Шкловский (Смоленский) корпус

 

Интересна история создания Шкловского благородного училища, которое впоследствии превратилось в 1-й Московский кадетский корпус. Рождение этого военно-учебного заведения тесно связано с именем екатерининского вельможи генерала Зорича. Семен Гаврилович Зорич, серб по национальности, с 1760 года в 17-лстчим возрасте начал службу в русской армии, приобрел известность как лихой кавалерист в период русско-турецкой войны 1768-1774 годов. 13 мая 1770 года майор Острогожского гусарского полка Зорич, командуя 3-тысячпым сводным отрядом при семи орудиях, оттеснил от реки Прут 12-тысячный турецкий корпус. За этот подвиг молодой гусар был награжден только что учрежденным знаком ордена Святого Георгия 2-го класса. Он знавал во врсмя службы и взлеты, и падения, турецкий плен и дружбу со всемогущим князем Потемкиным. За отвагу и удаль в боях Зорич, кроме орденов и денег, получил от Екатерины II обширные земельные владения с центром в г. Шклове. Решив заняться благотворительностью, Семен Гаврилович взял к себе на воспитание двух осиротевших дворянских мальчиков, на следующий год к ним прибавилось еще 10 человек. Это натолкнуло отставного генерала на мысль открыть в 1778 году благородное училище.

Зорич закупил в Петербурге целую библиотеку за 8 тысяч рублей и впоследствии ежегодно расходовал более 200 рублей на се пополнение книгами и журналами. Для нужд училища были приобретены физические и химические приборы, реактивы, четыре медных артиллерийских орудия, чертежные инструменты, различные зоологические коллекции, глобусы, географические карты, атласы и описания. Семен Гаврилович передал в дар военно-учебному заведению свою картинную галерею, в которой были собраны работы Рубенса, Паоло Веронезе, Карла Дольчи и других живописцев. Зорич разработал учебный план и штат своего училища, выписал преподавателей — отечественных и из-за границы: из Берлина, Брюсселя, Тира.

Курс распределялся на пять классов с годичным сроком обучения в каждом из трех младших классов, с двухгодичным в четвертом классе и трехгодичном в пятом. Таким образом, кадеты обучались здесь около 8 лет, почти вдвое меньше, чем в Сухопутном кадетском корпусе.

Учебная программа была составлена достаточно продуманно. До четвертого класса воспитанники изучали Закон божий, математику, иностранные языки — французский и немецкий, географию и рисование, а в пятом к этим предметам добавлялись высшая математика, артиллерия, тактика, поенная и гражданская архитектура, «военная экзср-ция»», фехтование, танцы, верховая езда. игра на музыкальных инструментах.

К 1797 году воспитанников было уже 252. Состав учащихся — самый разнообразный как но возрасту (от 7 до 19 лет), так и но национальности: русские, украинцы, белорусы, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, голландцы, шведы, поляки, французы, греки, турки и др. Зорич сделал то, что начала создавать Екатерина II, основав Корпус чужестранных единоверцев, только в Шкловском училище обучались представители различных религиозных верований.

Впоследствии в военно-учебных заведениях специально набирались группы «горцев» — как правило, это были сыновья среднеазиатских или кавказских князей и имамов. На Востоке в свое время было принято брать детей своих вассалов в «аманты»», то есть практически заложниками. Пока отец вел себя спокойно, и его наследнику жилось неплохо, но стоило только кому-то забыть свои обязательства, как эта забывчивость могла стоить жизни его наследнику. Естественно, набирая в военно-учебное заведение «горцев», царское правительство учитывало и эти нюансы восточной психологии, но главное все же было в другом: из них готовили офицеров, полноправных офицеров русской армии, которые впоследствии, используя свое влияние среди местного населения и прочные родственные связи, многое могли сделать для России. И, надо сказать, затраты на обучение и воспитание «горцев» окупались сторицей.

Из истории известно, что в результате неблагоприятного для русской армии и флота развития событий в Крымской войне русские войска вынуждены были оставить Севастополь. И вдруг после подписания мирного договора войска Франции, Турции, Англии, положившие немало сил и средств на осаду города, покинули разрушенный Севастополь и передали его русским. Что это? Может быть, великодушный жест? Нет, союзники вынуждены были вернуть России Севастополь в обмен на захваченную у турок первоклассную крепость Каре, отлично вооруженную и оборудованную английскими военными инженерами. Крепость пала в результате сильнейшей атаки частей Отдельного Кавказского корпуса под командованием генерала Н.Н.Муравьева. Но не стоит думать, что победа Муравьева была случайной. Ему удалось нейтрализовать грозного имама Шамиля, который не пошел на соединение с турецкой армией и не ударил в спину русским, дав возможность сосредоточить силы на штурме Карса.

Старший сын имама

Дагестана и Чечни Шамиля

поручик Джамалэддтин

 

А дело было в том, что Муравьев узнал: сын Шамиля Джамал-Эддин после окончания кадетского корпуса служил поручиком во Владимирском уланском полку. Вернувшись к отцу, молодой офицер с разрешения Шамиля находился в переписке с русскими; кроме писем и газет на русском и французском языках, ему посылали европейское платье и белье, к чему молодой человек уже привык за годы учебы в России. Используя свое влияние на отца, сын уговорил Шамиля в решительный момент не выступать против русской армии, офицером которой он продолжал состоять, и не слушать турецких эмиссаров, которые призывали мятежного имама нанести удар в тыл малочисленному Отдельному Кавказскому корпусу. И в результате Николай Николаевич Муравьев блестяще провел операцию по овладению крепостью Каре и разгрому турецкого экспедиционного корпуса, который высадился на кавказском побережье, чтобы заставить русских сражаться на два фронта: против регулярных турецких войск и в тылу — против Шамиля. Таким образом, содействие подготовленного в русском кадетском корпусе Джамал-Эддина способствовало возвращению России военно-морской базы Севастополь.

 

После смерти генерала С.Г.Зорича в 1799 году училище стало называться кадетским корпусом, учебные программы были скорректированы с учебными программами Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. Корпус был переведен в Гродно, а в 1806 году — в Смоленск.

Когда количество воспитанников увеличилось, то их разделили на два кавалерийских взвода — кирасирский и гусарский и две пехотные роты — гренадерскую и егерскую.

Преподаватели и воспитатели, как правило, подбирались из числа своих же выпускников, которым после окончания учебы присваивали офицерское звание, но с 1811 года выпускников корпуса стали направлять в Петербург, где они должны были проходить переэкзаменовку при 2-м кадетском корпусе и Дворянском полку.

С началом Отечественной войны 1812 года из Смоленска кадетский корпус перевели в Тверь, а аатем в Ярославль и Кострому. И только в 1817 году было принято решение об окончательной передислокации корпуса в Москву. С 1824 года корпус стал официально именоваться Московским кадетским корпусом и разместился в бывшем Головинском дворце Екатерининских казарм.