Учительская семинария
Новым для своего времени учебным заведением явилась Учительская семинария военного ведомства, располагавшаяся в здании Московской прогимназии. Как уже отмечалось, в нее могли поступать лица, успешно окончившие военные прогимназии и достигшие 16-летнего возрасте; кроме того, принимались и молодые люди «со стороны»», если они успешно сдавали вступительные экзамены, а также «приходящие ученики» с разрешения Главного управления, сверх комплекта и без всякой платы. Учебный курс семинарии был рассчитан на 3 года и, помимо общепринятых предметов, включал «главные положения о воспитании с общей дидактикой и методикой каждого из предметов военно-прогимназического курса». Первый, или младший, курс считался теоретическим, второй — теоретическим и практическим, третий — практическим. При семинарии действовала образцовая школа для солдатских детей, в которой воспитанники семинарии под руководством своих преподавателей получали первое знакомство с обязанностями воспитателя.
После года службы при положительной аттестации выпускникам Учительской семинарии присваивалась квалификация прогимназических учителей. В военных прогимназиях воспитатели и учителя получали 360 и 240 рублей в год соответственно (к этому прибавлялась казенная квартира и бесплатное питание). После трех лет педагогической деятельности оклады повышались.
Высшие чины ГУВУЗ и члены Конференции педагогических сборов офицеров-воспитателей кадетских корпусов. 1913
Подготовка к экзаменам слушателей Педагогических курсов для офицеров-воспитателей кадетских корпусов.
Подготовка преподавателей и офицеров-воспитателей
Знак об окончании курсов для подготовки офицеров-воспитателей для кадетских корпусов
На должности младших офицеров в военные гимназии, прогимназии и юнкерские училища стали набирать только лиц, прослуживших в строевых частях не менее 4 лет и командовавших ротами. Их ротация из военно-учебных заведений обратно в войска происходила через 5 лет, причем офицеры, служившие в Пажеском и Финляндском корпусах, а также в военных училищах и пришедшие туда из армейских полков, как тогда говорили, «числились по гвардии». Это давало им возможность при «отчислении в строй» переходить или в гвардейские части, или, по их желанию, — в армейские, но с присвоением воинского звания на ступень выше имеющегося. Младшим офицерам, прослужившим 5 лет в военных гимназиях, прогимназиях и юнкерских училищах, также устанавливались определенные льготы.
Все это говорит о том, что благодаря деятельности Милютина, его ближайших помощников и сподвижников создавались благоприятные условия для плодотворной работы военно-учебных заведений. Семинар перед зачетом на Педагогических курсах.
Главное управление всемерно заботилось о подготовке преподавательских кадров и офицеров-воспитателей для кадетских корпусов.
Консультация по физике.
Первоначально на Педагогических курсах готовили только офицеров-воспитателей и выпускников военных училищ, имевших педагогический опыт. В течение девяти месяцев слушатели курсов изучали основы анатомии и физиологии человека (прежде всего ребенка), логики, психологии и патофизиологии, им преподавались учебные курсы по школьной гигиене, физическому воспитанию, давался исторический обзор развития педагогической мысли в России и за рубежом. Кроме теоретических занятий, предусматривались и практические по физике, минералогии, что позволяло будущим воспитателя приобрести навыки для проведения внеклассной работы с детьми. Значительная часть времени отводилась для самостоятельного изучения литературы по учебной и воспитательной работе. Слушатели обязаны были подготовить один-два реферата по избранной тематике.
После первого выпуска принимается решение увеличить курс обучения еще на один год, с тем, чтобы слушатели могли продолжить практические занятия по физике и естествознанию, экспериментальной психологии.
Выпуск Педагогических курсов для офицеров-воспитателей 1913 года
С 1903 года открылись двухгодичные курсы для подготовки преподавателей кадетских корпусов. Первый год посвящался изучению тех же предметов, что были у воспитателей, а также составлению рефератов по истории педагогики и психологии, проведению физических опытов и наблюдений, посещению занятии по избранному учебному предмету. На втором году обучения слушатели курсов подробно изучали методику организации и проведения классных и внеклассных занятий, получали практику составления планов уроков, посещали занятия в столичных кадетских корпусах и сами их проводили под контролем опытных педагогов. Результаты практических занятий разбирались на практических конференциях в присутствии постоянного состава и слушателей курсов. Надо отметить, что выпускники Педагогических курсов после двух лет интенсивной учебы получали хорошую теоретическую и практическую подготовку, и в кадетские корпуса приходили достаточно подготовленные педагоги. Ежегодно курсы выпускали около 30 офицеров-воспитателей и 12—15 преподавателей по различным дисциплинам. Число выпускников, на первый взгляд, невелико, но в Главном управлении справедливо полагали, что офицеры, прошедшие основательную подготовку в небольших учебных группах па Педагогических курсах, станут надежным костяком в педагогических коллективах кадетских корпусов, и на них можно будет смело положиться.
Большую помощь при подготовке преподавателей и воспитателей оказывала существовавшая с 1863 года Центральная педагогическая библиотека, которая в 1887 году была преобразована в библиотеку Главного управления военно-учебных заведений; Не дублируя деятельность Педагогического музея, библиотека собирала и систематизировала многочисленные материалы, имевшие отношение к вопросам учебно-воспитательного процесса и военно-учебных заведениях, материально-технического их обеспечения и т.д. В библиотеке хранились приказы, инструкции и наставлении Главного управления военно-учебных заведений, исторические обзоры кадетских корпусов, юнкерских и военных училищ, учебные пособия для военно-учебных заведений, издаваемые не только в России, но и за рубежом, труды русских и зарубежных педагогов, различные справочные материалы (каталоги имеющейся литературы рассылались по всем вузам, и любой служащий военно-учебного заведения мог заказать интересующий его материал, который в библиотеке литографировался и направлялся адресату, при этом почтовые расходы оплачивались за его счет). В одном из документов, означенном как «Общие положения для военно-учебных заведений», задачи преподавательской и воспитательной работы формулировались следующим образом: «Воспитание должно сообщать характеру юноши нравственную устойчивость, необходимость для того, чтобы усвоенные им взгляды и убеждения он неотступно проводил в самой жизни и энергически противостоял многообразным ее искушениям; без этого, основного элемента воспитания, все фактические знания и все так называемое практическое развитие не только не окажут пользы, но принесут положительный вред воспитаннику, хотя, быть может, сделают его небесполезной, иногда же и весьма вредной, машиной в общественном организме».
|