Императорский Военно-сиротский дом

 

Одним из столичных военно-учебных заведений в период, предшествовавший Отечественной войне 1812 года, стал Императорский Военно-сиротский дом, основанный 23 декабря 1798 года. Он разделялся на два отделения: в первом обучались дети офицеров и унтер-офицеров из дворян, погибших в многочисленных войнах того времени, а также дети обедневших дворян, которые не смогли определить своих наследников в кадетские корпуса; во второе отделение помещались сыновья погибших солдат. В первом отделении было 200 человек, во втором — 800.

Воспитанники первого отделения (они назывались кадетами) изучали Закон божий, русский и немецкий языки, арифметику, геометрию, артиллерию, фортификацию, тактику, рисование, историю и географию. Первоначально на все отделение назначалось четыре воспитателя на армейских офицеров, обязательно хорошо владевших как русским, так и немецким языком. Эти же четверо офицеров должны были преподавать все военные дисциплины. После окончания курса обучения только отличникам присваивались офицерские знания, все остальные выпускались в армейские полки юнкерами или портупей-прапорщиками.

Воспитанникам второго отделения преподавались Закон божий, русский язык и арифметика, а в специальном «ремесленном классе»» их обучали «всему, что к пользе войск служить может», различным ремеслам: портновскому, сапожному, седельному, кузнечному, слесарному, столярному, ружейному, каретному, токарному и малярному. Музыкально одаренных ребят определяли в музыкальный класс, где их обучали игре на духовых и ударных музыкальных инструментах. Пятьдесят наиболее способных воспитанников второго отделения по результатам экзаменов переводились в кадетское отделение и учились там до выпуска. После выпуска лучшие из них оставались помощниками учителей. Впоследствии Военно-сиротский дом был переименован в Павловский кадетский корпус.

 

ПАВЛОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС

Создан в 1829 г. из Императорского Военно-сиротского дома. По положению в нем полагалось иметь четыре строевые роты и одну неранжированную - для воспитанников от 10 до 12 лет; каждая рота состояла из 100 кадет. Таким образом, по штату в корпусе было 500 кадет, ни которых приходилось 120 воспитателей и учителей. Просуществовав более 30 лет, Павловский кадетский корпус был преобразован в 1863 г. в Первое военное Павловское училище, а в 1894 г. - в Павловское военное училище

 


Московское училище колонновожатых.

 

Совершенно особое место в ряду военно-учебных заведений того времени занимает Московское училище колонновожатых. Училище это основал, оборудовал, приобрел необходимую литературу, инструменты, пособия, коллекции и т.д. генерал-майор Николай Николаевич Муравьев, отец уже известного нам Н.Н. Муравьева, командовавшего Отдельным Кавказским корпусом и получившего почетную приставку к своей фамилии — Карский.

В училище принимались молодые люди. имевшие домашнее образование; им в 16 лет присваивалось офицерское звание и после окончания училища они служили колонновожатыми, то есть офицерами штабов различных уровней. Обучении и училище было бесплатным.

Учебный курс училища был рассчитан на четыре класса, в каждом классе, занятия проводились и течение года. Там преподавались русский, французский, немецкий языки; математика, топография, тактика, артиллерия, фортификация, строевая подготовка, фехтование и верховая езда.

Просуществовав всего 8 лет и успев выпустить 180 воспитанников, училище было закрыто, так как подавляющая часть его учеников приняла участие в восстании декабристов или каким-то образом поддерживала его. Академик М.В.Нечкипа. считая Московское училище колонновожатых одним из «очагов воспита­ния декабристского мировоззрения»», так оценивала деятельность его основателя Н.Н.Муравьева-старшего: «Училище колонновожатых своеобразно по происхождению, несмотря па то. что позже оно выросло в Академию Генерального штаба, в его возникновении лежала не правительственная, а общественная инициатива... Хотя ученый-математик и знаток сельского хозяйства Н.Н. Муравьев-отец и был, по-видимому, далек от каких бы то ни было политических преобразовательных планов, по его искренний интерес к передовым идеям, широкий кругозор и дружеское обращение с молодежью поощряли развитие вольного духа в среде воспитанников училища колонновожатых...» (Нечкина М.В. Движение декабристов. М., 1955, Т.1).

 


Финляндский кадетский корпус

 

Кроме этих военно-учебных заведений, в тот период в России существовали специаль­ные военные школы, которые готовили кадры для национальных формирований (финских и польских), входивших в состав русской армии.

После присоединения Финляндии к России в 1809 году на месте бывшей шведской военной школы в местечке Гаапаньеми был основан топографический корпус, который первоначально готовил военных топографов и офицеров — специалистов штабной службы, но уже через четыре года там стали готовить из «финляндских уроженцев» офицеров во все рода войск, принимали туда и детей русских офицеров. Особенностью этого военно-учебного заведения, которое с 1819 года стало называться Финляндским кадетским корпусом, в городе Фридрихсгам было то, что в нем, кроме русского, французского и немецкого языков, изучали еще финский и шведский. Исторически сложилось так, что в этом корпусе преподавание математики и топографии было на очень высоком уровне, поэтому его воспитанники служили не только в финских частях, но и направлялись для службы в квартирмейстерской части императорской свиты.

Учебный курс корпуса был рассчитан на 4 года; кроме Закона божьего и языков, о которых уже упоминалось, изучались история, география, арифметика, геометрия, алгебра, тригонометрия, дифференциальное и интегральное исчисление, фортификация, артилле­рия, тактика, топография, были занятия фехтованием, верховой ездой и строевой подготовкой.

 


 

Калишский КК

 

В 1815 году, после присоединения к России большей части герцогства Варшавского, на территории России оказался кадетский корпус в городе Калише, который был основан прусским королем Фридрихом II в 1793 году. В корпус принимались дети польских дворян моложе 10 лет. Он состоял из четырех основных учебных классов и одного подготови­тельного. Успешно сдавшие экзамены награждались золотым или серебряным орлом на зеленой ленте, топографическими инструментами, книгами.

В строевом отношении корпус делился на две роты, а каждая рота — на отделения во главе с унтер-офицерами из числа старших и хорошо успевающих кадет. Ежегодно восемь отличников переводились в Варшавскую школу подпрапорщиков (туда принимали детей польских дворян в качестве вольноопределяющихся), где готовились офицеры в польские воинские части — артиллерийские и инженерные или специалисты квартирмейстерской службы, остальные направлялись в польские воинские части подпрапорщиками и впоследствии производились в офицеры.

 Справа здание Калишского КК. Фото 1932 г.