Шкловский (Смоленский) корпус
Курс распределялся на пять классов с годичным сроком обучения в каждом из трех младших классов, с двухгодичным в четвертом классе и трехгодичном в пятом. Таким образом, кадеты обучались здесь около 8 лет, почти вдвое меньше, чем в Сухопутном кадетском корпусе. Учебная программа была составлена достаточно продуманно. До четвертого класса воспитанники изучали Закон божий, математику, иностранные языки — французский и немецкий, географию и рисование, а в пятом к этим предметам добавлялись высшая математика, артиллерия, тактика, поенная и гражданская архитектура, «военная экзср-ция»», фехтование, танцы, верховая езда. игра на музыкальных инструментах. К 1797 году воспитанников было уже 252. Состав учащихся — самый разнообразный как но возрасту (от 7 до 19 лет), так и но национальности: русские, украинцы, белорусы, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, голландцы, шведы, поляки, французы, греки, турки и др. Зорич сделал то, что начала создавать Екатерина II, основав Корпус чужестранных единоверцев, только в Шкловском училище обучались представители различных религиозных верований. Впоследствии в военно-учебных заведениях специально набирались группы «горцев» — как правило, это были сыновья среднеазиатских или кавказских князей и имамов. На Востоке в свое время было принято брать детей своих вассалов в «аманты»», то есть практически заложниками. Пока отец вел себя спокойно, и его наследнику жилось неплохо, но стоило только кому-то забыть свои обязательства, как эта забывчивость могла стоить жизни его наследнику. Естественно, набирая в военно-учебное заведение «горцев», царское правительство учитывало и эти нюансы восточной психологии, но главное все же было в другом: из них готовили офицеров, полноправных офицеров русской армии, которые впоследствии, используя свое влияние среди местного населения и прочные родственные связи, многое могли сделать для России. И, надо сказать, затраты на обучение и воспитание «горцев» окупались сторицей.
Старший сын имама Дагестана и Чечни Шамиля поручик Джамалэддтин
А дело было в том, что Муравьев узнал: сын Шамиля Джамал-Эддин после окончания кадетского корпуса служил поручиком во Владимирском уланском полку. Вернувшись к отцу, молодой офицер с разрешения Шамиля находился в переписке с русскими; кроме писем и газет на русском и французском языках, ему посылали европейское платье и белье, к чему молодой человек уже привык за годы учебы в России. Используя свое влияние на отца, сын уговорил Шамиля в решительный момент не выступать против русской армии, офицером которой он продолжал состоять, и не слушать турецких эмиссаров, которые призывали мятежного имама нанести удар в тыл малочисленному Отдельному Кавказскому корпусу. И в результате Николай Николаевич Муравьев блестяще провел операцию по овладению крепостью Каре и разгрому турецкого экспедиционного корпуса, который высадился на кавказском побережье, чтобы заставить русских сражаться на два фронта: против регулярных турецких войск и в тылу — против Шамиля. Таким образом, содействие подготовленного в русском кадетском корпусе Джамал-Эддина способствовало возвращению России военно-морской базы Севастополь.
После смерти генерала С.Г.Зорича в 1799 году училище стало называться кадетским корпусом, учебные программы были скорректированы с учебными программами Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. Корпус был переведен в Гродно, а в 1806 году — в Смоленск.
Преподаватели и воспитатели, как правило, подбирались из числа своих же выпускников, которым после окончания учебы присваивали офицерское звание, но с 1811 года выпускников корпуса стали направлять в Петербург, где они должны были проходить переэкзаменовку при 2-м кадетском корпусе и Дворянском полку. С началом Отечественной войны 1812 года из Смоленска кадетский корпус перевели в Тверь, а аатем в Ярославль и Кострому. И только в 1817 году было принято решение об окончательной передислокации корпуса в Москву. С 1824 года корпус стал официально именоваться Московским кадетским корпусом и разместился в бывшем Головинском дворце Екатерининских казарм.
|