|
Перечень поручений
Президента Российской Федерации
по итогам заседания
Президиума Государственного
Совета Российской Федерации
22 апреля 2009 г. |
1. Правительству
Российской Федерации:
а) разработать в
утвердить концепцию федеральной системы подготовки молодежи к
военной службе на период до 2020 года, включая подготовку по основам
военной службы, военно-патриотическое воспитание, физическую и
морально-психологическую подготовку призывников,
совершенствование системы медицинского наблюдения за их здоровьем.
Срок - 1 сентября
2009 г.
б) представить
предложения по дополнению перечня показателей для оценки
эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации показателями эффективности подготовки
молодежи к военной службе.
Срок - 1 августа
2009 г.
в) обеспечить
разработку нормативов материально-технического оснащения
образовательных учреждений, участвующих в допризывной подготовке
молодежи, и включение этих нормативов в федеральный государственный
образовательный стандарт общего образования.
Срок - 1 декабря
2009 г.
2. Министерству
обороны Российской Федерации:
а) создать
необходимые условия для возобновления полетов в авиационных
организациях РОСТО (ДОСААФ).
Срок - 20 мая 2009
г.
б) внести
предложения об образовании межведомственной комиссии по вопросам
допризывной подготовки молодежи к военной службе.
Срок - 1 августа
2009 г.
Ответственный:
Сердюков А.Э.
в) совместно с Министерством
образования и науки Российской Федерации, полномочными
представителями Президента Российской Федерации в федеральных
округах создать в
каждом федеральном округе
президентский кадетский корпус.
Срок - 15 декабря 2009г.
Ответственные: Сердюков А.Э.,
Фурсенко A.At, полномочные представителя Президента Российской
Федерации в федеральных округах.
Президент РФ Д.Медведев:
Выступление на заседании президиума
Государственного совета
по
вопросам совершенствования системы допризывной подготовки молодёжи
22 апреля 2009 года
Рязань
Уважаемые коллеги! Мы с вами продолжаем
практику проведения выездных заседаний президиума Государственного
совета. Сегодня темой нашего разговора является один вопрос, но
сложный и, естественно, очень важный для нашей страны – вопрос о
задачах и состоянии допризывной подготовки, совершенствование
системы допризывной подготовки молодёжи.
Я только что был в Воздушно-десантном
командном училище, на областном призывном пункте. В общем и целом
там всё, естественно, выглядит прилично. Училище вообще прекрасно
выглядит, и на призывном пункте тоже всё хорошо. Но понятно, что
подготовка к армии начинается задолго до попадания на призывной
пункт и до поступления в училище. Эта подготовка начинается,
собственно, в школе. И, естественно, она касается и сферы
образования, и сферы здоровья, причём как физического, так и
нравственного здоровья.
Известно, что есть проблема с наличием
подготовленных к военной службе молодых людей. Их становится не
больше, а, к сожалению, меньше. За последние 20 лет число годных к
военной службе людей сократилось практически на треть. Причём у
более чем 40 процентов допризывников здоровье и уровень физического
развития не соответствует требованиям армейской службы.
Напомню, что согласно утверждённой
военной стратегии комплектование армии и флота на период 2020 года
остаётся смешанным, причём трое из четырёх военнослужащих подлежат
набору на основании призыва. И именно от их физической выносливости,
от уровня ответственности, уровня образования будет зависеть, смогут
ли они работать на современной технике, достойно переносить
трудности воинской службы и, соответственно, быть готовыми к тем
угрозам, с которыми сталкивается наша страна и на которые должна
отвечать армия.
Нам нужно создавать действенную
современную систему допризывной подготовки молодёжи. Чтобы её
создать, нужны комплексные многоплановые решения. Необходима
нормальная координация деятельности федеральных ведомств, регионов,
муниципалитетов, учебных заведений и общественных организаций.
Знаю, что рабочая группа Госсовета
тщательно проанализировала эти вопросы. С соответствующим докладом
выступит Николай Кириллович Максюта, глава администрации
Волгоградской области. Но я сейчас обозначу как бы рамку, цели и
основные позиции.
Что нужно делать? Во-первых, необходимо
серьёзно модернизировать системы спортивной и технической подготовки
допризывной молодёжи. Вы знаете, что у нас здесь есть свой
собственный опыт, уникальный опыт. Он не идеальный, но он уникальный,
и он действительно создавался в нашей стране.
Ещё не так давно миллионы людей
занимались в секциях ДОСААФ, получая в том числе знания и навыки по
военно-учётным специальностям. Именно в кружках авиамоделей и
автомоделистов делали свои первые шаги многие наши прославленные
лётчики, конструкторы, инженеры.
К сожалению, за последние 10 лет число
молодых людей, которые занимаются спортом в РОСТО, как
правопреемнике ДОСААФ, сократилось почти в 25 раз. То есть, иными
словами, можно считать, эта работа вообще и не ведётся в нормальных
объёмах, хотя для подготовки призывников эта организация имеет и
технику, и учебные площадки. Конечно, не хватает современных средств
обучения, не хватает нового оборудования, не хватает тренажёров. Но
очень многое зависит и от активности тех, кто работает в этих
организациях.
На грани развала оказалась спортивная
авиация. Не так давно я даже на эту тему разговаривал, когда
встречался с нашими женщинами, занимающимися совсем не женским
трудом. В упадке находится и планёрный, и парашютный спорт. И это,
конечно, упущенные возможности для страны, для нашего подрастающего
поколения.
Я хотел бы обратить на это внимание
Министерства обороны и Министерства по делам спорта. Ведь для многих
молодых людей возможность бесплатно заниматься военно-спортивными и
техническими видами спорта может стать и базой, и стимулом для
занятий допризывной подготовки.
Понятно и то, что в условиях текущего
финансового кризиса этими проблемами заниматься непросто, но делать
это надо, нам деваться некуда. И поэтому я поручаю подготовить
перечень необходимых мер государственной поддержки авиационных,
технических, военно-прикладных видов спорта, который должен быть
утверждён Правительством Российской Федерации.
Второе, что необходимо делать, на чём
необходимо сконцентрироваться. Грамотных и продуманных действий
требуют также вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием
молодёжи. Эта тема вечная, но очень сложная. Не секрет, что у многих
школьников уже сложилось негативное представление о военной службе.
Они просто зачастую боятся идти служить в армию, на флот. Конечно,
такое отношение необходимо менять как, собственно, в ходе службы,
что и должны делать в Вооружённых Силах, так и до неё, в том числе с
использованием возможностей средств массовой информации и других
возможностей. Но самое главное, конечно, мы должны менять реальную
ситуацию, чтобы она не была пугающей.
Я знаю, что во многих субъектах нашей
страны накоплен интересный и полезный опыт работы в этой сфере.
Предлагаю разработать и принять региональные программы допризывной
подготовки молодёжи с финансированием в том числе и за счёт
региональных бюджетов. А эффективность деятельности исполнительной
власти (мы её оцениваем, есть набор критериев) оценивать в том числе
и по показателям подготовленности молодёжи к военной службе. Потому
что в конечном счёте, это такой синтетический показатель, который,
по сути, отражает и здоровье молодых людей.
Третья тема, на которую хотел обратить
внимание, ключевой элемент допризывной подготовки, – это обучение
молодёжи основам военной службы и военно-учётным специальностям. Тем
более что из-за сокращения сроков срочной службы не всегда хватает
времени на подготовку специалистов непосредственно в самой армии.
Базовым курсом школьной программы в текущей ситуации сегодня на это
отводится всего лишь 70 часов. Опыт ряда регионов показал, что даже
в столь скромных временных рамках можно достичь довольно неплохих
успехов. Необходимо использовать и такой резерв, как факультативные
занятия, и действовать в соответствии с учебными программами,
дополняя их вот этими факультативами.
В этой связи хотел бы также сказать, что
я поручаю разработать нормативы по материально-техническому
оснащению образовательных учреждений, которые участвуют в
допризывной подготовке молодёжи, и включить их в федеральный
образовательный стандарт общего образования, который существует в
нашей стране.
Я обозначил общие вопросы, вопросы
предстоящей работы. Конечно, создание эффективной системы
военно-патриотического воспитания – это дело не нескольких дней,
даже не месяцев, тем не менее надо этим заниматься. Мы все видим,
как такого рода работа не формально, а, надо признаться, весьма и
весьма эффективно ведётся в других странах. Мы тоже когда-то такой
опыт имели. Да, у него была, может быть, несколько иная
идеологическая основа, но этот опыт был очень в целом позитивный. А
служба в армии, защита Отечества, безусловно, относится к числу
наших фундаментальных ценностей, которые мы должны отстаивать и
защищать.
Думаю, нам нужно обсудить и вопрос
концепции федеральной системы подготовки молодёжи к военной службе
на период до 20-го года и, наверное, подумать о создании специальной
межведомственной комиссии для координации такого рода деятельности и
такого рода работы.
Предложений много. Не все они, наверное,
сегодня окончательно проработаны. Давайте обсудим их
целесообразность. Я готов выслушать и новые идеи, а также тот
региональный опыт, который имеется в целой части наших субъектов
Федерации.
* * *
Я только две вещи хотел бы сказать,
которые нас всех волнуют сейчас.
Во-первых, состояние здоровья
призывников. Конечно, нужно разбираться, что происходило. Мы
понимаем, в какой ситуации была наша страна и, собственно, люди в
90-е годы, когда просто и качество жизни существенно ухудшилось, и
рацион питания изменился. Сейчас немножко другое время, но при этом
мы должны посмотреть на проблему комплексно. Почему такие цифры
пугающие? Казалось бы, сейчас должна ситуация меняться в лучшую
сторону, однако, этого не происходит. Наверное, есть и какие-то
другие проблемы.
Мы понимаем на самом деле, как проходили
медицинские обследования, скажем, выпускников в советские годы.
Формально проходили, абсолютно формально. Сейчас это делается иначе.
И если раньше с государством никто не связывался, то сейчас спорят.
И, в общем-то, это неплохо.
Есть ещё одна тема, на которую не нужно
закрывать глаза, – коррупция на теме здоровья. Справки покупают, мы
знаем это прекрасно. Я даже сейчас говорю не о том, чтобы сделать
какие-то специальные оргвыводы, но это те факторы, которые тоже
влияют на эту статистику.
И ещё одна тема по подготовке наших
допризывников в рамках той деятельности, которая ведется РОСТО. Я об
этом уже говорил. Ну вот, например, могу привести данные по
Рязанской региональной общественной организации. Тоже пока без
оргвыводов, просто информация. Административное здание, улица
Электрозаводская, дом 63, – помещение сдано в аренду коммерческим
организациям. Рязанская автошкола, улица Новая, дом 92, – сдана в
аренду коммерческим организациям. Внутренняя территория между
рязанской автошколой и административным зданием используется под
платную стоянку. Часть помещений тира рязанской автошколы сданы в
аренду коммерческим организациям. Здание, предназначенное для
морской школы, улица Есенина, дом 2б, – вместе с земельным участком
продано. Часть объектов, расположенных на аэродроме «Протасово»,
посёлок Листвянка, – сдано в аренду коммерческим организациям.
Понятно, если всё это распродать, то и готовить [специалистов] негде
будет.
Я ещё раз подчеркиваю: это не значит,
что всё это было нужно обязательно сохранить, но здесь должна быть
какая-то разумная государственная программа, а не усмотрение тех или
иных уважаемых граждан, распоряжающихся общественной собственностью.
Это в конце концов когда-то на народные деньги создавалось.
* * *
У нас зачастую идут разговоры на
заседании президиума Госсовета по таким вроде бы более глобальным
вопросам, но, ещё раз повторяю, сегодняшняя тема очень важная, и
хорошо, что мы специально сконцентрировались на ней.
Что я хотел бы сказать. Начну с
некоторых комментариев к тому, что прозвучало. Идеи, которые
высказывались, часть из них, во всяком случае, мне представляются
разумными.
Что, в частности, я
хотел бы поддержать? В отношении президентских кадетских корпусов.
Я считаю, что, конечно, кадетские корпуса должны быть разные, в том
числе и в субъектах Федерации должны быть свои кадетские корпуса, и
очень хорошо, что это так. Но мы можем подумать о создании, скажем,
в каждом федеральном округе по одному президентскому кадетскому
корпусу, который тоже будет аккумулировать такого рода работу уже на
окружном уровне, и, наверное, это может быть в плюс для той задачи,
которая нас с вами сегодня объединила. Я такое поручение –
проработать идею – дам.
Много интересных вещей было сказано
Минтимером Шариповичем [Шаймиевым]. Во всяком случае, опыт сбора на
военную службу, включая возможности телефона, ещё чего-то, – это
хороший опыт, который заслуживает и внимательного отношения, и
тиражирования. Он и выпускников настраивает определённым образом, и
призывники будут чувствовать себя, может быть, комфортнее, и
родители, может быть, будут тоже к этому относиться более
внимательно. Поэтому мне кажется, что было бы неплохо это
проработать.
В отношении телеканала «Звезда». У нас,
в принципе, действительно сейчас этот телеканал распространяется
далеко не везде, хотя нельзя сказать, что он совсем уж обижен
вниманием. Тем не менее если говорить о будущем, то практически
решён вопрос о том, чтобы у нас «Звезда» распространялась в качестве
одного из общефедеральных каналов в рамках того цифрового пакета, на
который мы должны выйти в ближайшие годы. То есть она попадёт в
каналы так называемого общего доступа, которые будут
распространяться через новое цифровое телевидение.
<…>
В отношении РОСТО. Я думаю, что мы можем
принять к сведению то, что было сказано и руководителем организации.
Совершенно очевидно, эта организация требует своей модернизации и в
силу того, что прошло уже много лет с момента её создания,
воссоздания в новом качестве, и в силу того, что никто из нас не
может быть доволен успехами в её деятельности. Поэтому я полагаю
правильным начать, собственно, саму работу по её реорганизации в
структуру общественно-государственного образования и провести эту
работу за короткий период, чтобы мы потом не возвращались ещё раз к
тому, что этот процесс реорганизации в общественно-государственное
объединение затянулся на годы. Я соответствующие поручения,
естественно, дам. И хотел бы обратить на это внимание всех
присутствующих. Или мы это всё сделаем разумным образом за короткое
время, за короткие сроки, или судьбой этой организации будут
заниматься уже другие органы, в том числе правоохранительные.
Я подпишу поручение, касающееся
темы нашего сегодняшнего разговора, я имею в виду
и концепцию федеральной
системы подготовки молодёжи к военной службе на период до 2020 года,
как поручение Правительству, и разработку нормативов по
материально-техническому оснащению образовательных учреждений,
участвующих в допризывной подготовке молодёжи, и меры господдержки,
включая бюджетное финансирование авиационных, технических,
военно-прикладных видов спорта по перечню, который утверждается
Правительством. Это касается и единого перечня требований к
физической, психологической и интеллектуальной подготовленности
призывников, проработки вопроса о введении электронного паспорта
призывника, предусматривающего учёт его физического и
морально-психологического состояния. Министерство обороны должно
будет внести предложения по образованию межведомственной комиссии по
вопросам допризывной подготовки молодёжи к военной службе. И ряд
других поручений.
С учётом того, что эта тема политическая,
я хотел бы, чтобы общий контроль за всеми мероприятиями, в том числе
и касающимися судьбы РОСТО и другими мероприятиями, осуществляла
Администрация Президента.
Уважаемые коллеги, если будем работать,
то решим и эту задачу.
Спасибо вам за участие.
|