Глава
1. Училище
К
моменту нашего поступления училище
существовало пятый год и как раз провело
первый выпуск своих питомцев. Некоторые
суворовцы-выпускники успели побывать на
фронте и хватить там лиха. Несколько таких
боевых ребят продолжали учиться в училище.
Условия
нашей жизни в училище достаточно подробно
описаны в указанной во введении книге
Анатолия Хронусова, и мне не хотелось бы
здесь повторяться. Очень кратко обрисую
только общую картину.
Училище
размещалось и размещается до сих пор в
большом трехэтажном здании бывшего
института благородных девиц.
Училище
располагает большой территорией,
включающей хороший парк, спортивный
городок общего пользования и размещенные
отдельно спортивные площадки (потом к этому
добавился собственный стадион), учебно-подсобный
сад-огород, тир, хозяйственный двор с
гаражом (раньше там была и конюшня),
котельной и другими необходимыми
постройками.
Эти здание и территория были выбраны для училища первым его начальником – Василием Васильевичем Болозневым. Перед отъездом в Казань он вместе с другими боевыми генералами был вызван к Сталину, который дал им задание создать в разных городах суворовские училища и наделил чрезвычайными полномочиями по решению вопросов, касающихся их формирования.
Перед
парадным входом в училище, с обеих сторон
которого стояли старинные
пушки-гаубицы, раскинулся сквер с кленами и
ясенями. Он прорезался широкой
заасфальтированной аллеей, ведущей от
пропускного пункта к центральному входу и
далее к началу парковой зоны. На этой аллее
проводились общие построения училища, по
ней мы проходили торжественным маршем мимо
стоящих на ступенях главного входа
руководителей, с нее начинался путь в город,
когда училище строем двигалось к местам
проведения торжественных мероприятий.
Каждый
отдельный класс представлял собой учебное
отделение, которое в выпускных классах или
во время пребывания в учебных лагерях
именовалось взводом. Учебное отделение
имело свою классную комнату, свою спальню,
за каждым из нас была закреплена
собственная парта (точнее, половина парты),
где хранились наши учебники, тетради и
дневники, которые не нужно было таскать с
собой, имелась своя койка (металлическая с
пружинной сеткой), своя тумбочка для личных
вещей, которых было не очень много.
Отделения одного года обучения
объединялись в роты. Таких параллельных
отделений набиралось два или три на каждый
год обучения. Одновременно в училище
обучалось семь классов (с первого по
седьмой, которые соответствовали
четвертому – десятому классам гражданских
школ). Но поскольку всего в училище было
пять рот, в некоторых из них были собраны
отделения двух ближайших лет обучения. Так
было и с нашей ротой, в которой в первый год
нашего пребывания в Казанском СВУ
одновременно учились три отделения первого
класса и два – второго.
Каждая
рота размещалась компактно и имела свои
общие помещения – ленинскую комнату,
туалет, умывальник, вешалки для шинелей,
каптерку для хранения имущества, комнату
для преподавателей и офицеров-воспитателей
и кабинет командира роты.
Кроме
обычных классных комнат в училище были
отдельные кабинеты по некоторым предметам,
требующим специального оснащения для
проведения теоретических занятий или
лабораторных работ.