Приложение N 3

Инструкция

по организации и планированию образовательного процесса в суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусах

(с изменениями от 22 сентября 2003 г.)

 

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет организацию и планирование образовательного процесса, проверку и оценку знаний и поведения суворовцев, нахимовцев, воспитанников и кадетов, организацию командирской подготовки и методической работы в суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах, кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусах. Настоящая Инструкция определяет перечень, содержание и форму основных документов планирования учебно-воспитательного процесса, которые являются обязательными для всех училищ.

2. Училища в организации и планировании образовательного процесса руководствуются законодательством Российской Федерации, образовательными программами Министерства образования Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, учебными планами и программами, согласованными с командирами (начальниками), которым подчинены училища, служебными документами Министерства обороны и настоящей Инструкцией.

3. Образовательная деятельность является основным видом деятельности училища.

Образовательный процесс включает в себя: работу по обучению, воспитанию и развитию обучающихся; командирскую подготовку офицеров и прапорщиков (мичманов); методическую работу; профессиональную подготовку и повышение квалификации офицеров (прапорщиков, мичманов) и преподавателей; мероприятия по материально-техническому обеспечению учебных занятий.

Непосредственным организатором и руководителем образовательного процесса является начальник училища. Под его руководством и при личном участии учебный отдел (отделение), отделение воспитательной работы, службы материально-технического обеспечения проводят планирование образовательного процесса и контроль за его проведением.

К разработке общеучилищных документов привлекаются заместители начальника училища, начальники служб, командиры рот, батарей (далее именуются - роты), методист училища и старшие преподаватели.

Планирование должно обеспечить полное и точное выполнение учебного плана и программ обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами, правильную последовательность изучения учебного материала, наиболее целесообразное использование учебной материально-технической базы, техники и вооружения в целях образовательного процесса.

4. Воспитательная работа планируется под руководством заместителя начальника училища по воспитательной работе.

 

II. Организация планирования образовательного процесса

5. Учебная работа является важнейшей составной частью образовательной деятельности училища.

Обучение, воспитание и развитие обучающихся осуществляются в ходе учебных занятий, внеклассных и общественных мероприятий, выполнения обучающимися правил поведения и соблюдения внутреннего порядка, установленного в училище, текущего контроля успеваемости и качества подготовки обучающихся, а также государственной (итоговой) аттестации выпускников.

6. Основу образовательного процесса составляет учебная и воспитательная работа с обучающимися под руководством преподавателей и офицеров (прапорщиков, мичманов) рот, осуществляемая в течение всего срока обучения в училище.

Образовательный процесс в училище организуется и проводится на учебных занятиях в классах (оркестровых студиях), учебных кабинетах, лабораториях, на практических полевых занятиях в стационарном учебном лагере (в ходе морской практики), в спортивных залах, на факультативных и кружковых занятиях, индивидуальных консультациях, внеклассных мероприятиях, в ходе самостоятельной подготовки по предметам обучения.

7. Основной формой образовательного процесса в училище являются учебные занятия в составе взводов (в нахимовских военно-морских училищах - классов (далее именуются - взводы), в военно-музыкальном училище и музыкальном кадетском корпусе - индивидуальные занятия) согласно расписанию занятий.

Продолжительность учебного занятия - 45 минут.

Все зачисленные в училище обучающиеся сводятся в роты согласно штату. Роты имеют постоянную нумерацию на весь период обучения. Предельная численность взводов - не более 25 человек. Состав взводов и рот определяется приказом начальника училища.

За каждым взводом (для проведения индивидуальных занятий - за каждым обучающимся) закрепляются преподаватели, которые обучают, как правило, со дня приема обучающихся в училище до их выпуска.

Учебные занятия в училищах проводятся в составе взвода (группы). При проведении занятий по иностранным языкам, основам информатики и вычислительной техники (в военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах, кроме того, - по музыкальной литературе, музыкальному народному творчеству, сольфеджио, элементарной теории музыки, гармонии, анализу музыкальных произведений, инструментоведению, истории русской военной музыки, методике обучения игре на духовых и ударных музыкальных инструментах), во время практических занятий по автомобильной подготовке, физике и химии взводы делятся на две учебные группы, а при изучении восточных языков - на три группы (в соответствии с требованиями программы обучения), в составе камерного ансамбля - на 7 - 8 подгрупп.

Обучение игре на духовых и ударных музыкальных инструментах, фортепиано, дирижированию, инструментовке и чтению партитур проводится индивидуально.

8. Занятия по предметам военной (военно-морской, специальной) подготовки проводят офицеры-воспитатели, командиры рот и преподаватели военной (военно-морской, специальной) подготовки.

Для проведения занятий по военной подготовке во взводе в качестве помощников руководителя занятий могут привлекаться офицеры-воспитатели других взводов данной роты и помощники офицеров-воспитателей.

Офицеры-воспитатели могут привлекаться в качестве руководителей и помощников руководителей занятий при проведении уроков по физической подготовке, а помощники офицеров-воспитателей - в качестве помощников руководителей занятий.

В военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах командиры рот привлекаются к проведению занятий по специальным музыкальным дисциплинам.

9. Самостоятельная подготовка обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам, экзаменам.

Самостоятельная подготовка обучающихся проводится в установленное распорядком дня время под руководством офицера-воспитателя, а в его отсутствие - помощника офицера-воспитателя (заместителя командира взвода из числа обучающихся).

В руководстве самостоятельной подготовкой, особенно на первом курсе, должны принимать участие преподаватели в целях научить обучающихся наиболее рациональным приемам выполнения заданий, привития им навыков самостоятельной работы.

На самостоятельную подготовку выделяются три учебных часа продолжительностью 50 минут каждый с 10-минутным перерывом между ними.

Организация и проведение самостоятельной подготовки периодически контролируется учебным отделом (отделением), командирами рот, методистом учебного отдела (отделения), старшими преподавателями предметно-методических комиссий, которые изучают и обобщают лучший опыт работы офицеров-воспитателей и доводят его до всех офицеров на ротных педагогических совещаниях. Результаты контроля заносятся в журнал контроля занятий (приложение N 1 к настоящей Инструкции).

Результаты контроля анализируются в училище не реже одного раза в месяц.

10. Внеклассные занятия проводятся согласно отдельному расписанию. Предложения в расписание проведения индивидуальных и групповых занятий обсуждаются на заседании ротного педагогического совещания в начале каждой учебной четверти.

11. По окончании второго полугодия с обучающимися (кроме выпускного курса) в соответствии с учебным планом проводятся практические полевые занятия (морская практика) в стационарном учебном лагере.

12. В военно-музыкальном училище с обучающимися первого, второго и третьего курсов в течение трех недель проводится учебная практика в стационарном учебном лагере.

13. На период проведения учебных занятий в стационарном учебном лагере в училище разрабатывается план, а в ротах - расписание занятий на неделю.

14. Обучающиеся первого курса училища по профилю Военно-Морского Флота в течение двух недель проходят ознакомительную практику на кораблях Военно-Морского Флота и две-четыре недели занимаются в стационарном учебном лагере училища, а обучающиеся второго курса в течение двух-четырех недель проходят практику на учебных кораблях Военно-Морского Флота и две-четыре недели занимаются в стационарном учебном лагере.

15. Практические полевые занятия (практика на учебных кораблях) завершаются зачетом с выставлением оценок по предметам военной (морской) подготовки согласно требованиям программы обучения. Зачеты принимаются офицерами рот под контролем учебного отдела (отделения).

16. После сдачи зачетов по военной (морской) подготовке издается приказ начальника училища о переводе обучающихся на следующий курс.

Переводиться могут только те обучающиеся, которые по всем предметам учебного плана имеют годовые положительные оценки.

 

Планирование учебной и воспитательной работы

17. Учебный отдел (отделение) разрабатывает документы:

а) на учебный год:

учебный план и учебные программы;

план-календарь основных мероприятий училища;

план основных мероприятий учебно-воспитательной работы с обучающимися;

план и тематические программы по командирской подготовке офицерского состава училища;

план и тематические программы по командирской подготовке прапорщиков (мичманов) училища;

перспективный план педагогической стажировки офицеров подразделений (на 5 лет);

учебная нагрузка преподавателей на учебный год;

план методической работы училища;

тематические планы по военной (морской, специальной) подготовке обучающихся;

план контроля учебной, методической и воспитательной работы в предметно-методических комиссиях и подразделениях училища, график проведения контрольных работ;

распорядок дня;

план развития и совершенствования учебно-материальной базы;

регламент служебного времени;

б) на полугодие (учебную четверть):

расписание учебных занятий с обучающимися;

расписание внеклассных занятий с обучающимися;

расписание проведения индивидуальных и групповых занятий;

план работы предметно-методических комиссий командиров рот и офицеров-воспитателей, специальных музыкальных дисциплин;

план проведения открытых уроков;

в) на месяц:

план учебно-воспитательной работы с обучающимися;

расписание занятий по командирской подготовке офицеров училища;

расписание занятий по командирской подготовке прапорщиков училища;

Кроме того, в учебном отделе (отделении) составляется, ведется и хранится следующая документация по организации образовательного процесса, отчетности по нему и другие документы:

сводные данные о результатах набора на первый курс, экзаменационные ведомости вступительных экзаменов, письменные экзаменационные работы всех кандидатов, протоколы заседаний приемной комиссии, расписание конкурсных вступительных экзаменов;

документация проверки психологической готовности всех кандидатов;

записи ответов и протоколы результатов собеседования с кандидатами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

расчет учебной нагрузки преподавательского состава и концертмейстеров;

сводные ведомости успеваемости обучающихся по учебным четвертям (полугодиям) и за год;

протоколы заседаний педагогического совета училища, предметно-методической комиссии командиров рот и офицеров-воспитателей, совместных заседаний предметно-методических комиссий (педагогических совещаний рот одного курса) и материалы к ним;

экзаменационные ведомости государственной (итоговой) аттестации, экзаменационные материалы и письменные экзаменационные работы, расписание проведения государственной (итоговой) аттестации, выписки из протокола заседания комиссии органа управления образованием по награждению выпускников золотой и серебряной медалями;

планы проверки рот, предметно-методических комиссий, копии приказов по результатам проверок, планы устранения недостатков, материалы письменных проверок обучающихся;

книга учета и записи аттестатов об основном общем образовании, похвальных листов;

книга учета и записи выданных аттестатов о среднем (полном) общем образовании, золотых и серебряных медалей;

классные журналы и дневники изучения обучающихся за 5 последних лет;

аттестационные материалы на преподавателей из числа гражданского персонала;

отчет о результатах работы училища за учебный год.

Срок хранения перечисленных выше документов, если не оговорено особо, устанавливается 5 лет, срок хранения аттестационных материалов - 10 лет, книг учета и выдачи аттестатов об образовании - 10 лет в училище с последующей передачей их в архив.

18. План-календарь основных мероприятий училища на учебный год, план основных мероприятий учебно-воспитательной работы с обучающимися на учебный год, план учебно-воспитательной работы на месяц, план проведения внеклассной работы разрабатываются начальником учебного отдела (отделения), заместителем начальника училища по воспитательной работе и утверждаются начальником училища.

19. Все документы планирования (если не оговорено особо) подписываются начальником учебного отдела (отделения) и утверждаются начальником училища.

20. Все документы должны быть разработаны и утверждены не позднее чем за пять дней до начала учебного года, соответствующей учебной четверти (полугодия) или месяца с тем, чтобы на их основе осуществляли планирование командиры рот и старшие преподаватели.

21. Учебный план училища разрабатывается и утверждается непосредственно в училище на основании примерного учебного плана общеобразовательных учреждений с довузовской военной подготовкой Министерства обороны, который согласовывается с Главным управлением кадров, начальником, которому училище подчинено.

Учебные программы по общеобразовательным дисциплинам разрабатываются на основе примерных программ среднего (полного) общего образования, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, и утверждаются начальником училища.

Дополнительные образовательные программы, направленные на проведение военной подготовки обучающихся, разрабатываются в училище самостоятельно на основании примерного распределения учебного времени по военной подготовке и примерных программ по военной подготовке, рекомендованных Главным управлением кадров, и утверждаются после согласования начальником училища.

Учебный план и программы подписываются лицами, ответственными за их разработку, после необходимого согласования утверждаются начальником училища и доводятся не позднее чем за один год до начала обучения по ним.

Учебный план и программы должны быть стабильными и действовать, как правило, в течение срока не меньшего, чем полный срок обучения в училище.

22. План-календарь основных мероприятий училища на учебный год разрабатывается заместителями начальника училища по учебной и воспитательной работе в соответствии с приложением N 2 к настоящей Инструкции и предусматривает:

по учебной работе: военную (морскую) подготовку обучающихся в подготовительный период, учебные занятия в течение года, выход в стационарный учебный лагерь, на стрельбы, экзамены и другие мероприятия, направленные на выполнение программы обучения;

по воспитательной работе: общеучилищные собрания, конференции, дни полководцев, дни воинской славы, торжественные собрания и другие мероприятия;

по командирской подготовке: командирские сборы, командирские занятия по группам, тренировки и практические занятия по специальности, зачеты и другие;

по методической работе: методические сборы, конференции, семинары, совещания, заседания педагогического совета училища, методического совета училища, родственных предметно-методических комиссий и предметно-методической комиссии командиров рот и офицеров-воспитателей, лекции и доклады по вопросам обучения и воспитания обучающихся и другие мероприятия;

по спортивно-массовой работе: спартакиады, соревнования и кроссы, участие в гарнизонных и окружных соревнованиях, заседания спортивного комитета училища и другие.

23. План основных мероприятий учебно-воспитательной работы с обучающимися на учебный год разрабатывается заместителем начальника училища по учебной работе, заместителем начальника училища по воспитательной работе в соответствии с приложением N 3 к настоящей Инструкции и предусматривает:

по учебной работе: мероприятия, направленные на выполнение программ государственного образовательного стандарта, повышение уровня знаний и воспитанности обучающихся, проведение учебных экскурсий, подготовку и проведение государственной (итоговой) аттестации;

по воспитательной работе: мероприятия, проводимые в масштабе курсов, рот, училища отделением воспитательной работы, учебным отделом (отделением), общеучилищные собрания, тематические вечера, воинские ритуалы, читательские конференции, дни полководцев, дни воинской славы России, экскурсии, диспуты, смотры, конкурсы и другие;

по медико-санитарным мероприятиям: профилактические прививки, всесторонние обследования, лекции, беседы и демонстрации кинофильмов на санитарно-гигиенические темы и другие.

План основных мероприятий учебной и воспитательной работы с обучающимися на учебный год оформляется в виде схемы с указанием времени проведения мероприятий по месяцам.

24. Перспективный план педагогической стажировки офицеров подразделений (на 5 лет) составляется начальником училища, согласовывается с соответствующим органом Главного управления кадров и утверждается начальником штаба военного округа (вида, рода войск).

План должен обеспечивать прохождение педагогической стажировки каждым командиром роты и офицером-воспитателем один раз в пять лет продолжительностью один-два месяца. План стажировки ежегодно уточняется.

25. Тематический план военной (морской, специальной) подготовки обучающихся отдельно по периодам обучения разрабатывается учебным отделом (отделением) училища с привлечением командиров рот в соответствии с приложением N 4 к настоящей Инструкции.

26. Распорядок дня составляется применительно к требованиям Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии с Положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, Положением о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах, требований школьной гигиены и с учетом местных условий.

Решением начальника училища распорядок дня может составляться на полугодие или другой период обучения.

27. Расписание учебных занятий с обучающимися на учебную четверть (полугодие) составляется учебным отделом училища на основе требований программы обучения, педагогики, психологии и школьной гигиены в соответствии с приложением N 5 к настоящей Инструкции. Оно должно обеспечивать равномерное распределение учебной нагрузки обучающихся по неделям и на учебный год, сохранение необходимой работоспособности обучающихся и преподавателей, максимальную возможность использования учебной материально-технической базы, систематичность физических занятий и тренировок обучающихся.

Расписание учебных занятий согласовывается со старшими преподавателями, командирами рот, методистом училища, утверждается начальником училища и доводится до преподавателей и обучающихся не позднее чем за 5 дней до начала занятий.

Учебная нагрузка преподавателей училища на новый учебный год разрабатывается в соответствии с приложением N 6 к настоящей Инструкции, должна быть утверждена и объявлена приказом начальника училища. Учебная нагрузка на новый учебный год должна быть доведена до преподавателей под роспись не позднее срока их убытия в очередной отпуск.

28. Расписание внеклассных занятий с обучающимися на учебную четверть (полугодие) определяет проводимые во внеурочное время учебные занятия ротного (курсового) хора, сводного оркестра училища, ансамбля (музыка и пение), практические занятия по автомобильной подготовке, а также индивидуальные и групповые занятия, предметные и клубные кружки, спортивные секции и другие.

29. План работы предметно-методической комиссии командиров рот и офицеров-воспитателей на учебную четверть (полугодие) разрабатывается заместителем начальника училища по учебной работе по установленной в училище форме.

В нем определяются: повестки дня заседаний предметно-методической комиссии; содержание работы по повышению военных, специальных, психолого-педагогических знаний и методического мастерства офицеров; мероприятия по повышению качества военной (морской, специальной) подготовки, воинского воспитания и профессиональной ориентации обучающихся, по созданию и совершенствованию полевой и классно-лабораторной учебно-материальной базы по предметам военной (морской, специальной) подготовки.

30. Работой предметно-методической комиссии командиров рот и офицеров-воспитателей руководит начальник училища.

31. План учебно-воспитательной работы с обучающимися на месяц составляется на основе плана основных мероприятий учебно-воспитательной работы с обучающимися на учебный год, плана-календаря основных мероприятий училища в соответствии с приложением N 7 к настоящей Инструкции. В нем конкретизируются и определяются мероприятия, которые целесообразно провести с обучающимися в течение данного месяца, уточняются сроки их проведения и исполнители.

 

 Планирование учебной, воспитательной и методической работы в ротах и предметно-методических комиссиях

32. В подразделениях роты организуется и проводится воспитательная, учебная работа по военной (морской, специальной), физической подготовке, самостоятельная подготовка обучающихся, а также мероприятия по совершенствованию учебно-материальной базы.

33. В роте разрабатываются и ведутся следующие документы:

поурочные планы по предметам военной (морской, специальной) подготовки на учебный год;

план методической работы на полугодие;

книга протоколов заседаний ротного педагогического совещания;

расписание внеклассных занятий с обучающимися на учебную четверть (полугодие);

план учебно-воспитательной работы с обучающимися на месяц;

расписание занятий с обучающимися по предметам военной (морской, специальной) подготовки на учебную четверть (полугодие). В подготовительный период и в стационарном учебном лагере расписание составляется на неделю;

личный план повышения квалификации офицеров;

планы учебно-воспитательной работы с обучающимися взводов на месяц;

дневники изучения и воспитания обучающихся.

34. Поурочные планы по предметам военной (морской, специальной) подготовки разрабатываются командиром роты в соответствии с приложением N 8 к настоящей Инструкции под руководством начальника учебного отдела (отделения).

В поурочном плане в соответствии с программой и расчетом часов определяется методическая последовательность изучения предмета обучающимися.

Каждая тема в поурочном плане разделяется на занятия. Для каждого занятия определяются порядковый номер и наименование, учебная цель, учебные вопросы (содержание), время, место, метод проведения, руководства и пособия, а также необходимый расход моторесурсов и другие виды материального обеспечения.

Поурочные планы по предметам военной (морской, специальной) подготовки обсуждаются на заседаниях предметно-методической комиссии командиров рот и офицеров-воспитателей и утверждаются начальником училища за пять дней до начала учебного года.

На основе поурочного плана офицеры роты составляют планы-конспекты проведения учебных занятий в соответствии с приложением N 9 к настоящей Инструкции, которые утверждаются командиром роты, а у командира роты - начальником учебного отдела (отделения).

35. В план методической работы роты на полугодие включаются повестки дня ротных педагогических совещаний и совместных педагогических совещаний рот одного курса, инструкторско-методические, показные и открытые занятия по военной (морской, специальной) подготовке и их обсуждение, обобщенный анализ занятий, проверенных командирами рот (другими начальниками), занятия с прапорщиками (мичманами) и командирами отделений, заместителями командиров взводов из числа обучающихся по подготовке их к выполнению обязанностей помощников руководителей занятий с обучающимися по предметам военной (морской, специальной) подготовки, инструктажи по выполнению распорядка дня и поддержанию уставного порядка и другие.

План разрабатывается командиром роты в соответствии с приложением N 10 к настоящей Инструкции и утверждается начальником учебного отдела (отделения).

36. Расписание внеклассных занятий с обучающимися в роте составляется командиром роты на основании расписания внеклассной работы с обучающимися училища при участии преподавателей и офицеров-воспитателей, согласовывается с начальником учебного отдела (отделения), заместителем начальника училища по воспитательной работе и утверждается начальником училища.

В нем указываются дни и время практических занятий по автомобильной подготовке, индивидуальных и групповых занятий, репетиций ротного хора, сводного оркестра, ансамбля (музыка и пение), а также кружков и спортивных секций, мероприятий по общественно полезному труду, экскурсии и другие.

37. План учебно-воспитательной работы с обучающимися роты на месяц разрабатывается командиром роты на основании плана учебно-воспитательной работы с обучающимися училища на месяц, подписывается командиром роты и утверждается начальником училища.

В план включаются общеучилищные мероприятия с участием роты, а также мероприятия, намеченные командиром, офицерами и преподавателями роты по обучению, воспитанию и развитию обучающихся (экскурсии, читательские конференции, тематические вечера, мероприятия по воинскому, трудовому, физическому и эстетическому воспитанию обучающихся и другие мероприятия).

38. Расписание занятий по предметам военной (морской, специальной) подготовки с обучающимися роты составляется на четверть на основе тематического и поурочного планов по предметам военной (морской, специальной) подготовки с учетом выполнения программ за прошедшую четверть (неделю) в соответствии с приложением N 11 к настоящей Инструкции

39. Офицер-воспитатель составляет план учебно-воспитательной работы с обучающимися взвода на месяц в соответствии с приложением N 12 к настоящей Инструкции. В нем по дням месяца указываются ротные мероприятия с участием взвода, а также проводимая офицером-воспитателем учебно-воспитательная работа как со взводом, так и индивидуальная. При этом офицер-воспитатель, основываясь на данных социально-психологического изучения, планирует, начиная с первого курса, беседы (индивидуальные и со взводом), а также другие виды работ с обучающимися в целях помочь каждому с учетом его уровня подготовки, индивидуальных черт характера, склонностей и возможностей, состояния здоровья избрать будущую офицерскую специальность.

Офицер-воспитатель ведет дневник изучения и воспитания обучающихся взвода в соответствии с приложением N 13 к настоящей Инструкции, в котором, используя данные изучения обучающихся группой профессионального психологического отбора, отражает процесс формирования и становления коллектива взвода, всестороннего изучения личности каждого обучающегося, меры воспитательного воздействия, их результаты и другие вопросы.

В конце учебного года на каждого обучающегося составляется педагогическая характеристика, которая рассматривается на педагогическом совещании роты и утверждается командиром роты. В характеристике отмечаются степень усвоения программы обучения, уровень его военной (морской, специальной) и физической подготовки, качественные показатели учебы, средний балл, место во взводе, интерес к знаниям, умение работать самостоятельно, трудолюбие; интересы и склонности (увлечение техникой, спортом, чтение художественной литературы и другое); отношение к училищу, военному делу и будущей офицерской специальности; дисциплинированность; воинские, нравственные качества; отношение к выполнению служебных обязанностей; общественная активность; взаимоотношения с коллективом, понимание дружбы и товарищества; состояние здоровья и физическое развитие, психологические особенности его развития; другие вопросы, показывающие индивидуальные особенности личности обучающегося.

Характеристика обучающегося каждого курса завершается указанием об устранении недостатков, а обучающегося последнего курса - в какое военное образовательное учреждение Министерства обороны рекомендуется для поступления.

В конце каждого курса обучения офицер-воспитатель знакомит обучающегося с написанной на него характеристикой под роспись

Дневник на каждого обучающегося ведется в течение всего периода обучения в училище. Записи в дневнике ведутся в произвольной форме и должны отражать действенность системы проводимой индивидуальной воспитательной работы, процесс развития морально-нравственных, деловых и психологических качеств личности обучающегося, а также становления коллектива взвода.

Ведение дневника и характер записей в нем проверяются начальником училища и его заместителями - не менее одного раза в полугодие, командирами рот - не менее одного раза в учебную четверть.

40. Предметно-методическая комиссия является основным подразделением училища.

Основными задачами предметно-методической комиссии являются: организация и проведение на высоком методическом уровне учебной работы по учебным предметам, проведение методической работы, внеклассной воспитательной работы по предметам обучения, совершенствование учебно-материальной базы предметно-методической комиссии.

41. В предметно-методической комиссии разрабатываются и ведутся следующие документы:

план работы предметно-методической комиссии на учебную четверть;

книга протоколов заседаний предметно-методической комиссии;

поурочные планы изучения каждого учебного предмета обучающимися на полугодие;

планы-конспекты учебных занятий;

план-программа факультативных занятий;

журнал замены уроков;

журнал учета учебно-материального имущества предметно-методической комиссии;

журнал контроля проведения занятий преподавателями предметно-методической комиссии;

журнал проведения факультативных, индивидуальных и групповых занятий с обучающимися (у каждого преподавателя);

журнал учета взаимного посещения занятий преподавателями предметно-методической комиссии;

личные планы повышения квалификации офицеров и преподавателей.

42. План работы предметно-методической комиссии на учебную четверть разрабатывается старшим преподавателем в соответствии с приложением N 14 к настоящей Инструкции.

В плане определяются: повестки дня заседаний предметно-методической комиссии, содержание работы по повышению теоретической и методической квалификации преподавателей, мероприятия по совершенствованию учебного процесса и учебной работы с обучающимися (в том числе проверке ведения ими тетрадей), мероприятия по внеклассной работе каждого преподавателя предметно-методических комиссий (экскурсиям, читательским конференциям, олимпиадам, конкурсам, викторинам, тематическим вечерам, тематике кружковых занятий и другим), совершенствованию учебной материально-технической базы по предмету, периодичность посещения преподавателями самоподготовки обучающихся.

В конце плана на первую учебную четверть определяются открытые уроки и методические разработки на учебный год.

Начальник автомобильной службы - старший преподаватель, кроме того, разрабатывает график практического вождения автомобиля обучающимися, ведет листы учета практического вождения автомобиля обучающимися по взводам, составляет на каждое занятие по практическому вождению маршрутный лист, в котором указывается маршрут движения автомобилей на занятиях по практическому вождению.

Начальник физической подготовки и спорта - старший преподаватель дополнительно разрабатывает тематический план (программу) физической подготовки офицеров и прапорщиков.

Старшие преподаватели ведут учет взаимного посещения учебных занятий преподавателями предметно-методической комиссии.

43. Преподаватели под руководством старшего преподавателя на основе программ обучения составляют поурочный план по предмету на учебное полугодие в соответствии с приложением N 15 к настоящей Инструкции.

Преподаватели одного курса, как правило, составляют совместный поурочный план по предмету на учебное полугодие.

Допускается внесение изменений отдельными преподавателями в поурочный план. В этом случае преподаватель обязан обосновать вносимые изменения, составить индивидуальный поурочный план и утвердить его в установленном порядке.

В поурочном плане указывается распределение учебного времени по темам, определяется тема урока на каждый учебный час занятий, вопросы повторения, система письменных и лабораторных работ (по тем предметам, по которым они проводятся), практических занятий, киноуроков, использование учебно-наглядных пособий, оборудования, технических средств обучения и другие. Определяются межпредметные связи и указываются элементы военной направленности обучения.

44. На основании поурочного плана преподаватель составляет план-конспект урока, в котором указывает тему, цели обучения, воспитания и развития обучающихся, материальное обеспечение (дидактические и демонстрационные материалы для технических средств обучения, наглядные пособия, лабораторное оборудование и другие), учебные вопросы (при необходимости - краткое изложение содержания вопросов), время, отводимое на каждый этап учебного занятия, методы изложения материала и виды самостоятельной работы обучающихся, задание обучающимся на самостоятельную подготовку.

План-конспект урока утверждается старшим преподавателем, а у старшего преподавателя - начальником учебного отдела (отделения).

План-конспект урока является обязательным документом преподавателя на каждом учебном занятии. Он составляется в удобной для преподавателя форме, при этом в соответствии с задачами урока отражается организация учебной деятельности обучающихся.

45. По наиболее важным темам программ обучения составляются методические пособия (методические разработки). В течение учебного года каждый преподаватель, в том числе и старший преподаватель, командир роты и офицер-воспитатель готовит методические пособия (методические разработки) в соответствии с планом методической работы училища.

Методические пособия (методические разработки) офицеров и преподавателей должны содержать личный опыт их работы по актуальным проблемам методики, педагогики, дидактики, психологии.

46. Факультативные занятия предназначаются для дифференциации обучения, наиболее полного раскрытия склонностей и способностей обучающихся.

Индивидуальные и групповые занятий предназначаются для оказания, как правило, помощи слабо осваивающим учебные программы обучающимся.

47. Все преподаватели и офицеры составляют на учебный год личные планы повышения квалификации в соответствии с приложением N 16 к настоящей Инструкции, которые рассматриваются и утверждаются соответствующими старшими преподавателями, командирами рот. В плане указывается: литература, изучаемая в целях повышения методического, профессионального и теоретического уровня; литература для изучения по плану командирской и методической подготовки; темы докладов, методические пособия (методические разработки), проведение открытых учебных занятий (с указанием методической цели); виды связи с учреждениями повышения квалификации работников образования, школами (училищами) города и другие вопросы.

Планы повышения квалификации старших преподавателей и командиров рот утверждаются начальником учебного отдела (отделения).

В течение учебного года планы дополняются мероприятиями по изучению новинок методической и специальной литературы.

Внеклассная работа планируется преподавателями на учебную четверть и согласуется с командирами рот, в которых работают преподаватели.

 

III. Проверка и оценка знаний и поведения обучающихся. Учет выполнения программы

48. Успеваемость обучающихся определяется на основании проверки их знаний, умений и навыков путем устного опроса на учебных занятиях (прослушивании на индивидуальных занятиях), проведения письменных работ (академических вечеров), в ходе лабораторных практикумов, письменных творческих, самостоятельных, контрольных работ и других, государственной (итоговой) аттестации, на контрольно-проверочных и повседневных занятиях по военной (морской, специальной) и физической подготовке.

49. Знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками: "5" (отлично), "4" (хорошо), "3" (удовлетворительно), "2" (неудовлетворительно).

Неаттестованным по отдельному предмету считается обучающийся, который пропустил 50% и более учебных занятий и по этой причине не усвоил на конец четверти (полугодия, учебного года) изучаемый предмет.

С обучающимся в этом случае преподаватель обязан провести дополнительные занятия с последующей оценкой знаний по пропущенным темам. Формы отчета обучающегося выбирает преподаватель. Вопрос о неаттестовании по предмету преподаватель решает индивидуально по каждому обучающемуся со старшим преподавателем с последующим докладом начальнику учебного отдела (отделения).

50. При оценке знаний, умений и навыков учитываются:

правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения излагаемых знаний;

полнота ответа;

понимание практического применения знаний;

самостоятельность суждений и выводов;

логическая последовательность, завершенность ответа и культура речи;

умение практически действовать в соответствии с требованиями программ, уставов и наставлений.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся производится в соответствии с нормами оценки знаний, установленными Министерством образования Российской Федерации, требованиями программ обучения, общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, курсов стрельб и вождения, наставлений и инструкций.

Оценки за ответы обучающихся на учебных занятиях объявляются с необходимой мотивировкой.

51. Контрольные работы (занятия) выполняются, как правило, в виде письменных ответов на вопросы, решения задач, выполнения контрольных заданий или практической проверки обучающимися упражнений, приемов и нормативов. Содержание заданий на контрольную работу (занятие) и порядок ее выполнения, если не оговорено особо, устанавливаются предметно-методической комиссией (командиром роты).

Письменные контрольные работы имеют целью проверить умение обучающихся практически пользоваться полученными знаниями.

Учебный отдел (отделение) составляет график проведения контрольных письменных работ, не допуская сосредоточения их в конце учебной четверти.

На выпускном курсе планируется проведение в течение третьей и четвертой учебных четвертей 1 - 2 письменных работ по литературе (сочинение), алгебре и началам анализа, гармонии, равнозначных по сложности экзаменационным.

Проведение контрольных работ по нескольким предметам (дисциплинам) в течение одного дня не разрешается.

В качестве контрольных работ могут использоваться все виды письменных работ: диктанты (музыкальные диктанты), сочинения, решение примеров и задач по математике, физике, химии, гармонии, инструментовке, лабораторные работы и другие.

По содержанию контрольные письменные работы должны охватывать не только материал, изучаемый в настоящее время, но и ранее пройденный.

Письменные контрольные работы оцениваются в порядке, утвержденном Министерством образования Российской Федерации, при этом учитывается грамотность и культура их выполнения.

52. При оценке лабораторных работ учитываются: умение обучающихся практически пользоваться усвоенными теоретическими знаниями; соблюдение ими необходимой последовательности в работе, умение выбирать наиболее рациональные приемы ее выполнения с использованием необходимых приборов и материалов; степень самостоятельности выполнения задания; достоверность и обоснованность результатов работы.

Практические занятия проводятся в целях: выработки практических умений и приобретения навыков в решении задач; практического овладения иностранными языками; отработки упражнений, приемов и нормативов и другое. Главным их содержанием является практическая работа каждого обучающегося.

53. Контрольно-проверочные занятия по предметам военной (морской, специальной) подготовки проводятся в соответствии с программой и оцениваются:

"5" ("отлично"), если обучающийся в совершенстве знает программный материал, грамотно, логически последовательно и полно его излагает; образцово выполняет практические приемы и действия; правильно и четко подает необходимые команды;

"4" ("хорошо"), если обучающийся твердо знает программный материал, грамотно и достаточно полно его излагает; правильно выполняет изученные приемы и действия; знает и правильно подает команды;

"3" ("удовлетворительно"), если обучающийся слабо знает положения основного материала; может применять полученные знания на практике;

"2" ("неудовлетворительно"), если не выполнено условие на оценку "3" ("удовлетворительно").

При выставлении оценок по этим предметам учитываются знание обучающимися теоретического материала (положений уставов, наставлений, руководств, рекомендованной литературы), а также умение применять полученные знания на практике.

54. Оценки по предметам общеобразовательной и военной (морской, специальной) подготовки за учебную четверть (если на предмет 1 час в неделю - за полугодие) выставляется на основании оценок, полученных обучающимися за устные ответы, письменные работы, практические действия с учетом фактического уровня знаний, умений и навыков обучающихся к концу учебной четверти (полугодия).

Четвертная оценка по русскому языку выставляется в конце каждой учебной четверти.

Годовые оценки по общеобразовательным предметам выводятся на основании четвертных (полугодовых) оценок и фактического уровня знаний, умений и навыков обучающегося к концу учебного года.

Итоговая оценка по предмету (дисциплине) обучения выставляетя в соответствии с требованиями, установленными Министерством образования Российской Федерации.

Годовые оценки по предметам военной подготовки выставляются на основании четвертных оценок по этим предметам с учетом фактических знаний к концу учебного года и с учетом оценок, полученных на зачетах в стационарном учебном лагере в конце летнего периода обучения.

На основании годовых оценок по предметам военной подготовки выставляется общая годовая оценка по военной подготовке, при этом оценка "5" (отлично) ставится, если у обучающегося не менее чем 75% предметов оценены "отлично", а остальные - "хорошо"; "4" (хорошо) - если по всем предметам оценки не ниже "хорошо"; "3" (удовлетворительно) - если по всем предметам оценки не ниже "удовлетворительно".

55. При подведении итогов индивидуальная подготовка обучающегося оценивается:

"отлично", если обучающийся за учебную четверть (полугодие, год) имеет отличные оценки по всем предметам обучения, имеет примерное поведение и активно участвует в общественной жизни училища;

"хорошо", если обучающийся за учебную четверть (полугодие, год) имеет оценки не ниже "хорошо" по всем предметам обучения, имеет примерное или удовлетворительное поведение и участвует в общественной жизни училища;

"удовлетворительно", если обучающийся за учебную четверть (полугодие, год) имеет оценки не ниже "удовлетворительно" по всем предметам обучения, имеет примерное или удовлетворительное поведение и участвует в общественной жизни училища.

56. Поведение обучающихся оценивается:

"примерное", если обучающийся старательно осваивает учебные предметы, активно участвует в общественной жизни роты и училища, в общественно-полезном труде, добросовестно выполняет правила поведения, установленные для обучающегося. Оценка "примерное" выставляется лишь той части обучающихся, поведение которых может служить примером для их товарищей;

"удовлетворительное", если обучающийся участвует в общественной жизни и общественно-полезном труде, выполняет основные требования правил поведения, установленные для обучающегося, но допускает отдельные нарушения дисциплины;

"неудовлетворительное", если обучающийся не выполняет свои обязанности, требования правил поведения, установленных для обучающегося, допускает грубые нарушения дисциплины в училище и общественных местах, оскорбления старших и товарищей.

Оценки по поведению обучающихся за четверть (полугодие) и год выставляются после обсуждения на ротных педагогических совещаниях.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется по представлению педагогического совета училища и объявляется приказом начальника училища.

Обучающиеся, получившие оценку "неудовлетворительно", из училища отчисляются.

57. Не позднее чем за 5 дней до начала государственной (итоговой) аттестации педагогический совет училища обсуждает успеваемость и дисциплину обучающихся и решает вопрос о допуске их к экзаменам.

58. В качестве приложения к аттестату обучающимся выдается справка с оценками по предметам военной (морской, специальной) подготовки по форме, установленной в училище.

59. Учет выполнения программ обучения и успеваемости обучающихся ведется во взводах, ротах и учебном отделе. Основным документом учета выполнения программ, успеваемости обучающихся и учебной нагрузки преподавателей является классный журнал. Записи в журнале делают только офицеры и преподаватели, проводящие занятия, а также должностные лица, которым предоставлено право проверки правильности ведения журнала.

Порядок хранения журнала, а также его получения лицами, назначенными командирами рот, определяется начальником училища.

В конце учебной четверти (полугодия), учебного года во взводах и ротах заполняются сводные ведомости учета успеваемости обучающихся по форме, в соответствии с приложениями N 17 и N 18 к настоящей Инструкции. Ведомости хранятся в ротах и учебном отделе.

Учебный отдел (отделение) по итогам учебной четверти (полугодия) и года составляет сводную ведомость успеваемости обучающихся по взводам, ротам, курсам и за училище в целом.

60. В конце каждой учебной четверти и учебного года на каждого обучающегося заполняется табель успеваемости, который направляется родителям обучающегося (лицам, их заменяющим).

 

IV. Организация командирской подготовки

61. Командирская подготовка организуется и проводится в соответствии с правовыми актами Министерства обороны.

Целью командирской подготовки является систематическое повышение уровня знаний, умений и навыков офицеров и прапорщиков (мичманов) по военной (морской) и специальной подготовке, педагогике и психологии, школьной гигиене и методической подготовке, а также совершенствование их навыков в организации и проведении воспитательной работы.

К видам командирской подготовки в соответствии с ее задачами относятся: тактическая (тактико-специальная), военно-техническая (военно-специальная), мобилизационная, общественно-государственная, психолого-педагогическая, методическая, огневая, строевая, физическая подготовка и общевоинские уставы.

62. Командирская подготовка проводится на сборах и плановых занятиях в течение учебного года, а также путем самостоятельной работы офицеров и прапорщиков (мичманов).

Занятия по физической подготовке проводятся в течение всего года по 4 часа в неделю.

Два раза в год перед началом учебного года и второго учебного полугодия проводятся методический и учебный сборы по военной (морской, специальной), методической и психолого-педагогической подготовке продолжительностью 5 - 6 дней.

Между сборами занятия проводятся в соответствии с программами командирской подготовки и организационно-методическими указаниями начальников, которым училища подчинены.

63. Конкретные задачи по командирской подготовке на учебный год определяются начальником училища по каждой группе офицеров и прапорщиков (мичманов) с учетом уровня их военного и педагогического образования, рода выполняемой работы, специальности, занимаемой воинской должности.

64. В приказе начальника училища по командирской подготовке указываются цели командирской подготовки, количество и состав групп, руководители групп, объем и порядок изучения (практической отработки) тем по группам, формы контроля (летучки, зачеты).

На занятия по командирской подготовке привлекаются все офицеры, за исключением офицеров, утвержденных кандидатами для поступления на учебу или обучающихся в других военно-учебных заведениях.

65. План командирской подготовки офицеров разрабатывается на учебный год в соответствии с приложением N 19 к настоящей Инструкции и включает организационно-методические указания, расчет учебного времени по видам подготовки (дисциплинам) на каждую группу по месяцам, тематику занятий и тренировок по специальности.

Время на общественно-государственную подготовку планируется в соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации и указаний начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

При разработке плана командирской подготовки офицеров в годовой бюджет учебного времени не включается время на физическую подготовку.

Распределение остального учебного времени по видам подготовки (дисциплинам) производится с учетом конкретных задач командирской подготовки для определенных категорий офицерского состава .

66. План командирской подготовки прапорщиков (мичманов) составляется аналогично плану командирской подготовки офицеров.

67. Тематика занятий по командирской подготовке разрабатывается для каждой группы офицеров и прапорщиков (мичманов), при этом указываются краткое содержание каждой темы, разбивка ее по занятиям (при необходимости), время, отводимое на отработку темы в целом и на каждое занятие (если тема разбивается на занятия), руководители занятий или лица, ответственные за их проведение.

68. Расписание занятий по командирской подготовке офицеров и прапорщиков (мичмачов) разрабатывается на основании плана командирской подготовки на учебный год и включает в себя лекции, доклады, семинары, собеседования, групповые упражнения, тактические летучки на картах и на местности, стрельбы и другие практические занятия. Для каждой группы командирской подготовки указываются дата и время проведения занятий, наименование тем и их краткое содержание, место проведения и руководители занятий.

69. Руководители групп командирской подготовки организуют и лично проводят с офицерами и прапорщиками (мичманами) занятия по специальности, несут ответственность за подготовку группы по всем дисциплинам обучения и принимают меры к устранению недостатков по командирской подготовке.

70. Самостоятельная работа офицеров и прапорщиков (мичманов) осуществляется по индивидуальным планам. На ее проведение отводится соответствующими начальниками не менее 4 часов служебного времени в неделю.

71. В конце каждого учебного года по предметам (дисциплинам) командирской подготовки от офицеров и прапорщиков (мичманов) принимаются зачеты с выставлением оценок. Итоги командирской подготовки подводятся ежегодно и обсуждаются на педагогическом совете училища.

72. Учет командирской подготовки ведется руководителями групп в журналах учета командирской подготовки.

 

V. Организация методической работы

73. Методическая работа является составной частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности начальника училища, его заместителей, всего офицерского и преподавательского состава. Она должна быть направлена на совершенствование методики обучения, воспитания и развития обучающихся, разработку новых, эффективных методов организации и ведения образовательного процесса, обобщение и распространение передового опыта обучения, развития и воспитания обучающихся.

74. Центрами методической работы в училище являются: методический кабинет, предметно-методические комиссии, роты.

Для изучения, обобщения и распространения передового опыта обучения и воспитания обучающихся, оказания помощи преподавателям и офицерам-воспитателям в повышении их педагогической квалификации в училище создается методический кабинет.

Методическим кабинетом руководит методист учебного отдела (отделения).

Методический кабинет обеспечивает накопление учебно-методических материалов, выставки педагогической и методической литературы, по возможности организует выпуск методических сборников (бюллетеней). При необходимости на базе методического кабинета организуются и проводятся показные и инструкторско-методические занятия с офицерским и преподавательским составом.

Положение о методическом кабинете разрабатывается в училище.

75. Методическую работу в училище организует учебный отдел.

Основными формами методической работы являются:

лекции, доклады, семинары и собеседования по педагогике, психологии, школьной гигиене, методике обучения, воспитания и развития обучающихся;

методические сборы, методические конференции и совещания;

заседания педагогического совета училища;

заседания предметно-методических комиссий, ротные педагогические совещания;

инструкторско-методические, показные и открытые занятия;

взаимное посещение занятий;

подготовка докладов, методических разработок по теоретическим и методическим вопросам;

самостоятельная работа офицеров и преподавателей и другие.

76. План методической работы разрабатывается на учебный год в соответствии с приложением N 20 к настоящей Инструкции и включает наиболее важные методические мероприятия, проводимые в масштабе училища под руководством начальника училища и его заместителей.

В плане указываются: повестки заседаний педагогического совета училища, методические конференции, учебно-методические сборы, лекции по педагогике, психологии, школьной гигиене, методике обучения, развития и воспитания обучающихся, семинарские занятия по педагогике и методике воспитательной работы, инструкторско-методические и показные занятия по предметам военной (морской, специальной) подготовки, проводимые начальником училища и его заместителями, совместные заседания родственных предметно-методических комиссий и совместные педагогические совещания рот одного курса, тематика методических докладов и разработок (пособий), докладов по обобщению передового опыта работы и другие.

Кроме того, учебный отдел (отделение) разрабатывает план проведения открытых уроков на полугодие по предметам общеобразовательной, военной (морской, специальной) подготовки в соответствии с приложением N 21 к настоящей Инструкции.

77. Командиры рот и старшие преподаватели организуют и проводят методическую работу при участии методиста учебного отдела (отделения). Они организуют и проводят с подчиненными методические занятия и совещания, ротные педагогические совещания, заседания предметно-методических комиссий, своевременно разрабатывают необходимые учебно-методические документы, доклады, методические пособия (разработки), контролируют качество проведения занятий, оказывают помощь подчиненным в их проведении.

Командиры рот намечают мероприятия по методической работе с офицерами рот в плане методической работы роты, старшие преподаватели - в плане работы предметно-методической комиссии.

78. Заседания предметно-методических комиссий и ротные педагогические совещания проводятся по необходимости, но не реже одного раза в месяц.

На заседаниях предметно-методических комиссий и ротных педагогических совещаниях рассматриваются:

мероприятия по обеспечению жизнедеятельности училища;

вопросы совершенствования методов обучения, развития и воспитания обучающихся на учебных занятиях;

качество проведения открытых уроков (непосредственно после их проведения);

состояние воспитательной работы с обучающимися;

итоги учебы и мероприятия по повышению успеваемости и организации помощи обучающимся;

методические пособия (разработки), планы проведения занятий, лекций;

вопросы организации внеклассной работы по предметам обучения (дисциплинам);

вновь вышедшие учебники и учебные пособия по предметам обучения (дисциплинам);

методическая и специальная (научно-исследовательская) литература по предметам обучения (дисциплинам);

мероприятия по оборудованию кабинетов, учебных мастерских, классов (оркестровых студий), учебных полей, спортивных залов и спортивных площадок, созданию наглядных пособий, использованию технических средств обучения на учебных занятиях;

результаты проверки учебных занятий, итоги проведения контрольных работ, зачетов и экзаменов;

предложения по улучшению качества учебно-воспитательной работы и другие.

Предметно-методическая комиссия преподавателей физической подготовки, кроме того, рассматривает совместно с медицинской службой училища вопросы физического развития обучающихся, совершенствования спортивно-массовой работы, подготовки спортсменов-разрядников, результаты проводимых спартакиад и других состязаний.

На ротных педагогических совещаниях, наряду с названными вопросами, обсуждаются:

мероприятия по установлению единства требований к обучающимся и согласованности в работе офицеров-воспитателей и преподавателей роты;

педагогические характеристики обучающихся;

четвертные и годовые оценки по поведению;

согласованные меры по индивидуальному воспитанию отдельных обучающихся.

На заседании предметно-методической комиссии и ротном педагогическом совещании заслушивается доклад (сообщение, информация) по рассматриваемому вопросу, проводится обсуждение доклада (сообщения, информации), принимается решение (методические рекомендации). Обсуждение может завершаться указаниями старшего начальника, присутствующего на заседании (совещании).

Каждое заседание предметно-методической комиссии и ротного педагогического совещания оформляется в книге протоколов, которую ведет старший преподаватель (командир роты).

79. Для рассмотрения вопросов организации обучения и воспитания обучающихся в училищах создаются педагогические советы на правах совещательного органа.

В состав педагогического совета входят: начальник училища (председатель), начальник учебного отдела (отделения), заместитель начальника училища по воспитательной работе, заместитель начальника училища по материально-техническому обеспечению, начальник группы профессионального психологического отбора, один из офицеров учебного отдела (секретарь), методист учебного отдела (отделения), начальник медицинской службы училища, командиры рот, старшие преподаватели, начальник отделения кадров и строевого, имеющие право голоса при принятии решения.

Заседания педагогического совета училища проводятся не реже двух раз в учебную четверть. В особых случаях начальник училища имеет право созывать внеочередное заседание.

Заседания педагогического совета училища тщательно подготавливаются. Члены педагогического совета училища заранее знакомятся с повесткой дня заседания, с материалами и проектами решений.

Заседания педагогического совета училища тщательно подготавливаются. Члены педагогического совета училища заранее знакомятся с повесткой дня заседания, с материалами и проектами решений.

По каждому вопросу, обсуждаемому на заседании педагогического совета училища, выносится решение, вступающее в силу после утверждения его начальником училища.

Все вопросы на педагогическом совете училища решаются простым большинством голосов

Педагогический совет училища правомочен выносить решения при наличии на заседании не менее двух третей его членов.

По наиболее важным обсуждаемым вопросам жизни и деятельности училища на заседание педагогического совета могут приглашаться и другие военнослужащие и гражданский персонал училища, а также родители обучающихся (лица, их заменяющие).

Протоколы педагогического совета училища ведутся в отдельной книге. Записи в книге протоколов ведет секретарь педагогического совета училища. В протоколе указываются номер и дата заседания, фамилии присутствующих, повестка дня, краткое содержание выступлений и решение по данному вопросу. Протокол подписывается секретарем педагогического совета училища. К протоколу прилагается текст доклада (тезисы).

80. Лекции, доклады и семинары по педагогике, психологии, школьной гигиене и методике обучения, развития и воспитания обучающихся, а также совместные педагогические совещания рот одного курса и заседания предметно-методических комиссий родственных предметов (дисциплин) намечаются учебным отделом (отделением) в плане методической работы и проводятся по наиболее важным темам, необходимым для повышения квалификации офицеров и преподавателей, решения актуальных вопросов учебной и воспитательной работы. Лекции должны читаться квалифицированно и являться основой для семинаров и дальнейшей самостоятельной работы офицеров и преподавателей.

Для чтения лекций по педагогике, психологии, музыковедению и школьной гигиене целесообразно приглашать научные кадры.

81. К методическим занятиям относятся инструкторско-методические и показные занятия, а также открытые уроки.

Инструкторско-методические занятия имеют целью отработать наиболее эффективные методические приемы проведения занятий по теме в целом или по отдельным учебным вопросам программы, а также установить единое понимание и толкование командирами и преподавателями учебных вопросов темы.

Инструкторско-методические занятия проводятся начальником училища, его заместителями, командирами рот и старшими преподавателями по наиболее важным и сложным темам учебной программы (дисциплины).

С прапорщиками (мичманами) и командирами отделений, заместителями командиров взводов из числа обучающихся, исполняющими на занятиях обязанности помощников руководителей занятия, на инструкторско-методических занятиях практически отрабатываются приемы обучения на тех учебных местах, где они будут непосредственно заниматься с обучающимися.

Показные занятия проводятся для офицеров, прапорщиков (мичманов) и обучающихся и имеют целью показать правильную, образцовую организацию и методику проведения занятия по определенной теме военной (морской, специальной) подготовки, порядок применения новых методических приемов, использования вооружения, техники, приборов и наглядных пособий.

Открытые уроки проводятся старшими преподавателями, преподавателями, командирами рот, офицерами-воспитателями не реже 1 - 2 раз в год в целях обмена опытом по методике проведения занятий, решения методических проблем обучения, воспитания и развития, проверки правильности организации и проведения занятий с обучающимися.

На открытых уроках, как правило, присутствуют все офицеры и преподаватели, проводящие занятия по данному предмету (дисциплине).

После открытого урока проводится его обсуждение и даются указания по методике проведения последующих занятий. Разбор открытого урока оформляется протоколом предметно-методической комиссии (ротного педагогического совещания).

82. Для обмена опытом учебной и воспитательной работы проводится взаимное посещение занятий офицерами (преподавателями). Офицеры и преподаватели могут посещать занятия по указанию старших начальников или по согласованию с офицером (преподавателем), проводящим данное занятие.

Целесообразно, чтобы старший начальник, посещая учебное занятие, приглашал с собой свободных от занятий преподавателей.

83. Семинары проводятся главным образом по проблемным вопросам педагогики и психологии, методике обучения, развития и воспитания обучающихся в целях углубления и расширения теоретических знаний, обмена положительным опытом и внедрения его в практику учебной и воспитательной работы в училище.

Участники семинаров, опираясь на педагогическую теорию, докладывают о своем опыте работы, опыте работы других офицеров и преподавателей по конкретным вопросам. Старший начальник подводит итог занятия, дает необходимые указания и рекомендации.

84. Конференции проводятся по теоретическим вопросам, вопросам методики преподавания отдельных предметов (дисциплин), проведения воспитательной работы и имеют целью повышение военных (военно-специальных), общегосударственных и методических знаний офицеров и преподавателей, обобщение передового опыта учебной и воспитательной работы, распространение его среди офицеров и преподавателей.

Конференции вырабатывают рекомендации по обсуждаемому вопросу

85. Самостоятельная работа офицеров и преподавателей по совершенствованию знаний и методического мастерства является их прямой служебной обязанностью. Она должна служить основой успешной работы офицеров и преподавателей по обучению, воспитанию и развитию обучающихся.

Самостоятельная работа офицеров и преподавателей периодически контролируется и направляется старшими начальниками.

 

VI. Контроль за ходом учебно-воспитательного процесса

86. Контроль за ходом учебно-воспитательного процесса организует начальник училища.

87. Контроль должен осуществляться систематически и охватывать все стороны деятельности училища: учебно-воспитательную работу, командирскую и методическую подготовку, состояние знаний и дисциплину обучающихся, внутренний порядок, состояние и сбережение оружия и техники.

Контроль проводится путем:

личного участия начальника училища и его заместителей в работе ротных педагогических совещаний и заседаний предметно-методических комиссий;

непосредственного посещения занятий;

проведения контрольных проверок знаний и практических навыков обучающихся;

изучения и утверждения планов работ, учебной документации (методических пособий (разработок), лекций, планов, конспектов занятий);

проверки организации внутреннего порядка, выполнения распорядка дня, состояния оружия и техники;

изучения состояния учебно-воспитательной работы и ее результатов в ротах и предметно-методических комиссиях и другие.

88. Контроль должен носить объективный характер, иметь целью повышение качества обучения и воспитания, достижения прочных и твердых знаний, умений и навыков обучающихся и их высокой дисциплинированности.

В ходе контроля должно быть установлены: соответствие содержания изучаемого на занятиях материала требованиям программы, методический уровень занятий, успеваемость обучающихся и объективность оценок этой успеваемости, содержание воспитательной работы и ее результаты, а также должна быть оказана помощь преподавателям, офицерам-воспитателям, командирам рот в повышении качества обучения и воспитания обучающихся.

89. План контроля учебной, методической и воспитательной работы в предметно-методических комиссиях и подразделениях на учебный год составляется в соответствии с приложением N 22 к настоящей Инструкции и определяет, какие роты и предметно-методические комиссии проверяются в течение года командованием училища, с какой целью и по каким вопросам, сроки проведения контроля и основных исполнителей.

Командование может проводить не только комплексные проверки рот и предметно-методических комиссий, но и обстоятельное изучение состояния дел по отдельным конкретным вопросам в целях оказания действенной методической помощи как в ходе проверки, так и в последующей работе.

В течение учебной четверти планируется проверка не более одной роты и предметно-методической комиссии.

План предусматривает участие представителей командования в работе ротных педагогических совещаний. К плану прилагается график проведения контрольных работ учебным отделом (отделением) по предметам учебного плана.

90. Рабочий план проверки роты или предметно-методической комиссии составляется учебным отделом (отделением) за 5 дней до начала проверки. В плане целесообразно предусмотреть изучение следующих вопросов: ход выполнения приказов и директив Министра обороны, начальника Генерального штаба, заместителя Министра обороны, Главного управления кадров, командующего войсками военного округа (флота), начальника училища; работу офицеров и преподавателей по изучению обучающихся и использование результатов этого изучения при проведении индивидуальной воспитательной работы; работу офицеров и преподавателей по профессиональной ориентации обучающихся; состояние дисциплины и внутреннего порядка в роте; качество проведения учебных занятий; методическая работа командира роты (старшего преподавателя); уровень знаний и навыков обучающихся по предметам военной (при проверке рот) и общеобразовательной подготовки (при проверке предметно-методической комиссии); организация и качество проведения самоподготовки; организация внеклассной работы в роте (предметно-методической комиссии), кружковых и дополнительных занятий и другие, график проведения контрольных работ.

91. Начальник училища за 2 - 3 дня до начала работы инструктирует проверяющих и ставит перед ними конкретные задачи по проверке и методике ее проведения.

Проверяющие обязаны подготовиться к проверке и изучить при необходимости учебный материал, подлежащий отработке на этих занятиях.

92. Проверяющие о результатах проверки докладывают начальнику училища. По его указанию результаты контроля (справка-доклад) обсуждаются на заседании предметно-методической комиссии или на ротном педагогическом совещании. При необходимости они могут обсуждаться на педагогическом совете училища.

Итоги проверок, проводимых по указанию начальника училища, оформляются приказом по училищу. В приказе определяются меры по устранению отмеченных недостатков и дальнейшему улучшению учебно-воспитательной работы.

93. Теоретический и методический уровень учебных занятий систематически контролируется начальником училища, начальником учебного отдела (отделения) и его помощниками, заместителем начальника училища по воспитательной работе, старшими преподавателями и командирами рот.

Проверяющие, посетив занятия, делают их подробный разбор с преподавателями (офицерами), а результаты проверки отражают в журналах контроля (приложение N 1 к настоящей Инструкции).

В журналах контроля указываются порядковый номер проверенного урока, фамилия преподавателя, урок которого проверялся, наличие обучающихся, тема урока, краткое изложение его содержания, положительные стороны урока и недостатки, рекомендации по совершенствованию обучения и воспитания обучающихся.

Журналы контроля занятий ведутся:

в предметно-методической комиссии - на преподавателей данной предметно-методической комиссии;

в ротах - на офицеров-воспитателей данной роты;

в учебном отделе - на старших преподавателей и командиров рот.

Журналы контроля хранятся у старших преподавателей, командиров рот и начальника учебного отдела (отделения).

Для оперативного управления образовательным процессом учебный отдел периодически, 1 - 2 раза в полугодие, собирает их и обобщает содержащийся в них материал.

По результатам контроля учебный отдел (отделение), старшие преподаватели и командиры рот делают обзоры проверенных занятий и дают рекомендации по совершенствованию их теоретического и методического уровня.

Периодичность проверки учебных занятий, проводимых офицерами и преподавателями училища, определяется начальником училища.

94. Контроль за выполнением внутреннего порядка, состоянием учебно-материальной базы, за состоянием, сбережением техники и оружия, за деятельностью хозяйственных служб и обслуживающих подразделений училища осуществляется в порядке, установленном общевоинскими уставами и другими нормативными правовыми актами Министерства обороны.

95. Формы документов, не указанных в настоящей Инструкции, разрабатываются в училище самостоятельно.