Пажеский корпус

 

Чтобы полнее представить себе систему русских военно-учебных заведений в рассматриваемый период, необходимо хотя бы кратко рассказать и о других кадетских корпусах, прежде всего — столичных.

 

Раньше, при перечислении кадетских корпусов, па первое место всегда ставили Пажеский корпус, и отнюдь не потому, что он был самым заслуженным или старейшим — основанный в 1759 году, он вначале предназначался для зачисленных в придворные пажи (пажи существовали в России со времен Петра I и находились при царской семье, выполняя особые поручения). Это было самое привилегированное, престижное военно-учебное заведение России. В нем могли учиться только представители аристократии, знатных дворянских фамилий или дети полных генералов. Кандидаты для поступления и корпус отбирались с личного благоволения императора.

 

В царствование императора Павла 1 нагнанные англичане с острова Мальта — рыцари Мальтийского ордена нашли приют в Петербурге. Чтобы прочнее обосноваться здесь, они даже избрали Павла I гроссмейстером своего ордена. Вот им то император и доверил воспитание юных отпрысков придворной аристократии. Однако организационную форму военно-учебного заведения Пажеский корпус приобрел уже при Александре I, который 10 октября 1802 года издал указ о преобразовании «из придворного пансионата в военную школу, чтобы подготовить молодых людей из лучших родовитых и служилых семей для службы в рядах войск»». «Пажеский корпус, — говорилось в специальном положении, — есть училище для образования нравов и характера, и в котором имеют быть преподаваемы нужные офицеру познания; корпус сей есть такое военное установление, где благородное юношество через воспитание приготовляется к воинской службе строгим повиновением, совершенной подчиненностью и непринужденным, но добровольным выполнением должностей своих. Будущее счастье и слава сих молодых дворян зависят от упомянутых обстоятельств»» (Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700-1910. М„ 1910. С.40).

 

Паж и камер-паж. 1802-1807

 

Воспитанники младших классов именовались пажами, а старшего выпускного класса — камер-пажами. Кроме учебы в корпусе, пажи привлекались и для несения дворцовой службы при членах императорской семьи. Пажи и камер-пажи значительно, в большем объеме, чем воспитанники кадетских корпусов, изучали иностранные языки, историю, географию и другие общеобразовательные науки. Лучшие преподаватели Петербурга считали за честь проводить занятия в этом элитном военно-учебном заведении, где обучалась исключительно «золотая молодежь».

После окончания выпускного класса камер-пажи могли сами выбирать для службы любую гвардейскую часть в пехоте, кавалерии, артиллерии или инженерных поисках, даже если там не было вакансии. Если же они хотели выпуститься в армейский полк, то им присваивалось офицерское знание на ступень выше первичного. Таким образом, в армейском полку даже самый слабый по успеваемости камер-паж оказывался в лучшем положении, чем его одногодок-отличник, выпустившийся из обычного кадетского корпуса. От мальтийских рыцарей воспитанникам Пажеского корпуса остались в наследство восемь заветов, которые когда-то были начертаны па стене при входе и которыми пажи должны были руководствоваться в течение всей своей жизни. Вот эти заветы:

«Ты будешь верить всему, чему учит церковь»;

«Ты будешь охранять церковь»;

к Ты будешь относиться с уважением к слабому и сделаешься его защитником»;

«Ты будешь любить страну, » которой ты родился»;

«Ты не отстучишь перед врагом»;

«Ты не будешь говорить неправду и останешься верен данному слову»;

«Ты будешь всем благотворить»;

«Ты везде и повсюду будешь поборником справедливости и добра против несправедливости и зла».

 

Трудно сказать, как воспринимались эти заветы воспитанниками Пажеского корпуса и оставались ли они верпы идеалами рыцарства — разные люди выходили из его стен. Но в то же время известно, что Пестель, Ивашов, Норов, Голицын, Свистунов, Булгарин, один из идеологов анархизма князь Кропоткин, генералы Игнатьев, Брусилов и многие другие офицеры и генералы старой русской армии были выпускниками этого военно-учебного заведения.

 

 

В память о рыцарях Мальтийского ордена выпускники Пажеского корпуса получали специальный знак в виде Мальтийского креста (впоследствии каждое военно-учебное заведение стало выпускать свои знаки, но Пажеский корпус в этом отношении был первооткрывателем). Этот Мальтийский крест был своего рода условным знаком у бывших пажей: увидев его на мундире любого офицера или генерала, выпускник Пажеского корпуса, в каком бы звании он ни был, имел право обратиться к нему на «ты»», как к своему старому товарищу, или с какой-либо просьбой в уверенности, что бывший паж сделает для него — выпускника Пажеского корпуса все возможное. Таким образом, воспитывалось и поощрялось чувство корпоративности. Это направление в деятельности русских военно-учебных заведений впоследствии приобрело большое значение.