РУССКАЯ ВОЕННАЯ ШКОЛА В ЗАРУБЕЖЬЕ

 

Много десятилетий минуло с той поры, когда в Петрограде прогремела октябрьская канонада. Тысячи русских людей, не принявших идей социализма, навсегда оставили Родину. Время заставляет нас заново переосмыслить многое, в том числе судьбу русской военной школы в зарубежье.

После февраля 1917 года военно-учебные заведения России в полной мере разделили трагическую судьбу всей русской армии. Воспитанники прославленных российских военных училищ и кадетских корпусов оказались в водовороте вооруженной борьбы. Более двух недель продолжались в Москве бои юнкеров Александровского военного училища и трех кадетских корпусов с красногвардейскими отрядами. Большая часть юнкеров и кадет, отказавшись сложить оружие, погибла на боевых позициях. В Петрограде юнкера и кадеты, вступив в неравную схватку, вынуждены были покинуть свои учебные заведения,

 

После разгрома кадетских корпусов, расположенных на Волге, воспитанники Ярославского, Симбирского и Нижегородского корпусов пробились к Оренбургу и там влились в состав местных кадетских корпусов.

 

Псковский кадетский корпус, переведенный в 1917 году в Казань, во время октябрьских событий в полном составе присоединился к юнкерам Казанского военного училища. В 1918 году кадеты — псковичи походным порядком с развернутым знаменем выступили в Иркутск.

 

В декабре 1917 года строевая рота Оренбургского — Неплюевского кадетского корпуса присоединилась к отряду оренбургских казаков атамана Дутова, в рядах которого кадеты приняли участие в боях под Карагандой. Вскоре кадетская рота вошла в состав Оренбургского казачьего училища, образовав экипажи бронепоездов «Витязь», «Слава офицера» и «Россия».

 

Три дня держали оборону своего учебного заведения юнкера Одесского пехотного училища, после чего организованным порядком отошли на Дон и вступили в ряды Добровольческой армии. Юнкерам Киевского пехотного военного училища после боев в городе удалось захватить поезд, сформировать эшелон и в полном составе выехать на Кубань. Здесь юнкера приняли участие в боях на подступах к Екатеринодару (январь-февраль 1918 г.) и в Кубанском походе (февраль-август 1918 г.). С августа училище возобновило свою учебную деятельность в Феодосии, однако через несколько месяцев вновь приняло участие в боевых действиях в Крыму и на Кубани (за участие в боях училищу были пожалованы серебряные трубы с лентами ордена Св. Николая Чудотворца и право проходить церемониальным маршем «ружья на руку»).

 

Вступив в должность главнокомандующего вооруженными силами на Юге России, генерал Врангель издал приказ об отзыве из армии добровольцев с незаконченным средним образованием. Аналогичные приказы были отданы войсковыми атаманами Дона, Кубани и Терека. Откомандированные из действующей армии юноши направлялись в созданный в Крыму на основе Полтавского и Владикавказского кадетских корпусов новый Крымский кадетский корпус (Ореанда).

В Феодосии на базе Сумского кадетского корпуса был открыт интернат для малолетних кадет.

Казачья молодежь направлялась во Второй Донской кадетский корпус (Евпатория).

Гардемарины продолжали свое образование в новом Морском кадетском корпусе, который открылся в Севастополе.

 

Генерал Врангель с младшим кадетом

 

В ноябре 1920 года вместе с частями белой армии за границу был выведен ряд кадетских корпусов: Крымский и Второй Донской — в Югославию; Морской кадетский корпус вместе с флотом ушел в Тунис (Бизерту), откуда был переведен и Джебель-Кебир, где и просуществовал несколько лет; Первый Донской кадетский корпус обосновался в Египте (Исмаилия); Второй Донской первоначально разместился в Стрниште (Югославия), а затем был передислоцирован в Билечу, на границе Черногории и Герцеговины; Крымский кадетский корпус продолжил свои занятия в Белой Церкви (Югославия), вблизи румынской границы.

 

В марте 1920 года из остатков Владимирского, Киевского и Одесского корпусов был образован Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус (Югославия). При корпусе имелся музей военно-учебных заведений. Среди хранившихся там 48 знамен были вывезенные из России знамена Псковского, Полоцкого, Симбирского и Сумского кадетских корпусов. Первый русский кадетский корпус просуществовал до 1944 года. При подходе советских войск к Белграду корпус был передислоцирован из Сараево в Чехословакию, а затем на немецкую территорию, оккупированную американскими войсками (Шлейхайм).

 

В 1922 году, после установления советской власти в Приморье, с Русского острова (Владивосток) были вывезены кадеты Омского и Хабаровского кадетских корпусов. До 1924 года они обучались в Китае (Шанхай), а затем переведены в Югославию и распределены в Донской и Первый русский кадетские корпуса.

 

Военный лагерь в Галлиполи. Генерал Врангель на смотре войск.

 

В Галлиполи (Турция) приказом генерала Врангеля от 19 июля 1922 года было воссоздано знаменитое Николаевское кавалерийское училище, юнкерский эскадрон которого с 1920 года принимал участие в боевых действиях в составе так называемого «учебного дивизиона». Переведенное в 1921 году в Белую Церковь (Югославия), Николаевское кавалерийское училище просуществовало до 1923 года и успело сделать три офицерских выпуска.

Юнкера Николаевского кавалерийского училища следуют на занятия

Генерал Кутепов инспектирует юнкеров

Кубанского Алексеевского военного училища

 

Часть военно-учебных заведений была размещена в Болгарии. В их числе — Кубанское генерала Алексеева военное училище, первоначально размещенное в Греции (о.Лемнос). Расквартированное в казармах г. Тырново, училище произвело два выпуска в 1921 и в 1922 годах, после чего в соответствии с приказом главнокомандующего русской армией перешло на работы «для обеспечения своего существования и сохранения офицерского кадра».

Несколько лет функционировали в Болгарии Сергиевское артиллерийское, Александровское пехотное и Николаевское инженерное училища.

 

Дольше других просуществовал кадетский корпус-лицей государя императора Николая II. Он был основан в январе 1922 года во Франции. Обучение и воспитание проводились в духе лучших традиций российских кадетских корпусов. В корпус принимались дети и внуки русских эмигрантов, имевших отношение к белому движению. История существования корпуса, безусловно, заслуживает отдельного исследования, поскольку не имеет аналогов в мировой педагогической практике. Корпус-лицей функционировал до конца 60-х годов на пожертвования Лидии Павловны Детерлинг, известной в Европе общественной деятельницы.

Унеся на чужбину свои знамена, русское воинство наиглавнейшей задачей определило подготовку офицерских кадров для будущего возрождения армии. С этой целью во Франции в конце 20-х годов были созданы военно-научные, военно-училищные и военно-технические курсы.

Во главе Высших военно-научных курсов находился известный военный теоретик генерал-лейтенант профессор Н.Н.Головин. Благодаря его организаторскому таланту были сплочены лучшие научные силы русской эмиграции: профессора Нольде, Вернадский, Гулевич, генералы Алексеев, Виноградский, Баранов, Репьев, Ставицкий и другие. Структура курсов включала в себя младший, старший и дополнительный (высший) курс. Среди учебных предметов были: война и международное право, война и экономическая жизнь, эволюция новейшего военного искусства, перспективы будущих артиллерийских возможностей. На занятиях по стратегии и тактике детально изучались русские операции в Восточной Пруссии, а также боевые действия белой армии в гражданской войне. Обучение было платным, число обучающихся не превышало ста человек. Как правило, слушателями являлись офицеры, имевшие высшее или среднее образование.

С 1930 года при Высших военно-научных курсах открываются военно-училищные курсы для обучения молодых людей, желающих получить теоретическую подготовку, необходимую для службы в качестве офицера. На курсы принимались юноши, достигшие 16-летнего возраста, годные по здоровью для службы в армии и получившие образование, соответствующие 4 классам кадетского корпуса или гимназии. Кроме того, поступающие должны были иметь рекомендацию от организации Русского общевоинского союза, в которой они состояли, или от лица, известного в кругах эмиграции. Программа курсов была рассчитана на один год и включала в себя такие предметы, как тактика пехоты, артиллерии, кавалерии, воздушных и технических войск, полевое военно-инженерное и подрывное дело, боевая химия, военная география, топография, краткие сведения по русской военной истории, организация и вооружение войск, уставы и военное воспитание. По окончании курсов необходимо было сдать экзамены, после чего выдавалось соответствующее удостоверение.

Одновременно были открыты военно-технические курсы для желающих получить военно-инженерное образование. Программа курсов приравнивалась к Николаевской инженерной академии и по времени была рассчитана на три семестра, каждый продолжительностью около 8 месяцев. Инициатором создания курсов выступило объединение бывших воспитанников Николаевского инженерного училища и академии, возглавляемое генерал-майором Е.Ю.Бемом. Порядок поступления был такой же, как на военно-училищные курсы. Образовательный ценз определялся 6 классами кадетского корпуса или гимназии. Программа обучения предполагала следующие предметы: математика, сопротивление материалов, термодинамика, военные сообщения, геодезия, теоретическая механика и физика, техническое черчение, военно-инженерное сооружение, химия, электротехника, прикладная механика, строительное искусство и материалы, минное искусство и взрывчатые составы.

 

Русская военная школа в зарубежье имела свои периодические издания. Общество ревнителей военных знаний в Югославии издавало военно-научный и военно-исторический журнал «Военный сборник». Редакционную коллегию возглавлял профессор Н.Н. Головин.

По инициативе известного военного деятеля генерал-лейтенанта Е.Ф. Новицкого в Югославии вышел в свет военно-научный журнал «Вестник военных знаний». Кроме того, военно-научные материалы регулярно публиковались в таких изданиях, как «Артиллерийский журнал» (Париж), «Часовой» (Париж), «Вестник объединения российских Пажеского, Морского кадетского корпусов в Королевстве Югославии».

 

Русский общевоинский союз, созданный и конце 20-х годов в эмиграции, взял на себя общее руководство полковыми объединениями, военными союзами и организациями, разбросанными по всему миру от Японии до Соединенных Штатов Америки. В рамках Русского общевоинского союза объединились и бывшие воспитанники военно-учебных заведений. Отдельными организациями  были представлены Константиновское военное училище (Франция), Александровское военное училище (Франция),  Корниловское военное училище (Люксембург), Сергиевское артиллерийское училище (Франция), Николаевское инженерное училище (Болгария), Офицерская артиллерийская школа (Болгария), Атаманское казачье военное училище (представлено во Франции и в Болгарии), Кубанское генерала Алексеева военное училище (Болгария).

Отделения Русского общевоинского союза были созданы также в действующих военно-учебных заведениях: Первом русском кадетском корпусе (Югославия), Донском кадетском корпусе (Югославия) и Корпусе-лицее государя императора Николая II (Франция).

 

В среде русской военной эмиграции создавались организации бывших воспитанников российских военно-учебных заведений. К началу 30-х годов таковыми являлись: общество бывших юнкеров Елисаветградского кавалерийского училища (Югославия), общество Николаевского кавалерийского училища (Югославия), общество офицеров Интендантской академии (Югославия), общество взаимопомощи воспитанников Николаевской инженерной академии и училища (Югославия), объединение юнкеров Одесского военного училища (Франция), всероссийский союз кадет (Франция), объединение бывших кадет Аракчеевского кадетского корпуса (Франция), союз пажей (Франция), кружок питомцев Морского училища и Морского корпуса (Югославия), общество бывших воспитанников Морского инженерного училища (Франция).

Члены этих обществ осуществляли взаимную материальную и другую помощь, занимались пропагандой российских военных традиций среди эмигрантской молодежи. Своеобразным девизом организаций русской военной эмиграции были известные слова генерала А.М.Драгомирова о том, что «армия — это священное воинское братство, тесно связанное круговой порукой, в котором все должны помогать Друг другу, где пет места ни взаимному недоверию, ни недоброжелательству, ни тем более каким-либо интригам, унижающим воина».

 

Проявлением заботы о подрастающем поколений явилось создание национальной организации русских скаутов во Франции и русских разведчиков на Дальнем Востоке. Новая структура получила наименование «Помни Россию» и перешла под покровительство великого князя Александра Михайловича. На специальном значке русских скаутов был начертан девиз «Будь готов». Возглавляли организации скаутов во Франции (Париж) и в Китае (Харбин) кадровые военные. Обучение юношей во Франции проводилось по регионам; в летнее время организовывался выезд в лагеря продолжительностью от 4 до 10 недель. Скауты имели свой печатный орган — ежемесячный журнал «Помни Россию», выходивший в Бельгии.

Заканчивая краткий обзор положения русской военной школы в зарубежье, отметим большую созидательную работу передовых деятелей русской эмиграции по сохранению системы отечественного военного образования и самого духа русского воинства.

Русского офицера всегда отличало обостренное чувство чести. Повинуясь ему, десятки тысяч людей вставали под знамена добровольческой армии, на которых было начертано: «За Россию единую, великую и неделимую». Можно по-разному трактовать историю братоубийственной гражданской войны, предоставим это право времени, оно непременно расставит все по своим местам. Не будем только при этом забывать, что десятилетиями нас приучали видеть в белом офицерстве классовых врагов, а не соотечественников, которым судьба Отчизны была не менее дорога, чем нам.