Программа развития  кадетского образования в Москве  на 2001-2005 годы

Кадетские учебные заведения Москвы

Кадетское образование в Москве

    В Москве кадетское движение начало развиваться с 1992 года. При поддержке общественных организаций начали создаваться военные, кадетские и морские кружки, которые со временем стали называться "классами". В настоящее время они действуют более, чем при 18 школах Москвы.

    В 1997 году приказом Председателя МКО  сформирована кадетская школа-интернат № 1 “Первый Московский кадетский корпус”, которая  действительно стала первым в Российской Федерации государственным кадетским образовательным учреждением. 

      На сегодняшний день в городе функционируют всего 5 кадетских образовательных учреждений: 4 кадетские школы-интернаты и 1 кадетская школа, в которых обучаются более 1000 воспитанников (начиная с 5-го  класса), из которых примерно половина содержится на полном пансионе. 

      Основные функции по руководству кадетскими образовательными учреждениями и воспитанием обучающихся выполняют офицеры запаса, часть из которых - выпускники суворовских и нахимовских училищ.

      В 2000 году приказом МКО кадетской школе – интернату № 1 ("Первый Московский кадетский корпус") присвоен статус  экспериментальной площадки по теме эксперимента: “Разработка и исследование структуры построения и управления государственными учебными заведениями нового типа – “кадетский корпус” и создание специализированного воспитания и непрерывного образования на базе опыта Первого Московского корпуса и Института инноваций  РАО  РФ”. 

 Целесообразные меры и направления развития кадетского образования в Москве

       Цель – максимальное удовлетворение запросов населения столицы по обеспечению подготовки подросткового поколения граждан, изъявивших желание посвятить свою трудовую деятельность исполнению обязанностей в сфере государственной службы.

 Основные направления и задачи:

      1. Создание кадетских школ-интернатов в административных округах с учетом запросов его населения.

       2. Определение перечня профессиональной ориентации кадетских образовательных учреждений и разработка единых типовых дополнительных образовательных программ.

       3. Создание и развитие элементов учебно-материальной базы, обеспечивающей реализацию дополнительных образовательных программ.

      4.  Разработка, издание и обеспечение кадетских образовательных учреждений учебной и учебно-методической литературой в рамках дополнительных образовательных программ.

      5. Создание системы подготовки и переподготовки кадров воспитателей (офицеров – воспитателей) и преподавателей, реализующих дополнительные образовательные программы.

      6. Совершенствование системы социальной защиты воспитанников кадетских образовательных учреждений.

      7. Капитальное строительство, ремонт и реконструкция  кадетских образовательных учреждений (с учетом технического состояния зданий и сооружений).

       8. Разработка и принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих функционирование кадетских образовательных учреждений.

       9. Привлечение учреждений, ведомств и организаций к оказанию шефской помощи кадетским образовательным учреждениям.

Учебный округ

Образовательное учреждение

Адрес

Ф.И.О. директора

 Рабочий телефон

Северный

Кадетская школа-интернат №1 «Первый Московский кадетский корпус»

г. Москва, ул. Вучетича, 30 (м. Тимирязевская)

Кирсанов Владимир Владимирович

104-34-87 (м)   211-08-91

Кадетская школа № 1702 «Петровский кадетский корпус»

Зеленоградская, д. 9 (м. Водный стадион)

Збойкова Маргарита Васильевна

453-01-50

Юго-западный

Кадетская школа-интернат №69 «Второй Московский кадетский корпус» (МЧС)

г. Москва, Ленинский проспект, 97а (м. Ленинский проспект)

Галанин Юрий Георгиевич

132-89-69

Центральный

Кадетская школа-интернат «Третий Московский кадетский корпус»

г. Москва, Новоспасский переулок, 11 (м. Таганская)

Ромайкин Вячеслав Юрьевич

912-10-29

Западный

Кадетская школа-интернат «Навигацкая школа»

г. Москва, ул. Кастанаевская, 59 (м. Кунцевская)

Цуканов Юрий Петрович

144-79-18

Восточный

Кадетская школа-интернат №5 «Преображенский кадетский корпус»

г. Москва, ул. Лосиноостровская,

24/28 (м. Подбельского)

Годына Владимир Васильевич

160-04-01

Северо-восточный

Кадетская школа-интернат № 6 «Георгиевский кадетский корпус»

г. Москва, ул. Малая Ботаническая, д. 24а (м. Владыкино)

Закирова Татьяна Михайловна

219-83-57

ГОУ города Москвы кадетская школа № 1778 "Московский Шереметьевский кадетский корпус"

г. Москва, ул. Коминтерна, д. 52. (м. "Бабушкинская")

Персина Наталья Евгеньевна

184-55-18

Южный

Кадетская школа № 1770 «Московский кадетский музыкальный корпус»

г. Москва, Коломенская наб., д. 20 (м. Коломенская)

Горемыкин Михаил Юрьевич

(499) 615-89-88

(499) 614-86-87

Юго-восточный

Кадетская школа-интернат №7 «Московский казачий кадетский корпус им. М.А. Шолохова»

г. Москва, ул. Маршала Чуйкова, д. 28 (м. Кузьминки)

Шпиньков Михаил Данилович

Васильченко Игорь Константинович

175-32-83

179-40-14 (пр.)

Кадетская школа-интернат № 9 «Московский пансион государственных воспитанниц»

г. Москва, Волжский бульвар 52/29, стр. 1,2,3,4 (м. Кузьминки)

Силенская Виктория Трофимовна

179-12-10

179-41-10

Северо-западный

Кадетская школа-интернат №8 «Московский кадетский корпус юстиции»

г. Москва, ул. Маршала Тухачевского, 46 (м. Октябрьское поле)

Лукьянчиков Геннадий Николаевич

199-26-24

199-25-17

Кадетская школа № 1700 «Московский объединенный морской корпус Героев Севастополя»

г. Москва (Строгино) ул. Таллинская, 12а (м. Щукинская)

Введенский Евгений Александрович

756-30-38

 

"О развитии кадетского образования в г. Москве"

     Кадетские корпуса, как тип учебного учреждения, зародились в России около трёхсот лет назад. В 1701 году Петром I была учреждена  школа математических и навигационных наук, известная как "Навигацкая школа", превратившаяся со временем в Морской кадетский корпус. В 1732 году открыл двери Первый пехотный корпус в Санкт-Петербурге, в 1778 году был основан Первый Морской кадетский корпус. К 1917 году в системе кадетского воспитания и образования действовало 30 кадетских корпусов. География этих учебных заведений была обширна и обхватывала огромную территорию Российского государства. В них ежегодно обучалось около 13 тысяч кадет. За всё время своего существования эти учебные заведения окончили более 100 тысяч человек. 

    Кадетские корпуса дали России десятки выдающихся исторических личностей: основатель русского театра Волков, поэты и писатели: Сумароков, Тютчев, Толстой, Куприн, композиторы: Римский – Корсаков, Глазунов, художник Верещагин и многие другие.

    Система кадетского образования и воспитания, задуманная как форма подготовки юношей к военной службе, после десятилетий перемен и реформ приняла форму, соответствующую укладу Российской жизни.

    Перед кадетским образованием ставилась задача подготовить высококультурных граждан, пригодных для служения на всех поприщах государственной и общественной жизни. И кадетские корпуса стали именно такими образовательными учреждениями, в которых Русское государство стремилось дать подрастающему поколению интегральное воспитание, в первую очередь - духовное, во вторую – интеллектуальное и патриотическое.

    Основной формой жизни и быта воспитанников кадетских корпусов утвердилось военное общежитие. Основным звеном в системе воспитания кадет был офицер – воспитатель. В кадетские корпуса офицерами – воспитателями назначались лучшие представители офицерского корпуса из числа старших офицеров, умудрённых  жизненным и служебным опытом.

    История Российского кадетского образования, прерванная революционными событиями 1917 года, возродилась в нашей стране в годы Великой Отечественной войны. В 1943 году постановлением Правительства были организованны 9 суворовских военных училищ и 2 нахимовских  военно – морских училища, по 500 человек в каждом со сроком обучения 7 лет. В постановлении подчёркивалось, что училища создаются по типу старых кадетских корпусов. В 1944 году к первым суворовским училищам прибавилось ещё шесть.

        В последние годы кадетские формы обучения и воспитания стали утверждаться в системе образовательных учреждений новой России. В настоящее время в Российской Федерации действуют 36 кадетских образовательных учреждений в форме: кадетская школа – интернат, кадетская школа, кадетский корпус.

    Кадетская школа – интернат (кадетская школа) – общеобразовательное учреждение реализующее общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы. 

     По желанию подростков и их родителей (или лиц их замещающих), как одно из направлений подготовки к государственной службе, кадетскими школами (школами – интернатами) осуществляется начальная профессиональная подготовка к военной службе.

       Начальной правовой базой для этих образовательных учреждений послужили:

     -распоряжение Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года № 118–рп “О создании образовательных учреждений- кадетских школ (школ – интернатов);
     -постановление Правительства Российской Федерации от  15 ноября  1997 года № 1427, утвердившее “Типовое положение о кадетской школе (школе-интернате)".

        Востребованность российского общества и столичного, в частности, в развитии кадетского образования определяется:

- необходимостью подготовки подрастающего поколения к государственной службе, к службе в государственных (муниципальных) органах Москвы;
- возможностями кадетских образовательных учреждений всесторонне развивать в каждом воспитаннике его физические и духовные качества,  формировать характер, укоренять незыблемость приоритетов благочестия и служебного долга,  обеспечивая эффективность воспитания поддержанием образцового порядка и высокой организации внутренней жизни. 

          Кроме того, нескончаемый поток писем, поступающих в Комитет образования, заявлений в кадетские образовательные учреждения Москвы, в которых родители просят о приёме своих детей в кадеты, свидетельствует не только о том, что они видят в этих образовательных учреждениях возможность дать детям качественное образование и гражданское воспитание, но и уберечь их  от  пагубного влияния  улицы.