ПРОГРАММА
 развития  кадетского образования в Москве  на 2001-2005 годы 

Наименование Программы

РАЗВИТИЕ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКВЕ на 2001-2005 годы. 

Наименование, дата и номер решения о разработке Программы

Постановление Правительства Москвы от 27.06.2000 № 478 "О ходе подготовки образовательной отрасли города Москвы к новому 2000-2001 учебному году".

Основные разработчики Программы

Московский комитет образования

Цель и задачи Программы

- Максимальное удовлетворение запросов населения столицы по обеспечению подготовки несовершеннолетних граждан, изъявивших желание посвятить свою трудовую деятельность исполнению обязанностей в сфере государственной службы;
 - формирование условий для физического, интеллектуального и  культурного развития обучающихся, способствующих  выбору жизненного пути в пользу сознательного служения Отечеству;
- создание, открытие, реконструкция и благоустройство кадетских школ-интернатов (школ), укрепление их материально-технической базы

Сроки реализации Программы

2001-2005 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

- Московский комитет образования,
- Комитет здравоохранения,
- Комитет социальной защиты населения,
- Комитет общественных и межрегиональных связей,
- Главное управление ГО и ЧС Москвы,
- Московский городской военный комиссариат,
- Префектуры административных округов,
- Общественные организации и  фонды Москвы.

Объемы и источники финансирования Программы

средства, предусмотренные комитетами на текущее бюджетное финансирование, средства, предоставляемые общественными организациями, фондами, привлекаемые попечительскими советам

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- рациональное развитие городской сети кадетских образовательных учреждений;
- создание условий для сознательного выбора каждым воспитанником профессии, в пользу служения Отечеству на гражданском или военном поприще;
- формирование у воспитанников  высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств

Контроль за исполнением Программы

Московский комитет образования

ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРОБЛЕМЫ

          В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. № 118-рп "О создании общеобразовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов)" постановлениями Правительства Москвы были созданы  кадетские образовательные учреждения, в рамках которых совместно с общеобразовательными программами основного общего, среднего (полного) общего образования реализуются дополнительные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском или военном поприще.

         Руководствуясь Типовым положением о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1427, Московский комитет образования при содействии общественных организаций города, поддерживающих развитие кадетского движения, поэтапно осуществлял мероприятия, направленные на развитие кадетских образовательных учреждений  в Москве.

         В настоящее время в городе действуют 5 кадетских образовательных учреждений (кадетские школы-интернаты в Северном, Юго-Западном, Западном и Центральном  административных округах и кадетская школа в Северо-Западном административном округе), в которых обучаются более 1000 воспитанников, из них около 450 содержатся на полном пансионе (дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, проходящих службу в зонах военных конфликтов, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети одиноких матерей (отцов), а также из многодетных  и малообеспеченных семей).

         Накоплен определенный практический опыт деятельности кадетских образовательных учреждений - как образовательных учреждений нового типа в системе столичного образования.

         Вместе с тем, несмотря на проделанную работу, пока еще не удается в полной мере удовлетворять запросы населения столицы в предоставлении возможностей для подготовки подрастающего поколения граждан  в кадетских образовательных учреждениях. 

         Сеть кадетских образовательных учреждений в городе размещена не равномерно, без учета социального заказа населения столицы. В 2000 году  конкурс в кадетские образовательные учреждения  составлял до 20 претендентов на одно место.

          Не урегулированы отношения между образовательными учреждениями общего образования и общественными организациями, создавшими военные, кадетские и морские "классы" при некоторых школах.  

         Нерешенной остается проблема обеспеченности  материально-технической и учебно-методической базы кадетских образовательных учреждений, отсутствие системы подготовки и переподготовки специальных кадров воспитателей.

         Сдерживает развитие кадетского образования и несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие единых типовых дополнительных образовательных программ обучения, научно-методических разработок, недостаточная обеспеченность специальными учебниками и учебными пособиями, отвечающими современным требованиям.

 ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ

        Цель - максимальное удовлетворение запросов населения столицы по обеспечению     подготовки подрастающего поколения граждан, изъявивших желание посвятить свою     трудовую деятельность исполнению обязанностей в сфере государственной службы.

          Основные задачи:
- создание рациональной сети кадетских образовательных учреждений, обеспечивающих запросы населения столицы;
- формирование у воспитанников  высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, их готовности к служению Отечеству на гражданском или военном поприще;
- совершенствование и внедрение вариативных учебных планов и программ, а также дополнительных образовательных программ, с учетом региональной специфики столичного образования;
- укрепление и развитие элементов учебно-материальной базы для обеспечения учебного процесса в рамках основных и дополнительных образовательных программ;
- разработка, издание и обеспечение кадетских образовательных учреждений учебной и учебно-методической литературой в рамках дополнительных образовательных программ;
- создание системы подготовки и переподготовки руководителей, педагогов и воспитателей (офицеров-воспитателей) кадетских образовательных учреждений;
- совершенствование системы социальной защиты воспитанников кадетских школ-интернатов;
- капитальное строительство, ремонт и реконструкция кадетских образовательных учреждений (с учетом технического состояния зданий и сооружений);
- совершенствование нормативно-правовой базы в сфере кадетского образования. 

ОЖИДАЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ

          1.Оптимизация системы кадетских образовательных учреждений в рамках столичного образования.

         2.Повышение духовно-нравственного, интеллектуального и профессионального потенциала воспитанников кадетских образовательных учреждений.

         3.Совершенствование методов и принципов управления системой подготовки педагогов и воспитателей кадетских образовательных учреждений.

         4.Увеличение количества кадетских образовательных учреждений, обеспечивающих запросы населения Москвы.

МЕРОПРИЯТИЯ  ПРОГРАММЫ

Мероприятия

Сроки реализации

исполнители

источники финансирования

1.Обеспечение потребностей Москвы в кадетских  образовательных  учреждениях

1.1

Провести комплексный анализ состояния и перспектив развития кадетского образования, с учетом мнения руководителей, педагогов, воспитателей, воспитанников, родителей (законных представителей) и общественности города  

2001

Московский комитет образования,

префектуры административных округов

текущее бюджетное финансирование,

средства общественных организаций  

1.2

Во взаимодействии с префектурами административных округов, заинтересованными отраслевыми и функциональными органами городской администрации, федеральными ведомствами открыть  кадетские образовательные учреждения:

- кадетскую школу-интернат путем реорганизации школы-интерната № 36  в Северо-Восточном АО;

-кадетскую школу-интернат в Восточном АО путем реорганизации Экспериментального комплекса социальной помощи детям и подросткам ;

- кадетскую школу-интернат путем реорганизации  школы-интерната № 105 в Юго-Восточном АО;

- кадетскую школу-интернат путем реорганизации детского сада №  422 в Южном АО

 

 

 

 

 2002 -2004

МКО


С-В АО, С-В ОУО,


В АО, В ОУО,


Ю-В АО , Ю-В ОУО


Ю АО , Ю ОУО

 

текущее бюджетное финанcирование

1.3

Создать Центр образования на территории лесопарка "Серебряный бор"  (для проведения комплексных мероприятий, направленных на оздоровление  воспитанников и проведения практических занятий в рамках реализации  общеобразовательных и дополнительных образовательных программ)

2003-2004

МКО

текущее бюджетное финанcирование

2.Совершенствование организации обучения и воспитания в кадетских образовательных учреждениях 

2.1

Разработать для использования в образовательном процессе в кадетских образовательных учреждениях:

- региональный типовой учебный план с методическими рекомендациями;

- дополнительные образовательные программы, направленные на военно-патриотическое, физическое и эстетическое воспитание

2001

МКО,

МИРОС,

МИПКРО

Центр военно-патриотического и гражданского воспитания

текущее бюджетное финансирование

2.2

Создать творческие коллективы  по разработке учебных   авторских  программ, учебно – методических пособий   и   учебных материалов для кадетских образовательных   учреждений и утвердить их на экспертном Совете МКО

2001

МКО,

МИРОС,

Центр военно-патриотического и гражданского воспитания,

Методические центры (кабинеты) ОУО

текущее бюджетное финансирование

2.3

Разработать и утвердить  правила приема в кадетские школы (кадетские школы-интернаты)

2001

МКО

 

2.4

Организовать разработку и внедрение в образовательный процесс кадетских образовательных учреждений методик и технологий патриотического и гражданского воспитания

2001-1002

Организовать разработку и внедрение в образовательный процесс кадетских образовательных учреждений методик и технологий патриотического и гражданского воспитания

текущее бюджетное финансирование

2.5

Способствовать возрождению традиций патриотического воспитания на основе исторического опыта существовавших ранее кадетских корпусов России:

- подготовить и выпустить для широкого использования в педагогической практике кадетских образовательных учреждений серию материалов об истории кадетских образовательных учреждений России и Москвы;

- создать в Центре  образования  музей-кабинет истории развития кадетских корпусов и кадетских образовательных учреждений в Москве

2001-2002

2003-2004

МКО,

Центр военно-патриотического и гражданского воспитания, общественные организации и фонды Москвы

 

текущее бюджетное финансирование, средства общественных организаций

2.6

Ввести в традицию проведение ежегодных праздничных мероприятий:

 

МКО,

Префектуры АО,

общественные организации и фонды Москвы

текущее бюджетное финансирование,

средства

общественных организаций,

средства привлекаемые попечительскими советами кадетских образовательных учреждений

- принятие торжественной клятвы воспитанниками, поступившими в кадетские образовательные учреждения;

(октябрь) 2001-2005

- Новогодний кадетский бал;

(январь) 2002-2005

- городской смотр строевой песни;

(9 мая)  2001-2005

- соревнования по военно-прикладным видам спорта, посвященные Дню защитников Отечества

(23 февраля) 2002-2005

2.7

Подготовить и провести в Москве межрегиональную конференцию: «Кадетское образование: опыт, проблемы, пути развития»

2002

МКО, Комитет общественных и межрегиональных связей, общественные организации и фонды Москвы

текущее бюджетное финансирование, средства общественных организаций

2.8

Организовать   работу    по участию кадетских образовательных учреждений    в международных   и    межрегиональных программах в области кадетского образования

2001-2005

МКО, общественные организации и фонды Москвы

текущее бюджетное финансирование, средства общественных организаций

2.9

Создать  информационную базу данных кадетских образовательных     учреждений в системе ИНТЕРНЕТ

2001

МКО, ОУО

текущее бюджетное финансирование

3.Развитие учебно-материальной базы кадетских образовательных учреждений

3.1

Совершенствовать материально-техническую и учебную базу существующих и вновь открывающихся кадетских школ (кадетских школ-интернатов), в том числе школьное, учебное и медицинское оборудование,  мебель,   технические средства обучения и т.д.

2001-2005

МКО, ОУО

текущее бюджетное финансирование, средства общественных организаций, средства привлеченные попечительскими советами кадетских образовательных учреждений

3.2

Создать детский оздоровительно-образовательный лагерь для проведения практических полевых занятий в рамках дополнительных образовательных программ на базе летнего оздоровительного лагеря "Шишкин лес" (Подольский район Московской области)

2001-2002

МКО, Центр военно-патриотического и гражданского воспитания, общественные организации и фонды Москвы

текущее бюджетное финансирование, средства общественных организаций

3.3

Оборудовать в  кадетских школах (кадетских школах- интернатах) профильные учебные классы (учебные    места) для  реализации дополнительных образовательных программ  военно-патриотического, физического и эстетического развития

2001-2005

МКО,  префектуры АО, ОУО,  общественные организации и фонды Москвы

текущее бюджетное финансирование, средства общественных организаций, средства привлекаемые попечительскими советами кадетских образовательных учреждений

3.4

Заключить договоры с отраслевыми и функциональными органами городской администрации  и  федеральными ведомствами об  использовании их учебной и материально- технической базы для проведения практических     занятий  (стажировок)  для  воспитанников 6-10 классов кадетских образовательных учреждений

2001-2002

МКО

 

4.Повышение квалификации и переподготовка работников кадетских образовательных учреждений 

4.1

Организовать проведение целевых и тематических курсов подготовки и повышения квалификации   руководителей и преподавателей кадетских образовательных учреждений

2001

МКО, МИПКРО, Военный комиссариат г.Москвы

текущее бюджетное финансирование

4.2

Разработать программу и организовать подготовку, переподготовку и повышение квалификации воспитателей кадетских образовательных учреждений

2001-2002

МИПКРО, МГППИ, Центр военно-патриотического и гражданского воспитания, Военный комиссариат г.Москвы

текущее бюджетное финансирование

4.3

Организовать курсовую подготовку воспитанников (младших командиров) кадетских образовательных учреждений в форме проведения сборов, семинаров, лектория

2001-2005

Организовать курсовую подготовку воспитанников (младших командиров) кадетских образовательных учреждений в форме проведения сборов, семинаров, лектория

текущее бюджетное финансирование

4.4

Разработать  и издать комплект учебно-методической   литературы   для руководителей кадетских образовательных учреждений

2001-2005

МКО, МИРОС, МГППИ, ГУМЦ

текущее бюджетное финансирование

5.Капитальное строительство

5.1

Провести капитальный ремонт зданий:

     

- кадетской школы № 1700 "Московский объединенный морской корпус им. Героев Севастополя" (С-З АО);

2002-2003

МКО, С-З АО, С-З ОУО

текущее бюджетное финансирование, средства целевых бюджетных фондов развития  территории

- кадетской школы- интерната № 69 "Второй Московский кадетский корпус" (Ю-З АО);

2001-2002

МКО, Ю-З АО, Ю-З ОУО

- кадетской школы-интерната № 3 "Третий Московский кадетский корпус" (налоговой полиции) (Ц АО);

2001-2002

МКО, Ц АО, Ц ОУО

- зданий экспериментального комплекса социальной помощи детям и подросткам (В АО)

2003-2004

МКО, В АО, В ОУО

5.2

Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов:

   

текущее бюджетное финансирование, средства целевых бюджетных фондов развития территории

- кадетской школы-интерната № 3 "Третий Московский кадетский корпус" (налоговой полиции) (Ц АО);

2002-2005

Ц АО

- кадетской школы- интерната № 69 "Второй Московский кадетский корпус" (Ю-З АО);

2002-2005

Ю-З АО

- кадетской школы-интерната № 66  "Навигацкая школа" (З АО)

2002-2005

З АО

5.3

Провести реконструкцию зданий:

   

текущее бюджетное финансирование, средства целевых бюджетных фондов развития территории

- кадетской школы-интерната № 1 "Первый Московский кадетский корпус" (САО);

2001-2004

МКО, САО . СОУО

- детского сада № 422 (ЮАО);

2002-2003

МКО, Ю АО , Ю ОУО

5.4

Провести строительство пристройки к зданию:

   

текущее бюджетное финансирование, средства целевых бюджетных фондов развития территории

- кадетской школы-интерната № 3 "Третий Московский кадетский корпус" и гаража (ЦАО);

2003-2004

МКО, Ц АО , Ц ОУО

- детского сада № 422 (ЮАО);

2003-2005

МКО, Ю АО,  Ю ОУО

- школы-интерната № 36 (спальный корпус) (С-В АО)

2003-2005

С-В АО, С-В ОУО

5.5

Завершить строительство  объекта по ул.Твардовского , д.8 под кадетскую школу-интернат (С-ЗАО) 

2001-2004

МКО, С-З ОУО

6. Совершенствование системы социальной защиты воспитанников кадетских образовательных учреждений

6.1

Разработать перечень необходимых документов представляемых родителями (законными попечителями) детей, при поступлении в кадетские образовательные учреждения

2001

МКО, Комитет социальной защиты населения, Комитет здравоохранения, Военный комиссариат г.Москвы

текущее бюджетное финансирование

6.2

Создать в кадетских школах-интернатах службы медико-психолого-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2001-2005

МКО, Комитет здравоохранения, МГППИ

екущее бюджетное финансирование

6.3

Совершенствовать организацию летнего оздоровительного отдыха воспитанников кадетских школ-интернатов

2001-2005

МКО, префектуры АО, общественные организации и фонды Москвы

текущее бюджетное финансирование, средства общественных организаций

6.4

Разработать нормы и правила ношения форменного обмундирования для воспитанников кадетских образовательных учреждений

2001

МКО, ОУО, общественные организации и фонды Москвы

текущее бюджетное финансирование, средства привлеченные попечительскими советами кадетских образовательных учреждений

6.5

Разработать комплекс мер направленных на  дальнейшее обучение выпускников кадетских образовательных учреждений в высших учебных заведениях Москвы

2001

МКО

текущее бюджетное финансирование

7. Нормативное правовое обеспечение развития кадетского образования 

7.1

Разработать   нормативную   документацию для кадетских образовательных учреждений, определяющую:

- правила приема в кадетские образовательные учреждения;

- примерные правила внутреннего распорядка кадетских образовательных учреждений;

- примерные нормы оснащения учебных классов (мест занятий) для реализации дополнительных образовательных программ в кадетских образовательных учреждениях;

- норм финансирования на одного воспитанника

2001

МКО

 

7.2

Принять участие в подготовке дополнений и изменений в Закон РФ «Об образовании» и другие нормативные правовые акты РФ и Москвы с учетом развития  кадетского образования

2001

МКО

 

7.3

Провести лицензирование и аттестацию кадетских образовательных учреждений

2001-2005

МКО

текущее бюджетное финансирование

7.4

Разработать и заключить:  

-  учредительные договоры между учредителями кадетских образовательных учреждений; 

 - договоры между Московским комитетом образования и кадетскими образовательными учреждениями 

2001-2005

МКО, отраслевые и функциональные органы городской администрации, кадетские образовательные учреждения