Учительская семинария

 

Новым для своего времени учебным заведением явилась Учительская семинария военного ведомства, располагавшаяся в здании Московской прогимназии. Как уже отмечалось, в нее могли поступать лица, успешно окончившие военные прогимназии и достигшие 16-летнего возрасте; кроме того, принимались и молодые люди «со стороны»», если они успешно сдавали вступительные экзамены, а также «приходящие ученики» с разрешения Главного управления, сверх комплекта и без всякой платы. Учебный курс семинарии был рассчитан на 3 года и, помимо общепринятых предметов, включал «главные положения о воспитании с общей дидактикой и методикой каждого из предметов военно-прогимназического курса». Первый, или младший, курс считался теоретическим, второй — теоретическим и практическим, третий — практическим. При семинарии действовала образцовая школа для солдатских детей, в которой воспитанники семинарии под руководством своих преподавателей получали первое знакомство с обязанностями воспитателя.

 

Успешно закончившие курс Учительской семинарии могли быть оставлены для работы в споем учебном заведении или, как исключение, прикомандировывались к военным гимназиям с правом преподавания в младших классах. Однако большая часть распределялась на должности воспитателей и преподавателей в военные прогимназии и фельдшерские школы. Выпускникам семинарии присваивался гражданский XII классный чин и выдавалось пособие в 150 рублей «на обмундирование». Ежегодно среди трех лучших выпускников семинарии делили проценты с капитала и 1750 рублей, завещанного для этих целей еще графом Аракчеевым в 1826 году в одну из тогдашних школ военного ведомства.

После года службы при положительной аттестации выпускникам Учительской семинарии присваивалась квалификация прогимназических учителей. В военных прогимназиях воспитатели и учителя получали 360 и 240 рублей в год соответственно (к этому прибавлялась казенная квартира и бесплатное питание). После трех лет педагогической деятельности оклады повышались.

 

Высшие чины ГУВУЗ и члены Конференции

педагогических сборов офицеров-воспитателей

 кадетских корпусов. 1913

 

Как видим, в те времена труд воспитателей оценивался значительно выше, чем преподавателей. Наверное, это было естественно, т.к. теоретические вопросы воспитания тогда еще не были так глубоко разработаны, как дидактические, к которым в основном был прикован интерес педагогов. Поэтому воспитателям приходилось зачастую самим, действуя методом проб и ошибок, находить формы и способы своего нелегкого и ответственного труда. Надо сказать, что и Главное управление военно-учебных заведений постоянно подчеркивало приоритет воспитания над образованием, считая, что четкая воинская дисциплина, порядок и организованность должны являться не конечным результатом воспитания, а только его начальной ступенью; воспитание же должно глубоко проникать в душевный мир юноши, влиять на его сознание, психику, чувства, развивать моральные представления и ценности. Когда в гимназиях удалось навести порядок и освободиться от дурного наследия последнего периода существования кадетских корпусов (причем в данном случае меры принимались самые жесткие: переростков, отличавшихся буйным нравом и не желавших подчиняться новым порядкам, немедленно отчисляли в войска юнкерами или возвращали родителям), началась разработка методики нравственного воспитания Гимназистов на основе принципов, предложенных лучшими педагогами-новаторами России и Европы.

Подготовка к экзаменам слушателей Педагогических курсов

для офицеров-воспитателей кадетских корпусов.

 

Подготовка преподавателей и офицеров-воспитателей

 

Как уже говорилось, при 2-й Петербургской военной гимназии были открыты специальные педагогические курсы для тех, кто уже имел высшее образование и хотел преподавать в военных гимназиях. Специализация давалась минимум по двум предметам, причем одним из них в обязательном порядке должен был быть русский язык. Для тех, кто собирался преподавать французский или немецкий языки, существовало условие: кандидаты должны были до поступления на курсы окончить учебное заведение языкового профиля в России или за границей, иметь практику в работе с иностранным языком и знать латынь. По окончании двухгодичного курса слушатели зачислялись на должности штатных преподавателей в военных гимназиях с окладом не менее 900 рублей в год (нагрузка преподавателей была не более 15 часов в неделю). Занятия на курсах вели известные в свое время педагоги Н.Н.Алексеев, К.К.Сент-Илер, И.Ф.Рашсвский, Д.Д.Семенов, Л.Н.Модзалевский и другие.

Знак об окончании курсов для подготовки

офицеров-воспитателей для кадетских корпусов

 

Но педагогические курсы не успевали быстро подготовить необходимое число преподавателей, поэтому желающим предоставлялась возможность сдавать установленные экзамены комиссии Главного управления военно-учебных заведений, после чего они назначались на преподавательские должности.

На должности младших офицеров в военные гимназии, прогимназии и юнкерские училища стали набирать только лиц, прослуживших в строевых частях не менее 4 лет и командовавших ротами. Их ротация из военно-учебных заведений обратно в войска происходила через 5 лет, причем офицеры, служившие в Пажеском и Финляндском корпусах, а также в военных училищах и пришедшие туда из армейских полков, как тогда говорили, «числились по гвардии». Это давало им возможность при «отчислении в строй» переходить или в гвардейские части, или, по их желанию, — в армейские, но с присвоением воинского звания на ступень выше имеющегося. Младшим офицерам, прослужившим 5 лет в военных гимназиях, прогимназиях и юнкерских училищах, также устанавливались определенные льготы.

В подготовку воспитателей, как военнослужащих, так и гражданских, вносил свою лепту уже упоминавшийся Педагогический музей, при котором организовывались лекции, семинары, практические занятия. Музей вел научную работу по широкому спектру проблем педагогики, педиатрии, школьной гигиены; издавались научные разработки, пособия и рекомендации по этим вопросам, выпускалась методическая литература, учебные и наглядные пособия. На международных выставках в Париже (1875 и 1878 г.), в Лондоне (1875 г.), Филадельфии (1876 г.) и в Брюсселе (1876 г.) коллекции петербургского Педагогического музея неизменно удостаивались призовых мест.

Все это говорит о том, что благодаря деятельности Милютина, его ближайших помощников и сподвижников создавались благоприятные условия для плодотворной работы военно-учебных заведений.

Семинар перед зачетом на Педагогических курсах.

 

 

Главное управление всемерно заботилось о подготовке преподавательских кадров и офицеров-воспитателей для кадетских корпусов.

В 1890 году при Педагогическом музее были воссозданы курсы по подготовке офицеров воспитателей. Руководство этими курсами возложили на директора музея генерал лейтенанта А.Н.Макарова. Генерал Макаров хорошо знал обстановку в военно-учебных заведениях и активно взялся за порученное дело. В одном из писем к своему бывшем начальнику Д.А.Милютину он писал: «...Настоящее положение наших кадетских корпусов, напоминающее старые военно-учебные заведения, требует самых серьезных мер для поднятия в них дела воспитания. В основу учебно-воспитательного дела современных кадетских корпусов необходимо снова положить те разумные серьезные педагогически начала, какие признавались необходимыми для бывших военных гимназий... Я не теряю еще веры в возможность улучшения дела в кадетских корпусах и убежден, что при серьезном отношении к ним они могут сделаться хорошими рассадниками образованных офицеров» (Отдел рукописей ГБЛ. Фонд Д.А.Милютина. Картон 68. Д. 9. Письмо о 4 января 1903 г.).

Консультация по физике.

 

Первоначально на Педагогических курсах готовили только офицеров-воспитателей и выпускников военных училищ, имевших педагогический опыт. В течение девяти месяцев слушатели курсов изучали основы анатомии и физиологии человека (прежде всего ребенка), логики, психологии и патофизиологии, им преподавались учебные курсы по школьной гигиене, физическому воспитанию, давался исторический обзор развития педагогической мысли в России и за рубежом.

Кроме теоретических занятий, предусматривались и практические по физике, минералогии, что позволяло будущим воспитателя приобрести навыки для проведения внеклассной работы с детьми.

Значительная часть времени отводилась для самостоятельного изучения литературы по учебной и воспитательной работе. Слушатели обязаны были подготовить один-два реферата по избранной тематике.

 

После первого выпуска принимается решение увеличить курс обучения еще на один год, с тем, чтобы слушатели могли продолжить практические   занятия по физике и естествознанию, экспериментальной психологии.

Выпуск Педагогических курсов для офицеров-воспитателей 1913 года

 

С 1903 года открылись двухгодичные курсы для подготовки преподавателей кадетских корпусов.

Первый год посвящался изучению тех же предметов, что были у воспитателей, а также составлению рефератов по истории педагогики и психологии, проведению физических опытов и наблюдений, посещению занятии по избранному учебному предмету.

На втором году обучения слушатели курсов подробно изучали методику организации и проведения классных и внеклассных занятий, получали практику составления планов уроков, посещали занятия в столичных кадетских корпусах и сами их проводили под контролем опытных педагогов. Результаты практических занятий разбирались на практических конференциях в присутствии постоянного состава и слушателей курсов.

Надо отметить, что выпускники Педагогических курсов после двух лет интенсивной учебы получали хорошую теоретическую и практическую подготовку, и в кадетские корпуса приходили достаточно подготовленные педагоги. Ежегодно курсы выпускали около 30 офицеров-воспитателей и 12—15 преподавателей по различным дисциплинам. Число выпускников, на первый взгляд, невелико, но в Главном управлении справедливо полагали, что офицеры, прошедшие основательную подготовку в небольших учебных группах па Педагогических курсах, станут надежным костяком в педагогических коллективах кадетских корпусов, и на них можно будет смело положиться.

 

Большую помощь при подготовке преподавателей и воспитателей оказывала существовавшая с 1863 года Центральная педагогическая библиотека, которая в 1887 году была преобразована в библиотеку Главного управления военно-учебных заведений;

Не дублируя деятельность Педагогического музея, библиотека собирала и систематизировала многочисленные материалы, имевшие отношение к вопросам учебно-воспитательного процесса и военно-учебных заведениях, материально-технического их обеспечения и т.д. В библиотеке хранились приказы, инструкции и наставлении Главного управления военно-учебных заведений, исторические обзоры кадетских корпусов, юнкерских и военных училищ, учебные пособия для военно-учебных заведений, издаваемые не только в России, но и за рубежом, труды русских и зарубежных педагогов, различные справочные материалы (каталоги имеющейся литературы рассылались по всем вузам, и любой служащий военно-учебного заведения мог заказать интересующий его материал, который в библиотеке литографировался и направлялся адресату, при этом почтовые расходы оплачивались за его счет).

В одном из документов, означенном как «Общие положения для военно-учебных заведений», задачи преподавательской и воспитательной работы формулировались следующим образом: «Воспитание должно сообщать характеру юноши нравственную устойчивость, необходимость для того, чтобы усвоенные им взгляды и убеждения он неотступно проводил в самой жизни и энергически противостоял многообразным ее искушениям; без этого, основного элемента воспитания, все фактические знания и все так называемое практическое развитие не только не окажут пользы, но принесут положительный вред воспитаннику, хотя, быть может, сделают его небесполезной, иногда же и весьма вредной, машиной в общественном организме».