Реформы образования в царствование Александра 1.
Пажеский корпус — военное учебное
заведение
11 марта 1801 г. был обнародован манифест о вступлении на престол императора Александра I. Наступило время реформ. 15 марта А.Н. Радищев был освобожден из-под надзора полиции с правом возвращения в столицу. Ему вернули чин коллежского советника и наградили орденом Св. Владимира 4-й степени. Среди указов, предусматривавших отмену запретительных мер внутренней политики, были опубликованы указы по преобразованию административной системы, в том числе в 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения, образовано шесть учебных округов (московский, виленский, дерптский, харьковский, петербургский, казанский). В городах были организованы гимназии и уездные училища. В Казани и Харькове открыты университеты. Был принят новый регламент Академии наук. Она продолжала сохранять педагогическое значение и заботиться о подготовке из студентов университетов академиков. В Петербурге начал работу Педагогический институт. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений на основе принципов бессословности (приходские одноклассные, уездные училища, гимназии и университеты).
Министр, при нем — Училищный совет (попечители округов или их представители).
Во главе округа — университет, методически руководивший всеми учебными заведениями учебного округа.
В каждом учебном округе — гимназия. Директор гимназии одновременно являлся и главой уездных училищ губернии.
В каждом уездном городе — уездное училище с его начальником — смотрителем училища.
В
приходских школах был установлен один год
обучения, в уездных училищах — два года, в
гимназиях — четыре года, а затем —
университет. Интересно отметить, что
дворянство все еще оставалось верным
старым традициям XVIII в. и предпочитало
военную карьеру, как наиболее «благородный»
род занятий. Так харьковское дворянство
прежде чем просить об открытии
университета, ходатайствовало о создании
кадетского корпуса. Первоначально в «Предначертании
о Харьковском университете», одобренном
дворянством, среди отделений
предполагалось открыть и отделение военных
познаний. Доклад на торжественном открытии
университета профессор Белен де-Баллю
назвал: «О необходимости наук для всех
государственных званий и в особенности
военного». «Военный факультет» не был
образован, но на отделении физических и
математических наук была создана кафедра
военных наук.
Казалось,
что была предложена стройная организация
системы обучения, но в жизни она не была
реализована из-за своей утопичности.
Желание Александра I связать между собой
всем доступные школы в единую стройную
систему осуществиться не могло в условиях
крепостного права, так как в ее основе было
предусмотрено открытие низших школ для
крестьян самими помещиками. Просвещение и
крепостное право — понятия, взаимно
исключающие друг друга. Школы в селах не
были открыты, да и в городах начальные
школы были крайне редки. Отсутствие
реальных подвижек в деле народного
образования привело Александра I к мысли о
необходимости основания просвещения на
евангельских истинах. В результате
Министерство народного просвещения
объединили с Управлением делами всех
вероисповеданий и делами Святейшего Синода.
Возглавил эту систему бывший паж — князь
Александр Николаевич Голицын. И государь, и
князь прониклись идеей воспитания молодого
поколения в духе христианской
православной церкви.
Таким
образом, если Екатерина II задумывала
создать новую породу людей под влиянием
идей Жан Жака Руссо и энциклопедистов, то
Александр I, разочаровавшись в возможности
организации всеобщего просвещения
подданных, ограничился их воспитанием в
духе учения церкви.
Реформа
Пажеского корпуса, назревшая при Павле I,
нашла свое решение при его сыне. Он взялся
устранять недостатки «безобразного здания»
воспитания и образования пажей — т.е. лиц,
стоящих близко ко двору. В поисках
способного руководителя корпусом
Александр I свой выбор остановил на
генерале Карле Федоровиче Клингерне —
выходце из Саксонии. Ему было поручено
составление нового «Положения» о корпусе.
К.
Клингерн — в молодости поэт, драматург и
писатель, философ, поклонник Ж.Ж. Руссо и
вольтерьянцев по протекции герцога
Вюртембергского в 1780 г. в возрасте 28 лет
прибыл в Петербург. До этого он закончил
гимназию, изучил французский и английский
языки. Много читал и стал пробовать себя в
литературе. Написал драму «Scyturn
und drang» («Штурм и натиск»
— Авт.), которая дала название целому
периоду немецкой литературы, был членом
кружка Генриха Гете в Веймаре. В Лейпциге он
получил место придворного поэта, но оставил
его и вступил в австрийскую армию, в составе
которой участвовал в войне за Баварское
наследство.
В
Санкт-Петербурге Карл Клингерн устроился
чтецом при наследнике Павле Петровиче, а
впоследствии был зачислен поручиком в «гатчинские
войска», в «морской батальон», послуживший
началом маленькой гатчинской армии.
Клингерн сопровождал Павла и его супругу в
поездке по Европе под псевдонимом графа и
графини Северных. По возвращении в Россию
он, в ожидании разрыва с Турцией, попросил
назначение в предполагавшуюся
действующую армию, но войны не случилось.
Клингерн вернулся в Санкт-Петербург и был
назначен в Сухопутный шляхетский
кадетский корпус. Служба в нем давала
определенные материальные преимущества (содержание
офицеров в корпусе при одинаковых званиях
было выше армейского. Капитан в корпусе
имел содержание равное бригадирскому в
армии). В корпусе Клингерн прошел все
ступени служебной лестницы от майора до
полковника. В 1800 г. он был назначен вместе с
Платоном Зубовым (последним фаворитом
Екатерины II) управляющим корпусом, причем П.
Зубов занимал пост только номинально,
получая денежное содержание. Они оба
подчинялись великому князю Константину
Павловичу. После выхода П. Зубова в отставку
Клингерн стал единоличным главноуправляющим
корпусом. Сын Клингерна — бывший паж —
погиб в Бородинском сражении. При
назначении на должность Клингерну было
поручено написать новое «Положение». За несколько
дней, в начале сентября 1802 г., он разработал
и представил Н.П. Шереметьеву свой план
преобразования корпуса, который тотчас был
направлен к государю. Александр I сообщил Н.П.
Шереметьеву: «Граф Николай Петрович,
доставленный при донесении Вашем план
преобразования Пажеского корпуса,
сочиненный генерал-майором Клингерном, я
утвердил и сообразно тому поручил ему по
сношении с Вами составить начертания
обязанностей каждого чиновника, сделать
штаты и прочим распоряжения к исполнению
сего плана нужные».
10
октября 1802
г. вышел императорский рескрипт
о введении «Положения» о корпусе. До этого в
сентябре, очевидно, с целью освободить
корпус от дореформенных воспитанников,
состоялся выпуск камер-пажей в офицеры
вслед за выпуском 10 августа.
А
через шесть дней по повелению государя на
имеющиеся семь вакансий камер-пажей были
избраны из пажей «не по старшинству их
службы, но по отличности успехов в науках,
произведя всем им под наблюдением
господина Клингерна согласно с проектом
учреждения экзамен, по коему достойнейшие
семь пажей будут представлены Его
Величеству к производству в камер-пажи».
Император стал смотреть на пажей, как на
воспитанников учебного заведения, для
которых успех в учебе был решающим.
13
октября в Пажеском корпусе, в здании, где в
последующем находилось Училище
правоведения (набережная Фонтанки) было
прочитано «Положение», разработанное
совместно шефом корпуса Шереметьевым и
педагогом-практиком Клингерном: «Пажеский
корпус есть училище для образования нравов
и характера, в котором имеют быть
преподаваемые нужные офицеру познания.
Корпус есть такое совокупное воинское установление,
где благородное юношество через воспитание
придет к воинской службе. Готовить дворян
к офицерскому званию и средство для этого —
дисциплина и нужные офицеру познания для
удовлетворения требованиям военного
искусства. Дисциплину вперять по заветам
Суворова — показом».
Пажи
— рота в строевом отношении, во главе
которой стоял гофмейстер — штаб-офицер.
Младшие офицеры в составе трех человек
являлись гувернерами и старшими по
отделениям. Надзор за порядком
осуществляла гарнизонная служба — пикет из
двенадцати пажей, ефрейтора и барабанщика,
которые патрулировали по дому. Развод (вахтпарад)
проводился ежедневно в 11 часов по окончании
классов. В нем участвовали все офицеры и
пажи. По воскресеньям и праздникам — в 9
часов. После развода в воскресенье —
чтение роте устава Его Императорского
Обучение
состояло из четырех ступеней — классов. В
первом классе военные предметы не
преподавались; во втором классе изучали
полевую фортификацию и геометрию; в третьем
— долговременную фортификацию и
артиллерию плюс физику, алгебру,
тригонометрию и коническое сечение. И,
наконец, в четвертом классе —
долговременную фортификацию, высшую
геометрию, статику и механику. Во всех
четырех классах велись
общеобразовательные предметы. Везде
французский и немецкий языки, а также
русский, география, история, Закон Божий и т.
д. Государство нуждалось в образованных
людях вообще, а не просто в специалистах.
Воспитанник, закончивший курс, мог быть
офицером любого рода сухопутных войск, а
также дипломатом или чиновником для самых
различных учреждений.
Офицеры,
заведовавшие отделениями, жили в квартирах,
расположенных рядом со спальными
отделениями пажей. Они несли двоякие
обязанности: как наставников и
воспитателей пажей, так и чиновников,
подготавливающих пажей к будущей службе.
Офицеры отвечали за поведение пажей, их
успеваемость на занятиях, следили за
опрятностью, чистотой жилья, одежды, белья и
обуви своих подопечных, а также следили за
увольнением пажей в воскресенье к
родственникам, если они у тех в городе были.
Таким образом, офицер отделения осуществлял
повседневный контроль над пажами отделения
как начальник и одновременно гувернер-учитель,
проводивший с ними рядом большую часть
времени.
Гофмейстер
уже выполнял другие функции: во-первых, он
был воспитателем; во-вторых, строевым
начальником (ротным командиром); в-третьих,
он руководил придворной службой пажей.
Гофмейстер надзирал преимущественно за
камер-пажами и являлся помощником
директора корпуса.
Директор
корпуса подчинялся главноуправляющему
корпусом, а тот, в свою очередь шефу
корпуса, который имел право личного доклада
императору. Вся эта иерархическая система
обеспечивала своего рода интригу
педагогических воззрений Ж. Руссо и
энциклопедистов с аракчеевской системой
вахтпарадов и строевой службы.
На
пять пажей полагался один служитель для их
обслуживания, а для камер-пажей — один
служитель на четыре камер-пажа. Внутренние
полицейские обязанности исполняли два унтер-офицера.
Пажи не имели дисциплинарных прав по отношению
к своим служителям, но могли обращаться с
жалобами на
Специальный
комитет, состоявший из директора корпуса,
Распорядок
дня
в корпусе был по-армейски достаточно
строгим и напряженным:
Утренняя
заря — 6 часов утра.
Утренний
осмотр и завтрак.
Занятия
до 11 утра с 10-минутными перерывами через
Обед — 12 часов (офицеры обедают вместе
с пажами).
Занятия с 14 до 16 часов в классах.
Самостоятельные
занятия с 16 до 20 часов.
Ужин.
Вечерняя
заря — 21 час.
Отбой
— 22 часа.
Для
производства в офицеры аттестацию
подписывал директор корпуса, затем она
утверждалась главноуправляющим корпусом.
И казенокоштные воспитанники, обучавшиеся
на казенный счет и своекоштные —
обучавшиеся за вносимую ими плату, находились
одинаково на казарменном положении.
Наказания осуществлялись публично, в
исключительных случаях — розги. Высшая
педагогика и командная инстанция —
император, которому непосредственно
докладывал и от которого получал инструкции
шеф Пажеского корпуса (посредник между
главноуправляющим корпусом и императором).
Устав
корпуса
не подлежал изменению без ведома
императора. Директор корпуса —
исполнительный организатор и руководитель.
В течение 29 лет им был генерал-майор Гогель
— до этого воспитатель Кадетского корпуса,
участник штурма Измаила и других сражений,
проходивший службу и в пехоте и в кавалерии.
Об образовании этого человека в послужном
списке было сказано: «По-немецки и
французски читать умеет», вот и все, что
известно о нем.
Гофмейстер
Свиньин начал службу в 22 года в Лейб-гвардии
конном полку капралом. Через шесть лет он
стал подпоручиком, еще через год —
поручиком, через три года перешел в армию
подполковником. Воевал в Польше в 1749 г.
Карл
Федорович Клингерн — один из дореформенных
руководителей корпуса, боевой офицер, имел
репутацию отличного педагога. При реформе
корпуса офицерский состав переменился, а
штатные учителя остались прежние. Это были
дети священников или воспитанники
солдатских рот, образованных при корпусах
для замещения впоследствии вакансий
преподавателей. Нештатные преподаватели
— все из разночинцев.
Придворной
Службы
пажей реформа не коснулась. Четыре
камер-пажа для царя и царицы дежурили
только по большим праздникам и во время
выходов на балах. При вдовствующей
императрице Марии Федоровне — восемь камер-пажей
для четырех очередей в ежедневных
дежурствах по два пажа. При великих
княжнах Марии и Екатерине — при каждой по
два пажа для дежурства с 15 часов до вечера.
Императрица
Мария Федоровна имела обыкновение ежедневно
в 12 часов отправляться в сопровождении
камер-пажей в заведения, находящиеся под ее
попечением или институты и больницы. В ее
привычки входило проверять все лично в подведомственных
ей благотворительных заведениях. Камер-пажи
несли за ней шали или боа. После этого
неизменно в 16 часов был обед, во время
которого камер-пажи стояли за императрицей,
при необходимости оказывали ей за столом ту
или иную услугу. В случае вечернего приема
камер-пажи сопровождали выход вдовствующей
императрицы.
В
дореформенном корпусе знания даже
выпускников оценивались неопределенно: «знает
изрядно», «читать, писать умеет» и т. д.
После
реформы корпуса в 1802 г. стали проводить
экзамены, В том числе и для производства в
камер-пажи. Оценка по результатам экзамена
выставлялась по многобальной системе:
русский
язык, арифметика
— 30 баллов; алгебра,
история, география, артиллерия,
французский и немецкий — 60 баллов; геометрия
— 80 баллов; фортификация — 90 баллов.
«Мы
можем сказать без хвастовства, что в эту
эпоху (1805-1809), когда на учебные заведения не
было обращено особого внимания со стороны
правительства, воспитанники Пажеского
корпуса выходили с лучшим того времени
образованием. Пажеский корпус в то время
был лучшим из учебных заведений.
Преподаватели все пользовались
авторитетом в учебном мире. Так как тогда не
было никаких программ, каждый преподаватель
читал нам свой предмет, не стесняясь ничем,
и развивал свободно наш ум» — напишет
впоследствии бывший паж Ф.Я. Милорадович в
своих записках. Большая часть пажей была
прилежна, а немногие, считавшиеся ленивыми
и тупыми, носили название — «черненькие».
До
1810 г. камер-пажи выпускались в гвардию
поручиками, а пажи — в армию подпоручиками
и прапорщиками, но с 1811 г. всех стали
выпускать с первым офицерским чином, камер-пажей
в гвардию, а пажей — в армию. Это положило
конец старой традиции.
Особую
страницу в истории корпуса оставила
Отечественная война 1812 г. Многие его
воспитанники, стремясь в действующую
армию, под видом болезни увольнялись из
Пажеского корпуса и поступали унтер-офицерами
в полки, где за отличия производились в
офицеры. 27 августа 1812г. состоялся выпуск из
корпуса 36 пажей, на следующий день после
Бородинского сражения — усиленный выпуск 38
пажей, а в ноябре — еще
Среди
погибших в Бородинском сражении были и
воспитанники Пажеского корпуса: И.Ф.
Буксгевден, А.Б. Миллер, А.П. Левшин, П.Ф.
Шапошников, В.Ф. Саврасов, А.Е. Чемоданов, А.О.
Раль, К.К. Сивере, А.Ф. Клингер, П.Г. Левшин.
Высочайшим рескриптом от 14 марта 1807 г. при 2-м кадетском корпусе был создан Волонтерский корпус, предназначенный для ускоренной, в течение двух лет, подготовки офицеров из числа малоимущих дворян. Через год это учебное заведение получило название Дворянский полк, а спустя 48 лет, в 1855 г., оно было преобразовано в Константиновский кадетский корпус
Создание системы военного образования в России.
Пажеский
корпус после реформ 1802 года
Известные
события 14 декабря на Сенатской площади в
Петербурге завершились словами обращения
Николая I в письме к брату — Константину
Павловичу: «Дорогой Константин, Ваша воля
исполнена, Я — император, но, о Боже, какою
ценою, ценою крови моих подданных».
По
словам современника: «За царством чувств,
сердца и мечты пришло царство воли и
дисциплины». Среди прочих неотложных дел
император обратил внимание на вопросы
воспитания и образования юношей из
дворянского сословия. По его мнению,
ахиллесовой пятой этой системы было, так
называемое домашнее воспитание, гувернеры,
гувернантки и иностранные пансионы. По
утверждению Николая I, школа — дело государства,
а не частных лиц. Последние могут быть
терпимы, но не желаемы. Самодержавие,
православие и народность — вот цель и
главный метод воспитания. Нравственная
дисциплина или умение повиноваться и
принимать на веру указания старших —
главная цель воспитания. А так как это
требование присуще всегда военной среде, то
необходимо обратить все учебные заведения
(мужские) в военные. Еще будучи великим
князем, Николай тщательно вникал в дела
Инженерного училища. В тоже время
выяснилось, что поступающие в полки 2-й
бригады (которой командовал Николай) 1-й
гвардейской дивизии молодые офицеры
располагали недостаточными знаниями
военных наук и слабо усваивали требования
воинской дисциплины. Великим князем были
собраны офицеры Лейб-гвардии Измайловского
и егерского полков, с которыми была
организована учеба при его личном участии.
По инициативе Николая Павловича была открыта
школа гвардейских прапорщиков, а в 1823 г. —
гвардейская юнкерская школа. В то же время
даже такое учебное заведение, как
Царскосельский лицей, продолжало выпускать
офицеров. Вместе с тем существовали и
военные училища: инженерное,
топографическое, юридическое и др. Для
управления ими был образован специальный
Совет, во главе которого до 1831 г. стоял
великий князь Константин Павлович. Указом
императора была высказана «непременная и
твердая воля дать военно-учебным
заведениям новое устройство, связать их
вместе в одну общую отрасль
государственного управления, для направления
одной и той же мыслью к одной и той же цели».
Поскольку Константин Павлович постоянно
проживал в Варшаве, была введена должность
главного директора Пажеского и кадетских
корпусов, на которую был назначен граф
Коновницын, при котором была образована
канцелярия в составе трех отделений:
инспекторского, учебного и хозяйственного.
В 1825 г. на должность главного директора был
назначен генерал-адъютант Павел Васильевич
Голенищев-Кутузов, георгиевский кавалер,
герой 1812 г. В 1826 г. этот пост занял генерал-адъютант
Демидов, своим служебным педантизмом
превосходивший самого Аракчеева. Он был
очень суеверен и считал себя внешне похожим
на Наполеона. На его место просился
небезызвестный генерал Жомини, но
Константин Павлович посчитал, что перебежчик
не может быть воспитателем будущих
офицеров.
С
1831 по 1849 г. военные учебные заведения
возглавлял великий князь Михаил Павлович,
при котором в 1832 г. был учрежден Штаб Его
Высочества по управлению Пажеским корпусом,
кадетскими корпусами и Дворянским полком. В
«Наставлении» для воспитанников военно-учебных
заведений он написал каким он видит офицера:
«Христианин, верноподданный, русский
добрый сын, надежный товарищ, скромный и образованный
юноша, исполнительный, терпеливый и
расторопный офицер». В подготовке
офицерского корпуса большое внимание было
уделено воспитанию, краеугольным камнем которого
были нравственные принципы, религия, как
традиционное основание нравственности,
так как «решительное влияние на образ
мыслей и характер имела вера».
Несмотря
на то, что фрунтовая наука была любимым
коньком и Николая I и Михаила Павловича, они
сумели из отдельных учебных заведений
построить стройную систему военного
образования.
Следует
несколько слов сказать о начальнике штаба
великого князя генерал-адъютанте Якове
Ивановиче Ростовцеве (паж выпуска 1822 г.),
председателе Редакционной комиссии по
крестьянскому делу, члене Секретного и
Главного комитетов по крестьянскому делу.
Яков
Иванович Ростовцев родился в 1803 г. в семье
директора училищ Петербургской губернии.
Службу начал в гвардии. 12 декабря 1825г.
словесно известил императора Николая I о
заговоре декабристов, не называя их фамилий.
Участвовал в турецкой кампании 1828 г. и
польской — 1831 г., будучи адъютантом
великого князя Михаила Павловича. В
должности начальника штаба великого князя
Я.И. Ростовцев оставался двадцать лет
(1835-1855). В качестве начальника штаба по
управлению военно-учебными заведениями он
заботился об улучшении преподавания,
привлекал лучших специалистов, поощрял
обучение молодых людей за границей,
составил свод законов о военно-учебных
заведениях (1837), «Положение» об управлении
ими (1843) и «Наставление» для образования их
воспитанников (1848).
В
1830-1840-е гг. наступил новый период в истории
кадетских корпусов. В Петербурге, Москве и
десяти губернских городах, наряду с уже
существовавшими, были открыты новые
заведения подобного типа. Из них были
образованы три округа военного образования:
Петербургский, Московский и Западный.
В
Петербургский военно-образовательный
округ вошли:
Павловский
кадетский корпус, созданный в 1829 г. на базе
Императорского военно-сиротского дома. Он
просуществовал более тридцати лет, а затем
был переименован в Павловское военное
училище. Финляндский топографический
кадетский корпус первоначально был
предназначен для подготовки топографов,
однако через четыре года из уроженцев
Финляндии стали готовить офицеров всех
родов войск. Новгородский кадетский корпус,
учрежденный в 1834 г. для дворянских детей
Новгородской и Тверской губерний, получил
свое название от Новгородского графа
Аракчеева кадетского корпуса, основанного
по завещанию графа Алексея Андреевича
Аракчеева и оставившего для этого
специально оговоренный в завещании капитал.
В 1865 г., в связи с переводом в Нижний
Новгород корпус переименовали в
Нижегородскую графа Аракчеева военную
гимназию (в соответствии с реформой военно-учебных
заведений ДА. Милютина), которая через 16
лет снова стала кадетским корпусом.
Александровский (для малолетних) кадетский
корпус в Царском Селе был открыт для
подготовки к поступлению в столичные
кадетские корпуса 400 сирот и детей в
возрасте от 7 до 10 лет обедневших дворян,
отличившихся на полях сражений.
Московский
военно-образовательный округ включил
1-й и 2-й
Московские, Александрийский сиротский.
Орловский Бахтина, Тульский
Александровский, Михайловский Воронежский,
Тамбовский, Оренбургский Неплюевский и
Сибирский кадетские корпуса. При этом
2-й
Московский кадетский корпус был
предназначен для детей беднейших дворян из
каждого уезда Московской губернии.
Оренбургский Неплюевский кадетский корпус
был рассчитан на 200 кадетов — детей местных
казаков. Императора Александра I кадетский
корпус в Омске — Сибирский кадетский
корпус стал пятым в списке кадетских
корпусов России и первым среди губернских
корпусов. Его питомцы защищали Сибирь от
разбойничьих набегов соседних кочевых
племен, участвовали в завоевании новых для
России земель, исследовали отдаленные
районы этого края и Монголии, основали
Западный
военно-образовательный округ объединил
Полоцкий, Петровский Полтавский,
Гродненский (Смоленский) и Калишский
кадетские корпуса.
Об
этом периоде развития системы военного
образования
В
царствование Николая I была создана единая
система военного образования, и в ней —
Пажеский корпус, который начал занимать
особое, первенствующее положение по качеству
и глубине образования.
О
том высоком статусе, который имели бывшие
воспитанники Пажеского корпуса, говорил в
речи на одном из выпусков директор —
генерал-майор Павел Николаевич Игнатьев:
«Не
забывайте, что имя ваше принадлежит
Пажескому корпусу, и что каждый из
остающихся здесь пажей будет и краснеть за
вас и гордиться вами. Пусть воспитанники
сего заведения, коему вы обязаны
образованием вашим, по прошествии десятков
лет, с чувством благородной гордости, глядя
на вас, повторяют — и он был пажом.
Воспитатели и наставники да указывают
смело на неукоризненное полезное поприще
ваше, как на пример подражания достойный».
20
марта 1830
г. в должность директора Пажеского
корпуса вступил генерал-майор Кавелин (паж
выпуска 1810 г.). 23 мая 1834 г. его сменил флигель-адъютант
полковник Игнатьев. При вступлении в
должность П.Н. Игнатьева напутствовал
Николай I:
«Вот
тебе Пажеский корпус, ты знаешь, что там
воспитываются дети старейших и лучших моих
служивых. Поставь их на ноги так, чтобы они
служили как и их отцы». Затем директорами Пажеского
корпуса были: генерал-майор Николай
Васильевич Зиновьев, генерал-майор
Николай Иванович Философов, генерал
Желтухин.
В
должность гофмейстера (и одновременно
ротного командира) вступил К.К. Жирардот,
который за 30-летнюю службу в корпусе (1831-1859)
оставил заметный след в его истории. Именно
гофмейстер обязан был все свои усилия
направлять на воспитание пажей, как
будущих офицеров, организовывать их повседневный
быт и придворную службу. Свое отношение к
обучению пажей К.К. Жирардот выразил
следующим образом:
«Паж должен быть воспитан, вежлив, хорошо говорить по-французски, быть проникнутым чувством долга, любить царя, отечество, службу и никогда не лгать».
Карл
Карлович Жирардот стал ротным командиром
Пажеского корпуса в 1831 г. Эту должность он
успешно совмещал с преподаванием в 4 и 5
классах французского языка. Вот что о нем
написал бывший паж — князь Имеретинский: «Карл
Карлович Жирардот известен многим
поколениям пажей, а стало быть, и очень
многим в Петербурге и целой России. Он носил
скромное звание ротного командира (Пажеский
корпус составлял роту сводного батальона,
в который входили школа прапорщиков и
школа инженеров). Но, будучи командиром роты,
Жирардот был душой и двигателем всего, что
делалось в корпусе, за исключением учебной
части, в которую он благородно избегал
вмешиваться, так что даже почти никогда не
заходил в классы». Особое внимание Жирардот
уделял маленьким пажам, стараясь оградить
их от «тлетворного влияния» старших. Появлялся
он в помещениях пажей в 6 часов утра. Следил
за выполнением утренней части распорядка,
т. е. до начала утренних классов, которые
заканчивались в 11 утра. Практически, он весь
день был в корпусе, который покидал только в
дневное классное время с 3 до 6 часов. Каждое
утро он шел на кухню в сопровождении
дежурного камер-пажа и одного из пажей-ефрейторов.
На кухне он самым тщательным образом
осматривал провизию, предназначавшуюся на
день, достаточно ли она свежа и хороша. В то
время питание солдат в армии
организовывали командиры рот и им равные по
должности. Поэтому процедура осмотра
провизии была очень полезна для
принимавших в ней участие
После
утренних классов проходило фрунтовое
учение под руководством К. Жирардота. А
затем в сопровождении каптенармуса и
закройщика он осматривал состояние и
подгонку обмундирования на пажах и давал
замечания по устранению недочетов. В 2 часа
— обед. Обер-офицеры, командиры отделений
роты обедали вместе с пажами, а К. Жирардот
прохаживался между столами, присаживаясь
иногда то к одному, то к другому, следил за
качеством подаваемых блюд. А кормили пажей
под его надзором отменно. Ежедневно к супу
подавали слоеные пирожки, на второе были
блюда из говядины или котлеты, на десерт —
пирожное. Жирардот очень любил, когда пажи
хвалили приготовленную еду, которая была
намного лучше, чем в кадетских корпусах.
После дневных классов в 6 часов был вечерний
чай, а затем — занятия в гимнастическом
зале и танцкласс, где Жирардот обязательно
присутствовал, следя за выправкой и осанкой
пажей. Назначал для сутулых специальные
упражнения. В половине десятого пажи
ложились в постели. К. Жирардот проходил по
спальным помещениям до того времени, когда
все затихало. Но около 12 ночи он появлялся
снова, проверял ночную службу с тем, чтобы
уже утром в 6 часов присутствовать при
подъеме пажей. К. Жирардот ввел у пажей
ночные рубашки, на что великий князь
Михаил Павлович говорил:
Особым
объектом внимания у К. Жирардота была
организация придворной службы пажей. Во
дворец вместе с пажами, предназначенными в
этот день к службе, он приезжал задолго до
ее начала. Проходил в окружении стайки
воспитанников все те залы, где они должны
были вечером находиться, инструктировал
их, особое внимание уделял при этом
правильности представлений и поклонов
старшим и уезжал вместе с пажами из дворца в
корпус по окончании службы пажей. Все это
время он разговаривал с пажами по-французски.
Князь
Имеретинский далее вспоминал: «В школе
нравственной он тоже был главным фактором.
Влияние Жирардота в этом смысле было
постоянное и действительное. Он влиял на
нас собственным примером, являя
изумительный образец сдержанности,
порядочности, аккуратности, повиновения
властям и заботливости о подчиненных. С
другой стороны, он успешно действовал
неослабностью надзора и неуклонным
настойчивым терпением, с которым проводил
свою воспитательную систему. Жирардот
платил дань своему времени и главным
правилом считал навык к строгой
подчиненности и повиновению». Такое
воспитание пажей заметно отличало их от
других кадетов.
К.П.
Энгельгард также тепло вспоминал о нем: «Жирардот
в соответствии с требованиями своего
времени много внимания уделял знанию
французского языка и внешнему виду своих питомцев,
но еще в большей степени он воспитывал в
пажах чувство долга, точность и
добросовестность в службе, а помимо того и
общественный такт, который так важен в
любом культурном и благотворительном
обществе».
Камер-пажей
в корпусе (1 класс) было 16, пажей (2 класс) —
35.
Для выпуска из 1-го класса в офицеры полков
лейб-гвардии на экзаменах было необходимо
получить: по Закону Божию — 10 баллов, по
поведению — 10 баллов, по русскому языку — 9
баллов, по одному из иностранных языков — 9
баллов, по всем остальным предметам средний
балл — 8 (но ни одного не менее — шести баллов),
фронт (строевая подготовка) — не менее 9
баллов. В артиллерию, саперы и конно-пионеры
— Закон Божий — 9 баллов, ни в одном
предмете не менее 6 баллов, фронт — 8 баллов.
В армию — Закон Божий — не менее 8 баллов
также и русский язык, средний балл по всем
остальным предметам должен быть не менее
семи, но ни в одном не ниже 6 баллов, фронт — 8
баллов.
В
строевом отношении Пажеский корпус
продолжал числиться ротой. В военно-учебных
заведениях того времени постоянных
учителей почти не было. Их набирали из
кантонистов и корпусных офицеров. В
царствование Николая I было открыто 12
кадетских корпусов. Полный курс кадетских
училищ составлял 8 лет (два
подготовительных, четыре общих и два специальных
для столичных корпусов). В 1852 г. при корпусах
были открыты офицерские классы.
В
1832 г. по инициативе генерала Жомини в
Петербурге была образована Императорская
военная академия, предназначенная давать
офицерам сухопутных войск высшее военное
образование, готовить офицеров
Генерального штаба, а также распространять
в войсках военные знания. В 1855 г.
Артиллерийская академия и Инженерная
академия были объединены в Императорскую
военную академию, причем собственно
Военная академия получила название
Николаевской академии Генштаба. Во главе
объединенной академии был поставлен Совет
под председательством начальника
Главного штаба по военно-учебным заведениям.
Следует
отметить, что Военной академии еще при
Александре I предшествовала организация
Училища колонновожатых, выпускники
которого выполняли функции офицеров
Генерального штаба. В училище принимались
молодые люди, получившие домашнее
образование. Им в 16 лет присваивалось офицерское
звание и после окончания училища они
служили колонновожатыми, офицерами штабов
различных уровней. Учебный курс училища был
рассчитан на 4 года в четырех классах. В его
стенах преподавали русский, французский и
немецкий языки, математику, топографию,
тактику, артиллерию, фортификацию,
фехтование и верховую езду. Естественно,
была строевая подготовка. Просуществовало
училище всего 8 лет и выпустило 180 офицеров,
после чего оно было закрыто.
Военное
образование и военная реформа России в
середине XIX века
Несмотря
на многочисленные усилия правительства,
военно-учебные заведения в 60-е гг. XIX в.
готовили менее одной трети офицерского
состава. Остальные две трети покрывались за
счет производства в офицеры
вольноопределяющихся, юнкеров и
выслуживших установленный законом ценз
унтер-офицеров, пожелавших стать офицерами
и сдавших необходимые экзамены в частях и
соединениях армии. Вольноопределяющиеся
принимались на службу в армию из всех
сословий по собственному желанию не моложе
16 лет.
В
начале второй половины XIX в. среди
необходимых государственных реформ,
проводившихся в России при императоре
Александре II, важнейшее место занимала
глубокая военная реформа, вызванная к
жизни отменой крепостного права и стремлением
правительства преодолеть отсталость
существовавшей военной системы,
выявившейся в ходе Крымской войны (1853-1856),
развитием военной техники и попыткой
сократить военные расходы государства.
Проведение подобной реформы требовало
полной реконструкции системы военного
образования.
Армия
уже не могла ориентироваться на то, что
большая часть Офицерского корпуса
готовилась в частях из вольноопределяющихся,
юнкеров и ветеранов — унтер-офицеров, не
прошедших подготовки в военно-учебных
заведениях. Существовавшая система военно-учебных
заведений несла в себе отпечаток кастовости,
защищавшей интересы потомственного
дворянства. Если согласно указа 16 января
1721г. и табели о рангах 1722г. лица любого
происхождения, достигшие первого
офицерского чина XIV класса (прапорщика),
получали потомственное дворянство,
передававшееся детям и жене, то в 1856 г. класс
чинов, дающих потомственное дворянство, был
поднят на военной службе до VI класса (полковник),
а на гражданский до IV класса (действительный
статский советник). Личное дворянство
давалось всем офицерским и гражданским
чинам с IX класса.
В
итоге, к 1864 г. только 55,8 % офицерского
корпуса русской армии имело потомственное
дворянство, остальные были дети личных
дворян (офицеров и чиновников, не
дослужившихся до потомственного
дворянства), духовенства, почетных граждан,
купцов, мещан, крестьян (казаков, в том числе
солдатских детей). Возникла необходимость
повышения профессиональной подготовки
офицеров, которую в определенной степени
обеспечивали кадетские корпуса и военные
училища (офицерские классы), создание
условий для получения специального военного
образования в военно-учебных заведениях
для широкого круа населения.
Военная
реформа 1860-1870-х гг. и реформа военного образования
была проведена по программе, разработанной
и осуществленной под руководством Дмитрия
Алексеевича Милютина (1816-1912).
Как
высокообразованный военный специалист, Д.А.
Милютин знал недостатки подготовки
офицеров в предшествовавшую николаевскую
эпоху, нацеленную на муштру и парадность,
особенно при производстве в офицеры в
полках. «Полкам недоставало многих
условий для доставления надлежащего
образования офицерам, они не в состоянии
дать и теперь всего того для достижения
этой цели» — писал об этом в 1872 г. один из
сподвижников Д.А. Милютина в военно-образовательной
реформе генерал от инфантерии Павел
Осипович Бобровский (1832-1905). Д.А. Милютин
предложил и провел в жизнь решение об
отделении общеобразовательного курса
подготовки офицеров от военно-специального
курса. Одновременно было образовано два
уровня получения военного образования:
1-й
уровень
включал военные гимназии, в которые
были преобразованы кадетские корпуса и
военные училища, где продолжали военное
специальное образование выпускники военных
гимназий;
2-й
уровень
включал вновь организуемые военные
прогимназии и юнкерские училища для
продолжения образования выпускников
военных прогимназий.
Общеобразовательными
учебными заведениями стали военные
гимназии, которые заменили
приготовительные и общие классы кадетских
корпусов. С организацией военных гимназий
прекратилось совместное воспитание в одном
учебном заведении детей и почти взрослых
молодых людей. Было ограничено чрезмерное
увлечение строевой подготовкой в ущерб
классным теоретическим занятиям,
устранялась необходимость выбора в одном
лице и офицера и педагога. Выпускники
военных гимназий получили установку на продолжение
образования в военных училищах для
получения военной профессии. Отсев
выпускников военных гимназий из военных
училищ был в два раза меньше, чем поступавших
в эти училища из гражданских учебных
заведений, которых принимали в училища
ввиду нехватки выпускников военных
гимназий.
Наличие
второго уровня военного образования
открыло дорогу к офицерским должностям
широким социальным слоям, не
принадлежавшим к потомственному
дворянству и не имевшим в силу ряда причин
возможности получать образование в
военных гимназиях. Так, например, в военных
прогимназиях не преподавались
иностранные языки. Военные прогимназии
имели курс уездного училища или 4-классного
реального училища, позволяющие продолжить
образование в юнкерских училищах. В военные
прогимназии переводились воспитанники
военных гимназий, не справлявшихся с программой
обучения.
В
юнкерские училища принимали также
вольноопределяющихся и унтер-офицеров,
призванные по набору. Вольноопределяющиеся
могли стать офицерами только после сдачи
выпускного экзамена за училище или после
окончания его курса. Для поступления в
юнкерское училище унтер-офицер должен был
прослужить в этом звании не менее 3-х
месяцев, получить одобрение начальства и
сдать вступительные экзамены по пяти
общеобразовательным предметам.
Курс
юнкерских училищ состоял из двух классов —
младшего и старшего — специального. По
окончании курса юнкер получал звание
портупей-юнкера и возвращался в свой полк (вольноопределяющиеся
и унтер-офицеры), где производились в
офицеры «по удостоению начальства».
В
январе 1863 г. военно-учебные заведения были
переданы в ведение Военного министерства, в
составе которого было образовано Главное
управление военно-учебных заведений.
Начальником Главного управления был
назначен Свиты Его Императорского
Величества генерал-майор Н.В. Исаков. Им и
была под руководством Д.А. Милютина
организована вся деятельность по
преобразованию системы военно-учебных
заведений, связанная с разделением ее на
две ветви получения военного образования.
Н.В.
Исаков воевал на Кавказе и участвовал в
Венгерском походе, а также Крымской войне
и обороне Севастополя, был участником
сражения на Альме. Будучи попечителем
Московского учебного округа, он провел ряд
преобразований, качественно повысивших
процесс обучения в учебных заведениях
округа.
Военному
министерству пришлось сразу же заниматься
разработкой устройства и организации
реформируемых военно-учебных заведений.
Впоследствии Д.А. Милютин писал, что с
Исаковым они «дружно принялись за работу
по переустройству кадетских корпусов и
прочих заведений. К счастью, наши взгляды на
это дело совершенно совпадали».
Сам
Н.В. Исаков так охарактеризовал
необходимость реорганизации всей системы
военно-учебных заведений: «С одной стороны,
последняя война (Крымская — Авт.),
выказав всю блестящую сторону духа нашей
армии, привела вместе с тем к сознанию
недостатков нашего подготовления к военной
службе. С другой стороны, возникшие вопросы
об улучшении и преобразованиях почти по
всем отраслям государственного строя, вызвали
натурально такое умственное напряжение во
всех классах общества, которое не могло
обойтись без значительного увеличения,
проявившегося в особенности в молодых
впечатлительных умах воспитывающего
юношества».
Покинув
должность начальника Главного управления
военно-учебных заведений в 1881 г., Н.В.
Исаков был назначен членом
Государственного совета, одновременно он
состоял членом совета Императорского
человеколюбивого общества и товарищем
председателя Общества Российского
Красного Креста, членом Главного
управления Красного Креста.
Следует
отметить, что выпускники юнкерских училищ
отнюдь не были отнесены к разряду офицеров
«второго сорт»». С организацией юнкерских
училищ открылась возможность получить
способным юношам из народа военное
образование, необходимое для дальнейшего
успешного прохождения службы. Достаточно
вспомнить генерала от инфантерии М.В.
Алексеева. Он происходил из крестьян и
занимал должность начальника Штаба
верховного главнокомандования (1915-1917). Вице-адмирал
С.О. Макаров был сыном прапорщика флота.
Организация
юнкерских училищ позволила повысить качество
профессиональной подготовки офицеров. К 1911
г. юнкерские училища были преобразованы в
военные.
Реорганизация
военного образования по схеме: военная гимназия
(прогимназия) — военное училище (юнкерское
училище) затронула и Пажеский корпус. В 1868 г.
вышло новое «Положение» о корпусе, по
которому он был разделен на военную гимназию
и военное училище, при этом общее для них
наименование — Пажеский корпус было
сохранено.
Домашнее
воспитание и образование пажей до их
поступления в корпус-гимназию стало
существенным дополнением к их образованию,
о чем в свое время заботился академик
Миллер. В тоже время корпус — училище
сосредоточилось на подготовке пажей к
военной службе преимущественно в
гвардейских полках. К этому времени
повысился престиж гражданской службы
бывших пажей и многие из них, по окончании
общих классов, не переходили в специальные
классы корпуса.
В 1873 г. военные гимназии получили окончательное оформление, как семиклассные интернаты реального направления, чуждые профессиональным целям. Однако выпускников военных гимназий по-прежнему не хватало для военных училищ. По этой причине Д.А. Милютин предложил устроить военные гимназии для приходящих малолетних воспитанников из всех сословий, при внесении ими определенной платы за обучение. В 1873 г. были организованы две такие военные гимназии — в Петербурге и Симбирске.
Также
было обращено внимание на качественный
уровень подготовки воспитанников в военных
гимназиях и прогимназиях. Показывающие
отличные знания учащиеся военных прогимназий
(дворяне) переводились в военные гимназии,
слабоуспевающие воспитанники
переводились в прогимназии, а так называемые
«трудные воспитанники» военных
прогимназий, главным образом по своему
нравственному складу, переводились в
специально открытую для такой категории
лиц в городе Вольске прогимназию, чем
облегчалась организация учебно-воспитательного
процесса всей массы воспитанников, обучающихся
в военных прогимназиях.
С
1862 г. в России активно функционировали
четыре военные академии: Николаевская
Генерального штаба, Михайловская
артиллерийская, Николаевская инженерная —
которые были образованы после разделения
Императорской военной академии, а также
Медико-хирургическая академия. При этом,
Николаевская академия Генерального штаба
была выведена из подчинения Главного
управления. В Медико-хирургической
академии готовились медицинские и
ветеринарные врачи, а также фармацевты. Для
становления академии центром передовой
медицинской мысли много сделали профессора
И.М. Сеченов и СП. Боткин. При академии
находился Центральный военный
клинический госпиталь, а в 1872 г. были
учреждены «Курсы ученых акушерок» — первое
учебное заведение в России для женщин,
желавших получить высшее медицинское образование.
Военно-учебные заведения стали подчиняться
непосредственно Генеральному штабу.
В 1867г. была создана еще одна академия — Военно-юридическая, на основе существовавшего ранее аудиторского училища и офицерских классов, «для приготовления штаб- и обер-офицеров к занятию должностей по военно-судебному ведомству». Александровская военно-юридическая академия стала известной не только как высшее военно-учебное заведение, готовящее военных юристов, но и как научный центр в области военного права. В 1875 г. командование академией было поручено П.О. Бобровскому, который привлек к работе в ней крупных ученых, в том числе историка К.Д. Кавелина. Большую роль в становлении Военно-юридической академии сыграл ДА. Милютин, бывший много лет ее почетным президентом.