Генерал
П.О. Бобровский и его сыновья
П.О.
Бобровский родился в 1832 г. в семье
профессора Вильнюсского университета.
Закончил Полоцкий кадетский
корпус и курс обучения в Дворянском
полку. Службу начал в 1851 г. в чине прапорщика
в Лейб-гвардии Литовском полку. В 1853-1854 гг.
участвовал в составе Дунайской армии в
Крымской войне. В 1857г. закончил Академию
Генерального штаба, до 1864 г. служил в
войсках и войсковых штабах.
Высочайшим
указом в 1863 г. П.О. Бобровский был
назначен состоять при военно-учебных
заведениях для особых поручений с
оставлением в Генеральном штабе. С этого
времени он на долгое время был связан с
реформой военного образования в рамках
общей военной реформы, проводимой Д.А.
Милютиным. Была организована двухуровневая
система военного образования, в
которой учреждение юнкерских училищ наряду
с военными училищами занимало ключевое
место. Это позволило повысить
образовательный уровень лиц, производимых
в офицеры и расширить социальную базу
призываемых в армию в результате введения
всеобщей воинской повинности.
Бобровский
на практике в войсках мог убедиться в
несовершенстве существовавшего до этого
принципа подготовки офицеров
непосредственно в полках из
вольноопределяющихся и унтер-офицеров.
Используя опыт организации юнкерских
училищ, он написал фундаментальный труд «Юнкерские
училища». В этой трехтомной монографии был
дан исторический обзор деятельности и
развития юнкерских училищ, основные
Принципы военного воспитания и обучения в
них, необходимые мероприятия по
организации их хозяйственной деятельности
и быта. Автор отмечал, что «полкам
недоставало многих условий для доставления
надлежащего образования офицерам, они не в
состоянии дать и теперь всего того для
достижения этой цели». Общее
образование юнкеров имело первостепенное
значение для качества их специальной
подготовки. «Чем полнее и
совершеннее общее образование, тем без
сомнения легче прививаются те прикладные
знания, тот запас специальных сведений, с
которыми каждый начнет свою общественную
деятельность». Такая позиция Павла
Осиповича отражала важный этап военно-учебной
реформы — организацию военных
гимназий взамен кадетских корпусов,
чем достигалось более углубленное изучение
общеобразовательных дисциплин обучаемыми.
Принципы военного воспитания в России и до
военной реформы ставили во главу угла
вопросы нравственного воспитания будущих
офицеров. Продолжая эту традицию, П.О.
Бобровский полагал, что «педагогика
и здравый смысл не могут отделить понятие
об обучении от понятия воспитания».
По его мнению, «предметы
долженствующие войти в состав учебного
курса юнкерских училищ должны по своим
качествам удовлетворять общечеловеческим
и специальным требованиям и обнимать не
только то, что пригодно для жизни и что
пойдет в дело с первых дней службы, но и все
то, чем обуславливается и от чего зависят успехи
воспитания офицера, как человека».
Высокие требования предъявлялись к
воспитателям будущих офицеров. Каждый
воспитатель должен был представлять
нравственную норму, «дабы
напоминать о нравственном законе молодому
не созревшему человеку».
В
период службы в Управлении военно-учебными
заведениями П.О. Бобровский осуществлял
методическое руководство в составлении
программ обучения в юнкерских училищах,
разделив их на три направления:
-
специальные предметы умственного обучения,
-
практические занятия в поле и
-
строевое обучение.
Умственное
обучение включало общеобразовательное и специальное.
Из-за недостаточной подготовки по
общеобразовательным дисциплинам, от
поступавших в юнкерские училища
требовалось особое внимание уделять
изучению русского языка, как основы
общеобразовательных дисциплин, а также
русской истории, так как она «развивала
патриотические чувства, но без извращения
истины, и не должна поднимать чувства
кичливости, не должна поднимать ни
ненависти к иноземному, ни чувства
веронетерпимости к другим исповеданиям».
Заслуги
П.О. Бобровского на ниве военного
образования не остались незамеченными. В 1864
г. он был произведен в полковники, а в 1870
г. — в генерал-майоры.
Параллельно
с реформированием среднего военного
образования шла реформа
высшего военного образования, в том
числе и военно-юридического. Специальное
военно-юридическое образование в России
вело свое начало от Аудиторской
школы, образованной в 1832 г.
Впоследствии она была преобразована в
Аудиторское училище, в котором в 1866 г. был
открыт офицерский класс. На его базе в 1867г.
была открыта Военно-юридическая
академия. Окончательное Положение о
военно-юридической академии было
утверждено в 1868 г. Согласно ему в академию
принимались штаб- и обер-офицеры. Курс
обучения был рассчитан на два года, а
ежегодный прием не превышал 25 человек.
Аудиторское училище в 1869 г. было
преобразовано в Военно-юридическое
училище с трехлетним курсом
обучения, куда принимались лица, имевшие
законченное среднее образование. Таким
образом, училище стало высшим военно-юридическим
учебным заведением по подготовке
гражданских чиновников к службе по военно-судебному
ведомству. При этом существовало два
однородных высших военно-юридических
учебных заведения: одно — для офицеров,
другое — для гражданских лиц. Второе по
уровню подготовки слушателей и
продолжительности курса обучения
превосходило первое.
Возникшая
двойственность поставила вопрос о
ликвидации одного из них. Для обсуждения
этого вопроса, которое длилось целых шесть
лет, было создано Особое совещание под
председательством военного министра Д.А.
Милютина. В 1878 г. было принято решение
об упразднении Военно-юридического училища.
Курс обучения в академии был увеличен до
трех лет. Наряду с офицерами на третий курс
академии стали принимать чиновников-стипендиатов
военно-судебного ведомства с юридическим
образованием. На академию была возложена
задача подготовки офицерских кадров для
военно-судебного ведомства и одновременно
ведение научных исследований в области
военного права. Высочайшим приказом по
военному ведомству от 25 декабря 1875 г.
генерал-майор П.О. Бобровский был назначен начальником
Военно-юридической академии с
оставлением в Генеральном штабе.
П.О.
Бобровский вступил в командование
академией в период ее реорганизации и
становления. По существу, ему пришлось быть
организатором надежного фундамента военно-юридического
образования в России, что было отчасти
сопряжено с проходившей в те годы судебной
реформой. Учебные программы академии
включали углубленное изучение военно-уголовного
законодательства, государственного и
гражданского права, истории русского права,
энциклопедии права, финансового,
международного, полицейского и церковного
права, судебной медицины, психологии и
логики. К чтению лекций были привлечены
выдающиеся ученые-юристы Н.А.Неклюдов
(1840-1896), К.Д. Кавелин
(1818-1875) и другие. Известный русский юрист и
государственный деятель Анатолий
Федорович Кони (1824-1927) писал, что П.О.
Бобровскому «удалось
вывести из молчаливого уединения...
глубокого мыслителя (К.Д.Кавелина — Авт.) —
историка русского юридического быта и
выдающегося цивилиста, дать возможность
воспитанникам академии услышать горячее,
вдохновенное и полноценное слово старого
профессора лучших времен Московского
университета. Не только в серьезной любви к
науке нашел Бобровский точку тесного
соприкосновения с Кавелиным, питавшим к
нему искреннее уважение, — чем он дарил не
многих, но и в одной общей нежной любви к
Петру».
«Когда
мне бывает грустно, когда я поддаюсь
сомнениям о будущем России,
— говорил Кавелин, — я беру
Евангелие или думаю о Петре, и мне
становится легче». Так смотрел и
Бобровский — и в мыслях о Петре, следы
которого он видел во всем хорошем на Руси, и
в словах Христа искал утешения и поддержки
в те, в последнее время тяжкие минуты, когда
его больное и усталое сердце сжималось
тоскою и тревогой за родину. Академия
воздала ему справедливость, приобщила его к
себе, в качестве своего почетного члена.
До
1914г. Военно-юридическая академия выпустила
1499 высокообразованных военных юристов. За
время службы в академии П.О. Бобровского
произошел переход к высоко научному военно-учебному
процессу, что, в свою очередь, позволило
военно-судебному ведомству России достойно
вписаться в прогрессивную судебную реформу
1860-70-х гг.
Служба
П.О. Бобровского в академии повлияла на всю
его жизнь. Не имея специального военно-юридического
образования, генерал-лейтенант Бобровский
не счел для себя зазорным фактически
вступить в число слушателей академии. За
три года он прошел весь курс лекций. В
результате тесного общения с профессорско-преподавательским
составом у него появилось желание к
самостоятельной научной работе в области
военного права. И в 1887 г. Бобровский написал
фундаментальный труд «Военное право в
России при Петре Великом». В обширном
трактате о войсках Западной Европы XVI-XVII
вв. дается интересная характеристика
состава, организации и состояния русского
войска, содержится подробный разбор
петровского «Артикула воинского» с
указанием источников происхождения этого
замечательного законодательного памятника.
Глубокое изучение наследия Петра I
утвердило П.О. Бобровского в том, что при
реформировании России, царь не
ограничивался копированием западных
системных образцов, а внес много своего
национального.
В
таких работах, как «Развитие способов и
средств для образования юристов военного и
морского ведомства в России» (1881) и «Беседа
начальника Военно-юридической академии о
значении военных законов Петра Великого
для устроенной им регулярной армии» (1886) П.О.
Бобровский отразил свой взгляд на основные
положения военно-юридической науки, во
многом сохранившие свою актуальность и до
наших дней.
В
1897 г. он завершил службу в академии и был
назначен сенатором, присутствующим в
судебном департаменте правительствующего
Сената. Это дало ему возможность наряду с
новыми обязанностями посвятить себя
научной работе, направленной на
всестороннее изучение военных
преобразований Петра Великого. В ряду
множества научных трудов, посвященных этой
теме, особое место занимают «История Лейб-гвардии
Преображенского полка» и «История 13-го Лейб-гренадерского
Эриванского полка» — бывшего Бутырского.
Обе монографии были изданы «По Высочайшему
повелению». Таким образом, П.О. Бобровский
стал официальным историографом обоих
старейших полков русской регулярной армии,
которые с честью служили России вплоть до
октябрьского переворота 1917г.
Научные
работы исследователя отличаются глубиной.
Это дало повод известному военному
историку А.З. Мышлаевскому в рецензии на «Историю
13-го Лейб-гренадерского Эриванского полка»
написать: «Виден историк
более широкого масштаба в смысле сбора
материала, нежели требуется для
составления полковой летописи». Эта
монография охватывает широчайший круг
вопросов, связанных с военно-историческим
прошлым России, с ее социальной,
политической, хозяйственной,
дипломатической деятельностью.
Работа
над историей Преображенского полка
позволила поднять целый пласт
интереснейших исторических сведений о
борьбе за власть правительницы Софьи
Алексеевны с молодым Петром, о создании
Петром «потешного войска», а также событиях,
завершившихся основанием Санкт-Петербурга
и Полтавской битвой, которые полноправно
ввели Россию в русло европейской политики.
Научное
военно-историческое наследие П.О.
Бобровского обширно и многогранно.
«История двух вышеупомянутых полков,
— писал А.Ф. Кони, — проникнута
здоровым патриотизмом, чуждым какого-либо
шовинизма и национального самовосхваления,
она изобилует бытовыми картинами и
обширными историческими очерками,
достойными сжатого содержательного письма
покойного Шильдера. Петр и Екатерина,
Александр и Николай со своими
сподвижниками и характерными чертами своих
царствований, угрюмая северная природа,
горы и зной Кавказа, планы и описания битв,
рассказы о трудностях приспособления
русского человека к новым условиям места и
времени, обширное исследование о мюридизме
— проходит пред читателем, раскрывая пред
ним под скромным названием истории полка —
историю его родины в ее боевых испытаниях.
Искусное распределение материала и много
новых, неведомых прежде данных, добытых на
местах, подтверждают неослабевающий
интерес к этим фолиантам и дают полное
удовлетворение критической мысли, которая
вместо дифирамбов и условных восторгов,
находит спокойную объективность автора,
согретую любовью к своему труду».
Работа
над историей 13-го Лейб-гренадерского
Эриванского полка позволила обратить
внимание ученого на истоки событий,
предшествовавших Кавказской войне и
участию в них А.В. Суворова. Некоторые
аспекты этого исторического периода
освещены в работах «Кубанский егерский
корпус» (1893) и «Суворов на Кубани в 1778 г. и за
Кубанью в 1783 г.» (1900).
Круг
научных интересов П.О. Бобровского не
ограничивался изучением вопросов
организации военного образования, истории
русского военного права и учреждения
регулярной армии России. Его перу
принадлежат исследования по статистике,
связанные с Гродно и Гродненской губернией,
уроженцем которой он был. Будучи членом
Императорского русского географического
общества, он занимался проблемами
вероисповедания отдельных конфессий, в
частности, вопросами, истории греко-униатской
церкви, а также славистики. Он обратился к
научному наследию Михаила Кирилловича
Бобровского — известного ученого слависта
и ориенталиста, открывшего Супрасальскую
рукопись — памятник древней русской
письменности.
В
1896 г. Павлу Осиповичу было присвоено
воинское звание генерала от инфантерии. За
выдающиеся заслуги он был награжден
многими орденами, в том числе орденом Св.
Александра Невского, стоявшего по статусу
непосредственно за орденами Св. Апостола
Андрея Первозванного и Св. Владимира 1 -и
степени.
Скончался
П.О.Бобровский в 1905г. и был похоронен на
кладбище рядом с имением «Макули», ныне
Макуляй близь города Зарасай в Литве.
В
семье П.О. Бобровского воспитывалось три
дочери и три сына — Сергей, Михаил и Василий.
Все трое были выпускниками Пажеского
корпуса. По-разному сложилась их судьба в
горниле октябрьского переворота и
гражданской войны в России. Во многом их
жизнь слилась с судьбами сотен бывших пажей
и русских офицеров. Немного известно о
жизни среднего сына Михаила и младшего —
Василия.
Согласно
документам Пажеского корпуса, Михаил
Павлович Бобровский родился 22
октября 1876 г. и был зачислен в пажи в III класс
корпуса в 1891 г. Впоследствии он был
произведен в камер-пажи и выпущен из
корпуса в августе 1897 г. хорунжим 3-го
Кубанского пластунского батальона.
Фотография того времени сохранила облик
молодого офицера в черкеске с газырями на
бешмете и в кубанке — папахе со знаком
Пажеского корпуса на мундире ниже газырей,
сидящим в свободной позе с шотландской
овчаркой у ног. Возможно, он, как и тысячи
его сверстников, погиб на юге России в
гражданской войне.
Василий
Павлович Бобровский
в 1895 г. учился в IV классе корпуса. Он был
выпущен в Лейб-гвардии егерский полк.
Семейный альбом хранит фотографию
щеголеватого поручика-гвардейца с
небольшой колодкой орденов и медалей, ниже
которых — полковой знак Егерского полка, а
под ним — неизменный знак Пажеского
корпуса — белый эмалевый мальтийский
крестик, такой же, как и на груди его брата
Михаила. Поручик Василий Бобровский
выглядит подтянутым с прямым, открытым
взглядом. Согласно семейным преданиям, он
не снял офицерскую форму с погонами и был
застрелен революционным матросом на улице
Петрограда.
Совсем
иначе сложилась судьба старшего из братьев
— Сергея. Он родился
28 мая 1875г. В трехлетнем возрасте — в 1878 г.
был зачислен в пажи-кандидаты Высочайшего
двора. Обучение его началось в Николаевском
кадетском корпусе, откуда он в 1888 г. был
переведен в Пажеский Его Императорского
Величества корпус. Поступить туда было не
просто. Потребовался 10-летний кандидатский
стаж. В августе 1893 г. Сергей Бобровский был
переведен в младший специальный класс
корпуса, а с 1 сентября ему начали
засчитывать срок действительной военной
службы. За проявленные успехи и прилежание
в учебе в 1894 г. он был назначен исполняющим
должность фельдфебеля, а вслед за этим в
ноябре 1894 г. — фельдфебелем корпуса. В том
же году он был произведен в камер-пажи
Высочайшего двора. Традиционно
производство камер-пажа старшего
специального класса в фельдфебели корпуса
означало, что он становился личным камер-пажом
государя императора. В своих воспоминаниях
фельдфебель старшего специального класса В.Н.
Штрандман написал, что после его
утверждения фельдфебелем в октябре 1896 г.,
директор корпуса граф Ф.Э. Келлер вручил
ему специальную шпагу, которая переходила
ежегодно от одного фельдфебеля к другому с
выгравированными на ней их фамилиями. Среди
них была и фамилия Бобровского. Кроме
выдающихся успехов в учебе, фельдфебель
корпуса должен был иметь определенные
внешние данные, соответствующие его
высокой должности.
По
существовавшему положению, паж специальных
классов корпуса после выпуска должен был
прослужить три года в войсках. В августе 1895
г. Сергей Бобровский после экзамена был
произведен в подпоручики и направлен в 7-й
саперный батальон с прикомандированием к
Лейб-гвардии саперному батальону в
ожидании открытия офицерской вакансии.
Молодой подпоручик еще в корпусе проявил
склонность к техническим дисциплинам. В том
же году он получил подарок из кабинета его
величества — золотые часы с
государственным гербом. В 1896 г. СП.
Бобровский был переведен в Лейб-гвардии
саперный батальон и вступил в командование
ротой и в заведывание отделением саперной
школы. Прослужив положенный срок в войсках,
он был откомандирован для сдачи экзаменов в
Николаевскую инженерную академию. Эти
экзамены он успешно сдал, однако, в академии
не оказалось штатных вакансий. Учитывая
отличные способности кандидата, с
разрешения военного министра СП.
Бобровский был зачислен сверхштатным
обучающимся офицером в младший класс
академии. Вскоре вакансия открылась, и
молодой офицер окончил двухлетний курс по I
разряду, получил право ношения
академического знака и был переведен на
дополнительный куре академии с получением
права, за достигнутые успехи, на
преимущество при производстве в штаб-офицерский
чин. Дополнительный курс академии он
окончил с отличием. В течение года поручик
СП. Бобровский был произведен в штабс-капитаны,
и вслед за этим в капитаны с переводом в
военные инженеры в распоряжение Главного
инженерного управления. Пришло время
показать, на что способен выпускник с
отличием закончивший Николаевскую
инженерную академию.
За
экзаменационный проект по мостам
Конференция Николаевской инженерной
академии присудила капитану СП.
Бобровскому первую премию имени инженера
путей сообщения, действительного статского
советника Березина в размере 300 руб. С этого
времени научные интересы СП. Бобровского в
значительной степени были связаны с мостостроением.
Перед Первой мировой войной на технических
конкурсах он неоднократно занимал призовые
места. За отличия в службе в 1910г. Сергей
Павлович был произведен в полковники и
награжден орденом Св. Станислава 2-й степени
(ранее был награжден орденом Св. Анны 3-й
степени). В соответствии с положением о
прохождении службы, после окончания
академии было необходимо прослужить четыре
года и шесть месяцев в войсках, с правом
прослужить последние полтора года в военно-учебных
заведениях. Как сказано в послужном списке
капитан СП. Бобровский: «С
соизволения Его Императорского Высочества
Генерал-Инспектора по Инженерной части был
утвержден штатным преподавателем
Николаевской инженерной академии».
В
это же время С.П. Бобровский наравне с
другими военными инженерами принимал
живейшее участие в сооружении моста Петра
Великого через Неву (ныне Большеохтинский).
До наших дней на мосту сохранилась памятная
доска с именем полковника СП. Бобровского,
выполнившего проект разводной части моста.
В июле 1914 г. он был командирован в
распоряжение штаба Варшавского военного
округа. Приближающиеся военные события на
границе требовали инженерной подготовки
предстоящего театра боевых действий в
части обеспечения войск. Полковник С.П.
Бобровский неоднократно выступал в
качестве руководителя строительства
мостов на реках Неман, Зельве, Ясельда и
Шара, а также выполнял иные задания
начальника инженерных снабжений армий
Северо-Западного фронта, за что был
награжден орденами Св. Владимира 3-й и 4-й
степени.
Но
вскоре способности СП. Бобровского были
использованы на новом поприще — организации
автомобильного парка армии. Он хорошо
знал автомобильное дело, сам управлял
машиной. К тому же в семье имелся автомобиль,
а его сестра Е.П. Лукницкая была одной из
первых женщин в России, получившая
водительское удостоверение.
В
мае 1916 г. с «Высочайшего соизволения» был
утвержден «Временный штат
правительственного технического надзора
за сооружением казенного завода военных
самоходов и временных правил об
обязанностях и правах указанного завода».
Полковник С.П. Бобровский был назначен
старшим инженерным приемщиком Главного
военно-технического управления, а вслед за
этим — «Старшим инспектором временного
правительственного технического надзора
за сооружением казенного завода военных
самоходов и за постройкой последних на этом
заводе». Приказом Временного правительства
армии и флоту о чинах военных от 21 ноября 1917г.,
за отличие по службе СП. Бобровский был
произведен в генерал-майоры. Очевидно, это
было последнее дооктябрьское производство
в генеральское звание в старой России.
Строительство
завода «военных самоходов» было намечено в
Сибири и поручено одной из английских фирм.
Для ознакомления с зарубежным
автомобилестроением С.П. Бобровский,
начиная с октября 1916г., неоднократно бывал в
Англии, Франции и Италии. О своих
впечатлениях он докладывал в Ставку
верховного главнокомандующего. В июле 1917 г.
он был откомандирован в Англию по делам,
связанным с сооружением казенного завода
военных самоходов. Однако начать
строительство завода СП. Бобровскому не
удалось, грянул октябрьский переворот. 2
марта 1918г. его миссия в Англию была
завершена. Последняя запись в послужном
списке генерал-майора СП. Бобровского была
сделана 4 марта 1918 г.
Началась
длительная одиссея русского генерала. На
родину при жизни ему не было суждено
вернуться, но душой он оставался с ней. Он
собрал группу русских офицеров, которая
зафрахтовала пароход во Владивосток, чтобы
присоединиться к армии Александра
Васильевича Колчака. Но в январе 1920 г.
адмирал был арестован чехословаками и
выдан большевикам в Иркутске. После 6-дневного
допроса 7 февраля 1920 г. по решению
Иркутского ВРК адмирал был расстрелян, а
тело его сброшено в прорубь.
Вместо
Владивостока пароход с русскими офицерами
прибыл в Японию, но и там они долго не
задержались и отправились в Южную Америку.
Уругвай, Парагвай и Аргентина давали
политическое убежище русским эмигрантам. В
Парагвае тогда осело особенно много
русских военных. Восемьдесят из них
поступили на службу в армию Парагвая.
Русские генералы И.Т. Беляев и Н.Ф. Эрн
руководили боевыми операциями в
кровопролитной войне (1932-1935) с соседней
Боливией, которая была выиграна, несмотря
на ее превосходящий экономический
потенциал. Сегодня 10 улиц столицы Асунсьон
носят имена русских офицеров. СП.
Бобровский также не остался безучастным к
жизни приютившей его семью страны.
Используя свой громадный технический опыт,
он занимался в Парагвае, как и в России,
строительством мостов. Вместе с русскими
учеными-эмигрантами он открыл Технический
университет. В дальнейшем СП. Бобровский
переехал в Аргентину в Буэнос-Айрес, где
работал пока ему позволяло здоровье. В годы
Великой Отечественной войны Сергей
Павлович активно поддерживал Советский
Союз в борьбе против фашизма. Он принимал
деятельное участие в работе Общества
помощи сиротам Отечественной войны. Живо
интересовался книгами, газетами и
журналами, приходившими из СССР. Сергей
Павлович завещал похоронить его после
смерти в России. Сразу сделать это не
удалось. Но в начале «перестроечных» лет
родные доставили урну с прахом покойного СП.
Бобровского в Москву, где она и была
захоронена на Котляковском кладбище.
Восстановлена
могила сенатора, генерала от инфантерии П.О.
Бобровского в родовом поместье. Некоторые
из местных бабушек еще помнят рассказы
своих родителей о «строгом и справедливом
владельце Макуляй», украшают могилу
зелеными ветками и цветами.
Потомки
СП. Бобровского живут в Аргентине, в Англии
и США. Сын СП. Бобровского — Сергей
Сергеевич Бобровский, как его отец и дед,
избрал военную карьеру, служил в армии
Аргентины и ушел в отставку в звании
полковника.
Память
о генерале П.О. Бобровском и его сыновьях
живет в наших сердцах. С грустью
вспоминается революционное лихолетье и
гражданская война, когда Россия потеряла
десятки тысяч своих верных сыновей, среди
которых были и воспитанники Пажеского
корпуса.