Принцип вузовского патронирования

     Создание кадетского корпуса в системе конкретного вида  (рода)  ВС  РФ позволяет обеспечить принцип конкретного патронирования (в данном случае под патронированием понимается осуществление шефства деятельности корпуса со стороны командования  видов  (родов) войск или конкретного высшего военно-учебного заведения,  на подготовку к поступлению в которое и ориентированы процессы  воспитания и образования в кадетском корпусе).

     Создаваемые в видах/родах войск кадетские корпуса могут  организовываться на различной базе:

вместо закрывшегося военного училища  (например,  Кадетский ракетно-артиллерийский корпус в Санкт-Петербурге создан на базе бывшего артиллерийского училища);

при высшем военно-учебном  заведении  (Военно-космический кадетский корпус при академии,  планирующийся к созданию КК войск связи при училище связи и т.д.);

на иной базе (Кадетский корпус Пограничных войск).

     Действующие суворовские училища и кадетские корпуса создавались под  определенное  патронирующее воздействие со стороны различных военных учреждений и/или органов управления  образованием. При  этом  патронирующими  организациями не обязательно выступают только учредители  данных  образовательных  учреждений.  Основные действующие военно-подготовительные учебные заведения сведены в представленную ниже схему.

СВУ

НВМУ

КРАК

Военно- космический Воронежский

1 Московский

Кронштадский морской

Донской

Кубанский

Сибирский

2 Донской

      Во всех случаях  условия  патронирования  (иными  словами шефства) и его цели будут отличаться в отдельных аспектах, исходя из обстоятельств места,  времени и др., но , в основном, патронирование осуществляется по следующим направлениям

   Определение целей и задач обучения и воспитания подразумевает установление необходимых требований к воспитаннику по качеству его образовательной и психологической подготовки к поступлению  в ВВУЗ (высшее военно-учебное заведение), а также критерия нравственного  и  физического  воспитания.

     Организационно-методическое воздействие необходимо для правильного  построения системы обучения и воспитания кадет,  подготовки преподавательского и офицерского состава, совершенствования учебной и материальной базы и т.п.

     Контроль оказываемого воздействия  необходим  для  адаптации совместных  усилий персонала корпуса и профилирующего ВВУЗа к изменяющимся условиям,  особенно в процессе реформирования  системы военного образования, для оперативной обратной связи.

    Основные вопросы патронирования: 

  Учебно-воспитательный процесс

Целевая установка:

  Определение модели  образования  и критерия качества учебно-воспитательной работы.

Организационное и методическое воздействие:

Разработка учебного плана и учебных программ разных уровней: базового, углубленного, лицейского.

Помощь в развитии учебно-материальной базы.

Обеспечение  внеклассной работы по гуманитарному,  техническому и физическому воспитанию.

Обучение  преподавателей и командно-воспитательского состава, организация методических сборов.

Организация помощи в воспитательной работе.

Выработка рекомендаций по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на основе оценки выпускников КК.

Контроль результатов воздействия:

Организация проверки и методического контроля учебно-воспитательного процесса.

Оценка соответствия уровня образования выпускника определенным ВВУЗом требованиям.

Определение уровня воспитанности выпускника КК.

 Начальная военная подготовка

Целевая установка:

     Установление квалификационных  требований  по военной подготовке выпускника КК.

Организационное и методическое воздействие:

Разработка учебного плана и программ начальной военной подготовки (НВП).

Материально-техническая поддержка НВП

Обеспечение лагерного обучения.

Обучение преподавателей цикла военных дисциплин, командиров рот и офицеров-воспитателей, организация методических сборов.

Выработка рекомендаций по совершенствованию военной  подготовки на основе оценки выпускников КК.

Организация выпускных испытаний по циклу военных дисциплин.

Решение вопросов кадрового продвижения по  примерной  цепочке: выпускник ВВУЗа - служба в войсках - курсовой офицер ВВУЗа - офицер-воспитатель КК - начальник курса  ВВУЗа  (командир  роты КК) - преподаватель кафедры ОВП (общевоенной подготовки).

Контроль результатов воздействия:

Организация  проверки  и методического контроля начальной военной подготовки.

Оценка уровня военной подготовки выпускника КК предъявляемым требованиям.

 Материально-техническое обеспечение

Организационное и методическое воздействие:

Организация вещевого и продовольственного снабжения.

Поддержание  инженерно-технических  сетей и зданий в исправном состоянии.

Снабжение имуществом КЭО и инженерно-техническим имуществом.

Обеспечение автотракторной техникой и ГСМ.

Обеспечение банно-прачечного, ремонтно-пошивочного и иного обеспечения.

Контроль результатов воздействия:

Контроль расходования имущества и средств, представляемых КК в ОУ.

     Создаваемые при ВВУЗе кадетские корпуса имеют по сравнению с иными (кроме создаваемых вместо ВВУЗа) явные преимущества:

 практическую базу МТО,  складские  помещения,  автопарк  и иное обеспечение;

 возможности по использованию уже имеющихся  учебно-материальной  базы и летнего лагеря для организации учебного процесса и военной подготовки;

базу воспитательной работы, физической подготовки, организации досуга;

возможность  использовать потенциал профессорско-преподавательского состава ВВУЗа,  инженеров и курсантов старших курсов и, соответственно иметь меньший штат сотрудников;

возможность ротации офицерских кадров,  в первую очередь командиров рот и офицеров-воспитателей.

    Аналогичные корпуса существовали  в  системе  военно-учебных  заведений России, например Николаевский КК при Николаевском кавалерийском училище.