ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
I. Общие положения 1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность федеральных государственных общеобразовательных учреждений с дополнительными образовательными программами, направленными на проведение военной подготовки несовершеннолетних граждан, - суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкального училищ и кадетских (морских кадетских) корпусов (далее - училище). 2. Училища создаются, реорганизуются и ликвидируются Правительством Российской Федерации в установленном порядке по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, которые осуществляют полномочия учредителя училищ (далее - федеральные органы исполнительной власти). 3. Училища осуществляют образовательный процесс в соответствии с основными общеобразовательными программами основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, обучающихся в этих училищах (далее - обучающиеся), по профилю конкретного вида, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (или по профилю деятельности федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся училища) и обеспечивающими их подготовку к поступлению в профильные образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти (далее - профильные образовательные учреждения). 4. Основными задачами училищ являются: а) подготовка обучающихся к поступлению в профильные образовательные учреждения; б) обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития обучающихся, получения ими среднего (полного) общего образования; в) получение обучающимися начальных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных учреждениях и замещения в них, как правило, должностей младших командиров курсантских подразделений; г) воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества; д) формирование и развитие у обучающихся чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе; е) развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости. 5. Обучение в училищах ведется на русском языке. Форма обучения очная. Обучающиеся находятся на полном государственном обеспечении. Сроки обучения в военно-музыкальном училище по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования устанавливаются в соответствии с нормативными сроками, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального (музыкального) образования. 6. Училища в своей деятельности руководствуются настоящим Типовым положением, а по вопросам, не урегулированным настоящим Типовым положением, - Типовым положением об общеобразовательном учреждении и Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти и своим уставом. 7. В организации деятельности училищ учитываются в установленном порядке требования общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, а в организации деятельности училищ, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и указания командующих войсками военных округов (флотов), на территории которых они дислоцируются. 8. Училища могут осуществлять образовательную деятельность, связанную с военной подготовкой несовершеннолетних граждан других государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации. 9. Надзор и контроль за исполнением в училищах законодательства Российской Федерации в области образования и его качеством (в части, касающейся федеральных государственных образовательных стандартов) проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации. 10. Обучающиеся могут привлекаться к участию в парадах войск гарнизонов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти. 11. Училище является юридическим лицом и вправе осуществлять образовательную деятельность со дня получения лицензии. 12. Училище проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании. 13. Училище имеет знамя, лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, штамп и бланки со своим наименованием. Порядок утверждения положения о знамени, его описания и рисунков определяется федеральным органом исполнительной власти. 14. Период обучения в училище в срок военной службы не засчитывается.
II. Руководство училищами 15. На федеральные органы исполнительной власти возлагается: а) общее руководство училищами, их финансирование и материально-техническое обеспечение; б) утверждение штатов и уставов училищ; в) установление сроков обучения в училищах; г) участие в лицензировании и государственной аккредитации училищ в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации; д) проведение аттестации педагогических работников из числа гражданского персонала училищ; е) обеспечение обучающихся ежемесячным денежным содержанием; ж) учреждение поощрительных стипендий для отличников учебы; з) утверждение формы одежды обучающихся, правил ее ношения и знаков различия; и) разработка примерных дополнительных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) по предметам обучения, предусматривающим проведение военной подготовки обучающихся; к) издание учебных пособий, методических рекомендаций по ведению учебной и воспитательной работы; л) проведение учебно-методических сборов (совещаний) с руководящим составом и педагогическими работниками училищ; м) изучение и обобщение передового опыта работы училищ, внедрение его в практику обучения и воспитания обучающихся; н) проведение проверок училищ; о) организация учебной практики обучающихся; п) распределение выпускников училищ по профильным образовательным учреждениям федерального органа исполнительной власти; р) подведение итогов за истекший учебный год и присуждение училищам, добившимся лучших результатов, почетного переходящего приза соответствующего федерального органа исполнительной власти. 16. При ликвидации или реорганизации училища, осуществляемой, как правило, по окончании учебного года, федеральный орган исполнительной власти обеспечивает в установленном порядке перевод обучающихся с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа. 17. Непосредственное управление деятельностью училища осуществляет начальник училища. Начальник училища назначается на должность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, и является прямым начальником для военнослужащих, лиц гражданского персонала и обучающихся училища. Права и обязанности начальника училища определяются в установленном порядке общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти. Начальник училища отвечает за состояние и деятельность училища. 18. Для рассмотрения вопросов организации обучения и воспитания обучающихся в училище под председательством начальника училища создается педагогический совет на правах совещательного органа. В училище могут создаваться различные формы самоуправления (совет училища, общее собрание и другие формы).
III. Прием в училище 19. Прием в училище несовершеннолетних граждан Российской Федерации, годных по состоянию здоровья, имеющих соответствующие правилам приема уровень образования и возраст и изъявивших желание обучаться в училище (далее - несовершеннолетние граждане), проводится на конкурсной основе в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти. Порядок проведения конкурса в военно-музыкальном училище должен обеспечивать зачисление в училище лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального (музыкального) образования. 20. Заявление (рапорт) о приеме несовершеннолетних граждан в училище подается ежегодно, с 15 апреля по 15 мая, их родителями (законными представителями), являющимися: гражданами Российской Федерации, проживающими на ее территории, в зависимости от выбранного училища: на имя начальника органа безопасности по месту регистрации; на имя начальника органа внутренних дел по месту регистрации; на имя военного комиссара соответствующей территории по месту регистрации; гражданами Российской Федерации, проходящими военную службу или работающими (проживающими) за пределами Российской Федерации, - на имя командира воинской части федерального органа исполнительной власти или руководителя организации Российской Федерации, в которой эти граждане работают, либо руководителя официального представительства Российской Федерации за рубежом. В заявлении оговаривается согласие родителей (законных представителей) обучающихся на направление их после окончания училища для дальнейшего обучения преимущественно в профильное образовательное учреждение федерального органа исполнительной власти. 21. Несовершеннолетние граждане - сироты, а также несовершеннолетние граждане, оставшиеся без попечения родителей, зачисляются в училище без экзаменов по результатам собеседования и медицинского освидетельствования. 22. Правом внеконкурсного зачисления в училище и преимущественным правом зачисления в военно-музыкальное училище при условии успешного прохождения вступительных испытаний и соответствия другим установленным для поступающих требованиям пользуются: а) дети военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 20 лет и более; б) дети граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющих общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 20 лет и более; в) дети военнослужащих - граждан Российской Федерации, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы; г) дети военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов; д) воспитывающиеся без матери (отца) дети военнослужащих - граждан Российской Федерации; е) дети Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы. 23. Перевозка несовершеннолетних граждан для сдачи вступительных экзаменов в училище и обратно к месту проживания родителей (законных представителей), если они не приняты в училище, а также обучающихся производится в соответствии с требованиями к воинским перевозкам.
IV. Учебная и воспитательная работа в училищах 24. Организация образовательного процесса в училищах осуществляется в соответствии с настоящим Типовым положением и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. 25. Учебная работа является частью образовательного процесса и включает в себя организацию и проведение всех видов учебных занятий, а также текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации. 26. Содержание образования в училищах определяется основной образовательной программой (основными образовательными программами), разрабатываемой в соответствии с примерной основной образовательной программой и обеспечивающей выполнение федерального государственного образовательного стандарта общего образования и среднего профессионального (музыкального) образования базового и (или) повышенного уровня по соответствующей специальности. Основная образовательная программа с учетом ее уровня и направленности и рабочие программы учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей) разрабатываются на основе федерального государственного образовательного стандарта и утверждаются училищем самостоятельно. Дополнительные образовательные программы по военной (военно-морской), физической, психологической и другой специальной подготовке ведутся и определяются примерными рабочими программами учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей), разрабатываемыми федеральными органами исполнительной власти. 27. Училища самостоятельны в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования. 28. Освоение обучающимися основных общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования завершается государственной (итоговой) аттестацией. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена. Государственная (итоговая) аттестация является обязательной и осуществляется в порядке, определяемом Министерством образования и науки Российской Федерации. Училище выдает обучающимся, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца о соответствующем уровне образования, заверенные печатью училища. Выпускникам училищ вручается нагрудный знак, образец которого утверждается федеральным органом исполнительной власти. 29. Обучающиеся, не освоившие основную общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. Лицам, не завершившим основное общее, среднее (полное) общее образование, выдаются училищем справки установленного образца. 30. Обучающиеся, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, по представлению педагогического совета исключаются из училища приказом начальника училища с выдачей справки установленного образца. Обучающиеся, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую) аттестацию в установленном порядке. 31. На период обучения обучающиеся распределяются по курсам (классам). Обучающиеся сводятся в роты (батареи, курсы (классы)). 32. Учебные занятия в училищах, как правило, начинаются 1 сентября. Учебный год включает в себя 4 учебные четверти (не менее 34 недель) и период практических полевых (морских) занятий и (или) государственную (итоговую) аттестацию, а в военно-музыкальном училище - два учебных семестра (не менее 34 недель) и оркестровую практику и (или) государственную (итоговую) аттестацию. В соответствии с учебным планом обучающимся в течение учебного года предоставляются осенние, зимние и весенние каникулы общей продолжительностью не менее 30 календарных дней и летний отпуск не менее 8 недель, а в военно-музыкальном училище - зимние каникулы общей продолжительностью не менее 14 календарных дней и летний отпуск не менее 6 недель. По окончании училища выпускникам предоставляется отпуск на срок до прибытия их в профильные образовательные учреждения. Срок прибытия выпускников в профильные образовательные учреждения устанавливается федеральным органом исполнительной власти. 33. Учебные занятия в училищах проводятся в составе взвода (группы). Наполняемость взвода (группы) не должна превышать 25 обучающихся. При проведении занятий по иностранному языку (кроме восточных языков), информатике и вычислительной технике, физической культуре, во время практических занятий по физике и химии взводы (группы) делятся на 2 группы (подгруппы), а при изучении восточных языков - на 3. 34. Продолжительность учебной недели в училищах 6 дней, урока - 45 минут. 35. Изучение учебной дисциплины завершается, как правило, экзаменом или зачетом. Итоговые оценки выставляются по результатам сдачи экзаменов (зачетов) по всем дисциплинам теоретического обучения и этапам профессиональной практики, включенным в учебный план училища, или по результатам текущего контроля (контрольным занятиям), если учебным планом по дисциплине не предусмотрен экзамен (зачет). Итоговые оценки выставляются по результатам полугодия и учебного года. 36. Воспитательная работа является частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности училищ. 37. Воспитание обучающихся базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооруженных Сил Российской Федерации. Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся. При этом основные задачи его реализуются в процессе повседневной жизни обучающихся, в совместной учебной и других видах деятельности обучающихся и остальных участников образовательного процесса. Эффективность воспитательного процесса достигается поддержанием образцового внутреннего порядка и высокой организацией внутренней службы, созданием необходимых условий для успешной учебы, жизни, быта и досуга обучающихся, всесторонним информационным обеспечением, а также сочетанием высокой требовательности к обучающимся с уважением их личного достоинства. Основной формой воспитания является систематическая и целенаправленная индивидуальная воспитательная работа с каждым обучающимся. 38. Обучающиеся пользуются льготами при посещении платных мероприятий, организуемых учреждениями культуры и спорта. Указанные льготы устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в пределах своих полномочий. 39. Воспитательная работа с обучающимися планируется в масштабе училища на весь период обучения, а также на учебный год и месяц, в ротах (батареях, курсах (классах)), взводах (группах) и других подразделениях - на месяц. 40. Обучающиеся могут привлекаться для выполнения обязанностей дежурного и дневального по роте (батарее, курсу (классу)), наведения порядка в учебных классах и других помещениях, благоустройства территории, закрепленной за училищем, а на старших курсах (в старших классах) - и для выполнения обязанностей других лиц суточного наряда под руководством офицеров и (или) прапорщиков (мичманов).
V. Участники образовательного процесса 41. В училищах предусматриваются должности постоянного и переменного состава. К постоянному составу училищ относятся военнослужащие и гражданский персонал. Порядок комплектования должностей постоянного состава устанавливается законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти. Права и обязанности должностных лиц постоянного состава определяются законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти. К переменному составу училища относятся: суворовцы - лица, обучающиеся в суворовских военных и военно-музыкальном училищах; нахимовцы - лица, обучающиеся в нахимовских военно-морских училищах; кадеты - лица, обучающиеся в кадетских (морских кадетских) корпусах. Основные права, обязанности и ответственность обучающихся определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. 42. Участниками образовательного процесса в училищах являются руководящий состав училища, педагогические работники (в том числе военнослужащие и (или) сотрудники органов внутренних дел), офицеры-воспитатели, обучающиеся и родители (законные представители) обучающихся. 43. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся - участников образовательного процесса определяются уставом училища и иными предусмотренными уставом локальными актами. 44. Должности руководящего состава училищ, педагогических работников (военнослужащих), офицеров-воспитателей комплектуются офицерами, имеющими опыт командной и воспитательной работы, желание работать с подростками и склонность к такой работе, высокие нравственные качества. Комплектование должностей педагогических работников (военнослужащих или сотрудников внутренних дел) производится по согласованию с начальником училища. 45. На педагогическую работу в училища принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации. На педагогического работника училища с его согласия приказом по училищу могут возлагаться функции классного руководителя по координации воспитательной работы с обучающимися во взводе (группе) и оказанию помощи офицеру-воспитателю в ее организации и проведении. 46. С работником из числа гражданского персонала заключается трудовой договор. Уровень подготовки работников училища из числа гражданского персонала должен соответствовать требованиям квалификации, предусмотренным в квалификационных характеристиках должностей специалистов. 47. Должности педагогических работников, комплектующиеся военнослужащими, могут замещаться лицами из числа гражданского персонала, имеющими необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти. 48. Обучающиеся, освоившие в полном объеме основную общеобразовательную программу учебного года, после прохождения практических полевых (морских) занятий и (или) практики по представлению педагогического совета училища приказом начальника училища переводятся на следующий курс обучения. 49. Обучающиеся первого курса, не освоившие основную общеобразовательную программу и получившие в конце второй учебной четверти итоговые полугодовые неудовлетворительные оценки по 3 и более учебным предметам, по представлению педагогического совета училища исключаются из училища приказом начальника училища. Обучающиеся переводных курсов, получившие по итогам учебного года неудовлетворительные оценки по 3 и более учебным предметам, по представлению педагогического совета училища исключаются из училища приказом начальника училища. Обучающиеся переводных курсов, не освоившие основную общеобразовательную программу учебного года и имеющие академическую задолженность по 1 или 2 учебным предметам, по решению педагогического совета получают задание на летний отпуск. В период летнего отпуска условия для подготовки к ликвидации обучающимися академической задолженности создаются родителями (законными представителями). Для обучающихся, получивших задание на летний отпуск, с 25 по 30 августа проводится повторная аттестация, порядок и формы проведения которой определяются начальником училища по представлению педагогического совета училища. Обучающиеся, не прошедшие повторную аттестацию, исключаются из училища приказом начальника училища. На повторное обучение могут быть оставлены обучающиеся, не освоившие основную общеобразовательную программу учебного года вследствие болезни. 50. Вопрос об исключении обучающегося из училища за неоднократно совершенные грубые нарушения дисциплины и нежелание учиться решается независимо от срока пребывания его в училище. Исключение указанного обучающегося производится по представлению педагогического совета училища приказом начальника училища. Исключение обучающегося из училища применяется, если меры воспитательного характера не дали результатов и дальнейшее пребывание обучающегося в училище оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права лиц постоянного состава училища, а также нормальное функционирование училища. Решение об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания обучающегося. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства того субъекта Российской Федерации, откуда прибыл обучающийся. Училище незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из училища его родителей (законных представителей). Обо всех случаях исключения из училища докладывается федеральному органу исполнительной власти. 51. Перевод обучающегося из одного училища в другое осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти. 52. Распределение и направление выпускников училищ осуществляются преимущественно в профильные образовательные учреждения федерального органа исполнительной власти с учетом потребности в военных кадрах, их деловых, индивидуальных психологических качеств, уровня общеобразовательной, военной и физической подготовленности, состояния здоровья, дисциплинированности и желания выпускников. Выпускники училищ направляются в профильные образовательные учреждения в установленной для обучающихся форме одежды. 53. Выпускники училищ зачисляются в профильные образовательные учреждения в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти. 54. Выпускная квалификационная работа для обучающихся в военно-музыкальном училище - исполнение сольной программы (по специальному инструменту), а также экзамены по дирижированию, гармонии и сольфеджио на выпускном курсе военно-музыкального училища засчитываются в качестве вступительных экзаменов в военный институт военных дирижеров соответственно по инструменту военно-духового оркестра, дирижированию, гармонии и сольфеджио. Выпускники училища при поступлении на учебу в военный институт военных дирижеров освобождаются от проверки знаний по общеобразовательным предметам. 55. Выпускники военно-музыкального училища, которые не изъявили желания учиться в военном институте военных дирижеров и отказались от поступления или которым отказано в установленном порядке в зачислении в военные образовательные учреждения, направляются в военные оркестры для прохождения военной службы по призыву. 56. Выпускники училищ, которые не изъявили желания учиться в профильных образовательных учреждениях и отказались от поступления или которым отказано в установленном порядке в зачислении в профильные образовательные учреждения, направляются к месту жительства родителей (законных представителей), а их документы направляются в военный комиссариат соответствующей территории по месту регистрации для постановки на воинский учет. 57. Поступление лиц, указанных в пунктах 55 и 56 настоящего Типового положения, в военные образовательные учреждения в последующие годы осуществляется на общих основаниях. 58. Родители (законные представители) обучающихся имеют право: а) знакомиться с уставом училища, лицензией на право ведения училищем образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации училища и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса; б) принимать участие в управлении училищем в форме, определяемой уставом этого училища; в) защищать законные права и интересы обучающегося; г) получать информацию от должностных лиц училища о состоянии здоровья, поведении обучающегося, степени освоения им образовательных программ и о взаимоотношениях в коллективе.
VI. Учебно-материальная база и финансовое обеспечение училищ 59. За училищем в целях обеспечения его образовательной деятельности закрепляются на праве оперативного управления здания, сооружения, оборудование, а также иное необходимое имущество. 60. Училище обеспечивается денежными средствами, учебным оборудованием, музыкальными инструментами и другими материальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти. Вещевое и продовольственное обеспечение обучающихся осуществляется по нормам и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти. 61. Федеральный орган исполнительной власти утверждает описание предметов вещевого имущества для обучающихся, правила владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, банно-прачечного обслуживания и организации ремонта вещевого имущества, перечень предметов вещевого имущества, которые передаются в собственность обучающимся при их выпуске (переводе, отчислении) из училища. 62. Училище может оказывать на договорной основе дополнительные образовательные услуги (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися для углубленного изучения предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими основными общеобразовательными программами. 63. Вопрос о постановке училища на все виды обеспечения решается федеральным органом исполнительной власти. 64. Оплата труда педагогических и других работников из числа гражданского персонала училищ производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. 65. Педагогические работники училищ из числа гражданского персонала пользуются правами и мерами социальной поддержки, установленными законодательством Российской Федерации в области образования. 66. Обеспечение училищ учебниками, имуществом для обеспечения образовательного процесса и денежными средствами на учебные расходы и расходы, связанные с оплатой служебных командировок, осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти. Учебная и методическая литература может приобретаться училищами непосредственно через книготорговую сеть. 67. Денежные выплаты обучающимся производятся в порядке, установленном федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. 68. Для размещения каждой роты (батареи, курса (класса)) должны быть предусмотрены следующие помещения: спальное (из расчета не менее 4 кв. метров на одного обучающегося); классы для учебных занятий (на один взвод или одну группу (подгруппу)); комната информирования и досуга; канцелярия роты (батареи, курса (класса)); комната офицеров-воспитателей; комната для педагогических работников; комната (место) для спортивных занятий; комната бытового обслуживания; кладовая для хранения имущества роты (батареи, курса (класса)) и личных вещей обучающихся; комната (место) для чистки обмундирования и обуви; сушилка для обмундирования и обуви; комната для умывания; душевая; туалет. В училищах должны быть оборудованы учебные кабинеты: русского языка и литературы; истории; обществознания (государства и права); географии; математики; информатики и информационно-коммуникационных технологий; физики; химии; биологии; иностранных языков; культуры и искусства (музыки); методический кабинет; военные (специальные) кабинеты (по профилю училища). Для класса (учебного кабинета) отводится площадь из расчета не менее 2,5 кв. метра на каждого обучающегося при фронтальных формах занятий и не менее 3,5 кв. метра - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях. 69. В военно-музыкальном училище должны быть оборудованы оркестровые студии, учебные кабинеты музыкальной литературы и народного музыкального творчества, теории музыки, сольфеджио и гармонии, инструментоведения и инструментовки, культуры и искусства, танцев, звукозаписи и методический кабинет. 70. Военно-музыкальное училище должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей реализацию образовательных программ среднего профессионального (музыкального) образования по специальности (специальностям) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального (музыкального) образования и дополнительных программ, направленных на подготовку обучающихся к поступлению в военный институт военных дирижеров и военной службе в военных оркестрах. |