Глава 1. Училище

К моменту нашего поступления училище существовало пятый год и как раз провело первый выпуск своих питомцев. Некоторые суворовцы-выпускники успели побывать на фронте и хватить там лиха. Несколько таких боевых ребят продолжали учиться в училище.

Условия нашей жизни в училище достаточно подробно описаны в указанной во введении книге Анатолия Хронусова, и мне не хотелось бы здесь повторяться. Очень кратко обрисую только общую картину.

Училище размещалось и размещается до сих пор в большом трехэтажном здании бывшего института благородных девиц.

Училище располагает большой территорией, включающей хороший парк, спортивный городок общего пользования и размещенные отдельно спортивные площадки (потом к этому добавился собственный стадион), учебно-подсобный сад-огород, тир, хозяйственный двор с гаражом (раньше там была и конюшня), котельной и другими необходимыми постройками.

Эти здание и территория были выбраны для училища первым его начальником – Василием Васильевичем Болозневым. Перед отъездом в Казань он вместе с другими боевыми генералами был вызван к Сталину, который дал им задание создать в разных городах суворовские училища и наделил чрезвычайными полномочиями по решению вопросов, касающихся их формирования.

Перед парадным входом в училище, с обеих сторон которого стояли  старинные пушки-гаубицы, раскинулся сквер с кленами и ясенями. Он прорезался широкой заасфальтированной аллеей, ведущей от пропускного пункта к центральному входу и далее к началу парковой зоны. На этой аллее проводились общие построения училища, по ней мы проходили торжественным маршем мимо стоящих на ступенях главного входа руководителей, с нее начинался путь в город, когда училище строем двигалось к местам проведения торжественных мероприятий.

Каждый отдельный класс представлял собой учебное отделение, кото­рое в выпускных классах или во время пребывания в учебных лагерях именовалось взводом. Учебное отделение имело свою классную комнату, свою спальню, за каждым из нас была закреплена собственная парта (точнее, полови­на парты), где хранились наши учебники, тетради и дневники, которые не нужно было таскать с собой, имелась своя койка (металлическая с пружинной сеткой), своя тумбочка для личных вещей, которых было не очень много. Отделения одного года обучения объединялись в роты. Таких параллельных отделений набиралось два или три на каждый год обучения. Одновременно в училище обучалось семь классов (с первого по седьмой, которые соответствовали четвертому – десятому классам гражданских школ). Но поскольку всего в училище было пять рот, в некоторых из них были собраны отделения двух ближайших лет обучения. Так было и с нашей ротой, в которой в первый год нашего пребывания в Казанском СВУ одновременно учились три отделения первого класса и два – второго.

Каждая рота размещалась компактно и имела свои общие помещения – ленинскую комнату, туалет, умывальник, вешалки для шинелей, каптерку для хранения имущества, комнату для преподавателей и офицеров-воспитателей и кабинет командира роты.

Кроме обычных классных комнат в училище были отдельные кабинеты по некоторым предметам, требующим специального оснащения для проведения теоретических занятий или лабораторных работ.

  назад - дальше