Императорский
Военно-сиротский дом
Одним из столичных
военно-учебных заведений в период, предшествовавший Отечественной
войне 1812 года, стал Императорский Военно-сиротский дом,
основанный 23 декабря 1798 года. Он разделялся на два отделения: в
первом обучались дети офицеров и унтер-офицеров из дворян, погибших
в многочисленных войнах того времени, а также дети обедневших
дворян, которые не смогли определить своих наследников в кадетские
корпуса; во второе отделение помещались сыновья погибших солдат. В
первом отделении было 200 человек, во втором — 800.
Воспитанники первого отделения (они
назывались кадетами) изучали Закон божий, русский и немецкий языки,
арифметику, геометрию, артиллерию, фортификацию, тактику, рисование,
историю и географию. Первоначально на все отделение назначалось
четыре воспитателя на армейских офицеров, обязательно хорошо
владевших как русским, так и немецким языком. Эти же четверо
офицеров должны были преподавать все военные дисциплины. После
окончания курса обучения только отличникам присваивались офицерские
знания, все остальные выпускались в армейские полки юнкерами или
портупей-прапорщиками.
Воспитанникам второго отделения преподавались
Закон божий, русский язык и арифметика, а в специальном «ремесленном
классе»» их обучали «всему, что к пользе войск служить может»,
различным ремеслам: портновскому, сапожному, седельному, кузнечному,
слесарному, столярному, ружейному, каретному, токарному и малярному.
Музыкально одаренных ребят определяли в музыкальный класс, где их
обучали игре на духовых и ударных музыкальных инструментах.
Пятьдесят наиболее способных воспитанников второго отделения по
результатам экзаменов переводились в кадетское отделение и учились
там до выпуска. После выпуска лучшие из них оставались помощниками
учителей. Впоследствии Военно-сиротский дом был переименован в
Павловский кадетский корпус.
ПАВЛОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС
Создан в 1829 г. из Императорского
Военно-сиротского дома. По положению в нем полагалось иметь четыре
строевые роты и одну неранжированную - для воспитанников от 10 до
12 лет; каждая рота состояла из 100 кадет. Таким образом, по штату
в корпусе было 500 кадет, ни которых приходилось 120 воспитателей и
учителей. Просуществовав более 30 лет, Павловский кадетский корпус
был преобразован в 1863 г. в Первое военное Павловское училище, а в
1894 г. - в Павловское военное училище
Московское училище колонновожатых.
Совершенно
особое место в ряду военно-учебных заведений того времени занимает
Московское училище колонновожатых. Училище это основал, оборудовал,
приобрел необходимую литературу, инструменты, пособия, коллекции и
т.д. генерал-майор Николай Николаевич Муравьев, отец уже
известного нам Н.Н. Муравьева, командовавшего Отдельным Кавказским
корпусом и получившего почетную приставку к своей фамилии — Карский.
В
училище принимались молодые люди. имевшие домашнее образование; им в
16 лет присваивалось офицерское звание и после окончания училища они
служили колонновожатыми, то есть офицерами штабов различных уровней.
Обучении и училище было бесплатным.
Учебный курс училища был рассчитан на четыре
класса, в каждом классе, занятия проводились и течение года. Там
преподавались русский, французский, немецкий языки; математика,
топография, тактика, артиллерия, фортификация, строевая подготовка,
фехтование и верховая езда.
Просуществовав всего 8 лет и успев выпустить 180
воспитанников, училище было закрыто, так как подавляющая часть его
учеников приняла участие в восстании декабристов или каким-то
образом поддерживала его. Академик М.В.Нечкипа. считая Московское
училище колонновожатых одним из «очагов воспитания декабристского
мировоззрения»», так оценивала деятельность его основателя
Н.Н.Муравьева-старшего: «Училище колонновожатых своеобразно по
происхождению, несмотря па то. что позже оно выросло в Академию
Генерального штаба, в его возникновении лежала не правительственная,
а общественная инициатива... Хотя ученый-математик и знаток
сельского хозяйства Н.Н. Муравьев-отец и был, по-видимому, далек от
каких бы то ни было политических преобразовательных планов, по его
искренний интерес к передовым идеям, широкий кругозор и дружеское
обращение с молодежью поощряли развитие вольного духа в среде
воспитанников училища колонновожатых...» (Нечкина
М.В. Движение декабристов. М., 1955, Т.1).
Финляндский кадетский корпус
Кроме
этих военно-учебных заведений, в тот период в России существовали
специальные военные школы, которые готовили кадры для национальных
формирований (финских и польских), входивших в состав русской армии.
После присоединения Финляндии к России в 1809
году на месте бывшей шведской военной школы в местечке Гаапаньеми
был основан топографический корпус, который первоначально готовил
военных топографов и офицеров — специалистов штабной службы, но уже
через четыре года там стали готовить из «финляндских уроженцев»
офицеров во все рода войск, принимали туда и детей русских офицеров.
Особенностью этого военно-учебного заведения, которое с 1819 года
стало называться Финляндским кадетским корпусом, в городе
Фридрихсгам было то, что в нем, кроме русского, французского и
немецкого языков, изучали еще финский и шведский. Исторически
сложилось так, что в этом корпусе преподавание математики и
топографии было на очень высоком уровне, поэтому его воспитанники
служили не только в финских частях, но и направлялись для службы в
квартирмейстерской части императорской свиты.
Учебный курс корпуса был рассчитан на 4 года;
кроме Закона божьего и языков, о которых уже упоминалось, изучались
история, география, арифметика, геометрия, алгебра, тригонометрия,
дифференциальное и интегральное исчисление, фортификация,
артиллерия, тактика, топография, были занятия фехтованием, верховой
ездой и строевой подготовкой.
Калишский КК
В 1815 году, после присоединения к России большей
части герцогства Варшавского, на территории России оказался
кадетский корпус в городе Калише, который был основан прусским
королем Фридрихом II в 1793 году. В корпус принимались дети польских
дворян моложе 10 лет. Он состоял из четырех основных учебных классов
и одного подготовительного. Успешно сдавшие экзамены награждались
золотым или серебряным орлом на зеленой ленте, топографическими
инструментами, книгами.
В строевом отношении корпус делился на две роты,
а каждая рота — на отделения во главе с унтер-офицерами из числа
старших и хорошо успевающих кадет. Ежегодно восемь отличников
переводились в Варшавскую школу подпрапорщиков (туда принимали детей
польских дворян в качестве вольноопределяющихся), где готовились
офицеры в польские воинские части — артиллерийские и инженерные или
специалисты квартирмейстерской службы, остальные направлялись в
польские воинские части подпрапорщиками и впоследствии производились
в офицеры.
Справа здание Калишского КК. Фото
1932 г. |