ПРИБАВЛЕНИЕ К
РАССКАЗУ О КАДЕТСКОМ МОНАСТЫРЕ
В долголетнюю бытность покойного Андрея Петровича экономом 1-го кадетского корпуса там состоял старшим поваром некий Кулаков
Повар этот умер
скоропостижно на своем поварском посту
— у плиты, и смерть его была очень заметным
событием в корпусе. Кулаков честный
человек — не вор, и потому честный эконом
Бобров уважал Кулакова при жизни и скорбел
о его трагической кончине. После того как
Кулаков умер, «стоя у плиты», на смену ому
долго не было мужа с такою же нравственною
доблестию. Со смертью Кулакова, при всей
строгости досмотра со стороны бригадира
Боброва, «просел кисель» и «тертый картофель
потерял свою густоту». Особенно
повредился картофель, составлявший
важный элемент при кадетском столе. После
Кулакова картофель не полз меланхолически, сходя с ложки на тарелки кадет, но
лился и «лопотал». Бобров видел это и
огорчался — даже, случалось, дрался с
поварами, но никак не мог добиться секрета
стирать картофель так, чтобы он был «как
масло». Секрет этот, быть может, навсегда
утрачен вместе с Кулаковым, и потому
понятно, что Кулакова в корпусе сильно
вспоминали, и вспоминали добром.
Находившийся тогда в числе кадет
Кондратий Федорович Рылеев ( + 14-го июля 1826
года), видя скорбь Боброва и ценя утрату
Кулакова для всего заведения, написал по
этому случаю комическую поэму в двух
песнях, под заглавием «Кулакиада». Поэма,
исчислив заслуги и доблести Кулакова,
описывает его смерть у плиты и его
погребение, а затем она оканчивалась
следующим воззванием к Андрею Петровичу
Боброву:
.:
Я знаю то, что не достоин
Вещать о всех делах твоих:
Я не поэт, я просто воин, —
В моих устах нескладен стих,
Но ты, о мудрый, знаменитый
Царь кухни, мрачных погребов,
Топленым жиром весь облитый,
Единственный герой Бобров!
Не осердися на поэта,
Тебя который
воспевал,
И знай — у каждого
кадета
Ты тем навек
бессмертен стал.
Прочтя стихи сии,
потомки,
Бобров, воспомнут о тебе.
Твои дела
воспомнут
громки
И вспомнут, может быть, о мне.
Вариант; Воспомнут, мудрый, о тебе. (Прим,..аётоуа
Таков и есть Бобров
на его единственном карандашевом
портрете, «царь кухни, мрачных погребов», «топленым
жиром весь облитый, единственный герой
Бобров».
И еще один анекдот.
Бобров ежедневно
являлся к директору корпуса Михаилу
Степановичу Перскому рапортовать «о
благополучии». Рапорты эти, разумеется,
чисто формальные, писались всегда на
листе обыкновенной бумаги и затем
складывались вчетверо и клались Боброву
за кокарду треуголки. Бригадир брал шляпу
и шел к Перскому, но так как в корпусе всем
было до Боброва дело, то он по дороге часто
останавливался для каких-нибудь распоряжений,
а имея слабость горячиться и пылить,
Бобров часто бросал свою шляпу или забывал
ее, а потом снова ее брал и шел далее.
Зная такую привычку
Боброва, кадеты подшутили над своим «дедушкой»
шутку: они переписали «Кулакиаду» на
такой самый лист бумаги, на каком у Андрея
Петровича писались рапорты по начальству,
и, сложив лист тем же форматом, как
складывал Бобров свои рапорты, кадеты
всунули рылеевское стихотворение в треуголку
Боброва, а рапорт о «благополучии» вынули
и спрятали.
Бобров не заметил
подмена и явился к Перскому, который
Андрея Петровича очень уважал, но все-таки
был ему начальник и держал свой тон.
Михаил Степанович
развернул лист и, увидав стихотворение
вместо рапорта, рассмеялся и спросил:
— Что это, Андрей Петрович,— с каких пор вы сделались поэтом?
Бобров не мог понять, в чем дело, но только видел, что что-то неладно.
— Как, что изволите... какой поэт? — спросил он вместо ответа у Перского.
— Да как же: кто пишет стихи, ведь тех называют поэтами. Ну, так и вы поэт, если стали сочинять стихи.
Андрей Петрович совсем сбился с толку.
— Что такое... стихи...
Но он взглянул
в бумагу, которую подал
в сложенном виде, и увидал в ней
действительно какие-то беззаконно
неровные строчки.
—
Что же это такое?!
— Не знаю, — отвечал Перский и стал вслух читать Андрею Петровичу его рапорт
Бобров чрезвычайно
сконфузился я взволновался до слез, так
что Перский, окончив чтение, должен был его
успокаивать.
После этого был
найден автор стихотворения — это был
кадет Рылеев, на которого добрейший Бобров
тут же сгоряча излил все свое негодовании,
поскольку он был' способен к гневу. А
Бобров при всем споем бесконечном
незлобии был вспыльчив, и «попасть в стихи»
ему показалось за ужасную обиду. Он не
столько сердился на Рылеева, как вопиял:
—
Нет, за что! Я
только желаю знать — за что ты меня,
разбойник, осрамил!
Рылеев был тронут
непредвидимою им горестью всеми любимого старика и
просил у Боброва прощения с глубоким
раскаянием. Андрей Петрович плакал и
всхлипывал, вздрагивая всем своим
тучным телом. Он был слезлив, или, по-кадетски
говоря, был «плакса» и «слезомойка» - чуть
бы что ни случилось в немножко
торжественном или в немножко печальном
роде, бригадир сейчас же готов был
расплакаться.
Корпусные солдаты говорили о нем, что у него «глаза на мокром месте вставлены».
Но как ни была
ужасна вся история с «Кулакиадою», Бобров,
конечно, все-таки помирился с
совершившимся фактом и простил его, но
сказал при том Рылееву назидательную
речь, что литература вещь дрянная и что занятия
ею никого не приводят к счастию.
Собственно же для
Рылеева, говорят; будто старик высказал
это в такой форме, что она имела
соотношение с последнею судьбою покойного
поэта, которого добрый Бобров ласкал и
особенно любил, как умного и бойкого
кадета.
«Последний архимандрит», который не ладил с генералом Муравьевым и однажды заставил его замолчать» был архимандрит Ириней, впоследствии епископ, архиерействовавший в Сибири и перессорившийся там с гражданскими, а потом скончавшийся в помрачнении рассудка.