Ставка на "допризыв"

Принятая Концепция подготовки россиян к военной службе не отвечает реалиям дня

27 февраля 2010  http://www.novopol.ru/text81745.html

 

В феврале было опубликовано правительственное распоряжение № 134-р об утверждении Концепции федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года. Этот документ был подготовлен во исполнение соответствующего поручения главы государства Дмитрия Медведева, которое было дано им в апреле прошлого года по итогам состоявшегося тогда в Рязани Госсовета, посвящённого совершенствованию системы допризывной подготовки молодежи. Очевидно, что в работе над Концепцией приняли участие Минобороны и Министерство образования и науки, недавно вновь преобразованное в ДОСААФ РОСТО, а также Министерство спорта, туризма и молодежной политики.

 

Представляется, однако, что документ, который заявлен правительством как руководство к действию в центре и в регионах, при всей его кажущейся "всеохватности", тем не менее, подготовлен наспех и вызывает сомнения с точки зрения успешности реализации обозначенных в нём планов.

Это заметно даже при поверхностном знакомстве с текстом программы. Например, в ней говориться следующее: "На первом этапе (2009-2010 годы) будут реализованы меры, направленные на создание условий для формирования федеральной системы подготовки граждан к военной службе". Но 2009 год уже прошел, а ни одна из "мер" ещё не реализована. Скажем, не создана межведомственная комиссия по вопросам подготовки граждан к военной службе. Не было обсуждения объемов финансирования мероприятий Концепции. Ни в одном федеральном округе не создан ни один президентский кадетский корпус (а было заявлено, что таковых будет семь), не определено даже, в каких городах они будут функционировать. А созданы они должны были быть, согласно президентской задумке, ещё к 15 декабря прошлого года.

 

К 2016 году в ходе претворения в жизнь намеченных документом мероприятий до 20 % будет снижено количество граждан, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы. Одновременно увеличится показатель годности к военной службе призывников на 15 %. А на четвертом этапе (2016–2020 гг.) предусматривается, что "будут созданы условия для существенного улучшения состояния здоровья и физического развития молодёжи". Что позволит к 2020 году обеспечить аналогичные показатели соответственно на уровне 10 % и 28 %.

Оптимизм более чем сомнительный. Цифры, похоже, взяты с потолка. В этом может убедиться каждый, ознакомившись со следующей шокирующей цифрой, приведенной в той же Концепции. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, из 13,62 млн. детей, обучающихся в школах, только 21,4 % абсолютно здоровы, 21 % имеют хронические, в том числе инвалидизирующие заболевания. Общая заболеваемость подростков в возрасте до 14 лет включительно возросла за последние пять лет на 9,3 %, а юношей и девушек в возрасте 15–17 лет – на 11,6 %. Общий показатель годности к военной службе граждан, прибывших на призывные комиссии, ежегодно снижается.

Кроме того, за последние пять лет 15–17-летние юнцы куда чаще привыкают к спиртному, нежели к спорту, и число впервые выявленных больных алкоголизмом среди них увеличилось на 28 %. Число наркоманов среди них тоже возросло – на 22 %. А те, кто не увлекается алкоголем и наркотиками, ведут весьма малоподвижный образ жизни: недостаточное физическое воспитание детей выявляется у 75–85 % старшеклассников.

То есть наблюдается очевидная негативная тенденция. Так что очень сомнительно, что меры, которые на этом фоне приводятся в Концепции, могут заметно переломить всё ухудшающуюся из года в год ситуацию. Поэтому "жизненность" Концепции не может не представляться чисто декларативной.

 

Удивление вызывает и тот факт, что в Концепции нет даже намека на введение в школах некогда упразднённого предмета "Начальная военная подготовка". Последняя на протяжении десятков лет весьма эффективно работала в советской системе подготовки юношей к службе в армии. Ветераны неустанно говорят о необходимости возвращения к этой практике, но все их призывы остаются гласом вопиющего в пустыне.

В течение 2008-2009 годов комиссия Общественной палаты (ОП) по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей (ныне упразднённая) выработала предложения о введении в школах и средних специальных общеобразовательных учреждениях полноценного курса по военной подготовке как отдельного предмета. Эту идею поддерживают и руководители всех исполнительных органов власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Однако Минобрнауки инициативу введения в школах подобного курса попросту игнорирует.

Впрочем, в опубликованной Концепции учтено, что решение задачи получения гражданами начальных знаний в области обороны и обучения по основам военной службы будет осуществляться в рамках освоения программы учебных предметов "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности", включающих разделы по основам военной службы. Но этого явно недостаточно. Ведь ныне базовым курсом школьной программы на допризывную подготовку отводится всего 70 часов. Преподают же "Основы...", что называется, по остаточному принципу. Зачастую этим занимаются школьные физруки, трудовики и пожилые учительницы, которые заинтересованы лишь в дополнительных часах, дающих им небольшой прибавок к скромной учительской зарплате.

А ведь ныне имеются неплохие условия для введения предмета начальной военной подготовки или его современного варианта. Ведь из армии, которая вскоре должна приобрести "новый облик", увольняют десятки тысяч офицеров. Именно они могли бы со знанием дела вести этот курс. При этом отчасти была бы решена проблема трудоустройства массово увольняемых офицеров.

 

Много надежд в Концепции возлагается на вновь воссозданный ДОСААФ: у него, мол, по всей стране сохранилась разветвлённая организационная структура, обладающая материально-технической базой и достаточным кадровым ресурсом. Но тут же констатируется, что "из общего количества техники около 90 % образцов вооружения и военной техники, используемых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям в ДОСААФ России, устарело". До 47 % спортивных объектов организации нуждаются в реконструкции. Да и вообще состояние учебно-материальной базы ДОСААФ "не соответствует уровню технического оснащения Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов".

Кроме того, известно, что ДОСААФ ведет некие имущественные тяжбы с Минобороны и другими структурами. "Мы сейчас находимся в полном окружении судебных исков, словно Красная Армия в 1941 году, – заявил 18 февраля председатель ДОСААФ генерал-полковник Сергей Маев. – И каждый день поступают судебные иски, многочисленные факты по уводу имущества нашей организации".

Тем не менее, по его же информации, оборонная организация приступила к подготовке 160 тыс. призывников. Каково же будет качество этого "допризыва"? Вопрос риторический...

 

Между тем, Концепция вполне могла бы опереться на уже имеющийся реальный задел. Имеется в виду тот бесспорный факт, что Россия сегодня как никогда "больна кадетством" (выражение, прозвучавшее на I съезде отечественных и зарубежных кадетов, прошедшем в сентябре 2007 года). Сгодилось бы, как представляется, всё – от отдельных кадетских классов до кадетских корпусов (КК) в системе Минобразования.

Ведь и сам Дмитрий Медведев, планируя открыть ещё сразу семь президентских КК, рассматривает их как важный фактор, который "может положительно сказаться на процессе модернизации подготовки молодых людей к службе в армии". При этом, как отмечает президент, "кадетские корпуса должны быть не только президентского уровня: в субъектах Федерации нужно открывать свои кадетские корпуса".

Тем удивительнее, что эта тема в опубликованной Концепции не нашла должного отражения. В ней лишь констатируется буквально несколькими строками, что "в последние годы наметилась тенденция к развитию сети профильных образовательных учреждений – военные лицеи, кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские школы-интернаты".

 

В настоящее время в стране насчитывается более 80 региональных кадетских корпусов, а также кадетских школ и школ-интернатов. Кроме того, во многих общеобразовательных школах действуют кадетские классы. Несмотря на ряд обещаний, КК, даже находящиеся в системе гособразования, испытывают "трудности роста", держась, главным образом, лишь на энтузиазме их создателей. Что уж говорить об остальных, которые "висят" на региональных и отчасти спонсорских бюджетах.

На этом фоне не может не вызывать недоумения то обстоятельство, что само Минобороны, которое больше всех ратует за "повышение качества призывного контингента", начало опускать свои ведомственные суворовские училища и кадетские корпуса до уровня неких школ с кадетским уклоном.

При этом выпускников "кадеток" лишили приоритета при поступлении в профильные вузы. То есть прежде они имели право поступать в высшие военные училища без экзаменов, а теперь такой льготы у них нет. Почему-то "кадетская прослойка", на протяжении многих лет составляющая костяк российского офицерского корпуса, Минобороны стала не нужна.

В довершение всего, под предлогом "не отвлекать ребят от учебы" суворовцев престали привлекать к парадам.

 

Всё это выглядит весьма странно. С одной стороны, государство декларирует заботу о "здоровье нации" в лице юношей-призывников, а, с другой стороны, принимает решения, которые явно противоречат выработанной Концепции подготовки граждан к военной службе