Кадетское
воспитание и образование
(отличительные
особенности)
Определения
изложены в редакции основных Положений, утвержденных Правительством Российской
Федерации, и исторических документов
Кадетское воспитание
– строго согласованное с общими началами российского государственного
устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к
служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще,
посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, кои
служат прочною основою чувству верноподданнического долга, сознательного
повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей,
и осуществляемое специально подготовленными офицерами-воспитателями и
начальниками в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и
раздельного обучения. |
Кадетское образование
– четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого
объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков
общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального
профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и
склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и
обществу. Базой кадетского образования является начальное или среднее общее
образование. |
Кадетское воспитание и образование реализуется в
кадетских
учебных заведениях.
Отличительные
особенности кадетских учебных заведений
-
Система воспитания основана на традициях русской
армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших и
младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета
мнений товарищей. Воспитание в воинском коллективе закрытого интернатного
типа с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и
строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением
всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего
порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей
и возрастной психологии детей.
-
Привитие с раннего возраста чувства ответственности
за свои поступки, ответственности за товарищей,
бесприкословного
подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства
собственного достоинства. С раннего возраста юноша привыкает к четкой
организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого
военного человека, становится дисциплинированным и организованным.
-
Единые программы базового образования, на которых
должно основываться начало образования, в сочетании с четкой
организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня
образования, способного
незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения,
предоставляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более
усложняющимся образовательным программам. В выпускных классах образование
может выйти на уровень гимназических и лицейских образовательных программ.
Это, в свою очередь, определит профессиональную ориентацию воспитанника в
старших классах на выбор своего дальнейшего жизненного пути.
-
Учет психологических особенностей и умственных
склонностей каждого воспитанника позволит в кадетском учебном заведении
организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по
разным направлениям (каждый из выпускных классов имеет свою направленность
подготовки: гуманитарную, военную, техническую, физико-математическую и
т.д.) и помочь воспитаннику правильно выбрать свой жизненный путь, а
спектр подготовки может быть определен исходя из возможностей регионов и
потребности в подготовке будущих специалистов.
-
Воспитание, осуществляемое специально
подготовленным персоналом офицеров-воспитателей, долженствующих пройти не
только необходимую школу военного и житейского опыта, но при этом не
очерстветь душой и быть готовым работать с подростками и юношами.
Воспитанниками
кадетских
учебных заведений являются, в первую очередь, дети-сироты, оставшиеся без
попечения родителей, погибших военнослужащих, из неполных и многодетных семей,
годных по состоянию здоровья, психологическим качествам к обучению в закрытых
интернатах.
Воспитатели и преподаватели
– специально подобранный и подготовленный персонал, осуществляющий весь спектр
необходимой учебно-воспитательной работы в данных учебных заведениях. В системе
кадетского воспитания и образования действуют курсы подготовки учебно-воспитательного
персонала.
Кадетские
учебные
и образовательные учреждения:
К кадетским
учебным заведениям относятся:
-
кадетский (морской) корпус,
-
суворовское военное (нахимовское военно-морское) училище,
-
кадетская
школа-интернат.
К ним может быть отнесена Мариинская (женская) гимназия, что
требует дополнительного обсуждения.
Кадетский корпус |
осуществляет образовательный процесс в соответствии с
уровнем образовательных программ среднего (полного) общего образования,
основного общего и раннюю профориентацию юношей по профилю образовательного
учреждения высшего (среднего) профессионального образования конкретного вида ВС
РФ |
Постановление Правительства
РФ от 11 июня 1996 г. N 696 "Об
утверждении Положения о суворовских военных,
нахимовских военно-морских училищах и кадетских
(морских кадетских) корпусах и Положения о
военно-музыкальных училищах и музыкальных
кадетских корпусах" |
Суворовское военное
(Нахимовское военно-морское) училище |
осуществляет образовательный
процесс в соответствии с уровнем образовательных программ среднего (полного)
общего образования и по дополнительным программам, обеспечивающим
подготовку
юношей к поступлению в военные образовательные учреждения высшего (среднего)
профобразования МО РФ и к последующей службе в качестве офицера. |
Кадетская школа-интернат
|
реализует
общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего
образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью
военную
подготовку несовершеннолетних граждан. |
Постановление
Правительство Российской Федерации
«Об
утверждении Типового положения о
кадетской школе (кадетской школе-интернате)»
от 15 ноября 1997 г. № 1427
|
Кадетская
школа |
реализует
общеобразовательные программы
начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования и
дополнительные образовательные
программы, имеющие целью военную
подготовку несовершеннолетних граждан. |
Мариинская (женская)
гимназия |
реализует
общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего
образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью
подготовку девушек к самостоятельной жизни и деятельности. |
|
В кадетских учебных
заведениях могут, наряду с программами среднего (полного) общего
образования (базовая образовательная программа, образовательные программы
повышенного уровня, гимназические образовательные программы, лицейские
образовательные программы), реализовываться программы профессионального
начального образования, в первую очередь, начального военно-профессионального.
Воспитание в кадетских учебных заведениях играет основную роль в формировании
личности человека, поскольку происходит вне семейных отношений
|