславу Тамаркину, Юре Малышеву, Боре
Овсянникову, Сереже Петрову-Тюрину и др. Все они награждены
боевыми медалями. Для этих ребят, участников войны, были
характерны скромность и простота, никто из них не пытался
вознестись над товарищами и найти какие-либо привилегии для
себя. Они никогда не хвастались своим фронтовым прошлым и
боевые награды надевали только по торжественным случаям.
Офицеры-воспитатели и преподаватели не делали им скидок и
послаблений в учебе и дисциплине, требовательность ко всем
суворовцам была одинаковой.
Основную массу воспитанников СВУ составляли
дети-сироты. У некоторых ребят отцы и старшие братья воевали
на различных фронтах, а матери, трудились во имя победы. |
Казанское СВУ начинало свою
историю на завершающем этапе Отечественной войны, когда
советские войска стремительно продвигались на запад.
2 октября 1944 года
можно считать началом отсчета истории Казанского
Суворовского военного училища. Первый день занятий для всех
был похож на праздник, так как все было обставлено
торжественно. Построение всего личного состава, развод на
занятия под оркестр, начало и окончание каждого урока по
сигналу горниста. С волнением шел на свой первый урок каждый
преподаватель, не меньше волновались за своих суворовцев и
офицеры-воспитатели. Суворовцы в этот день чувствовали себя
вроде именинников, так как все заботы и внимание со стороны
старших были обращены к ним. Накануне артисты Казанского
театра прямо под открытым небом в парке дали концерт. Повара
училища постарались над завтраком и обедом. Были в этот день
сказаны напутственные слова начальником училища
генерал-майором Болозневым В.В. и офицерами-воспитателями
А вот как описывался этот первый
день учебы в СВУ в газете «Красная Татария» в статье «В
суворовском военном училище»:
«Ровно в 8 часов утра трубач проиграл сигнал «Приступить к
занятиям». Начальник училища генерал-майор Болознев обходит
отделение за отделением. Вот он в одном из классов. Классный
старшина, 12-летний воспитанник, участник Отечественной
войны Овсянников командует: «Встать! Смирно!». Затем
рапортует: «Товарищ генерал-майор! Все без исключения
воспитанники первого отделения второго класса налицо. Класс
готов к занятиям». Так начались занятия в Казанском
Суворовском военном училище. Их проводят офицеры-воспитатели
и преподаватели с высшим педагогическим образованием,
помощники - сержанты, также имеющие звания педагогов. День в
училище строго регламентирован. Начинается он с 6 часов 30
минут утра. Определенное время установлено на завтрак,
классные и внеклассные занятия (танцы, музыка, пение),
приготовление уроков, прогулки, обед, ужин, отдых.
Офицеры-воспитатели безотлучно находятся возле своих
воспитанников». |
В этот день за парты сели
мальчишки, в судьбы которых вкралась страшная война. В
памяти каждого из них еще хранились мгновения проводов
отцов, дедушек и старших братьев на фронт, печальные вести о
гибели или смерти родственников, чувства пережитого страха
за свою жизнь от голода и болезней. На душу многих ребят
давило чувство одиночества от того, что он остался сиротой и
своих родных никогда не увидит.
Эти ребята росли и воспитывались
в уличной среде, лишенные материнской ласки и отцовских
забот. Некоторые из них учились в школах с переполненными
классами, где на пять-шесть учеников приходилось по одному
учебнику, а письменные работы доводилось выполнять на
жесткой оберточной бумаге. Во всех ротах было много
суворовцев, которым следовало бы уже учиться на один-два
класса выше, но из-за войны они вынуждены были прервать
учебу на два-три года. |
Если
сейчас спросить любого суворовца первого набора, что было
самое ужасное в годы войны, то он ответит - чувство голода.
На многих датей страшно было смотреть, они выглядели
дистрофиками. Во время медицинского осмотра члены приемной
комиссии врачи-женщины не могли сдержать своих слез от
жалости к ним. Самой важной задачей для командования училища
было восстановление у суворовца нормального веса.
Руководству училища приходилось через различные инстанции
пробивать вопросы обеспечения воспитанников необходимым
продовольствием. А суворовцам требовалось очень многое, и
прежде всего витаминизированная пища. И усиленное питание
было организованно.
Вот случай, который произошел в
училище в эти дни. К продовольственному складу подъехала
автомашина, загруженная капустой (шла заготовка овощей на
зиму). На какой-то момент начальник продовольственной службы
отлучился. А тут как раз у суворовцев был короткий перерыв
между уроками. Когда начпрод вернулся, то в кузове он не
обнаружил ни одного вилка. Потрясенный, пошел к начальнику
училища и доложил о случившемся «грабеже». На это генерал
ответил коротко: «Суворовцы очень нуждаются в витаминах. А
вам не следует быть ротозеем!». В этот день во всех классах
стоял хруст сочной капусты, суворовцы с наслаждением
уплетали этот витаминный продукт. Еще не раз совершались
такие «заячьи набеги» на автомашины с капустой и морковью.
Часто можно было встретить суворовцев, с блаженством
грызущих ломтики жмыха, который привозили в конюшню для
лошадей. Чувство ненасытности и голода, сохранялось у ребят
еще долго, хотя по тем временам норму питания у суворовцев
можно было считать обильной, их сверстникам на "гражданке" и
половины такой нормы не снилось.
Быстро пролетел первый месяц
учебы, еще нельзя было судить о каких-то результатах. |
В
канун праздника Октябрьской революции всех суворовцев
переодели в парадную форму. Ребята с радостью вертелись
возле зеркал, разглядывая себя в красивом мундире со стоящим
воротником, с золоченой нашивкой и множеством блестящих
пуговиц. На погоны были прикреплены сделанные из желтой
жести надписи «КзСВУ». Парадная форма должна была надеваться
только в праздничные дни.
7ноября 1944 года страна
отмечала 27-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической
революции. В этот день суворовцы впервые в своей жизни
участвовали в военном параде на площади Свободы, так как в
это время в Казани находился штаб Приволжского военного
округа. С завороженными глазами суворовцы любовались
прохождением по площади войск Казанского гарнизона, боевых
танков, артиллерийских орудий и знаменитых реактивных
установок «Катюша», |
А
на следующий день, 8 ноября
весь личный состав СВУ был построен на площади
Свободы по случаю вручения училищу
Боевого Знамени. На эту церемонию были пригласили
представителей местных советских и партийных органов и
общественности Казани. Наступает самый торжественный момент,
под звуки марша на середину строя выносится Знамя, легкий
ветер колышет его полотнище. Все суворовцы заворожено
смотрят на эту святыню. Представитель командования
Приволжского военного округа вручает начальнику училища
Знамя и Грамоту, подписанную Председателем Президиума
Верховного Совета СССР М. И. Калининым. Генерал-майор
Болознев, принимая Знамя, целует край алого полотнища и
произносит слова Военной присяги. Все суворовцы дружно
повторяют за ним священные слова, присягая на верность
Советской Родине и своему народу. Величественно звучит над
площадью Гимн Советского Союза, раздаются залпы оружейного
салюта. С развернутым Знаменем торжественным маршем
суворовцы во главе со своими командирами прошли по площади и
улицам города. Этот день запомнился ребятам на всю жизнь и
мальчишки в алых погонах почувствовали себя настоящими
военными людьми, решившиеся навсегда связать свою жизнь с
армией. Эти ребята стали реально выполнять заповедь своего
великого предшественника полководца А.В. Суворова: «Тяжело в
учение - легко в бою». С именем этого полководца ребята
будут идти к вершинам знаний и пойдут по нелегким дорогам
армейской службы. Звание суворовца для них станет символом
чести, братства и высокого достоинства. |
Не осталось без внимания это
событие в местной печати. Газета «Красная Татария» в статье
«Парад суворовцев» писала: «8
ноября на площади Свободы состоялся парад воспитанников
Казанского суворовского училища. Начальник Казанского
гарнизона генерал-майор Федин и начальник училища
генерал-майор Болознев обходят стройные ряды суворовцев,
поздравляют их с XXVII годовщиной Великой Октябрьской
социалистической революции. Громкое «ура» прокатывается по
площади. Затем начальник гарнизона вручает генерал-майору
Болозневу Знамя училища.
- К торжественному маршу! - раздается команда.
Начинается шествие колонн. Воспитанники училища в
зимней форме - черных шинелях с красными погонами, -
проходят мимо трибуны. Их приветствуют Председатель
Президиума Верховного Совета ТАССР т. Динмухаметов,
председатель исполкома Казанского Горсовета т. Якушев,
генерал-майор Федин, генерал-майор Болознев и др. Впереди
колонны идут кадровые офицеры Красной Армии, участники
Отечественной войны. Военная выправка, чеканный шаг
суворовцев говорят об их первых успехах в учебе, вызывают
восхищение у трудящихся, присутствовавших на параде.» |
Несмотря
на то, что в первые месяцы существования училища приходилось
преодолевать многие трудности в решении любых
организационных вопросов, жизнь и учеба постепенно стали
входить в свое русло. Наладился учебный процесс по
общеобразовательным дисциплинам и, одновременно началось
втягивание всех суворовцев в четко размеренную армейскую
жизнь, которая регламентировалась распорядком дня и
уставными требованиями. Для суворовцев были определены
обязанности:
- Упорно, настойчиво овладевать
знаниями, чтобы стать культурным офицером и принести как
можно больше пользы Родине,
- Систематически заниматься
физкультурой и спортом.
- Беречь военное и народное
достояние, бережно относиться к имуществу училища.
- Держать себя с достоинством,
дорожить мнением товарищеского коллектива и считаться с ним.
- Каждый суворовец обязан строго
выполнять правила личной гигиены.
Эти обязанности должны были
стать нормой жизни каждого суворовца, а обучение всему этому
возлагалось на командно-преподавательский состав училища. |
Нелегко
было на первых порах офицерам-воспитателям и их помощникам
привить своим воспитанникам навыки армейской жизни. Ведь все
надо было начинать с азов. Каждого суворовца следовало
научить быстро одеваться по утреннему подъему, выбегать,
несмотря на ненастную погоду, на физзарядку, обучить
правилам личной гигиены - умываться по пояс, чистить зубы,
заправлять свою постель. От каждого требовалось правильное
ношение обмундирования и соблюдение формы одежды. В этом
отношении никому из суворовцев не было послабления.
Непросто было научиться
аккуратно и быстро подшивать подворотничок к гимнастерке,
чистить латунные пуговицы, гладить брюки и т. д. Особенно
тяжело все это давалось самым маленьким суворовцам. Сколько
было горьких слез и обид из-за первых неудач и промашек.
Сколько неприятностей и неудобств на первых порах доставляли
малышам кальсоны и нательные рубашки. Почему-то завязки
кальсон упорно вылезали и болтались из-под штанин брюк, а
рубашки вылезали из-под гимнастерки. Нелегко было на каждого
суворовца подобрать по размеру обмундирование и головной
убор. Для многих ребят приходилось ушивать гимнастерки и
брюки, а в фуражку вкладывать по несколько газет. Этим
ребятам еще не требовалось думать о форсе, но своей военной
формой они все же дорожили. А старшие суворовцы быстро
поняли красоту своей формы и носили ее с особым вкусом и
шиком. |
Много
забот старшинам и сержантам доставляли банные дни. Некоторые
суворовцы не очень-то любили мыться в бане, считали
достаточно облиться двумя-тремя тазиками воды и от этого они
уже чистые. Сержанты мылись вместе с ребятами и за короткое
время успевали вымыть всех. Обычно они двух-трех малышей
зажимали между колен, намыливали мочалкой и тут же обдавали
чистой водой. Самые юркие и шустрые суворовцы, словно вьюны,
выскальзывали из железных объятий сержантов и устремлялись
под душ смывать пену. При помывке в бане присутствовал
кто-нибудь из медицинских работников, который следил за тем,
чтобы суворовцы выходили из бани чистыми и обязательно
меняли нательное белье.
Нелегко давалась суворовцам на первых порах строевая
выучка. Занятия по строевой подготовке проводились чуть ли
не каждый день. Если в старших ротах строевые приемы
усваивались быстро, то для малышей эти занятия были сплошным
мучением. Офицеры и сержанты, проявляя большое терпение,
прививали суворовцам все необходимые навыки и постепенно
добивались слаженности в отделениях и ротах. Каждый день
перед отбоем все подразделения выходили строем на вечернюю
прогулку, и тогда далеко за окрестности парка разносились
задорные строевые песни. У каждой роты была своя любимая
песня, которую она пела во время передвижения по улицам
города, вызывая любопытство у прохожих и зависть у
мальчишек, сопровождавших суворовский строй. Особенно
красочными становились выходы всего училища в город, когда
их в сопровождал военный оркестр.
В период образования СВУ в Казани существовало еще
одно военное учебное заведение - это спецшкола ВВС, где
обучались тоже только мальчики. Эта школа находилась
недалеко от кинотеатра «Пионер» в Телеграфном переулке. В
дальнейшем суворовцы и "спецы" станут соперниками во всех
городских мероприятиях как в праздники, так и в будни, будут
участвовать в спортивных соревнованиях. Не умаляя всех
заслуг спецшколы, следует отметить, что суворовцы во многих
делах начнут превосходить своих соперников и между ребятами
установятся самые добрые отношения. |
Очень
быстро произошло сплочение коллективов в суворовской среде,
за короткое время все ребята сдружились. Почти одинаковая
судьба уравняла их во взаимоотношениях. Старшие суворовцы
стали опекать младших, не допускалось грубостей,
издевательств и унижений. А малыши в старших товарищах
видели своих покровителей, у них появились свои кумиры,
которым стремились подражать. Покровительство старших
суворовцев над младшими в дальнейшие годы стало традицией.
Конечно, не следует считать, что
вся жизнь в училище протекала гладко и без трудностей.
Уборка спальных помещений и классов, территории парка - все
это ложилось на плечи суворовцев. В первые месяцы возникали
трудности особенно с обеспечением нормальных условий жизни
для суворовцев. Командованию приходилось заниматься
различными хозяйственными вопросами. Однажды, в ненастный
осенний день старшеклассники во главе со своими командирами
вынуждены были упорно потрудиться на разгрузке баржи с
дровами. Такая «боевая» задача была выполнена, и училище
смогло нормально перезимовать. В последующие годы доводилось
суворовцам выезжать на уборку картофеля, моркови и капусты.
В первые месяцы в училище был
установлен карантин, не разрешались увольнения в город и
свидания с родственниками. Но детским сердцам невозможно
было запретить думать и скучать по своим матерям. Порой
суворовцы внезапно обращались к кому-нибудь из офицеров и
сержантов не по-уставному, называя их "папой" или "дядей".
Быстро привязывались суворовцы к женщинам, работавшим в
училище. Это были преподавательницы, работницы столовой,
библиотеки и медпункта, которые относились ко всем
суворовцам как к родным сыновьям. Ребята в этих женщинах
находили сходство со своими матерями. Особо хочется сказать
о первых преподавательницах: Безруковой Т.Ф., Гугниной М.М,
Балашовой, Морозовой Г.В., Григорьевой Э.В., которые в
детские сердца вкладывали свою душу. Они по-матерински
заботились о суворовцах, давали им глубокие знания, могли
пошутить и сказать добрые и ласковые слова, но вместе с тем
могли и строго спросить за малейшую провинность и грубость,
а в некоторых случаях и наказать. |
Казарменные условия, строгий распорядок дня и
уставные требования командиров тяжело воспринимались всеми
суворовцами. Но сам уклад жизни в училище требовал от ребят
мириться с таким положением и беспрекословно выполнять их.
Приходится поражаться выдержке и терпению офицеров и
сержантов, их самообладанию в обращении с суворовцами,
которые могли допустить непредсказуемые выходки. Строгость
офицеров-воспитателей и преподавателей не вызывала
озлобления у ребят.
2 мая 1945 г. училище облетела
радостная весть о том, что наши войска полностью овладели
столицей Германии Берлином и там над поверженным рейхстагом
водружено Красное Знамя. Суворовцы подолгу задерживались
возле большой карты, которая висела в вестибюле и на которой
красным флажком был обозначен поверженный Берлин. Офицеры и
сержанты разъясняли суворовцам, что конец войны уже очень
близок.
И вот этот долгожданный день
настал. 8 мая в училище прошел обычный учебный день и после
отбоя воцарилась привычная тишина, суворовцы уснули крепким
сном. Но 9 мая рано утром, задолго до подъема, все училище
было разбужено и поднято на ноги необычным шумом на улице,
где раздавались редкие выстрелы из ракетниц и громкие
возгласы «Победа! Победа! Ура! Война кончилась!». Дежурившие
в эту ночь офицеры и сержанты вбегали в спальные комнаты и
со слезами на глазах сообщали радостную весть. Они
подхватывали на руки подвернувшихся ребят, подкидывали,
обнимали и целовали. В этот момент здание училища
превратилось в растревоженный муравейник. Суворовцы носились
по всем этажам, каждый пытался перекричать товарища, прыгали
на кроватях, бросали вверх подушки и одеяла. Никто не смог
бы, да и не пытался остановить радостно возбужденных ребят.
В этой круговерти стали одинаковыми и суворовцы и их
воспитатели.
После завтрака весь личный состав был построен перед
зданием училища. Генерал-майор Болознев зачитал приказ
Верховного Главнокомандующего Сталина о Дне Победы. Потом
суворовцы торжественным маршем прошли по главным улицам
Казани. В этот день все улицы и площади были заполнены
ликующим народом. Кругом гремела музыка и радостные песни,
люди обнимались и целовались, поздравляли друг друга.
Особого почтения удостаивались военнослужащие, оказавшимся в
людской толпе, их подбрасывали вверх, обнимали и целовали.
Время от времени из репродукторов доносился торжественный
голос Левитана, передававшего сообщения о капитуляции
фашистской Германии. |
Первый день Победы 9 мая 1945
года на всю жизнь остался в памяти всех суворовцев, которым
в этот день довелось стать участниками радостного события и
ликования. Всегда при встречах они с гордостью вспоминают
этот первый день мира. И конечно, в сердце каждого суворовца
той поры сохранилась глубокая благодарность тем, кто ценой
своей жизни и крови принес эту Победу. Суворовцы гордились
своими первыми командирами и учителями - участниками
Отечественной войны, их подвигами и боевыми наградами.
У
Казанского Суворовского военного училища большая биография,
много событий произошло за все годы его функционирования, об
этом можно писать и писать... Но самые первые годы его
работы, период становления, время педагогических ошибок и
побед, разочарований и радостей, когда происходила закладка
основных принципов подготовки элитных воинских кадров, т.е.
грамотных, умных, с широким кругозором молодых патриотов
Родины - это время было самым главным, самым ответственным и
потому самым запоминающимся.
Казанскому СВУ повезло, его не постигла судьба
большинства училищ, расформированных в 60-е годы прошлого
века из-за недальновидной оборонной политики тогдашнего
руководства страны и за почти 60-летнюю историю училища из
его дверей вышло в большую жизнь много хороших людей -
будущих генералов и командиров подразделений, героев
Отчизны, ученых, творческих деятелей, великих спортсменов и
т.д. Все они умножали славу нашей Родины, активно
способствовали ее укреплению и развитию. Бывшие воспитанники
высоко несут звание “выпускник Казанского Суворовского
военного училища”. |
Гордостью
училища являются генералы Тырцов Б.К., Громов В.В., Баталов
Р.П., Чернов В.И., Панов В.В., Юдин Н., Солуянов А.П.,
Селивестров Н., Лопаткин А., Бартов В.А. Более 300 человек -
доктора и кандидататы наук в областях создания военной и
космической техники, радиоэлектроники, физики, химии,
математики и т.д. Многие удостоены высоких государственных
правительственных наград.
Воспитанные в духе преданности Родине и чести
офицера, выпускники Казанского СВУ с мужеством и отвагой
выполняли свой воинский долг и задания Советского
правительства в различных районах страны и за рубежом.
Довелось некоторым выпускникам принять участие и в боевых
действиях в Афганистане, проявить там мужество и героизм:
Апрелев Владимир, Дубинин Станислав, Востриков Олег, Лушпа
В.В., высокого звания Героя Советского Союза удостоился
Солуянов Александр. На территории Афганистана, выполняя свой
воинский долг, погибли суворовцы - казанцы Тюбекин Ю.Б.,
Акчурин М.Р., Архангельский В.А., Галимов Ф.X., Финогеев
Е.А. Память об этих офицерах будет вечно жить в сердцах их
однокашников.
Наши герои: генерал-майор Солуянов А.П.(вып. 1971
г.), Герой СССР; генерал-майор Тулин С.З. (вып. 1976 г.),
герой России; майор Чабанов В.А. (вып. 1983 г.), герой
России; капитан Макаров В.В. (вып. 1984 г.), герой России;
ст. лейтенант Игошин Р.В. (вып. 1992 г.), герой России
(посмертно). |
С горечью приходится говорить,
что из года в год редеют ряды бывших офицеров-воспитателей,
преподавателей и сержантов, а также и суворовцев. Трудные
военные годы, преклонный возраст и болезни делают свое дело
и уносят из жизни людей. |
За
почти 60-летний срок со дня открытия Казанского СВУ здесь
сложилась добрая традиция - через каждые пять лет проводятся
юбилейные встречи в расположении училища. В Казань
съезжаются гости со все концов страны, чтобы встретиться со
своей юностью, друзьями и учителями, вспомнить прожитые
здесь годы. Ежегодно в честь Дня Победы организовывается
встреча бывших работников училища и суворовцев, проживающих
в Казани. Периодически проводятся встречи суворовцев по
выпускам по случаю окончания училища.
Важным событием в жизни суворовских военных училищ
стало образование в 1984 году Всесоюзного
суворовско-нахимовского клуба (ВСНК), объединившего в своих
рядах десятки таких клубов, созданных в различных городах
страны и военных гарнизонах, Первым председателем
Всесоюзного клуба стал летчик-космонавт СССР, бывший
суворовец Джанибеков Владимир.
Казанский Суворовский клуб (КСК) образовался 15
апреля 1989 года и его деятельность направлена на укрепление
и развитие суворовских и нахимовских училищ и военных
специальных школ, развитие и пропаганду традиций Вооруженных
Сил страны, русской армии и флота. В Казанский Суворовский
клуб вошло более 400 человек. Председателем КСК является
выпускник училища Хронусов Анатолий, организатор юбилейных
встреч в стенах родного СВУ. |
История Казанского СВУ
продолжается. За годы существования в стенах училища прошли
суворовскую закалку несколько тысяч юношей. Бесспорно, эти
училища необходимы и они свою задачу выполняют. Ребята,
проучившиеся в СВУ, являются хорошим пополнением военных
училищ. Из стен СВУ выходят наиболее подготовленные для
военной службы юноши. Но за нынешние три года учебы у ребят
слабо складываются такие важные и очень необходимые качества
будущего офицера, как чувство товарищества и взаимопомощи,
любви и гордости к званию суворовца, курсанта и офицера. За
короткий срок юношам, пришедшим в СВУ со школьной скамьи, не
успевают привить эти чувства. Видимо, есть целесообразность
и необходимость введения в суворовских училищах срока
обучения пять лет. За это время можно сформировать из
мальчиков настоящих и преданных делу офицеров. |
|