Кадетское воспитание и образование

(отличительные особенности)

Определения изложены в редакции основных Положений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и исторических документов

Кадетское воспитание – строго согласованное с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основою чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемое специально подготовленными офицерами-воспитателями и начальниками в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения.

Кадетское образование – четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой кадетского образования является начальное или среднее общее образование.

Кадетское воспитание и образование реализуется в кадетских учебных заведениях.

 

Отличительные особенности кадетских учебных заведений

  • Система воспитания основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей. Воспитание в воинском коллективе закрытого интернатного типа с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.

  • Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, бесприкословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится дисциплинированным и организованным.

  • Единые программы базового образования, на которых должно основываться начало образования, в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного  незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения, предоставляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам. В выпускных классах образование может выйти на уровень гимназических и лицейских образовательных программ. Это, в свою очередь, определит профессиональную ориентацию воспитанника в старших классах на выбор своего дальнейшего жизненного пути.

  • Учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника позволит в кадетском учебном заведении организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по разным направлениям (каждый из выпускных классов имеет свою направленность подготовки: гуманитарную, военную, техническую, физико-математическую и т.д.) и помочь воспитаннику правильно выбрать свой жизненный путь, а спектр подготовки может быть определен исходя из возможностей регионов и потребности в подготовке будущих специалистов.

  • Воспитание, осуществляемое специально подготовленным персоналом офицеров-воспитателей, долженствующих пройти не только необходимую школу военного и житейского опыта, но при этом не очерстветь душой и быть готовым работать с подростками и юношами.

 

Воспитанниками кадетских учебных заведений являются, в первую очередь, дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, погибших военнослужащих, из неполных и многодетных семей, годных по состоянию здоровья, психологическим качествам к обучению в закрытых интернатах.

 

Воспитатели и преподаватели – специально подобранный и подготовленный персонал, осуществляющий весь спектр необходимой учебно-воспитательной работы в данных учебных заведениях. В системе кадетского воспитания и образования действуют курсы подготовки учебно-воспитательного персонала.

 

Кадетские учебные и образовательные учреждения:

 К кадетским учебным заведениям относятся

  • кадетский (морской) корпус,

  • суворовское военное (нахимовское военно-морское) училище,

  • кадетская школа-интернат.

К ним может быть отнесена Мариинская (женская) гимназия, что требует дополнительного обсуждения.

Кадетский корпус осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем образовательных программ среднего (полного) общего образования, основного общего и раннюю профориентацию юношей по профилю образовательного учреждения высшего (среднего) профессионального образования конкретного вида ВС РФ Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696 "Об утверждении Положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах и Положения о военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах"
Суворовское военное (Нахимовское военно-морское) училище осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем образовательных программ среднего (полного) общего образования и по дополнительным программам, обеспечивающим подготовку юношей к поступлению в военные образовательные учреждения высшего (среднего) профобразования МО РФ и к последующей службе в качестве офицера.
Кадетская школа-интернат реализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Постановление Правительство Российской Федерации  «Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)»  от 15 ноября 1997 г. № 1427
Кадетская школа  реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.
Мариинская (женская) гимназия реализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью подготовку девушек к самостоятельной жизни и деятельности.

В кадетских учебных заведениях могут, наряду с программами среднего (полного) общего образования (базовая образовательная программа, образовательные программы повышенного уровня, гимназические образовательные программы, лицейские образовательные программы), реализовываться программы профессионального начального образования, в первую очередь, начального военно-профессионального. Воспитание в кадетских учебных заведениях играет основную роль в формировании личности человека, поскольку происходит вне семейных отношений